Jump to content

История Восточной Германии

Флаг Германской Демократической Республики , 1959–1990 гг.

Германская Демократическая Республика (ГДР), немецкий : Deutsche Demokratische Republik ( DDR ), часто известная на английском языке как Восточная Германия , существовала с 1949 по 1990 год. [ 1 ] Он охватывал территорию современных немецких земель Мекленбург-Передняя Померания , Бранденбург , Берлин (исключая Западный Берлин ), Саксонию , Саксонию-Анхальт и Тюрингию . Эта территория была оккупирована Советским Союзом в конце Второй мировой войны, за исключением бывших восточных земель, аннексированных Польшей и Советским Союзом , а оставшаяся территория Германии к западу оккупирована британской, американской и французской армиями. После экономического и политического объединения трех западных оккупационных зон под единой администрацией и создания Федеративной Республики Германия (ФРГ, в просторечии Западной Германии ) в мае 1949 года была основана Германская Демократическая Республика (ГДР или Восточная Германия). 7 октября 1949 года как суверенное государство.

Восточной Германии Политическая и экономическая система отражала ее статус части Восточного блока союзных Советскому Союзу коммунистических стран , где нация управлялась Социалистической единой партией Германии (СЕПГ) и действовала с командной экономикой в ​​​​течение 41 года до 3 октября 1990 года. когда Восточная и Западная Германия были объединены, второй а первая была поглощена существующей системой либеральной демократии и рыночной экономики .

Сотворение, 1945–1949 гг.

[ редактировать ]

Отдел Германии

[ редактировать ]
Границы зоны оккупации в Германии, 1947 год. Территории к востоку от линии Одер-Нейсе , находящиеся под польской и советской администрацией/аннексией, показаны белым цветом, как и отдельный протекторат Саар . Берлин — многонациональный район внутри советской зоны.

Ялтинская конференция

[ редактировать ]

На Ялтинской конференции , состоявшейся в феврале 1945 года, США , Великобритания и Советский Союз договорились о разделе Германии на оккупационные зоны . Советский лидер Иосиф Сталин выступал за сохранение единства Германии, но поддерживал ее разделение между союзниками , и эту точку зрения он подтвердил в Потсдаме. [ 2 ] Оценив территорию, которую захватят сходящиеся армии западных союзников и Советского Союза, Ялтинская конференция определила демаркационную линию соответствующих зон оккупации. Было также решено создать «Комитет по расчленению Германии». Целью было решить, должна ли Германия быть разделена на несколько наций, и если да, то какие границы и взаимоотношения должны были иметь новые немецкие государства. После капитуляции Германии Контрольный совет союзников , представляющий США, Великобританию, Францию ​​и Советский Союз, взял на себя государственную власть в послевоенной Германии. Однако экономическая демилитаризация (особенно демонтаж промышленного оборудования) была обязанностью каждой зоны в отдельности.

Линия Одер-Нейсе

Потсдамская конференция

[ редактировать ]

Потсдамская конференция в июле/августе 1945 года официально признала зоны и подтвердила юрисдикцию Советской военной администрации в Германии (нем. Sowjetische Militäradministration in Deutschland , SMAD) от рек Одер и Нейсе до демаркационной линии. В советскую оккупационную зону вошли бывшие земли Бранденбург , Мекленбург-Передняя Померания , Саксония , Саксония-Анхальт и Тюрингия . Город Берлин был передан под контроль четырех держав. Немецкая территория к востоку от линии Одер-Нейсе , равная по размеру советской оккупационной зоне, была передана Польше и Советскому Союзу для фактической аннексии. Эта передача территории рассматривалась как компенсация за военную оккупацию нацистской Германией Польши и частей Советского Союза. Миллионы немцев, все еще остававшиеся в этих районах в соответствии с Потсдамским соглашением, были в течение нескольких лет изгнаны и заменены польскими поселенцами (см. « Изгнание немцев после Второй мировой войны »), в то время как миллионы этнических немцев из других стран Восточной Европы хлынули в союзные страны. - оккупированная Германия. Эта миграция была до такой степени, что ко времени основания Германской Демократической Республики от трети до четверти населения Восточной Германии было Heimatvertriebene , то есть этнические немецкие мигранты, которые бежали или были изгнаны в рамках более широкой тенденции перемещения населения между странами и регионами Восточной Европы после Второй мировой войны. [ 3 ]

Карта, показывающая различные границы и территории Польши и Германии в 20 веке, нынешние территории Германии и Польши выделены темно-серым цветом.
Марка Восточной Германии 1951 года, посвященная Згожелецкому договору , устанавливающему линию Одер-Нейсе в качестве «границы мира», с изображением президентов Вильгельма Пика (ГДР) и Болеслава Берута (Польша).

Репарации

[ редактировать ]
Политика распределения «излишков» немецкой тяжелой промышленности в рамках планов «Уровня промышленности».

Каждая оккупационная держава пришла к власти в своей зоне к июню 1945 года. Первоначально державы проводили общую немецкую политику, направленную на денацификацию и демилитаризацию в рамках подготовки к восстановлению демократического немецкого национального государства. Однако со временем западные зоны и советская зона разошлись экономически, не в последнюю очередь из-за того, что Советы гораздо чаще использовали демонтаж немецкой промышленности, находившейся под его контролем, в качестве формы репараций . Репарации были официально согласованы между союзниками со 2 августа 1945 года, при этом «переселения» до этой даты не учитывались. По данным МИД СССР, советские войска, организованные в специализированные «трофейные» батальоны, вывезли 1,28 млн тонн материалов. [ нужны разъяснения ] и 3,6 млн тонн оборудования, а также большое количество сельскохозяйственной продукции). [ 4 ] На Потсдамской конференции не удалось достичь соглашения о репарациях, но к декабрю 1947 года стало ясно, что западные правительства не желают удовлетворять советский запрос о выплате 10 миллиардов долларов в виде репараций (которые Советы приняли во внимание, подсчитав общий военный ущерб в 128 миллиардов долларов). ). [ 5 ] (Напротив, немцы оценивают общие потери немецкой собственности из-за изменений границ, продвигаемых СССР, и изгнания населения в 355,3 миллиарда немецких марок ). [ 6 ] В результате Советы стремились вывести 10 миллиардов долларов из своей оккупационной зоны в восточной Германии в дополнение к вывозу трофеев. [ нужны разъяснения ] ; По оценкам Наймарка (1995), к началу 1950-х годов в материальной форме было передано 10 миллиардов долларов, в том числе в 1945 и 1946 годах более 17 000 фабрик, что составляет треть производственного капитала восточной оккупационной зоны. [ 7 ]

В западных зонах демонтаж и/или разрушение немецкой промышленности продолжалось до 1951 года в соответствии с (несколько раз измененным) соглашением о «немецком уровне промышленности», связанным с Потсдамской конференцией , согласно которому Германия должна была рассматриваться как единое целое и превращаться в «экономика сельского хозяйства и легкой промышленности». К концу 1948 года США демонтировали или уничтожили все связанные с войной производственные мощности в своей оккупационной зоне. [ 8 ] В соответствии с соглашениями с СССР, отправка демонтированных промышленных объектов с запада началась 31 марта 1946 года. По условиям соглашения Советский Союз взамен отправлял сырье, такое как продовольствие и древесину, в западные зоны. Когда Советы не выполнили свою часть соглашения, США временно приостановили поставки на восток, и они так и не возобновились. Позже было показано, что, хотя эти события впоследствии были использованы в пропагандистских целях «холодной войны» против Советского Союза, основной причиной прекращения поставок на восток было не поведение СССР, а, скорее, непокорность Франции. [ 9 ] Материал, полученный СССР, включал оборудование шарикоподшипникового завода «Кугель-Фишер» в Швайнфурте , «Даймлер-Бенц» подземного авиамоторного завода в Обригхайме , верфей «Дешимаг» в Бремен-Везере и электростанции Гендорф. [ 10 ] [ 11 ]

Военная промышленность, а также предприятия, принадлежавшие государству, нацистским активистам и военным преступникам, были конфискованы советскими оккупационными властями. Эти отрасли составляли около 60% всего промышленного производства в советской зоне. Большая часть тяжелой промышленности (составляющая 20% от общего объема производства) была востребована Советским Союзом в качестве репараций, и были созданы советские акционерные общества (нем. Sowjetische Aktiengesellschaften —SAG). Оставшаяся конфискованная промышленная собственность была национализирована , в результате чего 40% общего объема промышленного производства осталось частным предприятиям .

Аграрные реформы

[ редактировать ]

Аграрная реформа ( Bodenreform ) экспроприировала всю землю, принадлежавшую владельцам более 100 гектаров земли, а также бывшим нацистам и военным преступникам , и, как правило, ограничила право собственности до 1 квадратного километра (0,39 квадратных миль). Около 500 юнкерских имений были преобразованы в коллективные народные хозяйства (нем. Landwirtschaftliche Produktionsgenossenschaft —LPG), а более 30 000 квадратных километров (12 000 квадратных миль) были распределены между 500 000 крестьян-фермеров, сельскохозяйственных рабочих и беженцев . Были также созданы совхозы, называемые Volkseigenes Gut (Государственная собственность).

Политическая напряженность

[ редактировать ]

Растущие экономические разногласия в сочетании с развитием политической напряженности между США и Советским Союзом (которая в конечном итоге переросла в холодную войну ) проявились в отказе в 1947 году СМАД принять участие в плане Маршалла США . В марте 1948 года США, Великобритания и Франция встретились в Лондоне и договорились объединить западные зоны и создать Западногерманскую республику . Советский Союз ответил выходом из Контрольного совета союзников и подготовился к созданию восточногерманского государства. Разделение Германии стало очевидным благодаря денежной реформе 20 июня 1948 года, которая ограничивалась западными зонами. Три дня спустя в советской зоне была проведена отдельная денежная реформа. Введение немецкой марки в западные сектора Берлина, вопреки воле советского верховного главнокомандующего, побудило Советский Союз ввести блокаду Берлина , чтобы попытаться получить контроль над всем Берлином. Западные союзники решили снабжать Берлин воздушным мостом . Это продолжалось 11 месяцев, пока Советский Союз не снял блокаду 12 мая 1949 года.

Политические события

[ редактировать ]

СМАД Постановление от 10 июня 1945 г. разрешило создание антифашистских демократических политических партий в советской зоне; выборы в новые законодательные собрания штатов были назначены на октябрь 1946 года. Демократически-антифашистская коалиция, в которую вошли КПГ , СДПГ , новый Христианско-демократический союз ( Christlich-Demokratische Union —CDU) и Либерально-демократическая партия Германии ( Liberal Demokratische Partei). Deutschlands —LDPD), была образована в июле 1945 года. КПГ (600 000 членов, во главе с Вильгельм Пик ) и СДПГ в Восточной Германии (с 680 000 членов во главе с Отто Гротеволем ), находившаяся под сильным давлением со стороны коммунистов , в апреле 1946 года слились в Социалистическую единую партию Германии ( Sozialistische Einheitspartei Deutschlands —SED) под давлением от оккупационных властей. На выборах в октябре 1946 года СЕПГ набрала примерно 50% голосов в каждом штате советской зоны. Однако более реальная картина поддержки СЕПГ раскрылась в Берлине, который все еще был неразделен. Берлинской СДПГ удалось сохранить свою независимость и, выступая самостоятельно, набрала 48,7% голосов, в то время как СЕПГ с 19,8% оказалась третьей по количеству голосов после СДПГ и ХДС.

В мае 1949 года в советской зоне прошли выборы в Немецкий народный конгресс по разработке конституции отдельного восточногерманского государства. Члены нацистской партии были выбраны и проведены выборы из списка кандидатов, отобранных от различных организаций антифашистской коалиции. Коммунисты победили на этих выборах, получив таким образом большинство мест в Народном конгрессе. По официальным данным, две трети избирателей одобрили списки единства.

СЕПГ была структурирована как «партия нового типа» в советском стиле. С этой целью немецкий коммунист Вальтер Ульбрихт стал первым секретарем СЕПГ, были сформированы Политбюро, Секретариат и Центральный комитет. Согласно ленинскому принципу демократического централизма , каждый партийный орган контролировался его членами, а это означает, что Ульбрихт, как руководитель партии, теоретически выполнял волю членов своей партии.

Кстати, партийная система была устроена так, чтобы разрешать возвращение только тем бывшим сторонникам НСДАП, которые ранее решили присоединиться к Национальному фронту , который изначально был сформирован эмигрантами и военнопленными в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Таким образом, политическая денацификация в советской зоне проводилась гораздо более прозрачно, чем в западных зонах, где этот вопрос вскоре отошел на второй план после соображений практичности или даже просто конфиденциальности. [ нужна ссылка ]

В ноябре 1948 года административные полномочия взяла на себя Германская экономическая комиссия ( Deutsche Wirtschaftskomission —DWK), включая представителей антифашистского блока. Через пять месяцев после провозглашения Западной Федеративной Республики Германия (более известной как Западная Германия ), 7 октября 1949 года, DWK сформировала временное правительство и провозгласила создание Германской Демократической Республики (Восточная Германия). Вильгельм Пик , лидер партии, был избран первым президентом. 9 октября Советский Союз вывел свою штаб-квартиру в Восточном Берлине , а затем внешне передал функции военного правительства новому германскому государству.

Ранние годы, 1949–1955 гг.

[ редактировать ]

СЕПГ как ведущая партия

[ редактировать ]
Логотип СЕПГ

СЕПГ контролировала коалицию «Национальный фронт» — федерацию всех политических партий и массовых организаций, сохранявших политический плюрализм. Конституция 1949 года формально определила Восточную Германию как квазиунитарную республику с двухпалатным парламентом, состоящим из верхней палаты, называемой Länderkammer ( Государственная палата ), и нижней палаты, называемой Volkskammer ( Народная палата ). Народная камера, определенная как высший государственный орган, была наделена законодательным суверенитетом. СЕПГ контролировала Совет министров и сводила законодательную функцию Народной камеры к функции одобрения. Выборы в Народную палату и законодательные собрания штатов (позже замененные законодательными собраниями округов) проводились на основе совместного голосования, подготовленного Национальным фронтом: избиратели могли выразить свое одобрение или неодобрение.

Все члены СЕПГ, работавшие в государственных органах, выполняли постановления партии. Служба государственной безопасности ( Staatssicherheitsdienst , более известная как Штази ) и Министерство государственной безопасности играли роль, аналогичную советским спецслужбам.

Третий съезд партии СЕПГ собрался в июле 1950 года и подчеркнул промышленный прогресс. Промышленный сектор, в котором занято 40% работающего населения, подвергся дальнейшей национализации , в результате которой были образованы Народные предприятия ( Volkseigener Betrieb —VEB). Эти предприятия охватили 75% промышленного сектора. Первая пятилетка (1951–55) ввела централизованное государственное планирование ; он подчеркнул высокие производственные квоты для тяжелой промышленности и повышение производительности труда. Давление плана вызвало исход восточногерманских граждан в Западную Германию . Вторая партийная конференция (менее важная, чем съезд партии) состоялась 9–12 июля 1952. В ней приняли участие 1565 делегатов, 494 приглашенных делегата и свыше 2500 гостей из ГДР и многих других стран мира. На конференции была принята новая экономическая политика « Плановое строительство социализма ». План призывал к укреплению государственного сектора экономики, дальнейшему осуществлению принципов единого социалистического планирования и систематическому использованию экономических законов социализма.

Согласно закону, принятому Народной палатой в 1950 году, возраст, в котором молодежь Германии может отказаться от родительского надзора, был снижен с 21 до 18 лет. Церкви, хотя номинально были обеспечены религиозная свобода, тем не менее подвергались значительному давлению. В ответ кардинал фон Прейзинг, епископ Берлина, наложил СЕПГ епископский запрет на в Восточной Германии. Были и другие признаки оппозиции, даже внутри самого правительства. Осенью 1950 года несколько видных членов СЕПГ были высланы и арестованы как «диверсанты» или «за отсутствие доверия к Советскому Союзу». Среди них были заместитель министра юстиции Гельмут Брандт; вице-президент Народной палаты Джозеф Рэмбо ; Бруно Фолдхаммер , заместитель Герхарда Эйслера ; и редактор Лекс Энде . В конце 1954 года был опубликован проект нового Семейного кодекса .

В 1951 году ежемесячные показатели эмиграции колебались от 11 500 до 17 000 человек. К 1953 году ежемесячно уезжало в среднем 37 000 мужчин, женщин и детей.

Восстание июня 1953 г.

[ редактировать ]

Сталин умер в марте 1953 года. В июне СЕПГ, надеясь повысить уровень жизни рабочих, объявил « Новый курс» , который заменил плановое строительство социализма . Новый курс в Восточной Германии был основан на экономической политике, инициированной Георгием Маленковым в Советском Союзе. Политика Маленкова, направленная на повышение уровня жизни, подчеркивала смещение инвестиций в легкую промышленность и торговлю, а также большую доступность потребительских товаров. СЕПГ, помимо смещения акцента с тяжелой промышленности на потребительские товары, инициировал программу облегчения экономических трудностей. Это привело к снижению норм поставок и налогов, доступности государственных кредитов для частного бизнеса, увеличению выделения производственного материала.

Несмотря на то, что « Новый курс» увеличил количество потребительских товаров, которые могли получить рабочие, квоты на производство по-прежнему оставались высокими. Когда в 1953 году были повышены квоты на работу, это привело к восстанию 1953 года . Забастовки и демонстрации прошли в крупных промышленных центрах. Рабочие требовали экономических реформ. Народная полиция и Советская Армия подавили восстание, в котором было убито около 100 участников.

Растущий суверенитет

[ редактировать ]

В 1954 году Советский Союз предоставил Восточной Германии суверенитет, а Советская контрольная комиссия в Берлине была распущена. К этому времени выплаты репараций были завершены, и SAG были возвращены в собственность Восточной Германии. Пять штатов, ранее составлявших советскую оккупационную зону, также были распущены и заменены пятнадцатью округами ( Безирке ) в 1952 году; Соединенные Штаты, Великобритания и Франция не признали пятнадцатый округ — Восточный Берлин. Восточная Германия начала активное участие в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 1950 году. В 1955 году премьер-министр Отто Гротеволь был приглашен в Москву и в период с 17 по 20 сентября заключил Договор об отношениях между СССР и ГДР с Советским Союзом. Союза , который вступил в силу 6 октября. Согласно его условиям, Германская Демократическая Республика отныне была «свободна решать вопросы своей внутренней и внешней политики, включая отношения с Германской Федеративной Республикой как как и с другими государствами». Хотя советские войска временно оставались в стране на согласованных условиях, они не вмешивались во внутренние условия ее общественной и политической жизни. Оба правительства будут укреплять экономические, научно-технические и культурные связи между собой и будут консультироваться друг с другом по вопросам, затрагивающим их интересы. 14 мая 1955 года Восточная Германия стала членом Варшавского договора , а в 1956 году была создана Национальная народная армия ( Nationale Volksarmee —NVA).

Экономическая политика, 1956–1975 гг.

[ редактировать ]

Коллективизация и национализация сельского хозяйства и промышленности, 1956–1963 гг.

[ редактировать ]
Экономическая деятельность в ГДР

В 1956 году на XX съезде Коммунистической партии Советского Союза первый секретарь Никита Хрущев отрекся от сталинизма . Примерно в это же время академическая интеллигенция в руководстве СЕПГ потребовала реформ. С этой целью Вольфганг Харих выступил с платформой, призывающей к радикальным изменениям в Восточной Германии. В конце 1956 года он и его соратники были быстро исключены из рядов СЕПГ и заключены в тюрьму.

Пленум партии СЕПГ в июле 1956 года подтвердил лидерство Ульбрихта и представил вторую пятилетку (1956–1960). В плане использовался лозунг «модернизация, механизация и автоматизация», чтобы подчеркнуть новый акцент на технологическом прогрессе. На пленуме режим объявил о своем намерении развивать атомную энергетику, и первый ядерный реактор в Восточной Германии был запущен в 1957 году. Правительство увеличило квоты промышленного производства на 55% и возобновило упор на тяжелую промышленность .

Второй пятилетний план обязал Восточную Германию ускорить усилия по коллективизации и национализации сельского хозяйства, а также завершить национализацию промышленного сектора . К 1958 году сельскохозяйственный сектор все еще состоял в основном из 750 000 частных ферм, которые составляли 70% всей пахотной земли; всего 6000 сельскохозяйственных кооперативов ( Landwirtschaftliche Produktionsgenossenschaften было создано —LPG). В 1958–59 годах СЕПГ установила квоты для частных фермеров и отправила команды в деревни, пытаясь стимулировать добровольную коллективизацию. В ноябре и декабре 1959 года несколько фермеров-нарушителей закона были арестованы SSD.

К середине 1960 года почти 85% всей пахотной земли было занято более чем 19 000 заводами по производству сжиженного нефтяного газа; совхозы составляли еще 6%. К 1961 году социалистический ГДР сектор производил 90% сельскохозяйственной продукции . Обширная реформа управления экономикой, проведенная СЕПГ в феврале 1958 года, включала передачу большого количества промышленных министерств в Госплан. Чтобы ускорить национализацию промышленности, СЭД предложил предпринимателям 50-процентные партнерские льготы для преобразования их фирм в ВЭБы. В конце 1960 г. частные предприятия контролировали лишь 9% всего промышленного производства. Производственные кооперативы ( Produktionsgenossenschaften —PGs) включали в себя одну треть ремесленного сектора в 1960–61 годах, что больше, чем 6% в 1958 году.

Второй пятилетний план столкнулся с трудностями, и режим заменил его семилетним планом (1959–65). Новый план, направленный на достижение производства на душу населения в Западной Германии к концу 1961 года, предусматривал более высокие производственные квоты и предусматривал повышение производительности труда на 85%. Эмиграция снова увеличилась, составив 143 000 в 1959 году и 199 000 в 1960 году. Большинство эмигрантов были служащими, а 50% были моложе 25 лет. В период с 1949 по 1961 год утечка рабочей силы превысила в общей сложности 2,5 миллиона граждан.

Новая экономическая система, 1963–1970 гг.

[ редактировать ]

Ежегодные темпы промышленного роста неуклонно снижались после 1959 года. Поэтому Советский Союз рекомендовал Восточной Германии реализовать реформы советского экономиста Евсея Либермана , сторонника принципа прибыльности и других рыночных принципов коммунистической экономики. В 1963 году Ульбрихт адаптировал теории Либермана и представил Новую экономическую систему (НЭС), программу экономических реформ, предусматривающую некоторую децентрализацию процесса принятия решений и учет рыночных критериев и критериев эффективности. РЭШ стремилась создать эффективную экономическую систему и превратить Восточную Германию в ведущую индустриальную страну.

В рамках НЭШ задача обеспечения будущего экономического развития была возложена на централизованное планирование. Децентрализация включала частичную передачу полномочий по принятию решений от центральной Госплановой комиссии и Национального экономического совета к Ассоциациям народных предприятий ( Vereinigungen Volkseigener Betriebe —VVBs), головным организациям, призванным способствовать специализации в одних и тех же областях производства. Органы центрального планирования устанавливали общие производственные цели, но каждый ВВБ определял свое собственное внутреннее финансирование, использование технологий и распределение рабочей силы и ресурсов. В качестве посреднических органов ВВБ также осуществляли синтез информации и рекомендаций ВЭБ. РЭШ предусматривала, что производственные решения принимаются на основе рентабельности, что заработная плата отражает производительность, а цены реагируют на спрос и предложение.

РЭШ породила новую элиту в политике, а также в управлении экономикой, и в 1963 году Ульбрихт объявил о новой политике в отношении приема в руководящие ряды СЕПГ. Ульбрихт открыл Политбюро и ЦК для более молодых членов, которые имели более высокий уровень образования , чем их предшественники, и приобрели управленческие и технические навыки. В результате новой политики элита СЕПГ разделилась на политические и экономические фракции, последняя состояла из членов новой технократической элиты. Из-за акцента на профессионализацию в кадровой политике СЕПГ после 1963 года состав массового членства изменился: в 1967 году около 250 000 членов (14%) из общего числа 1,8 миллиона членов СЕПГ прошли курс обучения в университете , техническом училище. или профессиональное училище .

Акцент СЕПГ на управленческой и технической компетентности также позволил членам технократической элиты войти в высшие эшелоны государственной бюрократии, ранее предназначенные для политических догматиков. Руководители ВВБ отбирались на основе профессиональной подготовки, а не идеологического конформизма. Внутри отдельных предприятий увеличилось количество профессиональных должностей и рабочих мест для технически квалифицированных специалистов. SED подчеркивал, что образование в области управленческих и технических наук является путем к социальному прогрессу и материальному вознаграждению. Кроме того, оно обещало повысить уровень жизни всех граждан. С 1964 по 1967 год реальная заработная плата увеличилась, а предложение потребительских товаров , включая предметы роскоши , значительно улучшилось.

Ульбрихт в 1968 году начал энергичную кампанию, чтобы убедить государства СЭВ интенсифицировать свое экономическое развитие «собственными средствами». Внутри страны режим Восточной Германии заменил РЭШ Экономической системой социализма (ESS), которая сосредоточилась на секторах высоких технологий, чтобы сделать возможным самодостаточный рост. В целом централизованное планирование было вновь введено в так называемых областях, определяющих структуру, к которым относились электроника, химическая промышленность и производство пластмасс. Промышленные комбинаты были созданы для вертикальной интеграции отраслей, занимающихся производством жизненно важной конечной продукции. Ценовые субсидии были восстановлены для ускорения роста в привилегированных секторах. Годовой план на 1968 год установил в структуроопределяющих районах нормы производства на 2,6% выше, чем в остальных отраслях, с целью достижения промышленного роста в этих областях. Государство поставило еще более высокие цели на 1969–70 годы для высокотехнологичных секторов. Неспособность достичь целей ЕСС привела к окончательному прекращению реформ в 1970 году.

Основная задача

[ редактировать ]

Основная задача , предложенная Хонеккером в 1971 году, сформулировала внутреннюю политику на 1970-е годы. Программа вновь подчеркнула марксизм-ленинизм и международную классовую борьбу. В этот период СЕПГ развернула масштабную пропагандистскую кампанию, чтобы привлечь граждан к социализму советского образца и вернуть «рабочему» выдающееся положение. Основная задача вновь формулировала экономическую цель промышленного прогресса, но эта цель должна была быть достигнута в контексте централизованного государственного планирования. Потребительский социализм — новая программа, представленная в Главной задаче — был попыткой усилить привлекательность социализма, предлагая особое внимание к материальным потребностям рабочего класса . Государство радикально пересмотрело политику заработной платы и уделяло больше внимания повышению доступности потребительских товаров.

Режим также ускорил строительство нового жилья и ремонт существующих квартир; 60% нового и отремонтированного жилья было отдано семьям рабочего класса. Арендная плата, которая субсидировалась, оставалась чрезвычайно низкой. Поскольку женщины составляли почти 50% рабочей силы, детям работающих матерей были предоставлены учреждения по уходу за детьми, включая ясли и детские сады. Работающие женщины получали оплачиваемый отпуск по беременности и родам, который длился от шести месяцев до одного года. Государство также увеличило пенсионные аннуитеты.

Внешняя политика, 1967–1975 гг.

[ редактировать ]

Ульбрихт против релаксации

[ редактировать ]

Внешняя политика Ульбрихта с 1967 по 1971 годы была ответом на начало эпохи разрядки в отношениях с Западом. Хотя разрядка дала Восточной Германии возможность преодолеть свою изоляцию во внешней политике и получить признание Запада в качестве суверенного государства, лидер СЕПГ не хотел проводить политику сближения с Западной Германией. Оба немецких государства сохранили цель будущего объединения; однако оба оставались приверженцами своих непримиримых политических систем. В 1968 году СЕПГ превратил конституцию в полностью коммунистический документ. Он провозгласил Восточную Германию социалистическим государством, власть которого исходит от рабочего класса под руководством «его марксистско-ленинской партии», тем самым кодифицируя фактическое положение дел, существовавшее с 1949 года. Новая конституция провозгласила победу социализма и подтвердил приверженность страны объединению под руководством коммунистов.

Однако руководство СЕПГ, хотя и добилось успеха в установлении социализма в Восточной Германии, имело ограниченный успех в завоевании народной поддержки репрессивной социальной системы. Несмотря на эпитет «еще одно немецкое чудо», демократическая политика и более высокий материальный прогресс Западной Германии продолжали привлекать граждан Восточной Германии. Ульбрихт опасался, что надежды на демократическое правительство или воссоединение с Западной Германией вызовут волнения среди граждан Восточной Германии, которые с 1961 года, похоже, смирились с социальными условиями и условиями жизни.

В конце 1960-х годов Ульбрихт сделал Государственный совет главным правительственным органом. Многопартийный совет, состоящий из 24 членов, возглавляемый Ульбрихтом и в котором доминируют пятнадцать представителей СЕПГ, породил новую эру политического консерватизма . Внешняя и внутренняя политика последних лет эпохи Ульбрихта отражала твердую приверженность агрессивной стратегии по отношению к Западу и западной идеологии. Внешняя политика Ульбрихта была сосредоточена на укреплении связей со странами Варшавского договора и на организации противодействия разрядке. В 1967 году он убедил Чехословакию , Польшу , Венгрию и Болгарию заключить двусторонние договоры о взаимопомощи с Восточной Германией. Доктрина Ульбрихта , впоследствии подписанная этими государствами, обязывала их отказаться от нормализации отношений с Западной Германией, если Бонн официально не признает суверенитет Восточной Германии.

Ульбрихт также призывал к отмене отношений советского блока с промышленно развитым Западом, а в 1968 году он начал энергичную кампанию, направленную на то, чтобы убедить государства СЭВ интенсифицировать свое экономическое развитие «собственными средствами». Считая требования свободы и демократии внутри советского блока опасностью для своей внутренней политики, СЕПГ с самого начала подверг критике новый политический курс Праги, который привел к вмешательству советских военных и других контингентов Варшавского договора в 1968 году.

В августе 1970 года Советский Союз и Западная Германия подписали Московский договор , в котором две страны обязались ненападать в своих отношениях и в вопросах, касающихся европейской и международной безопасности, и подтвердили линию Одера-Нейсе . Впоследствии Москва оказала давление на Восточную Германию, чтобы она начала двусторонние переговоры с Западной Германией. Ульбрихт сопротивлялся, что еще больше ослабило его руководство, которое пострадало из-за провала ESS. В мае 1971 года Центральный комитет СЕПГ выбрал Эриха Хонеккера преемником Ульбрихта на посту первого секретаря партии. Хотя Ульбрихту было разрешено оставаться председателем Государственного совета до его смерти в 1973 году, важность этой должности снизилась.

Хонеккер и сближение Востока и Запада

[ редактировать ]

Хонеккер сочетал лояльность к Советскому Союзу с гибкостью в отношении разрядки. На VIII съезде партии в июне 1971 года он представил политическую программу нового режима. В своей переформулировке внешней политики Восточной Германии Хонеккер отказался от цели единой Германии и занял «оборонительную» позицию идеологического Abgrenzung (демаркации или разделения). В рамках этой программы страна определяла себя как отдельное « социалистическое государство » и подчеркивала свою верность Советскому Союзу. Абгренцунг , защищая суверенитет Восточной Германии, в свою очередь, способствовал успеху переговоров о разрядке, которые привели к Соглашению четырех держав по Берлину (Берлинское соглашение) в 1971 году и Основному договору с Западной Германией в декабре 1972 года.

Берлинское соглашение и Основной договор нормализовали отношения между Восточной Германией и Западной Германией. Берлинское соглашение (вступило в силу в июне 1972 г.), подписанное Соединенными Штатами, Великобританией, Францией и Советским Союзом, защищало торговые и туристические отношения между Западным Берлином и Западной Германией и было направлено на улучшение сообщения между Восточным Берлином и Западным Берлином. Однако Советский Союз оговорил, что Западный Берлин не будет включен в состав Западной Германии. Основной договор (вступивший в силу в июне 1973 г.) политически признал два немецких государства, и обе страны обязались уважать суверенитет друг друга. По условиям договора предусматривался обмен дипломатическими миссиями и установление торговых, туристических, культурных и коммуникационных отношений. В сентябре 1973 года обе страны вступили в Организацию Объединенных Наций, и таким образом Восточная Германия получила долгожданное международное признание.

Два немецких государства

[ редактировать ]
Межгерманская пограничная полоса у Берлинской стены

С середины 1970-х годов Восточная Германия оставалась балансирующей между Востоком и Западом. Поправка 1974 года к Конституции удалила все ссылки на «немецкую нацию» и «немецкое единство» и обозначила Восточную Германию «социалистическим национальным государством рабочих и крестьян» и «неотделимой составной частью социалистического сообщества государств». Однако руководству СЕПГ не удалось привить восточным немцам чувство идеологической идентификации с Советским Союзом. Хонеккер, уступая общественному мнению, разработал формулу «гражданство — ГДР; национальность — немец». При этом первый секретарь СЕПГ признал сохраняющуюся психологическую и эмоциональную привязанность граждан Восточной Германии к немецким традициям и культуре и, как следствие, к своим немецким соседям в Западной Германии.

Хотя Abgrenzung составлял основу политики Хонеккера, разрядка укрепила связи между двумя немецкими государствами. Ежегодно Восточную Германию посещают от 5 до 7 миллионов жителей Западной Германии и Западного Берлина. Телефонная и почтовая связь между двумя странами были значительно улучшены. Личные связи между восточногерманскими и западногерманскими семьями и друзьями восстанавливались, и граждане Восточной Германии имели более прямой контакт с политикой и материальным достатком Западной Германии, особенно через радио и телевидение. Западная Германия была поставщиком в Восточную Германию высококачественных потребительских товаров, в том числе предметов роскоши, и граждане последней часто посещали как Intershops , где продавались товары за западную валюту, так и магазины Exquisit и Delikat, которые продавали импортные товары за восточногерманскую валюту.

В рамках общей разрядки между Востоком и Западом Восточная Германия участвовала в работе Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе и в июле 1975 года подписала Хельсинкский Заключительный акт , который должен был гарантировать признание режимом прав человека. Положение Заключительного акта о свободе передвижения вызвало около 120 000 заявлений Восточной Германии о разрешении на эмиграцию, но эти заявления были отклонены.

Внутренняя политика, 1970-е гг.

[ редактировать ]

идентичность ГДР

[ редактировать ]
эпохи ГДР Памятник Карлу Марксу в Хемнице (переименованный в Карл-Маркс-Штадт с 1953 по 1990 год)

С самого начала вновь образованная ГДР пыталась создать свою собственную идентичность. Из-за отвращения Маркса к Пруссии СЕПГ отверг преемственность между Пруссией и ГДР. СЕПГ разрушила усадьбы юнкеров, разрушила городской дворец в Берлине и вывезла конную статую Фридриха Великого из Восточного Берлина. Вместо этого СЕПГ сосредоточился на прогрессивном наследии немецкой истории, включая Томаса Мюнцера роль в немецкой крестьянской войне и роль, которую сыграли герои классовой борьбы во время индустриализации Пруссии. Тем не менее, уже в 1956 году прусское наследие Восточной Германии заявило о себе в СВА.

В результате Девятого съезда партии в мае 1976 года Восточная Германия после 1976–77 годов считала свою собственную историю сутью немецкой истории, в которой Западная Германия была лишь эпизодом. Он претендовал на таких реформаторов, как Карл Фрайхерр фон Штайн , Карл Август фон Гарденберг , Вильгельм фон Гумбольдт и Герхард фон Шарнхорст . Тем временем статуе Фридриха Великого вернули известность в Восточном Берлине. Ссылки Хонеккера на бывшего прусского короля в его речах отражали официальную политику ревизионизма Восточной Германии в отношении Пруссии, в которую также входили Бисмарк и группа сопротивления «Красная полоса». Восточная Германия также предъявила права на ранее оклеветанного Мартина Лютера и на организаторов Спартака Союза Карла Либкнехта и Розу Люксембург .

Диссиденты

[ редактировать ]

Несмотря на разрядку , режим Хонеккера оставался приверженным социализму советского образца и продолжал строгую политику по отношению к диссидентам. Тем не менее, критически настроенная марксистская интеллигенция внутри СЕПГ возобновила призыв к демократическим реформам. Среди них был поэт-певец Вольф Бирманн , который вместе с Робертом Хавеманном возглавлял кружок художников и писателей, выступавших за демократизацию; он был выслан из Восточной Германии в ноябре 1976 года за диссидентскую деятельность. После изгнания Бирмана руководство СЕПГ наказало более 100 интеллектуалов-диссидентов.

Несмотря на действия правительства, восточногерманские писатели начали публиковать политические заявления в западногерманской прессе и периодической литературе. Наиболее ярким примером была книга Рудольфа Бахро « Альтернатива» , которая была опубликована в Западной Германии в августе 1977 года. Публикация привела к аресту, тюремному заключению и депортации автора в Западную Германию. В конце 1977 года в западногерманском журнале «Шпигель » появился манифест «Лиги демократических коммунистов Германии» . Лига, состоящая якобы из анонимных функционеров СЕПГ среднего и высшего ранга, потребовала демократических реформ в рамках подготовки к воссоединению.

Даже после массового исхода художников в знак протеста против изгнания Бирмана СЕПГ продолжала свою репрессивную политику в отношении диссидентов. Государство подвергало литературу, одно из немногих средств оппозиции и нонконформизма в Восточной Германии, идеологическим атакам и цензуре. Эта политика привела к оттоку выдающихся писателей, который продолжался до 1981 года. Лютеранская церковь также стала открыто критиковать политику СЕПГ. Хотя в 1980-81 годах СЕПГ ужесточила цензуру церковных публикаций в ответ на движение «Польская солидарность», она по большей части сохраняла гибкое отношение к церкви. Освящение церковного здания в мае 1981 года в Айзенхюттенштадте , которому, по мнению руководства СЕПГ, не было разрешено построить церковь из-за его статуса «социалистического города», продемонстрировало эту гибкость.

10-й съезд партии, 1981 г.

[ редактировать ]

X съезд партии, состоявшийся в апреле 1981 года, сосредоточил внимание на улучшении экономики, стабилизации социалистической системы, достижении успехов во внешней политике и укреплении отношений с Западной Германией. Представляя СЕПГ как ведущую силу во всех сферах восточногерманского общества, генеральный секретарь (название изменилось с первого секретаря в 1976 году) Хонеккер подчеркнул важность воспитания лояльных кадров для обеспечения позиций партии. Он объявил, что более трети всех членов партии и кандидатов, почти две трети партийных секретарей закончили курс обучения в университете, техническом училище или профессионально-техническом училище и что четыре пятых партийных секретарей Более года проходил обучение в партийной школе.

Заявив, что ослабление «демократического централизма» неприемлемо, Хонеккер подчеркнул жесткий централизм внутри партии. Очертив общий курс СЕПГ, съезд подтвердил единство экономической и социальной политики Восточной Германии на внутреннем фронте и ее абсолютную приверженность Советскому Союзу во внешней политике. В соответствии с последним заявлением СЕПГ одобрил советскую интервенцию в Афганистане . Позиция Восточной Германии отличалась от позиции югославских, румынских и итальянских коммунистов, критиковавших действия СССР.

Центральный комитет СЕПГ, который в 1960-е годы был консультативным органом, на X съезде партии был сведен к функциям органа одобрения. Политбюро и Секретариат остались по большей части неизменными. Помимо политических вопросов, съезд сосредоточил внимание на новом пятилетнем плане (1981–85), призывающем к повышению производительности, более эффективному использованию материальных ресурсов и повышению качества продукции. Хотя предыдущий пятилетний план не был выполнен, съезд вновь поставил очень высокие задачи.

Упадок и падение ГДР, 1975–1989 гг.

[ редактировать ]

Кофейный кризис, 1976–1979 гг.

[ редактировать ]

Из-за сильной немецкой традиции употребления кофе импорт кофе был одним из самых важных для потребителей. Массовый рост цен на кофе в 1976–77 годах привел к четырехкратному увеличению годовых затрат на импорт кофе по сравнению с 1972–75 годами. Это вызвало серьезные финансовые проблемы для ГДР , которой постоянно не хватало твердой валюты.

В результате в середине 1977 года Политбюро изъяло из продажи самые дешевые марки кофе, ограничило его использование в ресторанах и фактически прекратило его поставки в государственные учреждения и государственные предприятия. Кроме того, был представлен печально известный новый сорт кофе Mischkaffee (смешанный кофе), который на 51% состоял из кофе и на 49% из различных наполнителей, включая цикорий , рожь и сахарную свеклу . [ нужна ссылка ]

Неудивительно, что новый кофе в целом ненавидели из-за его ужасного вкуса, и весь этот эпизод неофициально известен как «кофейный кризис». Кризис прошел после 1978 года, когда мировые цены на кофе снова начали падать, а поставки увеличились благодаря соглашению между ГДР и Вьетнамом , который в 1990-х годах стал одним из крупнейших мировых производителей кофе. Однако этот эпизод ярко проиллюстрировал структурные экономические и финансовые проблемы ГДР. [ нужна ссылка ]

Развитие международного долгового кризиса

[ редактировать ]

Хотя в конечном итоге политические обстоятельства привели к краху режима СЕПГ, растущие международные (твердые валютные) долги ГДР привели к международному долговому кризису в течение года или двух. Долги продолжали расти в течение 1980-х годов и превысили 40 миллиардов немецких марок перед западными институтами, сумма не астрономическая в абсолютном выражении (ВВП ГДР, возможно, составлял 250 миллиардов немецких марок), но гораздо большая по сравнению со способностью ГДР экспортировать достаточное количество товаров на запад. предоставить твердую валюту для обслуживания этих долгов. В документе, подготовленном для Политбюро в октябре 1989 года ( Schürer-Papier , в честь его основного автора Герхарда Шюрера ), прогнозировалась необходимость увеличения профицита экспорта примерно с 2 миллиардов немецких марок в 1990 году до более 11 миллиардов немецких марок к 1995 году, чтобы стабилизировать уровень долга.

Большая часть долга возникла в результате попыток ГДР экспортировать средства, чтобы решить проблемы международной задолженности, что требовало импорта компонентов, технологий и сырья; а также попытки поддерживать уровень жизни за счет импорта потребительских товаров. ГДР была конкурентоспособной на международном уровне в некоторых секторах, таких как машиностроение и полиграфические технологии. Однако попытка добиться конкурентного преимущества в области микрочипов не только провалилась, но и поглотила все большее количество внутренних ресурсов и твердой валюты. Другим важным фактором было устранение готового источника твердой валюты за счет реэкспорта советской нефти, которая до 1981 года обеспечивалась по ценам ниже мировых рыночных. В результате потеря доходов в твердой валюте привела к заметному снижению стабильного улучшения уровня жизни. (Именно это непрерывное улучшение оказалось под угрозой из-за надвигающегося долгового кризиса; планы исправления ситуации Schürer-Papier предусматривали сокращение на 25–30%.)

Крах режима, 1989 г.

[ редактировать ]

В мае 1989 года состоялись выборы в местные органы власти. Общественная реакция была гневной, когда выяснилось, что кандидаты от Национального фронта получили большинство мест, набрав «всего» 98,5% голосов. Другими словами, несмотря на то, что большее, чем когда-либо, число избирателей отвергло единого кандидата, выдвинутого Фронтом (проявление неповиновения, сопряженное с большим риском, включая увольнение с работы или исключение из университета), голосование было грубо сфальсифицировано. . [ 12 ] Все большее число граждан обращаются за выездными визами или покидают страну нелегально. В августе 1989 года реформистское правительство Венгрии сняло пограничные ограничения с Австрией, что стало первой брешью в так называемом « железном занавесе ». В сентябре 1989 года более 13 тысячам восточных немцев удалось бежать на Запад через Венгрию. Венгерское правительство заявило своим разъяренным восточногерманским коллегам, что международные договоры о беженцах имеют приоритет над соглашением 1969 года между двумя странами, ограничивающим свободу передвижения. Тысячи восточных немцев также пытались связаться с Западом, устраивая сидячие забастовки у западногерманских дипломатических объектов в других столицах Восточной Европы, особенно в Праге , Чехословакия. Впоследствии ГДР объявила, что предоставит специальные поезда для перевозки этих беженцев в Западную Германию, утверждая, что она высылает «безответственных антисоциальных предателей и преступников». [ 13 ] Тем временем массовые демонстрации в Дрездене и Лейпциге требовали легализации оппозиционных групп и демократических реформ.

Логотип к 40-летию Германской Демократической Республики 1989 г.

Практически игнорируя проблемы, стоящие перед страной, Хонеккер и остальные члены Политбюро отпраздновали 40-летие республики в Восточном Берлине 7 октября. Как и в прошлые празднования, солдаты маршировали на параде, а ракеты были выставлены на больших грузовиках, чтобы продемонстрировать вооружение Республики. . Однако парад оказался предвестником. В присутствии Михаила Горбачева и большинства лидеров Варшавского договора члены FDJ скандировали : «Горби, помоги нам! Горби, спаси нас!» Той же ночью в Восточном Берлине произошла первая из многих крупных демонстраций, первая массовая демонстрация в самой столице. Подобные демонстрации в защиту свободы слова и прессы вспыхнули по всей стране и усилили давление на режим с целью реформирования. Одно из крупнейших произошло в Лейпциге . Туда были отправлены войска (почти наверняка по приказу Хонеккера) только для того, чтобы их отозвали местные партийные чиновники. Пытаясь предотвратить угрозу народного восстания, Политбюро 18 октября отстранило Хонеккера. [ 12 ]

На замену Хонеккеру пришел Эгон Кренц , человек номер два в режиме на протяжении большей части второй половины 1980-х годов. Хотя его ненавидели почти так же, как и самого Хонеккера, он пообещал открыть режим сверху. Однако мало кто из восточных немцев был убежден; демонстрации продолжались с прежней силой. Кроме того, люди продолжали бежать в Западную Германию во все большем количестве, сначала через Венгрию, а затем через Чехословакию. В какой-то момент несколько школ пришлось закрыть из-за нехватки учеников и учителей для занятий. [ 12 ]

9 ноября, стремясь предотвратить протесты и массовый исход, правительство разработало новые правила поездок, которые позволяли восточным немцам, желающим поехать в Западную Германию (на постоянное жительство или с визитом), делать это напрямую через Восточную Германию. представителю правительства Однако никто в Политбюро не сообщил фактическому , руководителю партии Восточного Берлина Гюнтеру Шабовскому , что новые правила должны вступить в силу на следующий день. Когда репортер спросил, когда эти правила вступят в силу, Шабовски предположил, что они уже вступили в силу, и ответил: «Насколько мне известно… немедленно, без промедления». Когда отрывки из пресс-конференции были показаны по западногерманскому телевидению, это побудило большие толпы людей собраться на контрольно-пропускных пунктах возле Берлинской стены. Неподготовленные, численно превосходящие и не желавшие применять силу, чтобы удержать их, охранники наконец пропустили их. В последующие дни все большее число восточных немцев воспользовались этим, чтобы посетить Западную Германию или Западный Берлин (где их встречали подарки правительства Западной Германии по 100 немецких марок каждый, называемые «поздравительными деньгами»).

Падение Берлинской стены стало, по сути, свидетельством о смерти СЕПГ. Коммунистическое правление формально закончилось 1 декабря, когда Народная камера исключила положения Конституции, объявлявшие Восточную Германию социалистическим государством под руководством СЕПГ. Через два дня Кренц, Политбюро и ЦК подали в отставку. Ганс Модров , который был назначен премьер-министром всего две недели назад, теперь стал фактическим лидером страны, находящейся в состоянии полного краха.

Финансовое положение в 1990 году

[ редактировать ]

Лишь немногие из структурных экономических и финансовых проблем, выявленных Schürer-Papier, были широко известны до конца 1989 года (хотя в 1988–89 годах кредитоспособность ГДР несколько снижалась). В это время правительство, зная о надвигающихся проблемах, связанных с Schürer-Papier в октябре 1989 года, обратилось к правительству Западной Германии с просьбой предоставить новые кредиты на сумму в миллиард немецких марок. Хотя финансовые проблемы, вероятно, не сыграли никакой роли в открытии границ 9 ноября, открытие границ устранило любой интерес Западной Германии к дальнейшей поддержке восточногерманского государства, поскольку Западная Германия немедленно начала работать над воссоединением. В результате новое переходное правительство Восточной Германии столкнулось с огромными среднесрочными финансовыми проблемами, которые могли, как даже предположил Шюрер-Папье, привести к привлечению Международного валютного фонда , хотя и в краткосрочных золотых и других резервах. гарантировал, что счета будут продолжать оплачиваться. В действительности, массовая финансовая поддержка Западной Германии (около половины бюджета Восточной Германии в 1990 году) после выборов в марте 1990 года предотвратила финансовый крах за несколько месяцев, предшествовавших воссоединению.

воссоединение

[ редактировать ]

Хотя были некоторые небольшие попытки создать несоциалистическую Восточную Германию, они вскоре были подавлены призывами к воссоединению с Западной Германией. Для этого существовало два основных законных пути. В Основном законе Федеративной Республики прямо говорилось, что он предназначен только для временного использования до тех пор, пока немецким народом не будет принята постоянная конституция. Во многом это было вызвано необходимостью, поскольку на момент написания (1949 г.) оно не могло распространить свою власть на Восток. Таким образом, Основной закон предоставил возможность (статья 146) написать новую конституцию для единой и демократической Германии. Другим путем была статья 23, согласно которой будущие штаты могли присоединиться к Федеративной Республике простым большинством голосов, принимая при этом существующие законы и институты. Это было использовано в 1957 году для присоединения земли Саар . Хотя статья 146 была специально разработана с целью воссоединения Германии, в 1990 году стало очевидно, что ее применение потребует гораздо более длительного и сложного процесса переговоров, который откроет множество политических проблем в Западной Германии, где конституционная реформа (особенно реагирование на меняющиеся экономические обстоятельства) было давней проблемой. Даже без этого Восточная Германия была практически в упадке экономически и политически.

Принимая во внимание эти факторы, было решено использовать более быстрый процесс, описанный в статье 23. По этому пути воссоединение можно было осуществить всего за шесть месяцев и полностью обойти политические конфликты Западной Германии, связанные с написанием новой конституции. Под давлением нарастающего финансового кризиса (частично вызванного массовой эмиграцией в Западную Германию в начале 1990 года и частично отказом Федеративной Республики предоставить кредиты, которые были бы необходимы для поддержки более длительного переходного периода), путь статьи 23 быстро стал лидер. Однако ценой этого было то, что зарождающаяся демократия Восточной Германии умерла менее чем через год после своего рождения, а набор законов и институтов, навязанных извне, заменил набор законов и институтов, навязанных сверху. Любые дебаты, например, о ценности различных социальных институтов (таких как системы ухода за детьми, образования и здравоохранения, которые воплощали в жизнь политические идеи, обсуждавшиеся в Западной Германии на протяжении десятилетий и до сих пор) были просто исключены этим юридическим путем. .

Восточная Германия провела свои первые свободные выборы в марте 1990 года. СЕПГ реорганизовалась в Партию демократического социализма (ПДС) и вытеснила большинство своих сторонников-коммунистов в надежде реабилитировать свой имидж. Это было напрасно; Как и ожидалось, ПДС потерпела сильное поражение от Альянса за Германию , правоцентристской коалиции, в которой доминирует восточногерманское отделение ХДС и которая выступает на платформе скорейшего воссоединения с Западной Германией. «Большая коалиция» Альянса и возрожденных социал-демократов избрала премьер-министром Лотара де Мезьера после переговоров между двумя немецкими государствами был подписан Договор о валютном, экономическом и социальном союзе. из ХДС. 18 мая вступил в силу 1 июля, среди прочего заменив восточногерманскую марку ( немецкой маркой DM). В договоре также провозглашалось намерение Восточной Германии присоединиться к Федеративной Республике посредством статьи 23 Основного закона, и действительно заложили большую основу для этого, предусмотрев быстрое и полное внедрение западногерманских законов и институтов в Восточной Германии. [ 14 ]

В середине июля большая часть государственной собственности, охватывающая большую часть экономики Восточной Германии, была передана Treuhand , на которую была возложена обязанность наблюдать за преобразованием восточногерманского государственного бизнеса в рыночно-ориентированные приватизированные компании. 22 июля был принят закон, воссоздающий пять первоначальных федеральных земель Восточной Германии, который вступит в силу 14 октября; а 31 августа Договор об объединении установил дату присоединения - 3 октября (внося изменения в Закон о создании государства, который вступит в силу с этой даты). В Договоре об объединении говорилось, что (за некоторыми исключениями) при присоединении законы Восточной Германии будут в одночасье заменены законами Западной Германии. Народная камера одобрила договор 20 сентября с перевесом в 299 голосов против 80, фактически проголосовав за прекращение существования Восточной Германии.

В сентябре, после некоторых переговоров, в которых участвовали США, Советский Союз, Франция и Великобритания, были согласованы условия воссоединения Германии: союзники во Второй мировой войне отказались от своих прежних прав в Германии и согласились удалить все оккупационные права. войска к 1994 году. В отдельных переговорах между Горбачевым и канцлером Западной Германии Гельмутом Колем было решено, что воссоединенная Германия будет свободна выбирать любой альянс, который она пожелает, хотя Коль не скрывал, что воссоединенная Германия унаследуют места Западной Германии в НАТО и Европейском Сообществе . С подписанием 12 сентября Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии Германия снова стала полностью суверенной с 15 марта 1991 года. 3 октября 1990 года Восточная Германия формально прекратила свое существование. Пять воссозданных штатов на его бывшей территории присоединились к Федеративной Республике, а Восточный и Западный Берлин воссоединились, образовав третий город-государство Федеративной Республики. Таким образом, население Восточной Германии было первым из Восточного блока, присоединившимся к ЕС в составе воссоединенной Федеративной Республики Германия ( см. воссоединение Германии ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Рождение Германской Демократической Республики» . Немецкая культура . 16 декабря 2015 года . Проверено 14 января 2020 г.
  2. ^ Наймарк, Норман М. (1995). Русские в Германии: история советской зоны оккупации, 1945-1949 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 9.
  3. ^ Копштейн, Джеффри (1997). Политика экономического упадка в Восточной Германии, 1945-1989 гг . Чапел-Хилл и Лондон: Издательство Университета Северной Каролины. п. 281. ИСБН  0-8078-5707-6 .
  4. ^ Наймарк (1995), Русские в Германии , стр. 167.
  5. ^ Наймарк (1995), Русские в Германии, стр. 168.
  6. ^ Манфред Гёртемакер, История Федеративной Республики Германия: от основания до наших дней, CH Beck, 1999, стр. 171, ISBN   3-406-44554-3 [1]
  7. ^ Наймарк (1995), Русские в Германии , стр. 169.
  8. ^ «GHDI — Документ — Страница» .
  9. ^ Джон Гимбел, «Остановка американских репараций в Германии: очерк политического использования истории»
  10. ^ «GHDI — Документ — Страница» .
  11. ^ «Начинаются Потсдамские репарации» (PDF) . Wisc.edu . Проверено 14 сентября 2023 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Себецыен, Виктор (2009). Революция 1989 года: падение советской империи . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN  978-0-375-42532-5 .
  13. ^ [2] Архивировано 10 июня 2015 г. в Wayback Machine.
  14. ^ Договор о валютном, экономическом и социальном союзе
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4e97400dac165633364ea150453525ad__1721501820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4e/ad/4e97400dac165633364ea150453525ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of East Germany - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)