Jump to content

История хорватских ВВС

В этой статье подробно описана история хорватских ВВС . Республика Хорватия — унитарная демократическая парламентская республика в Европе, расположенная на стыке Центральной Европы , Средиземноморья и Юго-Восточной Европы . Столица и крупнейший город — Загреб . Современные хорватские ВВС (хорватский: Hrvatsko Ratno Zrakoplovstvo ) были созданы 12 декабря 1991 года во время хорватской войны за независимость .

Ранняя история авиации

[ редактировать ]
Иллюстрация Фауста Вранчича . парашюта

Некоторые из первых пионеров авиации были выходцами из Хорватии или хорватского происхождения. [ 1 ] Фауст Вранчич спроектировал и испытал парашют в 1617 году. Первым хорватом, полетевшим на воздушном шаре, был Крсто Мазарович над Загребом в 1789 году. Давид Шварц создал первый летающий дирижабль с жестким корпусом . Питер Салчер был создателем первой аэродинамической трубы . [ 2 ] Славолюб Эдуард Пенкала построил первый хорватский двухместный самолет в 1909 году, на котором Драгутин Новак совершил свой первый полет. Катарина Матанович-Куленович была первой хорватской женщиной-пилотом. Хуан Беловучич Кавалье был первым пилотом хорватского происхождения и основателем авиации в Перу . В 1908 году он поступил в школу пилотов братьев Вуазен . [ 3 ] [ 4 ] Гвидо Продам был первым авиатором, совершившим перелет над Адриатическим морем в 1911 году. [ 5 ] Другими известными авиаконструкторами были Рудольф Физир , Иван Сарич , братья Йосип и Эдвард Русьян , Михайло Мерчеп , Станко Обад и Роберт Людвигович Бартини .


Первая мировая война

[ редактировать ]
Albatros D.III, пилотируемый Мирославом Навратилом в августе 1918 года.
Albatros D.III, пилотируемый Мирославом Навратилом в августе 1918 года.

Во время Первой мировой войны Хорватия входила в состав Австро-Венгерской империи . Хорватские пилоты летали в Австро-Венгерских императорских и королевских авиационных войсках . Йоханн Лази стал первым хорватским асом, одержавшим пять побед всего за 30 минут боя. Мирослав Навратил и Рауль Стойсавлевич были одними из самых успешных асов войны, оба одержали по 10 побед.

Виктор Клобучар был первым командующим австро-венгерской морской авиацией. [ 6 ] Он создал военно-морскую авиацию и сеть баз гидросамолетов от Истрии до Которского залива . Майор Эмиль Узелац был хорватским военачальником, который был ведущей фигурой в военно-воздушных силах Австро-Венгерской империи, а затем в Королевстве Югославия и Независимом государстве Хорватия. [ 7 ] После Первой мировой войны Югославские королевские военно-воздушные силы были сформированы в результате создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (переименованного в Королевство Югославия в 1929 году) в 1918 году и существовали до капитуляции Югославии державам Оси в 1941 году после вторжения в Югославию во время Вторая мировая война .

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Fiat G.50 в августе 1944 года.

Военно -воздушные силы Независимого Государства Хорватия возникли в июле 1941 года. Во время войны большая часть сил была отправлена ​​​​на Восточный фронт в качестве Хорватского легиона ВВС ( хорватский : Hrvatska zrakoplovna legija , немецкий : Kroatische Luftwaffen Legion ). . Он состоял из одной истребительной эскадрильи, оснащенной истребителями Messerschmitt Bf 109 , и одной бомбардировочной эскадрильи, оснащенной бомбардировщиками Dornier Do 17 . Истребительная эскадрилья служила в Советском Союзе в составе немецкой JG 52 . Многие пилоты подразделения стали асами, в том числе; Мато Дуковац , Цвитан Галич , Франьо Джал и многие другие. [ 8 ] Военно -воздушные силы Независимого государства Хорватия ( хорватский: Zrakoplovstvo Nezavisne Države Hrvatske , ZNDH) возникли еще 19 апреля 1941 года, всего через девять дней после провозглашения Независимого хорватского государства. Хорватия имела большой парк относительно современных самолетов, Во время Второй мировой войны обычно немецкого происхождения, а также бывших королевских югославских, итальянских, французских, британских и чешских самолетов. [ 9 ] Флот насчитывал несколько сотен самолетов, от учебных бипланов до новейших истребителей Мессершмитт Bf 109. Все самолеты ZNDH, захваченные в конце Второй мировой войны, были включены в состав Югославской народной армии .

На стороне союзников, когда партизанские к концу войны силы начали формировать свои собственные эскадрильи ВВС (на основе подаренных союзниками самолетов, а также захваченных самолетов ZNDH), ряд хорватов с предыдущим опытом полетов (перебежчики из NDH, USAAF) В работах приняли участие пилоты югославского происхождения, довоенные гражданские пилоты), а также ранее необученный персонал. Самым известным подразделением была 352-я эскадрилья RAF . Основателями Партизанских ВВС были хорватские летчики Руди Чаявец и Франьо Клуз . Оба они получили звание Народного героя Югославии . Единственный известный Fiat G.50 сохранившийся в настоящее время находится в Музее авиации в Сурчине . Хорватский пилот Андрия Арапович дезертировал на своем самолете на аэродром союзников на острове Вис в 1944 году. [ 10 ]

Современные хорватские ВВС

[ редактировать ]
Пара МиГ-21 и F-14 в 2002 году.
Пара МиГ-21 и F-14 в 2002 году.

Хорватские ВВС , как они известны сейчас, были официально созданы 12 декабря 1991 года во время хорватской войны за независимость от Югославии . Поначалу для борьбы с значительно превосходящей сербами возглавляемой Югославской национальной армией, , использовались только небольшие сельскохозяйственные и транспортные самолеты, которые захватили почти все самолеты, которые фактически были собственностью всех бывших югославских государств. Некоторые УТВА-75 были оснащены 90-мм реактивными гранатометами и самодельными боеприпасами, такими как герметичные контейнеры или ацетиленовые трубки, наполненные взрывчаткой, известные как «котельные бомбы». [ 11 ] Несколько бипланов Ан-2, использовавшихся для опрыскивания посевов или арендованных у парашютных клубов, также были переоборудованы хорватскими вооруженными силами для сбрасывания самодельных бомб и использовались в миссиях по снабжению города Вуковар и других осажденных частей Хорватии. [ 12 ] Главным преимуществом Ан-2 было то, что они могли взлетать и приземляться на небольших или импровизированных взлетно-посадочных полосах. Их также использовали для сброса припасов на парашютах в изолированные гарнизоны. По крайней мере, один Ан-2 был сбит 2 декабря 1991 года над Винковцами , восточная Славония , сербскими зенитно-ракетными комплексами , при этом погиб экипаж из четырех человек. Среди погибших был командир Марко Живкович, вдохновитель миссий по пополнению запасов. Утверждается, что он разработал навигационную систему GPS , позволяющую сбрасывать грузы с точностью до 10 метров. [ 11 ] К концу 1992 года, когда была сформирована первая истребительная эскадрилья, Хорватия смогла приобрести три МиГ-21 (перехваченных перебежчиками ЮНА). Вскоре, в обход эмбарго на вооружение, было приобретено почти 40 истребителей МиГ-21бис/УМ. Около 25 из них были приняты на вооружение, остальные послужили источником запчастей. Вертолетные силы были в основном созданы в период войны путем закупки около 20 транспортных Ми-8 и 10 боевых вертолетов Ми-24 , которые с разрушительным эффектом были применены в 1995 году во время операции «Шторм» . После войны многие самолеты были выведены из эксплуатации, а также были получены современные, в частности 20 Pilatus PC-9M и 10 Bell 206B-3 в 1997 году. После 2003 года почти весь парк был модернизирован или полностью отремонтирован. В 2006 году Российская Федерация продала Хорватии 10 транспортных вертолетов Ми-171Ш, чтобы частично погасить свой старый долг времен Советского Союза . [ 13 ] Первые учебно-тренировочные самолеты Zlin Z 242L были приобретены в 2007 году. [ 14 ]

С момента вступления в НАТО и ЕС

[ редактировать ]

Республика Хорватия вступила в Партнерство ради мира в 2000 году, что положило начало процессу присоединения к альянсу. Она получила приглашение присоединиться к саммиту в Бухаресте в 2008 году и стала полноправным членом НАТО 1 апреля 2009 года.

Страна подала заявку на членство в ЕС в 2003 году и Европейского Союза стала 28-м государством-членом 1 июля 2013 года .

В 2013 году правительство Хорватии решило вывести из эксплуатации свой парк тактических транспортных самолетов Ан-32Б и вместо этого полагаться на своих союзников в вопросах тактического транспорта. [ 15 ] ВВС получили 16 самолетов Bell OH-58D Kiowa Warrior из США в 2016 и 2017 годах, которые были переданы в состав вертолетной эскадрильи на 93-й авиабазе.

Хорватия пытается заменить свои устаревшие истребители МиГ-21 новыми западными истребителями. Страна решила приобрести 12 бывших израильских самолетов General Dynamics F-16C/D Barak в 2017 году, но продажа была отменена в начале 2019 года из-за невозможности получить соответствующие разрешения на экспорт из США . Вместо этого Хорватия в 2021 году закупила 12 французских истребителей Dassault Rafale . [ 16 ] В 2022 году Хорватия приобрела свой первый транспортный вертолет Sikorsky UH-60M Black Hawk . [ 17 ] После вторжения России в Украину свои транспортные вертолеты Ми-8 Хорватия передала Украине и договорилась с Соединенными Штатами о закупке еще восьми самолетов Black Hawk, в результате чего общее количество этих транспортных вертолетов, находящихся на ее вооружении, достигло 12. [ 18 ] [ 19 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Элершек Л., Хомо Воланс, первые хорватские авиаторы 1550-1925 гг. Риека, 2010 г.
  2. ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
  3. ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
  4. ^ Златар - Стамбук П., Беловучич - пионер военной аэронавтики, Лима, 1990 г.
  5. ^ «История: 100 лет со дня первого полета над Адриатическим морем | AeroDynamic Aviation» . Архивировано из оригинала 27 марта 2014 г. Проверено 14 мая 2012 г.
  6. ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 13 августа 2013 г. Проверено 14 мая 2012 г.
  7. ^ «Австро-Венгерская армия — Эмиль Узелац» .
  8. ^ Савич, Д. и Чиглич, Б. Хорватские асы Второй мировой войны Osprey Самолет асов - 49, Оксфорд, 2002 г.
  9. ^ Лиско, Т.; Д. Чанак (1998). Хорватские ВВС во Второй мировой войне . Загреб. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ «Слободна Далмация - от Хорватии до Сербии: верните нам гитлеровский «Мерседес», партизанские флаги, мечи...» slobadadalmacija.hr (на хорватском языке). 14 декабря 2008 г. Проверено 18 июля 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б Магаш, Бранка и Джанич, Иво (2001). Война в Хорватии и Боснии и Герцеговине, 1991-1995 гг . Тейлор и Фрэнсис, с. 58. ISBN   0-7146-8201-2
  12. ^ Рипли, Тим (2001). Конфликт на Балканах, 1991-2000 гг . Оспри Паблишинг, стр.7. ISBN   1-84176-290-3
  13. ^ "Список Ютарни - Россияне отдают 10 вертолетов в счет погашения долга" . www.jutarnji.hr (на хорватском языке). 24 мая 2006 г. Проверено 29 августа 2023 г.
  14. ^ Вукович, Даниэль (2007). «Первый Злинови 242 Л в ХРЗ и ПЗО» . Хорватский солдат .
  15. ^ «В современной войне самолеты и беспилотники незаменимы: мы проверили положение Хорватии в этом сегменте» . tportal.hr . Проверено 29 августа 2023 г.
  16. ^ «Хорватия выбирает Rafale - Пресс-киты» . Dassault Aviation — крупный игрок в области аэронавтики . 05.09.2023 . Проверено 6 сентября 2023 г.
  17. ^ "ФОТО Еще два американских вертолета Black Hawk прибыли в Хорватию, Баножич взял их под свой контроль и окружил Милановича" . Dnevnik.hr (на хорватском языке) . Проверено 29 августа 2023 г.
  18. ^ "Хорватия к 2027 году избавится от российских вертолетов, прибудет восемь "Хоков"" . tportal.hr . Проверено 29 августа 2023 г.
  19. ^ «Баножич объявил о приобретении еще восьми вертолетов Black Hawk» . Хорватское радио и телевидение . Проверено 6 сентября 2023 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 57f5b47af09e62bed066432c26f70137__1714225920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/37/57f5b47af09e62bed066432c26f70137.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Croatian Air Force - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)