История хорватских ВВС
В этой статье подробно описана история хорватских ВВС . Республика Хорватия — унитарная демократическая парламентская республика в Европе, расположенная на стыке Центральной Европы , Средиземноморья и Юго-Восточной Европы . Столица и крупнейший город — Загреб . Современные хорватские ВВС (хорватский: Hrvatsko Ratno Zrakoplovstvo ) были созданы 12 декабря 1991 года во время хорватской войны за независимость .
Ранняя история авиации
[ редактировать ]
Некоторые из первых пионеров авиации были выходцами из Хорватии или хорватского происхождения. [ 1 ] Фауст Вранчич спроектировал и испытал парашют в 1617 году. Первым хорватом, полетевшим на воздушном шаре, был Крсто Мазарович над Загребом в 1789 году. Давид Шварц создал первый летающий дирижабль с жестким корпусом . Питер Салчер был создателем первой аэродинамической трубы . [ 2 ] Славолюб Эдуард Пенкала построил первый хорватский двухместный самолет в 1909 году, на котором Драгутин Новак совершил свой первый полет. Катарина Матанович-Куленович была первой хорватской женщиной-пилотом. Хуан Беловучич Кавалье был первым пилотом хорватского происхождения и основателем авиации в Перу . В 1908 году он поступил в школу пилотов братьев Вуазен . [ 3 ] [ 4 ] Гвидо Продам был первым авиатором, совершившим перелет над Адриатическим морем в 1911 году. [ 5 ] Другими известными авиаконструкторами были Рудольф Физир , Иван Сарич , братья Йосип и Эдвард Русьян , Михайло Мерчеп , Станко Обад и Роберт Людвигович Бартини .
Первая мировая война
[ редактировать ]
Во время Первой мировой войны Хорватия входила в состав Австро-Венгерской империи . Хорватские пилоты летали в Австро-Венгерских императорских и королевских авиационных войсках . Йоханн Лази стал первым хорватским асом, одержавшим пять побед всего за 30 минут боя. Мирослав Навратил и Рауль Стойсавлевич были одними из самых успешных асов войны, оба одержали по 10 побед.
Виктор Клобучар был первым командующим австро-венгерской морской авиацией. [ 6 ] Он создал военно-морскую авиацию и сеть баз гидросамолетов от Истрии до Которского залива . Майор Эмиль Узелац был хорватским военачальником, который был ведущей фигурой в военно-воздушных силах Австро-Венгерской империи, а затем в Королевстве Югославия и Независимом государстве Хорватия. [ 7 ] После Первой мировой войны Югославские королевские военно-воздушные силы были сформированы в результате создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (переименованного в Королевство Югославия в 1929 году) в 1918 году и существовали до капитуляции Югославии державам Оси в 1941 году после вторжения в Югославию во время Вторая мировая война .
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Военно -воздушные силы Независимого Государства Хорватия возникли в июле 1941 года. Во время войны большая часть сил была отправлена на Восточный фронт в качестве Хорватского легиона ВВС ( хорватский : Hrvatska zrakoplovna legija , немецкий : Kroatische Luftwaffen Legion ). . Он состоял из одной истребительной эскадрильи, оснащенной истребителями Messerschmitt Bf 109 , и одной бомбардировочной эскадрильи, оснащенной бомбардировщиками Dornier Do 17 . Истребительная эскадрилья служила в Советском Союзе в составе немецкой JG 52 . Многие пилоты подразделения стали асами, в том числе; Мато Дуковац , Цвитан Галич , Франьо Джал и многие другие. [ 8 ] Военно -воздушные силы Независимого государства Хорватия ( хорватский: Zrakoplovstvo Nezavisne Države Hrvatske , ZNDH) возникли еще 19 апреля 1941 года, всего через девять дней после провозглашения Независимого хорватского государства. Хорватия имела большой парк относительно современных самолетов, Во время Второй мировой войны обычно немецкого происхождения, а также бывших королевских югославских, итальянских, французских, британских и чешских самолетов. [ 9 ] Флот насчитывал несколько сотен самолетов, от учебных бипланов до новейших истребителей Мессершмитт Bf 109. Все самолеты ZNDH, захваченные в конце Второй мировой войны, были включены в состав Югославской народной армии .
На стороне союзников, когда партизанские к концу войны силы начали формировать свои собственные эскадрильи ВВС (на основе подаренных союзниками самолетов, а также захваченных самолетов ZNDH), ряд хорватов с предыдущим опытом полетов (перебежчики из NDH, USAAF) В работах приняли участие пилоты югославского происхождения, довоенные гражданские пилоты), а также ранее необученный персонал. Самым известным подразделением была 352-я эскадрилья RAF . Основателями Партизанских ВВС были хорватские летчики Руди Чаявец и Франьо Клуз . Оба они получили звание Народного героя Югославии . Единственный известный Fiat G.50 сохранившийся в настоящее время находится в Музее авиации в Сурчине . Хорватский пилот Андрия Арапович дезертировал на своем самолете на аэродром союзников на острове Вис в 1944 году. [ 10 ]
Современные хорватские ВВС
[ редактировать ]
Хорватские ВВС , как они известны сейчас, были официально созданы 12 декабря 1991 года во время хорватской войны за независимость от Югославии . Поначалу для борьбы с значительно превосходящей сербами возглавляемой Югославской национальной армией, , использовались только небольшие сельскохозяйственные и транспортные самолеты, которые захватили почти все самолеты, которые фактически были собственностью всех бывших югославских государств. Некоторые УТВА-75 были оснащены 90-мм реактивными гранатометами и самодельными боеприпасами, такими как герметичные контейнеры или ацетиленовые трубки, наполненные взрывчаткой, известные как «котельные бомбы». [ 11 ] Несколько бипланов Ан-2, использовавшихся для опрыскивания посевов или арендованных у парашютных клубов, также были переоборудованы хорватскими вооруженными силами для сбрасывания самодельных бомб и использовались в миссиях по снабжению города Вуковар и других осажденных частей Хорватии. [ 12 ] Главным преимуществом Ан-2 было то, что они могли взлетать и приземляться на небольших или импровизированных взлетно-посадочных полосах. Их также использовали для сброса припасов на парашютах в изолированные гарнизоны. По крайней мере, один Ан-2 был сбит 2 декабря 1991 года над Винковцами , восточная Славония , сербскими зенитно-ракетными комплексами , при этом погиб экипаж из четырех человек. Среди погибших был командир Марко Живкович, вдохновитель миссий по пополнению запасов. Утверждается, что он разработал навигационную систему GPS , позволяющую сбрасывать грузы с точностью до 10 метров. [ 11 ] К концу 1992 года, когда была сформирована первая истребительная эскадрилья, Хорватия смогла приобрести три МиГ-21 (перехваченных перебежчиками ЮНА). Вскоре, в обход эмбарго на вооружение, было приобретено почти 40 истребителей МиГ-21бис/УМ. Около 25 из них были приняты на вооружение, остальные послужили источником запчастей. Вертолетные силы были в основном созданы в период войны путем закупки около 20 транспортных Ми-8 и 10 боевых вертолетов Ми-24 , которые с разрушительным эффектом были применены в 1995 году во время операции «Шторм» . После войны многие самолеты были выведены из эксплуатации, а также были получены современные, в частности 20 Pilatus PC-9M и 10 Bell 206B-3 в 1997 году. После 2003 года почти весь парк был модернизирован или полностью отремонтирован. В 2006 году Российская Федерация продала Хорватии 10 транспортных вертолетов Ми-171Ш, чтобы частично погасить свой старый долг времен Советского Союза . [ 13 ] Первые учебно-тренировочные самолеты Zlin Z 242L были приобретены в 2007 году. [ 14 ]
С момента вступления в НАТО и ЕС
[ редактировать ]Республика Хорватия вступила в Партнерство ради мира в 2000 году, что положило начало процессу присоединения к альянсу. Она получила приглашение присоединиться к саммиту в Бухаресте в 2008 году и стала полноправным членом НАТО 1 апреля 2009 года.
Страна подала заявку на членство в ЕС в 2003 году и Европейского Союза стала 28-м государством-членом 1 июля 2013 года .
В 2013 году правительство Хорватии решило вывести из эксплуатации свой парк тактических транспортных самолетов Ан-32Б и вместо этого полагаться на своих союзников в вопросах тактического транспорта. [ 15 ] ВВС получили 16 самолетов Bell OH-58D Kiowa Warrior из США в 2016 и 2017 годах, которые были переданы в состав вертолетной эскадрильи на 93-й авиабазе.
Хорватия пытается заменить свои устаревшие истребители МиГ-21 новыми западными истребителями. Страна решила приобрести 12 бывших израильских самолетов General Dynamics F-16C/D Barak в 2017 году, но продажа была отменена в начале 2019 года из-за невозможности получить соответствующие разрешения на экспорт из США . Вместо этого Хорватия в 2021 году закупила 12 французских истребителей Dassault Rafale . [ 16 ] В 2022 году Хорватия приобрела свой первый транспортный вертолет Sikorsky UH-60M Black Hawk . [ 17 ] После вторжения России в Украину свои транспортные вертолеты Ми-8 Хорватия передала Украине и договорилась с Соединенными Штатами о закупке еще восьми самолетов Black Hawk, в результате чего общее количество этих транспортных вертолетов, находящихся на ее вооружении, достигло 12. [ 18 ] [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]- Австро-Венгерские императорские и королевские авиационные войска
- Список хорватских летающих асов Первой мировой войны
- Югославские Королевские ВВС
- ВВС Независимого Государства Хорватия
- Хорватский легион ВВС
- Список асов Второй мировой войны из Хорватии
- Югославские партизанские ВВС
- Балканские ВВС
- Югославские ВВС
- Хорватские ВВС
Примечания
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2010 г. ) |
- ^ Элершек Л., Хомо Воланс, первые хорватские авиаторы 1550-1925 гг. Риека, 2010 г.
- ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 10 апреля 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 14 марта 2012 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ Златар - Стамбук П., Беловучич - пионер военной аэронавтики, Лима, 1990 г.
- ^ «История: 100 лет со дня первого полета над Адриатическим морем | AeroDynamic Aviation» . Архивировано из оригинала 27 марта 2014 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Добро пожаловать в Adobe GoLive 6» . Архивировано из оригинала 13 августа 2013 г. Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ «Австро-Венгерская армия — Эмиль Узелац» .
- ^ Савич, Д. и Чиглич, Б. Хорватские асы Второй мировой войны Osprey Самолет асов - 49, Оксфорд, 2002 г.
- ^ Лиско, Т.; Д. Чанак (1998). Хорватские ВВС во Второй мировой войне . Загреб.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Слободна Далмация - от Хорватии до Сербии: верните нам гитлеровский «Мерседес», партизанские флаги, мечи...» slobadadalmacija.hr (на хорватском языке). 14 декабря 2008 г. Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Магаш, Бранка и Джанич, Иво (2001). Война в Хорватии и Боснии и Герцеговине, 1991-1995 гг . Тейлор и Фрэнсис, с. 58. ISBN 0-7146-8201-2
- ^ Рипли, Тим (2001). Конфликт на Балканах, 1991-2000 гг . Оспри Паблишинг, стр.7. ISBN 1-84176-290-3
- ^ "Список Ютарни - Россияне отдают 10 вертолетов в счет погашения долга" . www.jutarnji.hr (на хорватском языке). 24 мая 2006 г. Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Вукович, Даниэль (2007). «Первый Злинови 242 Л в ХРЗ и ПЗО» . Хорватский солдат .
- ^ «В современной войне самолеты и беспилотники незаменимы: мы проверили положение Хорватии в этом сегменте» . tportal.hr . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Хорватия выбирает Rafale - Пресс-киты» . Dassault Aviation — крупный игрок в области аэронавтики . 05.09.2023 . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ "ФОТО Еще два американских вертолета Black Hawk прибыли в Хорватию, Баножич взял их под свой контроль и окружил Милановича" . Dnevnik.hr (на хорватском языке) . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ "Хорватия к 2027 году избавится от российских вертолетов, прибудет восемь "Хоков"" . tportal.hr . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ «Баножич объявил о приобретении еще восьми вертолетов Black Hawk» . Хорватское радио и телевидение . Проверено 6 сентября 2023 г.