Солнце в культуре
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2021 г. ) |
Солнце культуре , как источник энергии и света для жизни на Земле, было центральным объектом в и религии с доисторических времен. Ритуальное поклонение Солнцу породило солнечные божества в теистических традициях по всему миру, и солярная символика распространена повсеместно. Помимо своей непосредственной связи со светом и теплом, Солнце также важно для измерения времени как главный индикатор дня и года . [1]
Ранняя история
[ редактировать ]Самым ранним представлением о Солнце было представление о диске на небе , присутствие которого над горизонтом создает день, а отсутствие - ночь. В бронзовом веке это понимание было изменено, предположив, что Солнце транспортируется по небу на лодке или колеснице и транспортируется обратно к месту восхода солнца ночью после прохождения через подземный мир .
Многие древние памятники были построены с учетом прохождения солнечного года ; например, каменные мегалиты точно отмечают летнее или зимнее солнцестояние (некоторые из наиболее известных мегалитов находятся в Набта Плайя , Египет ; Мнайдра , Мальта и в Стоунхендже , Англия); Ньюгрейндж , доисторическая гора, построенная человеком в Ирландии, была спроектирована для обнаружения зимнего солнцестояния; Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице в Мексике спроектирована таким образом, чтобы отбрасывать тени в форме змей, взбирающихся на пирамиду в дни весеннего и осеннего равноденствия .
Религиозные аспекты
[ редактировать ]Солнечные божества играют важную роль во многих мировых религиях и мифологиях. [2] Поклонение Солнцу было центральным элементом таких цивилизаций, как древние египтяне , инки Южной Америки и ацтеки, жившие на территории современной Мексики. В таких религиях, как индуизм , Солнце до сих пор считается богом, известным как Сурья . Многие древние памятники были построены с учетом солнечных явлений; например, каменные мегалиты точно отмечают летнее или зимнее солнцестояние (например, в Набта Плайя , Египет; Мнайдра , Мальта; и Стоунхендж , Англия); Ньюгрейндж , доисторическая гора, построенная человеком в Ирландии, была спроектирована для обнаружения зимнего солнцестояния; Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице в Мексике спроектирована таким образом, чтобы отбрасывать тени в форме змей, взбирающихся на пирамиду в дни весеннего и осеннего равноденствия .
Древние шумеры верили, что Солнце — это Уту . [3] [4] бог справедливости и брат-близнец Инанны , Царицы Небесной , [3] который был идентифицирован как планета Венера. [4] Позже Уту отождествляли с восточно-семитским богом Шамашем . [3] [4] Уту считался божеством-помощником, помогавшим тем, кто попал в беду. [3]
По крайней мере, начиная с Четвертой династии Древнего Египта, Солнцу поклонялись как богу Ра , изображавшемуся в виде божества с головой сокола, увенчанного солнечным диском и окруженного змеей. В период Новой Империи Солнце стало отождествляться с навозным жуком . В форме солнечного диска Атона Солнце ненадолго возродилось в период Амарны , когда оно снова стало выдающимся, если не единственным, божеством фараона Эхнатона . [5] [6]
Египтяне изображали бога Ра как несущегося по небу в солнечной барке в сопровождении меньших богов, а для греков он был Гелиосом, которого везла колесница, запряженная огненными конями. Во времена правления Элагабала в поздней Римской империи день рождения Солнца отмечался как Sol Invictus (буквально «Непокоренное Солнце») вскоре после зимнего солнцестояния, которое, возможно, было предшественником Рождества . Что касается неподвижных звезд , то Солнце кажется с Земли вращающимся один раз в год по эклиптике через Зодиак , и поэтому греческие астрономы отнесли его к одной из семи планет (греч. Planetes , «странник»); наименование дней недель после семи планет относится к римской эпохе . [7] [8] [9]
В протоиндоевропейской религии Солнце олицетворялось богиней *Сех 2 ул . [10] [11] Производные этой богини в индоевропейских языках включают древнескандинавское Соль , санскритское Сурья , галльское Сулис , литовское Сауле и славянское Солнце . [11] В древнегреческой религии божеством Солнца был бог-мужчина Гелиос. [12] который в более поздние времена был синкретизирован с Аполлоном . [13]
В Библии в Малахии 4:2 упоминается «Солнце праведности» (иногда переводимое как «Солнце справедливости»). [14] [15] что некоторые христиане интерпретировали как указание на Мессию ( Христа ). [16] В древнеримской культуре воскресенье было днем бога Солнца. В язычестве Солнце было источником жизни, дающим тепло и освещение. Это был центр популярного культа среди римлян, которые стояли на рассвете, чтобы поймать первые солнечные лучи во время молитвы. Празднование зимнего солнцестояния (оказавшее влияние на Рождество) было частью римского культа непокоренного Солнца ( Sol Invictus ). приняли его как день субботний Христиане . Символ света был языческим приемом, принятым христианами, и, пожалуй, самым важным из них, идущим не из еврейских традиций. Христианские церкви строились так, чтобы прихожане смотрели на восход солнца. [17]
Тонатиу , ацтекский бог солнца. [18] был тесно связан с практикой человеческих жертвоприношений . [18] Богиня Солнца Аматэрасу — самое важное божество в религии синтоизма . [19] [20] и она считается прямым предком всех японских императоров . [19]
См. также
[ редактировать ]- Солнечное поклонение
- Луна в культуре
- Затмения в истории и культуре
- Солнечный календарь
- Солнце в художественной литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маданджит Сингх: Солнце: символ силы и жизни , Гарри Н. Абрам, 1993. ISBN 9780810938380
- ^ Коулман, Дж. А.; Дэвидсон, Джордж (2015). Мифологический словарь: тем, легенд и героев от А до Я. Лондон: Arcturus Publishing Limited. п. 316. ИСБН 978-1-78404-478-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. стр. 182–184. ISBN 978-0-7141-1705-8 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 года . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Немет-Нежат, Карен Рея (1998), Повседневная жизнь в древней Месопотамии , Гринвуд, стр. 203 , ISBN 978-0-313-29497-6
- ^ Титер, Эмили (2011). Религия и ритуалы в Древнем Египте . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-84855-8 .
- ^ Франкфорт, Анри (2011). Древнеегипетская религия: интерпретация . Дуврские публикации. ISBN 978-0-486-41138-5 .
- ^ «Планета» . Оксфордские словари. Декабрь 2007 г. Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ Гольдштейн, Бернард Р. (1997). «Спасение явлений: предпосылки планетарной теории Птолемея». Журнал истории астрономии . 28 (1): 1–12. Бибкод : 1997JHA....28....1G . дои : 10.1177/002182869702800101 . S2CID 118875902 .
- ^ Птолемей; Тумер, Дж.Дж. (1998). Альмагест Птолемея . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00260-6 .
- ^ Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас К. , ред. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-884964-98-5 . (ЕИЭК). Архивировано из оригинала 31 марта 2017 года . Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Темза и Гудзон . п. 129 . ISBN 978-0-500-27616-7 .
- ^ Гесиод , Теогония 371. Архивировано 15 сентября 2021 года в Wayback Machine.
- ^ Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 120. ИСБН 978-0-674-36281-9 .
- ^ Малахия 4:2
- ^ Библия, Книга Малахии , Версия короля Иакова, заархивировано из оригинала 20 октября 2017 г. , получено 20 октября 2017 г.
- ^ Спарго, Эмма Джейн Мари (1953). Категория эстетического в философии святого Бонавентуры . Сент-Бонавентура, Нью-Йорк; Э. Наувелартс, Лувен, Бельгия; Ф. Шёнинг, Падерборн, Германия: Францисканский институт. п. 86. Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Оуэн Чедвик (1998). История христианства . Пресса Святого Мартина. п. 22. ISBN 978-0-312-18723-1 . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Таунсенд, Ричард (1979). Государство и космос в искусстве Теночтитлана . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. п. 66 .
- ^ Jump up to: а б Робертс, Джереми (2010). Японская мифология от А до Я (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Chelsea House . стр. 4–5. ISBN 978-1-60413-435-3 .
- ^ Уилер, Пост (1952). Священное Писание японцев . Нью-Йорк: Генри Шуман. стр. 393–395. ISBN 978-1-4254-8787-4 .