Мечеть Шах (Исфахан)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Мечеть Шах | |
---|---|
Мечеть Шах | |
Религия | |
Принадлежность | Шиитский ислам |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Исфахан , Иран |
Состояние | Провинция Исфахан |
Географические координаты | 32 ° 39'16 "N 51 ° 40'39" E / 32,65444 ° N 51,67750 ° E |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Али Акбар Исфахани [1] |
Стиль | Сефевидский персидский |
Новаторский | 1611 |
Завершенный | 1629 |
Стоимость строительства | 20 000 томанов |
Технические характеристики | |
Длина | 100 м |
Ширина | 130 м |
Высота (макс.) | 56 м с золотым валом |
Купол (ы) | 3 |
Высота купола (внешняя) | 53 м |
Высота купола (внутренняя) | 38 м |
Диаметр купола. (внешний) | 26 м |
Купольный день. (внутренний) | 23 |
угрожать (а) | 4 |
Высота минарета | 48 м |
Мечеть Шаха ( персидский : مسجد شاه ) — мечеть , расположенная в Исфахане , Иран . Он расположен на южной стороне площади Нагш-э-Джахан . Он был построен во времена империи Сефевидов по приказу Аббаса Великого .
Он считается одним из шедевров персидской архитектуры исламской эпохи. Королевская мечеть внесена вместе с площадью Нагш-э Джахан в список ЮНЕСКО Всемирного наследия . [2] Его строительство началось в 1611 году.
Мечеть изображена на реверсе иранской банкноты номиналом 20 000 риалов . [3] Он был найден поврежденным в 2022 году. [4]
История
[ редактировать ]В 1598 году, когда шах Аббас решил перенести столицу своей Персидской империи из города Казвин на северо-западе страны в центральный город Исфахан, он инициировал то, что впоследствии стало одной из величайших программ в истории Персии; полная перестройка этого древнего города. Выбрав центральный город Исфахан, оплодотворенный рекой Заянде (« Живительная река »), лежащий как оазис интенсивного земледелия посреди обширной территории засушливого ландшафта, он одновременно дистанцировал свою столицу от любых будущих нападений. со стороны соседнего главного соперника Ирана, Османской империи , и в то же время получил больший контроль над Персидским заливом , который недавно стал важным торговым маршрутом для голландской и британской Ост-Индских компаний . [5]
Главным архитектором этой задачи городского планирования был Шейх Бахаи (Баха ад-Дин аль-Амили), который сосредоточил программу на двух ключевых особенностях генерального плана Шаха Аббаса: проспекте Чахар Баг , окруженном с обеих сторон всеми выдающиеся учреждения города, такие как резиденции всех иностранных сановников и площадь Накш-э Джахан (« Образец мира »). [6] До прихода шаха к власти в Персии существовала децентрализованная структура власти, в которой за власть боролись различные институты, включая как военных ( Кызылбаш ), так и губернаторов различных провинций, составляющих империю. Шах Аббас хотел подорвать эту политическую структуру, и воссоздание Исфахана как великой столицы Персии было важным шагом в централизации власти. [7]
Жемчужиной этого проекта стала Масджед-и-Шах, которая заменит гораздо более старую мечеть Джаме в проведении пятничных молитв. Чтобы достичь этого, мечеть Шаха была построена не только с видением величия, имея самый большой купол в городе, но и Шейх Бахаи также запланировал строительство двух религиозных школ и зимней мечети, закрепленной по обе стороны от нее. [8]
Архитектор мечети – Али Акбар Исфахани . Его имя встречается в надписи в мечети над входом в комплекс айван . В надписи также упоминается, что руководителем строительства был Мухибб Али Бег Лала, который также был крупным спонсором мечети. Другой архитектор Бади аз-Заман-и Туни, возможно, принимал участие в его раннем проектировании. [1]
Из-за желания шаха завершить строительство при его жизни, строительство было сокращено; например, шах проигнорировал предупреждения одного из архитекторов, Абу'л Касима, об опасности проседания фундамента мечети, и продолжил строительство. [9] Архитектор оказался прав: в 1662 году здание пришлось подвергнуть капитальному ремонту. [10]
Также многих историков интересует своеобразная ориентация Королевской площади (Майдана). В отличие от большинства важных зданий, эта площадь не располагалась на одной линии с Меккой , поэтому, входя во входной портал мечети, человек, почти не осознавая этого, делает полуправый поворот, что позволяет главному двору смотреть лицом к Мекка. Дональд Уилбер дает этому наиболее правдоподобное объяснение; Видение Шейха Бахаи заключалось в том, чтобы мечеть была видна везде, где бы ни находился человек на майдане. Если бы ось майдана совпадала с осью Мекки, купол мечети был бы скрыт от глаз высоким входным порталом, ведущим к нему. Создав угол между ними, две части здания, входной портал и купол, находятся в прекрасном обзоре, которым могут любоваться все находящиеся на площади. [11]
Архитектура
[ редактировать ]Планировка и особенности
[ редактировать ]Сефевиды основали мечеть Шаха как канал, через который они могли выразить себя с помощью своих многочисленных архитектурных приемов. Формат четырех айванов , утвержденный династией Сельджуков и унаследованный Сефевидами, прочно утвердил внутренний фасад таких мечетей с высокими воротами со всех сторон как более важный, чем само здание. [12]
Отличительной особенностью любой мечети является минарет , а в Масджид-э Шах их четыре. Тем не менее, в персидских мечетях высокие минареты считались непригодными для призыва к молитве, и для этой конкретной цели добавляли эдикулу, известную по-персидски как голдаст (букет), который в Масджед-е Шахе стоит на вершине мечети. Западный Айван. [13]
Михраб , большая мраморная табличка высотой десять футов и шириной три фута на юго-западной стене, указывала направление на Мекку. Над ним люди шаха поставили инкрустированный золотом шкаф из древесного сырья. В нем хранились две реликвии: Коран , который , как говорят, был скопирован Имамом Резой , и окровавленная одежда Имама Хусейна . Говорят, что халат никогда не демонстрировался, но обладал магической силой; Поднимавшийся на конце пики на поле боя считалось, что он может разгромить врага. [14]
-
Вид на мечеть с площади Накш-э Джахан, показывающий разницу в ориентации между входом и остальной частью мечети за ним.
-
Входной айван мечети
-
Вид снизу на мукарны над входом
-
Панорамное фото входного тамбура, ведущего во двор.
-
Главный двор с планировкой из четырех айванов.
-
Главный купольный молитвенный зал
-
Зимний молельный зал, построенный в гипостильной форме.
Купол
[ редактировать ]Возрождение персидского купольного строительства было инициировано Сефевидами . Отличительной особенностью персидских куполов, которая отличает их от куполов, созданных в христианском мире или в империях Османской империи и Великих Моголов , была красочная плитка, которой они покрывали купола снаружи , как и внутри. Эти купола вскоре насчитывали десятки в Исфахане, и отчетливая форма синего цвета стала доминировать над горизонтом города. Отражая свет Солнца, эти купола выглядели как сверкающий бирюзовый драгоценный камень , и их можно было увидеть за многие мили путешественникам, следовавшим по Шелковому пути через Персию. Достигнув 53 метров в высоту, купол Масджед-э Шаха стал самым высоким в городе, когда он был завершен в 1629 году. Он был построен как купол с двойной оболочкой, с пролетом между двумя слоями 14 метров и опирающийся восьмиугольная купольная камера. [15]
Украшение
[ редактировать ]Масджед-э Шах представлял собой огромное сооружение, состоящее, как говорят, из 18 миллионов кирпичей и 475 000 плиток, которого обошлось шаху в 60 000 томанов . строительство [16] В нем использовался новый «ранги» (семицветный) стиль мозаики . В более ранних иранских мечетях плитки изготавливались из фаянсовой мозаики — медленного и дорогостоящего процесса, при котором крошечные кусочки вырезались из монохромных плиток и собирались для создания замысловатых узоров. При использовании метода ранги мастера наносят все цвета одновременно, а затем обжигают плитку. Дешевле и быстрее, новая процедура позволила использовать более широкий диапазон цветов, создавая более богатые узоры, приятнее для глаз. [10] [17] По словам Жана Шардена , именно низкая влажность воздуха в Персии сделала цвета намного более яркими, а контрасты между различными узорами - намного более сильными, чем это могло быть достигнуто в Европе, где цвета плитки стали тусклыми и потерялись. его внешний вид. [18] Тем не менее, большинство современных и современных писателей считают изразцы Масджед-е Шаха уступающими как по качеству, так и по красоте по сравнению с теми, что украшают мечеть Лотфаллах , последнюю часто называют мечетью современные персидские историки, такие как Мунши . Искандар невероятной чистоты и красоты . [19] Архитекторы также использовали большое количество мрамора, который они собрали в мраморном карьере в соседнем Ардестане . [10]
Входной портал мечети украшен лучшим в здании изразцовым декором. Он полностью выполнен изразцовой мозаикой в полной палитре семи цветов (темный персидский синий, светло- турецкий синий, белый, черный, желтый, зеленый и бисквитный). широкая полоса с надписями с религиозными текстами, написанными белым шрифтом тулут Айван обрамляет на темно-синем фоне. Плитка в Масджед-е Шах преимущественно синяя, за исключением крытых залов здания, которые позже были облицованы плиткой более прохладных желто-зеленых оттенков. [17]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Кишвар Ризви, изд. (6 ноября 2017 г.). Аффект, эмоции и субъективность в мусульманских империях раннего Нового времени . Брилл. стр. 29–30. ISBN 9789004352841 .
- ^ «Эмам Мейдана, Исфахан» .
- ^ Центральный банк Ирана . Банкноты и монеты: 20 000 риалов . - Проверено 24 марта 2009 г.
- ^ «Мечеть Шаха в Исфахане: важный иранский объект, поврежденный во время реставрации - BBC News» . BBC.com. 13 августа 2021 г. Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ Сэвори, Роджер; Иран при Сефевидах , с. 155.
- ^ Сэр Роджер Стивенс; Страна Великой Софии , с. 172.
- ^ Пикантный; глава: Империя Сефевидов на пике своего могущества при шахе Аббасе Великом (1588–1629).
- ^ Блейк, Стивен П.; Половина мира, Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722 гг. , стр. 143–144.
- ^ Чабер, с. 162
- ^ Перейти обратно: а б с Блейк; п. 144
- ^ Уилбер, Дональд; Аспекты ансамбля Сефевидов в Исфахане , в иранских исследованиях VII: Исследования Исфахана, часть II , стр. 407–408.
- ^ «КОРОЛЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ (МАСЖЕД-ЭМАМ) в Исфахане, Иран» .
- ^ Хаттштейн М., Делиус П.; Ислам, искусство и архитектура ; п. 513
- ^ Блейк, с. 143
- ^ Хаттштейн М., Делиус П.; п. 513–514
- ^ Папа; Опрос , с. 1185–88
- ^ Перейти обратно: а б Хатштейн М., Делиус П.; п. 513
- ^ Ферье, RW; Путешествие в Персию, Портрет империи семнадцатого века Жана Шардена , глава: Искусство и ремесла
- ^ Блейк; п. 149
Ссылки
[ редактировать ]- «Мимаран-и Иран» Зохре Бозорг-ния. 2004. ISBN 964-7483-39-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гударзи, Масуме; Беманиан, Мохаммадреза; Лейлиан, Мохаммадреза (2020). «Геометрический анализ архитектурных чертежей Шах-мечети Исфахана» . Изогнутые и слоистые конструкции . 7 (1): 68–79. Бибкод : 2020CLS.....7....7G . дои : 10.1515/cls-2020-0007 .
- Стивен П. Блейк: Полмира. Социальная архитектура Сефевидов Исфахана, 1590–1722 гг. Коста-Меса, Калифорния: Mazda Pub., 1999.
- Роджер Сэвори: Иран под властью Сефевидов . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1980.
- Путешествие в Персию. «Портрет империи семнадцатого века» Жана Шардена ; перевод и изд. Р.В. Феррье. Нью-Йорк: Издательство IB Tauris, 1996.
- Майкл Эксуорси : История Ирана: Империя разума. Нью-Йорк: Основные книги, 2008.
- Л. Голомбек: «Анатомия мечети: Масджид-и Шах Исфахана», Иранская цивилизация и культура, изд. Си Джей Адамс (Монреаль, 1972), стр. 5–11.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Документальный фильм о Королевской мечети Исфахана (продюсер ARTE)