Аликоли Мирза Каджар
Аликоли Мирза Каджар | |
---|---|
Этезад ос-Салтане | |
![]() Аликоли Мирза, конец 1870-х гг. | |
Рожденный | 7 декабря 1822 г. |
Умер | 14 декабря 1880 г. | (58 лет)
Дом | Династия Каджаров |
Отец | Фатх-Али Шах Каджар |
Мать | Гол-Пирхан Ханум |
Религия | ислам |
Аликоли Мирза Каджар ( персидский : علیقلی میرزا قاجار ; 7 декабря 1822 — 14 декабря 1880) был иранским принцем династии Каджаров и учёным, который служил первым министром науки в Каджарском Иране . Он был сорок седьмым сыном Фатх-Али Шаха ( годы правления 1797–1834 ), короля Ирана. Аликоли Мирза был очарован европейским Просвещением и пытался распространить его идеалы в Иране. В период расцвета колледжа Дар уль-Фунун он был директором школы и сыграл ключевую роль в ее выживании.
В 1860 году шах Насер ад-Дин Шах учредил Министерство науки и назначил Аликоли Мирзу его первым министром науки. Он прослужил 22 года и занимал различные другие должности, например, министра горной промышленности и руководителя образования и ремесел. Он отвечал за строительство первой телеграфной линии в Персии, руководил правительственной типографией и владел провинциями Малайер и Туйсеркан . Он также курировал несколько газет, таких как « Рузнаме-йе Меллати» и «Рузнаме-йе эльмия-йе даулат алия-йе Иран», первый персидский научный журнал.
Хотя Аликоли Мирза написал множество книг по различным темам, от истории до астрономии, его самой важной научной работой была интерпретация теорий Ньютона на персидском языке . Другие известные работы, которые он создал или в написании которых участвовал, включают: Намех-йе Данешваран , сборник биографий иранских и мусульманских ученых; Аль-Мутанабин , история религий; История событий и происшествий в Афганистане, первый персидский источник, зафиксировавший англо-персидскую войну ; Эксир ат-Таварих; Фитна Баба ; и свой собственный диван . Аликоли Мирза умер в 1880 году и был похоронен в Рэе . Хотя его консервативные наклонности замедлили его инициативы, его работа, тем не менее, оказалась влиятельной в период иранского Просвещения .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аликоли Мирза родился 7 декабря 1822 года и был сорок седьмым сыном Фатх-Али Шаха от его армянского каниза из Тбилиси Гол-Пирхан-ханум. [ 1 ] Он получил традиционное княжеское образование и, возможно, познал основы современных наук, служа служителем при дворе своего отца. [ 1 ] Аликоли Мирза был самым близким родственником своего младшего брата Джалал ад-Дина Мирзы , который также стал учёным. [ 2 ] Его наставник по совместительству, Мирза Асгар Хан Афшар , был послом Ирана во Франции и научил молодого принца своим знаниям о западном мире, познакомив его с писателями эпохи Просвещения, такими как Руссо и Вольтер . [ 3 ] Его также обучали стрельбе из лука , верховой езде и, по собственному желанию, французскому языку . [ 3 ] [ 4 ] В раннем подростковом возрасте консервативный характер Аликоли Мирзы начал формироваться, поскольку он подвергся учению Мирзы Назара Али Хакима баши Казвини, влиятельного суфия , который также был его зятем. [ 5 ] [ 1 ]
Молодой принц также интересовался иранской поэзией, особенно Омаром Хайямом . [ 6 ] Хайям сыграл влиятельную роль в жизни Аликоли Мирзы, поскольку, по его словам, он никогда не ложился спать, не прочитав хотя бы одно стихотворение Хайяма. [ 6 ] Аликоли Мирза стал свидетелем расцвета бабизма и в юности подружился со многими бабистами. [ 7 ] Одним из них был Абдол-Рахим Херави, который помог ему собрать библиотеку. [ 8 ]
Аликоли Мирза написал свою первую книгу по историографии » «Эксир ат-Таварих » Абд аль-Раззак Бея в 1837 году. Позже он раскритиковал эту работу как «чрезмерно подверженную влиянию «Маатер-е Солтания ». [ 9 ]
Карьера
[ редактировать ]
Спор с Амиром Кабиром
[ редактировать ]Аликоли Мирза вошел в политику Каджара Ирана в начале 1840-х годов, когда его племянник Мохаммад Шах назначил его регентом, а затем министром Малека Джахан Ханома . [ 1 ] [ 10 ] Он управлял ее делами, в том числе губернаторством Халхал в Азербайджане , доходы которого передавались Малеку Джахану и использовались в ее домашнем хозяйстве. [ 1 ] В 1848 году Мохаммад Шах умер, и был сформирован совет государственных деятелей, названный Народным советом, под председательством Малека Джахана Ханома. Аликоли Мирза был членом, а также кандидатом на пост премьер-министра вместе с Мирзой Назаром Али Ханом. [ 1 ] [ 10 ] Однако, когда новый шах Насер ад-Дин прибыл в Тегеран с Мирзой Таки Ханом Амиром Кабиром в качестве премьер-министра, совет был упразднен. Мирза Назар Али был отправлен в изгнание, а официальная роль Малека Джахана была серьезно сокращена, но Аликоли Мирза сохранил свою должность ее министра. [ 1 ] Однако его первоначальное присутствие в совете вызвало у Амира Кабира недоверие к нему, которое сохранялось до смерти премьер-министра. [ 10 ]
агенты Амира Кабира раскрыли предполагаемый заговор Баби с целью убийства премьер-министра и имама Пятницы Тегерана В феврале 1850 года ; Аликоли Мирза оказался под сильным подозрением, когда королевская стража обнаружила Абдол-Рахима Херави, прячущегося в его доме. [ 1 ] [ 11 ] Чтобы освободиться, на него оказывали давление не только с целью выдать Абдол-Рахима, но и организовать рейд его слуг на место встречи Баби в Тегеране. [ 1 ] Однако Аликоли Мирза выступил посредником в заключении Абдол-Рахима в тюрьму; позже он нашел убежище в Османском Ираке . [ 1 ] Позже, чтобы защититься от обвинений, Аликоли Мирза написал «Фитну Баба» . [ 12 ] Хотя Аликоли Мирза, возможно, сотрудничал с противниками Амира Кабира, нет никаких доказательств, подтверждающих идею о том, что он был среди тех, кто планировал увольнение и казнь Амира Кабира. Он даже заявил, что со смертью Амира Кабира «Персия тоже умерла». [ 1 ]
Директор Дар уль-Фунун
[ редактировать ]
Первая деятельность Аликоли Мирзы в Дар уль-Фунун произошла в 1852 или 1853 году, когда он был назначен главным экзаменатором и инспектором нового государственного колледжа Амира Кабира. [ 1 ] Хотя он больше не состоял на службе у Малека Джахана, он поддерживал с ней хорошие отношения, чтобы не потерять своего могущественного союзника. С ее благословения он даже женился на Мах Султан Ханум, придворной танцовщице шаха. [ 1 ] Он также получил губернаторство Таром , ранее принадлежавшее Малеку Джахану, вместе с Малайером и Туйсерканом . [ 1 ] [ 13 ] В 1857 году ему был присвоен титул Этезад ос-Салтане ( персидский : اعتضادالسلطنه , латинизированный : Этезад-аль-Салтана , букв. «Помощник монархии»). [ 1 ] ), главным образом потому, что его книга « История событий и происшествий в Афганистане » назвала битву при Хушабе , свидетелем которой он стал, почетным провалом. [ 10 ]
Аликоли Мирза официально стал директором Дар уль-Фунун в 1858 году и оставался им до конца своей жизни. [ 1 ] Он назначил молодого Реза-Коли Хана Хедаята директором колледжа и руководителем повседневных дел и построил большую библиотеку, наполненную его книгами и книгами, привезенными иностранными учителями. [ 1 ] Вдохновленный Мирзой Малкам-ханом и европейскими учителями, в 1858 году Аликоли Мирза предложил шаху построить первую государственную телеграфную линию в Персии между Тегераном и Тебризом . [ 1 ] Телеграфную линию спроектировал Ахмад Карзбар, один из учителей Дар уль-Фунуна. [ 10 ] В июле 1859 года, когда шах расположился лагерем в Солтании , линия должна была использоваться между столицей и лагерем в Занджане , и вскоре после этого она достигла Тебриза. [ 1 ] В том же году неудавшаяся попытка убийства и обвинения, выдвинутые в адрес Малкам-хана , масонством , вдохновленного Фарамоша Хане побудили Насер ад-Дин Шаха закрыть Дар уль-Фунун, но Аликоли Мирза своим влиянием предотвратил это. [ 14 ]
Роли правительства
[ редактировать ]
В 1860 году Насер ад-Дин Шах создал Министерство наук и по совету своей матери назначил Аликоли Мирзу первым министром наук Персии. [ 1 ] [ 15 ] Его решение в основном было связано с неоднозначной поддержкой Аликоли Мирзой аспектов как современности, так и традиций, поскольку шах хотел предотвратить негативную реакцию со стороны духовенства. [ 1 ] Кроме того, отчасти это произошло потому, что Аликоли Мирза принадлежал к Правительственному консультативному совету, созданному Насер ад-Дин Шахом в начале 1860-х годов. [ 1 ] В качестве министра Аликоли Мирза отправил группу из сорока двух студентов во Францию для дальнейшего обучения в научной, технической и медицинской областях, а также перевел и опубликовал несколько французских статей в « Рузнамех-йе эльмия-йе даулат алия-йе Иран» . Первый научный журнал Персии. [ 1 ] [ 16 ] Эта финансируемая государством группа, единственная, организованная во время правления Насер ад-Дин Шаха, была выбрана исключительно на основе их научной ценности, а не семейного статуса. [ 1 ] В 1860–1861 годах Аликоли Мирза назначил Абуль-Хасана Хана Гаффари редактором официальной газеты Персии « Рузнаме-йе Довлат-е Алие-йе Иран» , известной своими литографическими иллюстрациями. [ 1 ] Аликоли Мирза также был директором еженедельной газеты « Рузнаме-йе Меллати», ранее известной как «Рузнаме-йе меллат-е сания-йе Иран», основанной в 1866 году под редакцией Хакима Семнани. Вначале он был предназначен для отражения общественного мнения, но вскоре превратился в литературный журнал, в котором публиковались биографические статьи о классических и современных персидских поэтах. [ 1 ] [ 16 ]
К концу десятилетия он стал руководителем образования и ремесел; директор государственной больницы европейского образца в Дар-уль-Фунун, а также директор правительственных газет и типографий в Тегеране и в провинциях. Он строил телеграфные линии и современные фабрики, а также управлял своим поместьем, доходы от которого тратил на расширение Дар уль-Фунун. [ 1 ] В 1865–1866 годах Аликоли Мирза построил еще одну телеграфную линию между Бушером и Джульфой , которая соединилась с британскими и российскими линиями на Кавказе . [ 17 ] [ 18 ] Поскольку телеграф в Персии быстро рос, Насер ад-Дин Шах в 1876–1877 годах создал телеграфную станцию, министром которой стал Аликоли Хан Мокбер ад-Доуле. [ 1 ] Ответственность за торговлю, горнодобывающую промышленность и промышленность также была передана новым министерствам, хотя на какое-то время в 1876–1877 годах Аликоли Мирза восстановил контроль над рудниками. [ 1 ]
Аликоли Мирза сопровождал шаха в его поездке в Европу в 1873 году и был одним из тех, кто подписал концессию Рейтера . [ 19 ] [ 1 ] он выпустил свой самый важный научный вклад — первую современную персидскую энциклопедию « Намех-йе Данешваран» . В 1877 году королевским указом [ 1 ]
В 1873 году, когда шах организовал Совет благотворительных реформ по совету нового премьер-министра Мирзы Хосейн Хана Сепахсалара , он принял на работу Аликоли Мирзу в качестве члена. [ 20 ] Аликоли Мирза сначала надеялся, что совет станет парламентом европейского типа , но был разочарован, узнав, что он действовал как «угодливая пропагандистская марионетка», по его словам, и подал в отставку со своей должности. [ 16 ] После этого он присоединился к оппозиции «Сепахсалара», главным образом из-за страха потерять свои позиции. [ 1 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]К середине 1870-х годов Аликоли Мирза отметил чрезмерное присутствие Мохаммада Хасан-хана Э'темад ус-Салтане на стороне шаха, поскольку он сам становился менее важной фигурой для Насер ад-Дин Шаха, особенно после смерти Малека Джахана. Ханом в 1873 году. [ 21 ] У него возникло соперничество с Этемадом аль-Салтаной, когда последний по приказу шаха стал «придворным летописцем». [ 22 ] В 1877 году большая часть должностей, занимаемых Аликоли Мирзой в области культуры, журналистики и наблюдения за прессой, по приказу шаха была передана Этемаду ас-Салтане; Аликоли Мирза намеревался вернуть уважение Насер ад-Дин Шаха с помощью Намех-йе Данешварана и сумел закончить первый и самый обширный том перед своей смертью в 1879 году. [ 23 ] [ 1 ] После его смерти Этемад аль-Салтана стал директором проекта и опубликовал шесть томов, прежде чем от него отказались в 1906–1907 годах. [ 1 ] Этемад аль-Салтана получил эти позиции благодаря своему послушанию шаху, поскольку он имел тенденцию подвергать цензуре все новости о государстве для Насер ад-Дин Шаха льстивым образом и показывать других в негативном свете по отношению к нему; тогда как Аликоли Мирза, отчасти благодаря поддержке Малека Джахана, никогда не скрывал своего мнения. [ 24 ]
Аликоли Мирза умер 14 декабря 1880 года и был похоронен в храме Шаха Абдол-Азима . [ 25 ] Он женился один раз, у него родились сын и дочь. [ 26 ] Его дочь Ширин аль-Мамалек основала некоторые из наиболее известных литературных кругов и сыграла важную роль в Триумфе Тегерана . [ 26 ] Его сын, Мохаммад Хасан Мирза, после смерти отца потратил все свое богатство и поэтому был вынужден стать королевским слугой. [ 25 ] Во время правления Мозаффар ад-Дин Шаха он получил титул Мотазед аль-Салтана и умер после 1904 года. [ 25 ]
Литературная карьера
[ редактировать ]Намех-йе Данешваран
[ редактировать ]
Самая известная работа Аликоли Мирзы — «Намех-йе Данешваран» , первая современная персидская энциклопедия: многотомный, упорядоченный в алфавитном порядке труд, содержащий биографические статьи о мусульманских и немусульманских ученых, поэтах, врачах, мистиках и других людях времен зарождения ислама. к периоду Каджаров. [ 1 ] Для сбора материала Аликоли Мирза приказал довести указ шаха до губернаторов провинций, чтобы каждый мог задокументировать информацию об ученых своего региона. [ 25 ] Он также пригласил группу выдающихся ученых и писателей, которые были готовы сотрудничать в составлении этой работы, и после интервью и изучения их, он выбрал четырех квалифицированных людей и поручил им написать эту книгу. [ 25 ] Отобранными авторами были шейх Мохаммад Мехди Шамс аль-Улама Абд ар-Раббади, Мирза Абольфазл Савджи, мулла Абдул Вахаб Казвини и Мирза Хасан Талегани. [ 27 ] Под редакцией шейха Мохаммеда Аликоли Мирза увидел первый том книги, опубликованный при его жизни. После его смерти руководство проектом было передано Этемаду аль-Салтане, который уволил Мирзу Хасана из-за его убеждений Баби. [ 1 ] Этемаду ас-Салтане удалось закончить шесть томов, вплоть до буквы Шин и заканчивая Шахом Ниматуллой Вали . [ 1 ] [ 28 ] После этого от проекта отказались в 1906–1907 годах, когда умер Этемад аль-Салтана и Мозаффар ад-Дин Шах не был заинтересован в дальнейших инвестициях в него. [ 1 ] [ 25 ]
Для написания Намех-йе Данешварана Аликоли Мирза, помимо своей личной библиотеки, использовал большую библиотеку Ака Сейеда Али, купца из Тегерана, с местными источниками на различных диалектах, которые авторы должны были перевести как можно точнее. [ 29 ] Как поясняется в предисловии, он создал специальную систему для составления биографий, которая имеет некоторые примечательные моменты, в том числе объем энциклопедии — истории всех ученых исламского мира, расположенных в алфавитном порядке и написанных в хронологическом порядке для каждого человека. , объясняя сложные термины и слова. Он вставил богатую подборку произведений каждого человека и при необходимости перевел их на персидский язык, упомянул о них анекдоты, написал содержание понятной для широкой публики прозой и избегал каких-либо предубеждений. [ 25 ] [ 1 ]
Намех-йе Данешваран до сих пор используется учеными и писателями. [ 30 ] Эта работа была первой групповой работой новой эпохи в Иране, которая была создана с конкретными планами, идеями и бюджетами под полным контролем правительства. Его написало специальное подразделение Министерства науки — Сборник компиляций Намех-йе Данешваран. [ 31 ]
Аль-Мутанабин и Фитна Баба
[ редактировать ]Аликоли Мирза написал две книги о религиях Ирана и Ближнего Востока, в которых рассказывается об истории претендентов на пророчества. Один из них также содержит взгляд на историю религий за пределами ислама , таких как зороастризм и христианство , а также конкретно анализирует бабизм . [ 32 ] Алколи Мирза смоделировал его по образцу книги Бируни «Оставшиеся признаки прошлых столетий» , поскольку он также повествует об истории религий в Иране. [ 1 ] Аль-Мутанабин начинает с рассказа о движении Маздака , о котором Аликоли Мирза знал из Ибн ан-Надима » «Аль-Фихриста и Фирдоуси » «Шахнаме , затем анализирует его убеждения. [ 33 ] Он даже знал о существовании бывших буддийских обществ в восточном Иране и Афганистане . [ 34 ] Заметки Аликоли Мирзы о христианах Ирана возникли на основе личной переписки с армянскими патриархами и посещения соборов Тегерана. [ 35 ] Аликоли Мирза также описывает историю претендентов на пророчество и написал биографии некоторых из них. [ 1 ] В этом отчете есть небольшой раздел о бабизме, взятый из книги Мохаммада Таки Сепера « Тарих-е Каджария», и он страдает теми же предубеждениями и неточностями, что и его источник. [ 1 ] Последний раздел книги представляет собой дискуссию между принцем и Карим Ханом Кермани , третьим лидером шейхизма . Эти дебаты велись о том, было ли возвышение Баба результатом шейхизма, и, таким образом, бабизм мог быть наследником шейхизма, или же Баб и его последователи отклонились от истинности убеждений шейха Ахмада . [ 36 ] [ 25 ]
«Фитна Баба» была написана в то время, когда Аликоли Мирза был обвинен в том, что он бабий, и получал угрозы от общественности. [ 36 ] Ранняя версия книги была опубликована как ответ обвинителям и зачитана в суде перед Насер ад-Дин Шахом. Шах, довольный работой Аликоли Мирзы, простил его. [ 37 ] Однако позже он переписал книгу в исторический отчет, содержащий информацию о том, как сформировался бабизм, и представив некоторых его выдающихся деятелей, таких как Тахири и Субхи-Азал . Это также был первый персидский источник, признавший Бахауллу и его Веру Бахаи . [ 9 ]
Эксир ат-Таварих
[ редактировать ]Первой работой Аликоли Мирзы был « Эксир ат-Таварих» , написанный в двух томах, который он начал в 1837 году, когда ему было 15 лет. [ 9 ] Первый том начинается с Кейумара , легендарного первого царя Персии, и заканчивается падением династии Занд . [ 38 ] [ 1 ] Второй том, написанный в 1842 году, содержит историю первых царей Каджаров и их биографию и продолжается до восьмого года правления Мухаммад-шаха . Кроме того, очень подробно упоминаются ученые, поэты и мистики первой эпохи Каджаров. [ 39 ] [ 9 ] В своей историографии Аликоли Мирза решительно отдает предпочтение одним людям и резко выступает против других, в том числе Абол-Касема Каем-Макама , которого он изображает «врагом шаха и страны» и «предателем». [ 40 ]
Аликоли Мирза позже раскритиковал многие из своих ранних мнений в работе и охарактеризовал его «односторонний» стиль письма как традиционную историографию. [ 41 ] Аликоли Мирза станет пионером так называемой современной историографии. Он описал свою новую технику как «отказ от использования обязательных и хвалебных титулов и обращение внимания на контекст и краткость истории». [ 41 ]
Другие работы
[ редактировать ]Аликоли Мирза написал различные работы в разных областях, включая историю , астрономию и поэзию . Фалак ас-Саада , эссе 1861 года об астрологии как лженауке , отвергло веру в благоприятное или зловещее влияние небесных тел. Его критика астрологии следовала модели таких учёных-классиков, как Бируни , Фараби и Авиценна . [ 1 ] Прогрессивные мысли Аликоли Мирзы были очень необычны для его эпохи; он верил в своеобразие человеческих действий и в свободу воли . [ 42 ] Он перевел » Декарта « Рассуждения о методе с предисловием к . трудам Ньютона [ 1 ] История событий и происшествий в Афганистане, содержащая важные сведения о войне с Британской империей , считается манифестом «Современной историографии» Аликоли Мирзы. [ 41 ]
У Аликоли Мирзы также было много неопубликованных работ, таких как его диван «Джавахер-э Манзум» под псевдонимом Фахри; Арз аль-Баладин , краткий трактат по геодезии , написанный в 1860 году, Расад Хане-и Мараге об истории обсерватории Мараге и Джографиай-е Махал-е Мазандаран о географии провинции Мазандаран, в основном созданной по образцу Якута аль-Хамави . с Муджам Аль-Булдан . [ 1 ] [ 43 ]
Наследие
[ редактировать ]Аликоли Мирзу называют одним из самых влиятельных интеллектуалов эпохи Каджаров. На всех своих должностях его мотивацией было распространение современных европейских идей в Иране и избежание обычных судебных ссор. [ 44 ] Он смог интегрировать аспекты современных европейских технологических и образовательных достижений, не упуская из виду достижения своей собственной культуры, и тактично применить их к среде Каджаров. [ 1 ] Хадж Сайя , интеллектуал и путешественник, при всей критике, которую он высказывал в адрес других высокопоставленных чиновников того периода, похвалил Аликоли Мирзу, заявив, что он был умелым, способным к критике и всегда готовым выслушать предложения. [ 45 ] Как влиятельный принц, способный противостоять власти шаха, он смог противостоять консервативному давлению и свободно демонстрировал неортодоксальные взгляды, особенно в области современных наук и изучения религии. Он покровительствовал целому поколению деятелей литературы и культуры и даже приютил в своем кругу нонконформистов. [ 1 ]
В литературные круги Аликоли Мирзы 1850-х и 1860-х годов входили поэт Каани , который с помощью принца был представлен двору шаха; [ 44 ] эссеист Мирза Тахер Исфахани; и Мирза Ахмад Кашани, учитель традиционной медицины в Дар-уль-Фунун. [ 1 ] Его оппоненты обычно обвиняли его и его литературный круг в ночных собраниях и гедонистических наклонностях, в том числе Эхтешама ол-Салтане , который осуждал Аликоли Мирзу за распутство и проведение соревнований по выпивке. [ 1 ] [ 46 ]
Хотя по стандартам государственной мудрости Амира Кабира достижения его длительного пребывания на посту министра были скудными, он, тем не менее, был реалистичным проводником модернизации в то время, когда внешние и внутренние условия не были благоприятными для таких перемен. [ 1 ] Его карьерные черты культурного национализма проявляются в его покровительстве Наме-йе Данешварану и публикации исторических и научных работ об Иране, а также в его скрытой поддержке в начале 1860-х годов деятелей-диссидентов, таких как его брат Джалал ад-Дин Мирза. и Мирзы Малкам Хана » «Фарамош Хане . [ 1 ] Его модернистский характер отразился на Дар уль-Фунун, который позже стал одним из источников иранского Просвещения . [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот Мандат 1998 года .
- ^ Амири 2018 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Амири 2018 , с. 13.
- ^ Ягмай 1967 , с. 72.
- ^ Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Амири 2018 , с. 14.
- ^ Амири 2018 , с. 16.
- ^ Амири 2018 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 25.
- ^ Амири 2018 , с. 21.
- ^ Амири 2018 , с. 22.
- ^ Амири 2018 , с. 28.
- ^ Амири 2018 , с. 29–30.
- ^ Амири 2018 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 26.
- ^ Амири 2018 , с. 38.
- ^ Ягмай 1967 , с. 74.
- ^ Амири 2018 , с. 37.
- ^ Амири 2018 , с. 45.
- ^ Амири 2018 , с. 51.
- ^ Амири 2018 , с. 52.
- ^ Амири 2018 , с. 54.
- ^ Амири 2018 , с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Амири 2018 , с. 60.
- ^ Багестани 2009 , с. 63.
- ^ Амири 2018 , с. 71.
- ^ Багестани 2009 , с. 64.
- ^ Багестани 2009 , с. 65.
- ^ Багестани 2009 , с. 66.
- ^ Ягмай 1967 , с. 76.
- ^ Амири 2018 , с. 80.
- ^ Амири 2008 , с. 3.
- ^ Ягмай 1967 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б Амири 2008 , с. 4.
- ^ Ягмай 1967 , с. 78.
- ^ Тахери и др. 2020 , с. 126.
- ^ Тахери и др. 2020 , с. 129.
- ^ Амири 2008 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 29.
- ^ Амири 2008 , с. 5.
- ^ Амири 2008 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Годарзи и Дехган Нежад 2017 , с. 39.
- ^ Амири 2018 , с. 123.
- ^ Ягмай 1967 , с. 79.
- ^ Тахери и др. 2020 , с. 145.
Библиография
[ редактировать ]- Аманат, Аббас (1998). "ЭТЕЖАД- АЛЬ-САЛТАНА, АЛИКОЛЕ МЕРЗА " Энциклопедия Ираника, интернет- издание Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Амири, Захра (2018). Жизнь, творчество и историография Аликоли Мирзы Этезада ос-Салтане (на персидском языке). Тегеран: Публикации Фарханга Боньяна. ISBN 9786004671842 .
- Амири, Захра (2008). «Исследование историографических методов принца Аликоли Мирзы Этезадолсалтане» . Журнал историографии (на персидском языке). 36–37 (36): 1–18.
- Багестани, Исмаил (2009). «Массивные книги эпохи Каджаров, тематическое исследование: Наме-йе Данешваран». Сборник статей первой национальной конференции по энциклопедии в Иране . Тегеран: Фонд энциклопедии Ирана. стр. 62–66. ISBN 9789645515223 .
- Годарзи, Масуме; Дехган Нежад, Мортеза (весна 2017 г.). «Эволюция историографии в эпоху Этезадосалтане» . Журнал исторических исследований (на персидском языке). 9 (1): 23–40. дои : 10.22108/JHR.2017.21389 . OCLC 1244446711 .
- Тахери, Махбобе; Сарафрази, Аббас; Хаджемирза, Махмуд; Асадбейги, Ардешир (осень 2020 г.). «Исследование своевременности повествования в Эксир ат-Таварих на основе теории Жерара Жене » Журнал исторической перспективы и историографии (на персидском языке). 30 (25): 123–146. дои : 10.22051/HPH.2021.32333.1455 .
- Ягмаи, Эгбал (1967). «Аликоли Мирза Этезад Аль-Салтана, первый министр науки» . Журнал образования (на персидском языке). 197–198 (197): 69–80.