Jump to content

Происхождение церковных облачений

Богослужебные выросли из обычной гражданской одежды, но одежда церковных деятелей облачения христианских церквей стала дифференцироваться уже в IV веке. К концу 13 века формы, используемые в римско-католической и восточно-православной церквях, устоялись, а Реформация привела к изменениям в протестантских церквях, начиная с 16 века.

Светское происхождение

[ редактировать ]
Амвросий, епископ Миланский, носил касулу поверх стихаря (к тому времени просто разновидность хитона с длинными рукавами) и небольшой наперсный крест .

Облачения Никейской церкви, восточной и западной, развились из различных предметов повседневной одежды, которые носили граждане греко -римского мира под властью Римской империи . Служители Церкви в течение первых нескольких столетий ее существования довольствовались служением в гражданской одежде, хотя от их одежды ожидалось, что она будет безупречно чистой и приличного качества. Немногочисленные разрозненные упоминания в современных записях об одежде духовенства указывают на то, что это единственное признанное правило. IV века Так, в 37-м каноне Ипполита мы читаем: «Всякий раз, когда епископы причащались Таинств, вокруг него собирались пресвитеры и диаконы, одетые в белые, совершенно особенно чистые одежды, более красивые, чем у остальные люди». Так же и святой Иероним в своем комментарии к Иезекиилю xliv. 19, писал, что «и нам не следует входить в Святая Святых в наших повседневных одеждах... когда они осквернились от житейского употребления, но с чистой совестью и в чистых одеждах держаться в наших вручает Таинство Господне». [ 1 ]

Когда в 289 году святой Киприан был веден на мученическую смерть , он носил, по словам Евсевия , [ 2 ] нижний хитон ( linea ), верхний хитон ( dalmatica , tunica ) и мантия ( lacerna , byrrus ). Это был обычный тип гражданского костюма того времени. Туника, свободная, похожая на мешок туника с отверстием для головы, была самой внутренней одеждой, которую носили все классы римских граждан в период Республики и Империи . Она была либо без рукавов ( colobium ), либо с рукавами ( tunica manicata или manuleata ), первоначально доходила до колен, но позже доходила до лодыжек ( tunica talaris ). Святой Августин говорил, что ношение talares et tunicas manicatas было позором у древних римлян, но в его время это уже не считалось таковым в отношении людей хорошего происхождения. [ 3 ] Туника изначально была из белой шерсти , но в III веке ее стали делать из льна , а с IV века всегда из льна. [ 4 ]

Примерно к VI веку длинная туника альба вышла из моды в гражданской жизни, но сохранилась в церковных службах и развилась в различные формы литургического альба и стихаря . Туника далматическая — длинная верхняя туника с рукавами, возникшая, как следует из названия, в Далмации и впервые вошедшая в моду в Риме во 2 веке; это источник литургической далматики и туникулы . Другой верхней одеждой римлян была паэнула , плащ, похожий на нынешнее испанское пончо , большой кусок материала с отверстием для головы, свисающий обширными складками вокруг тела. Первоначально его носили только рабы , солдаты и другие люди низкого звания; однако в III веке он был принят модными людьми как удобный плащ для верховой езды или путешествия и, наконец, законом о роскоши 382 года он был предписан как надлежащая повседневная одежда сенаторов; [ 5 ] вместо военной предназначалась для хламиды тога государственных мероприятий. Так возникло главное литургическое облачение — риза . [ 4 ]

Установление формы

[ редактировать ]
Папа Гонорий I (умер в 638 г.). Из мозаики в Сант-Аньезе в Риме.

Описанные выше одежды еще в VI веке были обычными как для духовенства, так и для мирян и по своему характеру использовались как в богослужении, так и в повседневной жизни. Тем временем, однако, произошло определенное развитие. К IV веку одежда, которую носили на литургических мероприятиях, была отделена от одежды обычного использования, хотя по форме все еще была идентична. Также в IV веке появляется первое отличительное облачение - ὠμοφόριον ( Омофорион ), которое носили все епископы на Востоке; в V веке мы находим его в использовании в Риме под названием паллия как отличительное украшение папы ( см. мозаичное изображение Гонория I ). Примерно в то же время орариум , или палантин , стал использоваться в литургических целях. Однако основное развитие и определение церковных облачений произошло между VI и IX веками. Светская мода менялась вместе с изменением вкусов, но Церковь сохранила одежду, соответствующую другим традициям Римской империи. Особенно в Риме, где папы унаследовали долю власти и притязаний Рима. Цезарей Запада скопление церковных облачений символизировало совершенно особое достоинство: во второй четверти IX века папа в полном облачении носил подпоясанную камизию ( сорочку ), подпоясанную альбу ( линею ), нарамник ( анаголаиум) ), туникул ( dalmatica major ), далматик ( dalmatica major ), палантин ( orarium ), ризу ( planeta ) и паллий. За исключением паллия, это был также костюм римских диаконов. Более того, к этому времени литургический характер облачений настолько утвердился, что их уже носили не вместо обычного платья, а поверх него. [ 4 ]

До сих пор пример Римской церкви не оказывал исключительного определяющего влияния на развитие ритуалов даже на Западе. Папы время от времени посылали паллий или далматик — особенно римские облачения — в качестве почетных подарков различным выдающимся прелатам . Британия , обращенная римской миссией, переняла римский обычай, и английские миссионеры принесли его в недавно обращенные в христианство части Германии, но великие церкви Испании и Галлии сохранили свои собственные традиции в облачении, как и в других вопросах. Однако начиная с IX века ситуация изменилась, и повсюду на Западе римское использование вытеснило региональное использование. [ 4 ]

Это изменение совпало с возрождением Западной империи при Карле Великом , возрождением, которое неизбежно дало импульс притязаниям Святого Престола . Однако принятие римского литургического облачения имело лишь косвенную связь с этими утверждениями. Карл Великий активно рекомендовал принятие римского использования; но это было лишь частью его общей политики по организации его империи. Обновление Галилейской церкви не было самой острой необходимостью; и, учитывая смешение обрядов (галликанских, готских, римских, амброзианских) во Франкской империи, Карл Великий признал, что это нововведение может быть эффективно осуществлено только путем более тесной связи с Римом в ритуалах, как и в других вопросах. Деятельность Карла Великого в этом отношении была, по сути, лишь завершением процесса, продолжавшегося с VI века. [ 4 ]

Какой бы эффект возрождение папства ни оказал на ускорение этого процесса, первоначальный импульс к принятию римского обряда исходил не из Рима, а из Испании и Галлии. Это был естественный результат живого взаимодействия между Церквами этих стран и Святым Престолом. Процесс ассимиляции ни в коем случае не был односторонним. Если Испания и Галлия заимствовали у Рима, они также оказали взаимное влияние на использование римлянами. Большая часть названий литургических облачений не имеет римского происхождения, а неримские имена имели тенденцию вытеснять римские в самом Риме. [ а ] [ 4 ]

Дореформационное развитие

[ редактировать ]
Стиганд , архиепископ Кентерберийский (1052–1070), с гобелена из Байе . Обратите внимание на отсутствие митры, ризу короткую или заправленную вперед, манипулу все еще держат в левой руке.

Период между IX и XIII веками — это период окончательного развития богослужебных облачений на Западе. В 9 веке появились Папские перчатки ; в 10-м — митра ; в 11-м веке использование литургической обуви и чулок было разрешено только кардиналам и епископам. К XII веку митру и перчатки носили все епископы, и во многих случаях они приобрели новый орнамент, смысл , просто почетное украшение (предположительно символизирующее учение и мудрость), иногда имеющее характер весьма декоративного широкого украшения. плечевой воротник с зависимыми отворотами , иногда очень напоминающий мантию; редко - «нагрудник» по образцу еврейского первосвященника. [ б ] Эта разработка папских облачений совпала с ассимиляцией епископов в течение тех столетий и, несомненно, частично определялась ею, с типом великой феодальной знати, чьи амбиции и любовь к пышности они разделяли. [ 6 ]

С развитием феодальной организации общества даже повседневный костюм становился униформой, символизирующей материалом и цветом точный статус владельца. Было естественно, что при параллельной организации Церкви официальные облачения должны были пройти аналогичный процесс дифференциации и определения. К этому процессу, который во всех своих основных чертах завершился в XI веке, доктринальные разработки имели мало или вообще никакого отношения, хотя, начиная с IX века, литургиологи были заняты объяснением мистического символизма одежд, которые, пока их воображение не приступило к работе, по большей части не имело никакой символики. Однако, учитывая более поздние разногласия, изменения, произошедшие в этот период, особенно в облачениях, связанных с мессой, не лишены значения. До сих пор ризу носили все служители Евхаристии , даже прислужники ; его также носили во время шествий и других нелитургических мероприятий. Теперь оно было возведено в массовое облачение. по преимуществу , носится только священнослужителем или его непосредственными помощниками (дьяконом и иподиаконом ) только в особых случаях. Были изобретены новые облачения, чтобы в менее торжественных случаях заменить те, которые освящены общением со святой жертвой; таким образом, процессионная одежда появилась в 11 веке, а стихарь - в 12 веке. Изменился и общий характер облачений. До IX века они были очень простыми, без украшений, за исключением таких традиционных украшений, как клави далматика; какое великолепие они имели, объяснялось их материалом и широкими складками драпировок. Но с этого времени они становятся все более искусно украшенными вышивкой и ювелирной работой. [ 6 ]

Весьма существенен также раскол в развитии богослужебных облачений на Востоке и Западе. В течение первых столетий обе ветви Церкви использовали практически одинаковые облачения, созданные на основе общих оригиналов; альб, риза, палантин и паллий были эквивалентами στιχάριον ( стихарион ), φενλόνιον ( фелоний ), ὠράριον ( орарион ) и ὠμοφόριον ( омофорион ). Однако в то время как между IX и XIII веками Западная церковь в значительной степени пополняла свой запас облачений, Восточная церковь увеличила свой список всего на три: ἐνχείριον ( энхирион ) , ἐπιμανίκια ( эпиманикия ) и σάκκος ( саккос ). . Живая сила развития Латинской церкви символизировалась в ее одеждах; ортодоксия Греческой Церкви в ней. За исключением митры, введенной в XV или XVI веке, богослужебный костюм восточного духовенства остается сейчас практически таким же, каким он был в IX веке. [ 6 ]

В Западной Церкви, хотя начиная с IX века римское использование было нормой, значительные изменения продолжали вноситься в форму и украшение литургических облачений, и в этом отношении разные Церкви развивали разные традиции, как, например, в ризах. Однако определение их использования различными орденами духовенства в ряде литургических функций было установлено к концу XIII века. [ 6 ] Изображения ниже иллюстрируют изменения, произошедшие к тому времени. На протяжении столетий платье практически не менялось.

протестантизм

[ редактировать ]
Якоб Дамман (умер в 1591 г.), лютеранский пастор, в черном платье и воротнике.

В протестантских церквях [ с ] обычаи в отношении облачений сильно различаются, что соответствует аналогичному расхождению в традициях и учении. В ходе Реформации стали очевидными две тенденции. Мартин Лютер и его последователи считали облачения одними из адиафор , и в церквях, которые впоследствии стали известны как «лютеранские», многие традиционные католические облачения были сохранены. Жан Кальвин , с другой стороны, подчеркивал принцип предельной простоты публичного богослужения; на соборах в Женеве традиционные облачения были полностью отменены, и женевской модели последовали кальвинистские или «реформатские» церкви по всей Европе. [ 7 ]

Англиканский священник носит белый пояс вокруг талии, чтобы удерживать на месте альбу и пурпурный палантин.

пережила Англиканская церковь долгие споры по поводу правильного использования облачений. [ 7 ] В 20-м и 21-м веках обычные облачения англиканской церкви включали либо рясу (производная туники) и стихарь с шарфом (палантином) или палантином, либо альб (с поясом или без него ) и палантин, часто с ризой.

В конце концов, лютеранские церкви Дании и Скандинавии сохранили использование альба и ризы при совершении Евхаристии (палантин, нарамник, пояс и манипула не использовались после Реформации), а для епископов - риза и митра. Стихи не используются, служители проводят обычные службы и проповедуют в черных одеждах образца XVI века с белыми проповедническими лентами или рюшами . В Германии Евангелическая церковь (которая сама по себе является результатом компромисса между лютеранами и реформатами) в целом отказалась от старых облачений. В Пруссии суперинтенданты теперь стали носить наперсные кресты , учрежденные императором Вильгельмом II . В кальвинистских «реформаторских» церквях служитель носил черную женевскую мантию с лентами. Это использование было в значительной степени прекращено в Свободных церквях . С другой стороны, некоторые из них снова приняли стихарь, и, по крайней мере, в одной ( Католической Апостольской церкви ) традиционные католические облачения были в значительной степени возрождены. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Помимо архиепископского мантии, церквям Испании и Галлии пришлось заимствовать у Рима только далматическую, манипальную и литургическую обувь. С другой стороны, именно из Испании и Галлии Рим, вероятно, получил орариум как знак главных орденов.
  2. Использование этого обоснования в значительной степени вымерло в 13 веке.
  3. ^ В широком смысле определяются как те церкви, которые реформировали свое учение в результате протестантской Реформации.
  1. ^ Филлипс 1911 , стр. 1056–1057.
  2. ^ Хист. экклс. iv. кепка. 11.
  3. ^ Доктор. Христос iii. глава 10, нет. 20
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Филлипс 1911 , с. 1057.
  5. ^ Код. Теод. xiv. 10, 1, по привычке... в черте города .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Филлипс 1911 , с. 1058.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Филлипс 1911 , с. 1060.
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Филлипс, Уолтер Элисон (1911). « Облачения ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1056–1062.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 638dbb3166259c9173d22ffd467f2a54__1699880100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/63/54/638dbb3166259c9173d22ffd467f2a54.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origins of ecclesiastical vestments - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)