Происхождение церковных облачений
Богослужебные выросли из обычной гражданской одежды, но одежда церковных деятелей облачения христианских церквей стала дифференцироваться уже в IV веке. К концу 13 века формы, используемые в римско-католической и восточно-православной церквях, устоялись, а Реформация привела к изменениям в протестантских церквях, начиная с 16 века.
Светское происхождение
[ редактировать ]Облачения Никейской церкви, восточной и западной, развились из различных предметов повседневной одежды, которые носили граждане греко -римского мира под властью Римской империи . Служители Церкви в течение первых нескольких столетий ее существования довольствовались служением в гражданской одежде, хотя от их одежды ожидалось, что она будет безупречно чистой и приличного качества. Немногочисленные разрозненные упоминания в современных записях об одежде духовенства указывают на то, что это единственное признанное правило. IV века Так, в 37-м каноне Ипполита мы читаем: «Всякий раз, когда епископы причащались Таинств, вокруг него собирались пресвитеры и диаконы, одетые в белые, совершенно особенно чистые одежды, более красивые, чем у остальные люди». Так же и святой Иероним в своем комментарии к Иезекиилю xliv. 19, писал, что «и нам не следует входить в Святая Святых в наших повседневных одеждах... когда они осквернились от житейского употребления, но с чистой совестью и в чистых одеждах держаться в наших вручает Таинство Господне». [ 1 ]
Когда в 289 году святой Киприан был веден на мученическую смерть , он носил, по словам Евсевия , [ 2 ] нижний хитон ( linea ), верхний хитон ( dalmatica , tunica ) и мантия ( lacerna , byrrus ). Это был обычный тип гражданского костюма того времени. Туника, свободная, похожая на мешок туника с отверстием для головы, была самой внутренней одеждой, которую носили все классы римских граждан в период Республики и Империи . Она была либо без рукавов ( colobium ), либо с рукавами ( tunica manicata или manuleata ), первоначально доходила до колен, но позже доходила до лодыжек ( tunica talaris ). Святой Августин говорил, что ношение talares et tunicas manicatas было позором у древних римлян, но в его время это уже не считалось таковым в отношении людей хорошего происхождения. [ 3 ] Туника изначально была из белой шерсти , но в III веке ее стали делать из льна , а с IV века всегда из льна. [ 4 ]
Примерно к VI веку длинная туника альба вышла из моды в гражданской жизни, но сохранилась в церковных службах и развилась в различные формы литургического альба и стихаря . Туника далматическая — длинная верхняя туника с рукавами, возникшая, как следует из названия, в Далмации и впервые вошедшая в моду в Риме во 2 веке; это источник литургической далматики и туникулы . Другой верхней одеждой римлян была паэнула , плащ, похожий на нынешнее испанское пончо , большой кусок материала с отверстием для головы, свисающий обширными складками вокруг тела. Первоначально его носили только рабы , солдаты и другие люди низкого звания; однако в III веке он был принят модными людьми как удобный плащ для верховой езды или путешествия и, наконец, законом о роскоши 382 года он был предписан как надлежащая повседневная одежда сенаторов; [ 5 ] вместо военной предназначалась для хламиды тога государственных мероприятий. Так возникло главное литургическое облачение — риза . [ 4 ]
Установление формы
[ редактировать ]Описанные выше одежды еще в VI веке были обычными как для духовенства, так и для мирян и по своему характеру использовались как в богослужении, так и в повседневной жизни. Тем временем, однако, произошло определенное развитие. К IV веку одежда, которую носили на литургических мероприятиях, была отделена от одежды обычного использования, хотя по форме все еще была идентична. Также в IV веке появляется первое отличительное облачение - ὠμοφόριον ( Омофорион ), которое носили все епископы на Востоке; в V веке мы находим его в использовании в Риме под названием паллия как отличительное украшение папы ( см. мозаичное изображение Гонория I ). Примерно в то же время орариум , или палантин , стал использоваться в литургических целях. Однако основное развитие и определение церковных облачений произошло между VI и IX веками. Светская мода менялась вместе с изменением вкусов, но Церковь сохранила одежду, соответствующую другим традициям Римской империи. Особенно в Риме, где папы унаследовали долю власти и притязаний Рима. Цезарей Запада скопление церковных облачений символизировало совершенно особое достоинство: во второй четверти IX века папа в полном облачении носил подпоясанную камизию ( сорочку ), подпоясанную альбу ( линею ), нарамник ( анаголаиум) ), туникул ( dalmatica major ), далматик ( dalmatica major ), палантин ( orarium ), ризу ( planeta ) и паллий. За исключением паллия, это был также костюм римских диаконов. Более того, к этому времени литургический характер облачений настолько утвердился, что их уже носили не вместо обычного платья, а поверх него. [ 4 ]
До сих пор пример Римской церкви не оказывал исключительного определяющего влияния на развитие ритуалов даже на Западе. Папы время от времени посылали паллий или далматик — особенно римские облачения — в качестве почетных подарков различным выдающимся прелатам . Британия , обращенная римской миссией, переняла римский обычай, и английские миссионеры принесли его в недавно обращенные в христианство части Германии, но великие церкви Испании и Галлии сохранили свои собственные традиции в облачении, как и в других вопросах. Однако начиная с IX века ситуация изменилась, и повсюду на Западе римское использование вытеснило региональное использование. [ 4 ]
Это изменение совпало с возрождением Западной империи при Карле Великом , возрождением, которое неизбежно дало импульс притязаниям Святого Престола . Однако принятие римского литургического облачения имело лишь косвенную связь с этими утверждениями. Карл Великий активно рекомендовал принятие римского использования; но это было лишь частью его общей политики по организации его империи. Обновление Галилейской церкви не было самой острой необходимостью; и, учитывая смешение обрядов (галликанских, готских, римских, амброзианских) во Франкской империи, Карл Великий признал, что это нововведение может быть эффективно осуществлено только путем более тесной связи с Римом в ритуалах, как и в других вопросах. Деятельность Карла Великого в этом отношении была, по сути, лишь завершением процесса, продолжавшегося с VI века. [ 4 ]
Какой бы эффект возрождение папства ни оказал на ускорение этого процесса, первоначальный импульс к принятию римского обряда исходил не из Рима, а из Испании и Галлии. Это был естественный результат живого взаимодействия между Церквами этих стран и Святым Престолом. Процесс ассимиляции ни в коем случае не был односторонним. Если Испания и Галлия заимствовали у Рима, они также оказали взаимное влияние на использование римлянами. Большая часть названий литургических облачений не имеет римского происхождения, а неримские имена имели тенденцию вытеснять римские в самом Риме. [ а ] [ 4 ]
Дореформационное развитие
[ редактировать ]Период между IX и XIII веками — это период окончательного развития богослужебных облачений на Западе. В 9 веке появились Папские перчатки ; в 10-м — митра ; в 11-м веке использование литургической обуви и чулок было разрешено только кардиналам и епископам. К XII веку митру и перчатки носили все епископы, и во многих случаях они приобрели новый орнамент, смысл , просто почетное украшение (предположительно символизирующее учение и мудрость), иногда имеющее характер весьма декоративного широкого украшения. плечевой воротник с зависимыми отворотами , иногда очень напоминающий мантию; редко - «нагрудник» по образцу еврейского первосвященника. [ б ] Эта разработка папских облачений совпала с ассимиляцией епископов в течение тех столетий и, несомненно, частично определялась ею, с типом великой феодальной знати, чьи амбиции и любовь к пышности они разделяли. [ 6 ]
С развитием феодальной организации общества даже повседневный костюм становился униформой, символизирующей материалом и цветом точный статус владельца. Было естественно, что при параллельной организации Церкви официальные облачения должны были пройти аналогичный процесс дифференциации и определения. К этому процессу, который во всех своих основных чертах завершился в XI веке, доктринальные разработки имели мало или вообще никакого отношения, хотя, начиная с IX века, литургиологи были заняты объяснением мистического символизма одежд, которые, пока их воображение не приступило к работе, по большей части не имело никакой символики. Однако, учитывая более поздние разногласия, изменения, произошедшие в этот период, особенно в облачениях, связанных с мессой, не лишены значения. До сих пор ризу носили все служители Евхаристии , даже прислужники ; его также носили во время шествий и других нелитургических мероприятий. Теперь оно было возведено в массовое облачение. по преимуществу , носится только священнослужителем или его непосредственными помощниками (дьяконом и иподиаконом ) только в особых случаях. Были изобретены новые облачения, чтобы в менее торжественных случаях заменить те, которые освящены общением со святой жертвой; таким образом, процессионная одежда появилась в 11 веке, а стихарь - в 12 веке. Изменился и общий характер облачений. До IX века они были очень простыми, без украшений, за исключением таких традиционных украшений, как клави далматика; какое великолепие они имели, объяснялось их материалом и широкими складками драпировок. Но с этого времени они становятся все более искусно украшенными вышивкой и ювелирной работой. [ 6 ]
Весьма существенен также раскол в развитии богослужебных облачений на Востоке и Западе. В течение первых столетий обе ветви Церкви использовали практически одинаковые облачения, созданные на основе общих оригиналов; альб, риза, палантин и паллий были эквивалентами στιχάριον ( стихарион ), φενλόνιον ( фелоний ), ὠράριον ( орарион ) и ὠμοφόριον ( омофорион ). Однако в то время как между IX и XIII веками Западная церковь в значительной степени пополняла свой запас облачений, Восточная церковь увеличила свой список всего на три: ἐνχείριον ( энхирион ) , ἐπιμανίκια ( эпиманикия ) и σάκκος ( саккос ). . Живая сила развития Латинской церкви символизировалась в ее одеждах; ортодоксия Греческой Церкви в ней. За исключением митры, введенной в XV или XVI веке, богослужебный костюм восточного духовенства остается сейчас практически таким же, каким он был в IX веке. [ 6 ]
В Западной Церкви, хотя начиная с IX века римское использование было нормой, значительные изменения продолжали вноситься в форму и украшение литургических облачений, и в этом отношении разные Церкви развивали разные традиции, как, например, в ризах. Однако определение их использования различными орденами духовенства в ряде литургических функций было установлено к концу XIII века. [ 6 ] Изображения ниже иллюстрируют изменения, произошедшие к тому времени. На протяжении столетий платье практически не менялось.
-
Монументальная фигура епископа Любека Иоганна в Любекском соборе.
-
Генри Север (умер в 1471 г.) из латуни часовни Мертон-колледжа в Оксфорде. Он облачен в стихарь, украл и справился.
-
Томас Крэнли, архиепископ Дублина (умер в 1417 г.). Из духовых инструментов в часовне Нью-Колледжа в Оксфорде. Помимо облачения, изображенного на изображении епископа Иоанна, он носит архиепископский мантию.
протестантизм
[ редактировать ]Этот раздел , авторские права на которую отсутствуют Британской энциклопедии в значительной степени основан на статье из Одиннадцатого издания , которая была выпущена в 1911 году. ( июль 2018 г. ) |
В протестантских церквях [ с ] обычаи в отношении облачений сильно различаются, что соответствует аналогичному расхождению в традициях и учении. В ходе Реформации стали очевидными две тенденции. Мартин Лютер и его последователи считали облачения одними из адиафор , и в церквях, которые впоследствии стали известны как «лютеранские», многие традиционные католические облачения были сохранены. Жан Кальвин , с другой стороны, подчеркивал принцип предельной простоты публичного богослужения; на соборах в Женеве традиционные облачения были полностью отменены, и женевской модели последовали кальвинистские или «реформатские» церкви по всей Европе. [ 7 ]
пережила Англиканская церковь долгие споры по поводу правильного использования облачений. [ 7 ] В 20-м и 21-м веках обычные облачения англиканской церкви включали либо рясу (производная туники) и стихарь с шарфом (палантином) или палантином, либо альб (с поясом или без него ) и палантин, часто с ризой.
В конце концов, лютеранские церкви Дании и Скандинавии сохранили использование альба и ризы при совершении Евхаристии (палантин, нарамник, пояс и манипула не использовались после Реформации), а для епископов - риза и митра. Стихи не используются, служители проводят обычные службы и проповедуют в черных одеждах образца XVI века с белыми проповедническими лентами или рюшами . В Германии Евангелическая церковь (которая сама по себе является результатом компромисса между лютеранами и реформатами) в целом отказалась от старых облачений. В Пруссии суперинтенданты теперь стали носить наперсные кресты , учрежденные императором Вильгельмом II . В кальвинистских «реформаторских» церквях служитель носил черную женевскую мантию с лентами. Это использование было в значительной степени прекращено в Свободных церквях . С другой стороны, некоторые из них снова приняли стихарь, и, по крайней мере, в одной ( Католической Апостольской церкви ) традиционные католические облачения были в значительной степени возрождены. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Облачение
- Споры об облачениях
- Категория:Англиканские облачения
- Категория:Лютеранские облачения
- Категория:Папские облачения
- Категория: Римско-католические облачения
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Помимо архиепископского мантии, церквям Испании и Галлии пришлось заимствовать у Рима только далматическую, манипальную и литургическую обувь. С другой стороны, именно из Испании и Галлии Рим, вероятно, получил орариум как знак главных орденов.
- ↑ Использование этого обоснования в значительной степени вымерло в 13 веке.
- ^ В широком смысле определяются как те церкви, которые реформировали свое учение в результате протестантской Реформации.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлипс 1911 , стр. 1056–1057.
- ^ Хист. экклс. iv. кепка. 11.
- ^ Доктор. Христос iii. глава 10, нет. 20
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Филлипс 1911 , с. 1057.
- ^ Код. Теод. xiv. 10, 1, по привычке... в черте города .
- ^ Перейти обратно: а б с д Филлипс 1911 , с. 1058.
- ^ Перейти обратно: а б с Филлипс 1911 , с. 1060.
- свободном доступе : Филлипс, Уолтер Элисон (1911). « Облачения ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 27 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 1056–1062. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в