Djab Wurrung People
Регионы со значительным населением | |
---|---|
Языки | |
Джаб Вуррунг , английский | |
Религия | |
Австралийская мифология аборигенов | |
Связанные этнические группы | |
Джа Джа Вуррунг , Джардваджали , Дхаувурд Вуррунг и Вада Уоррунг См. Список имен групп местных народов |
Джаб Вуррунг написал Джабвуррунг , Тяпвуррунг , Тяп или Джаперрунг . Вуррунг , также текут на север и верховья реки Хопкинс течет на юг. Города Арарат , Ставелл и Гамильтон находятся на их территории. Было 41 кланы Джаба Вуррунг, которые сформировали союз с соседним народом Джардваджали через смешанные браки, общую культуру, торговую и систему торговли перед колонизацией . [ 1 ] Их земли были завоеваны, но никогда не претендовали . [ 2 ]
Язык
[ редактировать ]Джаб Вуррунг, означает «мягкий язык», [ 1 ] принадлежит западной ветви языков Кулина . [ 3 ] Это самый южный язык, когда Джа Джа Вуррунг говорил с Восточным/Юго -Восточным, и Джардваджали (считается диалектом языка Вембы Вембы ), разговорный в этом районе от Кастертона на север до Дональда . [ 3 ]
Язык Djab Wurrung разделяет 85-процентный общий словарь с Jardwadjali , 82 процента с Wemba Wemba , 66 процентами с Мадхи Мадхи и 68 процентов с Letji-Lelectji . [ 4 ]
Считается, что на северном диалекте Джаба Вуррунг Кненннен Вуррунг говорил отдельная группа, которая «заняла участок страны с востока от Пиренеев и запад через северный Гариверд», прежде чем носители Кненнннен Врургу и их страна были поглощены Джаб Вуррунг во время на территории. начало девятнадцатого века. [ 5 ]
Слово Tjapwuring Mihirung Paringmal («гигантская птица») стало народным для дроморнитидов .
Страна
[ редактировать ]Антрополог Норман Тиндейл заметил, что земли Джаба Вуррунга простираются более чем на 2700 квадратных миль (7000 км 2 ), от горы Рауз на запад до Гамильтона . На востоке его границы заканчиваются на реке Хопкинс и Уиклифф . Северная граница лежит возле горы Уильям, Ставелл , Арарат и разделительный диапазон . [ 6 ]
Части страны Джаба Вуррунг включают восточные диапазоны Гариверда и национального парка Грампианс . Историк Бенджамин Уилки пишет, что Гариверд был центральным в обществе и культуре Джаба Вуррунга, и что их территория расширяется
От хребта Серра до равнин к югу и востоку от гор Гариверд . Вдоль хребта Серра, Neetsheere Balug жил на горе Уильям, а Watteneer Balug, Yam Yam Burer Balug, Weeripcart Balug, Mitteyer Balug были поблизости. В Mud-Dadjug (гора резкая) была группа, описанная как «Mutterchoke Gundij», а в Вургарри, или на горе Осетр, недалеко от Дункельда, были Вурцирри Гандий. Страна Джаба Вуррунг простиралась на юг, где колорер Гундии жил на горе Рауз, а в Хексхэме были буллер Кот Гундий. На западе были Beeripmo Balug на горе Коул, вниз до Булукбара на озере Болак. Вернувшись в сторону Гариверда, Ставелла, Великого Запада, Арарата и Холлс Гэп, все упало в стране Джаба Вуррунг. [ 7 ]
Страна Djab Wurrung также совпадает с частями более новой вулканической провинции юго-восточной Австралии. Наряду с Гираем Вуррунгом , Вада Вуррунг , Гандитджмара и другими аборигенами Западного Кулина, у людей Джаба Вуррунг есть устные традиции, касающиеся вулканов и вулканизма. Гора Рауз , недалеко от Пеншерста, например, является древним вулканом в стране Джаба Вуррунг, где жил клан Колорера Гандидж. Название Джаба Вуррунга для Маунт -Рауз - Колорер , что означает «лава». Колорер , Куулор , Кулурр и другие производные можно найти, прикрепленные к особенностям вулканического ландшафта по всему региону. [ 8 ]
Общество и культура
[ редактировать ]Когда -то считалось, что у Джаба Вуррунга было по крайней мере одиннадцать групп . [ 6 ] Теперь считается, что во время европейского контакта в середине девятнадцатого века было около 41 клана, групп или местных групп по недвижимости. Эти группы разделили язык Джаба Вуррунг, но принадлежали своим собственным, меньшим участкам земли. В каждой из этих групп было население от 40 до 60 человек. Во время европейской колонизации общее количество населения Джаба Вуррунга, по оценкам, было где -то между 2460 и 4920 человек. [ 9 ]
Во время колонизации язык Джаба Вуррунга был передан через отцов, как и индивидуальная территориальная принадлежность к местной группе недвижимости. [ 9 ] Кроме того, Ян Д. Кларк двух классовая матрилинейная отмечает, что была зарегистрирована и поддерживается система, с спуском, основанным на вирране ( черный какаду из желтого хвоста ) и Grugidj ( хитры с серы-хрустящими или длиннополированные белые кокату). Grugidj Подкотоки включали Пеликан, попугай, мопок и большой кенгуру. Gamadj Подкотоки включали эму , кнуту-змею , опоссум, коала и ворсок . Кланы вступали в брак с DJA DJA Wurrung , Jardwadjali , Dhauwurd Wurrung и Wada Wurrung Peoples. [ 1 ]
Антрополог Рэй Мэдден утверждал, что матрилинейные социальные и культурные принадлежности стали более значительными после того, как патрилинейная территориальная и лингвистическая принадлежность была нарушена европейской колонизацией, и народ Джаба Вуррунг отчужден от их страны и языка. Влияние этого стало повышенным акцентом на семейные отношения, более широкие ландшафтные связи и большее значение для пожилых женщин в Джабе Вуррунге и других западных викторианских общинах аборигенов. [ 10 ]
В целом, Уилки говорит, что в обществе Джаба Вуррунга «эти формы социальной организации ... превзошли местную территорию, соединяя различные группы клана» и языковые группы с другими в более широкой стране и позволяя людям из разных языковых групп и местных владений с Например, собирайтесь вместе как сезонные охотничьи группы ». [ 9 ] Он утверждает, что «этот способ организации общества и культуры существенно и духовно связывал людей с землей, а также с их семьями и местными и региональными общинами». [ 11 ]
Торговые сети
[ редактировать ]Партнерство и сотрудничество с другими западными викторианскими общинами аборигенов означали, что люди Джаба Вуррунг могут наилучшим образом использовать природные ресурсы по всему региону. Исследования показывают, что социальная организация народа Джаба Вуррунга была «недооценена по экономическим соображениям. Между отдельными лицами и группами обменивались товары, чтобы различные ресурсы юго-восточной Австралии могли быть перераспределены, поскольку они были необходимы ... экономические мотивы- Доступ к природным ресурсам - подкреплял большую социальную организацию между западными викторианскими группами аборигенов, это также имел место, когда эффективная и продолжающаяся эксплуатация этих систем зависело от высокоспециализированных знаний местных экосистем, обладающих различными имущественными и языковыми группами по всему региону. " Торговля включала угрей, но также и многие другие ресурсы. [ 12 ]
Укрытие Бунжила
[ редактировать ]Божество или наследие Творца, известное как Бунджил, является значительным в культуре Джаба Вуррунг. Более 90 процентов рок -искусства аборигенов в Виктории можно найти в стране Джаба Вуррунг и Джардваджали , особенно в национальном парке Грампианс . [ 13 ] Одним из самых значительных мест рок-искусства в юго-восточной Австралии является укрытие Бунджила на страну Джаба Вуррунг в черном сценическом заповеднике , недалеко от Ставелла . В девятнадцатом веке европейцы знали о месте, но немногие видели его. Его расположение было обнародовано в 1957 году. [ 14 ] В последующие десятилетия отличительность в художественном стиле на сайте, а также расхождения в более старых европейских описаниях укрытия Бунджила, привели к предположению, что произведение искусства было европейским, а не Джабом Вуррунгом, в происхождении. Участок был сбит с викторианской археологической службы к 1980 году, но впоследствии был восстановлен, когда химический анализ подтвердил, что каменное искусство, на самом деле, было нарисовано традиционными аборигенными охры; Анализ показал, что части картины были прослежены европейской побелкой и красной отводом. [ 15 ]
Похороны обрядов
[ редактировать ]Считается, что некоторые из кланов Джаба Вуррунга практиковали захоронение своих мертвых на деревьях. По словам Хиетта, было два недавних открытия на западе Арарата вторичных захоронения деревьев, в которых участвовали повторное введение двух или более людей, и первичное погребение ребенка в пустоте в окрестностях Ставелла. [ 16 ]
Управление земельными ресурсами и экологические знания
[ редактировать ]Поселения
[ редактировать ]Эффективное управление земельными ресурсами и надежные природные ресурсы означали, что постоянные или полупостоянные деревни, состоящие из существенных хижин, были распространены в стране Джаба Вуррунг, особенно вблизи ручьев, ручьев и на грани болот. Они были заняты в качестве натурального и сезонности. [ 17 ] Майор Томас Митчелл столкнулся с хижинами такого рода возле Маунт -Нейпир в 1836 году:
Две очень солидные хижины показали, что даже коренные жители были привлечены красотой земли, и, поскольку день был душным, я хотел вернуться, если это возможно, пройти ночь там, потому что я начал узнавать, что такие хижины с Хороший огонь между ними, проделанные удобные кварталы в плохую погоду. [ 18 ]
В 1841 году, к югу от горы Уильям, Джордж Август Робинсон описал, как многие заброшенные курганы, которые когда -то были основой закрытых хижин, которые он назвал «большим, диаметром около 15 футов». К северу от горы Уильям Робинсон увидел больше таких структур, которые были «самыми большими [он], которые видели: тот, который я измерил, составлял 31 ярдов, два ярда высотой и 19 ярдов в ширину». [ А ]
В 1853 году, в письме Чарльзу Ла Тробо , пасторалистский Чарльз Браунинг Холл сообщил, что на его земле к северо-востоку от горы Уильям многочисленные «старые миа-миас [хижины], где земля была усыпана с образованными яйцами во рту при пережевывании фарнузного вещества из корня булруша ». [ 19 ]
Аквакультура
[ редактировать ]Аквакультура была значимой в жизни Джаба Вуррунг. Уилки пишет, что Джаб Вуррунг знал о «сезонах и их циклах, которые лежали в основе сельского хозяйства, охоты и выращивания пищи растений. Как и в случае с другими коренными группами в западной части Виктории [народ Джаб Вуррунг], возможно, были одними из первых людей, чтобы попрактиковаться Имея рыбные ловушки и водопроводы по рекам были обычным явлением в регионе ». [ 20 ] Пасторалист Чарльз Браунинг Холл написал в 1853 году, что
О Грампианах [рыбных водосливах] было многочисленным во время моей резиденции и, очевидно, гораздо больше, судя по следам, оставленным ими на болотистых краях реки. В этих местах мы обнаружили, что многие низкие банки с дерном, простирающиеся через мелкие ветви реки, с промежутками, в которых были размещены длинные, узкие круговые сети (например, большой чулок), сделанные из спешки. [ 19 ]
Кларк отмечает, что в начале осени присутствовали большие собрания до 1000 человек в течение одного -двух месяцев, организованных на горе Уильям Болот или на озере Болак для ежегодной миграции угря. [ 21 ] Рядом с горы Уильям была построена сложная сеть каналов, водосливных и угольных ловушек и каменных укрытий, что свидетельствует о полупостоянном образе жизни, в котором угри были важным экономическим компонентом для еды и бартера, особенно короткопрофильного угря . [ 22 ] Рядом с озером Болак полупостоянная деревня простиралась около 35 километров (22 мили) вдоль берега реки осенью. Джордж Август Робинсон 7 июля 1841 года описал некоторую инфраструктуру, которая была построена недалеко от горы Уильям:
... Таким образом, площадь не менее 15 акров [6.1 га] была прослежена ... эти работы, должно быть, были выполнены за большую стоимость труда ... должно было быть несколько тысяч ярдов этого траншеи и банковского дела. Вся вода из горных ручьев сделана, чтобы пройти через эту траншею, прежде чем она достигнет болота [ 23 ]
В середине лета собрания для церемонии и охоты состоялись в MirraEwuae, болоте возле Хексхэма, богатого эму и другой игрой. [ 1 ]
Огонь
[ редактировать ]Чтобы помочь выращивать растительные продукты, такие как Murnong , пожар использовался в управлении земельными ресурсами: «Использование огня на выбранных участках земельных видов, уничтоженных видами конкурентов, оплодотворяло почву пеплом и открыл область для солнечного света, обеспечивая обильную культуру к весне. [ 24 ] Уилки предположил, что режим сжигания Джаба Вуррунга был прерван в рамках более широкого набора трансформаций окружающей среды, вызванных европейской колонизацией, и что нарушение практики управления земельными ресурсами Джаба Вуррунга способствовало повышению рисков для лесных пожаров в регионе. [ 25 ]
История
[ редактировать ]
Предки Джаба Вуррунга, возможно, занимали свои земли на срок до 40 000 лет; Самая старая известная оккупационная площадка в Гариверде датируется 22 п.н. 000
Вероятно, Джаб Вуррунг хорошо знал о европейских колонизаторах из их связи с прибрежными племенами. Их первый явный контакт в письменной записи был с майором Томасом Митчеллом, исследующим Западную Викторию в сентябре 1836 года, когда он удивил двух женщин Упул Балуг и их детей недалеко от горы Коул . Два года спустя, в 1838 году, вторжение сквоттеров началось с колониальных и их овец, поселившихся в стране Джаба Вуррунг. [ 21 ]
Европейское поселение с 1836 года было отмечено сопротивлением вторжению, часто отъезжая или кража овец; Поселенцы часто отвечали убийством аборигенов. С 1840 по 1859 год есть сообщения о 35 массовых убийствах и убийствах народа Джаба Вуррунга, большинство из которых происходили до конца 1842 года. Очень немногие из этих отчетов были представлены, чтобы привести поселенцев в суд. [ 26 ]
Сопротивление также принимает форму поддержания связей со страной и культурой любыми доступными средствами. На беге Братья Кэмпбелл Маунт -Коул, поселившиеся в 1840 году, кланам Beeripmo Balug и Utoul Balug разрешили оставаться в этом районе, и были активно снабжены едой и одеждой, устанавливающими отношения ухода и защиты. Братья Кэмпбелл отговаривали белых сотрудников от посещения на улице еще больше сократить возможное взаимодействие и конфликт. Археологические данные показывают, что Beeripmo Balug и Utoul Balug сохранили свою связь со страной , культурой и пищевой диетой в 1860 -х годах в собственности. [ 27 ]
В 1841 году Колорер (Маунт -Рауз) и Баррумбеп были представлены в виде запасов аборигенов , хотя Джаб Вуррунг использовал только заповедник Колорера. В 1842 и 1843 годах Колорер использовался в качестве базы для начала партизанских атак против растущего числа сквоттеров и их овец, а затем отступал в резерв, который находился под защитой помощника аборигенов защитника Чарльза Сиврайта . Сопротивление европейскому вторжению достигла пика между 1840 и 1842 годами. К 1848 году все земли Джаба Вуррунг были приготовлены на корточках, и сопротивление было нарушено благодаря использованию пограничной полиции и коренного полицейского корпуса . [ 28 ]
К 1845 году популяция Джаба Вуррунга упала с консервативной предварительной оценки с 2050 по 615. По оценкам, три четверти были убиты в результате введенных заболеваний, отравленных муки, больных одеял и голода из-за нехватки традиционных продуктов и четверть убит атакой винтовки. [ 29 ]
В период золотой лихорадки Джаб Вуррунг видел большое количество европейских и китайских людей на их земле в поисках золота, но в поисках золота также привлекли много рук на станции, и поэтому люди Джаба Вуррунг часто находили работу в качестве рук станции и в черных Работа вокруг станций в течение этого периода. [ 28 ]
В 1870 -х годах Джаб Вуррунг были в значительной степени рассеяны до оговорки: толпа Гамильтона до озера Конда , народ Викклифф в миссию Фрэмлингема и народ на горе Коул на Фрэмлингем и Станция Корандерерк . [ 28 ]
Джаб Вуррунг Футбол
[ редактировать ]Утверждалось, что традиционная игра аборигенов с ног на ногах [ B ] Например, Марн Грук оказал некоторое влияние на формирование австралийского футбола . Эшли Маллет предполагает, что форма, воспользовавшаяся среди племен Виммеры, могла оказать одно влияние, и ссылается на отрывок от пасторалистского и активиста по правам аборигенов Джеймса Доусона о том, как Джаб Вуррунг играл в игру, [ 30 ] Используя сшитую кожу опоссума для футбола:
Одна из любимых игр - это футбол, в которой пятьдесят или сто игр игроков занимаются за раз. с опеля размером размером с апельсин Мяч Черный какаду . Боковая сторона старается держать мяч, который бросается на короткое расстояние вручную, а затем ударяется в любом направлении. Сторона, которая пинает его часто и еще больше приобретает игру. Человек, который посылает его самым высоким, считается лучшим игроком и имеет честь похоронить его в земле до следующего дня. [ 31 ]
Семья Тома Уилса переехала на станцию, Лексингтон, недалеко от Арарата , около 1840 года, когда ему было 5 лет, и он вырос, часто играя с местными детьми аборигенов и изучая местный диалект. Позже он оказал влияние на стиль «уловка» и «ударить», а также на создание и кодификацию австралийских правил футбола, [ 31 ] Хотя Марн Грук повлиял на развитие игры, все еще обсуждается.
Джаб Вуррунг сегодня
[ редактировать ]Гариверд и Грампианс национальный парк
[ редактировать ]В 1989 году было предложение со стороны министра туризма Виктории, Стив Крабб переименовать многие географические имена мест, связанные с наследием Джаба Вуррунг в районе Национального парка Гариверда - Грампианс . Было много сообщества против этого предложения. Центр Брбумка, представляющий пять общин аборигенов с историческими связями с этой областью, выступал за двойное название для основной области: Gariwerd/Grampians. [ 32 ]
Некоторые из изменений включены:
- Грампианцы в Гариверд (горная хребта)
- Гора Зеро для Муры Мура (маленький холм)
- Зал разрыв в Буддже Будджа. [ 33 ]
После двухлетнего консультационного процесса национальный парк Грампианс был переименован в Грампианс (Гариверд) национальный парк в 1991 году, но это оказалось спорным и было изменено после смены правительства штата в 1992 году. [ 34 ] Закон о названии географических мест 1998 года (VIC) восстановил двойное именование для географических особенностей, И впоследствии это было принято в парке на основе названий Jardwadjali и Djab Wurrung для мест рок -искусства и ландшафтных функций в австралийском национальном наследии , ссылаясь на «Грампианский национальный парк (Gariwerd)». [ 35 ]
Национальный парк Брамбук и культурный центр в Холлс Гэп принадлежит и управляется народ Джардваджали и Джаба Вуррунга из пяти общин аборигенов с историческими связями с хребтами Гариверд-Грампиан и окружающих равнин. [ 36 ]
Священные деревья и посольство Джаба Вуррунг
[ редактировать ]В 2012 году правительственные власти Виктории получили законное одобрение от Марканг , зарегистрированной партии аборигенов, представляющей интересы Джаба Вуррунга, для модернизации работы на западном шоссе . Позже было выявлено, что процесс консультаций был ограничен, и протестующие утверждали, что многие придорожные деревья вдоль 12,5 -километровой секции обновления от Буангора до Арарата, которые, как говорят, были священными для народ Джаба Вуррунга, не были выделены для защиты во время работ Полем [ 37 ] Средства массовой информации также сообщили, что
Управление аборигенов, подписавшаяся на шоссе, выиграла от проекта. Vicroads подписал выгодную сделку на землю с ныне несуществующей зарегистрированной партией аборигенов Мартанга, которая официально одобрила проект шоссе в 2013 году. Двенадцать месяцев спустя, в октябре 2014 года, Департамент дорог Виктории дал полномочия-все члены одной семьи-сотни гектаров Земля к востоку от шоссе, как часть доверия для завета природы. Деловая рука Мартанжа купила землю, а затем была возмещена стоимость через завет. В обмен на сохранение сайта от разработки Мартангу было обещано ежегодным гоноральным роялтию сотни тысяч долларов за десять лет. Это было частью требования компенсировать разрушение местной растительности дороги, что департамент был обязан встретиться до начала работы. [ 38 ]
Организация региона с тех пор была передана в корпорацию Восточной Маар аборигенов , [ 38 ] Зарегистрированная сторона аборигенов, которая утверждает, что она договорилась о том, чтобы спасти «16 деревьев, которые были идентифицированы как культурно значимые. Это включает в себя два идентифицированных родов, а также другие деревья, такие как« маркер »,« направления »и« бабушка » 'Деревья ". [ 39 ] В 2018 году протестующие основали посольство защиты наследия Джаба Вуррунг в лагере рядом с предлагаемыми дорожными работами, стремясь остановить дорожные работы, и удаление еще 200 деревьев, которые, по их словам, являются культурно значительными. [ 37 ] В октябре 2020 года Верховный суд Виктории издал судебный запрет против дальнейших работ. [ 40 ]
Спор поднял ряд дальнейших вопросов. Сенатор Лидия Торп утверждает, что ни Мартанг, ни Восточная аборигена Маара должным образом не представляли народ Джаба Вуррунга, и что противоречие выявило проблемы прозрачности и подотчетности в процессах Викторианского Совета по наследию аборигенов. [ 41 ] Женщина из Джаба Вуррунга Сисси Эйлин Остин заявила, что в этом вопросе подчеркивается недостатки в Законе о поселении традиционного владельца Виктории . [ 42 ] Восточная корпорация аборигенов Маара утверждала, что деревья, которые официально оценивались как культурно значимые, были адекватно защищены. [ 39 ]
Поручение в 2020 году 350-летнего желтого эвкалипта, называемого деревом направлений [ 43 ] Во время повышения дороги вызвало дальнейшие споры. [ 44 ]
Альтернативные имена
[ редактировать ]- Болагер (возможно, топоним из озера Болак , но, по словам Нормана Тиндейла, северо -западной орды Кирраэ ) .
- Болакнгат (восточное имя).
- Buninion, Buninyong ( топоним )
- Girriwurra (имя орды возле Маруны ).
- Племя реки Хопкинса
- Knindowurong
- Цвет (тони из горы рууса), цвет курдит, цвет, цвет
- Nutcheyong (название одной из его орд в Мойстоне ).
- Pirt-Kopan-Noot (это название диалекта на северном круглом арарате).
- Punoinjon (имя озера)
- Purteet-Chally (Lit. "Fighte Seekers")
- Tyapwuru, Tyapwurru, Chaap Wuurong, Chaapwurru, Dajabwuru
Источник Тиндейл 1974 :
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гар Робинсон цитируется в Wilkie 2020 , с. 31
- ^ Беверидж пишет о футболе, используемом среди племен реки Мюррей, таких как Дади Дади , Латжилатджи , Джитаджита , Нари-Нари , Барабабараба , Варкаварка , Вативати , Вемба Вемба и т. Д., Что женщины участвуют в этой игре, а также в мужчинах, а также в мужчинах, а также в мужчинах, а также в мужчинах, а также в мужчинах. Полем Я видел до 200 (включая оба пола), занятые в этой игре за один раз. Мяч состоит из старой кожи опоссума, плотно скатывающейся и покрыт свежим куском кожи, твердо сшитой вместе с сухожилиями опоссума; Прежде чем они начнут играть, они организуют стороны, каждая из них имеет капитана, чье место - направлять и контролировать отчастие непослушной команды. Когда все будет в порядке, Lyoor начинает с мяча в ее руке; Она немного выходит с собственной стороны и в сторону их противников, бросает мяч с кажущейся небрежностью, но, прежде чем у него есть время, чтобы добраться до земли, она дает ловкий мяч в воздух. После этого веселье начинается с совершенно серьезной ... у них нет никакой назначенной цели, к которой должен быть приведен мяч; Вся пьеса просто состоит в том, чтобы держать мяч в движении и предотвращать его приход на землю, в то время как все боржинатели игры, как правило, не допускают того, чтобы мяч был захвачен противоположной стороной. Те, кто держит мяч, бросают его от одной на другую свою сторону, и в то время как это происходит, что непоселессоры сильно бегают и прыгают, чтобы перехватить его на своих рейсах. Поскольку глаза игроков никогда не становятся случайными на земле, падающие во время игры многочисленны и часто смешны, особенно когда кто -то падает, и поэтому становится камнем преткновения, на котором дюжина или более переходит в кучу ; Эти инциденты, однако, добавляют веселье к веселью, не создавая наименее плохого характера ( Беверидж 1883 , с. 52–53).
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Clark 1995 , p. 57
- ^ DW Посольство
- ^ Jump up to: а беременный Блейк 2011 , с. 8
- ^ Блейк 2011 , с. 9
- ^ Wilkie 2020 , цитируя Clark 1995
- ^ Jump up to: а беременный Тиндейл 1974 .
- ^ Уилки 2020 , с. 22
- ^ Wilkie, Cahir & Clark 2020 , с. 4
- ^ Jump up to: а беременный в Уилки 2020 , с. 24
- ^ Madden 2018 .
- ^ Уилки 2020 , с. 26
- ^ Уилки 2020 , с. 27
- ^ Уилки 2020 , с. 10
- ^ Wilkie 2020 , с. 17–18.
- ^ Wilkie 2020 , с. 18–19.
- ^ Richards, Bennett & Webber 2013 , с. 62–72.
- ^ Wilkie 2020 , с. 15, 32.
- ^ Митчелл 2011 , с. 245
- ^ Jump up to: а беременный Невеста 1969 , с. 271.
- ^ Уилки 2020 , с. 31
- ^ Jump up to: а беременный Clark 1995 , p. 58
- ^ Mallett 2002 , с. 10–11.
- ^ Lourandos 1997 , p. 65
- ^ Уилки 2020 , с. 35
- ^ Wilkie 2020 , с. 75–76.
- ^ Clark 1995 , pp. 57–83.
- ^ Wolski 2001 , стр. 225–226.
- ^ Jump up to: а беременный в Clark 1995 , pp. 58–60.
- ^ Mallett 2002 , с. 8–9.
- ^ Доусон 1881 .
- ^ Jump up to: а беременный Mallett 2002 , p. 12
- ^ Kostanski 2014 , с. 275
- ^ Clark & Harradine 1990 .
- ^ Wilkie 2018 , с. 113–135.
- ^ Vicnames .
- ^ Pieris 2016 , с. 48
- ^ Jump up to: а беременный ABC News: Ombudsman 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный ABC News: Land Deal 2019 .
- ^ Jump up to: а беременный Восточная корпорация аборигенов .
- ^ ABC News: Верховный суд 2020 .
- ^ Thorpe 2019 .
- ^ Остин 2020 .
- ^ Магомет 2020 .
- ^ Kampmark 2020 .
Источники
[ редактировать ]- Остин, Сисси Эйлин (27 октября 2020 г.). «Разрушение священного дерева на стране Джаба Вуррунг разбило наши сердца» . Хранитель . Получено 30 октября 2020 года .
- Беверидж, Питер (1883). «Аборигенов, населяющих великую озерную и речную депрессию нижнего Мюррея» . Журнал и труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 17 : 19–74. doi : 10.5962/p.358946 . S2CID 259702285 - через BHL .
- Блейк, Барри Дж. (2011). Диалекты Кулина Вестерн, Западная Виктория Яртватжали, Тяпвуррунг, Джаджавуррунг (PDF) . Университет LA TROBE .
- Невеста, TF (1969). Письма от викторианских пионеров . Мельбурн: Хайнманн. п. 271.
- Кларк, Ян Д. (1995). Шрамы в ландшафте: реестр мест убийства в Западной Виктории, 1803–1859 (PDF) . Ааатис . С. 57–84. ISBN 0-85575-281-5 .
- Кларк, Ян Д .; Harradine, Lionel L. (1990). Восстановление Jardwadjali и Djab Wurrun имена для мест рок -искусства и ландшафтных функций в национальном парке Грампианс и его окрестностях . Кори -туристический отдел. Архивировано с оригинала 27 июля 2018 года . Получено 6 мая 2017 года .
- Доусон, Джеймс (1881). Австралийские аборигены: языки и обычаи нескольких племен аборигенов в западном районе Виктории, Австралия (PDF) . Мельбурн: Джордж Робертсон - через интернет -архив .
- «Люди Джаба Вуррунга выигрывают временную остановку работы на западном шоссе в Верховном суде» . Австралия: ABC News. 29 октября 2020 года.
- «Документы разоблачают сделку о земле за спором на западных шоссе Виктории» . Австралия: ABC News. 5 сентября 2019 года.
- Восточная корпорация аборигенов. «СМИ релиз - скрипковое дерево и западный Hwy» .
- «Грампианс (Гариверд) национальный парк» . Варнаймы . Архивировано с оригинала 12 августа 2014 года . Получено 12 августа 2014 года .
- Кампмарк, Биной (4 ноября 2020 г.). «Педание священного: вырубка дерева направлений Джаба Вуррунг» . Counterpunch .
- Костански, Лора (2014). «Дуэль-имена: как топонимы (PlaceNames) могут представлять гегемонистские истории и альтернативные повествования» (PDF) . В Кларке, Ян Д .; Геркус, Луиз ; Костански, Лора (ред.). Коренные и меньшинства имены: австралийские и международные перспективы . Австралийское национальное университетское издательство . С. 273–292. ISBN 978-1-925-02162-2 .
- Lourandos, Harry (1997). Континент охотников-собирателей: новые перспективы в австралийской предыстории . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-35946-7 .
- Мэдден, Рэй (2018). «Источники путаницы в отношении социальной и территориальной организации в Западной Виктории». В Макконвелле, Патрик; Келли, Пирс; Lacrampe, Sébastien (Eds.). Кожа, родственники и клан: динамика социальных категорий в коренной Австралии . Ану Пресс . doi : 10.22459/skc.04.2018 . ISBN 978-1-76046-163-8 .
- Магомет, Аманда (5 ноября 2020 г.). "Вернуть дерево направлений!" Полем Джап Вуррунг посольство . Получено 11 октября 2021 года .
- Маллетт, Эшли (2002). Черные лорды летних: история аборигенового тура по аборигенам 1868 года и за ее пределами . Университет Квинсленда Пресс . С. 169–175. ISBN 978-0-702-23262-6 .
- Мартин, Лиза (22 августа 2019). «Протестующие защищают священные 800-летние деревья Джапа Вуррунга, когда вырисовывается крайний срок полиции» . Хранитель . Получено 15 декабря 2019 года .
- Митчелл, TL (2011) [впервые опубликовано 1838]. Три экспедиции в внутреннюю часть Восточной Австралии: с описаниями недавно исследуемого региона Австралии Феликс и нынешней колонии Нового Южного Уэльса . Тол. 2. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-03063-2 .
- Пьерис, Анома (2016). Культурные центры и музеи коренных народов: иллюстрированное международное обследование . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-1-442-26407-6 .
- Ричардс, Томас; Беннетт, Екатерина М; Уэббер, Гарри (2013). «Постконтактное дерево аборигенов из юго-западной Виктории, Австралия». Журнал полевой археологии . 37 (1): 62–72. doi : 10.1179/0093469011z.0000000005 . S2CID 129783046 .
- Торп, Лидия (7 ноября 2019 г.). «Люди Джаба Вуррунга потерпели неудачу и предали на каждом шагу» . Крике . Получено 30 октября 2020 года .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). "Tjapwurong (Vic)" . Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Австралийское национальное университетское издательство . ISBN 978-0-708-10741-6 Полем Архивировано с оригинала 27 июля 2018 года . Получено 6 мая 2017 года .
- «Викторианский омбудсмен считает, что правительство штата действует с« добросовестной »над проектом Западного шоссе» . Австралия: ABC News. 31 июля 2020 года.
- Уилки, Бенджамин (2018). «Права, примирение и восстановление Джабвуррунг и Джардваджали имена Грампиансам-Гариверду» . Викторианский исторический журнал . 89 (1): 113–135 - через ResearchGate .
- Уилки, Бенджамин (2020). Gariwerd: экологическая история грямцев . CSIRO Publishing.
- Уилки, Бенджамин; Кахир, Фред; Кларк, Ян Д. (2020). «Вулканизм в аборигенах австралийских устных традиций: этнографические данные из более новой вулканической провинции» . Журнал вулканологии и геотермальных исследований . 403 : 4. Bibcode : 2020jvgr..40306999W . doi : 10.1016/j.jvolgeores.2020.106999 . S2CID 224945380 .
- Wolski, Nathan (2001). «Все не тихо на западном фронте - переосмысление сопротивления и границ в историографии аборигенов» . В Расселе, Линетт (ред.). Колониальные границы: коренные европейские встречи в обществах поселенцев . Манчестерское университетское издательство . С. 216–235. ISBN 978-0-719-05859-2 .