Арт-нуво в Турине
Стиль модерн в Турине распространился в начале ХХ века.
Это новое стилистическое течение охватило различные художественные дисциплины, в том числе прикладное искусство и преимущественно архитектуру. В специфической панораме Турина модерн в своих основных произведениях находился под влиянием важных парижских и бельгийских школ, став одним из величайших итальянских примеров этого течения, настолько, что Турин стал одной из итальянских столиц. стиль модерн, [1] не обошлось и без неизбежных вторжений эклектики и ар-деко .
Благодаря успеху этого стилистического течения и типу зданий, возникших в первые десятилетия двадцатого века, Турин стал одной из достопримечательностей итальянского модерна, часто называемого «цветочным стилем». [2] настолько, что заметные архитектурные свидетельства того периода можно увидеть и сегодня. [3]
История и историко-художественный контекст
[ редактировать ]Переход от 19-го к 20-му веку в Европе был отмечен пылким обновлением художественного творчества, находившимся под сильным влиянием технического прогресса и восторженного позитивистского превознесения важных достижений науки. Эволюция художественного авангарда в конце девятнадцатого века сначала затронула прикладное искусство , получившее разные названия в разных географических регионах: во франкоязычном регионе он получил название модерн , в Германии югендстиль , в Австрии сесессионстиль. , современный стиль в Великобритании и модернизм в Испании. [4]
В Италии , и особенно в Турине , новое течение изначально зарекомендовало себя как «новое искусство», переводя этот термин непосредственно с французского языка. В общей и разнообразной национальной панораме это новое течение, позднее получившее также название «цветочный стиль», [4] никогда не консолидировалась в настоящую итальянскую школу, но утвердилась, хотя и с небольшой задержкой по сравнению с основными европейскими странами, переживавшими свой расцвет в первые годы двадцатого века. Фактически, в первое десятилетие своего существования можно говорить о стиле модерн, термине, который со временем получил более широкое распространение в Италии и произошел от знаменитых лондонских складов Артура Ласенби Либерти , одного из первых, кто демонстрировал и распространял предметы и гравюры экзотического вкуса. который выставлял напоказ извилистые формы, типичные для этого нового стиля. [5]
Таким образом, наибольший успех в стиле модерн нашел в архитектуре, оставив потомкам одно из самых устойчивых свидетельств. В начале XX века высший средний класс, к тому времени окончательно утвердившийся как класс-гегемон итальянского общества, нашел в модерне свой специфический отличительный элемент, то есть возможность показать свое превосходство и в то же время подчеркнуть свое превосходство. его отстраненность от старого аристократического класса и его особняков в стиле неоклассицизма и барокко , [ нужна ссылка ] все еще сильно привязан к более консервативному эклектичному стилю , который характеризовал весь XIX век. [ нужна ссылка ] Однако его новаторский аспект заключался не только в противостоянии неоготике и эклектике , но и в большем рассмотрении прикладного искусства как скрытой силы, поскольку модерн доверял, отчасти благодаря растущему развитию технологий, крупномасштабному создание искусства, которое в своей символической красоте было доступно большей части социальной ткани того времени; несмотря на эти предпосылки, даже в Турине это первоначальное популистское призвание в стиле модерн сошло на нет; идеал «социализма красоты» [6] превратился в богатый триумф цветочных мотивов, нитевидной ребристости, смелых металлических украшений с явным фитоморфным вдохновением, но вскоре стал лишь привилегией более богатых социальных классов. Этой новой стилистической тенденции способствовало присутствие многих итальянских и особенно английских или швейцарских промышленников, таких как: Абегг, Бич, Каффарель, Карач, Кинд, Крупп, Леуманн, Миллер, Менье, Мецгер, Реммерт и Скотт, которые внесли свой вклад в это. «международное дыхание» и будущему промышленному призванию столицы Пьемонта, а также которые основали новые и многочисленные предприятия в столице Пьемонта именно в годы между девятнадцатым и двадцатым веками. [7]
В результате этого стилистического сезона, который часто считают «легкомысленным» и, возможно, наивно оптимистичным, [8] добавленная стоимость техники и промышленности преобладала, точно так же, как «функция» преобладала над «формой», но современность вскоре разразилась ужасами Великой войны , которая не только символически положила конец сезону модерна.
Турин между 19 и 20 веками: модерн
[ редактировать ]Турин , хотя и может похвастаться архитектурным ландшафтом, характеризующимся преимущественно Юваррским оттенком многочисленных дворцов и савойских резиденций, за два десятилетия между 19 и 20 веками позволил себе проникнуться этим новым стилистическим течением.
Первоначально известный как «новое искусство» или, по словам туринского журналиста Эмилио Товеза, «цветочное искусство», этот новый стиль удивлял своей «точностью натуралистичности и, по сути, отчетливо декоративностью». [9] После Международной выставки современного декоративного искусства в Турине наблюдалось растущее распространение этого нового стиля преимущественно в архитектурной сфере, отмечая своего рода «ренессанс декоративного искусства». [9] [10] используя вклад ведущих авторов того времени, таких как Раймондо Д'Аронко и уроженец Турина Пьетро Фенолио , который сделал себе имя благодаря своей плодотворной деятельности в качестве инженера и сделал туринский модерн одним из самых ярких и последовательных примеры разнообразной итальянской архитектуры того времени. [11]
Значительный вклад также внесла промышленность, которая, находясь в авангарде процесса обновления в столице Пьемонта, играла роль привилегированного клиента, но также и собеседника, способного предложить технику и надежную поддержку в интересах тех рабочих, которые необходимы для полное утверждение этого нового течения в Турине. Решающей, например, стала работа туринской Impresa Porcheddu, [примечание 1] который, благодаря находчивости его владельца Джованни Антонио Порчедду, еще в 1895 г. [12] была первой строительной компанией, которая импортировала и использовала инновационную систему Hennebique исключительно для Италии . [12] первый патент на строительство «огнестойкой конструкции и перекрытий» из железобетона, поданный французским инженером Франсуа Эннебиком . [8]
Универсальные выставки и наступление 1902 г.
[ редактировать ]В этой когорте оживленной культурной агитации в Турине в 1884 году родилась туринская Всеобщая выставка Италии, которая на волне позднего романтизма привела к строительству некоторых зданий в неоготическом стиле, таких как - под названием «Дом Дракона» на Корсо Франсия. Совсем другим было создание Средневековой деревни и замка в парке Валентино , изначально задуманного как павильон региона Пьемонт-Валле-Аоста: на выбор исторического периода, несомненно, повлияли преобладающие вкусы, но дело было не в изобретении. ex novo что-то «в стиле», потому что все здания, входящие в комплекс, представляют собой точное воспроизведение, и в большинстве случаев в оригинальном размере, того, что любопытный путешественник Прекрасной эпохи мог найти, путешествуя по региону.
Поначалу такие мероприятия вызывали вялый энтузиазм, однако последующие издания имели все больший успех, видя постепенное утверждение стиля модерн, и, дав решающий толчок его распространению, была более амбициозная цель 1902 года с Международной выставкой современного декоративного искусства , которая В своих многочисленных стильных павильонах он приветствовал видных иностранных гостей, в том числе Питера Беренса , Хендрика Петруса Берлаге , Виктора Орту , Рене Лалика , Чарльза Ренни Макинтош и Генри ван де Вельде. [13] а также создание климата, который способствовал возведению множества общественных и частных зданий, тем самым постановив об окончательном провозглашении модерна как нового доминирующего художественного стиля. [ нужна ссылка ]
Дальнейший вклад внесла также издательская индустрия, которая в Турине отметила присутствие таких важных издателей, как Камилла и Бертолеро, Крудо и Латтуада, Эдитрис Библиотека Ф.лли Фиандезио и К., а также самых долгоживущих из них Ру и Виаренго, все действующие с конца девятнадцатого века. [14]
Первый еще в 1889 году издавал периодическое издание L'architettura pratica , специализированный журнал, основанный архитектором Андреа Донги и позже руководимый его коллегой Джузеппе Момо. [14] Камилла и Бертолеро также издавали отраслевой журнал L'Arte Decorativa Moderna , основанный в 1902 году в Турине по инициативе туринского художника Энрико Рейсенда , опираясь на выдающихся коллег, таких как: Давиде Каландра , Леонардо Бистольфи , Джорджио Чераджоли и писатель. Энрико Товез . [4] Другими известными периодическими изданиями были Emporium , l'Architettura Italiana и La Casa Bella , название, которое позже направил Джио Понти и которое до сих пор существует как Casabella . [15]
Мебельный сектор также был активным участником расцвета периода модерна, являясь прекрасной областью для прикладного искусства; хотя он все еще не был частью промышленной реальности, он мог рассчитывать на компетентных рабочих и представлял собой высоко ценимое мастерство. Некоторые известные представители - стекольный завод Albano&Macario, который среди своих различных работ произвел террасу Сольферино, и торинская мебельная фабрика F. Cesare Gandolfo, которая также производила множество предметов мебели для кафе, ресторанов и отелей, в том числе Albergo Rocciamelone в Уссельо , для которого она изготовила весь дизайн интерьера. [16]
Таким образом, Турин насыщенно пережил сезон модерна, который, хотя и был относительно недолгим, стал важным ориентиром для Италии. [7] возможность привлечь вклад от всемирно известных деятелей, таких как фриульский архитектор Раймондо Д'Аронко , который после своих недавних проектов в Стамбуле спроектировал Большой вестибюль для Туринской выставки 1902 года. [17] [18] На волне успеха экспозиции Турин продолжал оставаться благодатной почвой для разнообразных экспериментов, хотя и весьма последовательных и сдержанных, со стороны большой группы архитекторов и инженеров, таких как: Эудженио Баллаторе ди Розана, Джованни Баттиста Бенаццо, Пьетро Бетта, Эухенио Бонелли, Паоло Бурцио, Карло Чеппи , Камилло Дольза, Андреа Донги, Микеле Фраполли, Джузеппе Галло, Джузеппе Гатти, Джованни Грибодо, Квинто Групалло, Готтардо Гуссони, Джузеппе Хендель, Джакомо Матте Трукко, Эудженио Моллино, Джузеппе Момо , Людовико Пераккьо, Альфредо Премоли, Джованни Рейсенд, Аннибале Риготти , Паоло Саккарелли, Аннибале Тиоли, Джованни Тироне, Джованни Ваккетта, Антонио Вандоне ди Кортемилиа, Джузеппе Велати Беллини, Дженезио Виварелли; однако самой плодовитой фигурой и бесспорным главным героем туринского модерна был Пьетро Фенолио . [19]
Работа Фенолио
[ редактировать ]Главным героем модерна в Турине был Пьетро Фенолио, чья плодотворная деятельность принесла в Турин некоторые из величайших итальянских образцов этого нового стиля. Около тринадцати лет он посвятил реализации более трёхсот проектов, включая виллы и дворцы, некоторые из которых сосредоточены в районе Корсо Франча и прилегающих улиц, а также множество промышленных зданий, построенных по заказу нового правящего класса Турина; однако его вклад был не только вкладом уважаемого профессионала, он также был призван вмешиваться на политическом уровне, занимая должности члена городского совета и консультанта по изучению нового плана города, завершенного в 1908 году. [20]
Фенолио также был среди организаторов Международной выставки 1902 и 1911 годов, но он также принимал активное участие в издательской деятельности, выступая среди основателей и наиболее важных авторов журнала L'architettura Italiana Moderna . Одновременно со своей интенсивной архитектурной деятельностью он также стал частью зарождающейся промышленной и финансовой буржуазии Турина, обогащая свои навыки и усиливая свое влияние в строительном секторе; Фенолио занимал должность вице-президента известной Impresa Porcheddu, Società Anonima Cementi del Monferrato, а также партнера Accomandita Ceirano & C. и управляющий директор зарождающегося Banca Commerciale Italiana . [19]
Работы Фенолио характеризуются умелым использованием пастельных тонов, настенным декором, чередующим цветочные сюжеты с круглыми геометрическими элементами, а также широким использованием литоцементных рам в сочетании с иногда смелой декоративной элегантностью железа и стекла, выбирая их в качестве предпочтительных материалов. Среди его самых известных работ: «Виллино Раби» (1901), [примечание 2] знаменитая вилла Скотт (1902 г.), [примечание 3] триумф лоджий , башенок , витражей , эркеров и, прежде всего, его самой известной и самой ценной работы: Casa Fenoglio-Lafleur (1902), [примечание 4] считается «самым значительным примером стиля модерн в Италии». [19] [21] [22]
Другими примечательными зданиями, в которых были перепрофилированы декоративные элементы, полученные в результате успеха Casa Fenoglio-Lafleur, являются Casa Rossi-Galateri (1903 г.) на Via Passalacqua и Casa Girardi (1904 г.) на Via Cibrario, 54. Работа Фенолио оказалась сравнительно недолгой, но плодотворной, можно также упомянуть множество других подобных построек: Casa Rey (1904 г.), Casa Boffa-Costa (1904 г.), Casa Macciotta (1904 г.), Casa Balbis (1905 г.), Casa Инна [примечание 5] (1906), Casa Guelpa (1907), пока он не покинул Пьемонт с реализацией виллы Магни-Риццоли в Канцо , недалеко от Комо .
Клиентами Фенолио также был зарождающийся мир промышленности, который нашел Турин подходящим местом для создания штаб-квартир для новых поселений. Среди наиболее известных: кожевенный завод Фиорио (1900 г.), завод Боэро (1905 г.), литейный завод Баллада (1906 г.), автомобильный завод Officine Diatto (1907 г.) и большое здание первой итальянской пивоварни. [20] Босио и Карач с прилегающей усадьбой (1907 г.) и деревней Лойманн. [23]
Деревня Леуманн
[ редактировать ]Имея опыт проектирования промышленных предприятий, Фенолио также принимал участие в обширном проекте Leumann Village. [примечание 6] Это было детище предпринимателя швейцарского происхождения Наполеона Леуманна, который перенес фабрику своей текстильной компании из Вогеры в Турин , воспользовавшись возможностями, предлагаемыми пьемонтской столицей, остатком спорного переезда столицы сначала во Флоренцию , а затем в Рим ; кроме того, обильное предложение квалифицированной рабочей силы по сниженным ценам завершило процесс привлечения капитала и предпринимателей, в том числе иностранных, таких как Абегг, Гейссер, Кинд, Мецгер, Менье, Реммерт и Скотт, что способствовало превращению Турина в новую столицу промышленности. . Выбор пал на обширный земельный участок площадью около 60 000 кв.м. в сельской местности вокруг Колленьо , в то время небольшого городка на окраине города. [25] Также решающим фактором при выборе места было наличие оросительных каналов и близость новой железной дороги, которая, проходящая вдоль оси сегодняшней Корсо Франча, обеспечивала быстрое сообщение с Турином , близлежащим Риволи , а также с долиной Суза и Францией. через новый туннель Фрежюс .
Комплекс, спроектированный Пьетро Фенолио между 1875 и 1907 годами , состоит из двух жилых районов на стороне текстильной фабрики, которая прекратила свою деятельность в 2007 году. Первоначально в них проживало около тысячи человек, включая рабочих, служащих и их семьи. Он по-прежнему включает в себя 59 коттеджей и домов, разделенных на 120 жилищ. [примечание 7] каждый из них с самого начала имел пристроенные туалеты и общий сад на первом этаже. Помимо хлопчатобумажной фабрики, жилых домов, общественных бань, детского сада и школы «Вера Леуманн», [примечание 8] Фенолио также спроектировал церковь Святой Елизаветы: [примечание 9] одна из немногих в мире, построенных в стиле модерн, наряду с Отто Вагнера в церковью Св. Леопольда Вене. [примечание 10] [24]
Градостроительная организация, архитектура зданий, созданные в ней социальные учреждения и службы быта сделали село организмом, поставившим в центр своих целей более высокое качество жизни трудящихся, как на работе, так и в личной жизни. ; четко определенная область, в которой работа, семья, досуг, социальные и социальные учреждения тесно связаны между собой, образуя социально развитую и эффективную среду.
Подобные примеры возникли в тот же период в Ломбардии и Венето , но деревня Леуманн, пожалуй, самый обширный, полный и функциональный пример, ставший интересной исторической, культурной и архитектурной достопримечательностью. [26]
Другие деятели туринского модерна
[ редактировать ]Несмотря на преимущественно барочный оттенок школ Гуарини и Юварра , архитектурное наследие старой столицы Савойи все еще сохраняет почти нетронутыми важные остатки стиля модерн, и присутствие архитектуры того периода все еще заметно в некоторых центральных районах столицы, таких как районы. исторического центра, Крочетты, Сан-Сальварио, холма, но с абсолютным преобладанием на территории, включая районы Сан-Донато и Чит-Турин.
Символами некоторых ранних экспериментов, которые, несмотря на все еще очевидно эклектичный подход, столь ценимый Карло Чеппи , тем не менее, намекают на протостили в стиле модерн, являются Палаццо Беллиа (1898 г.). [примечание 11] и Палаццо Приотти (1900 г.). Здесь Чеппи умел сочетать стилистику барокко и эклектики с извилистостью модерна, а в случае с Палаццо Беллия широко использовал эркеры , башенки и арки-трилистники, что сделало его одним из самых характерных зданий на центральной улице Виа Пьетро Микка. . [28] [29]
Ученик Карло Чеппи, плодовитый Пьетро Фенолио, добился успеха в стиле модерн , а его стилистическое влияние вдохновило многих других архитекторов, подпитывая растущую и плодотворную конкуренцию, которая сделала сезон ар-нуво в Турине заслуживающим внимания. [7] [30] Антагонизм большой группы архитекторов, работавших в Турине в эти годы, также привел к расцвету различных течений одного и того же стиля; архитектор Пьетро Бетта, например, отличался стилем, более близким к сесессионстилу , молодые архитекторы, такие как Доменико Солдеро Морелли и Армандо Мелис де Вилья, главные герои позднего сезона итальянского рационализма и в чьей студии обучались . Работы Бетты отличались более монументальным подходом, на который повлияли классические элементы, умело сочетающиеся с сепаратистскими стилистическими особенностями, наиболее ярким примером которых является дом Авеццано (1912 г.) в районе Крочетта, где фасад акцентирован последовательностью крупных выступающие коринфские колонны, поддерживаемые тауриновыми протомами и «прикованные» к ряду эркеров. [31]
Другими явно сепаратистскими примерами являются Casa Bonelli (1904 г.), резиденция того же архитектора Бонелли, [32] фасады которого характеризуются характерными французскими окнами, окруженными широкой круглой рамой с изящно украшенным орнаментом, и Casa Mussini, строгим жилым домом в Преколлине, спроектированным архитектором Феррари в 1914 году. [33]
Еще одним представителем дизайнерского словаря Пьетро Бетты был архитектор Аннибале Риготти, который на углу улиц Виа Вассалли Эанди и Виа Принчипи д'Акаха, недалеко от дома Фенолио Casa Ina, спроектировал Casa Baravalle (1902 г.), виллу на одну семью, узнаваемую по его синие стены и геометрический декор, чрезвычайно сдержанные формы. Здесь Риготти, уже автор нескольких павильонов на Международной выставке 1902 года, кажется, почти предвосхищает строгость, которая будет преобладать в более позднем стиле деко . [34]
Начиная с 1902 года, на волне успеха экспозиций, модерн распространился по городу, способствуя его росту. Сопутствующее промышленное призвание города также привлекло новую рабочую силу, а спрос на жилье вырос до такой степени, что городская ткань расширилась. С появлением электричества и его растущим распространением промышленность разрасталась и создавала новые поселения на окраинах города, навсегда покидая район Сан-Донато и предгорную местность, что было вынужденным выбором до тех пор, пока движущая сила не была низведена до гидравлической энергии. мельницы и домкраты, возвышавшиеся на участках с крутыми уклонами. [35]
Район Сан-Сальварио, расположенный недалеко от парка Валентино и где проходили экспозиции тех лет, был одним из первых, кто застраивал новые кварталы промышленных предприятий и жилых домов, иногда изменяя фасады существующих зданий или запрашивая разрешение на изменение дизайна. так что можно было построить здания с «современным» внешним видом. [36] Помимо многочисленных арендованных домов на близлежащих улицах Виа Пьетро Джуриа, Виа Салуццо и Виа Мадама Кристина, в Сан-Сальварио также возникла вилла Джавелли, туринский дом, который Д'Аронко спроектировал и построил для своей жены; [30] недалеко также находится знаменитый Виллино-Кинд (1906 г.), резиденция швейцарского инженера Адольфо Кинда , прославившегося в Италии тем, что впервые представил новый вид спорта — лыжный спорт, а также основателя первого итальянского клуба, Лыжный клуб Турин. [37]
Даже мир промышленности, как уже говорилось выше, был неравнодушен к небывалой извилистости стиля модерн. В дополнение к кожевенным заводам и пивоварням, спроектированным Фенолио в районе Сан-Донато, новая штаб-квартира Impresa Porcheddu также переехала в район Сан-Сальварио в 1903 году, поэтому она была непосредственно вовлечена в строительное безумие этих десятилетий и занимала невысокое здание, которое стоял на Корсо Валентино 20, то есть в нынешней бывшей штаб-квартире FIAT на Корсо Маркони, построенной в середине 1930-х годов. [примечание 12] Зарождающаяся автомобильная промышленность также сыграла роль комиссара; Одной из первых мастерских, использовавших новую структуру в соответствии с требованиями нового течения, была мастерская Accomandita Ceirano & C., первая автомобильная мастерская в Турине, производящая небольшие Welleyes. автомобили марки [38] оснащенный двигателями внутреннего сгорания , партнером которого был сам Фенолио; в 1906 году он перенес свою деятельность на южную окраину города, на то место, где сейчас находится Корсо Рафаэлло, 17, в здании, которое до сих пор легко узнать по воротам, окруженным большими круглыми завитками из литоцемента. [39] Сама компания ФИАТ , зарегистрированная в Турине именно в 1899 году, заказала свой первый завод молодому архитектору Альфредо Премоли, который между 1904 и 1906 годами построил на Корсо Данте Алигьери комплекс, включающий Скуола Аллиеви и первую фабрику, здание которой заметно обрамлено. стилизованными цветочными мотивами по углам литоцементных кимеев наверху с аббревиатурой туринского автопроизводителя.
Также примечательна Galleria dell'Industria Subalpina, структура, вдохновленная типичными парижскими пассажами, хотя и являющаяся пережитком эклектичного вкуса, в которой располагалось знаменитое Caffè Romano. [примечание 13] над ним возвышается элегантное кафе Baratti & Milano, отремонтированное в 1909 году; его вход со стороны аркад площади Пьяцца Кастелло демонстрирует богатый мраморный каркас, украшенный бронзовыми барельефами , и богато обработанные интерьеры с широким использованием мраморных интарсий и лепнины .
С другой стороны, в районе Крочетта можно полюбоваться замечательным Casa Maffei (1905 г.) с перилами и коваными изделиями из ломбардского мастера Алессандро Маццукотелли по проекту Антонио Вандоне из Кортемилии; Другими примерами его упоминания являются некоторые дворцы на Корсо Галилео Феррарис и Корсо Ре Умберто, характерные для их фитоморфных украшений и широкого использования витражей и кованого железа. Однако архитектор Вандоне ди Кортемилиа также посвятил себя коммерческим помещениям: Caffè Mulassano на центральной площади Кастелло , небольшой размер которого, однако, не делает элегантные буазери и зеркала, кессонный потолок из дерева и кожи и многочисленные бронзовые украшения выглядеть неуместно. [40] Дальнейшие работы Вандоне ди Кортемилии также можно найти на Монументальном кладбище, наряду с другими работами Л. Бистольфи , [примечание 14] Д. Каландра, Г. Казанова, К. Фумагалли, Э. Рубино и А. Маццукотелли. [41]
В районе Сан-Донато, помимо Casa Fenoglio на Виа Пиффетти, [примечание 15] есть два экземпляра Джованни Грибодо, датированные 1908 годом, а неподалеку есть другие образцы зданий в стиле модерн на Виа Дуранди, Виа Чибрарио и снова на Виа Пиффетти, под номером 35; а Джован Баттиста Бенаццо - Casa Tasca (1903 г.), который выставляет напоказ цветочные украшения, круглые геометрические мотивы и богатые украшения из кованого железа для перил и окон.
В соседнем районе Чит-Турин, на улице Виа Дучесса Йоланда , стоят два дворца, спроектированные Готтардо Гуссони, яркие образцы позднего модерна, построенные в 1914 году; Точно так же здания в задней части улицы Виа Суза также повторяют ту же планировку: центральный двор с невысоким зданием внизу, увенчанным зубчатой башней, элементом, который сделал стиль модерн Гуссони все более характерным для эклектики, которая позже привела к настоящий неоготический стиль, настолько, что он стал одним из любимых архитекторов Кав. Каррера.
Даниэле Донги и Камилло Дольза: два инженера на службе государственного управления
[ редактировать ]Сезон Турина в стиле модерн также характеризовался заметным строительством общественных зданий, включая школы, офисы и общественные бани. В этом секторе местного самоуправления появились выдающиеся представители, в том числе инженер Даниэле Донги, бывший профессор технической архитектуры в Милане и Падуе, который около пятнадцати лет был главой Технического управления общественных работ, и эту должность он оставил на рубеже XIX и XX веков. аналогичную должность в городах Падуя и Венеция , в конечном итоге став директором миланского филиала компании Porcheddu в Турине. [42]
Донги сменил инженер Камилло Дольза, который подписал наиболее важные проекты общественных зданий в Турине в первые десятилетия двадцатого века, в том числе внушительное здание женской средней школы «В. Монти» на улице Галилео Феррарис 11 (1900 г.), [примечание 16] первые муниципальные бани на виа Дж. Саккарелли (1901 г.), те, что на виа О. Моргари (1905 г.), те, что на Борго Ванчилья (1910 г.), здание Poste e Telegrafi на виа Альфьери (1908 г.) и новая начальная школа «Санторре ди Сантароза» на Виа Браччини (1920). [43]
Неоготика и недоброжелатели модерна
[ редактировать ]Параллельно с натурализмом модерна неоготическое течение продолжало оставаться предпочтительным стилем аристократии и покровителей более консервативного и традиционалистского вкуса; более того, из-за сильного аллегорического оттенка средневекового вдохновения он зарекомендовал себя как предпочтительный стиль для реализации религиозных зданий, если исключить единственный итальянский случай церкви в стиле модерн, посвященной Святой Елизавете, внутри деревни Леуманн.
Одним из величайших противников модерна был туринский поэт Гвидо Гоццано , который, по иронии судьбы, жил и умер в здании, спроектированном в соответствии с этим новым стилем Пьетро Фенолио. [9] [44] [примечание 17] Он часто делал резкие замечания по поводу модерна, доходя до того, что называл его « краснухой хорошего вкуса». [45] почти уподобляя это мимолетному увлечению европейскими моделями, не имевшими, по его мнению, никакой связи с итальянской архитектурной традицией; напротив, в неоготике он чувствовал здоровое «возвращение к порядку», защищающее от опасных, слишком смелых стилистических авангардов. [46]
Той же идеи придерживались и ведущие представители дворянства и финансов, которые, хотя и не прибегая к неоготике, предпочитали более трезвый, традиционный и консервативный неоклассический стиль для своих представительных зданий, как это произошло, например, с эклектичным зданием церкви Assicurazioni Generali Venezia на площади Сольферино, спроектированный Пьетро Фенолио, который, тем не менее, уступил здесь неоспоримым требованиям заказчика. [46]
Помимо знаменитого Борго Средневековья в парке Валентино , являющегося результатом тщательного изучения местных средневековых руин под руководством португальского архитектора Альфредо д'Андраде, прекрасные образцы гражданской архитектуры можно увидеть в элегантном жилом районе Чит Турин в работы по заказу Карреры: Дом делла Виттория [примечание 18] (1918–20) Готтардо Гуссони вместе с домом самого Карреры, [примечание 19] являются наиболее яркими примерами. Также в этом районе примечательна работа архитектора Джузеппе Галло, которому принадлежит проект церкви, посвященной Иисусу Назарянину, обращенной к площади Мартини. [примечание 20] Другие примеры гражданских зданий в неоготическом стиле можно выделить в соседнем районе Сан-Донато с группой домов на Виа Пиффетти, [примечание 21] славится своими коваными изделиями из железа, характерными сфинксами и украшениями из павлиньих хвостов.
Другие отдельные примеры неоготики Джузеппе Галло также можно найти в районе Сан-Сальварио. [примечание 22] и в районе Крочетта, где стоит Casa Lattes (1911 г.), впечатляющий пример на пересечении улиц Виа Сакки и Корсо Сомелье. С другой стороны, в районе Парелла, который в то время был крайним пригородом, окруженным сельской местностью, стоит Палаццотто Ардуино, богатый образец неоготики, спроектированный архитектором Паоло Напионе в 1926 году. [47] когда к тому времени архитектурный авангард уже экспериментировал в городе с первыми образцами рационализма, такими как Палаццо Гуалино .
Заключительная притча модерна, прихода ар-деко и неолиберти.
[ редактировать ]Арт Деко
[ редактировать ]В то время как ужасы Первой мировой войны ознаменовали, не только символически, конец сезона модерна, во втором десятилетии двадцатого века тема «функции» преобладала над «формой», а арт-деко был своего рода стилистический конспект, в котором его извилистая смелость трансформировалась в более строгие стилистические особенности, хотя и немного предвосхитившие основные черты рационализма ; Турин также является домом для некоторых достойных примеров этого нового течения.
Помимо некоторых вилл на склоне холма, одно из самых ранних проявлений архитектуры ар-деко появилось на улице Виа Чибрарио, 62, где стоит Casa Enrieu архитектора Бертолы: его декоративный аппарат, теперь лишенный цветочных украшений, характеризуется карнизами и волнообразными мотивами, чередующимися с плоские поверхности; то же самое можно сказать и о соседнем здании, на углу с соседней улицей Виа Босси. [48]
Еще одним примером ар-деко было здание, возведенное на углу улицы Корсо Витторио Эммануэле II, построенное в 1926 году по проекту инженера Бонаде-Боттино для размещения Палаццо дель Синема, позже Синема Корсо, крупнейшего в то время кинотеатра. театр в Италии; [примечание 23] несмотря на его разрушение в результате пожара 9 марта 1980 года, характерный фасад с угловым доступом, увенчанный куполом, был сохранен, и здание было использовано для другого использования по проекту архитектора Пьера Паоло Маджора . [29] На площади Сольферино [примечание 24] Еще один пример сдержанных и элегантных форм, построенный в 1928 году по проекту Джузеппе Момо в качестве штаб-квартиры Società Anonima Edile Torinese. [49]
Еще одним туринским автором, сделавшим себе имя благодаря своим работам в стиле деко, был архитектор Витторио Эухенио Баллаторе из Розаны. и стадиона в стиле модерн Автор мотовелодрома , он отличился проектированием башен Ривелла, пары зданий, расположенных в одноименном расширении на пересечении Корсо Регина Маргерита. [примечание 25] и Корсо Реджио Парко, а также внушительное здание Национального электротехнического института «Галилео Феррарис» на Корсо Массимо д'Азельо. [примечание 26] и группа зданий возле площади Бернини.
Неолиберти и посмертная переоценка туринского стиля модерн
[ редактировать ]В 1950-х годах ар-нуво подвергся своего рода переосмыслению некоторыми представителями туринской архитектуры того времени, включая Роберто Габетти, Аймаро Изола, Серджио Джаретти и Элио Лузи, а также миланской студией BBPR , чья реинтерпретация цветочных и структурных стилистических особенностей привела к созданию критик Паоло Портогези определил это явление как неолиберти . [50] [51] Символичным является так называемый Дом-обелиск Джаретти и Лузи. [52] где культурные стилистические отсылки проявляются с изысканной иронией, что приводит к новой интерпретации строительных материалов, предлагая повторное использование литоцемента для декоративных элементов, которые характеризуют все извилистые фасады здания, отмеченные перекрывающимися горизонтальными рельефами, напоминающими . модернистские морфологии Гауди . [53]
Также в холмистой местности Борго По в начале 2000-х годов появилось эксцентричное односемейное здание, спроектированное туринским архитектором Алессандро Челли. В 2002 году он спроектировал для своего покровителя виллу Гриве Бранко, то есть настоящую «архитектурную подделку», вдохновленную основными туринскими стилями модерна. Дом семьи Гриве Бранко характеризуется богатым декоративным оборудованием, состоящим из литоцемента, карнизов , украшений и кованого железа, которые действительно кажутся принадлежащими фенольскому репертуару, но вместо этого являются результатом тщательного современного поиска мастерства и филологически материалов. в соответствии с эпохой модерна и в вечном почтении к ней. [53]
Здания, представляющие большой интерес
[ редактировать ]Центр города
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Беллиа Палас | C. Штаммы | 1892-1898 | Виа Пьетро Микка 4-6 | Это было первое здание в Турине, построенное компанией Bellia с железобетонными перекрытиями и несущей конструкцией по патенту Systéme Hennebique . [12] | ||
Приотти Палас | C. Штаммы | 1900 | Корсо Витторио Эмануэле II 52 | |||
Магистерская женская средняя школа "В.Монти" | К. Долза Дж. Сканагатта | 1900 | Корсо Галилео Феррарис 11 | |||
Каса Реда | Г. Рейсенд | 1902 | через Сан-Франческо д'Ассизи 15 | Это было одно из трех «арендованных домов», построенных по заказу братьев Даниэле и Серено Флорио. [54] | ||
Каса Флорио | Дж. Велати Беллини | 1902 | через Сан-Франческо д'Ассизи 17, угол улицы Бертола | Это было одно из трех «арендованных домов», построенных по заказу братьев Даниэле и Серено Флорио. [55] | ||
Жилой дом Росси-Галатери | П. Фенолио | 1903 | через Пассалаква 14 | |||
Каса Боффа-Коста | П. Фенолио | 1903 | через Папачино, угол улицы Виа Ревель | |||
Каса Боффа-Коста-Маньяни | П. Фенолио | 1904 | виа де Сонна 16 | |||
Королевский дом | П. Фенолио | 1904 | Галилео Феррарис курс 16-18 | |||
Каса Беллия | П. Фенолио | 1904 | через Папачино, угол Корсо Дж. Маттеотти | |||
Жилой дом | П. Фенолио | 1904 | через Папачино 4 | |||
Жилой дом | Дж. Гатти | 1904 | Корсо Галилео Феррарис 22 | |||
Палаццо делла Соппа | Калифорния Сереза | 1906 | через Виотти 11 | |||
Casa Fiorio (ранее Foro Frumentario) | Э. Боничелли | 1906 | ||||
Каса Джирауди (или Каса Безоцци) | Э. Бонелли | 1906 | Корсо Дж. Маттеотти 5 | |||
Дом Бонелли | Э. Бонелли | 1906 | через Папачино 8 | Это был личный дом Э. Бонелли. [56] | ||
Каса Флорио | П. Фенолио | 1907 | через Монте-ди-Пьета 26, угол улицы Сан-Франческо д'Ассизи | Это было одно из трех «арендованных домов», построенных по заказу братьев Даниэле и Серено Флорио. [57] | ||
Терраса Сольферино | Стекольный завод Альбано и Макарио | 1907 | через Бертолотти 7 | |||
Кафе Баратти и Милан | 1909 | Субальпийская галерея (Замковая площадь) | ||||
Муниципальные трамвайные гаражи и офисы | - | 1899-1909 | Корсо Регина Маргарита 14 | |||
Жилой дом | - | 1902 | через Дж. Россини 12 | |||
Жилой дом | - | 1902 | через Дж. Россини 30 | |||
Жилой дом | Э. Моллино | 1902 | через Дж. Маттеотти 44-46 |
Крест площади
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Дворец Чериана Майнери | C. Штаммы | 1884 | Курс США 27 | Дом знаменитого Цирколо делла Стампа. Не путать с одноименным дворцом, также построенным Чеппи, расположенным на площади Сольферино. [58] | ||
Каса Буззани | П. Фенолио | 1897 | через Ламармора 31, угол улицы Пастренго | |||
Каса Боффа-Коста | П. Фенолио | 1901 | через Сакки 28, угол улицы Виа Леньяно | |||
Дом Гуэльпа | П. Фенолио | 1903 | через Колли 2 | |||
Дом Дебернарди | П. Фенолио | 1903 | через Колли 2, угол улицы Виа Вела | |||
Дом Дебернарди | П. Фенолио | 1904 | через Мадженту 55, угол улицы Виа Морозини | |||
Перино Хаус | П. Фенолио | 1904 | через Сан-Секондо 70 | |||
Государственное жилье | П. Фенолио | 1907 | через Фрателли Карл, угол Корсо Галилео Феррарис | |||
Каса Маффеи | А. Вандоне ди Кортемилиа Джован Баттиста Аллоати (барельефы) А. Маццукотелли | 1909 | Корсо Монтевеккьо 50 | |||
Дом полумесяца | Дж. Виварелли | 1911 | Корсо Ре Умберто, 65–67. | |||
Латте Хаус | Г. Галло | 1911 | Курс сомелье, угол улицы Виа Сакки | Неоготическое здание [59] | ||
Дом Авеццано | П. Бетта | 1912 | через Вико 2, угол улицы Виа Массена | |||
Дом Болонья | Л. Пераккио | 1913 | через Массена 81, угол улицы Виа Филанджери | |||
Жилой дом | VE Баллаторе ди Розана | 1900 | через Ф. Кассини 21, угол улицы Виа К. Коломбо | |||
Жилой дом | П. Фенолио | 1904 | через Сакки 40-42 | |||
Жилой дом | Г. Хендель | 1908 | Корсо Де Гаспери 40 | |||
Жилой дом | П. Фенолио | 1908 | через Пастенго 6 угол улицы Виа Джоберти | |||
Жилой дом | Дж. Тироне | 1905 | через Морозини 14, угол улицы Виа Вела | |||
Жилой дом | - | 1900 | через Кассини 65 | |||
Жилой дом | - | 1901 | через Веспуччи 39 | |||
Жилой дом | - | 1901 | через К. Коломбо 3 | |||
Жилой дом | - | 1905 | Корсо Галилео Феррарис 83 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Кастефидардо 11 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Кастефидардо 13 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Кастефидардо 17 | |||
Дом Готтеланд или Готеманн | П. Фенолио | 1900 | через Сан-Секондо 11 | Один из проектов П. Фенолио на Виа Сан Секондо. [60] |
Сан-Донато и район Чит-Турин
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Институт Фаа ди Бруно | П. Фенолио | 1891 | через Сан-Донато 31 | |||
Павильон педиатрии больницы «Мария Виттория» | П. Фенолио | 1897 | путь вдовы угол улицы Сан-Донато | |||
Каса Падрини | П. Фенолио | 1900 | через Л. Чибрарио 9 | |||
Бывший кожевенный завод Фиорио | П. Фенолио | 1900 | путь Дюрана угол улицы Сан-Донато | |||
Бывшие муниципальные бани | К. Долза | 1901 | через Дж. Саккарелли | Нынешний Casa di Quartiere в Борго-Сан-Донато, также широко известный как «лягушачий дом». [61] | ||
Коттедж Раби | П. Фенолио Г. Гассон А. Маццукотелли | 1901 | Франция курс 8 | Текущая штаб-квартира Государственного совета стоматологии. [62] | ||
Дом Фенолио-Лафлер | П. Фенолио | 1902 | через Principi d'Acaja 11, угол Корсо Франча | Это был личный дом Пьетро Фенолио и его семьи. [63] | ||
Пекко Хаус | П. Фенолио | 1902 | через Л. Чибрарио 12–14, угол улицы Тенивелли | |||
Каса Флорио | Дж. Велати Беллини | 1902 | через Л. Чибрарио 22, угол улицы Дж. Саккарелли | |||
Карманный дом | ГБ Бенаццо | 1903 | через Бомонт 3 | |||
Бывшая пивоварня Мецгер | П. Фенолио | 1903 | через Сан-Донато 68 | Недавно отреставрированный, он прекратил свою многолетнюю работу в 1975 году. Сейчас здесь находится супермаркет. [64] | ||
Бывшая пивоварня Bosio & Caratsch | П. Фенолио | 1907 | через Бонзаниго, угол улицы Пинелли | Bosio & Caratsch была первой итальянской пивоварней. [20] | ||
Дом Маччиотта | П. Фенолио | 1904 | Корсо Франс 32 | |||
Каса Бальбис | П. Фенолио | 1900 | через Бальбис 1 | |||
Доходный дом Перозино-Гавосто | П. Саккарелли | 1905 | через Л. Чибрарио, 29 | |||
Ина Хаус | П. Фенолио | 1906 | через Principi d'Acaja 20 | |||
Дом Жирарди | П. Фенолио | 1906 | через Л. Чибрарио 54, угол Виа Дуранди | |||
Зорзи Хаус | А. Вандоне ди Кортемилиа | 1905-1909 | курс Франция 19 | |||
Каса Масино | П. Фенолио Г. Грибодо | 1906 | через Пиффетти 7 | |||
Дом Баравалле | А. Риготти | 1906 | через Вассалли Эанди 18, угол улицы Виа Принчипи д'Акаха | |||
Каса Азимонти | П. Саккарелли | 1906 | через Л. Чибрарио 49 | |||
Жилой дом | Г. Грибодо | 1908 | через Пиффетти, 12 | |||
Жилой дом | Г. Грибодо | 1908 | через Пиффетти, 10 | |||
Жилой дом | Г. Грибодо | 1908 | через Пиффетти, 3 | |||
Жилой дом Джорданино | П. Саккарелли | 1908 | через Л. Чибрарио 32 | |||
Верна Хаус | Дж. Виварелли | 1906 | через Л. Чибрарио 36 | |||
Каса Рама | П. Фенолио | 1909 | через Л. Чибрарио 63-65, угол улицы Виа Пейрон | поэт Гвидо Гоццано . В этом здании жил и умер [44] | ||
Дом Грометто | Г. Момо | 1911 | через Л. Чибрарио 26-28 | |||
Дом Маркизио | А. Тиоли | 1914 | через Пиффетти 42 | |||
Жилой дом | А. Вандоне ди Кортемилиа | 1912 | через герцогиню Иоланду 19-21 | |||
Жилой дом | Г. Гассон А. Виварелли | 1914 | через герцогиню Иоланду 17 | |||
Каса Талукки | Г. Грибодо | - | через М. Щина 3, угол улицы Виа Талуччи | |||
Маяк Дом | - | - | через Пальмиери 46, через герцогиню Джоланду | Возведен Кав. ГБ Каррера [65] | ||
Жилой дом | - | - | через Principi d'Acaja 44, угол улицы Ле Кьюз | |||
Жилой дом | - | - | через Principi d'Acaja 8 | Текущий отель Principi d'Acaja [66] | ||
Жилой дом | - | - | через Principi d'Acaja 12 | |||
Жилой дом | А. Тиоли | - | через Чибрарио 58 | |||
Жилой дом | - | - | через Босси 6, угол улицы Ле Кьюз | |||
Жилой дом | К. Сгарби | - | через Босси 4 | |||
Жилой дом | - | - | через Ле Кьюз 85 | |||
Жилой дом | - | - | через Чибрарио 31 | |||
Жилой дом | - | - | через Чибрарио 33 бис | |||
Жилой дом | - | - | через Чибрарио 60 | |||
Дом Энрье | Бертола | 1914 | через Чибрарио 62 | Здание в стиле деко [67] | ||
Жилой дом | - | - | через Саккарелли 9 | |||
Жилой дом | - | - | через Ле Кьюз 23 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Франсия 91, угол улицы Виа Саффи | |||
Жилой дом | - | - | Виа Ваньоне, 7 | |||
Жилой дом | - | - | площадь Пейрон 22-24 | |||
Жилой дом | - | - | через Пейрон 7 | |||
Жилой дом | Л. Канторе | 1911 | Корсо Принсипи Оддоне 27 | |||
Жилой дом | А.Э. Барберис | 1913 | Умбрия 2 курс | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Регина Маргарита 171 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Регина Маргарита 176 | |||
Жилой дом | П. Саккарелли | - | Корсо Регина Маргарита 195, угол улицы Собреро | |||
Жилой дом | - | 1913 | Корсо Регина Маргарита 195, угол улицы Собреро | |||
Жилой дом | - | 1906 | Корсо Регина Маргарита 214 | |||
Жилой дом | - | 1910 | Корсо Регина Маргарита 218 бис | |||
Жилой дом | - | 1906 | Корсо Регина Маргарита 218 | |||
Бывшая фабрика Pastiglie Leone | Г. Витцель | 1904 | Корсо Регина Маргарита 242 | |||
Бывшая вилла Карач | П. Фенолио | 1906 | Корсо Регина Маргарита, угол улицы Виа Бонзаниго | |||
Дом Победы | Г. Гассон | 1918-1920 | Корсо Франс 23 | Неоготическое здание [68] |
Сан-Сальварио и парк Валентино
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Дом Биолетти | П. Фенолио | 1899 | через Вальперга Калузо 9 | |||
Многоквартирный дом Менцио | А. Премоли | 1900 | через Дж. Доницетти 22 | В настоящее время здесь находится отель «Эдем». [69] | ||
Жилой дом (навес) | - | - | через Дж. Доницетти 26 | |||
Марангони Хаус | Д. Донги Л. Пэриш | 1901 | через Тициано 17, угол улицы Виа Ницца | |||
Вилла Джавелли | Р. Д'Аронко | 1904 | через Ф. Петрарка 44 | Вилла, построенная Раймондо Д'Аронко . [70] | ||
Добрый коттедж | М. А. Фраполли | 1904 | через В. Монти 48 | Коттедж, построенный по заказу швейцарского промышленника Адольфа Кинда , первого итальянского лыжника и основателя первого в Италии лыжного клуба. [71] | ||
Дом Аудино-Ринальди | П. Фенолио | 1905 | через Мадам Кристина 78, угол улицы Дж. Доницетти | |||
Бывший завод ФИАТ | А. Премоли | 1904-1906 | через Корсо Данте Алигьери 100, угол улиц Виа Мароккетти и Виа Кьябрера | Это был первый завод Fiat. [72] | ||
Бывшая штаб-квартира студенческого института FIAT | G. Матовый макияж | 1906 | Корсо Данте Алигьери 102, угол улицы Виа Кьябрера | |||
Бывшие мастерские Сейрано | - | 1906 | Корсо Рафаэлло 18 | |||
Жилой дом | М. Бонелли | 1906 | через Салуццо 83, угол улицы Дж. Доницетти | |||
Жилой дом (Гранатовые ворота) | П. Фенолио | 1907 | через Дж. Арджентеро, 4 | |||
Бывшие муниципальные бани Дом района Сан-Сальварио | К. Долза | 1905 | через О. Моргари 10 | |||
Дом Сигизмонди | Г. Момо | 1912 | через мадам Кристина 5 | |||
Жилой дом | Г. Галло | 1913 | через Ниццу 43 | |||
Жилой дом | П. Фенолио | - | через Вальперга Калузо 4 и 6 | |||
Жилой дом | - | - | через Дж. Бидоне 5 | |||
Жилой дом | - | - | через Бельфиоре 66 | |||
Жилой дом | П. Фенолио | - | через Бельфиоре 67 | |||
Жилой дом | - | - | через П. Джурия 25 | |||
Жилой дом | - | - | через П. Джурия 38 | |||
Жилой дом | - | - | через П. Джурия 40, угол улицы Виа Монти | |||
Жилой дом | - | - | через Салуццо 85 | |||
Жилой дом | - | - | через Салуццо 98 | |||
Жилой дом | - | - | через Салуццо 115 | |||
Жилой дом | - | - | через Мадам Кристину 65, угол улицы Виа Вальперга Калузо | |||
Жилой дом | П. Фенолио | - | через Мадам Кристину 78 | |||
Жилой дом | - | - | через мадам Кристину 119 | |||
Жилой дом | - | - | через У. Фосколо 7 | |||
Церковь Святого Сердца Марии | 1890 |
Район Сан-Паоло
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Школа "Санторре ди Сантароса" [73] | К. Долза | 1901 | через Браччини 70 | |||
Бывший завод Анонимная компания Диатто - А. Клеман [74] | П. Фенолио | 1905 | через Моретта 55 | |||
Боско Хаус [75] | Г. Грибодо | 1907 | через Пероза 56 | |||
Дело СКАК [76] | Г. Грибодо | 1907 | через Полонгеру 47-49 | |||
Жилой дом | А.Э. Барберис | 1910 | через Д. Ди Нанни 61 | |||
Жилой дом | - | - | через Д. Ди Нанни 63 | |||
Жилой дом | - | - | через Д. Ди Нанни, 63/а | |||
Бывший Lancia завод [77] | М. А. Фраполли | 1919 | Курс Раккониджи, угол Корсо Пескьера | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Ферруччи 2 | |||
Жилой дом | - | - | Корсо Ферруччи 23 | |||
Жилой дом | - | - | Канталупо, частный пассаж, 26 |
район Санта-Рита
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Жилой дом [78] | - | - | Корсо Орбассано 108, угол улицы Виа Капрера |
район Авроры
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Жилой дом | - | - | Корсо Регина Маргарита 167 | |||
Бывший Officine Grandi Motori | П. Фенолио G. Матовый макияж | 1899 | через Л. Дамиано, через Кунео | |||
Государственное жилье | - | - | через Л. Дамиано | |||
Бывший сферистерий Джуоко Боччи*. | Де Векки | 1905 | через Cigna 50, угол улицы Виа дель Фортино | *Здание имеет архаизм и/или ошибку в тисненой надписи «бочче», правильная формулировка которой в настоящее время — «бочче». [79] | ||
Бывший литейный завод Баллад | П. Фенолио | 1906 | через Фоджа 21 | |||
Жилой дом | П. Фенолио | - | Корсо Брешиа 5 бис | |||
Башни Ривелла | E. Танцовщица Розаны | - | Ларго Ривелла | обычно называемые сахарницами [80] |
Северная зона ( Миланский барьер )
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Каса Колонго | А. Вандоне ди Кортемилиа | 1904 | через Катанию 35 | |||
Бывшая шерстяная фабрика Оресте Колонго | Г. Момо | 1908 | через Кальяри 42 | Текущая штаб-квартира Туринской кинокомиссии. [81] | ||
Бывший кожевенный завод Боэро | П. Фенолио | 1905 | виа дель Ридотто 5 |
Северо-западный район (Каппидольо и Лученто)
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Жилой дом | - | - | через Корио, угол улицы Виа Бальме | |||
Жилой дом | - | - | через Пьянецца 81/e | |||
Вилла Понкья [82] | - | - | через Боргаро 128 |
Район на склоне холма (Борго По)
[ редактировать ]Здание | Автор | Год | Расположение | Примечание | Изображение (внешнее) | Изображение (интерьер/деталь) |
---|---|---|---|---|---|---|
Джулиан коттедж [83] | Г. Грибодо | 1901 | через Гатти 7 | |||
Вилла Скотт [84] | П. Фенолио | 1902 | Корсо Г. Ланца 57 | |||
Коттедж Фоа-Леви [85] | Дж. Велати Беллини | 1904 | через Безсекка 11 | |||
Каса Паскетти [86] | Вопрос. Группа | 1905 | через Безсекка 12 | |||
Эридано Клуб [87] | Дж. Велати Беллини | 1911 | Корсо Монкальери 88 | |||
Дом Муссини | Э. Феррари | 1914 | через Манчини 22 | |||
Жилой дом | - | - | через Манчини 15 | |||
Жилой дом | Г. Грибодо | 1900 | через Асти 41 | |||
Жилой дом | Э. Моллино | 1905 | через Асти 36 | |||
Жилой дом | - | 1914 | через Кастельнуово, угол площади Гоццано | |||
Обелиск Дом | Серджио Джаретти Содано, Элио Лузи | 1959 | Площадь Крыма 2 | Пример неолиберти [88] | ||
Вилла Гриве Бранко | Алессандро Челли | 2002 | Коммунальная дорога Валь Сан-Мартино | |||
Жилой дом | - | - | через Л. Манара, 19 | |||
Жилой дом | ГБ Бенаццо | 1910 | курс Г. Ланца 86 - 88 |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Его первое местонахождение было на площади Кавур, позже оно переехало на Корсо Валентино 20, ныне Корсо Гульельмо Маркони, а затем открыло филиалы по всей Италии. Г. А. Порчедду (1911)
- ^ Расположен по адресу Corso Francia 8 и построен в сотрудничестве с архитектором Готтардо Гуссони.
- ^ Расположенный в холмистой местности, он был выбран режиссером Дарио Ардженто в качестве декорации для знаменитого фильма «Профондо Россо» .
- ↑ архитекторы Бонелли, Вандоне ди Кортемилиа, а до них — Антонелли Он был построен Фенолио как «дом-мастерская», довольно распространенный в то время обычай: так делали . Позже Casa Fenoglio был продан богатому французу по имени Лафлер и с тех пор стал Casa Fenoglio-Lafleur.
- ^ Пример «аренды дома» для страховой компании Ina-Assitalia.
- ^ Исходное произношение: / ˈlɔjman /; Лейманн — фамилия немецкого происхождения, поэтому дифтонг eu следует произносить как oi . произношение / ˈlɛuman /. Однако установлено гораздо более распространенное в местном употреблении
- ^ Долгое время использовался городом Колленьо в качестве государственного жилья. См . Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 148–152).
- ↑ До сих пор используется городом Колленьо. Некоторые из оригинальных предметов обстановки все еще существуют и были созданы для детей и вдохновлены дидактикой немецкого педагога Фридриха Фребеля ; детский сад был назван в честь маленькой Веры Леуманн, дочери Наполеона и Амалии Лейманн, преждевременно скончавшейся в трехлетнем возрасте. См . Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 154–155).
- ^ Он был посвящен Святой Елизавете в память об Элизабет Нектлин, матери Наполеона Леймана. См. Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 155).
- ^ Стиль модерн считался неподходящим стилем для создания сакральной архитектуры, поскольку он выставлял напоказ формы, которые были слишком легкомысленными, иногда чувственными и часто вызывали ассоциации со стереотипом женственности, которая считалась декадентской и похотливой.
- ^ Это было первое гражданское здание в Турине, в котором была применена система Hennebique для использования железобетона в качестве полов. См. Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 89).
- ^ [...] Переезд в новое помещение, большое невысокое здание для офисов и лабораторий, расположенное на Корсо Валентино 20 (сегодня Корсо Маркони ndr), произошел в 1903 году; там же компания могла бы иметь лабораторию для нагрузочных испытаний полуфабрикатов.[...] См. Р. Нельва и Б. Синьорелли (1990 , стр. 21).
- ↑ После Второй мировой войны он был преобразован в нынешний Римский кинотеатр.
- ↑ Среди его покровителей особое значение имела королевская семья, а некоторые из его работ были приобретены Умберто I и Виктором Эммануилом III .
- ^ №№ 10 и 12.
- ^ Хотя и сильно эклектичен.
- ^ Дом Рамы на улице Чибрарио, 65.
- ↑ Также широко известен как «Дом драконов».
- ^ Расположен по адресу Джачинто Колленьо, 44.
- ^ Широко известна как «Выгодная площадь».
- ^ № 3 и 5.
- ^ Жилой дом на улице Ницца, 43, на углу улицы Моргари.
- ^ Эту информацию можно получить по фотографии того времени.
- ^ № 1.
- ^ № 100.
- ^ № 42.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Россана Босалья (1997 , стр. 13).
- ^ Россана Босалья (1997 , стр. 14).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 7–8).
- ^ Jump up to: а б с АА.ВВ. Новая энциклопедия искусства , Гарзанти, 1997 .
- ^ Э. Риццо и Мария Кристина Сиркья (2008 , стр. 26–32).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 13–14).
- ^ Jump up to: а б с Р. Нельва и Б. Синьорелли (1990 , стр. 176–180, 301–303).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 14).
- ^ Jump up to: а б с Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 11).
- ^ АА.ВВ. (1898 , стр. 30–32).
- ^ АА.ВВ. (1980 , с. 318).
- ^ Jump up to: а б с Г. А. Порчедду (1911) .
- ^ АА.ВВ. (1902) .
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 31).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 31–32).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 20).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 78).
- ^ Г. Фар-Беккер (1999 , стр. 396).
- ^ Jump up to: а б с Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 152–153).
- ^ Jump up to: а б с Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 151–152).
- ^ М. Лева Пистой (1969 , стр. 176–180).
- ^ Р. Нельва и Б. Синьорелли (1979 , стр. 207–208).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 144–156).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 155).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 145–146).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 150).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 89).
- ^ П. Скарцелла (1995 , стр. 6–12).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017) .
- ^ Jump up to: а б АА.ВВ. (1980 , стр. 320. Тавола: 41).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 105–106).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 95).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 43).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 141).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 39).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 66–67).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 76).
- ^ Дж. Капонетти (2013) .
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 67).
- ^ АА.ВВ. (1980 , с. 319 - Тавола: 41).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 212–233).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 187).
- ^ Б. Кода Н., Р. Братья и К. Л. Остореро (2017 , стр. 188).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 131).
- ^ Б. Кода Н., Р. Братья и К. Л. Остореро (2017 , стр. 12).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 11–12).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 11–16).
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 130–131).
- ^ АА.ВВ. (1980 , стр. 320 - Тавола: 41)
- ^ Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 22–23).
- ^ П. Портогези (1998) .
- ^ Б. Зеви (1979 , стр. 253–259).
- ^ Jump up to: а б Б. Кода Н., Р. Фратернали и К. Л. Остореро (2017 , стр. 23).
- ^ «Casa Reda, образец высокого стиля модерн в Турине» . Турин сегодня (на итальянском языке). 08.07.2023 . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Каса Флорио – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Каса Джирауди – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Жилой дом на улице Монте-ди-Пьета, 26 - Туринский музей» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Палаццо Чериана Майнери: штаб-квартира знаменитого пресс-клуба» . Mole24 (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Уголки моего города: Casa Lattes» . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Палаццо Либерти через Сан-Секондо, 11 — MuseoTorino» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Общественные туалеты и прачечные в Борго-Сан-Донато — Туринский музей» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Палаццина Раби – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Дом Фенолио-Лафлер» . Пьемонт Экспо (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Бывшая фабрика Мецгера, затем Дреера - MuseoTorino» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Каррера, строитель, украсивший Турин» . Северо-Запад (на итальянском языке). 09.05.2022 . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ "ОТЕЛЬ ПРИНЧИПИ ДАКАХА - ТОРИНО (ИТАЛИЯ)" . www.hotelprincipidacaja.com . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Турин – Наши места» (PDF) .
- ^ ЧО.земля. «Дворец или Дом Победы» . www.beniculturalionline.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Палаццина Менцио | Мир модерна» . мир артнуво . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Вилла Джавелли, регион Пьемонт, 1903/00/00 – 1903/00/00» . каталог.beniculturali.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Наука – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ ЧО.земля. «Исторический центр Фиат» . www.beniculturalionline.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Начальная школа Санторре в Сантаросе — Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Диатто – Компания – История» . www.diatto.com . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Casa Bosco Tachis | Мир модерна» . мир артнуво . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Дело | Мир модерна» . мир артнуво . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ "Бывший завод Lancia - Torino Insolita, фотографии и фото из фотогалереи" . www.torinoinsolita.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Жилой дом — Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «EUT Circ7 — Карточка: Ex Bocciofila del Fortino» . www.comune.torino.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «В Турине «сахарницы» находятся не на кухне, а в городе: башнях Ривелла» . Турин сегодня (на итальянском языке). 26 июня 2023 г. Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ www.ideafuture.com, Idea Futura srl-. «Гражданская библиотека - Архив Филиппо Гирарди - Архивы переписи текстильных компаний - Lanificio Oreste Colongo» . www.comune.chieri.to.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Каса Пончия – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Виллино Джулиано | Мир модерна» . мир артнуво . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Вилла Скотт – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «ВИЛЛИНО ФОА-ЛЕВИ – Музей Турина» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Торино Либерти — Torino Insolita, фотографии и фото из фотогалереи» . www.torinoinsolita.it . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Цирколо Эридано Турин - Туринский музей» . www.museotorino.it (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
- ^ «Дом Обелиска» . Пьемонт Экспо (на итальянском языке) . Проверено 3 октября 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- АА.ВВ. (1980). Итальянская архитектура . Турин: Турин – живой город.
- АА.ВВ. (1898). Искусство на выставке 1898 года . Турин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - АА.ВВ. (1984). Экологическое культурное наследие в муниципалитете Турина . Турин: Политехнический институт Туринского городского управления, Общество инженеров и архитекторов Турина.
- АА.ВВ. (1902). Первая международная выставка современного декоративного искусства, Турин, 1902 год . Турин.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - АА.ВВ. (1997). Новая энциклопедия искусства . Милан: Гарцанти.
- АА.ВВ. (1994). Турин, 1902 год: международное декоративное искусство в новом веке . Милан: Фаббри Эдори.
- Р. Бэнхэм (апрель 1959 г.). «Нео Свобода - итальянское отступление от современной архитектуры». Архитектурный обзор . Лондон.
- Россана Босалья (1997). Свобода в Италии . Милан: Карта.
- Дж. Капонетти (2013). Когда автомобиль убил кавалерию . Милан: Маркос и Маркос.
- Б. Хвост Н.; Р. Братский; КЛ Остореро (2017). Туринская свобода. 10 прогулок по районам города . Турин: издания Capricorn.
- Г. Фар-Беккер (1999). Арт Нуво . Милан: Кенеманн.
- К. Фиелл и П. Филл (2000). Дизайн XX второго века . Одеколон: Сумки.
- М. Лева Пистой (1969). Полвека архитектуры 1865-1915 гг. От предложений после Рисорджименто до брожения нового века . Турин: Типография Торинезе.
- Р. Нельва; Б. Синьорелли (1990). Появление и эволюция железобетона в Италии: система Эннебик . Милан: Научно-технические издания.
- Р. Нельва; Б. Синьорелли (1979). Работы Пьетро Фенолио в атмосфере международного модерна . Бари: Дедал.
- Ф. Оглиари; Р. Баньера (2006). Милан в стиле модерн . Павия: Selecta Editions.
- Г. А. Порчедду (1909). Список работ, выполненных в железобетоне по системе Эннебик с 1895 по 1909 год . Турин: Società Porcheddu ing. Джорджия
- Г. А. Порчедду (1911). Мост Рисорджименто через Тибр в Риме из железобетона / предложенная система Hennebique, спроектированная и построенная компанией Porcheddu . Рим: Società Porcheddu ing. Джорджия
- П. Портогези (1998). Великие архитекторы ХХ века . Рим: Ньютон и Комптон.
- Э. Риццо; Мария Кристина Сиркья (2008). Liberty — Альбом в новом стиле . Палермо: Дарио Флакковио Редактор.
- П. Скарцелла (1995). Турин в девятнадцатом и двадцатом веках. Расширения и преобразования в рамках наполеоновских курсов . Турин: Селид.
- Б. Зеви (1979). «Андропауза современных итальянских архитекторов». Редакционные статьи об архитектуре . Турин: Эйнауди .