Пенцзин
Пенцзин | |||
---|---|---|---|
китайский | бонсай | ||
Буквальный смысл | декорации на подносе | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | горшечное растение | ||
Буквальный смысл | выращивание в лотках | ||
|
Пенцзин , также известный как пензай , — древнее китайское искусство изображения художественно сформированных деревьев, других растений и пейзажей в миниатюре.
Пенцзин обычно попадает в одну из трех категорий: [ 1 ]
- Шуму пенцзин (樹木盆景): пенцзин с деревьями, в котором основное внимание уделяется изображению одного или нескольких деревьев и, возможно, других растений в контейнере, при этом доминирующие элементы композиции формируются создателем посредством обрезки, обрезки и проводки.
- Шаньшуй пенцзин (山水盆景): Пейзажный пенцзин, изображающий миниатюрный пейзаж путем тщательного выбора и придания формы камням, которые обычно помещают в контейнер, контактирующий с водой. Для завершения изображения в композицию помещаются небольшие живые растения.
- Шуйхан пенцзин (水旱盆景): стиль пенцзин на воде и суше, который эффективно сочетает в себе первые два, включая миниатюрные деревья и, при необходимости, миниатюрные фигурки и конструкции для детального изображения ландшафта.
Испытал влияние других культур, в том числе японских традиций бонсай и сайкей , а также миниатюрных живых пейзажей вьетнамского хон нон бо . Вообще говоря, древесных пенцзин образцы отличаются от бонсай тем, что позволяют использовать более широкий диапазон форм деревьев (более «естественно выглядящих») и высаживают их в яркие горшки и горшки креативной формы. Напротив, бонсай более упрощены по форме (более «минималистичны» на вид) с более крупными по пропорциям стволами и высажены в ненавязчивые контейнеры с низкими стенками, простыми линиями и приглушенными цветами.
Хотя сайкэй изображает живые ландшафты в контейнерах, например пенцзин с водой и землей , он не использует миниатюры для украшения живого ландшафта. Хон нон бо фокусируется на изображении пейзажей островов и гор, обычно соприкасающихся с водой и украшенных живыми деревьями и другими растениями. Подобно водным и наземным пенцзинам , экземпляры хон нон бо могут представлять собой миниатюрные фигурки, транспортные средства и конструкции. Различия между этими традиционными формами были размыты некоторыми практиками за пределами Азии, поскольку энтузиасты исследуют потенциал местных материалов для растений и горшков без строгого соблюдения традиционных правил оформления и демонстрации.
История
[ редактировать ]Классические китайские сады часто содержат композиции из миниатюрных деревьев и камней, известные как пенцзин. Эти творения из тщательно подстриженных деревьев и камней представляют собой мелкомасштабное воспроизведение природных ландшафтов. Их часто называют живыми скульптурами или трехмерной поэзией. [ нужна ссылка ] Их художественная композиция передает дух природы и отличает их от обычных горшечных растений.
Происхождение компонентов
[ редактировать ]Контейнер, известный как ручка, возник в неолитическом Китае в культуре Яншао и представлял собой неглубокую глиняную посуду на ножке. Позже это был один из сосудов, изготовленных из бронзы для использования в придворных церемониях и религиозных ритуалах во времена династий Шан и Чжоу . [ 2 ]
Когда во 2 веке до нашей эры внешняя торговля ввела в Китай новые ароматические травы, была разработана уникальная курильница. [ 3 ] Чаша на ножке бошанлу была увенчана перфорированной крышкой в форме одной из священных гор/островов, таких как гора Пэнлай – средоточие сильной современной веры – часто с изображениями мифических личностей и зверей на склонах холмов. Меньшие версии тарелки для перьев иногда использовались в качестве нижних частей либо для сбора горячих углей, либо для наполнения водой, чтобы представить океан, из которого возникли священные горы/острова. Первоначально сделанные из бронзы, керамики или талька, некоторые более поздние версии считались камнями, которые иногда были частично покрыты мхом и лишайниками, чтобы еще больше подчеркнуть миниатюрное изображение. [ 4 ]
По крайней мере, с I века нашей эры даосский мистицизм включал воссоздание магических мест в миниатюре, чтобы сосредоточить и увеличить свойства, обнаруженные в полноразмерных местах. Различные школы буддизма, пришедшие из Индии после середины II века, включали медитативной дхьяны секту , чьи переводы санскритских текстов иногда использовали даосскую терминологию для передачи нефизических концепций. Кроме того, были введены цветочные украшения алтаря, и цветочные узоры начали становиться доминирующей силой в китайском искусстве. Пять столетий спустя Чань была основана школа буддизма , в которой обновленные индийские буддийские учения дхьяны были объединены с коренным китайским даосизмом. Чань сохранял свой более активный и жизненный дух, даже несмотря на то, что другие буддийские секты становились все более формализованными. [ 5 ]
Самые ранние версии
[ редактировать ]Хотя существовали легенды, датируемые, по крайней мере, 3-м и 4-м веками, о даосских людях, которые, как говорят, обладали способностью сжимать целые ландшафты до размеров небольшого сосуда, [ 6 ] письменные описания миниатюрных пейзажей неизвестны вплоть до времен династии Тан . Поскольку информация на тот момент показывает несколько развитое ремесло (тогда называвшееся «пунсай») [ 7 ] Создание пейзажей с карликовыми деревьями должно было какое-то время происходить либо в Китае, либо, возможно, на основе формы, привнесенной извне. [ 4 ]
Самое раннее известное изображение датируется 706 годом и находится на настенной росписи коридора, ведущего к могиле принца Чжан Хуая на месте мавзолея Цяньлин . [ 8 ] [ 9 ] На раскопанных в 1972 году фресках изображены две служанки, несущие пенцзин с миниатюрными рокариями и фруктовыми деревьями. [ 9 ]
Считается, что первые высоко ценимые деревья были собраны в дикой природе и были полны искривлений, узлов и деформаций. Они считались священными, не имеющими никакой практической светской ценности для древесины или других обычных целей. Считалось, что эти карликовые от природы растения наделены особой концентрированной энергией из-за возраста и происхождения, неподвластных человеческому влиянию. Точка зрения чань-буддизма будет продолжать влиять на создание миниатюрных пейзажей. Также были выбраны более мелкие и молодые растения, которые можно было собрать ближе к цивилизации, но при этом иметь сходство с суровыми старыми сокровищами гор. С этими образцами в конечном итоге будут использоваться садовые методы, позволяющие увеличить внешний вид возраста за счет подчеркивания размера, текстуры и формы ствола, корней и ветвей. [ 10 ]
Со времен Тан различные поэты и эссеисты восхваляли пейзажи в горшках гномов. Известно, что гильдия декоративных деревьев, существовавшая примерно в 1276 году, поставляла экземпляры карликовых деревьев для использования в ресторанах Сучжоу в провинции Цзянсу . [ 11 ]
В Японии
[ редактировать ]Хотя сотрудники императорского посольства и студенты-буддисты из Японии вернулись с материка с миниатюрными пейзажными сувенирами еще с VI века, самое старое известное изображение пейзажа с карликовым подносом в Японии датируется 1309 годом. Пятый из двадцати свитков Касуга-гонген-генки Шедевр изображает дом богатого японца, у которого есть решетчатый верстак на открытом воздухе, на котором стоит неглубокий деревянный поднос и керамическое блюдо китайского происхождения с карликовыми деревьями, травой и камнями. [ 12 ] К этому времени чань-буддизм получил развитие в Японии как дзэн . Его влияние «красоты в строгой строгости» привело к тому, что местные японские карликовые ландшафты в горшках превратились в отдельные идеальные деревья, являющиеся представителями вселенной. то, что называется бонсай . Отсюда происходит [ нужна ссылка ]
Средние годы
[ редактировать ]По крайней мере с 16 века магазины «Сада цветов дракона» ( Лунхуа ) к юго-западу от Шанхая занимались выращиванием миниатюрных деревьев в контейнерах. (Так продолжается и по сей день.) Между тем, в конце века Сучжоу все еще считался источником лучших представителей искусства пенцзин. [ 13 ] [ 14 ]
Самое раннее известное наблюдение пенцзиня в Китае/ Макао англичанами датируется 1637 годом. [ 15 ]
В конце 18-го века Янчжоу в центральной провинции Цзянсу мог похвастаться ландшафтным пенцзин, состоящим из воды и почвы. [ 16 ]
19 век
[ редактировать ]В 1806 году очень старое карликовое дерево из Кантона (ныне Гуанчжоу ) было подарено сэру Джозефу Бэнксу и в конечном итоге представлено королеве Шарлотте для осмотра Ее Величества. [ 17 ] Это дерево и большинство других, которые жители Запада видели на юго-востоке Китая, вероятно, возникли в знаменитых садах Фа Ти недалеко от Кантона. [ 18 ]
К первой половине XIX века, согласно различным западным источникам, отводки воздушными отводками были основным методом размножения пенцзин, высота которых после двух-двадцати лет работы в то время обычно составляла от одного до двух футов. Основными используемыми образцами были вязы, а также сосны, можжевельник, кипарисы и бамбук; сливы были любимыми фруктовыми деревьями, наряду с персиками и апельсинами. Ветви можно было согнуть и придать им форму, используя различные формы бамбуковых лесов , скрученных свинцовых полосок и железной или латунной проволоки, чтобы удерживать их на месте; их также можно было срезать, сжечь или привить. Кору иногда разрывали в некоторых местах или смазывали сахаристым веществом, чтобы побудить термитов («белых муравьев») сделать ее шероховатой или даже съесть столь же подслащенную сердцевину. Часто в этих композициях также присутствовали камни, поросшие мхом или лишайником. [ 19 ]
Самая ранняя известная фотография из Китая, на которой изображен Пенцзин, была сделана Джоном Томсоном около 1868 года . [ 20 ] Особенно его восхитила коллекция в саду монастыря Хой Тонг на острове Хэнань недалеко от Гуанчжоу . [ 21 ] Коллекция карликовых деревьев и растений из Китая также была выставлена в том же году в Бруклине , Нью-Йорк. [ 22 ] В Америке такие законы, как Закон об исключении китайцев, привели к тому, что японский бонсай стал более знакомым американцам. Это привело к преобладанию японских форм карликовых горшечных деревьев в течение следующих нескольких десятилетий и до появления китайских форм. [ 23 ]
Ближе к концу 19-го века лингнаньская в монастыре на юго-востоке Китая была разработана или кантонская школа стиля «Clip and Grow». Используя эти методы, можно было бы легче и быстрее придать форму быстрорастущим тропическим деревьям и кустарникам. [ 24 ]
20-21 века
[ редактировать ]Основанный в 1954 году детский сад Лунхуа в Шанхае включал в себя преподавание классической теории и всех аспектов практики пенцзин — процесс, который мог занять у студентов-садовников десять лет. [ 25 ]
Сообщается, что еще в начале 1960-х годов экспертный взгляд мог различить около 60 характерных региональных форм пенцзин. [ 26 ] Некоторые из этих форм датируются как минимум 16 веком. [ 27 ]
Во время потрясений Великой пролетарской культурной революции (май 1966 г. - апрель 1969 г.) одним из относительно небольших последствий было то, что многие коллекции пенцзин в материковом Китае, особенно вокруг Пекина, были повреждены или заброшены, поскольку считались буржуазным развлечением. После того как деревья исчезли, некоторые китайские мастера пенцзин, мужчины в возрасте от шестидесяти до семидесяти лет, были вынуждены сделать что-то, что считалось социально искупительным: многих отправили на поля сажать рис. Однако в других районах Китая, особенно в восточном и южном Китае, пенцзин собирали для безопасного хранения. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
У Йи-сун (1905–2005), мастер пенцзин в третьем поколении и внук основателя школы Линнань, совместно с г-ном Лю Фэй Ятом провел первую выставку художественных горшечных растений в Гонконге в 1968 году. Это была демонстрация традиционных аристократических традиций. Пенцзин, который пережил китайскую коммунистическую революцию 1949 года , покинув материковый Китай или получив защиту от него. Два издания китайско-английской книги Ву « Художественные горшечные растения Man Lung Garden» помогли развить интерес к этой старой форме того, что на Западе было известно только как более позднее усовершенствованное японское искусство бонсай . [ 30 ]
Выставка Юк Суй Юэнь Пензай прошла в Кантоне в 1978 году. Это была первая публичная выставка за десять лет, на которой в общественном парке было выставлено около 250 пенцзин из частных коллекций. Также были показаны старинные горшки. [ 31 ] В том же году открылся Шанхайский ботанический сад , в котором постоянно выставлено 3000 пенцзин. [ 32 ] В следующем году в Пекине прошла Первая национальная выставка Пенцзин, на которой было представлено более 1100 экспонатов из 13 провинций, городов и автономий. [ 33 ]
Одно подразделение Цветочного питомника Ханчжоу к 1981 году специализировалось на пенцзин, включая более полутора тысяч когда-то заброшенных старых экземпляров, которые находились на начальном этапе переобучения. Искусство пенцзин снова станет чрезвычайно популярным в Китае, отчасти из-за возвращения стабильности в жизнь большинства людей и значительного улучшения экономических условий; рост будет наиболее выраженным, особенно в прибрежных провинциях Цзянсу, Чжэцзян , Фуцзянь , Гуандун , а также в Шанхае. Будет возрастать число хороших государственных и частных коллекций, причем последние насчитывают от нескольких сотен до нескольких тысяч экземпляров. [ нужна ссылка ]
К концу 1981 года была создана Китайская ассоциация цветов и Пенцзин, а семь лет спустя была также создана Китайская ассоциация художников Пенцзин. [ 32 ]
Гонконгский баптистский университет открыл сад Ман Лунг в 2000 году для популяризации китайского наследия пенцзин. Временно расположенный на территории университетского кампуса Шоу, в феврале 2005 года был открыт постоянный объект у входа на Кам Шинг-роуд в кампус Хо Син Ханг. [ 34 ]
Эстетика
[ редактировать ]Используя искусственно уменьшенные деревья и кустарники, эти композиции создаются в специальных подносах или горшках, которые ставятся на резные деревянные подставки. Часто добавляют камни, миниатюрные керамические конструкции (например, здания и мосты) и фигурки, чтобы придать правильный масштаб как часть природного пейзажа. Эти миниатюры добавляют символизма образцу пенцзин, обеспечивая социальный или исторический контекст, в котором можно интерпретировать общий дизайн пенцзин. [ 29 ]
Эти миниатюрные пейзажи включают в себя деревья, возраст которых зачастую превышает сто лет. Как и растения в китайском саду, они были тщательно отобраны и за ними ухаживали, чтобы они приобрели искривленные и корявые формы, напоминающие свои полноразмерные аналоги в дикой природе. Подобно китайским садам , эти миниатюрные пейзажи призваны передать пейзажи, воспринимаемые с разных точек зрения — крупным планом, средним планом или панорамой.
Пенцзин как форма искусства является продолжением сада, поскольку позволяет художнику воссоздавать части природного ландшафта в миниатюре. Пенцзин часто используется в помещении как часть общего дизайна сада, поскольку он повторяет особенности ландшафта снаружи. Горшки Пенцзин украшают павильоны, частные кабинеты или гостиные, а также общественные здания. Они либо являются отдельно стоящими элементами в саду, либо размещаются на мебели, например, на столе или книжной полке. Иногда строят решетчатый стенд, который придает особую известность образцу пенцзин и иллюстрирует взаимодействие архитектуры и природы.
Пенцзин стремится уловить суть и дух природы посредством контрастов. С философской точки зрения на него влияют принципы даосизма , в частности концепция Инь и Ян : идея Вселенной, управляемой двумя первичными силами, противостоящими, но дополняющими друг друга. Некоторые из контрастирующих концепций, используемых в пенцзин, включают изображение «господства и подчинения, пустоты (пустоты) и субстанции, плотности и разреженности, высокого и низкого, величия и малости, жизни и смерти, динамики и статики, грубости и дотошности, твердости и мягкости. , легкость и тьма, прямолинейность и изогнутость, вертикальность и горизонтальность, легкость и тяжесть». [ 1 ]
Вдохновение в дизайне не ограничивается наблюдением или изображением природы, оно также находится под влиянием китайской поэзии, каллиграфии и других изобразительных искусств. Распространенные рисунки пенцзин включают в себя изображения драконов и штрихи хорошо предвещаемых символов . На самом высоком уровне художественная ценность пенцзин находится на одном уровне с ценностью поэзии , каллиграфии , живописи кистью и садового искусства. [ 35 ]
Стили
[ редактировать ]Стили традиционного пенцзин в Китае в основном классифицируются по наиболее репрезентативным (доминирующим) используемым растениям и названы в честь регионов их происхождения. Поскольку разные растения требуют разных методов обработки, формируются разные стили. Существует более дюжины стилей традиционного пенцзин :
- Аньхойский стиль
- Аньхой Пенцзин (бонсай в стиле Хуэй) наиболее известен благодаря использованию умэ .
- Пекинский стиль
- Пекин Пенцзин художественное происхождение от древней традиционной китайской архитектуры Пекина (京派盆景) отражает свое . Ветви часто горизонтальные, а кроны деревьев складчатого часто полусферические или имеют форму традиционного веера .
- Стиль Гуандун (или Линнань)
- Кантонский пенцзин (Джютпинг: Джют 6 успокоить 3 даже 4 шел 2 ; Традиционный китайский: 粵派盆景) также называют Линнань («К югу от хребта (Нан)лин ») пенцзин (嶺南派盆景), потому что Гуандун расположен к югу от горного хребта Наньлин. Основной характеристикой этого стиля является его естественная привлекательность, а также легкость и плавность.
- Стиль Гуанси
- Гуанси Пенцзин (桂派盆景) отражает красивые природные ландшафты, такие как Гуйлинь . В этом стиле используются камни разных типов значительно чаще, чем в других стилях.
- Стиль Хубэй
- Хубэй Пенцзин (湖北盆景) делает упор на создание чувства динамичности с помощью статичных растений и камней, поэтому его также называют Динамическим Пенцзин (动势盆景).
- Стиль Цзянсу
- Подобно кулинарному искусству кухни Цзянсу , искусство Пенцзин (蘇派盆景) также сложно: кроны деревьев часто Цзянсу имеют форму облаков .
- Сычуаньский стиль
- Сычуань Пенцзин (бонсай в сычуаньском стиле) имеет тенденцию быть хорошо сплетенным, простым и бесхитростным.
- Шанхайский стиль
- Шанхай Пенцзин (海派盆景) оказал влияние на японский бонсай , но в то же время сохранил свое первоначальное художественное происхождение, идущее от традиционной китайской живописи .
- Тайваньский стиль
- Тайвань Пенцзин (Taiwan Penjing) — гибрид японского бонсай и традиционного китайского пенцзин .
- Стиль Сюйчжоу
- Сюйчжоу Пенцзин (徐州盆景) — это ветвь Цзянсу стиля , но он достаточно отличен, чтобы его можно было перечислять отдельно в течение сотен лет из-за использования фруктовых деревьев.
- Стиль Янчжоу
- Янчжоу Пенцзин (Янпай бонсай) также называют северным стилем Цзянсу (苏北пай), [ 36 ] он отличается от стиля Цзянсу . Три изгиба стволов деревьев являются наиболее отличительной чертой этого стиля.
- Юньнаньский стиль
- Юньнань Пенцзин (雲南盆景) извлекает выгоду из экстремального климата и биоразнообразия региона Юньнань, расположенного между Гималаями и тропиками. Постоянную экспозицию пенцзин в стиле Юньнань можно увидеть в парке Дагуань в Куньмине .
- Чжэцзянский стиль
- Чжэцзян Пенцзин (浙派盆景) специализируется на использовании сосны и кипариса , часто выращивая от трех до пяти растений в одном лотке.
- Стиль Чжунчжоу
- Чжунчжоу Пенцзин (中zhou бонсай) специализируется на использовании тамарикса .
Обслуживание и уход
[ редактировать ]Содержание и уход за деревьями пенцзин аналогичны уходу за бонсай .
См. также
[ редактировать ]- Китайский сад
- Гунши – камень китайского ученого.
- Бонсай – японское искусство выращивания деревьев в лотках.
- Сайкей - японские пейзажи на живом подносе
- Бонкей – японские пейзажи на сухом подносе.
- Пенцзин — вьетнамское искусство создания миниатюрных пейзажей.
- Список тем органического садоводства и земледелия
- Национальный фонд бонсай
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чжао Цинцюань (2012). Пенцзин: китайское искусство бонсай . Шанхайская компания по развитию прессы и издательского дела. п. 11.
- ^ "ручка, истоки мелкого лотка" . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Лауфер, Бертольд (1909). Китайская керамика династии Хань . Э.Дж. Брилл, ООО.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн, Рольф А. (1990). Мир в миниатюре . Издательство Стэнфордского университета. п. 41 . ISBN 978-0-8047-1674-1 .
- ^ Фицджеральд, CP (1985). Китай, Краткая история культуры . Вествью Пресс. п. 283.
- ^ «Фэй Цзян-Фан» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «Пенцзин и его предшественница, история Пунсая» . Bonsaiempire.com . Проверено 21 ноября 2009 г.
- ^ Ху, Юньхуа (1987). Китайский пенцзин: Миниатюрные деревья и пейзажи . Портленд: Timber Press. п. 128. ИСБН 978-0-88192-083-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Карликовые деревья в горшках на картинах, свитках и гравюрах на дереве» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Штейн, с. 104
- ^ Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия 1250-1276 гг . Компания Макмиллан. п. 193.
- ^ «Карликовые деревья в горшках на картинах, свитках и гравюрах на дереве» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Хрдличкови, В.аЗ. (1989). «Сад цветов дракона». Журнал «Бонсай» . 28 (3): 20.
- ^ Клунас, Крейг (1996). Плодотворные места и садовая культура в Китае при династии Мин . Издательство Университета Дьюка. п. 100.
- ^ Питер Манди . «Наблюдение Питера Манди за «Маленькими деревьями»» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Чжао, Цинцюань (1997). Пенцзин: Миры чудес . Венера Коммуникейшн, ООО. п. 41.
- ^ «Хронология карликовых деревьев в горшках в Англии» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ « Карликовые деревья из книги доктора Кларка Абеля» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ « Карликовые деревья из писем Джона Ливингстона к Обществу садоводов» . Танцор пирамид . Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ «Самая ранняя известная фотография карликовых деревьев в горшках в Китае» . Танцор пирамид . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Томсон, Джон (1874 г.), Иллюстрации Китая и его народа: серия из двухсот фотографий с высокой печатью с описанием изображенных мест и людей, Том. I , Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Лоу и Сирл, Хонам Темпл, Кантон .
- ^ «Карликовые растения из Бруклин Дейли Игл» . Танцор пирамид . Проверено 6 октября 2009 г.
- ^ Ирие, Акира, изд. (1975). Взаимные образы, Очерки американо-японских отношений . Издательство Гарвардского университета.
- ^ Ву, Йи-Сун (1969). Художественные горшечные растения Man Lung Garden . Винг-Лунг Банк Лтд. 63.
- ^ Ричардсон, SD (1966). Лесное хозяйство в коммунистическом Китае . Пресса Джонса Хопкинса. п. 75.
- ^ Ричардсон, SD (1966). Лесное хозяйство в коммунистическом Китае . Пресса Джонса Хопкинса. п. 155.
- ^ Альберт, Карен (1992). «Китайский художник-пенцзин посещает Америку». Журнал «Бонсай» . 31 (4): 13.
- ^ Дэвис, Розали Х. (август 1987 г.). «Подарок Востока». Садоводство : 51.
- ^ Перейти обратно: а б Фукумото, Дэвид В. (1981). «Китай: шаг назад в прошлое бонсай». Журнал ABS Bonsai . 15 (3): 70.
- ^ Перейти обратно: а б Фукумото, Дэвид В. (2002). «Йи-Сун Ву: Дух Ман Лунг Пенцзин!». Журнал «Бонсай» . 41 (4): 33.
- ^ Корешофф, Дебора Р. (1984). Бонсай: его искусство, наука, история и философия . Тимбер Пресс, Инк. 6. ISBN 0-88192-389-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Су, профессор Сюээн. «Организация и деятельность Пенцзин в Китае» . Всемирная федерация дружбы бонсай . Архивировано из оригинала 5 июня 2004 г. Проверено 31 мая 2004 г.
- ^ Ху, Юнь-хуа (1993). «Бонсай в Китае». В Теде Т. Цукияме (ред.). Бонсай мира, Книга I. Япония: Всемирная федерация дружбы бонсай. стр. 82, 83.
- ^ «Уникальный сад Пенцзин HKBU открыт для публики» . Гонконгский баптистский университет. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 г. Проверено 9 октября 2009 г.
- ^ Ху Юньхуа, Пенцзин: Китайское искусство миниатюрных садов . (Бивертон, Орегон: Timber Press в сотрудничестве с Американским садоводческим обществом, 1982) стр.7.
- ^ "Пенцзин Яше" . Проверено 8 сентября 2010 г. .
Ссылки
[ редактировать ]- Чжао, Цинцюань. Пенцзин: Миры чудес. Венера Коммуникейшн, ООО.
- Чэнь Лифан и Юй Сянлинь, Садовое искусство Китая. (Портленд, Орегон: Timber Press, 1986) с. 149.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Пенцзин , на Викискладе?