Oneida People
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( май 2014 г. ) |
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
15,389 | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 10,309 и 1,109 [ Цитация необходима ] |
![]() | 3,970 [ Цитация необходима ] |
Языки | |
Онейда , английский , язык жестов Онейды , другие ирокеанские языки | |
Религия | |
Христианство , религия с длинной | |
Связанные этнические группы | |
Нация Сенека , нация Онондага , нация Тускарора , нация ирокезов , нация Каюга , другие ирокеанские народы |

Народ ( / oʊ n aɪ d / oh- Nye в Oneida ; [ 1 ] Автоним : onʌyoteˀa · ká ·, onyota'a: ka , народ вертикального камня или стоящего камня , Thwahrù · nęę [ 2 ] в Tuscarora ) находятся коренная американская племя и First Nations группа . Они являются одной из пяти основателей ирокетной конфедерации в районе северной части штата Нью -Йорк , особенно вблизи Великих озер .
Первоначально Oneida жила в том, что сейчас является центральным Нью -Йорком , особенно вокруг озера Онейда и округа Онейда . Сегодня у Oeida есть четыре федерально признанные страны: индийская нация Oneida в Нью -Йорке, нация Oneida в Грин -Бэй, штат Висконсин , в Соединенных Штатах; и двое в Онтарио , Канада: Онейда в шести странах Гранд -Ривер и Нация Онейды Темзы в Саутволде .
Люди стоящего камня
[ редактировать ]Имя Oneida происходит от английского произношения Onyota'a: ka , народного имени для себя. Onyota'a: Ka означает «люди стоящего камня». Эта идентичность основана на древней легенде. Народ Oneida преследовал пешком вражеским племенем. Когда их враги преследовали Oneida в очистку в лесах, они внезапно исчезли. Враг не мог их найти, и поэтому было сказано, что Онейда вошла в камни, которые стояли на поляне. В результате они стали известны как люди стоящего камня.
У пожилых легенд есть народ Oneida, идентифицирующие себя как Latilutakówa , «большие деревья», «люди больших деревьев». Об этом мало что написано. Старейшины -ирокеанские старейшины должны быть проконсультированы по устной истории этой идентификации. Ассоциация может соответствовать ирокеанским концепциям дерева мира и связанной с этим системой убеждений людей. [ 3 ]
Люди, родившиеся в нации Онейды, идентифицируются в соответствии с их именем духа или тем, что можно назвать индийским именем, их кланом и их семейным подразделением в клане. У людей есть система матрилинейного родства , и дети считаются рожденными в клане матери, благодаря которому проходит происхождение и наследство. Каждый пол, клан и семейный подразделение в клане имеет особые обязанности и обязанности в племени. Идентификаторы клана возвращаются к истории творения о Onyota'a: Ka Peoples. Люди отождествляют себя с тремя кланами: волчья, черепаха или медвежьи кланы. Дети берут свой социальный статус из клана своей матери. Из -за этого ее старший брат является важной фигурой для детей, особенно для мальчиков. Он контролирует проход мальчиков во взрослую жизнь как мужчины.
История
[ редактировать ]Границы родины
[ редактировать ]В начале 17 -го века Oneidas оккупировали и поддерживали примерно 6 миллионов акров земли в современном центральном штате Нью -Йорк. Формальные границы были установлены в Договоре Форт -Стэнвикс 1768 года , и снова, после 4 сентября 1784 года, когда губернатор Нью -Йорка Джордж Клинтон попросил из Oneidas границы их земли, границы были установлены в договоре форта Стэнвикс. (1784) . [ 4 ]
Американская революция
[ редактировать ]Oneida, наряду с пятью другими племенами ирокетной конфедерации, первоначально поддерживала политику нейтралитета в американской революции . Эта политика позволила Конфедерации увеличить левередж против обеих сторон в войне, потому что они могут угрожать присоединиться к одной или другой стороне в случае какой -либо провокации. Однако нейтралитет быстро рухнул. Преобладание ирокезов , Сенекаса , Каюгаса и Онондагаса встали на сторону лоялистов и британцев. В течение некоторого времени Oneidas продолжали выступать за нейтралитет и пытались восстановить консенсус среди шести племен Конфедерации.
Но в конечном итоге она также должна была выбрать сторону. Из -за их близости и отношений с повстанческими сообществами большинство Онейда предпочитала революционеров. Напротив, некоторые из пробуртских племен были ближе к британской оплоте в Форт-Ниагаре . Кроме того, на Oneida влияли пресвитерианский миссионер Сэмюэль Киркленд , который работал среди них с 1764 года. Несколько Онейдов были крещены христианами за десять лет до революции. Киркленд работал, чтобы помочь им с образованием и их борьбой с алкоголем. Благодаря отношениям с ним, многие начали формировать более прочные культурные связи с колонистами.
Oneida официально присоединилась к повстанческой стороне и во многих отношениях внесла свой вклад в военные усилия. Их воины часто использовались для поиска наступательных кампаний и оценки операций противника вокруг Форта Стэнвикс (также известного как Форт Шайлер). Oneida также обеспечила открытую линию связи между повстанцами и их ирокезами. В 1777 году в битве при Орискани около пятидесяти Онейды сражались вместе с колониальной милицией, в него входили Тайонаджанген и ее муж Хан Йерри . Многие Онейда заключила дружбу с Филиппом Шайлером , Джорджем Вашингтоном , Маркизом де Лафайеттом и другими выдающимися лидерами повстанцев. Полли Купер была женщиной из Онейды, которая приехала в Долину Фордж в 1777 году во время американской революции. [ 5 ] Под руководством начальника Скенандона , Oneidas принесли бушели кукурузы в голодную патриотную армию генерала Джорджа Вашингтона. [ 6 ] Купер показал людям Вашингтона, как правильно готовить и съесть кукурузу. Намерения Вашингтона состояли в том, чтобы заплатить наличными за Купер за ее щедрость, но она отказалась принять компенсацию, потому что она сказала, что она обязана служить своей стране. В знак признательности Марта Вашингтон , жена Джорджа Вашингтона, привезла Купера в Филадельфию и купила ей шаль, шляпу и капоту. [ 7 ] Эти люди признали взносы Oneida во время и после войны.
Хотя лидеры племени взяли на сторону колонистов, люди в децентрализованной стране могли принимать свои собственные решения о альянсах. Меньшинство, которое уже была фракцией, поддерживающей сахемы, поддерживал англичан. По мере развития войны и позиция Oneida стала более ужасной, это меньшинство стало более многочисленным. Когда колонисты повстанцев уничтожили важное поселение Онейды в Канонвалохале , [ Цитация необходима ] Многочисленные Онейда отказалась от восстания и переехала в Форт Ниагара, чтобы жить под британской защитой.
1794 Договор Канандайгуа
[ редактировать ]После войны онеада была перемещена ответными и другими рейдами американскими поселенцами, которые не всегда различали ирокезы, которые были союзниками или врагами. В 1794 году они, наряду с другими странами Хауденосауни , подписали договор Канандайгуа с Соединенными Штатами. Им было предоставлено шесть миллионов акров (24 000 км 2 ) земель, в основном в Нью -Йорке; Это была фактически первая индийская резервация в Соединенных Штатах. Последующие договоры и действия штата Нью -Йорк резко сократили свою землю до 32 акра (13 га).
1838 г. Договор в Висконсине
[ редактировать ]По сути, Oneida должна была делиться землей в резервации Онондага и не имела земли, чтобы назвать свою собственную. В 1820 -х и 1830 -х годах многие из Онеиды, оставшихся в Нью -Йорке, переехали в Висконсин , где им было разрешено покупать землю, и в Канаду, потому что Соединенные Штаты стремились к индийским удалениям из восточных штатов. Поселенцы продолжали посягать на них.
В 1838 году Даниэль Хлеб (1800–1873) помог договориться о договоре для Онейды в Висконсине, с помощью которого они утверждали свое намерение держать свой участок земли в общих. Количество земли было сокращено США, как это произошло с индийцами меномина -окбриджа.
Заявления о земле Онейда
[ редактировать ]Корнелиус Хилл сменил Дэниела Хлеба в качестве вождя после его смерти в 1873 году, и в течение десятилетий боролся с дальнейшим перемещением Онеиды, а также приватизации общих земель в соответствии с Законом о Дауэсе 1887 года, который позволил такой после 25-летнего трастового периода. Хилл, однако, базировался в Висконсине и умер в 1907 году, якобы во время трастового периода, который истекает около 1920 года. После смерти Хилла Уильям Роквелл , консерватор, возглавлял Онейду в Нью -Йорке, по сути, с 1910 по 1960 год. [ 8 ]
Женщины -активисты Oneida выдвинули претензии на племенные земли в начале 20 -го века. Лаура "Минни" Корнелиус Келлогг и ее муж адвоката (из нации Онейда в Висконсине), а также Мэри Корнелиус Уиндер и ее сестра Делия Корнелиус Уотерман (из индийской страны Индии из оейды в Нью -Йорке) были особенно влиятельными в 1920 году в насущных претензиях на землю. Женщины работали в своих домах в Праттсбурге, Нью -Йорк и Онейде, штат Висконсин. [ 9 ] В частности, после Закона об реорганизации Индии 1934 года, Уиндер и ее сестра обратились к Онейде из Висконсина, и оба американских ветви нации совместно подтолкнули к своему требованию земли. В этот момент, оставшаяся Oneida в Нью -Йорке не имела земли, и они подвергались обмену Онондагой. [ 8 ]
Они были воодушевлены принятием Закона об индийской комиссии Комиссии 1946 года, как и прежде, что они не могли претендовать на правительство США. [ 8 ]
В 1970 и 1974 годах индийская нация в штате Нью -Йорк, нация в штате Онейда в Висконсине и Нация Темзы (состоит из потомков людей, которые не переехали в Канаду до 1840 -х годов) подала иск в окружной суд Соединенных Штатов за Северный округ Нью -Йорка, чтобы вернуть землю, взятые у них Нью -Йорк без одобрения Конгресса Соединенных Штатов. В 1998 году Соединенные Штаты вмешались в судебные процессы от имени истцов по иску, поэтому иск может поступить против штата Нью -Йорк. Государство утвердило иммунитет от иска в соответствии с Одиннадцатой поправкой в Конституцию Соединенных Штатов . [ 10 ] Ответчики перешли на суммарное решение, основанное на Верховного суда США решении в деле города Шеррилл против Индийской страны Ониды [ 11 ] и решение апелляционного суда США по делу Апелляционного суда по делу Cayuga Indian Nation против Нью -Йорка [ 12 ]
21 мая 2007 года судья Кан отклонил претензии о владении овсяной земли Онейды и позволил не подготовительным требованиям поступить. [ 13 ] Более поздние судебные разбирательства формализовали раскол. Он определяет отдельные интересы племени Oeida, оставшегося в Нью -Йорке, и тех, кто переехал в Висконсин. Oneida из Висконсина подала иск о повторении земель на своих наследственных родинах в рамках урегулирования вышеупомянутого судебного разбирательства. [ 14 ]
Диета
[ редактировать ]Люди использовали землю, «съев сезоны». Зимой не хватает свежих продуктов, в течение осенних месяцев высушенные фрукты и овощи в Oneidas, которые они собрали. Они также сохранили мясо в растворе рассола или соли, а затем повесили их, чтобы высохнуть. Осенью они ели оленей, гусей, утки и енота. Партинг на этом мясе хранит жир, который поможет им выжить зимой. Диета Oneidas также состояла из орехов, таких как орехи гикори , черные грецкие орехи, орехи и каштаны. Орехи добавляли белок и жир, которые были необходимы для прохождения зимы. Они также высушивали дикий рис, который вырос в болотных землях. Дикий рис был источником сложных углеводов. Когда весна наступила, снег начал таять, и регион стал теплым, диета Oneidas изменится. Они варили и ели дикий лук, лук -лук, молочные водоросли и одуванчики. Весна была также, когда начался их сезон рыбалки. Рыба в их рационе состояла из форели, Буллхед, судака, щуки, баса и лосося. Также в весенние месяцы кленовые деревья предоставили сок, который будет собираться, а затем сворачивается, чтобы сделать сироп и твердую конфеты. Кленовые конфеты будут использоваться для потребления в этой форме или сохранились для дальнейшего вкуса. В летние месяцы Oneidas потребляли различные фрукты, такие как клубника, ежевика, малина, черника, груши, сливы, персики, яблоки и виноград. Oneidas также использовали Sassafras для чая. [ 15 ]
Танцы
[ редактировать ]Есть два типа танцев Oneida: социальные и церемониальные. Социальные танцы - это удовольствие от всех людей. Круглый танец, танец кролика, старый танец мокасина и каноэ или рыбацкий танец - это разные виды социальных танцев. Церемониальные танцы священны и не должны быть выполнены на публике. Священные танцы должны быть выполнены в частном порядке в долгосроках. Кленовый сироп, клубника, фасоль, солнце и лунные танцы - это разные типы церемониальных танцев. Пение является частью церемониальных танцев; Тем не менее, они сют только во время социальных танцев. Есть введение для каждой песни. Когда ритм меняется, начинается танцы. Подсказки даются из барабанов, которые указывают танцорам, когда переключать партнеров. Если танцор был приглашен танцевать, но отказался, этикет требовал, чтобы они предложили табак в качестве урегулирования. [ 16 ]
Традиционная одежда
[ редактировать ]Одежда имеет большой смысл в культуре Онейды, так как это физическое представление о том, кто они есть. Прежде чем вступить в контакт с европейцами, племя Oneida будет использовать только натуральные материалы, чтобы сделать свою одежду. Это будет включать в себя использование оленей и других шкур животных для сшивания одежды. Тем не менее, когда начались европейцы, и их одежда, которая когда -то была изготовлена из шкур животных, стала изготовлена из хлопка и бродяги и с тех пор придерживалась из хлопка. [ 17 ] Оно, как правило, видели только в мокасинах на ногах. [ 18 ] Несмотря на то, что в использовании материал изменился, базовый дизайн нарядов оставался прежним и до сих пор остается такими же сотнями лет. [ 17 ]
Уголовья: мужчины и женщины Oneida носили разные головные уборы. Для мужчин они будут носить традиционные ирокезные головные уборы под названием Кастоух [ 17 ] что будет состоять из перьев и знаков отличия, представляющих их племя. Знакения для нации Oneida состоит из трех орлиных перьев; Два стояли прямо вверх и один падает вниз. [ 18 ] Женщины Oneida, с другой стороны, носят бисерные тиары. Торговое изготовление на тиаарах чаще всего будет сшито в лесных дизайне, поскольку это представлена их нации. [ 17 ]
Признанные нации Онейды
[ редактировать ]- Индийская нация Oneida в Нью -Йорке
- Oneida Nation of Wisconsin , в Грин -Бэй, штат Висконсин и его окрестностями
- Oneida Nation of theze in Southwold, Онтарио
- Онейда в шести странах Гранд -Ривер , Онтарио
Образование
[ редактировать ]Школьная система Oneida Nation в Висконсине - племенная школа K - 12.
Примечательная Онейда
[ редактировать ]- Карл Дж. Артман (родился в 1965 году), помощник секретаря Бюро по делам индейцев .
- Марк Блэк (род. 1984), профессиональный хоккеист, актер, каскад.
- Даниэль Хлеб (1800–1873), главный начальник Oneida.
- Полли Купер , лидер, взяла белую кукурузу генералу Вашингтону и войскам в 1777–1778 годах во время революции в зимних кварталах в Вэлли -Фордж и научила их, как ее готовить.
- Кора Элм (1891–1949), американская медсестра во Франции во время Первой мировой войны
- Грэм Грин (родился в 1952 году), актер.
- Чарли Хилл (1961–2013), комик, артист.
- Лаура "Минни" Корнелиус Келлогг (1880–1947), активист начала 20-го века в претензии на земле Онейды.
- Лилли Роза Минока Хилл (1876–1952), врач-ирокез 20-го века; Официально принята Онейда для ее работы с ними на протяжении десятилетий.
- Коди Маккормик (родился в 1983 году), канадский профессиональный хоккеист для Colorado Avalanche
- Эмма Кэмп Мид (1866–1934), гостиничный работник и травник в Индийском озере, Нью -Йорк
- Скенандоа (он же Скенандо, Шенандоа) (ок. 1706–1816), вождь и лидер сосны во время американской революции; союзник американцев
- Джоан Шенандоа (1957–2021), отмеченная наградами певица и исполнитель.
- Деннисон Уилок (1871–1927), солист композитора, дирижера и корнета в конце 19 и начале 20 веков.
- Джеймс Райли Уилок , музыкант, дирижер и солист кларнета.
- Тянаджанген , лидер, сражался в битве при Орискани вместе с мужем Хань Йерри.
- Рэй Халбртер (родился в 1951 году), лидер, индийская нация Oneida, 1975 - Present.
- Nyla Rose (born 1982), professional wrestler.
- Нейлсон Паулесс (род. 1996), профессиональный велосипедист (2020 Тур де Франс).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Oneida" . Merriam-Webster.com Словарь . Мерриам-Уэбстер.
- ^ Рудс, Б. Тускарора английский словарь Торонто: Университет Торонто Пресс, 1999
- ^ Языковые инструменты Oneida - словарь Oneida Dictionary
- ^ Campisi, Jack and Hauptman, Laurence (1988), Опыт Индии Oneida: две перспективы
- ^ Тиро, Карим. Жители стоящего камня . Амхерст и Бостон: Университет Массачусетса Пресс. 2011 год
- ^ Ричардс, Кара. Народ Oneida . Феникс: индийская племенная серия. 1974. Печать.
- ^ Wonderley, Энтони. Ирокеза, миф и история . Сиракузы: издательство Сиракузского университета. 2004. Печать.
- ^ Jump up to: а беременный в Hauptman (1985), The Iroquois Turtges , с. 187–189
- ^ Лоуренс М. Хауптман, «Ирокеза борьба за выживание: Вторая мировая война в красную власть» , издательство Сиракузского университета, 1985, с. 187–188
- ^ «Требование о земле Ониды-Министерство юстиции США подает 12-8-98» . Архивировано из оригинала 2006-11-12 . Получено 2006-11-25 .
- ^ «Город Шеррилл В. Онейда Индийская нация в Нью -Йорке» Корнелл.edu .
- ^ http://www.upstate-citizens.org/usdc-oneida-sj-mol.pdf [ только URL PDF ]
- ^ http://www.upstate-citizens.org/usdc-oneida-sj-decision.pdf [ только URL PDF ]
- ^ Земельный спор, разрешенный в штате Нью -Йорк [ Круглая ссылка ]
- ^ «Поедание сезонов | Индийская нация Oneida | История» . Архивировано с оригинала 2015-11-13 . Получено 2015-05-06 .
- ^ «Социальный танец | Индийская нация Oneida | культура» . Архивировано с оригинала 2015-05-23 . Получено 2015-05-06 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Одежда | Онейда» . eneidalanguage.ca . Получено 2020-12-10 .
- ^ Jump up to: а беременный «Факты для детей: индейцы Oneida (Oneidas)» . www.bigorrin.org . Получено 2020-12-10 .
Литература
[ редактировать ]- Глаттхаар, Джозеф Т. и Джеймс Кирби Мартин. Забытые союзники: индейцы Oneida и американская революция . Лондон: Macmillan, 2007.
- Левинсон, Дэвид. «Объяснение альянса онеида в американской революции», Ethnohistory 23, нет. 3. (Лето, 1976), с. 265–289. Онлайн через JSTOR (требуется учетная запись)
- Кох, Даниэль. Земля Oneidas: Центральный штат Нью -Йорк и создание Америки, от предыстории до настоящего. Олбани: Государственный университет Нью -Йорк Пресс, 2023.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный веб -сайт индийской нации онайды в Нью -Йорке
- Официальный веб -сайт суверенной нации Oneida of Wisconsin
- Библиотека Cofrin: библиография Oneida
- Индийское племя Oneida в Висконсине
- Официальный веб -сайт нации Онейда Темзы
- Сайт радиостанции Oneida Nation of theme
- Традиционные оноды Нью -Йорка
- Барбагалло, Триша (1 июня 2005 г.). «Черный пляж: Mucklands of Canastota, Нью -Йорк» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2008 года . Получено 2008-06-04 .