Jump to content

Комплексный уход

Комплексный уход – это способ лечения и ухода за пациентом как целостным организмом, который включает в себя физические, социальные, экологические, психологические, культурные и религиозные факторы. Существует множество теорий, подтверждающих важность целостного подхода медсестер к пациенту, и обучение этому способствует достижению цели целостного ухода. Важным навыком, который будет использоваться в комплексном уходе, будут навыки общения с пациентами и другими практикующими врачами. Это подчеркивает, что пациенты, проходящие лечение, будут лечиться не только в их теле, но также в их разуме и духе. [1] . Комплексный уход — это специальность медсестры, направленная на интеграцию разума, тела и духа человека с окружающей средой. Эта специальность имеет теоретическую основу в нескольких великих теориях сестринского дела , в первую очередь в науке о единых человеческих существах , опубликованной Мартой Э. Роджерс в книге «Введение в теоретические основы сестринского дела» , а также в теории среднего уровня « Наделенное целостным сестринским образованием» , как опубликовано доктором Кэти Лав. Комплексный сестринский уход получил признание Американской ассоциации медсестер (ANA) как специальность медсестры с определенным объемом практики и стандартами. Комплексный уход сосредоточен на совместной работе разума, тела и духа, а также на том, как духовное осознание ухода за больными может помочь излечить болезнь. Холистическая медицина фокусируется на поддержании оптимального благополучия и предотвращении, а не просто лечении заболеваний.


Символ шляпы медсестры в мультфильме

Основные ценности [ править ]

Холистическая философия: этика и теория

Холистический уход основан на фундаментальных теориях ухода, таких как работы Флоренс Найтингейл и Джин Уотсон , а также на альтернативных теориях мировой связи, целостности и исцеления. Хохистские медсестры уважают пациента как человека, принимающего решения на протяжении всего процесса оказания медицинской помощи. Целостные отношения медсестры и пациента основаны на партнерстве, в котором целостная медсестра вовлекает пациента в варианты лечения и выбор медицинского обслуживания. Медсестра-холистик стремится установить профессиональные и этические отношения с пациентом, чтобы сохранить у пациента чувство достоинства, целостности и внутренней ценности. [2] [3]

целостного Теории дела сестринского

Цель целостного ухода заключается в определении целостного подхода, когда речь идет о лечении пациента в целом, а не только физически. [4] Различные теории сестринского дела помогли осознать важность целостного сестринского дела. Эти теории могут различаться во взглядах на целостный сестринский уход, но имеют общую цель: лечить пациента полностью, как телом, так и разумом. [5] Одной из теорий является «Интерсистемная модель», объясняющая, что люди являются целостными существами, поэтому их болезни взаимодействуют и адаптируют их в целом, а не только физически. [6] Кроме того, здоровье может иметь разную ценность для людей, которая постоянно варьируется от благополучия до болезни. [ нужна ссылка ] Например, несмотря на хроническое состояние, пациент удовлетворен изменившейся здоровой жизнью. [ нужна ссылка ] В целостном сестринском деле знание теории не означает, что она будет внедрена в реальную практику. Многие медсестры не способны применять теорию в реальной жизни. [7]

Комплексный процесс ухода [ править ]

Комплексный сестринский уход сочетает в себе стандартные сестринские вмешательства с различными методами, направленными на комплексное лечение пациента. Альтернативные методы лечения могут включать управление стрессом, ароматерапию и терапевтические прикосновения. Комбинация вмешательств позволяет пациенту исцелиться разумом, телом и духом, сосредоточив внимание на эмоциях, духовности и культурной самобытности пациента не меньше, чем на болезни. Шесть этапов целостного процесса ухода происходят одновременно, включая оценку, диагностику, результаты, терапевтический план ухода, реализацию и оценку. Комплексная оценка пациента может включать духовную, трансперсональную и энергетическую оценку в сочетании со стандартными физическими и эмоциональными оценками. Терапевтический план ухода при комплексном уходе включает в себя высокоиндивидуализированный и уникальный план для каждого пациента. Медсестры-холистики признают, что план ухода будет меняться в зависимости от конкретного пациента, и поэтому воспринимают исцеление как процесс, который постоянно меняется и адаптируется к личному пути исцеления человека. Терапия, используемая холистическими медсестрами, включает в себя методы управления стрессом и альтернативные или дополнительные практики, такие как Рейки и управляемое воображение . Эти методы терапии направлены на то, чтобы дать людям возможность снизить уровень стресса и вызвать реакцию релаксации, чтобы способствовать выздоровлению и благополучию. [2] [3]

Уход за пациентами при комплексном уходе может отличаться от другого сестринского ухода, поскольку некоторым может не хватать заботы о пациенте в целом, включая духовную. При комплексном сестринском уходе уход за пациентом не отличается от другого ухода, но ориентирован на психические и духовные потребности, а также на физическое здоровье. [1] При целостном уходе между пациентом и медсестрой должно существовать терапевтическое доверие, поскольку целостный уход предполагает знание болезни пациента в целом. Это может сделать только тот пациент, который расскажет медсестре о своем социальном, духовном и внутреннем заболевании, которое он испытывает. [1] Также забота может включать в себя настойчивые действия, тихую поддержку или даже то и другое, которые помогают понять культурные различия, физические и социальные потребности человека. Благодаря этому медсестра может оказывать более целостную помощь для удовлетворения социальных и духовных потребностей пациента. [1] Отношение медсестры включает в себя помощь, обмен информацией и заботу. [1] В комплексном уходе есть духовная помощь, требующая понимания убеждений и религиозных взглядов пациента. [1] По этой причине между медсестрой и пациентом должно существовать терапевтическое доверие, поскольку для того, чтобы понять и уважать религиозные убеждения пациента, медсестра должна получать информацию напрямую от пациента, которую трудно получить, если нет терапевтического доверия. [8] Не существует конкретного порядка или шаблона комплексного ухода, но принцип целостного ухода заключается в том, чтобы учитывать социальные и внутренние потребности пациента, а не просто сосредотачиваться на лечении физического заболевания. [1]

Целостное общение [ править ]

Медсестры-холистики используют технику намеренного слушания («полностью сосредоточьтесь на говорящем»). [9] и безусловное позитивное отношение к общению с пациентами. Цель использования этих методов общения — создать искренние, сострадательные и терапевтические отношения с каждым пациентом. [2] [3]

В целостном уходе терапевтическое доверие к пациенту и медсестре дает большое преимущество в достижении цели лечения пациентов в целом. [1] [10] Терапевтическое доверие можно развить, общаясь с пациентом. [10] В общении отправитель также может стать получателем или наоборот, а в комплексном уходе медсестры являются получателями беспокойства пациентов и передают информацию врачу и делают наоборот. [ нужна ссылка ] Поскольку общение является жизненно важным элементом сестринского дела, медсестрам настоятельно рекомендуется понимать, что необходимо и как общаться с пациентами. Общение с пациентами может помочь медсестрам в комплексном уходе, поскольку благодаря общению медсестры могут понять культурные, социальные ценности и психологические условия. Благодаря этому медсестры могут удовлетворить потребности пациента, а также защитить медсестру при выполнении своих функций медсестры. В целостном сестринском деле невербальное общение — это еще один навык, которому обучают медсестер, который выражается с помощью жестов, выражения лица, позы и создания физических барьеров. [ нужна ссылка ] В целостном уходе, поскольку все люди не все одинаковы, но их социальные и психологические заболевания следует лечить, медсестра должна решать, как они общаются, чтобы построить терапевтическое доверие. [ нужна ссылка ] Для достижения цели целостного ухода важно правильно общаться с пациентом, и для успеха между медсестрой и пациентом необходимы чудаковатость и честность. [ нужна ссылка ] Без этих навыков общения медсестра не сможет завоевать терапевтическое доверие и, скорее всего, не сможет достичь цели целостного ухода.

Создание терапевтической среды [ править ]

Комплексный сестринский уход фокусируется на создании не только терапевтических отношений с пациентами, но и на создании терапевтической среды для пациентов. Чтобы быть успешными и эффективными, некоторые методы лечения, включенные в комплексный уход, полагаются на терапевтическую среду. Терапевтическая среда дает пациентам возможность интроспективно общаться с медсестрой и с самим собой. [2] [3]

В зависимости от среды, в которой находится пациент, целостный подход может быть разным, и знание этого поможет медсестрам добиться лучших результатов в комплексном уходе. [11] Для пациентов с заболеваниями, травмами и операциями увеличение сна будет способствовать выздоровлению, снижению кровяного давления, облегчению боли и эмоциональному благополучию. [11] Как и в больнице, существует множество нарушений, которые могут повлиять на качество сна пациентов, и из-за этого пациентам не хватает помощи для исцеления, восстановления и эмоционального благополучия. [11] Способность медсестры следить за сном пациента или заботиться о нем будет определять, насколько близко он приближается к комплексному уходу. [11] В зависимости от заболевания некоторые методы лечения могут отличаться и могут потребовать дополнительных обследований или программ для пациентов. Например, у женщин больше шансов столкнуться с сердечно-сосудистыми заболеваниями, но количество участников программ сердечной реабилитации меньше, чем у мужчин. [12] Это произошло из-за того, что условия больницы не могли помочь женщинам пройти программы CR. [12] Некоторые примеры: врачи с меньшей вероятностью направляют программы CR женщинам, а пациенты считают, что программа небезопасна. [12] В подобной ситуации, благодаря знаниям и образованию, полученным в результате комплексного сестринского ухода, медсестры смогут подойти к пациенту так, как они могут понять, через что проходит пациент, что дает пациентам больше комфорта и безопасности при выполнении программ. [ нужна ссылка ] [12]

Культурное разнообразие

Часть любого типа ухода включает в себя понимание уровня понимания пациента, его способности справляться с ситуацией, социальную поддержку, а также базовые знания. Медсестра должна использовать эту информацию для эффективного общения с пациентом и его семьей, построения доверительных отношений, всестороннего обучения пациента. Особенно важна способность медсестры-холистика строить терапевтические отношения с пациентом. Медсестры-холистики задаются вопросом, как они могут культурно заботиться о пациентах посредством целостной оценки, поскольку медсестры-холистики придерживаются этических норм и обращаются со всеми аспектами личности. [2] [3]

В Австралии много разных культур, поскольку многие люди родились за границей и мигрировали в Австралию, и мы можем испытать множество культурных различий. [13] Культуру можно определить как то, как люди создают коллективные убеждения и общие практики, чтобы придать смысл своему жизненному опыту, и как концепции языка, религии и этнической принадлежности строятся в культуре. [14] Поскольку целостный уход направлен на исцеление человека в целом, знание его культурной самобытности или происхождения поможет достичь цели (Мариано, 2007). Понимание культуры народа может помочь правильно подойти к лечению пациента, поскольку оно дает медсестрам знания о том, как взгляд пациента на концепцию болезни и болезни соответствует его ценностям и идентичности. [3] Как и в целостном подходе, культура, убеждения и ценности являются важными компонентами для достижения цели. [3] Действия людей по укреплению, поддержанию и восстановлению здоровья и исцеления в основном зависят от их культуры, поэтому знание других культур поможет в комплексном уходе. [3] Развивая знания, навыки общения, оценки и практики для медсестер, он помогает обеспечить лучший опыт пациентам, которые имеют разнообразные убеждения, ценности и поведение, которые уважают их социальные, культурные и языковые потребности. [14] Что касается большинства пациентов и их семей, их решение о лечении от болезни или болезни принимается на основе культурных убеждений. [14] Это означает, что если медсестры не смогут понять и предоставить информацию о том, во что они верят, пациенты, скорее всего, откажутся от лечения и создадут трудности при комплексном уходе. [14]

и образование исследования Целостное

Дипломированные медсестры-холистики несут ответственность за изучение сферы практики, установленной в книге «Целостный уход: сфера применения и стандарты практики» (2007 г.). [3] и за внедрение всех основных ценностей в повседневную практику. В обязанности медсестры-холлиста входит ознакомление как с традиционными практиками, так и с альтернативными методами лечения и методами. Благодаря непрерывному образованию и исследованиям медсестра-холистик будет оставаться в курсе всех вариантов лечения пациентов. Области исследований, проводимых целостными медсестрами, включают: измерение результатов целостной терапии, измерение заботливого поведения и духовности, реагирования пациентов на комплексный уход, а также разработку теории в таких областях, как преднамеренность, расширение прав и возможностей и некоторых других тем.

Целью целостного ухода является лечение социальных, когнитивных, эмоциональных и физических проблем пациента, а также понимание его духовных и культурных убеждений. [15] Включение целостного сестринского дела в образование поможет будущим медсестрам лучше ознакомиться с терминами целостного ухода и с тем, как подходить к этой концепции. [15] В обучение целостному сестринскому делу включены все другие сестринские знания, которые снова развиваются посредством рефлексивной практики. [15] В комплексном сестринском деле медсестер обучают пяти основным ценностям: забота, критическое мышление, целостность, развитие роли медсестры и подотчетность. [15] Эти ценности помогают медсестре сосредоточиться на медицинской помощи клиентам, их семьям и смежным медицинским работникам, которые также участвуют в уходе за пациентами. [15] Обучение целостному сестринскому делу - это программа непрерывного образования, которая будет продолжаться даже после окончания учебы для улучшения достижения цели. [15] Обучение целостному сестринскому делу было бы полезно для медсестер, если бы эта концепция была введена раньше, поскольку повторение обучения целостному сестринскому делу также могло бы привести к его пересмотру. [16] Существует разное обучение навыкам передвижения на работу, примером может служить невербальное и вербальное общение с пациентами. Это сделано для того, чтобы уточнить, когда правильно или неправильно использовать навык общения и насколько мощными могут быть эти навыки. [ нужна ссылка ]

уход медсестры собой за Комплексный

Благодаря интеграции практик заботы о себе, самосознания и самоисцеления медсестра-холистик живет теми ценностями, которым учат пациентов на практике. Холистические «медсестры не могут способствовать исцелению, если они не находятся в процессе исцеления сами». [3]

Чтобы обеспечить целостный уход за пациентом, медсестрам также важно заботиться о себе. [3] Медсестры могут лечить, оценивать и заботиться о себе различными способами, например, самооценка, медитация, йога, правильное питание, энергетическая терапия, поддержка и обучение на протяжении всей жизни. [3] Способность медсестер достичь баланса и гармонии в своей жизни может помочь понять, как комплексно заботиться о пациенте. [3] Во Флоридском Атлантическом университете есть программа, которая фокусируется на всех аспектах заботы и учит тому, как заботиться о других, а также как начать оценивать свой разум, тело и дух. [17] Также есть модель здоровья Трэвиса. [18] который исследует идею «заботы о себе, благополучие является результатом непрерывного процесса самосознания, изучения вариантов, взгляда внутрь себя, получения от других (образование), опробования новых вариантов (рост) и постоянной переоценки всего процесса». . Самосознание и образование предшествуют личностному росту и благополучию». [19] Эта модель концепций показывает, что способность понимать состояние собственного здоровья может принести пользу пациентам и достичь цели целостного ухода. [3]

Сертификация [ править ]

Национальная сертификация целостного ухода регулируется Американской корпорацией по сертификации медсестер (AHNCC). [20] Существует два уровня сертификации: один для медсестер со степенью бакалавра и один для медсестер со степенью магистра. Аккредитация через AHNCC одобрена Американским центром аттестации медсестер (ANCC). [20]

инициативы Глобальные

США [ править ]

Американская ассоциация холистических медсестер (AHNA): заявление о миссии

«Миссия Американской ассоциации холистических медсестер состоит в том, чтобы освещать целостность в сестринской практике, обществе, пропаганде, исследованиях и образовании». [21]

Канада [ править ]

Канадская ассоциация холистических медсестер (CHNA): заявление о миссии

«Поддерживать практику комплексного сестринского ухода по всей Канаде, выступая в качестве хранилища знаний для своих специалистов, пропагандируя политику и провинциальные регулирующие органы, а также обучая канадцев преимуществам дополнительной и интегративной медицинской помощи». [22]

Австралия [ править ]

Австралийская ассоциация медсестер-холистиков (AHNA)

«Миссия Австралийской ассоциации холистических медсестер (AHNA) состоит в том, чтобы освещать холизм в сестринской практике, исследованиях и образовании; действовать как совокупность знаний для своих практикующих врачей; выступать перед политиками и регулирующими органами; и обучать австралийцев преимуществам дополнительной терапии. и альтернативная медицина (CAM) и интегративное здравоохранение». [23]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лабун, Эвелин (май 1988 г.). «Духовная забота: элемент планирования сестринского ухода». Журнал продвинутого сестринского дела . 13 (3): 314–320. дои : 10.1111/j.1365-2648.1988.tb01424.x . ПМИД   3417925 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Досси, Барбара Монтгомери; Киган, Линн (8 марта 2012 г.). Холистический уход . Издательство Джонс и Бартлетт. ISBN  9781449645649 . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 24 ноября 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Мариано, Карла (июнь 2007 г.). «Целостный уход как специальность: целостный уход - объем и стандарты практики». Клиники медсестер Северной Америки . 42 (2): 165–188. дои : 10.1016/j.cnur.2007.03.008 . ПМИД   17544677 .
  4. ^ Хелви, Колорадо (1 октября 1997 г.). «Рецензия на книгу: Комплексный уход: Справочник для практики. Досси Б., Киган Л., Гузетта К. и Колкмайер Л. (1995). Гейтерсбург, Мэриленд: Aspen Publishers, Inc». Дополнительный обзор практики здравоохранения . 3 (3): 237. дои : 10.1177/153321019700300313 . S2CID   70827121 .
  5. ^ Джасеми, Медине; Вализаде, Лейла; Заманзаде, Вахид; Кио, Брайан (2017). «Концептуальный анализ целостного ухода с помощью гибридной модели» . Индийский журнал паллиативной помощи . 23 (1): 71–80. дои : 10.4103/0973-1075.197960 . ISSN   0973-1075 . ПМК   5294442 . ПМИД   28216867 .
  6. ^ Артинян, Барбара М. (февраль 1991 г.). «Разработка Интерсистемной Модели» . Журнал продвинутого сестринского дела . 16 (2): 194–205. дои : 10.1111/j.1365-2648.1991.tb01625.x . ISSN   0309-2402 . ПМИД   2013662 .
  7. ^ Хендерсон, Сарас (декабрь 2002 г.). «Факторы, влияющие на перенос медсестрами теоретических знаний в области комплексной помощи в клиническую практику». Обучение медсестер на практике . 2 (4): 244–250. дои : 10.1016/s1471-5953(02)00020-3 . ПМИД   19036306 .
  8. ^ Форонда, Синтия; МакВильямс, Брент; Макартур, Эрин (июль 2016 г.). «Межпрофессиональное общение в здравоохранении: Интегративный обзор». Обучение медсестер на практике . 19 :36–40. дои : 10.1016/ж.непр.2016.04.005 . ПМИД   27428690 .
  9. ^ «Что такое намеренное прослушивание? | Блог CCC» . Архивировано из оригинала 06 апреля 2019 г. Проверено 20 апреля 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б Мартин, Кэролин Томпсон; Чанда, Нилам (июнь 2016 г.). «Клиническое моделирование психического здоровья: терапевтическое общение». Клиническое моделирование в сестринском деле . 12 (6): 209–214. дои : 10.1016/j.ecns.2016.02.007 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Гарднер, Гленн; Коллинз, Кристина; Осборн, Соня; Хендерсон, Аманда; Иствуд, Миша (июнь 2009 г.). «Создание терапевтической среды: нерандомизированное контролируемое исследование вмешательства в тихое время для пациентов в отделениях неотложной помощи» (PDF) . Международный журнал сестринского дела . 46 (6): 778–786. дои : 10.1016/j.ijnurstu.2008.12.009 . ПМИД   19167711 . S2CID   205296109 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 июля 2017 г. Проверено 24 ноября 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д Саттон, Эрика Дж.; Рольф, Даниэль Э.; Ландри, Мирей; Штернберг, Леонард; Прайс, Дженнифер А.Д. (август 2012 г.). «Сердечная реабилитация и терапевтическая среда: важность физической, социальной и символической безопасности для участия в программе среди женщин: кардиореабилитация и терапевтическая среда». Журнал продвинутого сестринского дела . 68 (8): 1834–1846. дои : 10.1111/j.1365-2648.2012.06041.x . ПМИД   22697385 .
  13. ^ Сайед, Джавад; Крамар, Робин (22 декабря 2009 г.). «Какова австралийская модель управления культурным разнообразием?». Обзор персонала . 39 (1): 96–115. дои : 10.1108/00483481011007887 .
  14. ^ Jump up to: а б с д Маддалена, Виктор (май 2009 г.). «Культурная компетентность и целостная практика: значение для сестринского образования, практики и исследований». Целостная сестринская практика . 23 (3): 153–157. дои : 10.1097/HNP.0b013e3181a056a0 . ПМИД   19411994 . S2CID   31472998 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж МакЭвой, Лиз; Даффи, Анита (2008). «Целостная практика – концептуальный анализ». Обучение медсестер на практике . 8 (6): 412–419. дои : 10.1016/ж.непр.2008.02.002 . ПМИД   18362085 .
  16. ^ Йоркс, Лайл; Шарофф, Лейса (октябрь 2001 г.). «Расширенная эпистемология для содействия преобразующему обучению в целостном сестринском образовании и практике». Целостная сестринская практика . 16 (1): 21–29. дои : 10.1097/00004650-200110000-00007 . ПМИД   15559044 .
  17. ^ Рот, Майкл Д.; Дазе, Анн Мари (июль 1984 г.). «Практикуют ли медсестры в отделении интенсивной терапии?». Размеры сестринского ухода в отделениях интенсивной терапии . 3 (4): 230–236. дои : 10.1097/00003465-198407000-00006 . ПМИД   6564000 .
  18. ^ Трэвис, Кертис С., изд. (1988). Оценка канцерогенного риска . дои : 10.1007/978-1-4684-5484-0 . ISBN  978-1-4684-5486-4 .
  19. ^ Старк, Мэри Энн; Мэннинг-Уолш, Хуанита; Влим, Салли (1 июня 2005 г.). «Забота о себе, учась заботиться о других: задача для студентов-медсестер». Журнал сестринского образования . 44 (6): 266–270. дои : 10.3928/01484834-20050601-05 . ПМИД   16021803 .
  20. ^ Jump up to: а б «Американская корпорация по аттестации медицинских сестер» . Архивировано из оригинала 4 июня 2019 г. Проверено 17 октября 2018 г.
  21. ^ "О нас" . www.ahna.org . Архивировано из оригинала 17 ноября 2018 г. Проверено 17 октября 2018 г.
  22. ^ «О нас — Канадская ассоциация медсестер-холистиков» . Канадская ассоциация холистических медсестер . Архивировано из оригинала 23 марта 2019 г. Проверено 17 октября 2018 г.
  23. ^ "Дом" . АНА . Архивировано из оригинала 8 марта 2020 года . Проверено 24 ноября 2021 г.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a8d230e99f1a739e1cd622067b85689__1703429100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/89/6a8d230e99f1a739e1cd622067b85689.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Holistic nursing - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)