Микоян МиГ-АТ
МиГ-АТ | |
---|---|
![]() МиГ-АТ «81» и «83» | |
Общая информация | |
Тип | Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет / Легкий штурмовик |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Московское авиационное производственное объединение |
Дизайнер | Mikoyan Design Bureau |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 2 |
История | |
Первый полет | 21 марта 1996 г. [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1996 г., после испытательного полета. |
Микоян МиГ-АТ ( русский : МиГ-АТ ) — российский перспективный учебно-тренировочный и легкий штурмовик , который должен был заменить Aero L-29 и L-39 в ВВС России . Разработанный ОКБ Микояна и построенный Московским авиационным производственным объединением , МиГ-АТ совершил свой первый полет в марте 1996 года. Это первая совместная программа разработки самолетов России и Франции и первый совместный военный проект России и Запада. достичь первого полета. [ 1 ] Конструкция проиграла Як-130 в 2002 году в конкурсе на государственный контракт, а также безуспешно продавалась в таких странах, как Индия, Греция и страны Содружества Независимых Государств . [ 1 ] [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка МиГ-АТ началась, когда советские власти решили заменить устаревший парк военно-учебных самолетов Aero L-29 и L-39 . Проект конкурировал с КБ Сухого Мясищева , предложениями и Яковлева ; В 1992 году разработки двух бывших фирм были ликвидированы, в результате чего МиГ-АТ и Як-130 остались единственными претендентами на государственный контракт. Из-за распада Советского Союза в 1991 году и последующего падения расходов на оборону Микоян вступил в сотрудничество с французскими фирмами Snecma / Turbomeca и Sextant Avionique (позже Thales Avionics ), которые будут поставлять авиационные двигатели и авионику соответственно. [ 3 ]
После заморозки окончательного проекта МиГ-АТ в начале 1994 года Московское авиационное производственное объединение (МАПО) приступило к изготовлению первого опытного образца. Обе компании, которые в 1995 году объединились в МАПО-МиГ, использовали для постройки самолета собственные средства. [ 4 ] Первый МиГ-АТ (81 Белый) был выкачен в мае 1995 года. [ 3 ] прежде чем его перевели в Жуковский , где он совершил короткий первоначальный «прыжок» в начале марта 1996 года. Однако его официальный первый полет состоялся 21 марта 1996 года, когда Роман Таскаев поднял самолет в воздух на 45 минут в сопровождении МиГа . -29 УБ и Л-39 в качестве самолетов-преследователей . [ 1 ] [ 5 ] : 44 Самолет достиг высоты 1200 м (4000 футов) и скорости 400 км/ч (250 миль в час). [ 6 ] Второй прототип присоединился к программе летных испытаний в октябре 1997 года; к тому времени первый самолет совершил более 200 испытательных полетов. [ 7 ] [ 8 ] Первоначально Микоян планировал провести программу испытаний с использованием трех летающих прототипов и статического самолета, а также построить еще около пятнадцати самолетов для своих совместных международных маркетинговых усилий с Snecma. [ 5 ] : 45
МиГ-АТ более традиционен, чем конкурирующий Як-130. У него низко посаженное прямое крыло, двигатели, расположенные по обе стороны фюзеляжа, и среднее хвостовое оперение. Первый самолет имел авионику, разработанную совместно Sextant Avionique и ГосНИИАС и основанную на предыдущем французском программном обеспечении. Система авионики включала многофункциональные жидкокристаллические дисплеи , проекционный дисплей и другие навигационные системы, некоторые из которых использовали коммерческие технологии для сокращения времени разработки. [ 5 ] : 45 Системы авионики при работе с электродистанционной системой управления полетом МиГ-АТ позволили самолету перенять характеристики реактивных истребителей третьего и четвертого поколений . [ 1 ] Второй прототип отличался от первого наличием российской авионики и узлов подвески для перевозки вооружения. [ 8 ]

Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двигателями Snecma-Turbomeca Larzac 04R20 мощностью 3175 фунтов силы (14,12 кН), которые были разработаны в 1970-х годах для Alpha Jet . По соглашению 1995 года между французскими и российскими властями российская сторона оставила за собой право производить и разрабатывать на месте двигатель с большей тягой. [ 5 ] : 45 В ноябре 1996 года был подписан контракт на производство десяти двигателей Larzac для первого предсерийного самолета, который так и не был реализован. [ 8 ] В то же время ОКБ «Союз» работало над российской альтернативой «Ларзаку», названной РД-1700 , с номинальной силой взлета 3750 фунтов силы (16,7 кН). [ 8 ] Оба прототипа самолета впоследствии служили отдельными испытательными стендами для двигателя РД-1700 и НПО «Сатурн» АЛ-55 И. [ 9 ] [ 10 ]
По мере продвижения тендера на учебно-тренировочный самолет опыт эксплуатации в ВВС и давление со стороны иностранных компаний-участников сместили первоначальные требования к чисто учебно-тренировочному самолету к легкому боевому самолету. [ 11 ] : 21 В середине марта 2002 года главнокомандующий Владимир Михайлов заявил, что Як-130 был выбран вместо МиГ-АТ в качестве новых учебно-тренировочных самолетов ВВС. [ 11 ] : 21 только для того, чтобы средства массовой информации впоследствии сообщили, что были выбраны оба самолета. [ 12 ] [ 13 ] Однако Як-130 считался лучшим, поскольку он мог выполнять двойную роль: учебно-тренировочного и боевого самолета. [ 14 ] и в конце концов, 10 апреля 2002 г. было объявлено, что Як-130 действительно был выбран вместо МиГ-АТ. [ 15 ] Микоян опротестовал это решение, в частности расширенные требования к легкому учебно-боевому тренажеру и требования к нагрузке вооружения, которые были явно слишком велики для таких физически неадекватных конструкций. [ 11 ] : 23 К тому времени два прототипа совершили 750 полетов. [ 14 ]
Одним из аспектов первоначального соглашения Микояна с французскими компаниями от 1993 года было то, что последние будут помогать в сбыте МиГ-АТ за пределами Содружества Независимых Государств (СНГ). [ 5 ] : 45 В частности, соглашение было призвано повысить доверие к проекту. [ 16 ] и использовать международную бизнес-сеть Snecma. Помимо СНГ, Россия будет продавать самолеты странам, которые традиционно приобретали самолеты страны, включая Индию и Малайзию. [ 5 ] : 45 Самолет был продемонстрирован официальным лицам и пилотам таких стран, как Алжир, Греция, Индия и Объединенные Арабские Эмираты. [ 11 ] : 21 Несмотря на поражение в 2002 году конструкции Яковлева, Микоян продолжил переговоры с потенциальными зарубежными партнерами и продолжил программу летных испытаний. В феврале 2004 года конструкция получила российскую военную сертификацию, и ожидалось, что Алжир первым разместит заказ на самолет. [ 17 ]
В июне 2018 года вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что Минобороны России рассматривает возможность возрождения программы и возможности использования самолета в качестве основной платформы базовой подготовки летчиков. Далее, сообщил Виктор Бондарев , если решение будет принято, самолет может быть принят на вооружение ВВС России в 2023 году. [ 18 ]
В декабре 2023 года ОАК объявила, что планирует построить новый учебно-тренировочный комплекс, основным элементом которого станет новый однодвигательный самолет МиГ-УТС, являющийся духовным преемником МиГ-АТ. [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]- МиГ-АТ - двухместный базовый учебно-тренировочный вариант.
- МиГ-АС — предложенный одноместный боевой вариант с укороченным фюзеляжем. [ 5 ] : 45 [ 20 ]
- МиГ-АТЦ - предлагаемый учебно-легкий боевой вариант базового МиГ-АТ с нашлемной системой целеуказания для действий воздух-воздух и воздух-земля. [ 5 ] : 45 [ 20 ]
Технические характеристики (МиГ-АТ)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft за 2003–2004 гг., [ 21 ] airforce-technology.com, [ 22 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 12,01 м (39 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев: 10,16 м (33 фута 4 дюйма)
- Высота: 4,42 м (14 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 17,67 м 2 (190,2 кв. футов)
- Полный вес: 4610 кг (10 163 фунта) (тренировочный)
- Максимальный взлетный вес: 7800 кг (17 196 фунтов) (боевой)
- Запас топлива: 2390 л (630 галлонов США; 530 имп галлонов)
- Силовая установка: 2 SNECMA Turbomeca Larzac 04-R-20 с тягой 14,4 кН (3200 фунтов силы) каждый. турбовентиляторных двигателя
Производительность
- Максимальная скорость: 1000 км/ч (620 миль в час, 540 узлов) на высоте 2500 м (8202 фута).
- Максимальная скорость: 0,81 Маха.
- Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
- Перегоночная дальность: 2000 км (1200 миль, 1100 морских миль)
- Практический потолок: 14 000 м (46 000 футов)
- г лимиты: + 8
- Скорость набора высоты: 81,7 м/с (16 080 футов/мин)
Вооружение
- Guns: UPK-23 gun pod for Gryazev-Shipunov GSh-23 autocannon
- Узлы подвески: 9 магазинами емкостью до 2000 кг (4400 фунтов) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: *** УБ-16 Реактивные блоки для ракет С-5.
- УБ-8М Ракетные блоки для ракет С-8
- Ракеты: *** Ракеты «воздух-воздух» :
- Бомбы: до 500 кг (1100 фунтов) бомб.
- Ракеты: *** УБ-16 Реактивные блоки для ракет С-5.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- EADS Мако/HEAT
- Хунду L-15
- Сухой С-54 - хотя и был одномоторным, но участвовал в том же конкурсе проектов УТС (тренировочно-тренировочного самолета нового поколения).
- Yakovlev Yak-130 – selected UTS design
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Таверна, Майкл (1 мая 1996 г.). «Франко-российский тренер добился успеха» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Издательство аэрокосмических СМИ. ISSN 1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Баумгарднер, Нил (19 июня 2001 г.). «Российский МиГ рассматривает Грецию как стартового заказчика учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ». Оборонная газета . 210 (56). ISSN 0889-0404 .
- ^ Jump up to: а б «Справочник: военные самолеты» . Рейс Интернешнл . 161 (4833). Лондон: Reed Business Information: 63. 28 мая – 3 июня 2002 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Рыбак, Борис (5 сентября 1994 г.). «Русский язык на заключительном этапе конкурса тренеров». Неделя авиации и космических технологий . 141 (10). Нью-Йорк: McGraw-Hill: 142, 145, 147. ISSN 0005-2175 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Новичков, Николай; Спарако, Пьер (15 апреля 1996 г.). «МиГ-АТ вышел на летные испытания». Неделя авиации и космических технологий . 144 (16). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл: 44–45. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Учебный МиГ-АТ совершил первый полет». Неделя авиации и космических технологий . 144 (14). Нью-Йорк: McGraw-Hill: 21. 1 апреля 1996 г. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Коротко о новостях» . Рейс Интернешнл . 152 (4600). Лондон: Reed Business Information: 23. 12–18 ноября 1997 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Jump up to: а б с д Фрикер, Джон (8 сентября 1997 г.). «Новый российский двигатель для МиГ-АТ». Неделя авиации и космических технологий . Нью-Йорк: McGraw-Hill: 60. ISSN 0005-2175 .
- ^ «Успешно продолжаются летные испытания двигателя АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» на учебно-тренировочном самолете МиГ-АТ» (Пресс-релиз). НПО Сатурн. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года.
- ^ Самолет МиГ-АТ опробовал турбореактивный двигатель . Известия (на русском языке). 29 июля 2008 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бутовский, Петр (май 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов становится на свои места». Интеравиа Бизнес и Технологии . 57 (663). Издательство аэрокосмических СМИ: 20–23. ISSN 1423-3215 .
- ^ Комаров, Алексей (8 апреля 2002 г.). «Россия выбирает МиГ-АТ и Як-130 в учебном конкурсе» . Неделя авиации и космических технологий . Нью-Йорк: McGraw-Hill: 40. ISSN 0005-2175 .
- ^ Пронина, Люба (1 апреля 2002 г.). «МиГ и Як разорвали сделку по созданию учебных кораблей» . Московская Таймс . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Пронина, Люба (8 апреля 2002 г.). «Французское товарищество МиГ-АТ» . Московская Таймс . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ «Яковлев Як-130 (Российская Федерация), Самолеты – Самолеты – Гражданские/военные» . Джейн «Все самолеты мира» . 20 июля 2010 г.
- ^ Неэр, Жак (12 июня 1993 г.). «МиГ: с холода, но ссылка на Snecma усугубляет проблемы Уэста». Интернэшнл Геральд Трибьюн . п. 9.
- ^ «РСК МиГ близок к сделке с Алжиром» . Рейс Интернешнл . 165 (4925). Лондон: Reed Business Information: 17. 16–22 марта 2004 г. ISSN 0015-3710 .
- ^ Производство самолета МиГ-АТ может быть возобновлено в России (на русском языке). ТАСС . 29 июня 2018 года . Проверено 7 июля 2018 г.
- ^ "Разработка нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС началась в России" . Российская газета (in Russian). 2023-12-28 . Retrieved 2024-01-27 .
- ^ Jump up to: а б Zhiharev, Sergey (23 March 1996). Сотрудничество ВПК России и Франции . Kommersant (in Russian). p. 4 . Retrieved 22 July 2018 .
- ^ Джексон, Пол (2003). Jane's All The World's Aircraft 2003–2004 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 387–388. ISBN 0-7106-2537-5 .
- ^ «Усовершенствованный летно-боевой учебно-боевой самолет МиГ-АТ» . Военно-воздушные технологии . Проверено 26 июля 2018 г.
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
Внешние ссылки
[ редактировать ]