Аэро Л-29 Дельфин
Л-29 Дельфин | |
---|---|
Аэро Л-29 Дельфин | |
Роль | Военный учебно-тренировочный самолет Легкая атака |
Производитель | Аэро Водоходы |
Дизайнер | Инж. Ян Влчек, З. Рублич и К. Томаш [ 1 ] |
Первый полет | 5 апреля 1959 г. |
Введение | 1961 |
Статус | Ограниченное обслуживание; популярная гражданская боевая птица |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) Чехословацкие ВВС (исторический) Болгарские ВВС (исторический) Египетские ВВС (исторический) |
Произведено | 1963–1974 |
Количество построенных | 3,665 [ 1 ] |
Aero L-29 Delfín (англ. Dolphin , обозначение НАТО : Maya ) — военный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и производимый чехословацким авиационным производителем Aero Vodochody . самолет, разработанный и построенный в стране Это первый реактивный , а также, вероятно, крупнейшая авиастроительная программа, реализуемая в любой из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), за исключением Советского Союза. [ 2 ]
В ответ на значительную потребность в едином учебно-тренировочном самолете с реактивным двигателем, который должен был быть принят в различных странах Восточного блока , компания Aero решила приступить к реализации собственного проектного проекта с целью надлежащего удовлетворения этого спроса. 5 апреля 1959 года первый прототип, получивший обозначение XL-29 , совершил свой первый полет . L-29 был выбран в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для ВВС стран Варшавского договора , для которых он поставлялся с 1960-х годов. В начале 1970-х годов на смену этому типу в качестве основного учебно-тренировочного самолета пришел другой самолет производства Aero, L-39 Albatros , что в значительной степени способствовало снижению спроса на более ранний L-29 и прекращению его производства в 1974 году. [ 3 ]
В ходе программы было произведено более 3000 учебно-тренировочных самолетов L-29 Delfin. Сообщается, что из них около 2000 были доставлены в Советский Союз, где они использовались в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для советских ВВС . Из остальных, включавших как вооруженные, так и невооруженные модели, многие самолеты были поставлены в различные страны СЭВ, а другие экспортировались в различные зарубежные страны, включая Египет , Сирию , Индонезию , Нигерию и Уганду . [ 2 ] Сообщается, что L-29 несколько раз использовался в активных боевых действиях, возможно, наиболее громким из них является использование нигерийских самолетов во время гражданской войны в Нигерии в конце 1960-х годов, а также египетских L-29 против израильских танков во время короткого Судного дня. Кипурская война 1973 года.
Разработка
[ редактировать ]В конце 1950-х годов советские ВВС начали поиск подходящей замены реактивного двигателя своему парку учебно-тренировочных самолетов с поршневыми двигателями ; со временем это требование постепенно расширялось с целью разработки учебно-тренировочного самолета, который мог бы быть принят на вооружение и широко использоваться в национальных военно-воздушных силах стран Восточного блока . Примерно в то же время Чехословакия также самостоятельно разрабатывала свои собственные требования к подходящему реактивному преемнику своего нынешнего учебно-тренировочного самолета с винтовым двигателем. [ 1 ] В ответ на эти требования Aero решила разработать собственную конструкцию самолета; Работу возглавили пара аэрокосмических инженеров З. Рублич и К. Томаш. [ 1 ] Их работа была сосредоточена на желании создать единую конструкцию, которая была бы подходящей как для выполнения базового, так и для продвинутого уровня режима подготовки, обеспечивая пилотам прямую подготовку к эксплуатации боевых самолетов на передовой. [ 4 ]
Основная концепция проекта заключалась в создании простого, легкого в сборке и эксплуатации самолета. Соответственно, в процессе разработки особое внимание уделялось простоте и прочности, что привело к использованию ручного управления полетом, большим закрылкам и перфорированным воздушным тормозам, расположенным по бокам фюзеляжа . С аэродинамической точки зрения L-29 был специально разработан так, чтобы обладать стабильными и послушными летными характеристиками; это решение способствовало завидным показателям безопасности этого типа. Прочный L-29 мог работать в суровых условиях, включая взлет с травы, песка или неподготовленных полей . [ 4 ] 5 апреля 1959 года прототип XL-29 совершил свой первый полет , оснащенный британским двигателем Bristol Siddeley Viper турбореактивным . [ 2 ] [ 4 ] чешской разработки Второй прототип, который поднялся в воздух вскоре после этого, был оснащен двигателем M701 . Двигатель М-701 использовался на всех последующих самолетах.
В 1961 году небольшая предсерийная партия L-29 сравнивалась с польским PZL TS-11 Iskra и российским Яковлевом Як-30 , основными конкурентами стандартизированных учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора . Вскоре после завершения взлетов было объявлено, что победителем выбран Л-29; По словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был весьма неожиданным и удивительным для некоторых наблюдателей. [ 1 ] Независимо от результата, Польша решила продолжить разработку и закупки TS-11; однако все остальные страны Варшавского договора решили принять Дельфин в соответствии с соглашениями СЭВ .
В апреле 1963 года началось полномасштабное производство L-29; За 11 лет производства было изготовлено 3600 самолетов. За время производства было разработано несколько модификаций L-29, например, специализированная одноместная пилотажная версия, получившая обозначение L-29A Akrobat . Другая модель, вооруженная разведывательная версия с несколькими направленными вниз камерами, установленными в задней части кабины, получившая название L-29R , также находилась в стадии разработки; однако в 1965 году проект L-29R был свернут. [ 4 ] На некоторые модели могло быть установлено дополнительное вооружение, состоящее либо из съемной артиллерийской установки , либо из установки, содержащей до четырех неуправляемых ракет , которые могли быть установлены на узлах подвески под каждым крылом.
Дизайн
[ редактировать ]Aero L-29 Delfin — учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем, известный своей простой и упрощенной конструкцией и дизайном. Что касается базовой конфигурации, он использовал среднее крыло и Т-образное хвостовое оперение; Крылья не имели стреловидности располагались воздухозаборники для двигателей , и в корнях крыла . Ходовая часть была усилена и способна выдерживать значительные нагрузки. По словам Фредриксена, L-29 был относительно маломощным, но имел несколько положительных характеристик в своих летных характеристиках, таких как простота управления. [ 1 ] Основные органы управления полетом управляются вручную; и закрылки , и воздушные тормоза приводились в действие с помощью гидравлических систем. [ 5 ]
чешской разработки двигателем Motorlet M-701 Серийные самолеты оснащались турбореактивным , способным развивать тягу до 1960 фунтов силы. В период с 1961 по 1968 год было изготовлено около 9250 двигателей; по имеющимся данным, в рамках программы «Дельфин» было изготовлено не менее 5000 таких двигателей. [ 2 ] [ 6 ] и Пилот-курсант его инструктор размещались тандемно под отдельными навесами , причем инструктор располагался слегка приподнято, чтобы лучше контролировать студента. И студент, и инструктор были оборудованы катапультируемыми сиденьями ; они были намеренно связаны между собой для синхронного ведения огня, если одно из сидений было развернуто, чтобы исключить любую возможность столкновения в воздухе между двумя катапультными сиденьями. [ 1 ] [ 4 ]
В конце своего существования многие L-29 были перепроданы частным операторам и нашли применение в гражданском секторе. [ 5 ] Стало обычным явлением внесение различных модификаций для преобразования типа для такого использования; эти изменения обычно включают удаление военного оборудования (например, прицела ), замену метрических высотомеров западными аналогами, добавление альтернативных радиосистем и новых катапультных кресел. Кроме того, некоторые подсистемы, такие как кислородная система, обычно отключались, а не удалялись. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]В конечном итоге советским ВВС было поставлено более 2000 самолетов L-29 «Дельфин». Как и большинство советских самолетов, он получил собственное НАТО «Майя». обозначение [ 4 ] В качестве учебно-тренировочного самолета L-29 позволил ВВС внедрить «всесторонний» режим обучения, используя только самолеты с реактивными двигателями, полностью заменив более ранние типы самолетов с поршневыми двигателями.
Дельфины выполняли базовые, промежуточные и тренировочные функции. Для этой последней миссии они были оснащены узлами подвески для установки артиллерийских установок, бомб или ракет; по словам Фредриксона, L-29 при развертывании в таком качестве функционировал как относительно хороший штурмовик. [ 1 ] Он несколько раз использовался в этой активной боевой роли, например, когда несколько египетских L-29 были отправлены для нападения на израильские сухопутные войска во время Войны Судного дня в 1973 году. Этот тип также использовался в гневе во время гражданской войны в Нигерии . конец 1960-х годов. [ 1 ] Сообщается, что 16 июля 1975 года самолет L-29 чехословацких ВВС сбил польский гражданский биплан, пилотируемый Дионизи Белянским, который пытался бежать на Запад . [ 7 ]
L-29 был вытеснен в вооружении многих его эксплуатантов самолетом Aero L-39 Albatros . [ 4 ] L-29, который какое-то время обычно использовался вместе с более новым L-39. Этот тип широко использовался для проведения штурмовых операций во время Первой Нагорно-Карабахской войны азербайджанскими войсками . По меньшей мере 14 из 18 L-29 были сбиты силами ПВО Армении; ВВС Азербайджана потеряли большую часть своих ВВС из-за зенитного огня. [ 8 ]
2 октября 2007 года немодифицированный L-29 совершил первый в мире полет на реактивном самолете, работающем исключительно на 100-процентном биодизельном топливе. Пилоты Кэрол Шугарс и Дуглас Роданте вылетели на своем самолете Delphin Jet из аэропорта Стед , Рино, Невада , в международный аэропорт Лисбург , Лисбург, Флорида, чтобы продвигать экологически чистое топливо в авиации. [ 9 ]
L-29, как и его преемник L-39, нашел применение в воздушных гонках, некоторые из которых были модернизированы с использованием британского двигателя Armstrong Siddeley Viper турбореактивного . [ 10 ] [ 11 ] С 10 по 14 сентября 2008 года пара L-29 заняла первое и второе место на авиагонках в Рино . Оба L-29 постоянно показывали круги со скоростью 500 миль в час или выше; бывший астронавт Курт Браун занял первое место в «Viper», за ним последовал гонщик Red Bull Майк Мэнголд в «Euroburner». [ 12 ]
Россия заявила, что уничтожила пару грузинских L-29 во время войны в Южной Осетии в 2008 году . [ 13 ] 18 января 2015 года сепаратистские силы, участвовавшие в войне в Донбассе, заявили, что у них есть действующий L-29. [ 14 ]
Операторы
[ редактировать ]Текущие военные операторы
[ редактировать ]- Ангола
- Национальные ВВС Анголы - по состоянию на 2022 год на вооружении находились 6 L-29. [ 15 ]
- Грузия
- Секция армейской авиации - по состоянию на 2022 год на вооружении находились 4 L-29. [ 16 ]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]- Афганистан
- самолета . С 1978 по 1999 год в составе ВВС Афганистана было 24 [ 17 ]
- Армения
- Армянские ВВС [ нужна ссылка ]
- Азербайджан
- Азербайджана Силы ПВО и ПВО [ 18 ]
- Болгария
- Болгарские ВВС эксплуатировали 102 экземпляра, поставленных в период с 1963 по 1974 год и выведенных из эксплуатации в 2002 году. [ нужна ссылка ]
- Чешская Республика
- Чешские ВВС [ 19 ]
- Китайская Народная Республика
- В 1968 году НОАК получила 4 L-29.
- Чехословакия
- Чехословацкие ВВС [ нужна ссылка ]
- Восточная Германия
- Восточногерманские ВВС [ нужна ссылка ]
- Египет
- Египетские ВВС [ 20 ] – снято
- Гана
- ВВС Ганы [ 21 ]
- Гвинея
- Военные Гвинеи [ 22 ]
- Венгрия
- Венгерские ВВС [ 23 ]
- Индонезия
- Индонезийские ВВС [ 24 ]
- Ирак
- ВВС Ирака - в период с 1968 по 1974 год поступило 78 L-29. Некоторые из них были переоборудованы в беспилотные летательные аппараты в 1990-х годах. [ 25 ] Больше не эксплуатируется
- Ливия
- 20 самолетов L29 ВВС Ливийской Арабской Республики были потеряны в 1987 году на заключительной стадии чадско-ливийского конфликта. [ 26 ]
- У них было
- ВВС Мали - 6 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2012 г. [ 27 ]
- Нигерия
- Нигерийские ВВС [ нужна ссылка ]
- Румыния
- Румынские ВВС [ 28 ] - все Л-29 списаны в 2006 г.
- Словакия
- Словацкие ВВС - после распада Чехословакии 16 L-29 были переданы новым независимым ВВС Словакии . [ 29 ] Они были отозваны в 2003 году.
- Сирия
- Сирийские ВВС [ 30 ]
- Уганда
- Угандийские ВВС [ 31 ]
- Украина
- Украинские ВВС [ 32 ]
- Вьетнам
- Народные ВВС Вьетнама [ нужна ссылка ]
- Соединенные Штаты
- ВМС США [ 33 ]
- Советский Союз
- эксплуатировалось около 2000
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Канада
-
- Три частных L-29, эксплуатируемых Международной школой летчиков-испытателей в Канаде, в качестве средств обучения летным испытаниям. [ 34 ]
- Два частных L-29, принадлежащие Музею холодной войны ACER. Бывший военнослужащий ВВС Болгарии. [ 35 ]
- Рядовой L-29, эксплуатируемый Waterloo Warbirds. [ 36 ]
- Рядовой L-29C, OK-ATS, чешская реактивная группа Жатец – Мацерка. [ 37 ] Самолет разбился 10 июня 2012 года из-за халатности пилота, пилот и пассажир погибли. [ 38 ]
- Рядовой L-29, OK-AJW, Blue Sky Service Брно – Туржаны. [ 39 ]
- Один L-29C, OY-LSD, принадлежал Лассе Рунгхольму, Нильсу Эгелунду (до 31.12.2015), Клаусу Броггеру и Коре Сельвейеру. [ 40 ]
- Л-29 ЗК-ССУ и ЗК-ВАУ эксплуатируются авиакомпанией «Советская звезда» из международного аэропорта Крайстчерч . [ 41 ]
- Один частный L-29C, OM-JET, принадлежащий Яну Слоте. [ 43 ]
- Один L-29, OM-JLP, принадлежит ООО «Словтепмонт». [ 44 ]
- Капитан Юзеф Вашко и полковник. Радомил Пеца на пенсии является владельцем одного Л-29, ОМ-СЛК. [ 45 ]
- Два из них находятся в ведении Лаборатории производительности операторов Инженерного колледжа Университета Айовы . Используется в качестве летно-исследовательского самолета с высокой динамикой для разработки характеристик состояния пилота. [ 46 ]
- Один L-29, N29CZ, находится в ведении Музея авиации всемирного наследия в Детройте, штат Мичиган. [ 47 ]
- Один в качестве самолета для летных испытаний высокой динамики авионики в Инженерном центре авионики Университета Огайо. [ 48 ]
Несчастные случаи
[ редактировать ]- 18 августа 2000 года частный L-29 был уничтожен после удара о воду во время показа пилотажа на авиасалоне Eastbourne Airbourne Air Show в Истборне , Восточный Суссекс , Англия . Пилот, бывший член Королевских ВВС (RAF) демонстрационной группы Red Arrows , погиб без видимых признаков попытки катапультироваться из самолета. [ 5 ]
- 18 сентября 2022 года частный L-29 разбился во время участия в авиагонках Рино в Неваде, в результате чего погиб пилот. [ 49 ]
- 12 ноября 2023 года частный самолет L-29 разбился во время выполнения фигур высшего пилотажа на авиашоу в Вилья-Каньяс , Аргентина, в результате чего погибли пилот и второй пилот. [ 50 ]
Технические характеристики (Л-29)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1971–72 гг. [ 51 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,81 м (35 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 10,29 м (33 фута 9 дюймов)
- Высота: 3,13 м (10 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 19,80 м 2 (213,1 кв. футов)
- Соотношение сторон : 5,36:1
- Профиль крыла : NACA63 2 A217 у основания, NACA 64 2 A212 на кончике.
- Вес пустого: 2280 кг (5027 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3280 кг (7231 фунт)
- Запас топлива: 962 л (254 галлона США; 212 имп галлонов), возможность установки 2 внешних баков по 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
- Силовая установка: 1 Motorlet M-701c 500 турбореактивный двигатель , тяга 8,7 кН (1960 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 655 км/ч (407 миль в час, 354 узла) на высоте 5000 м (16 400 футов).
- Скорость сваливания: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов) (закрылки опущены)
- Никогда не превышайте скорость : 820 км/ч (510 миль в час, 440 узлов).
- Дальность: 894 км (556 миль, 483 миль) (с внешними баками)
- Выносливость: 2 часа 30 минут
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость набора высоты: 14,00 м/с (2755 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 7,62-мм пулеметные установки на узлах подвески.
- Точки подвески: 2
- Ракеты: 8 ракет класса «воздух-земля».
- Бомбы: 2 бомбы по 100 кг (220 фунтов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фредриксен 2001, стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с д «Продажа в Восточную Европу». Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine Flight International , 13 июня 1974 г., с. 174.
- ^ "Бродяга с Бобом Лутцем". Архивировано 28 октября 2017 г. в журнале Wayback Machine Flying Magazine , октябрь 1996 г., с. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Л-29 ДЕЛЬФИН». Архивировано 29 октября 2017 г. на Wayback Machine Army.cz , дата обращения: 28 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Бюллетень AAIB №: 3/2001: Аэроводоходы L29 Дельфин, G-MAYA». Архивировано 5 февраля 2017 г. в Wayback Machine отделе расследования авиационных происшествий , дата обращения: 28 октября 2017 г.
- ^ «История». Архивировано 29 октября 2017 г. в Wayback Machine GE Aviation , дата обращения: 28 октября 2017 г.
- ^ Кэмерон, Роберт. «Появляются новые факты о сбитии польского самолета в 1975 году». Архивировано 18 апреля 2009 г. на Wayback Machine чешском радио , 14 апреля 2009 г.
- ^ «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988-1994 годы» . Архивировано из оригинала 4 июня 2013 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Бьелло, Дэвид. «Биодизель поднимается в небо». Архивировано 19 марта 2011 г. в Wayback Machine Scientific American , 30 ноября 2007 г.
- ^ «PRS - Что это такое». Архивировано 29 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine Racingjets.com , 22 июня 2017 г.
- ^ «Отборочные матчи национального чемпионата по воздушным гонкам 2016 года». Архивировано 29 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine airrace.org , дата обращения: 28 октября 2017 г.
- ^ Гибсон, Роберт «Хут». «Воздушные гонки в Рено 2008». Архивировано 29 октября 2017 г. в Wayback Machine Plane & Pilot , 16 декабря 2008 г.
- ^ Пайк, Джон. «ВВС Грузии» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2009 г. Проверено 16 января 2009 г.
- ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 августа 2015 г. Проверено 20 января 2015 г.
- ^ Хойл 2022, с. 12
- ^ Хойл 2022, с. 19
- ^ «Исторические списки ВВС мира: Афганистан» . Worldairforces.com . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Классика авиации - Выпуск 28 - Aero L-39 Albatros (PDF) . ООО «Мортонс Медиа Групп». 2015 . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 53–54.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 56.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 59.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 62.
- ^ «УЧЕБНО-ТРЕНЕРНЫЙ САМОЛЕТ Л-29 «ДЕЛЬФИН»» . Reptar.hu . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ «ИНДОНЕЗИЯ ЗАКУПАЕТ НОВЫЕ РЕАКТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ИЗ ЧЕХОСЛОВАКИИ | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 г. Проверено 9 августа 2018 г.
- ^ Vala Aviation News , май 2003 г., стр. 355–357.
- ^ К. Поллак, Арабы на войне , Глава 4.
- ^ Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 55.
- ↑ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 81–82.
- ^ «ВВС Словакии в 1993 году и сегодня в цифрах и изображениях. Блог - Йозеф Кулак (Blog.sme.sk)» . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 3 июня 2012 г.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 88.
- ^ Родни Мухумуза (15 июля 2007 г.). «Командующий силами рассказывает о своей жизни при Амине» . Ежедневный монитор . Кампала. Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 91–92.
- ^ «Военно-морская авиация: претенденты на крылатые ракеты» . www.strategypage.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 г. Проверено 29 июня 2010 г.
- ^ «Самолет – ITPS Канада» . Проверено 9 октября 2020 г.
- ^ «Наш самолет». Архивировано 15 декабря 2017 г. в Wayback Machine ACM Warbirds в Канаде.
- ^ «Боевые птицы Ватерлоо» . Проверено 10 ноября 2021 г.
- ^ «Чешская реактивная команда | Самолеты [ так в оригинале ] | L-29 | История» . Архивировано из оригинала 3 июня 2009 г. Проверено 18 ноября 2008 г.
- ^ Длоуи, Хайнек (21 мая 2013 г.). «В прошлом году дельфин упал возле Жатца из-за ошибки пилота» . Жатецкий и Лунский denik.cz (на чешском языке). Жнец . Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «L-29 Дельфин (OK-AJW) | Blue Sky Service, sro» www.blueskyservice.cz . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 26 января 2022 г.
- ^ «Датский регистр гражданских самолетов [ так в оригинале ] — OY-LSD — Aero L-29 Delfin» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 2 января 2012 г.
- ^ «Советская звезда» . Архивировано из оригинала 13 января 2015 г. Проверено 22 января 2015 г.
- ^ «Аэроклуб «Феникс»» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ «У «Слоты» уже есть истребитель? — Правда.ск . 28 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 г. Проверено 28 мая 2009 г.
- ^ «Новости | Slovenské krídla sro» Архивировано из оригинала 5 марта 2017 г. Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ «Возвращение «Дельфина»: Самолет, который давно должен был оказаться на свалке, выполняет особую миссию | Живот.ск» . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 г. Проверено 05 марта 2017 г.
- ^ «Лаборатория производительности операторов». Архивировано 13 ноября 2010 г. в Wayback Machine Инженерном колледже Университета Айовы. Проверено: 19 июня 2017 г.
- ^ "Аэро Водоходы L29". Архивировано 15 декабря 2018 г. в Музее авиации, внесенном в список Всемирного наследия Wayback Machine . Проверено: 19 июня 2017 г.
- ^ "Дельфин Л-29." Архивировано 15 декабря 2018 г. в Wayback Machine Инженерно-технологическом колледже Russ Университета Огайо. Проверено: 19 июня 2017 г.
- ^ Гаффни, Мелисса (18 сентября 2022 г.). «Пилот погиб в результате крушения одномоторного самолета на авиагонках в Рино: генеральный директор» . Новости АВС . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Авиакатастрофа со смертельным исходом в Вилья-Каньяс: двое погибших в результате крушения самолета во время выполнения фигур высшего пилотажа на выставке в Санта-Фе . Кларин (на испанском языке). Санта-Фе, Аргентина . 12.11.2023 . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Тейлор 1971, с. 29.
Библиография
[ редактировать ]- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-576-07364-5 .
- Ганстон, Билл , изд. «Аэро Л-29 Дельфин». Энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Crescent Books, 1990. ISBN 0-517-53754-0 .
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 180, № 5321. 13–19 декабря 2011. С. 26–52. ISSN 0015-3710.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 182, № 5370. 11–17 декабря 2012. С. 40–64. ISSN 0015-3710.
- Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 188, № 5517. 8–14 декабря 2015. С. 26–53. ISSN 0015-3710.
- Хойл, Крейг (2022). «ВВС мира 2023» . Рейс Интернешнл . Проверено 10 августа 2023 г.
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1971–72 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1971. ISBN 0-354-00094-2 .
- Вала, Войтек. «Смертоносные дроны Саддама». Новости авиации . Том 65, № 5. Май 2003 г., стр. 355–357.
- «ВВС мира 2004» Flight International . Том. 166, № 4960. 16–22 ноября 2004 г., стр. 41–100. ISSN 0015-3710.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (1961) Руководство по летной эксплуатации Aero L-29 Delfin [ постоянная мертвая ссылка ]
- Чешская реактивная команда. Архивировано 16 августа 2018 г. в Wayback Machine — гражданская демонстрационная группа.
- Aircraft.co.za – Полный справочник по авиации
- Аллея боевых птиц L-29 Страница
- Gauntlet Warbirds — Тренировка L-29 в районе Чикаго
- Обход Л-29 Дельфин из Полтавы
- Обход Л-29 Дельфин из Егорьевска
- Обход Л-29 Дельфин из Запорожья
- Советская звезда, Крайстчерч, Новая Зеландия
- Double X Aviation Ltd, Квинстаун, Новая Зеландия