Jump to content

Аэро Л-29 Дельфин

(Перенаправлено с Aero L-29 )
Л-29 Дельфин
Аэро Л-29 Дельфин
Роль Военный учебно-тренировочный самолет
Легкая атака
Производитель Аэро Водоходы
Дизайнер Инж. Ян Влчек, З. Рублич и К. Томаш [ 1 ]
Первый полет 5 апреля 1959 г.
Введение 1961
Статус Ограниченное обслуживание; популярная гражданская боевая птица
Основные пользователи Советские ВВС (исторический)
Чехословацкие ВВС (исторический)
Болгарские ВВС (исторический)
Египетские ВВС (исторический)
Произведено 1963–1974
Количество построенных 3,665 [ 1 ]

Aero L-29 Delfín (англ. Dolphin , обозначение НАТО : Maya ) — военный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и производимый чехословацким авиационным производителем Aero Vodochody . самолет, разработанный и построенный в стране Это первый реактивный , а также, вероятно, крупнейшая авиастроительная программа, реализуемая в любой из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), за исключением Советского Союза. [ 2 ]

В ответ на значительную потребность в едином учебно-тренировочном самолете с реактивным двигателем, который должен был быть принят в различных странах Восточного блока , компания Aero решила приступить к реализации собственного проектного проекта с целью надлежащего удовлетворения этого спроса. 5 апреля 1959 года первый прототип, получивший обозначение XL-29 , совершил свой первый полет . L-29 был выбран в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для ВВС стран Варшавского договора , для которых он поставлялся с 1960-х годов. В начале 1970-х годов на смену этому типу в качестве основного учебно-тренировочного самолета пришел другой самолет производства Aero, L-39 Albatros , что в значительной степени способствовало снижению спроса на более ранний L-29 и прекращению его производства в 1974 году. [ 3 ]

В ходе программы было произведено более 3000 учебно-тренировочных самолетов L-29 Delfin. Сообщается, что из них около 2000 были доставлены в Советский Союз, где они использовались в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для советских ВВС . Из остальных, включавших как вооруженные, так и невооруженные модели, многие самолеты были поставлены в различные страны СЭВ, а другие экспортировались в различные зарубежные страны, включая Египет , Сирию , Индонезию , Нигерию и Уганду . [ 2 ] Сообщается, что L-29 несколько раз использовался в активных боевых действиях, возможно, наиболее громким из них является использование нигерийских самолетов во время гражданской войны в Нигерии в конце 1960-х годов, а также египетских L-29 против израильских танков во время короткого Судного дня. Кипурская война 1973 года.

Разработка

[ редактировать ]
Aero L-29 в аэропорту Каунаса
Частный L-29 Delfin на Мирамар авиасалоне 2006 года .

В конце 1950-х годов советские ВВС начали поиск подходящей замены реактивного двигателя своему парку учебно-тренировочных самолетов с поршневыми двигателями ; со временем это требование постепенно расширялось с целью разработки учебно-тренировочного самолета, который мог бы быть принят на вооружение и широко использоваться в национальных военно-воздушных силах стран Восточного блока . Примерно в то же время Чехословакия также самостоятельно разрабатывала свои собственные требования к подходящему реактивному преемнику своего нынешнего учебно-тренировочного самолета с винтовым двигателем. [ 1 ] В ответ на эти требования Aero решила разработать собственную конструкцию самолета; Работу возглавили пара аэрокосмических инженеров З. Рублич и К. Томаш. [ 1 ] Их работа была сосредоточена на желании создать единую конструкцию, которая была бы подходящей как для выполнения базового, так и для продвинутого уровня режима подготовки, обеспечивая пилотам прямую подготовку к эксплуатации боевых самолетов на передовой. [ 4 ]

Основная концепция проекта заключалась в создании простого, легкого в сборке и эксплуатации самолета. Соответственно, в процессе разработки особое внимание уделялось простоте и прочности, что привело к использованию ручного управления полетом, большим закрылкам и перфорированным воздушным тормозам, расположенным по бокам фюзеляжа . С аэродинамической точки зрения L-29 был специально разработан так, чтобы обладать стабильными и послушными летными характеристиками; это решение способствовало завидным показателям безопасности этого типа. Прочный L-29 мог работать в суровых условиях, включая взлет с травы, песка или неподготовленных полей . [ 4 ] 5 апреля 1959 года прототип XL-29 совершил свой первый полет , оснащенный британским двигателем Bristol Siddeley Viper турбореактивным . [ 2 ] [ 4 ] чешской разработки Второй прототип, который поднялся в воздух вскоре после этого, был оснащен двигателем M701 . Двигатель М-701 использовался на всех последующих самолетах.

В 1961 году небольшая предсерийная партия L-29 сравнивалась с польским PZL TS-11 Iskra и российским Яковлевом Як-30 , основными конкурентами стандартизированных учебно-тренировочных самолетов Варшавского договора . Вскоре после завершения взлетов было объявлено, что победителем выбран Л-29; По словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был весьма неожиданным и удивительным для некоторых наблюдателей. [ 1 ] Независимо от результата, Польша решила продолжить разработку и закупки TS-11; однако все остальные страны Варшавского договора решили принять Дельфин в соответствии с соглашениями СЭВ .

В апреле 1963 года началось полномасштабное производство L-29; За 11 лет производства было изготовлено 3600 самолетов. За время производства было разработано несколько модификаций L-29, например, специализированная одноместная пилотажная версия, получившая обозначение L-29A Akrobat . Другая модель, вооруженная разведывательная версия с несколькими направленными вниз камерами, установленными в задней части кабины, получившая название L-29R , также находилась в стадии разработки; однако в 1965 году проект L-29R был свернут. [ 4 ] На некоторые модели могло быть установлено дополнительное вооружение, состоящее либо из съемной артиллерийской установки , либо из установки, содержащей до четырех неуправляемых ракет , которые могли быть установлены на узлах подвески под каждым крылом.

Aero L-29 Delfin — учебно-тренировочный самолет с реактивным двигателем, известный своей простой и упрощенной конструкцией и дизайном. Что касается базовой конфигурации, он использовал среднее крыло и Т-образное хвостовое оперение; Крылья не имели стреловидности располагались воздухозаборники для двигателей , и в корнях крыла . Ходовая часть была усилена и способна выдерживать значительные нагрузки. По словам Фредриксена, L-29 был относительно маломощным, но имел несколько положительных характеристик в своих летных характеристиках, таких как простота управления. [ 1 ] Основные органы управления полетом управляются вручную; и закрылки , и воздушные тормоза приводились в действие с помощью гидравлических систем. [ 5 ]

чешской разработки двигателем Motorlet M-701 Серийные самолеты оснащались турбореактивным , способным развивать тягу до 1960 фунтов силы. В период с 1961 по 1968 год было изготовлено около 9250 двигателей; по имеющимся данным, в рамках программы «Дельфин» было изготовлено не менее 5000 таких двигателей. [ 2 ] [ 6 ] и Пилот-курсант его инструктор размещались тандемно под отдельными навесами , причем инструктор располагался слегка приподнято, чтобы лучше контролировать студента. И студент, и инструктор были оборудованы катапультируемыми сиденьями ; они были намеренно связаны между собой для синхронного ведения огня, если одно из сидений было развернуто, чтобы исключить любую возможность столкновения в воздухе между двумя катапультными сиденьями. [ 1 ] [ 4 ]

В конце своего существования многие L-29 были перепроданы частным операторам и нашли применение в гражданском секторе. [ 5 ] Стало обычным явлением внесение различных модификаций для преобразования типа для такого использования; эти изменения обычно включают удаление военного оборудования (например, прицела ), замену метрических высотомеров западными аналогами, добавление альтернативных радиосистем и новых катапультных кресел. Кроме того, некоторые подсистемы, такие как кислородная система, обычно отключались, а не удалялись. [ 5 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Л-29 Дельфин ЗК-ССУ

В конечном итоге советским ВВС было поставлено более 2000 самолетов L-29 «Дельфин». Как и большинство советских самолетов, он получил собственное НАТО «Майя». обозначение [ 4 ] В качестве учебно-тренировочного самолета L-29 позволил ВВС внедрить «всесторонний» режим обучения, используя только самолеты с реактивными двигателями, полностью заменив более ранние типы самолетов с поршневыми двигателями.

Дельфины выполняли базовые, промежуточные и тренировочные функции. Для этой последней миссии они были оснащены узлами подвески для установки артиллерийских установок, бомб или ракет; по словам Фредриксона, L-29 при развертывании в таком качестве функционировал как относительно хороший штурмовик. [ 1 ] Он несколько раз использовался в этой активной боевой роли, например, когда несколько египетских L-29 были отправлены для нападения на израильские сухопутные войска во время Войны Судного дня в 1973 году. Этот тип также использовался в гневе во время гражданской войны в Нигерии . конец 1960-х годов. [ 1 ] Сообщается, что 16 июля 1975 года самолет L-29 чехословацких ВВС сбил польский гражданский биплан, пилотируемый Дионизи Белянским, который пытался бежать на Запад . [ 7 ]

L-29 был вытеснен в вооружении многих его эксплуатантов самолетом Aero L-39 Albatros . [ 4 ] L-29, который какое-то время обычно использовался вместе с более новым L-39. Этот тип широко использовался для проведения штурмовых операций во время Первой Нагорно-Карабахской войны азербайджанскими войсками . По меньшей мере 14 из 18 L-29 были сбиты силами ПВО Армении; ВВС Азербайджана потеряли большую часть своих ВВС из-за зенитного огня. [ 8 ]

2 октября 2007 года немодифицированный L-29 совершил первый в мире полет на реактивном самолете, работающем исключительно на 100-процентном биодизельном топливе. Пилоты Кэрол Шугарс и Дуглас Роданте вылетели на своем самолете Delphin Jet из аэропорта Стед , Рино, Невада , в международный аэропорт Лисбург , Лисбург, Флорида, чтобы продвигать экологически чистое топливо в авиации. [ 9 ]

L-29, как и его преемник L-39, нашел применение в воздушных гонках, некоторые из которых были модернизированы с использованием британского двигателя Armstrong Siddeley Viper турбореактивного . [ 10 ] [ 11 ] С 10 по 14 сентября 2008 года пара L-29 заняла первое и второе место на авиагонках в Рино . Оба L-29 постоянно показывали круги со скоростью 500 миль в час или выше; бывший астронавт Курт Браун занял первое место в «Viper», за ним последовал гонщик Red Bull Майк Мэнголд в «Euroburner». [ 12 ]

Россия заявила, что уничтожила пару грузинских L-29 во время войны в Южной Осетии в 2008 году . [ 13 ] 18 января 2015 года сепаратистские силы, участвовавшие в войне в Донбассе, заявили, что у них есть действующий L-29. [ 14 ]

Операторы

[ редактировать ]

Текущие военные операторы

[ редактировать ]
ВВС Грузии Aero L-29
Частный Aero L-29C Dolphin ES-XLP
Признание Дельфина
Турбореактивный двигатель Motorlet M701
 Ангола
Национальные ВВС Анголы - по состоянию на 2022 год на вооружении находились 6 L-29. [ 15 ]
 Грузия
Секция армейской авиации - по состоянию на 2022 год на вооружении находились 4 L-29. [ 16 ]

Бывшие военные операторы

[ редактировать ]
 Афганистан
самолета . С 1978 по 1999 год в составе ВВС Афганистана было 24 [ 17 ]
 Армения
Армянские ВВС [ нужна ссылка ]
 Азербайджан
Азербайджана Силы ПВО и ПВО [ 18 ]
 Болгария
Болгарские ВВС эксплуатировали 102 экземпляра, поставленных в период с 1963 по 1974 год и выведенных из эксплуатации в 2002 году. [ нужна ссылка ]
 Чешская Республика
Чешские ВВС [ 19 ]
Китайский ВВС НОАК L-29.
 Китайская Народная Республика
В 1968 году НОАК получила 4 L-29.
 Чехословакия
Чехословацкие ВВС [ нужна ссылка ]
 Восточная Германия
Восточногерманские ВВС [ нужна ссылка ]
 Египет
Египетские ВВС [ 20 ] – снято
 Гана
ВВС Ганы [ 21 ]
 Гвинея
Военные Гвинеи [ 22 ]
 Венгрия
Венгерские ВВС [ 23 ]
L-29 Delfin ВВС Индонезии в музее Диргантара Мандала
 Индонезия
Индонезийские ВВС [ 24 ]
 Ирак
ВВС Ирака - в период с 1968 по 1974 год поступило 78 L-29. Некоторые из них были переоборудованы в беспилотные летательные аппараты в 1990-х годах. [ 25 ] Больше не эксплуатируется
 Ливия
20 самолетов L29 ВВС Ливийской Арабской Республики были потеряны в 1987 году на заключительной стадии чадско-ливийского конфликта. [ 26 ]
 У них было
ВВС Мали - 6 в эксплуатации по состоянию на декабрь 2012 г. [ 27 ]
 Нигерия
Нигерийские ВВС [ нужна ссылка ]
 Румыния
Румынские ВВС [ 28 ] - все Л-29 списаны в 2006 г.
 Словакия
Словацкие ВВС - после распада Чехословакии 16 L-29 были переданы новым независимым ВВС Словакии . [ 29 ] Они были отозваны в 2003 году.
 Сирия
Сирийские ВВС [ 30 ]
 Уганда
Угандийские ВВС [ 31 ]
 Украина
Украинские ВВС [ 32 ]
 Вьетнам
Народные ВВС Вьетнама [ нужна ссылка ]
 Соединенные Штаты
ВМС США [ 33 ]
 Советский Союз
эксплуатировалось около 2000

Гражданские операторы

[ редактировать ]
L-29, принадлежащий Инженерному колледжу Университета Айовы , используемый для исследований и испытаний.
 Канада
 Чешская Республика
  • Рядовой L-29C, OK-ATS, чешская реактивная группа Жатец – Мацерка. [ 37 ] Самолет разбился 10 июня 2012 года из-за халатности пилота, пилот и пассажир погибли. [ 38 ]
  • Рядовой L-29, OK-AJW, Blue Sky Service Брно – Туржаны. [ 39 ]
 Дания
  • Один L-29C, OY-LSD, принадлежал Лассе Рунгхольму, Нильсу Эгелунду (до 31.12.2015), Клаусу Броггеру и Коре Сельвейеру. [ 40 ]
 Новая Зеландия
 Россия
  • Один гражданский L-29 и один L-29 Viper эксплуатируются подмосковным аэроклубом «Феникс» . [ 42 ]
 Словакия
 Соединенные Штаты

Несчастные случаи

[ редактировать ]

Технические характеристики (Л-29)

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1971–72 гг. [ 51 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 10,81 м (35 футов 6 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,29 м (33 фута 9 дюймов)
  • Высота: 3,13 м (10 футов 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 19,80 м 2 (213,1 кв. футов)
  • Соотношение сторон : 5,36:1
  • Профиль крыла : NACA63 2 A217 у основания, NACA 64 2 A212 на кончике.
  • Вес пустого: 2280 кг (5027 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 3280 кг (7231 фунт)
  • Запас топлива: 962 л (254 галлона США; 212 имп галлонов), возможность установки 2 внешних баков по 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
  • Силовая установка: 1 Motorlet M-701c 500 турбореактивный двигатель , тяга 8,7 кН (1960 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 655 км/ч (407 миль в час, 354 узла) на высоте 5000 м (16 400 футов).
  • Скорость сваливания: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов) (закрылки опущены)
  • Никогда не превышайте скорость : 820 км/ч (510 миль в час, 440 узлов).
  • Дальность: 894 км (556 миль, 483 миль) (с внешними баками)
  • Выносливость: 2 часа 30 минут
  • Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 14,00 м/с (2755 футов/мин)

Вооружение

  • Орудия: 2 7,62-мм пулеметные установки на узлах подвески.
  • Точки подвески: 2
  • Ракеты: 8 ракет класса «воздух-земля».
  • Бомбы: 2 бомбы по 100 кг (220 фунтов).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фредриксен 2001, стр. 4.
  2. ^ Jump up to: а б с д «Продажа в Восточную Европу». Архивировано 28 октября 2017 г. в Wayback Machine Flight International , 13 июня 1974 г., с. 174.
  3. ^ "Бродяга с Бобом Лутцем". Архивировано 28 октября 2017 г. в журнале Wayback Machine Flying Magazine , октябрь 1996 г., с. 67.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Л-29 ДЕЛЬФИН». Архивировано 29 октября 2017 г. на Wayback Machine Army.cz , дата обращения: 28 октября 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д «Бюллетень AAIB №: 3/2001: Аэроводоходы L29 Дельфин, G-MAYA». Архивировано 5 февраля 2017 г. в Wayback Machine отделе расследования авиационных происшествий , дата обращения: 28 октября 2017 г.
  6. ^ «История». Архивировано 29 октября 2017 г. в Wayback Machine GE Aviation , дата обращения: 28 октября 2017 г.
  7. ^ Кэмерон, Роберт. «Появляются новые факты о сбитии польского самолета в 1975 году». Архивировано 18 апреля 2009 г. на Wayback Machine чешском радио , 14 апреля 2009 г.
  8. ^ «Воздушная война над Нагорным Карабахом, 1988-1994 годы» . Архивировано из оригинала 4 июня 2013 г. Проверено 13 февраля 2011 г.
  9. ^ Бьелло, Дэвид. «Биодизель поднимается в небо». Архивировано 19 марта 2011 г. в Wayback Machine Scientific American , 30 ноября 2007 г.
  10. ^ «PRS - Что это такое». Архивировано 29 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine Racingjets.com , 22 июня 2017 г.
  11. ^ «Отборочные матчи национального чемпионата по воздушным гонкам 2016 года». Архивировано 29 октября 2017 г. на сайте Wayback Machine airrace.org , дата обращения: 28 октября 2017 г.
  12. ^ Гибсон, Роберт «Хут». «Воздушные гонки в Рено 2008». Архивировано 29 октября 2017 г. в Wayback Machine Plane & Pilot , 16 декабря 2008 г.
  13. ^ Пайк, Джон. «ВВС Грузии» . www.globalsecurity.org . Архивировано из оригинала 15 мая 2009 г. Проверено 16 января 2009 г.
  14. ^ «Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 13 августа 2015 г. Проверено 20 января 2015 г.
  15. ^ Хойл 2022, с. 12
  16. ^ Хойл 2022, с. 19
  17. ^ «Исторические списки ВВС мира: Афганистан» . Worldairforces.com . Проверено 27 февраля 2021 г.
  18. ^ Классика авиации - Выпуск 28 - Aero L-39 Albatros (PDF) . ООО «Мортонс Медиа Групп». 2015 . Проверено 19 июня 2024 г.
  19. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 53–54.
  20. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 56.
  21. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 59.
  22. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 62.
  23. ^ «УЧЕБНО-ТРЕНЕРНЫЙ САМОЛЕТ Л-29 «ДЕЛЬФИН»» . Reptar.hu . Проверено 27 февраля 2021 г.
  24. ^ «ИНДОНЕЗИЯ ЗАКУПАЕТ НОВЫЕ РЕАКТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ ИЗ ЧЕХОСЛОВАКИИ | ЦРУ FOIA (foia.cia.gov)» . www.cia.gov . Архивировано из оригинала 9 августа 2018 г. Проверено 9 августа 2018 г.
  25. ^ Vala Aviation News , май 2003 г., стр. 355–357.
  26. ^ К. Поллак, Арабы на войне , Глава 4.
  27. ^ Hoyle Flight International , 11–17 декабря 2012 г., с. 55.
  28. Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 81–82.
  29. ^ «ВВС Словакии в 1993 году и сегодня в цифрах и изображениях. Блог - Йозеф Кулак (Blog.sme.sk)» . Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 3 июня 2012 г.
  30. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., с. 88.
  31. ^ Родни Мухумуза (15 июля 2007 г.). «Командующий силами рассказывает о своей жизни при Амине» . Ежедневный монитор . Кампала. Архивировано из оригинала 7 апреля 2018 года . Проверено 25 ноября 2019 г.
  32. ^ Flight International , 16–22 ноября 2004 г., стр. 91–92.
  33. ^ «Военно-морская авиация: претенденты на крылатые ракеты» . www.strategypage.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 г. Проверено 29 июня 2010 г.
  34. ^ «Самолет – ITPS Канада» . Проверено 9 октября 2020 г.
  35. ^ «Наш самолет». Архивировано 15 декабря 2017 г. в Wayback Machine ACM Warbirds в Канаде.
  36. ^ «Боевые птицы Ватерлоо» . Проверено 10 ноября 2021 г.
  37. ^ «Чешская реактивная команда | Самолеты [ так в оригинале ] | L-29 | История» . Архивировано из оригинала 3 июня 2009 г. Проверено 18 ноября 2008 г.
  38. ^ Длоуи, Хайнек (21 мая 2013 г.). «В прошлом году дельфин упал возле Жатца из-за ошибки пилота» . Жатецкий и Лунский denik.cz (на чешском языке). Жнец . Проверено 26 мая 2023 г.
  39. ^ «L-29 Дельфин (OK-AJW) | Blue Sky Service, sro» www.blueskyservice.cz . Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года . Проверено 26 января 2022 г.
  40. ^ «Датский регистр гражданских самолетов [ так в оригинале ] — OY-LSD — Aero L-29 Delfin» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2012 г. Проверено 2 января 2012 г.
  41. ^ «Советская звезда» . Архивировано из оригинала 13 января 2015 г. Проверено 22 января 2015 г.
  42. ^ «Аэроклуб «Феникс»» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 г. Проверено 23 сентября 2016 г.
  43. ^ «У «Слоты» уже есть истребитель? — Правда.ск . 28 мая 2009 г. Архивировано из оригинала 31 мая 2009 г. Проверено 28 мая 2009 г.
  44. ^ «Новости | Slovenské krídla sro» Архивировано из оригинала 5 марта 2017 г. Проверено 05 марта 2017 г.
  45. ^ «Возвращение «Дельфина»: Самолет, который давно должен был оказаться на свалке, выполняет особую миссию | Живот.ск» . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 г. Проверено 05 марта 2017 г.
  46. ^ «Лаборатория производительности операторов». Архивировано 13 ноября 2010 г. в Wayback Machine Инженерном колледже Университета Айовы. Проверено: 19 июня 2017 г.
  47. ^ "Аэро Водоходы L29". Архивировано 15 декабря 2018 г. в Музее авиации, внесенном в список Всемирного наследия Wayback Machine . Проверено: 19 июня 2017 г.
  48. ^ "Дельфин Л-29." Архивировано 15 декабря 2018 г. в Wayback Machine Инженерно-технологическом колледже Russ Университета Огайо. Проверено: 19 июня 2017 г.
  49. ^ Гаффни, Мелисса (18 сентября 2022 г.). «Пилот погиб в результате крушения одномоторного самолета на авиагонках в Рино: генеральный директор» . Новости АВС . Проверено 19 сентября 2022 г.
  50. ^ Авиакатастрофа со смертельным исходом в Вилья-Каньяс: двое погибших в результате крушения самолета во время выполнения фигур высшего пилотажа на выставке в Санта-Фе . Кларин (на испанском языке). Санта-Фе, Аргентина . 12.11.2023 . Проверено 12 ноября 2023 г.
  51. ^ Тейлор 1971, с. 29.

Библиография

[ редактировать ]
  • Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. АВС-КЛИО, 2001. ISBN   1-576-07364-5 .
  • Ганстон, Билл , изд. «Аэро Л-29 Дельфин». Энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Crescent Books, 1990. ISBN   0-517-53754-0 .
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 180, № 5321. 13–19 декабря 2011. С. 26–52. ISSN 0015-3710.
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 182, № 5370. 11–17 декабря 2012. С. 40–64. ISSN 0015-3710.
  • Хойл, Крейг. «Справочник ВВС мира». Рейс Интернешнл . Том. 188, № 5517. 8–14 декабря 2015. С. 26–53. ISSN 0015-3710.
  • Хойл, Крейг (2022). «ВВС мира 2023» . Рейс Интернешнл . Проверено 10 августа 2023 г.
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1971–72 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1971. ISBN   0-354-00094-2 .
  • Вала, Войтек. «Смертоносные дроны Саддама». Новости авиации . Том 65, № 5. Май 2003 г., стр. 355–357.
  • «ВВС мира 2004» Flight International . Том. 166, № 4960. 16–22 ноября 2004 г., стр. 41–100. ISSN 0015-3710.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eebd0cf79a0148c5f17d0ef7232a854e__1719994980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/4e/eebd0cf79a0148c5f17d0ef7232a854e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Aero L-29 Delfín - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)