Система аварийного спасения при запуске ( LES ) или система прерывания запуска ( LAS ) — это система безопасности экипажа, соединенная с космической капсулой . Он используется в случае критической аварийной ситуации для быстрого отделения капсулы от ее ракеты-носителя в случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей прекращения запуска, например, при надвигающемся взрыве. LES обычно управляется с помощью комбинации автоматического обнаружения отказа ракеты и ручной активации для использования командиром экипажа. LES может использоваться как во время нахождения ракеты-носителя на стартовой площадке , так и во время ее подъема. Такие системы обычно бывают трех типов:
Твердотопливная ракета, установленная над капсулой на башне, которая обеспечивает относительно большую тягу в течение короткого периода времени, чтобы отправить капсулу на безопасное расстояние от ракеты-носителя, после чего можно использовать парашютную систему восстановления капсулы. для безопасного приземления на землю или воду. Аварийная башня и ракета сбрасываются с космического корабля при обычном полете в тот момент, когда они либо больше не нужны, либо не могут быть эффективно использованы для прерывания полета. Они использовались в капсулах «Меркурий» , «Аполлон» , «Союз » и «Шэньчжоу» .
Схема Gemini последовательности эвакуации при запуске Экипаж размещается на катапультируемых сиденьях (катапультных креслах), используемых в военных самолетах; каждый член экипажа возвращается на Землю с индивидуальным парашютом. Такие системы эффективны только в ограниченном диапазоне высот и скоростей. Они использовались на капсулах «Восток» и «Джемини» , а также на космическом корабле «Колумбия» на этапе испытаний.
Подруливающие устройства, интегрированные в капсулу, или ее съемный служебный модуль, выполняющие ту же функцию, что и аварийная башня, как в случае с Crew Dragon , Starliner и New Shepard .
Система спасения непреднамеренно оторвалась от космического корабля «Меркурий» во время неудавшейся «Меркурий-Редстоун-1» . миссии Спасательная башня, используемая Шэньчжоу
Подсистемы системы аварийного спасения при запуске (Индийская организация космических исследований, 2023 г.)
На советском корабле «Восток» и американском космическом корабле «Джемини» использовались катапультные кресла . Европейского космического агентства космические самолеты класса «Гермес» и советские «Буран», класса космические самолеты Их также использовали бы если бы они когда-либо летали с экипажами. Как показал «Союз Т-10а» , СЗ должна быть способна вынести обитаемый отсек со стартовой площадки на высоту, достаточную для раскрытия ее парашютов. Следовательно, они должны использовать большие, мощные (и тяжелые) твердотопливные ракеты . Система аварийного спасения при запуске «Союза» называется CAC или SAS , от русского/ транслитерированного русского «Система Аварийного Спасения» или «Система Аварийного Спасения» , что означает систему аварийного спасения. [ 2 ]
Во время первых испытательных полетов « Спейс шаттл» был оснащен катапультными креслами для двух пилотов, но они были сняты, когда корабль был признан работоспособным и на нем находились дополнительные члены экипажа. [ 3 ] которые не могли быть оборудованы аварийными люками. После «Челленджера» катастрофы в 1986 году все уцелевшие орбитальные аппараты были оборудованы таким образом, чтобы обеспечить возможность эвакуации экипажа через главный входной/выходной люк (с использованием специально разработанной парашютной системы, которую можно было носить поверх скафандра). [ 3 ] хотя только тогда, когда Шаттл находился в управляемом планировании.
Dragon 2 проходит испытание Pad Abort 6 мая 2015 года, демонстрируя «толкающую» LAS.
Космический корабль «Орион» , который был разработан в соответствии с программой «Спейс Шаттл», использует ракетную систему спасения типа «Меркурий» и «Аполлон», а альтернативная система, называемая системой прерывания максимального запуска (MLAS), [ 4 ] был исследован и должен был использовать существующие твердотопливные ракетные двигатели, встроенные в защитный пусковой кожух в форме пули.
Также в рамках программы НАСА CCDev компания SpaceX получила 75 миллионов долларов на разработку собственной версии «толкателя» LAS. [ 6 ] Их космический корабль Dragon 2 использует двигатели SuperDraco во время сценария прерывания запуска. Хотя Dragon 2 LAS часто называют «толкающим», поскольку у него нет башни, он удаляет капсулу и ее ствол вместе с ракеты-носителя. Система предназначена для прерывания с помощью двигателей SuperDraco в верхней части стопки аварийного отключения, как это происходит с более традиционным тягачом LAS. Концепция была впервые опробована в тесте Pad Abort, проведенном на SLC-40 , база ВВС на мысе Канаверал , 6 мая 2015 года. [ 7 ] SpaceX протестировала систему 19 января 2020 года во время полномасштабного моделирования неисправности ракеты Falcon 9 на стартовом комплексе 39 Космического центра Кеннеди , откуда позже запустила экипажи на Международную космическую станцию. [ 8 ]
Вторым пилотируемым космическим кораблем, выбранным НАСА для программы CCDEV, стал Boeing CST -100 Starliner , который, как и космический корабль SpaceX Dragon 2 , использует «толкающую» систему аварийного выхода из строя, состоящую из четырех двигателей прерывания запуска, установленных на служебном модуле, который может отодвинуть космический корабль от ракеты-носителя «Атлас V» в случае возникновения чрезвычайной ситуации на стартовой площадке или во время подъема. [ 9 ] Двигатели, в которых используется гиперголическое топливо и генерируют тягу в 40 000 фунтов силы каждый, предоставлены Aerojet Rocketdyne . [ 10 ] Система аварийного прерывания была успешно испытана во время испытания аварийного прерывания стартовой площадки Starliner 4 ноября 2019 года на ракетном полигоне Уайт-Сэндс . [ 11 ]
Во время миссии «Меркурий-Редстоун-1» 21 ноября 1960 года система спасения непреднамеренно оторвалась от космического корабля «Меркурий» после того, как ускорительный двигатель «Редстоун» отключился сразу после зажигания на стартовой площадке. Космический корабль остался прикрепленным к ракете-носителю на земле.
произошел случайный запуск стартовой системы аварийного покидания корабля. 14 декабря 1966 года при попытке запуска беспилотного космического корабля "Союз 7К-ОК №1" Накладные ускорители корабля не загорелись, что не позволило ракете покинуть стартовую площадку. Примерно через 30 минут, когда автомобиль охраняли, загорелся двигатель LES. Разделительные заряды вызвали пожар на третьей ступени ракеты, что привело к взрыву, в результате которого погиб рабочий на площадке. Во время попытки запуска ракета-носитель переключилась с внешнего на внутреннее питание, как это обычно бывает, что затем активировало систему обнаружения прерывания. Первоначально считалось, что запуск LES был вызван портальным рычагом, который наклонил ракету более чем на 7 градусов, что соответствовало одному из определенных условий прерывания полета. [ 13 ]
Первое использование с экипажем произошло при попытке запуска корабля «Союз Т-10-1» 26 сентября 1983 года. [ нужна ссылка ] Ракета загорелась незадолго до запуска, и LES вынесла капсулу экипажа за секунды до взрыва ракеты. Экипаж подвергся ускорению от 14 до 17 g (от 140 до 170 м/с). 2 ) в течение пяти секунд и получили сильные синяки. Сообщается, что капсула достигла высоты 2000 метров (6600 футов) и приземлилась в 4 километрах (2,5 мили) от стартовой площадки.
11 октября 2018 года экипаж корабля «Союз МС-10» отделился от ракеты-носителя после того, как при подъёме на высоте 50 км произошел сбой отделения ракеты-носителя. Однако на этом этапе миссии LES уже была катапультирована и не использовалась для отделения капсулы экипажа от остальной части ракеты-носителя. Для отделения капсулы экипажа использовались резервные двигатели, в результате чего экипаж приземлился благополучно и не пострадал примерно через 19 минут после запуска.
12 сентября 2022 года во время компании Blue Origin New Shepard полета NS-23 у ускорителя BE-3 произошел отказ двигателя примерно на 1 минуте полета. Сработала аварийно-спасательная система, капсула успешно отделилась и штатно приземлилась. Рейс перевозил научную полезную нагрузку в условиях микрогравитации в капсуле экипажа без экипажа на борту. [ 14 ]
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 798fb5708454c30f817868a778311ceb__1715886000 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/eb/798fb5708454c30f817868a778311ceb.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Launch escape system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)