Jump to content

Эквадорско-перуанский территориальный спор

Перуано-эквадорские войны
Часть южноамериканских территориальных споров

Карта спорных территорий с 1916 г.
Дата 24 июня 1821 г. - 26 октября 1998 г. (177 лет, 4 месяца и 2 дня)
Расположение
Результат Арбитраж четырех стран-гарантов — Бразилии, США, Аргентины и Чили. Граница была определена в соответствии с Президентским актом Бразилиа . Обеим странам пришлось пересмотреть свои национальные карты.
Воюющие стороны
Эквадор Перу

Эквадорско -перуанский территориальный спор территориальный спор между Эквадором и Перу , в состав которого до 1928 года входила также Колумбия . [Примечание 1] Спор возник из-за интерпретации каждой страной того, что Real Cedulas Spain использовала для точного определения своих колониальных территорий в Америке. После обретения независимости все колониальные территории Испании подписали и согласились провозгласить свои границы на основе принципа uti possidetis juris , который рассматривал испанские границы 1810 года как границы новых республик. Однако противоречивые претензии и разногласия между новообразованными странами в конечном итоге перерастали в вооруженные конфликты неоднократно .

Спор де-юре завершился после эквадорско -перуанской войны с подписанием Протокола Рио-де-Жанейро 29 января 1942 года. Однако этот договор также был поставлен под сомнение, и две страны вступили в войну на двух территориях. еще несколько случаев: война Пакиша в 1981 году и война Сенепа в 1995 году. Напряженность утихла, но сохранялась в течение следующих трех лет. 26 октября 1998 года Эквадор и Перу подписали всеобъемлющее мирное соглашение, заложившее основу для прекращения пограничного спора. Официальная демаркация приграничных регионов началась 13 мая 1999 года. Соглашение было ратифицировано без сопротивления конгрессами обеих стран, что, наконец, положило окончательный конец спору.

Испанская эпоха

[ редактировать ]

Испанское завоевание и создание вице-королевства Перу.

[ редактировать ]

Начиная с прибытия Христофора Колумба в 1492 году, испанские конкистадоры расширили сферу влияния испанской короны от первых небольших поселений в Карибском бассейне до различных континентальных территорий, в конечном итоге включая Центральную Америку и большую часть Южной Америки.

Испанцы прибыли к границам Империи инков в 1528 году, а 16 ноября 1532 года, воспользовавшись Гражданской войной инков , крошечная армия Франсиско Писарро начала испанское завоевание Перу . В последующие десятилетия Испания укрепила свою власть над всем Андским регионом, подавляя последовательные восстания коренных народов.

Для управления новыми территориями Испании в 1542 году император Священной Римской империи Карл V (король Испании Карл I) создал два вице-королевства : вице-королевство Новой Испании (на территории современной Мексики ) и вице-королевство Перу (также известное как вице-королевство Новой Кастилии). ). В 1542 году король Карл назначил Бласко Нуньеса Вела первым наместником Перу, но наместничество не было организовано до прибытия вице-короля Франсиско де Толедо в 1572 году. Толедо сразу же объявил войну Вилькабамбе , последнему прибежищу инков; вскоре после этого Тупак Амару , последний император инков, был схвачен и казнен в Куско .

Территориальное деление вице-королевства Перу

[ редактировать ]
Территориальное деление вице-королевства Перу, как описано в законах, составленных в Рекопиласьоне 1680 года.

Поскольку территория вице-королевства Перу была очень велика и находилась далеко от правительственных центров в Лиме и Санто-Доминго , Перу (как и Новая Испания) было разделено на ряд настоящих аудиенсий (королевских аудиенций), своего рода высших судебный трибунал, объединявший исполнительную и судебную власть, и который можно считать «крупными провинциями ». Аудитория контролировала губернаторов , [Примечание 2] мэрии , [Примечание 3] поселки , [Примечание 4] и рядовые мэры . [Примечание 5] Территория также была разделена церковно на архиепископства, религиозные провинции, суфражистские епископства, приходы и кураторства. Архиепископства и религиозные провинции переписывались с аудиенциями, епископства — с gobernaciones и alcaldias mayores , а приходы и викатуры — с corregimientos и alcaldias ordinarias . [1]

Эти гражданские подразделения не были единообразными, за исключением многочисленных исключений, обусловленных конкретными обстоятельствами. Вице-короли были председателями аудиенций в столицах своих вице-королевств, а на других аудиенциях председательствовали генерал-капитаны или люди, известные как президенты в мантиях. Вице-король передал власть генерал-капитану аудиенции, а территорией аудиенции управлял президент аудиенции и находящиеся под ним политические, военные и религиозные чиновники. [1]

Между 1542 и 1717 годами вице-королевство контролировало большую часть территории Южной Америки (за исключением нескольких неиспанских колоний и генерального командования Каракаса , которое находилось в зависимости от генерал-капитанства Санто-Доминго ). Территория была разделена между (с указанием дат создания):

  1. Королевская аудиенция Tierra Firme (1564 г.)
  2. Королевская аудиенция в Санта-Фе-де-Богота (1548 г.)
  3. Королевская аудиенция в Сан-Франциско Кито (1563 г.)
  4. Королевская аудиенция в Городе королей Лиме (1543 г.)
  5. Королевская аудиенция в Ла-Плата-де-лос-Чаркас (1559 г.)
  6. Королевская аудиенция Чили (1563–1573; 1606)

Район аудиенции был установлен королевским указом, которым он был создан; законы, изложенные во множестве Cédulas Reales, изданных испанской короной, компилировались несколько раз на протяжении многовековой истории испанского присутствия в регионе. Эти сборники назывались «Законами Индии» ; Сборник 1680 года, организованный при Карле II и известный как Recopilación de las Leyes de los Reynos de Indias (Сборник законов королевств Индии), установил шаблон, по которому были организованы законы.

В соответствии с разделом XV книги II Recopilación пределы аудитории Лимы и Кито были определены следующим образом:

  • Район Королевской аудиенции Сан-Франциско Кито был описан в Законе X, Раздел XV Книги II: «В городе Сан-Франциско Кито , в Перу, будет находиться еще одна наша Королевская аудиенция и канцелярия с президентом; четыре судьи по гражданским делам [ oidores ], которые также будут судьями по делам [ alcaldes del Crimen ]; судебный уголовным пристав [ алгвасил-мэр ] и другие необходимые министры; должностные лица, которые будут иметь округ провинции Кито и вдоль побережья в направлении Сьюдад- де-лос-Рейес [Лима] до порта Паита , исключительно и внутри страны в направлении Пьюры , Кахамарки , Чачапояса , Мойобамбы и Мотилонеса , включая; к вышеупомянутой части города Хаэн , Вальядолид , Лоха , Самора , Куэнка , Ла Сарса и Гуаякиль , а также остальные города, которые находятся в их округах или будут основаны [в них] и к городам Ла Канела ; и Кихос , он должен включать указанные города и все остальное, что будет обнаружено; и вдоль побережья в сторону Панама , до порта Буэнавентура включительно; и вглубь страны в Пасто , Попаян , Кали , Буга , Чапанчинка и Гуархикона; потому что остальные места правительства ( Gobernación ) Попаяна относятся к аудиенции Нового королевства Гранады , с которым, а также с правительством Тьеррафирме [Панамы], оно будет граничить на севере; и с Лос-Рейесом на юге; имея своей западной границей Южное море [Тихий океан], а восточную — провинции, которые еще не умиротворены и не открыты». [2] [3] [Примечание 6]
  • Район Королевской Аудиенции и Канцелярии Лимы был описан в Законе V, Разделе XV Книги II: «В Городе Королей Лиме, ​​столице провинций Перу, будет находиться еще одна наша Королевская Аудиенция и Канцелярия, с вице-король, губернатор и генерал-капитан, а также один лейтенант, который будет президентом; восемь судей по гражданским делам [ oidores ] четыре судьи по уголовным делам [ alcaldes del Crimen ] два королевских поверенных [ фискальных ], один по гражданским делам, а другой; по уголовным делам; судебный пристав [ мэр альгуасила ]; лейтенант Великого канцлера и другие необходимые министры и должностные лица, которые должны иметь округ от этого города до генерального капитана Чили ; порт Паита включительно, а для внутренних районов — до Сан-Мигель-де -Пьюра , Кахамарки , Качапояса , Моябамбы и Мотилонеса включительно и до Коллао , исключительно, вдоль границ, очерчивающих Королевскую Аудиенсию Ла-Платы и город Куско с его границами включительно, разделяющими границы на севере с Королевская Аудиенсия Кито , на юге — Аудиенсия Ла-Платы, на западе — Южное море, а на востоке — еще не открытые провинции, в зависимости от того, как они могут быть основаны». [2] [3] [Примечание 7]

Создание Новой Гранады

[ редактировать ]
Вице-королевство Новой Гранады, как это предусмотрено королевским указом 1717 года.

Два первоначальных испанских вице-королевства Новая Испания и Перу существовали в неизменном виде до 1717 года, когда король Испании Филипп V издал Настоящую Седулу от 27 мая 1717 года. Орден отделил северо-западный угол Перу и создал вице-королевство Новая Гранада . Новая Гранада делила свою столицу с Королевской аудиенцией Санта-Фе-де-Богота и, кроме того, имела юрисдикцию над Новым королевством Гранада , а также аудиториями Тьерра-Фирме (теперь называемой Панамой ), Кито и генерал-капитанством Венесуэлы . Территории вице-королевства включали территории соответственно современных республик Колумбия, Эквадор , Панама и Венесуэла , а также северные регионы Перу , северо-запад Бразилии и западную часть Гайаны .

Королевская аудиенция Кито была учреждена королевским указом в 1563 году, ее территория включала Пасто , Попаян , Кали , Буэнавентура и Буга на территории нынешней Колумбии , и простиралась на юг до Пьюры на территории нынешнего Перу . [4] [5] Восточная граница в то время была плохо определена из-за отсутствия географических знаний и низкого значения, придаваемого незаселенным и труднодоступным территориям. [5] Когда миссионеры-иезуиты из Кито и другие миссионеры вошли в бассейн Амазонки, регион Амазонки с ее притоками стал более четко определен, и к 1740 году Настоящая Седула 1740 года точно определила границы между вице-королевствами Новой Гранады и Перу.

Временно подавив вице-королевство Новой Гранады, 5 ноября 1723 года Филипп V издал еще одну Седулу, которая вернула контроль над Королевской аудиенцией Кито вице-королевству Перу. Cédula от 20 августа 1739 года (также называемый Cédula de Reerección Definitiva del Virreinato de Nueva Granada, «Окончательный указ о восстановлении вице-королевства Новой Гранады ») восстановил вице-королевство с его территориями 1717 года, включая Королевскую аудиенцию Кито. . [6] Граница между Кито и вице-королевством Перу была определена в 1740 году другим Седулой:

Начиная от Тумбеса на Тихоокеанском побережье, линия следует по хребтам и другим кордильерам Анд через юрисдикцию Пайты и Пьюры до Мараньона , на 6 градусах 30 минут южной широты и внутри страны, выходя в Перу. юрисдикция Пьюры, Кахамарки , Мойобамбы и Мотилонеса ; и по кордильерам Джевероса , пересекая реку Укаяли , на 6 градусе южной широты, до реки Джавари или реки Джаури в месте ее слияния с Карпи ; и по водам последнего до Солимойнса или Амазонаса , а оттуда вниз до самого западного устья Какеты или Япуры , где начинаются границы с Бразилией». [6]

Эта седула значительно изменила первоначальную демаркацию, но послужила лишь для определения начальной точки линии на тихоокеанском побережье у реки Тумбес. Этот документ был первым упоминанием Тумбеса как границы между двумя вице-королевствами. [6]

Королевская Седула 1802 года.

[ редактировать ]

Дон Франсиско де Рекена потребовал, чтобы контроль над правительством и генеральным командованием Майнаса перешел от вице-королевства Санта-Фе (Новая Гранада) к вице-королевству Перу. В ответ 15 июля 1802 года испанская корона под властью испанского Карла IV издала Настоящую Седулу 1802 года. Этот указ отделил правительство и генеральное командование Майнаса и провинцию Кихос от аудиенции Кито и добавил их вице-королевству Перу. [7] Текст указа, воспроизведенный в «Анналах дипломатических и консульских миссий Колумбии» (1901 г.), гласит:

Граница Эквадора и Перу

Я постановил, что администрация и главное командование Майнаса с городами администрации Кихос будут отделены от провинции Кито и присоединены к вице-королевству Санта-Фе, за исключением Папаллакты, по той причине, что все они находятся на берегах Река Напо или ее окрестности, расширяя вышеупомянутое Главное командование не только вниз по течению реки Мараньон до границ португальских колоний, но также и вниз по всем другим рекам, впадающим в Мараньон по его северным и южным окраинам, как это делают Морона, Уальяга, Пастаса, Укаяли, Напо, Джавари, Путумайо, Джапура и другие, менее значительные, до тех пор, пока они не перестанут быть судоходными реками: деревни Ламас и Мойобамба также должны войти в состав вышеупомянутого Главного командования... С этой целью Я приказываю вам помогать этому вице-королевству, а также управлять Майнасом и Кихосом, всеми шагами, которые вы сочтете необходимыми, и я прошу вас, генерал-командующий, чтобы вы служили им не только для развития и сохранения народов. под стражей миссионеров, но также и для безопасности моих владений, не позволяя им выдвигаться вперед вассалами португальской короны, назначая младших сержантов или вице-губернаторов, которых вы считаете подходящими, для защиты этих границ и отправление правосудия... Я также решил создать епархия в указанных миссиях... Я КОРОЛЬ [Примечание 8]

В сноске доктор Антонио Хосе Урибе, министр иностранных дел Колумбии с 1901 по 1902 год, написал:

Что касается этой настоящей Седулы 1802 года, стоит отметить, что существует три экземпляра, все перуанского происхождения, и ни один из них не согласуется ни с одним из других, а именно: тот, который произведен доктором [Энрике Вакас] Галиндо; тот, который содержится в томе, опубликованном в Бразилии; и тот, который содержится в записке Перу, представленной правительству Испании по вопросу ограничений с Эквадором. [Примечание 9] [8]

тем самым ставя под сомнение подлинность одной или нескольких копий документа, усложняя и без того непростую задачу интерпретации его смысла. [Примечание 10]

По словам Педро Монкайо-и-Эспарса, эквадорского писателя XIX века, вице-король Санта-Фе и президент Кито возражали против казни Настоящей Седулы 1802 года, поскольку она имела все признаки апокрифического документа: она не была зарегистрирована. в официальном cedulario , и его содержание не удалось найти ни в Recopilacion de Indias , ни в Архиве Индии в Испании. [9] Однако во время слушаний перуанского комитета конгресса по поводу отмены Мапасингского договора , подписанного между Эквадором и Перу в конце войны 1857–1860 годов , было заявлено, что Настоящая Седула 1802 года и документы, доказывающие его исполнение, были найдены. в архивах древнего правительства Майнаса. [10]

Отсутствие ясности в документе относительно того, носила ли передача административной власти чисто военный и церковный характер или же также и территориальную, легло в основу неточной территориальной ситуации между Эквадором и Перу, когда эти две страны получили независимость от Испании. [5]

  • 1803: Аналогичное событие произошло в 1803 году, когда было решено, что военные дела провинции Гуаякиль (столицей которой был стратегически расположенный портовый город Гуаякиль ) будут управляться из Лимы.
  • 1810 г.: все административные и экономические дела провинции были переданы в ведение вице-королевства Перу, и такое положение сохранялось до 1819 года. Хаэн де Бракаморос не имел такой седулы, передающей ее Перу, и по праву принадлежал Эквадору. Однако Хаэн решил присоединиться к Перу после того, как оно приняло участие в революционных войнах за независимость северного Перу.
  • 28 сентября 1812 г.: Регентский совет запросил у Мадрида файл о создании Майнасской епархии и указы, изданные в 1805 г. относительно границ»). Не получив ответа, 13 ноября 1812 года постановление суда признало недействительным Указ 1802 года.
  • 13 сентября 1813 г.: 1802 г. был издан Королевский указ взамен указа 1813 г., в первой статье которого предписывалось « доставить Ординарию новые редукции и доктрины, которым более 10 лет, предоставленные светским духовным лицам, в соответствии с Законы Совета » .
  • 26 сентября 1813 г.: епископ Майнаса, монах Иполито Санчес Ранхель, уведомляет заморского министра, что « присутствуют только монашествующие из Кито в Майнасе , и он говорит, что это является принудительным, поэтому, если они попытаются отдать должное, чтобы меня поместили в другой Епископство, чтобы оно было менее болезненным » .
  • 1 мая 1814 г.: перепись, проведенная Санчесом Рангелем, гласит: в 58 городах из 90, составляющих указанную епархию, имеется не более восьми помощников священников, три из которых расположены на окраинах епископства: три - в малых реках. , один в расширенном течении великих рек Гуальяга и Мараньон, и ни одного в Напо, Путумайо, Укаяле и Пастасе. Это означает, что 60 деревень остались без прихода и почти все миссии были заброшены. Санчес Ранхель писал в 1813 году: « С тех пор, как иезуиты покинули эти земли, не было никого, кто согласился бы на их духовное или мирское продвижение; каждый искал себя. Из этого положения, которое является абсолютным и вечно истинным, естественным образом вытекало то, что мы видим и трогаем с болью, что ничего не осталось от того, что установили эти отцы, и есть только то, что производит Мать-Природа .
  • 27 сентября 1814 года: Санчес Рангле требует упразднить епископство Майнас, а его возведение недействительно из-за несоблюдения Real Cédula de 1802 года .
  • 22 февраля 1815 г.: Совет Индии получает письмо Санчеса Ранхеля от 28 января 1814 г. Епископ Ранхель доказывает, что указ 1802 г. не был выполнен ни правительством, ни священниками на окраинах епископства, ни " ПП де Окопа».
  • 7 февраля 1815 г.: Президент Кито Торибио Монтес сообщает о миссиях Майнаса, говоря: « Я заявлял Вашему Превосходительству в предыдущих отчетах, что миссии Мараньона значительно отстали, и в них полностью отсутствует количество евангелических служителей... Включает Майнас во владениях Кито »
  • 1816: Король Испании издает Королевский указ об отмене и аннулировании Настоящей Седулы 1802 года ; 22 сентября президент Кито получает файлы, связанные с отзывом.
  • 1818: Президент Кито назначает дона Хуана Наваса губернатором Кихоса. 19 июня Совет Индии рассказывает историю создания епископства и генерального командования Майнаса, невыполнения указа 1802 года и невозможности выполнения первого.
  • 22 июля 1818 года: Президент Кито просит вице-короля Перу отменить и аннулировать Настоящую Седулу 1802 года . 23 августа вице-король признает Королевский указ 1816 года о возвращении Кито провинции Майнас.

Войны за независимость

[ редактировать ]

Республика Большая Колумбия была основана в 1819 году под Симона Боливара руководством . 7 августа того же года независимость территории, которая сейчас является Колумбией, была завоевана в битве при Бояке . Независимость Венесуэлы была завоевана 24 июня 1821 года в битве при Карабобо . Один из генералов Боливара, уроженец Венесуэлы генерал Антонио Хосе де Сукре , выиграл битву при Пичинче 24 мая 1822 года и освободил территорию, которая тогда называлась Эквадором.

Большая Колумбия включала в себя территорию нынешней Колумбии , Эквадора , Венесуэлы и Панама . Мечтой Симона Боливара было объединить всю Южную Америку, и этот проект ему никогда не осуществить.

Еще до того, как битвы за свободу южноамериканских колоний закончились, Боливар установил принцип uti possidetis juris в качестве основы для территориального разграничения новых национальных государств, которые должны были родиться из древних колониальных юрисдикций. По сути, принцип гласил, что границы новых стран должны соответствовать административным границам Испании, какими они были в 1809 году. Согласно этому принципу, территория вице-королевства Перу станет Республикой Перу (современное Перу), а территория вице-королевства Новая Гранада стала Республикой Колумбия (Великая Колумбия, в которую входили современные Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Панама). Пограничные споры возникли, когда Перу начало основывать свои границы на Cedula Real 1802 года, который давал им право претендовать на территорию в регионе Амазонки, и на Cedula 1803 года, который давал Перу право претендовать на Гуаякиль и побережье Эквадора. Колумбия утверждала, что обе Седулы не меняют политических границ, поскольку Седула 1802 года относится только к церковным границам, а Седула 1803 года касается торговых и военных юрисдикций. Великая Колумбия основывала свои границы на немодифицированной Седуле 1740 года, чтобы определить свои границы с Перу.

  • 6 июля 1822 г.: Договор Монтеагудо-Москера.
Миссия Москера в Лиму преследовала две цели: (1) заключить союзный договор между Великой Колумбией и Перу против Испании и (2) заставить Перу признать, что Гуаякиль должен был стать частью Великой Колумбии. Монтеагудо первоначально отказался отдать Гуаякиль без предварительного добровольного выражения своей воли жителями этого города. Тем не менее договор был подписан, но точное территориальное разграничение было оставлено на рассмотрение более позднего договора. [1]

Конфликт Большой Колумбии и Перу

[ редактировать ]

Боливар стремился сохранить единство Великой Колумбии , республики, которая объединила бы под своим правлением большинство бывших испанских колоний вице-королевства Новая Гранада (Колумбия, Венесуэла, Эквадор и Панама). Президент Перу Хосе де ла Мар , который был членом войск Боливара во время войн за независимость и родился в Куэнке, Эквадор, имел свои собственные политические амбиции. Де Ла Мар хотел утвердиться в качестве формального правителя Перу, которое в доколониальные времена называлось Империей инков и контролировало части Перу, Эквадора и Боливии. Из-за амбиций Де Ла Марса восстановить славу Империи инков путем присоединения Эквадора и Боливии к Перу, отношения между Боливаром и Де ла Маром быстро переросли, и вскоре они стали соперниками.

Решив освободить Перу (ныне Перу и Боливия) от того, что он считал авторитарным проектом, Де ла Мар развернул антиболиварианскую кампанию, которая получила поддержку населения и привела к восстаниям как в Перу, так и в Боливии (Верхнее Перу). , куда была изгнана колумбийская армия. Наконец, он решил противостоять Боливару более напрямую, начав атаку. 3 июня 1828 года де ла Мар вторгся в южный регион Гран-Колумбии; он оккупировал Лоху и пытался захватить Гуаяс и намеревался присоединить эти территории к Перу.

Разъяренный этой новостью, Симон Боливар решил объявить войну Перу. Сукре был назначен командующим колумбийской армией. В 1829 году Де ла Мар и генерал Агустин Гамарра оккупировали Куэнку, но потерпели поражение в так называемой битве при Портете-де-Тарки (также известной как битва при Тарки ) от Сукре 27 февраля 1829 года. Переворот, поддержанный генералом Гамаррой. В перуанской армии против президента Де ла Мара проложили путь к мирному договору. Впоследствии Конвенио де Хирон между Перу и Великой Колумбией признает границы как «те же, что и у соответствующих вице-королевств до обретения независимости». 10 июля Пьюрское перемирие признало присоединение Гуаякиля к Великой Колумбии, а 22 сентября война между Перу и Великой Колумбией формально завершилась. [2]

  • 28 февраля 1829 г.: Конвенция Ла Мар-Сюкре.
Эта конвенция была подписана на следующий день после того, как Великая Колумбия выиграла битву при Тарки, положив конец попытке Перу насильственно аннексировать департамент Гуаякиль и департамент Асуай у Великой Колумбии.
  • 22 сентября 1829 г.: Договор Ларреа-Гуаля.
Эквадор считает, что это переходный договор, который возник в результате битвы при Тарки и позже в следующем году превратился в спорный Протокол Педемонте-Москера. Был ратифицирован принцип uti possidetis , позволяющий пойти на небольшие уступки и в конечном итоге установить более естественную и точную границу, чтобы избежать дальнейшего конфликта. Стороны договорились сформировать двустороннюю комиссию для установления постоянной границы. [3]

Федерация Большой Колумбии распалась в 1830 году из-за политической борьбы между регионами, которая усилилась после отставки Боливара. Эквадор зародился как страна 13 мая 1830 года и начал свое отдельное существование с принятием Конституции 23 сентября 1830 года. Согласно этой конституции, Республика Эквадор состояла из провинций Асуай , Гуаяс и Кито . Эти провинции позже разделились на множество провинций, которые существуют сегодня в Эквадоре.

Путаница по поводу Гран-Колумбии

[ редактировать ]

Термин «Большая Колумбия» используется сегодня для обозначения федерации, которая была образована между республиками Эквадор, Колумбия (с Панамой) и Венесуэлой до 1830 года. Однако «Большая Колумбия» является анахроничным термином, поскольку страну называли просто Колумбией . это становится очевидным, например, если взглянуть на оригинальную документацию многих договоров, подписанных между Колумбией и Перу до 1830 года. [ оригинальное исследование? ]

В Перу распад Великой Колумбии рассматривается как прекращение существования страны, уступающее место образованию новых национальных государств, не имевших ничего общего с первоначальной федерацией. Важным следствием этой точки зрения является то, что договоры, подписанные Перу с Великой Колумбией, были аннулированы, поскольку рассматриваемая страна больше не существовала, и были заменены тремя новыми государствами, Республикой Новая Гранада (которая впоследствии изменила свое название на Республику Новая Гранада). Колумбия), Республика Венесуэла и Республика Эквадор.

Альтернативная точка зрения состоит в том, что Эквадор и Венесуэла отделились от Федерации Великой Колумбии (фактически от Колумбии) и унаследовали все договоры, подписанные Великой Колумбией с Перу, применительно к их соответствующим территориям. Есть признаки того, что сама Колумбия придерживалась этой позиции. [ оригинальное исследование? ]

Протокол Педемонте-Москера

[ редактировать ]

Эквадор и Колумбия утверждают, что Протокол Педемонте-Москера был подписан в Лиме 11 августа 1830 года Перу и Великой Колумбией в результате битвы при Портете-де-Тарки. Протокол урегулировал восточный участок спорной границы от Анд до Бразилии, сделав реки Мараньон и Амазонку новой границей между двумя республиками. Протокол установил западный участок границы от Анд до Атлантического океана, сделав реки Макара и Тумбес новой границей. Однако статус небольшой территории в Андах под названием Хаэн-де-Бракаморос остался под вопросом. Педемонте и Москера решили, что позднее в качестве новой границы будет выбрана либо река Чинчипе, либо река Уанкабамба.

Эквадор использовал этот протокол в качестве основной юридической поддержки своих основных претензий на протяжении всей истории конфликта. Перу оспаривает достоверность и существование протокола Пьедемонте-Москера по нескольким пунктам:

  • Оригинал документа не был представлен ни Колумбией, ни Эквадором.
  • Предполагается, что Пьедемонте и Москера в тот день находились в разных местах.
  • Протокол так и не был ратифицирован конгрессом ни одной из стран.
  • Даже если бы протокол состоялся, Эквадор отделился от Федерации Великой Колумбии за месяц до подписания протокола – 11 августа 1830 года.
  • Копия, предоставленная Колумбией, не является достаточным доказательством для Перу.

Хотя кажется маловероятным, что Эквадор мог бы придумать исторический договор такого рода, тот факт, что существование оригинального документа не может быть убедительно продемонстрировано, имеет большое значение.

Эквадору удалось создать копию, сделанную в 1870 году, которую посольство Колумбии в Лиме отправило в Боготу . Рассматриваемый экземпляр был получен из чьей-то личной коллекции. Однако он не был сертифицирован Перу и остается спорным.

Протокол Пьедемонте-Москера упоминается в колумбийском документе под названием «Законодательный акт № 3», опубликованном 31 октября 1910 года. [4] В документе объясняется, как были установлены границы между Колумбией и ее соседями; что касается границы с Перу, то указано, что это границы, принятые Москерой-Пьедемонте в развитие договора от 22 сентября 1829 года.

Существуют противоречивые версии того, что именно произошло. Точку зрения Эквадора см. в [5]. Архивировано 7 июня 2008 г. в Wayback Machine . Перуанскую точку зрения см. в [6] [7] .

Договоры с Бразилией и Колумбией (1832–1856 гг.)

[ редактировать ]
  • 10 февраля 1832 г.: Юридическое признание отделения Эквадора от Великой Колумбии.
Республика Нуэва-Гранада (Колумбия) признает отделение департаментов Кито, Гуаякиль и Асуай от союза Большой Колумбии, чтобы сформировать Новую нацию Эквадор, которая объявила о своем отделении 12 мая 1830 года.
  • 12 июля 1832 г.: Договор Пандо-Нобоа.
Перу признает Эквадор новой республикой и подписывает договор о дружбе, союзе и торговле. В статье XIV упоминается, что до тех пор, пока не будет заключена конвенция, уважающая границы двух государств, настоящие границы должны признаваться и соблюдаться.
  • 1841–1842 гг. Период: переговоры Леона-Вальдивьесо и Дасте-Чаруна.
В 1841 году Эквадор требует возвращения юрисдикций Тумбеса , Хаэна и Майнаса . После ожесточенных дискуссий Эквадор выдвигает ультиматум о том, что, если к определенной дате не будет ответа от Перу, Эквадор будет вынужден оккупировать территории, считающиеся эквадорскими в соответствии со статьей 5 договора Ларреа-Гуаль 1829 года. [8] Перу считало, что абсурдно возвращать провинции, которые де-факто были и которые де-юре считались перуанскими. Перу считало Майнас присоединенным к вице-королевству Перу Седулой (Королевским указом) 1802 года. Претензии Эквадора на Тумбес и Хаэн основаны на Седуле 1563 года и Седуле 1740 года без изменений в восточных регионах Эквадора. [9] Территориальные переговоры провалились в 1842 году, поскольку посланник Эквадора настаивал на возвращении Хаэна и Майнаса.
  • 23 октября 1851 г.: Перуано-бразильский договор.
Перу закрепляет свою восточную границу с Бразилией; однако Эквадор и Колумбия заявили протест по поводу того, что граница, установленная с Бразилией к северу от Амазонки, называемая линией Апопарис-Табатинга, находится в пределах спорных территорий Амазонки. Спорные территории (треугольной формы) в то время оспаривались между Эквадором, Колумбией и Перу и охватывали все к востоку от Анд и все, что между реками Какета-Хапура и реками Мараньон-Амазонка.
  • 10 марта 1853 г.: Создание перуанского правительства Лорето.
Чтобы оправдать свои притязания на спорную территорию Амазонки, Перу решает создать отдельное военно-политическое правительство Амазонки, назвав его Правительством Лорето, после того, как Перу успешно захватит небольшой амазонский порт под названием Наута. Политика правительства Лорето состоит в том, чтобы сконцентрироваться на исследовании, захвате и заселении этих пустующих территорий перуанскими гражданами раньше Эквадора и Колумбии, тем самым имея хорошую де-факто позицию, если спор перейдет в арбитраж. До 1890 года речная армада сосредоточивалась на захвате небольших речных портов вдоль реки Мараньон, таких как Наута, Омагуас, Икитос, Реджис, Паринари, Антонио, Сантандер, Баррабка, Борха, Мазан и Дестакаменто. Большая часть исследований притоков рек к северу от реки Мараньон была проведена перуанским военачальником по имени генерал Педро Портильо в начале 20 века. Перуанская речная армада в то время состояла из легковооруженных плотов и лодок с главной базой в Икитосе, столице Лорето. Таким образом, большинство северных притоков, впадающих в реку Мараньон-Амазонка и прилегающие к ней спорные территории, были оккупированы перуанцами.

Эквадорско-перуанская война (1857–1860)

[ редактировать ]

Это была дорогостоящая война из-за спорной территории, граничащей с Амазонкой. 21 сентября 1857 года Эквадор решил передать Великобритании территории в регионе Канелос в качестве оплаты международного долга, который он понес во время войны за независимость. Перу немедленно опротестовало действия Эквадора, сославшись на принцип uti possidetis juris, согласно которому регион Канелос будет принадлежать Перу на основании территориальной уступки 1802 года вице-королевству Перу . Несмотря на жалобы Перу, Эквадор продолжил переговоры с британцами. Это привело к оккупации и блокаде Гуаякиля в 1859 году президентом Кастилией. (В Эквадоре в то время шла гражданская борьба.) 25 февраля 1860 года перуанский министр Мануэль Моралес и его эквадорский коллега Николас Эстрада подписали Мапасингский договор, чтобы положить конец спору. (Мапасинге — это место недалеко от Гуаякиля, где дислоцировались перуанские войска.) Эквадор аннулировал уступку территорий, на которые претендовало Перу, британцам, и Перу вывело свои войска. Однако территориальная ситуация оставалась неясной и должна была быть решена позднее.

Пограничные переговоры и договоры (1860–1941)

[ редактировать ]
Карта перуанской школы в Кальяо с указанием территорий, на которые Перу претендовало в 1937 году.
  • 1864: Перуанский флот устанавливает присутствие в Икитосе.
В Икитос прибыли пароходы перуанского флота: сначала « Морона» и «Пастаса» водоизмещением 500 и 300 тонн, а затем два меньших парохода водоизмещением 50 тонн — « Напо» и « Путумайо» . Вскоре после этого из Англии прибыли и были установлены верфь и военно-морской завод, в результате чего была основана Factoria Naval de Iquitos .
  • 1 августа 1887 г.: Конвенция Эспинозы-Бонифаза.
По соглашению Эспиноса-Бонифас Эквадор и Перу передали свой спор в арбитраж короля Испании. Эквадор объявил о своем выходе из процесса за несколько месяцев до вынесения решения, которое должно было быть принято в 1910 году. Эквадор утверждал, что король не был беспристрастен, поскольку официально нераскрытое решение не было благоприятным. Кроме того, в Эквадоре прошли народные протесты против Перу. Впоследствии король воздержался от вынесения решения. Арбитражные документы подтвердили право Перу на Майнас и другие спорные земли. [10] Позиция Эквадора заключалась в том, что арбитраж не пришел к удовлетворительному выводу, поскольку даже представитель Перу заявил, что король не обладает способностью упрочивать мир, поскольку обе страны расходятся с абсолютно противоположными принципами. [11]
  • 2 мая 1890 г.: Договор Эрреры-Гарсиа.
Из-за многочисленных разногласий во время арбитража короля Испании Эквадор и Перу решили вступить в прямые переговоры. Частично это было принято Перу из-за недавней перуано-чилийской войны (1879–1883) , которая привела к его поражению и потере территории Чили. Договор, подписанный Пабло Эррерой и Артуро Гарсией, давал владычество и доступ к реке Амазонке, рекам Напо и Путумайо , а также контроль над частями провинций Тумбес и Майнас и Канелос [12] . Этот договор был быстро ратифицирован конгрессом Эквадора. Поскольку Конгресс Перу счел договор невыгодным, они ратифицировали его в октябре 1891 года при условии, что им будет разрешено вносить изменения, которые уменьшали суверенитет Эквадора над реками Мараньон-Амазонка. Конгресс Эквадора впоследствии не одобрил договор Эрреры-Гарсиа из-за изменений, внесенных Перу. Эквадор также запросил встречу для дальнейшего обсуждения его тезиса о действительности Гуаякильского (Гуаль-Ларреа) договора 1829 года. [13]
  • Инциденты 1903–1904 гг.
происходили военные столкновения И в 1903, и в 1904 году в бассейне реки Напо . Первый из них известен как бой в Ангостеро , а второй произошел в месте, известном как Торрес Каусана . Менее многочисленные, но лучше оснащенные перуанские силы смогли вызвать отступление эквадорских войск в районы вокруг рек Тена и Арчидона . [14]
  • 6 мая 1904 г.: Тобар – Договор Рио-Бранку между Бразилией и Эквадором.
В 1904 году Эквадор решает подписать договор о дружбе, союзе и свободном мореплавании с Бразилией. По этому договору Эквадор отказывается от своих древних испанских колониальных прав на современную территорию Бразилии, которая точно охватывает территорию между реками Какета и Амазонка.
  • 15 июля 1916 г.: Договор Муньоса-Суареса между Колумбией и Эквадором.
Этот договор положил конец длительному пограничному спору, который возник после отделения Эквадора от Великой Колумбии 13 мая 1830 года. По условиям договора, новая граница представляла собой несколько прямую воображаемую линию, начинавшуюся в Тихом океане. и завершился в реке Амазонке. В регионе Анд граница проходила по нынешним границам между Эквадором и Колумбией. Затем, начиная примерно с 75° западной долготы, граница следовала по прямой линии на полпути между реками Путумайо и Напо, пока не достигла реки Ампияку, которая была выбрана в качестве естественной границы в регионе джунглей между Эквадором и Колумбией. Затем граница проходила по реке Амбияку и закончилась, когда она достигла 72 ° западной долготы на реке Амазонке. По этому договору Эквадор отказался от части своих древних колониальных претензий на территорию, которая простиралась на север до реки Какета и на восток до границы с Бразилией.
  • 21 июня 1924 года: Протокол Понсе-Кастро Оянгурина.
Это протокол, подписанный между Эквадором и Перу, в котором обе стороны согласились направить своих представителей в Вашингтон, чтобы они могли попытаться разрешить свои пограничные споры мирным путем посредством компромиссного метода прямых переговоров с последующим частичным арбитражем Президента Эквадора и Перу. Соединенные Штаты. Встречи начались 30 сентября 1935 года и продолжались два года. С самого начала президента Соединенных Штатов попросили не вмешиваться в прямые переговоры перуанской делегации, поскольку его обязанностью будет вынесение окончательного решения на основе этих прямых переговоров, если эти переговоры потерпят неудачу. В течение этого периода времени ни одна из сторон, судя по всему, не согласилась определить границы спорной территории, которая будет решаться в качестве арбитра президентом Соединенных Штатов. По сути, Эквадор считал все Тумбез, Хаэн и Майнас эквадорскими из-за его многочисленных колониальных титулов де-юре, но был готов разделить их посредством компромиссного метода переговоров ради мира. Напротив, Перу считало Тумбез, Хаэн и Майнас перуанцами из-за их фактической оккупации и реального титула 1802 года и появилось в Вашингтоне только для того, чтобы обсудить границы этих провинций по отношению к Эквадору. Из-за неспособности договориться о том, какие именно земли являются спорными, конференция в Вашингтоне была обречена на провал. Наконец, 6 февраля 1937 года Эквадор предложил для арбитража транзакционную линию, аналогичную Договору Эрреры-Гарсиа, и потребовал полного арбитража со стороны президента Соединенных Штатов, если она будет отклонена. Перу сразу же отклонило это предложение на следующий день, а позже перуанская делегация передала ноту эквадорской делегации, в которой сообщалось, что они только что получили инструкции от своего правительства в Перу прекратить переговоры. Из-за этого президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт не смог окончательно решить пограничный спор посредством мирного арбитража.
  • 6 июля 1936 г.: Соглашение Уллоа-Витери.
Это соглашение установило линию границы статус-кво, основанную на эффективном владении территорией, которую каждая страна имела в регионе Амазонки в то время. Эта граница была очень похожа на границу, установленную Протоколом Рио-де-Жанейро 5 лет спустя. Для Эквадора линия статус-кво просто демонстрировала, сколько территории Перу отняло у Эквадора в предыдущем столетии. Эквадор никогда не считал это соглашение окончательным договором о границах и продолжал свои стремления, основанные на Гуаль-Ларреа и Педемонте-Москера.

Эквадорско-перуанская война (1941)

[ редактировать ]

В 1941 году две страны вступили в войну. Как и во всех других подобных инцидентах, до сих пор существуют противоречивые сведения о том, какая сторона произвела первый выстрел. Версия событий Перу (особенно хорошо задокументирована в перуанских источниках [15] [16] [ мертвая ссылка ] ) заключается в том, что Эквадор совершал вторжения на его территорию с 1937 года и к 1940 году оккупировал несколько приграничных пунктов.

Учитывая эти обстоятельства, президент Перу Мануэль Прадо Угартече приказал 11 января 1941 года сформировать Северную группировку — воинское соединение, отвечающее за Северный оперативный театр военных действий , в составе двух лёгких дивизий по три батальона в каждой, плюс четыре другие отдельные батальоны и три артиллерийские батареи (одна с шестью 105-мм орудиями) ( «Дельгадо» ).

Перед этими силами командование пограничной службы Эквадора имело под своим командованием два армейских батальона, «Монтекристи» и «Каямбе», каждый из которых насчитывал около 250 военнослужащих, вооруженных 7,92-мм винтовками Маузер и парой чешских 7,92-мм винтовок. ЗБ-26 92-мм ручные пулеметы «Виккерс-Максим» плюс два пулемета . Существовал также батальон «Кордова», насчитывающий около 100 человек, и так называемая артиллерийская батарея «Марискаль Сукре» с 71 солдатом и без артиллерийских орудий. Фактически единственная артиллерия во всей провинции Эль-Оро состояла из шести итальянских 65-мм горных орудий, проданных Эквадору как остатки Великой войны, и почти без снарядов. Эти орудия так и не были приняты в бой. ( Родригес, 1943 ).

Что касается противовоздушной обороны, то у эквадорцев была всего пара 20-мм орудий «Бреда», развернутых в Пуэрто-Боливаре, который был единственным портом ввоза припасов, подкреплений и оружия, прибывавших в провинцию морским путем из порта-Боливар. город Гуаякиль. Эквадорская армия в 1941 году не имела ни одного боевого самолета. ( Родригес, 1943 ).

Утверждается, что в субботу, 5 июля 1941 года, подразделение Уакильяс эквадорской армии вторглось на территорию Перу, что положило начало боевым действиям, которые распространились по всему фронту Сарумильи , вплоть до региона, известного как Кебрада-Сека .

Версия событий Эквадора заключается в том, что вторжение Перу было неспровоцированным актом агрессии, осуществленным с явной целью заставить Эквадор подписать невыгодный договор, который установил бы линию границы статус-кво.

В коммюнике министерства иностранных дел Эквадора указывалось, что было замечено, что перуанские войска продвигались на север к границе; все перуанские войска, дислоцированные в Тумбесе, покинули Сарумиллу , а войска в Пьюре и других близлежащих местах, в свою очередь, продвигались к Сарумилле .

По данным министерства, действия эквадорской армии ограничились отражением вторжения, которое происходило на большей части границы. [17] В поддержку своих аргументов Эквадор неоднократно ссылался на очевидную разницу в военной мощи между двумя странами и недостаточную подготовленность своих сил. Было высказано предположение, что Перу готовилось к полномасштабному вторжению и могло просто ждать малейшей провокации.

Эквадор также привел историю конфликтов Перу с другими соседями как свидетельство своей воинственности. Однако было отмечено, что эти обстоятельства не помешали Эквадору попытаться претендовать на территории, которые он по-прежнему считал своими. Также во время Тихоокеанской войны эквадорские военные оккупировали часть спорных территорий.

Гораздо более крупные и лучше оснащенные перуанские силы численностью 13 000 человек быстро разгромили 1800 эквадорских солдат, охранявших провинцию Эль-Оро . Перуанская армия имела в своем распоряжении бронетанковый батальон из чешских танков ЛТП при артиллерийской и авиационной поддержке. (Начиная со второй трети XX века Перу якобы располагало одной из сильнейших военных сил в Южной Америке, еще совсем недавно, в 2005 году, она занимала второе место после Бразилии и превосходила Аргентину [18] ).

Президент Эквадора Карлос Арройо дель Рио держал лучшие силы Эквадора в Кито , опасаясь своих политических оппонентов (позже Арройо ушел в отставку 31 мая 1944 года после сильных волнений в стране). Перу осуществило первое использование парашютистов боевое в Западном полушарии , высадив трех десантников над портовым городом Пуэрто-Боливар ( Дельгадо ), один из них был спасен эквадорскими рыбаками, когда он приземлился в водах канала Джамбели.

Эта попытка оказалась в значительной степени успешной, поскольку позволила относительно легко захватить города Эль-Оро, лишенные к тому времени какого-либо эквадорского военного присутствия после непродолжительного прекращения огня 26 июля при посредничестве стран-посредников (США, Бразилии и Аргентины). После прекращения огня большая часть эквадорских войск, к тому времени изнуренная и без боеприпасов, покинула поле боя и двинулась из Эль-Оро в сторону города Куэнка .

Таким образом, когда 29 июля Перу возобновило наступление, которое началось с одновременных бомбардировок эквадорских городов Мачала, Пуэрто-Боливар, Пасахе, Санта-Роза и Аренильяс, а также миссии в город Гуаякиль для разбрасывания листовок, перуанские войска легко заняли опустевшие города губернии. Новое соглашение о прекращении огня, которое было объявлено о вступлении в силу 31 июля в 18:00, вынудило перуанское командование активизировать усилия по оккупации Мачалы и Пуэрто-Боливара, что оно и сделало с помощью войск, высадившихся прямо на Пуэрто-Боливар с моря во второй половине дня. 31 июля. ( Дельгадо )

Даже тогда боевые действия не прекратились, поскольку перуанские силы начали операции против эквадорских постов в джунглях Амазонки, большинство из которых было легко захвачено.

Перу оккупировало Эль-Оро и угрожало Гуаякилю , а также оказало давление со стороны Соединенных Штатов и Латинской Америки с требованием прекратить боевые действия в знак единства полушария против держав Оси (во Второй мировой войне), Перу и Эквадор подписали Протокол Рио-де-Жанейро .

Протокол Рио-де-Жанейро

[ редактировать ]
Карта спора (на испанском языке)

В мае 1941 года, когда напряженность на эквадорско-перуанской границе возросла и война была неминуема, правительства Соединенных Штатов Америки, Бразилии и Аргентины предложили свои услуги по посредничеству в споре. Их усилия не смогли предотвратить начало военных действий 23 июля 1941 года, но дипломатическое вмешательство привело к окончательному прекращению огня, установленному 31 июля. Несмотря на это, ограниченные стычки продолжали происходить в течение августа и сентября в эквадорских провинциях Эль-Оро и Лоха , а также на амазонских землях. Эквадор обвинил Перу в продолжении наступления на высокогорную провинцию Асуай .

2 октября, при участии военных наблюдателей из трех стран-посредников, выступающих в качестве свидетелей, Эквадор и Перу подписали Таларское соглашение , согласно которому была создана демилитаризованная зона внутри провинций Эль-Оро и Лоха до подписания окончательного мирного договора. Дипломатические усилия продолжались, к странам-посредникам присоединилась Чили .

29 января 1942 года, в заключительный день третьего Панамериканского саммита, состоявшегося в Рио-де-Жанейро , министры иностранных дел Эквадора и Перу Хулио Тобар Доносо и Альфредо Сольф-и-Муро подписали «Протокол о мире, дружбе, и границы», известный как Протокол Рио-де-Жанейро . Наблюдатели от США, Бразилии, Аргентины и Чили подписали документ совместно, став «гарантами Протокола». [11] Протокол Рио-де-Жанейро впоследствии был ратифицирован конгрессами каждой страны 26 февраля 1942 года.

По условиям Протокола Эквадор согласился отозвать свои давние претензии на права на прямой сухопутный доступ к рекам Мараньон и Амазонка ; Перу согласилось вывести перуанские вооруженные силы с территории Эквадора. Площадь 200 000 км2. 2 (77 000 квадратных миль) до сих пор спорной территории в районе Майнас в бассейне Амазонки была передана Перу, которое было признано фактическим владельцем этой земли с конца 19 века. Линия «статус-кво», определенная в Лимском соглашении 1936 года, использовалась в качестве основы для окончательной линии границы; предыдущая граница признавала нынешние владения, но не суверенитет . По сравнению с линией 1936 года Эквадор уступил 18 552 км. 2 ранее принадлежавшей территории Перу, а Перу уступило 5072 км2. 2 ранее принадлежавшей территории Эквадору. [12]

Возражения Эквадора против Протокола и тезис о недействительности

[ редактировать ]

Шесть раз в ходе демаркации выявлялись технические проблемы, которые передавались гарантам, во главе с Бразилией. Один из них, в котором участвовала тогда оспариваемая Кордильера-дель-Кондор , был передан в арбитраж капитаном Брасом Диасом де Агияром. Обе страны первоначально приняли решение арбитра, вынесенное в июле 1945 года, и в соответствии с этим решением началась демаркация территории.

В 1943 и 1946 годах ВВС США выполнили несколько вылетов по воздушной разведке над регионом Кордильера-дель-Кондор (потеряв в результате аварий 2 самолета и 14 человек), чтобы помочь в демаркации. Они обнаружили, что река Сенепа намного длиннее, чем считалось ранее, и что она протекает между Саморой и Сантьяго . Этот вывод противоречил пункту B-1 статьи VIII Протокола Рио-де-Жанейро, в котором граница этого района определялась следующим образом:

От Кебрада-де-Сан-Франциско, водораздела между реками Самора и Сантьяго, до впадения реки Сантьяго в Яупи;

Трудность заключалась в том, что между Саморой и Сантьяго существует не один водораздел, а два, как это интерпретирует Эквадор. Это привело к тому, что президент Эквадора Гало Плаза прекратил демаркацию в 1949 году. Около 78 километров границы остались немаркированными. В 1953 году Эквадор вышел из комиссий по демаркации, заявив, что Протокол «невозможно реализовать» в этой области.

29 сентября 1960 года президент Эквадора Хосе Мария Веласко Ибарра объявил Протокол Рио-де-Жанейро недействительным. (Перуанские аналитики предположили, что это был политически мотивированный шаг Веласко Ибарры, которого считали популистом, но доказательства в поддержку этого утверждения полностью косвенны).

За единственным исключением Кубы , американское сообщество не одобрило дипломатический шаг Эквадора, и Соединенные Штаты направили Эквадору письмо протеста.

Аргументы в пользу так называемого эквадорского тезиса о недействительности были разными, но в целом они были следующими:

  • Оно было навязано военной силой.
  • Он был подписан, когда эквадорские города находились под оккупацией; Вторжение и оккупация национальных государств запрещены международным правом.
  • Международное право не приемлет завоевания территории силой или насилием. Даже с учетом фактического владения (линия статус-кво 1936 года) Перу занимало около 14 000 км. 2 территории.
  • Перу не выполнило условия, отказав Эквадору в предоставлении свободного судоходства по рекам Амазонки, как это было предусмотрено.
  • Это был удар по экономическому развитию южноамериканской страны, что противоречит существующим пактам о сотрудничестве.

Контраргументы Перу включали следующее:

  • Эквадор не может в одностороннем порядке признать протокол недействительным
  • Основной аргумент в пользу реализуемости — это проблема демаркации, а не оправдание признания недействительным всего протокола.
  • Перу оспаривает мнение о том, что протокол был навязан преднамеренной военной силой
  • Несмотря на то, что протокол был подписан, когда перуанские войска все еще оккупировали Эль-Оро по тактическим причинам, конгресс Эквадора ратифицировал его спустя много времени после того, как перуанские войска покинули Эль-Оро.
  • Правительства нескольких Перу ограничили положение о навигации в ответ на позицию Эквадора по договору.
  • По вопросу силового завоевания территории Перу указало, что спорные территории (Тумбес, Хаэн и Майнас) не находились под де-юре эквадорской администрацией и что провинция Эль-Оро не была присоединена к Перу.

Эквадор активно аргументировал свой тезис на протяжении 30 лет, но не нашел поддержки в международном сообществе. Позиция Перу, с другой стороны, заключалась в том, что после 1941 года спор вообще не существовал, и эта позиция сохранялась до 1995 года, когда он был признан проблемным дипломатическим вопросом.

Карты, издаваемые в Эквадоре с 1960-х годов до конца 20-го века, официально должны были исключить немаркированные 78 километров границы, то есть линия Протокола Рио-де-Жанейро была проведена как неразрешенная, и включить то, что Эквадор считал своим по праву, в соответствии с линией протокола Педемонте-Москера (1830 г.), согласно которой река Мараньон ( Амазонка ) является границей между Перу и Эквадором.

Такие спорные карты Эквадора, известные в Эквадоре как «карта Туфиньо», в Перу назывались « обрезанной картой Перу »).

Война пакиша (1981)

[ редактировать ]

Война Пакиша — короткое военное столкновение, произошедшее в период с января по февраль 1981 года между Эквадором и Перу за контроль над тремя сторожевыми постами. Хотя Перу считало, что этот вопрос уже был решен во время эквадорско-перуанской войны 1941 года, Эквадор не согласился с Протоколом Рио-де-Жанейро. Позже, в 1998 году, гаранты Протокола Рио-де-Жанейро постановили, что граница неограниченной зоны действительно является линией Кордильеры-дель-Кондор, как Перу утверждало с 1940-х годов.

После инцидента обе стороны увеличили свое военное присутствие в районе Кордильера-дель-Кондор и долине Сенепа, положив начало нарастающей спирали напряженности и провокаций, которая в конечном итоге привела к новому военному противостоянию в 1995 году - Войне Сенепа .

Сенепа война (1995)

[ редактировать ]

Война в Сенепе была кратким (26 января — 28 февраля 1995 г.) и локальным военным конфликтом между Эквадором и Перу , вевшимся за контроль над спорной территорией на границе между двумя странами. Две страны подписали договор о границе после эквадорско-перуанской войны 1941 года, но позже Эквадор не согласился с договором применительно к районам Сенепа и Пакиша, а в 1996 году Эквадор объявил договор недействительным.

Нерешительный исход войны в Сенепе — обе стороны заявили о своей победе — наряду с посредническими усилиями Аргентины , Бразилии , Чили и США проложили путь к началу дипломатических переговоров, которые в конечном итоге привели к подписанию окончательного мирного соглашения ( Президентский акт Бразилиа ) от 26 октября 1998 года. [13] За мирным соглашением последовала официальная демаркация границы 13 мая 1999 года и прекращение развертывания многонациональных войск MOMEP (Миссия военных наблюдателей в Эквадоре и Перу) 17 июня 1999 года, что фактически положило конец одной из старейших Территориальные споры в Западном полушарии . [13]


Арбитраж и окончательное решение (1995–1998 гг.)

[ редактировать ]

Прекращение огня было достигнуто при посредничестве четырех стран-гарантов, и впоследствии Итамарати 17 февраля 1995 года была подписана Мирная декларация . Одно из положений декларации включало создание Миссии военных наблюдателей Эквадор-Перу (MOMEP) для проверки соглашений о прекращении огня. , а также наблюдать и сообщать о нарушениях по дипломатическим каналам.

Контингент MOMEP состоял из наблюдателей, материально-технического обеспечения и авиационной поддержки из США, Аргентины, Бразилии и Чили в рамках операции «Безопасная граница» . Миссия, уникальная по своим масштабам, полностью финансировалась Перу и Эквадором. MOMEP в целом добился успеха, несмотря на несколько трагических происшествий из-за оставленных в этом районе наземных мин.

В критический момент в конце июля и начале августа 1998 года выяснилось, что перуанские силы готовят превентивный удар по эквадорским силам (частично в это верят, поскольку ВВС Перу закупили 19 МиГ-29 истребителей советской постройки и 18 Су-25). штурмовики из Беларуси, чтобы противостоять плачевному состоянию, в котором находились ВВС в начале конфликта, при этом 80% авиапарка были остановлены из-за отсутствия запасных частей), но присутствие контингента MOMEP сыграло важную роль в разрядке ситуация. [19] [ постоянная мертвая ссылка ]

Гаранты содействовали сторонам в обсуждениях на министерском уровне, направленных на выявление существенных претензий и разногласий каждой стороны. Обе страны согласились создать спонсируемую гарантом техническую комиссию, состоящую из экспертов по границам, для решения этого вопроса.

Перед важной встречей, запланированной в Бразилии на начало 1997 года, обе страны вступили в период непредвиденных политических событий. произошел кризис с заложниками В Перу в японском посольстве , в котором участвовали партизаны Революционного движения Тупака Амару . Эквадор переживал период политической нестабильности. Президент Абдала Букарам , решительный сторонник соглашения по пограничному вопросу, был отстранен от должности Конгрессом из-за предполагаемой умственной отсталости. (Президент Букарам, известный своими необычными выходками, посетил Перу, и его видели по телевидению, когда он ел севиче и носил капюшоны из альпаки — традиционную одежду коренных народов — вместе с президентом Альберто Фухимори .)

Тем не менее эти задержки дали гарантам больше времени для принятия решения по спору. В конце концов они пришли к выводу, что решение невозможно без предоставления чего-либо каждой стороне.

Комиссия признала позицию Эквадора по одному небольшому, уже демаркированному участку границы, а также позицию Перу по более широкому вопросу единого водораздела между реками Самора и Сантьяго. Последнее нанесло удар по историческому положению Эквадора и оставило Тивинцу на территории Перу.

Решение, к которому пришла комиссия, заключалось в том, что территория в один квадратный километр в месте самой ожесточенной борьбы, Тивинзе, на перуанской стороне границы, будет передана Эквадору в несуверенную частную собственность. Эквадор может использовать это место для проведения памятных и невоенных мероприятий. Каждый, кто родился в Тивинзе, будет считаться перуанцем. Хотя ни одна из стран не была полностью удовлетворена решением, обе приняли его, что стало значительным дипломатическим успехом.

Резолюция также призвала к созданию двух смежных друг с другом национальных парков (также называемых бинациональными парками ) в регионе Кордильера-дель-Кондор .

Послу Луиджи Эйнауди, представителю США-гаранта, приписывают идею концессии на частную собственность в Тивинце, он работал почти полный рабочий день над этой проблемой и находил способы выражать проблемы таким образом, чтобы не оскорблять ни одну из сторон. . [20]

26 октября 1998 года эти две страны подписали всеобъемлющее мирное соглашение, устанавливающее основу для прекращения пограничного спора. Официальная демаркация приграничных регионов началась 13 мая 1999 года. Соглашение было ратифицировано без возражений конгрессами обеих стран. Президент США Билл Клинтон заявил: «Это подписание знаменует конец последнего и самого продолжительного источника вооруженного международного конфликта в Западном полушарии». [14]

Последствия

[ редактировать ]

Этот спор является уникальным и значимым в изучении причин и разрешения международных конфликтов. Эквадор и Перу населены людьми, которые имеют общий язык, культуру, религиозные предпочтения, имеют в основном одинаковое социальное и этническое разнообразие и сопоставимые экономические трудности. Обе они также являются демократиями (по большей части в наше время), что ставит под сомнение распространенное утверждение о том, что демократии никогда не вступают в войну друг с другом .

Образование и общественное восприятие

[ редактировать ]

Исследование 2000 года, проведенное в рамках образовательной программы ASA, показало, что учебная программа, связанная с этим спором, в обеих странах крайне односторонняя: [15]

  • Примечательно, что в Эквадоре этот спор является центральным вопросом при изучении границ Эквадора. (Традиционно существует курс под названием « История границ ».)
  • В Перу система образования не придает такого большого значения спору с Эквадором и является частью курса «История Перу» . Напротив, единственная тема, связанная с территориальным спором, которую обычно преподают, — это Протокол Рио-де-Жанейро и его значение в разрешении этого спора.

Приводится множество примеров предвзятости, которую обычно можно охарактеризовать как удаление важной информации о позиции другой стороны. Эмоциональная и националистическая окраска материала также выглядит рутинной. Хотя это и было ожидаемо в сложившихся обстоятельствах, в прошлом это, скорее всего, подпитывало цикл конфликтов.

Граждане Эквадора и Перу считают, что обе их страны со временем потеряли территории. Проблема заключается в дублировании максималистских территориальных претензий и устремлений.

Высокие военные расходы Перу рассматриваются Эквадором как свидетельство воинственности и экспансионизма. Перу также считает Эквадор воинственным и экспансионистским государством.

В конце 20-го века ситуация, кажется, значительно улучшилась. Война Сенепа 1995 года позволила достойно разрешить конфликт без явного победителя. Для многих эквадорцев это рассматривалось как восстановление чести страны, которая была по крайней мере столь же важна, как и их претензии на спорную территорию. К сожалению, не все полностью удовлетворены.

Сегодня вся эквадорско-перуанская граница четко делимитирована и демаркирована, а на картах обеих стран совпадает расположение общей границы. Офицеры иностранных дел обеих стран проводят двустороннюю работу по укреплению экономической и социальной интеграции. Мы можем видеть, как часть этого делается перуанским правительством через его консульство в Мачале, Эль-Оро, где министр Эфраин Сааведра является генеральным консулом.

Экономический эффект

[ редактировать ]

Одной из проблем, которые беспокоят обе страны, является влияние спора на иностранные инвестиции. Томас МакЛарти, посланник США на переговорах по урегулированию конфликта и бывший помощник президента Билла Клинтона , заявил, что мир необходим для экономического восстановления Южной Америки. Он добавил: «Очевидно, что без стабильности невозможно добиться долгосрочного роста и процветания с привлечением иностранных инвестиций». [16] Хотя в регионе все еще существуют проблемы политической нестабильности, разрешение территориального конфликта может оказаться полезным.

Торговля между обеими странами значительно выиграла. До подписания мирного договора годовой товарооборот между Перу и Эквадором составлял около 100 миллионов долларов. Но уже к 1998 году он увеличился в 5 раз. [17]

Между обеими странами также было широкое соглашение об интеграции. [18] [19] Он включал двунациональный фонд мира и развития, национальные планы производственного, социального и экологического развития и так далее.

Политические последствия

[ редактировать ]

По словам Габриэля Марселлы ( Министерство национальной безопасности и стратегии США ), в результате эквадорско-перуанского территориального спора «ряд новых взглядов на международные дела, внешнюю политику США и современные межамериканские дела были либо разрушены, либо серьезно поставлены под сомнение». ". [20] Некоторые из глобальных и региональных политических последствий спора, которые были отмечены, заключаются в следующем:

  • Это был удар по идее о том, что демократические страны не воюют друг с другом. Вооруженный конфликт между этими двумя странами существовал задолго до этого, тем не менее, время от времени крупные конфронтации происходили в 1941, 1981 и 1995 годах. Эквадор и Перу в наше время по большей части были полноценными демократиями, хотя, конечно, не идеальна и не политически стабильна.
  • Это был удар по идее о том, что Латинская Америка является моделью мирных международных отношений. Это напоминание о том, что существуют и другие территориальные споры и противоречивые претензии между другими странами Латинской Америки, которые потенциально могут угрожать миру в регионе.
  • Гражданско-военные отношения в обеих странах пострадали и нуждаются в пересмотре. Если на самом деле конфликту позволили обостриться после случайных столкновений между патрулями, было предложено, чтобы гражданские власти, возможно, взяли на себя более твердое руководство и контроль.
  • В результате необходимо пересмотреть принцип, согласно которому территориальные договоры в Латинской Америке не являются результатом применения силы или насилия.

См. также

[ редактировать ]
  1. Эквадор и Колумбия подписали Договор Муньоса Вернасы-Суареса между Перу и Колумбией в 1916 году, положив конец их спору, а Договор Саломона-Лосано вступил в силу в 1928 году.
  2. ^ Определяется как «гражданская, в отличие от военной, ветвь колониальных правительственных образований, меньшая по размеру, чем аудиенсии». (1910)
  3. ^ Определяется как «юрисдикция мэра Алькальда , который в качестве мэра управлял городом меньшей важности, чем столица провинции». (1910)
  4. ^ Определяется как «округ, которым управляет Коррегидор , исправительный судья, который в колониальные времена осуществлял административные функции в округе. (1910)
  5. ^ Определяется как «юрисдикция Alcalde Ordinario , который был похож на мэра Алькальдии, но в меньшей степени. (1910)
  6. ^ отрывке из Закона Кито в Перу находится еще одна наша аудитория и Королевская канцелярия с президентом: четырьмя Оидорами, которые также являются мэрами по уголовным делам: прокурором: главным судебным приставом: лейтенантом Великого канцлера: и другим необходимые министры и должностные лица: его округом будет провинция Кито, а вдоль азиатского побережья - часть Города королей, исключительно до порта Пайта: и внутри страны, до Пьюры, Каксамарки, Чачапояса, Моябамбы. и Мотилонес, исключая, включая вышеупомянутую часть городов Иэн, Вальядолид, Лоха, Самора, Куэнка, Ла-Сарка и Гуаякиль, а также все остальные города, находящиеся в их регионах и населенные: В городах Канела и Кихос есть упомянутые города, а также другие, которые обнаружены: и вдоль побережья, в Азии Панама, до Пуэрто-де-ла-Буэнавентура включительно: и внутри страны до Пасто, Попаян, Кали, Буга, Чапанчика. и Гуархикона; потому что другие места правительства Попаяна относятся к Аудиенсии Нового Королевства Гранады, с которой и с Огненной Фирмой часть заканчивается на севере, а с Аудиенсией Королей на юге, имеющей Море ​с Запада на Запад и на Восток Провинции, еще не умиротворенные и не открытые. В этом
  7. ^ из Закона V титула Лима, Глава провинций Перу, проживает еще одна наша Аудиенция и Королевская канцелярия, с вице-королем, губернатором и генерал-капитаном, а также нашим лейтенантом, который является президентом: восемь Оидоров: четыре мэра по борьбе с преступностью. и два прокурора: один по гражданским делам, другой по уголовным: майор Альгвасил и лейтенант Великого канцелярии, а также другие необходимые министры и должностные лица: и иметь в качестве округа побережье, которое находится от упомянутого Город исключительно для Королевства Чили и до порта Пайта включительно: и внутри страны до Сан-Мигель-де-Пьюра, Каксамарка, Чачапояс, Мойобамба и Мотилонес включительно и до Коллао, исключительно, на условиях, которые указано королевскому двору Ла-Платы и городу Куско с его жителями, в том числе, начиная с севера с королевским двором Кито: на юге с двором Ла-Платы: на западе с Южным морем: и в Левант с неоткрытыми провинциями, как указано, и с декларацией, содержащейся в законе 14 настоящего раздела. В этом отрывке
  8. ^ Урибе стр.649: Я решил, что отделился от вице-королевства Санта-Фе и провинции Кито и добавил к этому вице-королевству правительство и главное командование Майнаса с городами правительства Кихос, за исключением города Папаллакта, потому что все они находятся на берегах реки Напо или в ее окрестностях, причем это Главное командование простирается не только вниз по реке Мараньон до границ португальских колоний, но также и вдоль всех других рек, впадающих в Мараньон на его северной и северной сторонах. южные окраины, такие как Морона, Уальлага, Пастаса, Укаяли, Напо, Явари, Путумайо, Япура и другие, менее значительные, до тех пор, пока те же самые из-за своих высот и порогов перестают быть судоходными: города Ламас также должны оставаться под тем же Генеральным командованием и Мойобамбой... С этой целью я приказываю вам, чтобы правительства Майнаса и Кихоса, оставаясь такими, какие они есть, были добавлены к вице-королевству, помогали вам всеми мерами, которые вы сочтете необходимыми, и чтобы Генерал-командующий просит, чтобы они служили в них не только для развития и сохранения городов, охраны миссионеров, но и для безопасности моих владений, предотвращения продвижения через них вассалов Португальской Короны, назначения подчиненных капралов или вице-губернатора, которого вы считаете необходимым, для защиты этих границ и отправления правосудия. Точно так же я решил объединить все эти города и миссии под ведение Апостольской коллегии Санта-Роза-де-Окопа этого архиепископства... Я также решил основать епископство в указанных миссиях... Я КОРОЛЬ
  9. ^ Урибе стр.651: Что касается этого Королевского указа 1802 года, стоит отметить, что мы имели в виду три печатные копии, все из перуанских источников, и ни одна из них не согласуется с другими, а именно: одна, воспроизведенная доктором Галиндо, тот, который содержится в томе, опубликованном в Бразилии, и тот, который представлен в аргументах Перу перед правительством Испании в 1889 году по вопросу об ограничениях с Эквадором.
  10. Боуман, стр.759: «Королевская седула, датированная 1802 годом, усложняла ситуацию… [существовала] значительная неопределенность относительно действительности седулы, а также ее значения…» (Эта статья была опубликована в 1942 году, и устанавливает неопределенность в подлинности Седулы, по крайней мере, до этой даты.)
  1. ^ Jump up to: а б Паредес-Ван Дайк стр.8.
  2. ^ Jump up to: а б стр.56 (1910)
  3. ^ Jump up to: а б Испания (1680 г.). Сборник законов Индии. Название пятнадцатое. О королевских судах и канцеляриях Индии [ Сборник законов Индии. Название пятнадцатое. О слухах и реальных канчиллериях Индии . Мадрид. Факсимиле оригинала на испанском языке. Архивировано 29 июня 2014 г. в Wayback Machine.
  4. ^ «История Эквадора - Министерство туризма - Эквадор» . Архивировано из оригинала 24 октября 2005 г. Проверено 25 октября 2005 г.
  5. ^ Jump up to: а б с «2 Исторический синопсис» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2005 г. Проверено 25 октября 2005 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Понсе, с. 13
  7. ^ Лучано стр.6
  8. ^ Последний из них доступен в Wikisource.
  9. ^ Лучано стр.7
  10. ^ Паредес и Ван Дайк, стр.259.
  11. ^ «Территориальные споры и их разрешение: Peaceworks: Публикации: Институт мира США» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2005 г. Проверено 28 октября 2005 г.
  12. ^ Хулио Тобар Доносо, Перуанское вторжение и Протокол Рио-де-Жанейро и историческое объяснение . Кито, Центральный банк Эквадора, 1982 г. (1-е изд. 1945 г.). С. 462.
  13. ^ Jump up to: а б «Название конфликта: Эквадор — Перу, подробно, предыстория боевых действий 1995 года и участия Эквадора и Перу в вооруженном конфликте» . Программа данных о конфликтах в Уппсале. Энциклопедия конфликтов, Общая информация о конфликтах . Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 г. Проверено 15 июля 2013 г.
  14. ^ «Перу и Эквадор подписывают договор о границе» . Новости Би-би-си . 27 октября 1998 года . Проверено 4 мая 2010 г.
  15. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 1 сентября 2005 г. Проверено 28 октября 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  16. ^ «Перу и Эквадор подписывают договор о границе» . Новости Би-би-си . 27 октября 1998 г.
  17. ^ Фухимори Ф., Альберто (9 ноября 2003 г.). «ПЕРУ-ЭКВАДОР: ПРОДВИЖЕНИЕ В ДВУСТОРОННЕЙ ТОРГОВЛЕ» . Альберто Фухимори . Архивировано из оригинала 23 ноября 2004 г.
  18. ^ «Семинар по разоружению – Эдуардо Кабесас» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2005 г. Проверено 3 ноября 2005 г.
  19. ^ «Двусторонний план развития приграничного региона Перу и Эквадора» . Двусторонний план развития приграничного региона Перу и Эквадора . [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2006 г. Проверено 4 ноября 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c3ec0403788522579c492e4d57c2d6c__1717882680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/6c/7c3ec0403788522579c492e4d57c2d6c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ecuadorian–Peruvian territorial dispute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)