Воспитание Кейна

«Воспитание Кейна» — эссе американского кинокритика Полины Кель , написанное в 1971 году , в котором она возобновила споры по поводу авторства сценария к фильму 1941 года « Гражданин Кейн» . Кель отметил сценариста Германа Дж. Манкевича , первого признанного соавтора сценария, и поставил под сомнение вклад Орсона Уэллса , который был соавтором сценария, продюсером и режиссером фильма, а также исполнил главную роль. Эссе объемом 50 000 слов было написано для книги «Гражданин Кейн» (1971) как расширенное введение в сценарий съемок Манкевича и Уэллса. Впервые оно появилось в феврале 1971 года в двух последовательных выпусках журнала The New Yorker . В последовавшем споре Уэллса защищали коллеги, критики, биографы и ученые, но его репутация была подорвана обвинениями. Эссе и утверждения Келя позже были подвергнуты сомнению после того, как вклад Уэллса в сценарий был задокументирован.
Фон
[ редактировать ]Одним из давних споров о «Гражданине Кейне» является авторство премию «Оскар» , получившего сценария . [ 1 ] : 237 Орсон Уэллс задумал проект вместе со сценаристом Германом Дж. Манкевичем, который писал радиоспектакли для сериала Уэллса на радио CBS « Театр Кэмпбелла» . [ 2 ] : 16 Манкевич основал первоначальный план на жизни Уильяма Рэндольфа Херста , которого он знал в обществе и возненавидел после того, как был изгнан из круга Херста. [ 1 ] : 231
В феврале 1940 года Уэллс предоставил Манкевичу 300 страниц заметок и заключил с ним контракт на написание первого черновика сценария под руководством Джона Хаусмана , бывшего партнера Уэллса по Театру Меркьюри . Позже Уэллс объяснил: «В конце концов я оставил его одного, потому что мы начали тратить слишком много времени на торг. Итак, после взаимного соглашения по сюжетной линии и персонажу, Мэнк ушел с Хаусманом и сделал свою версию, а я остался в Голливуде. и написал свое». [ 3 ] : 54 Взяв эти черновики, Уэллс радикально их сократил и переставил, а затем добавил собственные сцены. Индустрия обвинила Уэллса в том, что он недооценил вклад Манкевича в сценарий, но Уэллс парировал нападки, говоря: «В конце концов, естественно, именно я создавал картину, в конце концов, и должен был принимать решения. Я использовал то, что хотел. Мэнка и, правильно это или нет, оставлял себе то, что мне нравилось». [ 3 ] : 54
В условиях контракта говорилось, что Манкевич не должен был получать должного вознаграждения за свою работу, поскольку он был нанят сценарным врачом . [ 4 ] : 487 Прежде чем он подписал контракт, его агенты особенно сообщили Манкевичу, что вся заслуга в его работе принадлежит Уэллсу и Театру Меркьюри, «автору и создателю». [ 5 ] : 236–237 Однако, когда фильм приближался к выпуску, Манкевич начал угрожать Уэллсу, чтобы тот получил признание за фильм, включая угрозы разместить полностраничную рекламу в торговых газетах и заставить своего друга Бена Хекта написать разоблачение для The Saturday Evening Post . Манкевич также пригрозил пойти в Гильдию сценаристов и потребовать всю ответственность за написание всего сценария самостоятельно. [ 6 ] : 204
Подав протест в Гильдию сценаристов, Манкевич отозвал его, а затем начал колебаться. Вопрос был решен в январе 1941 года, когда студия RKO Pictures присудила Манкевичу должное. В кредитной карте гильдии первым был указан Уэллс, вторым — Манкевич. Помощник Уэллса Ричард Уилсон сказал, что человеком, который обвел карандашом имя Манкевича, а затем нарисовал стрелку, которая поставила его на первое место, был Уэллс. В официальной титрах говорится: «Сценарий Германа Дж. Манкевича и Орсона Уэллса». [ 1 ] : 264–265 Злоба Манкевича по отношению к Уэллсу росла в течение оставшихся 12 лет его жизни. [ 7 ] : 498
Исследования и написание
[ редактировать ]
Вот Герман Дж. Манкевич, блестящий, пьяный и саморазрушительный писатель, который инициировал этот проект; Уильям Рэндольф Херст, вдохновивший его; Орсон Уэллс, снявший его и сыгравший главную роль…
- суперобложка книги «Гражданин Кейн» (1971). [ 8 ]
Вопросы по поводу авторства сценария « Гражданина Кейна» были возобновлены в 1971 году влиятельным кинокритиком Полин Кель , чье скандальное эссе на 50 000 слов «Воспитание Кейна» было заказано в качестве введения к сценарию съемок в «Книге гражданина Кейна» . [ 3 ] : 494 опубликовано в октябре 1971 г. [ 9 ] Это эссе длиной в книгу впервые появилось в феврале 1971 года в двух последовательных выпусках журнала The New Yorker . [ 3 ] : 494 [ 10 ]
Кель сначала отклонил предложение Bantam Books написать вступительное эссе для издания сценария «Гражданина Кейна» в мягкой обложке , но позже принял. В сентябре 1968 года она получила 375 долларов, половину аванса. [ 11 ] : 156 и работал над эссе больше года. [ 11 ] : 155 Одно из условий контракта разрешало отдельную публикацию эссе в журнале; ранее, в 1968 году, Кель был назван одним из двух постоянных кинокритиков журнала The New Yorker . [ 12 ]
Кель подошел к проекту как к возможности защитить сценаристов — класс студийной системы, которым давно злоупотребляют. [ 11 ] : 157 Неофициально она пришла к мнению, что Манкевич, талантливый сценарист, которым многие годы пренебрегали, был фактической руководящей силой « Гражданина Кейна» . [ 11 ] : 155 Эссе стало продолжением ее спора с критиком Эндрю Саррисом , ведущим сторонником авторской теории . [ 13 ]

Непризнанным первоисточником Кель был Хаусман, с которым она начала встречаться в мае 1969 года. [ а ] [ 6 ] : 203–204 Хаусман помог Манкевичу написать черновики сценария, а позже зашел так далеко, что сказал, что Уэллс «никогда не написал ни слова». [ 6 ] : 204 [ б ] Кель провел значительное исследование по смежным темам истории кино. «К сожалению, — писал Брайан Келлоу в своей биографии Келя в 2011 году, — она не провела тщательного исследования самого фильма — отчасти потому, что узнала, что он уже был снят». [ 11 ] : 157
Кель тогда был приглашенным лектором в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе , где преподаватель Говард Субер провел обширное исследование « Гражданина Кейна» . Он также провел личные интервью с секретарем Манкевича Ритой Александер; его вдова Сара Манкевич; редактор Роберт Уайз ; помощник Уэллса Ричард Уилсон; и актерский состав Дороти Комингор . [ 15 ] : 30 Кель обратилась к Суберу в середине 1969 года и предложила ему написать отдельное эссе, которое появится вместе с ее эссе в «Книге гражданина Кейна» , и разделила деньги. Субер отказался от соглашения о соавторстве почти идентичной книги с двумя коллегами-учеными и передал Каэлю свое исследование. Она отправила ему чек на 375 долларов — половину аванса, который ей должна была выплатить Bantam Books, — и он отправил ей свое эссе. Кель отклонил неоднократные просьбы Субер официально оформить их соглашение и со временем перестала с ним общаться. Субер был удивлен, обнаружив «Воспитывая Кейна» на страницах The New Yorker в 1971 году; он не получил ни кредита, ни дальнейших выплат. [ 11 ] : 157–161
«Примечательно, что никаких стенограмм предполагаемых разговоров Полины… не сохранилось — возможно, потому, что она не делала записей», — написал Келлоу. «Единственные исследовательские материалы в ее личном архиве, хранящемся в библиотеке Лилли Университета Индианы , — это копии интервью Говарда Субера». [ 11 ] : 166 [ 16 ] Интервью Субера с вдовой Манкевича особенно подтвердило тезис Келя. [ 11 ] : 160 Кель специально не брала интервью у Уэллса: «Я уже знаю, что произошло, — сказала она Суберу, — мне не обязательно с ним разговаривать». [ 11 ] : 163
Во время своего 47-летнего пребывания в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе Субер возглавлял программу критических исследований и Архив кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , был заместителем декана Школы театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и получил награду за выдающиеся достижения в преподавании. Он стал консультантом и экспертом по вопросам авторского права. [ 17 ] «Если бы я только знал то, что знаю об авторском праве сейчас, я бы подал на нее в суд… но я этого не сделал», — сказал Субер в интервью 2011 года о том, что Кель использовала его исследование для своего эссе. [ 18 ]
Прием
[ редактировать ]Основная пресса приняла эссе Кель, основываясь на ее авторитете как одного из ведущих кинокритиков страны. [ 13 ] : 206–207 New York Times Обозреватель Мордехай Ричлер похвалил Келя за «уменьшение Орсона Уэллса до размеров, отрицая его излишне грандиозное заявление о том, что он несет единоличную ответственность за все, что вошло в Кейна , включая сценарий и фотографии». [ 19 ] [ с ] [ 20 ]
«Орсона энергично защищали, — писал биограф Бартон Уэйли, — но в менее заметных статьях; так что, опять же, ущерб был огромным и постоянным». [ 7 ] : 394
Ответ
[ редактировать ]«Воспитание Кейна» разозлило многих критиков, в первую очередь Питера Богдановича , близкого друга Уэллса, который опроверг утверждения Кейла в статье «Мятеж Кейна», опубликованной в октябре 1972 года для Esquire . Позже Богданович признал, что Уэллс внес значительный вклад в статью, в то время как Джонатан Розенбаум утверждал, что Уэллс написал всю статью призраком. [ д ] [ и ] [ ж ] [ 23 ] [ 22 ] «Мятеж Кейна» включал в себя откровение о том, что Кель использовал работу Субера и не доверял ему. Богданович сообщил об ответе Субера на «Воспитание Кейна», что он считает авторство Кейна открытым вопросом, но что отказ Келя проконсультироваться с Уэллсом «нарушает все принципы исторического исследования». [ 15 ] : 30
Другие опровержения включали статьи Сарриса, [ 24 ] Джозеф МакБрайд [ 25 ] и Джонатан Розенбаум , [ 22 ] интервью с Джорджем Кулурисом и Бернаром Херрманном , опубликованные в Sight & Sound , [ 26 ] тщательное исследование сценариев Роберта Л. Кэрринджера [ 27 ] [ 2 ] и замечания Барбары Лиминг в биографиях Уэллса. [ 6 ] : 203–204 и Фрэнк Брейди . [ 5 ] : 553–554 Розенбаум также рассмотрел это противоречие в примечаниях своего редактора к книге «Это Орсон Уэллс» (1992). [ 3 ] : 494–501
«Главное внимание эссе Келя уделяется защите и прославлению сценариста Германа Дж. Манкевича как главной, забытой творческой силы, стоящей за Кейном », - написал Розенбаум. «По словам Келя, сценарий почти полностью был написан Манкевичем, и Уэллс активно замышлял лишить его какого-либо экранного признания». [ 3 ] : 494
Кель сообщила то, что ей сказал секретарь Манкевича: «Г-жа [Рита] Александер, которая взяла диктовку у Манкевича, от первого абзаца до последнего, а затем, когда первый черновик был завершен, и они все вернулись в Лос-Анджелес. , выполнял секретарскую работу в доме Манкевича по переписыванию и монтажу, а затем занимался сценарием на студии до тех пор, пока фильм не был снят, говорит, что Уэллс не написал (или не продиктовал) ни одной строчки сценария съемок « Гражданина». Кейн ». [ 10 ] : 38 В «Бунт Кейна» Богданович/Уэллс сообщает, что Кель не брал интервью у Кэтрин Троспер, которая работала секретарем Уэллса от чернового варианта сценария до завершения фильма. Когда Богданович повторил утверждение Келя о том, что Манкевич был единственным автором сценария, Троспер ответил: «Тогда я хотел бы знать, что это за вещи, которые я всегда печатал для мистера Уэллса?» Кель также не брал интервью у ассоциированного продюсера Ричарда Бэра , который заявил, что сам был «в комнате и видел», как Уэллс писал важные части сценария. [ 21 ] : xxvi [ г ]
Кель написал, что идея использовать Херста в качестве основы для Кейна была идеей Манкевича, и это утверждение поддержал Хаусман. [ 2 ] : 17 Она сообщила, что бывшая няня семьи Манкевич сказала, что в 1925 году она напечатала отрывки из сценария, продиктованного ей Манкевичем, с участием Херста, организованного в виде воспоминаний. [ 10 ] : 35 Уэллс заявил, что это была его идея, которую Баер поддержал в показаниях под присягой, данных во время гражданина Кейна . освобождения [ 2 ] : 17 [ ч ]
Кель написал, что Манкевич «имеет достаточно доказательств своего авторства, и он принес свои доказательства в Гильдию сценаристов и поднял столько шума, что Уэллс был вынужден разделить признание и занять второе место в списке». [ 10 ] : 38 Чарльз Ледерер , источник эссе Келя, настаивал на том, что заслуга никогда не доходила до Гильдии писателей для арбитража. [ 3 ] : 499
Кель сообщил, что еще до того, как фильм был закончен, без ведома Уэллса Манкевич передал сценарий Ледереру, племяннику Мэрион Дэвис . «Но Ледерер, по-видимому, был глубоко расстроен и отнес сценарий своей тете и Херсту. От них он перешел к адвокатам Херста… Вероятно, именно в результате идиотской неосмотрительности Манкевича были приведены в движение различные силы, которые привели к отмене премьеры в Radio City Music Hall [и] коммерческого провала « Гражданина Кейна ». [ 10 ] : 45 Ледерер сказал Богдановичу, что Кель никогда не удосужился уточнить у него факты, что он не дал Дэвису сценарий, который одолжил ему Манкевич: «Я вернул его ему . Он спросил меня, думаю ли я, что Мэрион обидится, и я ответил, что нет. Я так не думаю». [ 3 ] : 557
Каел сообщил, что Манкевич «вероятно, получил за всю работу не более восьми или девяти тысяч долларов; согласно сметам на фильм, стоимость сценария составляла 34 195,24 доллара, что было немного даже для того дня, и эта цифра, вероятно, включает в себя зарплату и расходы Джона Хаусмана и других в Викторвилле». [ 10 ] : 50 За свою работу Манкевичу заплатили 22 833,35 доллара. [ 6 ] : 202
Кель написал, что постановка не может позволить себе плату за исполнение оперы, предусмотренной сценарием, Жюля Массне » «Таис - произведения, написанного для Сибил Сандерсон , одной из любовниц Херста, - поэтому композитору Бернару Херрманну пришлось вместо этого что-то написать. [ 28 ] : 79 «Но мисс Кель никогда не писала и не обращалась ко мне с вопросами о музыке», — сказал Херрманн. «Мы легко могли бы позволить себе такой гонорар. Дело в том, что его прекрасные маленькие струны не послужили бы эмоциональной цели фильма». Херрманн не согласился со всей предпосылкой Келя: «Она пытается притвориться, что Уэллс — ничто и что посредственный писатель по имени Манкевич был скрытым Вольтером. Я не говорю, что Манкевич не внес никакого вклада… но он не мог создать Гражданина Кейна». ." [ 29 ]
Кель также рассказал анекдот от Наннелли Джонсона , который сказал, что во время съемок фильма «Гражданин» Кейн Манкевич рассказал ему, что Уэллс предложил ему через третье лицо взятку в размере 10 000 долларов за отказ от экранного права. Манкевич, всегда нуждавшийся в деньгах, соблазнился этим предложением. Сообщается, что Манкевич сказал, что Бен Хехт посоветовал ему взять деньги и обмануть Уэллса. «Мне нравится верить, что да», — ответил Джонсон, когда Кель спросил, верит ли он в эту историю. Кель на этом и закончил: «Вполне вероятно», — написала она. [ 10 ] : 49–50 Необоснованное утверждение стало частью протокола. [ 3 ] : 497 повторен как факт в книге историка кино Отто Фридриха. [ 30 ] : 91–92 и документальный фильм Барри Нормана . [ 31 ] : 42:50–43:00
Адвокат Арнольд Вайсбергер посоветовал Уэллсу не подавать иск о клевете . Доказать злой умысел будет сложно; Уэллс был общественным деятелем, а идеи Келя были теориями и мнениями. Осложняющим фактором было то, что Уэллс получал часть гонорара за книгу «Гражданин Кейн» , которая содержала сценарий, а также эссе Келя. «Как оказалось, к его большому сожалению, книга продавалась очень хорошо и была много раз переиздана», - писал Брейди. [ 5 ] : 554
«Мятеж Кейна… нанес на удивление небольшой ущерб репутации Полины», - писал Келлоу. «Однако это представляло собой серьезный сбой в The New Yorker ». процессе проверки фактов [ 11 ] : 166
Переоценка
[ редактировать ]Спустя десятилетия после разногласий по поводу эссе Вуди Аллен сказал Богданович, что был с Кель сразу после того, как она закончила читать «Мятеж Кейна» в Esquire . Кель был потрясен обвинением, выдвинутым против нее, включая открытие того, что она взяла на себя ответственность за работу Субера, чему Богданович научился благодаря своим связям в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Кель спросил Аллена: «Что я собираюсь на это ответить?» [ 11 ] : 165–167
«Она так и не ответила», — написал Богданович. Он отметил, что Кель включила «Воспитывая Кейна» в недавний сборник своих эссе. [ 32 ] — «нетронутым, как будто показания этих других людей не имеют значения и не существуют, как будто чувства или репутация Уэллса не имели значения». [ 21 ] : xxvi – xxvii
К моменту смерти Келя, спустя 30 лет после публикации, «Воспитание Кейна» вызвало серьезные споры. [ 33 ] [ 34 ] Историк кино Ричард Б. Джуэлл, летописец RKO Pictures, пришел к выводу, что Уэллс заслужил признание как соавтор сценария и что аргументы Келя были «односторонними и не подкреплены фактами». [ 35 ] : 164 История о том, как Кель присвоил исследование для «Воспитания Кейна», практически забытая с тех пор, как была раскрыта в 1972 году, снова стала новостью после того, как она была включена в биографию 2011 года. [ 18 ] [ 36 ]
Рецензируя биографию Келлоу для The New York Times , критик Фрэнк Рич отметил «небрежную профессиональную этику» Келя и случайное отсутствие эссе из антологии 2011 года « Эпоха кино: избранные произведения Полины Кель» . ««Воспитание Кейна» было исключено из тома Библиотеки Америки по причине нехватки места… но отчет Келлоу предполагает, что его в любом случае следовало исключить из-за его несоответствий». [ 36 ]
История публикаций
[ редактировать ]- Кель, Полина. «Воспитание Кейна — я». Житель Нью-Йорка , 20 февраля 1971 года. [ 37 ]
- Кель, Полина. «Воспитание Кейна — II». Житель Нью-Йорка , 27 февраля 1971 года. [ 38 ]
- Кель, Полин, Манкевич, Герман Дж. и Уэллс, Орсон. Книга Гражданина Кейна . Бостон: Литтл, Браун и компания , 28 октября 1971 г. [ 8 ] [ 9 ]
- Кель, Полина. Навсегда: 30 лет в кино . Нью-Йорк: Даттон , 1994. [ 32 ]
- Кель, Полин, и Френч, Филип (введение). Воспитание Кейна и другие очерки . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Marion Boyars , 1996. [ 39 ]
- Кель, Полина. Воспитывая Кейна: Полин Кель о лучшем когда-либо созданном фильме . Лондон: Methuen Publishing , как приложение к журналу Sight & Sound , 2002. [ 40 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В мае 1969 года Хаусман записал в своем дневнике, что он долго обедал с Кель, которая «выглядит очень взволнованной своим« открытием »Германа Манкевича. Я дал ей всю имеющуюся у меня информацию и пришлю ей еще». [ 14 ] : 389
- ^ «[Уэллс] утверждает, что написал параллельный сценарий», - сказал Хаусман биографу Барбаре Лиминг. «Это все чушь. Он не написал ни слова. Я могу вам сказать точно, что он этого не сделал». Лиминг отмечает: «Это утверждение покажется странным любому, кто исследовал личные документы Хаусмана, хранящиеся в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе». [ 6 ] : 204
- ↑ Ричлер продолжает: «Она настаивает на важности Грегга Толанда, фотографа, и, прежде всего, намеревается потребовать, чтобы наконец была оказана честь Герману Манкевичу, фактически единственному создателю сценария». Фактически, в титрах к фильму «Гражданин Кейн » Уэллс указал Толанда на той же карточке, что и самого себя — беспрецедентное признание для кинематографиста — и поместил свое имя под именем Манкевича в сценарии.
- ↑ «В подписи было только мое имя, — писал позже Богданович, — но Орсон активно редактировал и переписывал текст. Почему бы и нет? Он боролся за свою жизнь». [ 21 ] : XXIV
- ↑ Розенбаум считает, что Уэллс был основным автором статьи в Esquire : «Конечно, Питер знает гораздо лучше, чем я или [биограф Келя Брайан] Келлоу, кто и что написал, но один факт, заслуживающий внимания в этом вопросе, заключается в том, что он никогда не переиздавался. «Мятеж Кейна» в любой из его книг… Я также думаю, что это эссе как в прозе, так и в аргументации превосходит все, что когда-либо было опубликовано под именем Питера». [ 22 ]
- ↑ «Мятеж Кейна» также появляется в книге «В центре внимания Орсон Уэллс» (1976) под редакцией Рональда Готтесмана и содержится в новом предисловии Богдановича к изданию « Это Орсон Уэллс» 1998 года .
- ^ «Мисс Троспер и мистер Барр активны, здоровы, доступны, и оба живут, как и мисс Кель, в Нью-Йорке», - написал Богданович. «Ни один из них не получил даже запроса об их участии в создании « Гражданина Кейна» . Впрочем, и Уэллс тоже. Фактически, нет ничего, что указывало бы на то, что мисс Кель брала интервью у кого-то действительно важного, связанного с фактическим созданием фильма. " [ 15 ] : 41
- ↑ В письменном заявлении под присягой, данном в мае 1941 года, Ричард Баер заявил, что «идея Гражданина Кейна была первоначальной концепцией Орсона Уэллса… Изменения, внесенные Уэллсом, не ограничивались простыми общими предложениями, но включали фактическое переписывание слов». , диалоги, изменение последовательностей, идей и характеристик, а также добавление или удаление определенных сцен». [ 5 ] : 239
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Мериман, Ричард (1978). Манк: Остроумие, мир и жизнь Германа Манкевича . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания , Inc. ISBN 978-0-688-03356-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Карринджер, Роберт Л. (1985). Создание Гражданина Кейна . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-20567-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр ; Розенбаум, Джонатан (1992). Это Орсон Уэллс . Нью-Йорк: HarperCollins Издательство . ISBN 0-06-016616-9 .
- ^ Кэллоу, Саймон (1996). Орсон Уэллс: Дорога в Занаду . Нью-Йорк: Викинг . ISBN 9780670867226 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Брэди, Фрэнк (1989). Гражданин Уэллс: Биография Орсона Уэллса . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-385-26759-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лиминг, Барбара (1985). Орсон Уэллс, Биография . Нью-Йорк: Викинг Пресс . ISBN 978-0-618-15446-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэйли, Бартон , Орсон Уэллс: Человек, который был волшебником . Lybrary.com, 2005 г., ASIN B005HEHQ7E
- ^ Перейти обратно: а б Кель, Полина ; Уэллс, Орсон ; Манкевич, Герман Дж . (1971). Книга Гражданина Кейна . Бостон: Литтл, Браун и компания . ОСЛК 209252 .
- ^ Перейти обратно: а б Осенью выйдет книга о фильме «Гражданин Кейн». Бейкерсфилд, Калифорния . 6 июня 1971 года.
28 октября издательство «Атлантик-Литтл, Браун» опубликует «Книгу гражданина Кейна» , огромный том, который будет включать не только «Воспитание Кейна», но также, как всегда и предполагала мисс Кейл, полный оригинальный текст сценарий стрельбы Манкевича-Уэллса, публикуемый здесь впервые.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кель, Полина ; Уэллс, Орсон ; Манкевич, Герман Дж . (1971). «Воспитывая Кейна» Полин Кель . Книга Гражданина Кейна . Бостон: Литтл, Браун и компания . стр. 1–84. ОСЛК 209252 . Архивировано из оригинала 20 июня 2006 г. Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Келлоу, Брайан (2011). Полин Кель: Жизнь в темноте . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-670-02312-7 .
- ^ Ван Гелдер, Лоуренс (4 сентября 2001 г.). «Полин Кель, провокационная и широко подражаемая нью-йоркская кинокритика, умерла в возрасте 82 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Робертс, Джерри (2010). Полная история американской кинокритики . Санта-Моника, Калифорния: Santa Monica Press LLC. ISBN 978-1-595-80049-7 .
- ^ Хаусман, Джон (1983). Финальное платье . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0671420313 .
- ^ Перейти обратно: а б с Богданович, Петр; Уэллс, Орсон (в титрах) (1976) [1972]. «Мятеж Кейна». В Готтесмане, Рональде (ред.). Сосредоточьтесь на Орсоне Уэллсе . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл. стр. 28–53. ISBN 0-13-949214-3 .
- ^ Субер, Ховард (6 декабря 2013 г.). «Ящик 82, Кель Мсс» . «Эволюция сценария гражданина Кейна»; интервью с Дороти Комингор , Сарой Манкевич, Ричардом Уилсоном и Робертом Уайзом (5 папок). Библиотека Лилли , Университет Индианы . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ «Говард Субер, почетный профессор» . Школа театра, кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 20 марта 2012 года . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ланг, Брент (10 ноября 2011 г.). «Говард Сабер о краже исследований Полины Кель: «Это было похоже на изнасилование» » . Обертка . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Рихлер, Мордехай (31 октября 1971 г.). «Книга гражданина Кейна» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Споры вокруг «Гражданина Кейна», «Манка» и Полины Кель | Нет киношколы
- ^ Перейти обратно: а б с Уэллс, Орсон ; Богданович, Петр ; Розенбаум, Джонатан (1998). «Мой Орсон [новое вступление Питера Богдановича]». Это Орсон Уэллс (2-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press . стр. VII–XXXIX. ISBN 9780306808340 .
- ^ Перейти обратно: а б с Розенбаум, Джонатан. «Я пропустил это в кино: возражения против« Воспитания Кейна » » . Комментарий к фильму (весна 1972 г.) . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ Богданович, Петр; Уэллс, Орсон (в титрах не указан) (октябрь 1972 г.). «Мятеж Кейна». Эсквайр : 99–105, 180–190.
- ^ Саррис, Эндрю (15 апреля 1971 г.). «Кино в фокусе» . Деревенский голос . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Макбрайд, Джозеф (осень 1971 г.). «Грубое катание на санках с Полиной Кель». Фильм Наследие . Дейтон, Огайо: Дейтонский университет : 13–16, 32.
- ^ Гиллинг, Тед (весна 1972 г.). «[Интервью с Джорджем Кулурисом и Бернардом Херрманном] о книге гражданина Кейна ». Вид и звук : 71–73.
- ^ Карринджер, Роберт Л. (2004) [впервые опубликовано в 1978 году]. «Сценарии гражданина Кейна ». В Нэрморе, Джеймс (ред.). Гражданин Кейн Орсона Уэллса: Сборник дел . Издательство Оксфордского университета . стр. 79–121. ISBN 978-0-19-515892-2 .
- ^ Смит, Стивен С. (2002). Сердце в центре огня: жизнь и музыка Бернарда Херрманна . Окленд, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-22939-6 .
- ^ «Бернард Херрманн о работе с Орсоном Уэллсом и Гражданином Кейном» . Wellesnet.com. 24 июня 2007 года . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Фридрих, Отто (1986). «Город сетей» — портрет Голливуда 1940-х годов . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-062-32604-1 .
- ^ Норман, Барри (ведущий) (2003). Гражданин Кейн: Анатомия классики (DVD). Универсальный .
- ^ Перейти обратно: а б Кель, Полина (1994). Навсегда: 30 лет в кино . Нью-Йорк: Даттон. ISBN 9780525938965 .
- ^ Маккарти, Тодд (22 августа 1997 г.). «Сценарий картины Уэллса вносит путаницу в историю Х'вуда» . Разнообразие . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Паттерсон, Джон (6 сентября 2001 г.). «Выход женщины-топорика: Почему Полина Кель плоха для мирового кино» . Хранитель . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Джуэлл, Ричард Б.; Харбин, Вернон (1982). История РКО . Нью-Йорк: Издательство Arlington House / Crown Publishing Group . ISBN 978-0-517-54656-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Рич, Фрэнк (27 октября 2011 г.). «Рев на экране с Полиной Кель» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 18 августа 2015 г.
- ^ Кель, Полина (20 февраля 1971 г.). «Воспитывая Кейна — я» . Житель Нью-Йорка . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Кель, Полина (27 февраля 1971 г.). «Воспитание Кейна — II» . Житель Нью-Йорка . Проверено 20 августа 2015 г.
- ^ Кель, Полина; Френч, Филип (1996). Воспитание Кейна и другие очерки . Лондон и Нью-Йорк: Издательство Marion Boyars . ISBN 071453014X .
- ^ Кель, Полина (2002). Воспитывая Кейна: Полин Кель о лучшем когда-либо созданном фильме . Лондон: Издательство Метуэн . ОСЛК 50502019 .