Сакраментарий Генриха II

Сакраментарий Генриха II ( нем . Sakramentar Heinrichs II. ), называемый также Регенсбургским сакраментарием ( Regensburger Sakramentar ), — рукопись литургических . текстов, которая была создана в Регенсбурге по приказу императора Генриха II (годы правления 995-1024) . Это одно из самых значительных произведений оттоновского освещения . Рукопись была подарена Бамбергскому собору Генрихом II и находилась в сокровищнице собора она стала частью Баварской государственной библиотеки до 1803 года, когда в результате секуляризации . Он остается там и сегодня под инвентарным номером clm 4456 . Он создан по образцу Золотого кодекса Святого Эммерама, подаренного Карлом Лысым в 870 году. [ 1 ]
Описание
[ редактировать ]Рукопись
[ редактировать ]Содержание и оформление
[ редактировать ]Сакраментарий Канон состоит из 358 листов размером 298 х 241 мм и содержит Мессы , Предисловие и Сборники .
Рукопись начинается с богато оформленного, богато украшенного иллюминированного листа, служащего титульным листом двенадцатистраничного богослужебного календаря списком праздников литургического года с начертанным золотом . Далее следует первый фигуральный образ: коронация Генриха. За ним следует известное изображение Генриха на троне, созданное по образцу Карла Лысого в Золотом кодексе Святого Эммерама, и миниатюра Григория Великого .
Изображение коронации
[ редактировать ]Иконография
[ редактировать ]

Коронационный портрет — самое известное из существующих изображений Генриха II и самое значимое и обсуждаемое изображение в сакраментальном мире. На ней изображен король перед четырьмя окнами, украшенными чередующимся мозаичным фоном, с руками, тянущимися к небу, когда его венчает обручем сам Христос , восседающий на радуге в золотом ореоле и совершающий знак благословения. Король носит тунику с крестообразным узором длиной до икры с поясом, украшенным драгоценными камнями и аппликациями , а также синий плащ , который застегивается золотой брошью, усыпанной драгоценными камнями. Туника и плащ словно украшены богато украшенной золотой каймой по швам . Эта царственная одежда символизирует торжественность церемонии коронации . Кроме того, Генри носит чулки в горошек и золотые туфли.
Четыре фигуры с нимбом помогают правителю парами. Двое из них — ангелы, слетевшие с небес, чтобы преподнести королю Святое Копье и Императорский Меч , которые они благоговейно держат в покрытых покрывалом руках. Оба предмета содержатся в инкрустированных драгоценными камнями футлярах и поэтому не могут быть использованы в качестве оружия, но, тем не менее, они не являются имперскими регалиями . Вместо этого Святое Копье, которое выделяется своим положением справа от Христа, отмечено как Древо Жизни небольшим распятием на вершине золотого шара, который венчает его, и распускающимися ветвями на его древке. В дополнение к ангелам есть два епископа в папских облачениях , которые поддерживают руки правителя: один, чьи седые волосы указывают на то, что он старший из двух, идентифицирован как святой Ульрих , преобразователь Аугсбурга в 993 году, который был канонизирован только за десять лет до завершения таинства. Ульрих занимает почетное положение справа от Христа, а Святой Эммерам - слева. Значение двух колонн между епископами и королем пока не совсем ясно, но они могут относиться к двум колоннам Храм Соломона как выражение силы и могущества, а также как символы Ветхого и Нового Заветов .
Надпись
[ редактировать ]Изображение коронации включает в себя несколько надписей. Эти стихи, по-видимому, гекзаметры, проходят по внешней стороне ореолы:
латинский | Английский |
---|---|
+ CLEMENTS XPE YOUR LONGV [M] GIVE XPICTO LIVE.
|
Мягкий Христос, дай долгую жизнь Помазаннику Твоему,
|
Далее титулы звонят самому королю, бегая у него под ногами:
латинский | Английский |
---|---|
+ ОН — CORONATUR DIVINITUS ATQ[UE] BEATUR
|
+ Вот, он увенчан божественным провидением и благословлен:
|
Контекст
[ редактировать ]И текст, и изображение ясно дают понять, что эта миниатюра не изображает фактическую историческую коронацию Генриха 7 июня 1002 года в соборе Майнца . Просветителя больше интересовало указание на статус царя как наместника Христа на Земле. Широко раскинутые руки царя напоминают изображения Моисея в стане лицом к амаликитянам с Аароном и Ором, держащими его руки до тех пор, пока битва не может быть выиграна с помощью Бога ( Исх 17:8–17:16 ). Эта схема также использовалась для святых и епископов, таких как Ульрих Аугсбургский и Зигберт Минденский , и с этого времени существует множество примеров, например, в Понтификале Генриха II . Поскольку в вышеупомянутом Золотом кодексе святого Эммерама нет модели изображения коронации, создается впечатление, что композиция была выбрана специально для Генриха на основе изображений византийских правителей , таких как Менологион Василия II . [ 2 ]
Изображение трона
[ редактировать ]

После изображения коронации следует изображение Генриха II на троне, обрамленное трехмерным меандром . На этом изображении король изображен лицом к зрителю, сидящим на золотом троне коробчатой формы, усыпанном драгоценными камнями, под массивным киборием , который поддерживается четырьмя колоннами и его следует понимать как метафору рая. Одежда короля украшена еще более пышно, чем на коронационном изображении, крупными аппликациями; однако у короны нет обруча. В правой руке король держит небольшой крестовый скипетр , а в левой — крест Глобус . ; почетное полотно За головой у него висит над ним Рука Бога, делающая знак благословения.
Два юных оруженосца в коротких туниках обрамляют его, предлагая ему меч, копье и щит, покрытые тканью. Они стоят в высоких узких аркадах, колесные люстры со сводов которых свисают . За ними стоят две коронованные женщины с поднятыми рогами изобилия, из которых растут цветущие лозы. расположены также две фигуры в три четверти В перемычках рядом с балдахином - олицетворения дани, несущей подвластным народам.
Очень заметен зеленый цвет лиц фигур — он предполагает высокую степень сакральности, придавая Генриху и окружающим его фигурам особую степень (как бы) предвосхищенной иномирскости.
Легко читаемая золотая надпись в три гекзаметровые строки над и под изображением гласит:
латинский | Английский |
---|---|
ЕСТЬ ТРИУМФЫ ПАРТИБ[США] ЗЕМЛИ МИРА.
|
Вот! Все регионы земного шара покорены,
|
Очень похожее изображение Карла Лысого, найденное в Золотом кодексе Святого Эммерама, послужило источником вдохновения для этого изображения коронации.
Образ Григория
[ редактировать ]После двух изображений Генриха следует миниатюра, изображающая святого Григория Великого, одетого как Папа, в папских одеждах и с золотой манипулой на левой руке. Он сидит под аркой аркады в конструкции с круглыми арками, Oeils-de-boeuf и угловой башней, которая представляет собой скорее здание, чем стул. Что соответствует автору Sacramentarium Gregorianum , Григорий изображен лицом вправо с пером и скребком для стирания в знак своего авторства сакраментария, текст которого он составил под вдохновением Святого Духа , что символизируется белый голубь, пролетающий над головой справа. В лозах вокруг его головы скрыто его имя, начертанное связанными буквами: GREG[orius] P[a]P[a]. Эта же композиция была второй раз изображена на серебряной пластине на задней обложке ювелиром.
Крышка
[ редактировать ]Обложка Пустой книги представляет собой рельеф из слоновой кости с изображением Распятия в верхней части и женщин, обнаруживающих гроб в нижней части. Эта очень качественная работа, вероятно, была сделана в Лотарингии около 908/90 года, то есть незадолго до самого таинства. [ 3 ] Простая кайма из листа золота возникла в результате последующей реставрации и переработки обложки в Бамберге, вероятно, в 18 веке. Рельеф из слоновой кости, окруженный акантовым фризом, по существу симметричен. В центре изображен крест с Иисусом на нем и большой табличкой анзата над его головой с текстом: IHS NAZAREN | REX IVDEORV («Иисус из Назарета, Царь Иудейский») заглавными буквами. Змей, побежденный жертвенной смертью Иисуса, обвился вокруг подножия креста. Ниже, сохраняя ту же центральную ось, находится холм Голгофа и оплакивающие ангелы. По обе стороны от центральной линии появляются три ангела с головами за полосой облаков, а также Солнце и Луна (которые обозначают космологическое значение сцены), Мария и Иоанн , Лонгин с копьем и Стефатон с уксусом. губка и, наконец, блаженные, поднимающиеся из саркофагов парами. В сцене под крестом ангел выступает посредником между пустой гробницей слева и двумя спящими стражниками рядом с ней и тремя женщинами, приближающимися с помазание сосудов справа.
Задняя обложка представляет собой изображение восседающего на троне Папы Григория Великого в Opus interrasile . Шелковый покров, установленный гораздо позже, сейчас сохранился лишь фрагментами. Григорий изображен здесь не как автор, а как редактор, который скребком по указанию ангела удаляет в тексте ошибочные прочтения. Это изображение не имеет иконографической связи с миниатюрой на л. 12р рукописи.
Застежки обложки представляют собой широкие цепочки из позолоченного серебра. Верхняя застежка, вероятно, принадлежит оригинальной обложке, нижняя — более поздней работы. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Сакраментарий содержит многочисленные ссылки на аббатство Св. Эммерама в Регенсбурге , где оно было создано, и на Генриха II, который заплатил за его создание. Упоминание Генриха как короля ( REX ) позволяет датировать его создание до 1014 года, когда Генрих был коронован императором . епархий Сильная поддержка Регенсбургской и Аугсбургской в выдвижении кандидатуры Генриха могла объяснить выдающееся место святых из Аугсбурга и Регенсбурга, а не из Бамберга. В этом случае завершение строительства представляется вероятным до основания Бамбергской епархии в 1007 году. Вероятно, первоначально он был создан для Регенсбургского собора , а сакраментарий впервые обнаружен в 1012 году в связи с освящением Бамбергского собора . Дополнения, сделанные после соборов 1058 и 1087 годов перед оригинальным текстом (л. 1т–3т), сделанные в Бамберге, указывают на его по существу местное значение. Во время секуляризации в 1803 году рукопись была наконец перевезена в Мюнхен . Сакраментарий послужил образцом для дальнейших рукописей в различных частях Римской империи. Империи , особенно в Хильдесхайме и Миндене . [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]
Библиография
[ редактировать ]- Церковь Баварии в средние века. Рукописи и документы из государственной собственности Баварии. Хирмер, Мюнхен, 1960, с. 24 Нет. 101.
- Баварская государственная библиотека (ред.). Регенсбургское освещение. От раннего Каролингского периода до конца Средневековья. Каталог выставки Баварской государственной библиотеки. Мюнхен, 1987, стр. 32–33. 16 и таблицы 5–8, стр. 94–95.
- Гуде Сукале-Редлефсен. Великолепные книги для украшения церквей. у Йозефа Кирмайера, Бернда Шнайдмюллера , Стефана Вайнфуртера , Эвамарии Брокгофа (ред.) Император Генрих II 1002–1024 гг. Научное книжное общество, Дармштадт, 2002 г., ISBN 978-3-8062-1712-4 , стр. 52–61.
- Йозеф Кирмайер (ред.). Две великолепные рукописи из Регенсбурга. Сакраментарий императора Генриха II. Кодекс Уты. (= рукописи из баварских библиотек на компакт-диске ), Дом истории Баварии, Аугсбург, 2003 г., ISBN 3-927233-87-0 .
- Франц Райнер Эркенс . Сакральность правителя в средние века. От начала инвестиционного спора. Кольхаммер, Штутгарт, 2006 г., ISBN 978-3-17-017242-5 , стр. 179–188 ( Отрывки из Google Книги ).
- Сакраментарий Генриха II. Рукопись Clm 4456 из Баварской государственной библиотеки, Мюнхен. Том факсимиле и комментариев, Faksimile-Verlag, Гютерсло/Мюнхен, 2010 г., ISBN 978-3-577-12908-4 .
- Вернер Тагерт . Сокровище на вечность — книга фундаментов императора Генриха II для его собора ( Сакраментальный раздел Генриха II ). у Норберта Юнга , Вольфганга Ф. Реддига. К небу. 1000-летие Императорского собора Бамберга 1012–2012 гг. Каталог специальной выставки (= издания Бамбергского епархиального музея. Том 22). Михаэль Имхоф Верлаг , Петерсберг, 2012 г., ISBN 978-3-86568-754-8 , стр. 107–113 (с дополнительной библиографией).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йозеф Кирмайер, Бернд Шнайдмюллер, Стефан Вайнфуртер, Эвамария Брокхофф (ред.): Император Генрих II 1002–1024. п. 268.
- ^ Йозеф Кирмайер, Бернд Шнайдмюллер, Стефан Вайнфуртер, Эвамария Брокхофф (ред.): Император Генрих II 1002–1024. п. 270.
- ^ Норберт Юнг, Вольфганг Ф. Реддиг. К небу. 1000-летие Императорского собора Бамберга 1012–2012 гг. Каталог специальной выставки с. 109.
- ^ Норберт Юнг, Вольфганг Ф. Реддиг: К небесам. 1000-летие Императорского собора Бамберга 1012–2012 гг. Каталог специальной выставки с. 112.
- ^ Йозеф Кирмайер, Бернд Шнайдмюллер, Стефан Вайнфуртер, Эвамария Брокхофф (ред.): Император Генрих II 1002–1024. п. 269.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полная оцифровка для выставки Pracht auf Parchment. Сокровища освещения от 780 до 1180 (19 октября 2012 г. - 13 января 2013 г., Кунстхалле Гипо-культурстифтунг Мюнхен)
- Очередная версия от отдела clm с оглавлением для навигации.
- Публикации о сакраментарии Генриха II в онлайн-каталоге общедоступных реестров Империи
- Краткое описание рукописи, обложки и коронационного изображения на сайте Haus der Bayerische Geschichte.