Архитектура Касабланки
Архитектура Касабланки разнообразна и исторически значима. Касабланка , экономическая столица Марокко, имеет богатую городскую историю и является домом для множества примечательных зданий в самых разных стилях. На протяжении ХХ века архитектура и городское развитие Касабланки развивались таким образом, который одновременно был специфичен для контекста города и соответствовал международным идеям.
Анфа , как называлось поселение на территории нынешней Касабланки, было построено римлянами согласно « Описанию Африки» Льва Африканского . [ 1 ] Город расположен в устье реки Вади-Бускура на берегу Атлантического океана на равнине Чауя , известной как Тамасна под Баргаватой . [ 2 ] Он был разрушен землетрясением года султаном Марокко Мухаммедом III который нанял европейских архитекторов и восстановлен , 1755 . [ 3 ] , К этому периоду относятся скала стены Медины и две старейшие мечети. [ 3 ]
Конференция 1906 года в Альхесирасе дала французской холдинговой компании la Compagnie Marocaine разрешение построить современный порт в Касабланке. [ 4 ] Французская бомбардировка Касабланки в следующем году разрушила большую часть города, который в то время состоял из Медины, Меллы (еврейского квартала) и района, известного как Тнакер. [ 3 ] Одной из первых французских построек была башня с часами в виде минарета , ранний пример стиля под названием неомаврикос , который характеризовал большую часть архитектуры Касабланки в ранний колониальный период, особенно гражданские и административные здания. [ 3 ]
Под французским протекторатом, официально учрежденным в 1912 году, генерал-резидент Юбер Лиоте нанял Анри Проста для городского планирования Касабланки. [ 3 ] Радиоцентричный план Проста разделил город на ville indigène , где должны были жить марокканцы, и ville nouvelle для европейцев, расходящихся на восток. [ 3 ] Многие здания в стиле модерн и ар-деко были спроектированы такими архитекторами, как Мариус Бойер, в Новом городе в 1930-х годах, в то время как французский колониальный аппарат экспериментировал с городским планированием таких районов, как Хубус и Бусбир . [ 3 ]
Стиль Paquebot или Streamline Moderne , который такие архитекторы, как Эдмон Брайон, использовали в 1930-х годах, обозначил переход к современной архитектуре . [ 5 ] В 1940-х годах Мишель Экошар взял на себя городское планирование и сосредоточился на линейном плане с промышленным развитием на востоке и жилищными проектами для решения проблемы перенаселенности, например, в Carrières Centrales . [ 6 ] Он возглавлял Группу современных марокканских архитекторов (ГАММА), которая произвела революцию в модернистской архитектуре на Международном конгрессе современной архитектуры 1953 года , подчеркнув важность учета местной культуры и климата в дополнение к модернистским архитектурным принципам. [ 7 ] Этот подход называется народным модернизмом . [ 8 ]
Эли Азагури стал первым марокканским архитектором-модернистом и возглавил GAMMA после обретения Марокко независимости от Франции в 1956 году. [ 9 ] Он и его коллега Жан-Франсуа Зевако были одними из самых важных архитекторов Касабланки конца 20 века. [ 7 ] Они вместе с Абдесламом Фарауи и Патрисом де Мазьером экспериментировали с бруталистской архитектурой . [ 7 ] Архитектура Касабланки на рубеже 20-го века находилась под влиянием политики неолиберализма . [ 10 ]
Традиционный марокканский
[ редактировать ]
В Касабланке сохранилось множество подлинных образцов традиционной марокканской архитектуры , особенно внутри городских стен исторической Медины Ад -Дар аль-Байда . Есть несколько адрих (мавзолеев), в том числе Сиди Аллала аль-Кайравани и Сиди Белюта . [ 11 ] Касабланка была одним из многих городов, включая Эс-Сувейру , Марракеш и Рабат , которые были возрождены после землетрясения 1755 года султаном Мохаммедом бен Абдаллой , которого Абдалла Ларуи называл «архитектором современного Марокко». [ 12 ] [ 11 ] Известно, что султан использовал в своих проектах европейских архитекторов, таких как Теодор Корнут и Ахмед эль Инглизи . [ 13 ] [ 14 ] Бастион Скала и две старейшие мечети города, мечеть Махзена и мечеть Ульд-эль-Хамра , были построены во время реконструкции города султаном Мухаммедом Бен Абдаллой. [ 11 ]

Население города росло в рамках протеже системы по мере того, как в городе селились европейцы, а также за счет миграции евреев из внутренних районов страны. [ 3 ] В 1886 году Элизе Реклю описала Касабланку как «европейское прибрежное поселение», «пустынное и крайне нездоровое». [ 3 ] [ 15 ]

На своей карте города 1900 года доктор Фредерик Вейсгербер выделил три основные части: медину , меллу и Тнакер (хижины). [ 3 ] В Касабланке были киссарии , фондуки и рынок свежих продуктов вдоль ручья Вади-Бускура, на месте нынешней площади Организации Объединенных Наций . [ 3 ]
Медина была в значительной степени разрушена во время французской бомбардировки 1907 года , хотя несколько важных зданий сохранились.
Колониальная архитектура
[ редактировать ]
Самым старым европейским сооружением в Касабланке была заброшенная тюрьма, предположительно построенная португальцами, аркады которой сейчас украшают парк Лиги арабских государств . [ 16 ]
Церковь Сан-Буэнавентура (ныне Культурный центр Буэнавентуры ) была построена в медине испанской общиной Касабланки в 1890 году. [ 11 ]


В 1900 году в Касабланке было четыре консульства и тринадцать вице-консульств, которые заменили другие в Мазагане (аль-Джадида), Рабате и Могадоре (Эс-Сувейра). [ 11 ] Многие из этих консульств были построены вдоль набережной, чтобы к ним было легко добраться. Первым из них было британское консульство, основанное в 1857 году. [ 11 ] Консульство Германии, первоначально построенное как консульство Бельгии в 1900 году, в 1919 году стало начальной школой Омара ибн Абдельазиза. [ 11 ]
Оригинальная башня с часами , возведенная Шарлем Марсьялем Жозефом Дессиньи в 1910 году, была первым сооружением, построенным французами после бомбардировки и вторжения в Касабланку в 1907 году. [ 17 ]
Французский протекторат
[ редактировать ]На протяжении десятилетий французского протектората (1912–1956) городское развитие Касабланки «в первую очередь определялось [французскими] экономическими интересами». [ 10 ] Город был спроектирован с учетом автомобильного движения и возможных промышленных комплексов, таких как порт и железнодорожные линии. [ 10 ] В этом контексте «Иконографическая сила символических изображений играет малоизученную роль в воспроизведении основополагающих повествований о окраинах Касабланки, формируя как народные, так и государственные дискурсы». [ 18 ] что подчеркивает важность визуальных представлений в продолжающемся диалоге между колониальным прошлым Касабланки и ее нынешней идентичностью.
Новый город
[ редактировать ]Villes nouvelles («новые города»), жилые районы, построенные в первую очередь для иностранного населения наряду с villes indigènes («городами коренных народов») по всей Французской колониальной империи , были спроектированы так, чтобы быть живописными и применять принципы современного городского планирования. [ 19 ] Городская стратегия Лиоте в Марокко, сформированная прагматичным отношением к колонизированному населению, приобретенным благодаря его военному опыту в Индокитае и на Мадагаскаре , заключалась в том, чтобы построить villes nouvelles и оставить villes indigènes практически нетронутыми, даже подвергнуть их своего рода ориенталистской консервации. [ 19 ] Этот подход был подчеркнут «Колониальной логикой и модернистским технократическим управлением, [которые] создали особые представления о марокканском городском пространстве, в котором доминирует картезианский подход как к людям, так и к территории». [ 18 ] Эти действия подчеркивают присущую Касабланке динамику власти и колониальный взгляд, который сформировал городской ландшафт Касабланки, что свидетельствует о целенаправленных усилиях по формированию пространственной и социальной структуры города.
Жан-Клод Николя Форестье , ландшафтный садовник и глава Службы променадов и плантаций в Париже в течение 26 лет, был вызван из Франции по рекомендации Поля Тирара , генерального секретаря колониального правительства Марокко. [ 19 ] Форестье стал первым профессионалом, работавшим над « Новыми улицами» в Марокко, и он убедил Анри Проста разработать планы новых вилл в Марокко вместе с Жоржем Рислером , президентом Социального музея . [ 19 ] Форестье и Прост, активные члены секции городской и сельской гигиены Социального музея , представили идею cité-jardin , вдохновленную движением городов-садов в Англии. [ 19 ]
Касабланка смело строит новые проекты, о которых Париж слишком робеет.
- Леандр Вайя , [ 20 ]
План Проста
[ редактировать ]
Касабланка стала лабораторией принципов урбанизма авангарда , включая резкое разделение и полную диссоциацию между Мединой и европейским городом . [ 22 ] Для колониальной администрации марокканская медина была одновременно рассадником болезней, которые нужно было сдерживать, древностью прошлого с восточным шармом, которую нужно было сохранить, и убежищем для потенциальных повстанцев, которые нужно было подавлять. [ 22 ]
Анри Прост , выбранный генералом Лиотэ градостроитель, спроектировал европейский город или новый город Касабланку как новый город . [ 3 ]
План был радиоконцентрическим, как Париж. [ 23 ] Главные улицы расходились на юго-восток от порта, Медины и Сук Кбир ( السوق الكبير большой рынок ), который стал площадью Франции и теперь является площадью Организации Объединенных Наций . [ 24 ] [ 25 ] Эта площадь соединяла Медину, Меллу и ville Europeenne .
Ипполит Жозеф Делапорт спроектировал первые два крупных здания, обозначающих площадь: магазины Paris-Maroc (1914 г.) и в неомавританском стиле отель Excelsior (1918 г.). [ 25 ] Первый представлял собой завоевание Марокко колониальной державой и торговлю в Марокко, [ 26 ] а Клод Фаррер сказал о последнем, что «встречи представителей фондовой биржи, финансов и торговли проходили исключительно в четырех окружающих его кафе». [ 27 ] Центральный рынок (1917 г.) по проекту Пьера Буске был построен на месте Касабланкской ярмарки 1915 г. [ 28 ] В 1917 году Касабланка стала вторым городом в мире после принятия Нью-Йорком резолюции о зонировании 1916 года , принявшего комплексный городской план. [ 29 ]
-
План Жоржа Буана в путеводителе по ярмарке в Касабланке 1915 года.
-
Дорожный план Проста для его плана расширения и развития на 1917 год.
-
Карта плана развития и расширения, опубликованная во Франции-Мароке .
Хубус
[ редактировать ]В 1916 году, через четыре года после официального установления французского протектората , Прост и Альберт Лапрад спроектировали nouvelle ville indigène , ныне известную как Hubous , — новую медину рядом с дворцом султана к востоку от нового центра. [ 31 ] [ 19 ] На земле, переданной Министерству по делам ислама еврейским бизнесменом по имени Бендахан, проектировщики попытались совместить черты традиционного марокканского города, каким они его видели, с принципами городского сада и современными стандартами санитарии и гигиены. городское планирование. [ 24 ] [ 19 ]
Французский писатель Луи Тома в своей книге «Марок де 1917» рассматривал эксперимент с городским садом в Новом Виль Индижен как потенциальную модель для посетителей из « бледа », для каидов и паш других городов. [ 32 ] : 163
Бусбир
[ редактировать ]
В 1920-х годах колониальная администрация создала квартал резерва ( квартал проституции ) к югу от Хубуса, который стал известен как Бусбир . [ 33 ] Он был вдохновлен Ёсиварой в Токио и управлялся частной компанией La Cressonière . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Альбер Лапрад первым создал прямоугольную территорию с ортогональной планировкой улиц, а Огюст Каде и Эдмон Брион манипулировали традиционными марокканскими формами, используемыми в Хубусе. [ 33 ] Это был обнесенный стеной комплекс, включавший 175 жилых домов, 8 кафе и амбулаторию, с регулируемым движением исключительно через охраняемые ворота. [ 33 ] В этой настоящей «тюрьме» проживало до 700 женщин — мусульманок и иудейок. [ 33 ] Колонисты продавали квартал-заповедник туристам с изображениями востоковедов , пока он не был закрыт в 1954 году. [ 33 ]
Ар-нуво, ар-деко и неомавританский стиль
[ редактировать ]Межвоенный период
[ редактировать ]Помимо Анри Проста, Альберт Лапрад , Мариус Бойер , Огюст Каде и Эдмон Брион были одними из первых планировщиков и архитекторов города. [ 36 ]
Развитие Виль Нувель стимулировалось инвестициями различных покровителей, в том числе бывшего министра государственных холдингов Махзани Омара Тази, еврейского бизнесмена Хаима Бендахана и южного амазигского паши Марракеша Тами Эль Глауи . [ 37 ]
Еврейские покровители построили подавляющее большинство самых высоких зданий Касабланки в межвоенный период. [ 37 ] По мнению Жана-Луи Коэна , вертикальная тяга строительства, возглавляемая еврейскими покровителями, была «не чем иным, как местью за [статус] зиммы . Возможность строить высочайшие сооружения отражала новое состояние полностью эмансипированной еврейской буржуазии. ." [ 37 ] Ярким примером этой тенденции является здание Леви-Бендаяна, спроектированное Мариусом Бойером. [ 37 ]
Бывшая административная площадь, ныне площадь Мухаммеда V , окружена зданиями в нео-мавританском стиле , сочетающем в себе мауро-андалузскую архитектуру и архитектуру ар-деко . [ 11 ] Одним из первых зданий в этом стиле был отель Excelsior , построенный в 1912–1914 годах. [ 11 ] Его также использовали на Old Abattoirs , промышленной бойне, отремонтированной Простом в 1922 году. [ 11 ] Неомавританские элементы также присутствовали в частных дворцах и резиденциях, таких как здание Глауи . [ 38 ]
Патентный стиль часто использовался в колониальных административных зданиях, таких как здание Вилайя и Махкамат аль-Паша в Хубусе , с побеленной известковой штукатуркой и зеленой черепицей на крыше. [ 11 ] [ 38 ]
Парк Лиги арабских государств (ранее называвшийся Парком Лиоти города ) — крупнейший общественный парк . На его краю находится церковь Святого Сердца Касабланки . Он больше не используется в религиозных целях, но открыт для посетителей и представляет собой великолепный образец неоготической архитектуры.
-
Здание во французском колониальном стиле на бульваре Хасана II.
-
Декоративная деталь в стиле модерн.
-
-
-
Арт-деко сочетается с переосмысленными марокканскими декоративными элементами.
Французское правительство назвало Касабланку «лабораторией урбанизма». [ 40 ] Постоянная делегация Марокко при ЮНЕСКО подала заявку на включение архитектуры Касабланки 20-го века в список Всемирного наследия . [ 41 ] Casamémoire — это организация, которая занимается защитой и популяризацией этого архитектурного наследия с 1995 года. [ 42 ]
Модернизм и брутализм
[ редактировать ]

Оптимизированный модерн , или стиль пакетбот , с эстетикой океанских лайнеров присутствует в здании Bendahan Building , Villas Paquet , Liberty Building и других. [ 5 ] Эдмонда Брайона , построенное в 1935 году. здание Бендахан Ранним примером было [ 44 ]
Касабланка была одним из первых мест американизации из-за высадки союзников во время операции «Факел» в 1942 году. [ 45 ]
[Касабланка] скорее напоминает представление француза о Чикаго с небоскребами и галереями Лафайет.
— Бернард Ньюман , [ 46 ]
План Экочарда
[ редактировать ]Мишель Экошар , директор по городскому развитию в 1946–1953 годах, изменил городской план Касабланки с радиоконцентрической системы Проста на линейную систему с расширенными промышленными зонами, простирающимися на восток через Айн-Себаа в сторону Федалы . [ 47 ] [ 23 ] [ 7 ] Особое внимание уделялось управлению быстрой урбанизацией города, вызванной исходом сельских жителей, посредством развития проектов социального жилья. [ 6 ]
ГАММА
[ редактировать ]На архитектуры Международном конгрессе современной (CIAM) в 1953 году ATBAT-Afrique — африканское отделение Atelier des Bâtisseurs , основанное в 1947 году такими фигурами, как Ле Корбюзье , Владимир Бодянский и Андре Вогенский , — подготовило исследование бидонвилей Касабланки под названием «Среда обитания для самое большое число». [ 48 ] Жорж Кандилис и Мишель Экошар выступили против доктрины, согласно которой архитекторы должны учитывать местную культуру и климат в своих проектах. Ведущие [ 49 ] [ 7 ] [ 50 ] Это вызвало бурные дебаты среди архитекторов-модернистов по всему миру и в конечном итоге спровоцировало раскол . [ 49 ] [ 51 ] [ 52 ]
Коллектив модернистских архитекторов Экочарда назывался Groupe des Architectes Modernes Marocains (GAMMA) и первоначально включал в себя архитекторов Джорджа Кандиллиса , Алексиса Йосича и Шадраха Вудса . [ 7 ] [ 53 ] В начале 1950-х годов Экошард поручил GAMMA спроектировать жилье, которое обеспечило бы «живую ткань с культурной спецификой». [ 54 ] для рабочих и мигрантов из сельской местности. [ 8 ] Семирамис , Нид д'Абей («Соты») и Carrières Centrales были одними из первых примеров этого народного модернизма . [ 8 ] Это был первый случай, когда французский протекторат построил жилье для колонизированных, а не для колонизаторов, и сделал это для подавления марокканского националистического движения , особенно после протестов 1952 года после убийства профсоюзного деятеля Фархата Хачеда , которые были сосредоточены в Бидонвиле. Carrières Centrales (ныне Хай Мохаммади ). [ 6 ] Модель Ecochard размером 8x8 метров, разработанная для решения проблем Касабланки, связанных с перенаселением и исходом сельских жителей , стала пионером в архитектуре коллективного жилья . [ 55 ] [ 56 ]
Эли Азагури , первый марокканский архитектор-модернист, возглавил GAMMA после того, как Марокко восстановило свою независимость в 1956 году. [ 9 ] [ 7 ] Азагури — молодой, противоречивый и откровенный коммунист — активно участвовал в проекте Хай Хассани, проектируя cités , модульные государственные жилищные единицы, которые сочетали в себе элементы современной и народной архитектуры, принимая во внимание местную культуру и образ жизни. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Он и его коллеги, такие как Жан-Франсуа Зевако, также участвовали в проектировании экспериментальных частных вилл в районах западной Касабланки, таких как Анфа и Айн-Диаб, вдохновленные Ричардом Нейтрой и Оскаром Нимейером . [ 7 ] Примерами являются Вилла Суисса (теперь переоборудованная в кафе Павла ), Вилла Бенкиране , Вилла Камамбер и Вилла Азагури. [ 60 ] [ 44 ] [ 61 ] [ 62 ]
Это поколение архитекторов независимости было вдохновлено школами Ле Корбюзье , Ричарда Нейтры , Вальтера Гропиуса , Оскара Нимейера и других. [ 63 ] Их архитектура — и, в частности, работы Жана-Франсуа Зевако — была экспериментальной, о чем свидетельствуют такие конструкции, как Мастерские Винсента Тимсита или Мечеть Сунны . [ 63 ]
Школы
[ редактировать ]Поскольку доступ к образованию жестко контролировался французским протекторатом , система образования в Марокко стала центром внимания. [ 63 ] Мишель Рагон отметил, что только половина населения Марокко имеет доступ к формальному образованию, поэтому было построено очень много новых школ. [ 63 ] Их архитектура отражала пересмотр устройства школьных кампусов и классов. [ 63 ] Зевако построил школы в стиле брутализма , такие как школа Теофиля Готье и реабилитационный центр Тит Меллиль . [ 63 ] Азагури также внес новшества в свои проекты для школы Лоншан и школы Рош Нуар (ныне школа Ибрагима Рудани ), экспериментируя с патио и пересматривая традиционную планировку классной комнаты. [ 63 ] Он также опирался на свой опыт работы в Европе и экспериментировал с контрастом материалов и освещения. [ 63 ]
Франция продолжала участвовать в культурной жизни Марокко через Университетскую и культурную французскую миссию в Марокко , которая построила школу Эрнеста Ренана (1957 г.) и школу Бизе (1960 г.), а также государственные школы, такие как Школа Расина (1951 г.) и Школа Сиди Османа (1973). [ 63 ]
Общественные объекты
[ редактировать ]По мере трансформации экономики промышленные здания, такие как Почтовый сортировочный центр на площади Мохамеда Диури и оптовый рынок Сиди Отман (1976–79) Абдеслама Фарауи и Патриса де Мазьера , были построены в соответствии с новыми бруталистскими принципами минимализма и эффективности. [ 63 ] [ 64 ]
Мурад Бен Эмбарек спроектировал международный аэропорт Мохаммеда V и башню Атлас . [ 63 ]
При Хасане II Касабланка реализовала два крупных «неоосманских » проекта: мечеть Хасана II и проект Королевской авеню. [ 10 ] [ 65 ]
-
Народный модернизм в жилом комплексе GAMMA в Сиди-Отмане в Сиди-Отмане Андре М. Студер и Жан Хентш (ок. 1952). [ 66 ]
-
Рынок Зевако на улице Агадир (1972 г.).
-
-
-
Резиденция Зерктуни Эль Мехди Лараки 1980-х годов на Маарифе. [ 68 ]
-
Неолиберальная архитектура
[ редактировать ]Коэнраад Богарт обсуждает недавние городские проекты в Касабланке в их связи с политикой неолиберализма . [ 10 ] [ 69 ] [ 70 ] Villes Sans Bidonvilles — это программа ООН-Хабитат, созданная после взрывов в Касабланке в 2003 году для переселения жителей трущоб. [ 10 ] [ 69 ] Он работает с такими организациями, как Al Omrane , Idmaj Sakan , Dyar Al Mansour и Agence Urbaine de Casablanca . [ 71 ]
Casa Marina , Anfa Park и Casanearshore -- это бизнес - парки для оффшоринга . [ 10 ]
Район бывшего аэропорта Касабланка-Анфа был преобразован в финансовый город Касабланка в рамках экономической инициативы 2010 года, ориентированной на страны Африки к югу от Сахары. [ 72 ] [ 73 ] Компания Morphosis Architects спроектировала башню Casablanca Finance City Tower с текстурированным алюминиевым фасадом. [ 74 ] [ 75 ] французская архитектурная фирма Reichen et Robert В этом проекте, а также в проекте Zenata «eco cité» участвует [ 76 ]
Известные здания и сооружения
[ редактировать ]Правительство и муниципальные
[ редактировать ]Будучи экономической столицей Марокко, Касабланка является домом для многих правительственных и муниципальных зданий. Эти здания включают, помимо прочего:
- Дворец правосудия ( Дворец правосудия , Дворец правосудия )
- Здание Вилайи ( State House , la Siege de la Wilaya ), спроектированное Мариусом Бойером
- Почтовое отделение
- Банк аль-Магреб (Банк Марокко)
- Старые скотобойни
Религиозные здания
[ редактировать ]Касабланка является домом для многих религиозных зданий, являющихся частью ее разнообразного наследия.
Синагоги
[ редактировать ]Мечети
[ редактировать ]- Мечеть Хасана II , спроектированная Мишелем Пинсо. [ 77 ]
- Мечеть Аль-Кудс , бывшая неоготическая церковь под названием Église de Sainte Marguerite.
- Мечеть Сунна , спроектированная Жаном-Франсуа Зевако.
- Мечеть Аль-Мохаммади , спроектированная Эдмоном Брионом и Огюстом Каде [ 78 ]
Церкви
[ редактировать ]- Церковь Сан-Буэнавентура
- Церковь Святого Сердца (1930–1953), спроектированная Полем Турноном. [ 38 ]
- Церковь Богоматери Лурдской
Образование
[ редактировать ]Касабланка является домом для ряда академических учреждений, в том числе:
- Лицей Ибн Тумара (1929), проект Жоржа Жана Греля. [ 38 ]
- Средняя школа Лиоти
Транспорт
[ редактировать ]- Железнодорожный вокзал Каса-Порт
- Железнодорожная станция Casa-Voyageurs
Справа отреставрированный железнодорожный вокзал Casa-Voyageurs , построенный студией Ясира Халила и ABDR, и станция колониальной эпохи слева. [ 79 ] [ 80 ] - Касабланка Тит Меллиль аэропорт
- Международный аэропорт Мохаммеда V
Кинотеатры и театры
[ редактировать ]- Кинотеатр Риальто
- Кинотеатр Рысь
- Синамская Империя
- Кино Азбука
- Кино Вокс
- Большой театр Касабланки
- Муниципальный театр Касабланки (1922–1984) [ 81 ]

Жилые здания
[ редактировать ]Многоквартирные дома
[ редактировать ]- Мартовское здание
- Здание Свободы
- Здание ИМКАМА
Société Immobilière de Casablanca et Maroc или здание IMCAMA (1928 г.), спроектированное Альбертом Гресленом. [ 3 ] - Комплекс Марешаль Амезиан
- Здание Глави [ 82 ]
- Здание Ассаяг [ 82 ]
Частные виллы
[ редактировать ]Спорт
[ редактировать ]- Спортивный комплекс Мохаммеда V
- Стадион Ларби Бенбарек
- Касабланкез
- Велодром Касабланки
- Бассейн Ортлиб (снесен)
Небоскребы
[ редактировать ]- Здание Свободы
- Атласская башня
- Хабус Тауэр
- Новотель
- Софитель
- Твин Центр
- Касабланка Финанс Сити Тауэр
Сохранение архитектурного наследия
[ редактировать ]Casamémoire — это организация, занимающаяся продвижением и защитой архитектурного наследия Касабланки. [ 83 ]
МАММА. посвящен оценке и защите модернистской и бруталистской архитектуры Касабланки. [ 84 ]
См. также
[ редактировать ]- Список памятников Касабланки
- Марокканская архитектура
- Архитектура Феса
- Достопримечательности Марракеша
Ссылки
[ редактировать ]- ^ африканец Леон; Дю Эке, Адриан (1556). Историческое описание Африки, третьей части света... написанное в наше время Жаном Леоном, африканцем, сначала на арабском языке, затем в Тоскане и теперь переведенное на французский язык (Жаном Темпоралем)...
- ^ Произведения, выпущенные обществом «Хаклуйт» . Общество Хаклюйт. 1896.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. ISBN 1-58093-087-5 . OCLC 49225856 .
- ^ Адам, Эндрю (1968). История Касабланки от зарождения до 1914 года . Издания Офриса. п. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Чеббак, Мостафа. «Касабланка, моя любовь!» . Освобождение (на французском языке) . Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Касабланка 1952 года: архитектура для антиколониальной борьбы или контрреволюции» . ЖУРНАЛ FUNAMBULIST . 09.08.2018 . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дахмани, Иман; Эль Мумни, Лахбиб; Меслил, Эль Махди (2019). Современная карта Касабланки . Перевод Борима Яна. Касабланка: Группа МАММА . ISBN 978-9920-9339-0-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чауни, Азиза (3 июля 2014 г.). «Интервью с Эли Азагури». Журнал архитектурного образования . 68 (2): 210–216. дои : 10.1080/10464883.2014.943632 . ISSN 1046-4883 . S2CID 112234517 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Богерт, Коенраад (2011). Городская политика в Марокко. Неравномерное развитие, неолиберальное правительство и реструктуризация государственной власти (диссертация). Гентский университет. hdl : 1854/LU-4106101 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Блондо, Матильда; Уззани, Кенза Джунди (2016). Короткие замыкания в Касабланке . Этнические издания. ISBN 978-9954-37-750-5 . OCLC 1135744090 .
- ^ Ларуи, Абдалла; Манхейм, Ральф (1977). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 276. JSTOR j.ctt13x12zg .
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (25 июля 2005 г.). Берега и пляжи мира: описательный и исторический путеводитель по 50 прибрежным сокровищам . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN 978-0-7864-1886-2 .
- ^ «История: Ахмед Эль Инглизи или англичанин, переосмысливший город Эс-Сувейра в 18 веке» . www.yabiladi.com (на французском языке) . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Реклю, Елизе (1885). Новая универсальная география: Земля и люди . Полет. 11. Топор. п. 753. OCLC 246498505 .
- ^ Адам, Эндрю (1963). История Касабланки: от истоков до 1914 года . Экс-ан-Прованс: Летопись факультета литературы Экс-ан-Прованс, Editions Ophrys. п. 161.
- ^ Адам, Эндрю (1963). История Касабланки: от истоков до 1914 года . Экс-ан-Прованс: Летопись факультета литературы Экс-ан-Прованс, Editions Ophrys. п. 161.
- ^ Перейти обратно: а б Страва, К. (2021). Неустойчивая современность: сборка государства, пространства и общества на городских окраинах Марокко. Издательство Блумсбери. стр. 52
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джелиди, Шарлотта (31 мая 2014 г.), Бигон, Лиора; Кац, Йосси (ред.), «Символическое использование концепции «города-сада» во время французского протектората в Марокко: от модели Ховарда до жилых комплексов с садами †» , Города-сады и колониальное планирование , Manchester University Press, стр. 35–49. , doi : 10.7228/Манчестер/9780719090554.003.0001 , ISBN 978-0-7190-9055-4 , получено 7 марта 2023 г.
- ^ Французское лицо Марокко (Париж: Horizons de France, 1931), 6. Цитируется в книге Джона-Луи Коэна и Моники Элеб « Касабланка: колониальные мифы и архитектурные предприятия».
- ^ Марокко, Комитет ярмарок (15 августа 1917 г.). «Франция-Марокко: иллюстрированный ежемесячный обзор: орган Комитета ярмарок Марокко / директор Альфред де Тард» . Галлика . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Марокко от Лиотея до Мухаммеда V (2)» . Сегодня Марокко (на французском языке). 26 сентября 2006 года . Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рочд, Набиль (1990). «Североафриканский портовый мегаполис: Касабланка. Городской взрыв и планирование» . Анналы городских исследований . 46 (1): 113–118. дои : 10.3406/aru.1990.1515 .
- ^ Перейти обратно: а б Коэн, Жан-Луи (22 мая 2019 г.). Касабланка: мифы и персонажи городского приключения . Хазан. ISBN 978-2-7541-1089-1 . OCLC 1105069738 .
- ^ Перейти обратно: а б Джаюс, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Эндрю (2008). Город в исламском мире, тома 94/1 и 94/2 Блестящий. ISBN 978-90-04-16240-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Коэн, Жан-Луи (21 января 2020 г.). «Эли Азагури (1918-2009) — декан марокканских архитекторов» . Ютуб .
- ^ «Удивительная история отеля Эксельсиор» . www.madein.city (на французском языке) . Проверено 3 мая 2020 г.
- ^ Коэн, Жан-Луи (1998). Касабланка: мифы и персонажи городского приключения . Элеб, Моник. [Париж]: Хазан. ISBN 2850256242 . OCLC 406294705 .
- ^ «Биеннале в Касабланке терпит убытки в последнюю минуту» . ocula.com . 11 марта 2021 г. Проверено 11 марта 2021 г.
- ^ «Archiwebture — Изображение в большом формате» . Archiwebture.citedelarchitecture.fr . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Ходеберт, Лоран. «Лапрад и Прост, от Марокко до Гениссиата, от городов до зданий» . Выставочный журнал .
От строительства к истории, будучи в своем времени и месте для архитектуры 20-го века»
- ^ Томас, Луи (1917). Марокко в 1917 году (на французском языке). Пэйот и компания.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. ISBN 1-58093-087-5 . OCLC 49225856 .
- ^ Колье, Андре (1930). Наш марокканский протекторат. Первый этап, 1912-1930 гг. и т.д. OCLC 558140781 .
- ^ Магинн, Пол Дж.; Штайнмец, Кристина (10 октября 2014 г.). (Суб)Городские сексуальные пейзажи: география и регулирование секс-индустрии . Рутледж. ISBN 978-1-135-00833-8 .
- ^ Коэн, Жан-Луи; Элеб, Моник (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. п. 313. ИСБН 978-1-58093-087-1 . Проверено 22 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Коэн, Жан-Луи (05 октября 2021 г.). «Касабланка-ля-Жуйв: Общественная и Частная Архитектура 1912-1960» . Квест. Проблемы современной еврейской истории (19). дои : 10.48248/issn.2037-741x/12572 . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Казамемуар; Кассу, Абдеррахим (2015). Аллюшон, Жаклин (ред.). Путеводитель по архитектуре двадцатого века в Касабланке (на арабском языке). Сале: Ревю Мор. ISBN 978-9954-35-245-8 .
- ^ Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . ISBN 1-58093-087-5 . OCLC 49225856 .
- ^ Фон Остен, Марион; Мюллер, Андреас. «Зоны контакта» . Журнал «Страницы» . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ «Касабланка, город 20-го века, перекресток влияний» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ Синклер, Мэнди (7 мая 2018 г.). «Касамемуар: почему архитектура ар-деко Касабланки нуждается в срочной защите» . Независимый .
- ^ hanslucas.com. «Косумар — рабочий город в опасности (Лоран Хоу)» . hanslucas.com (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Александр, Николя; Сноу, Эммануэль (2019). Прочтите «Касабланка: грамматика городского планирования и архитектуры» . Сенсо Юнико. стр. 410–411. ISBN 978-9920-38-328-8 .
- ^ Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моника Элеб. Нью-Йорк. п. 13. ISBN 1-58093-087-5 . OCLC 49225856 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Марокко сегодня (Лондон: Роберт Хейл, 1953), 121. Цитируется в книге Джона-Луи Коэна и Моники Элеб «Касабланка: колониальные мифы и архитектурные предприятия».
- ^ Муньос, Сильвиана (1983). «Спекуляции и последствия политического влияния на городское планирование во французской зоне протектората в Марокко» . Средиземноморские тетради . 26 (1): 105–123. дои : 10.3406/camed.1983.941 .
- ^ «КОМАНДА 10» . www.team10online.org . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Гамма-решетка | Модельный дом» . transculturalmodernism.org . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ «КОМАНДА 10» . www.team10online.org . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Педрет, Энни. «КОМАНДА 10 Введение» . www.team10online.org . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Хнауи, Азиза (2 ноября 2010 г.). «Деполитизация группы ГАММА: борьба с модернизмом в Марокко». Ин Лу, Дуаньфан (ред.). Модернизм третьего мира: архитектура, развитие и идентичность . Рутледж. ISBN 9781136895487 .
- ^ «Касабланка 1952 года: архитектура для антиколониальной борьбы или контрреволюции» . ЖУРНАЛ FUNAMBULIST . 09.08.2018 . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ П., Н.; Экошар, Мишель (апрель 1956 г.). «Касабланка: романтика виллы». Население (французское издание) . 11 (2): 374. дои : 10.2307/1524699 . ISSN 0032-4663 . JSTOR 1524699 .
- ^ «Средиземноморское коллективное жилье и динамика открытых пространств» . resohab.univ-paris1.fr . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Фабризи, Мариабруна (07 декабря 2016 г.). «Понимание сетки / 1: Планирование и строительство Мишеля Экошара…» SOCKS . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 18 октября 2019 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Эли Азагури (1918–2009) — декан марокканских архитекторов . Ютуб .
- ^ «От бетона предпринимателей и инженеров к бетону архитекторов» . Шантье дю Марок (на французском языке). 13 февраля 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ «История виллы Зевако в Касабланке» . www.madein.city (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Посетите все архитектурные здания, ля «Вилла Камамбер» » . Telquel.ma (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Вилла Азагури: представитель архитектуры 40-х годов» . Шантье дю Марок (на французском языке). 05.03.2013. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 г. Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дахмани, Иман; Эль Мумни, Лахбиб; Меслил, Эль Махди (2019). Современная карта Касабланки . Перевод Борима Яна. Касабланка: Группа МАММА. ISBN 978-9920-9339-0-2 .
- ^ «Les Intégrations: Фарауи и Мазьер. 1966–1982 - Статьи – bauhaus imaginista» . www.bauhaus-imaginista.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Авеню Рояль Касабланка, Марокко | EJAtlas» . Атлас экологической справедливости . Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ «Оптовый рынок» . #СОСБРУТАЛИЗМ . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Эти здания — символы мегаполиса» . Экономист (на французском языке). 29 ноября 2005 г. Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гизеке, Ундина; Герстер-Бентайя, Мария; Хелтен, Фрэнк; Крауме, Матиас; Шерер, Дитер; Спарс, Гвидо; Амрауи, Фуад; Адиди, Абдельазиз; Бердуз, Саид (07 сентября 2015 г.). Городское сельское хозяйство для растущих городских регионов: соединение городской и сельской сфер в Касабланке . Рутледж. ISBN 978-1-317-91013-8 .
- ^ جدلية, Джадалийя-. «Парадигмы, утраченные в Марокко: как городские мегапроекты должны нарушить наше понимание арабской политики» . Джадалийя - جدلية . Проверено 5 июля 2020 г.
- ^ Оценка национальной программы: «Города без трущоб» (PDF) , Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам – ООН-ХАБИТАТ , 13 июля 2011 г., заархивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2020 г. , получено 1 июня 2020 г.
- ^ Класа, Адриенн. «Финансовый город Касабланки представляет собой центр для местного и иностранного бизнеса, работающего в Африке» . www.ft.com . Файнэншл Таймс . Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ Богерт, Коенраад (2015). Глобализованный авторитаризм, мегапроекты, трущобы и классовые отношения в городах Марокко . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-1-4529-5669-5 . OCLC 1028182737 .
- ^ «Практика городского проектирования. Международное обозрение» . Иссуу . 28 июня 2013 года . Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ «Башня Casablanca Finance City от Morphosis» . www.architecturalrecord.com . Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ «С помощью эко-города Зената Марокко хочет создать модель для африканских городов» . Le Monde.fr (на французском языке). 29 августа 2017 г. Проверено 01 июня 2020 г.
- ^ «Мечеть Хасана II в Марокко, Марокко» . Одинокая планета. 28 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
- ^ «Archnet > Сайт > Мечеть Мохаммади» . www.archnet.org . Проверено 9 марта 2023 г.
- ^ Диури, Юнес (11 сентября 2012 г.). "Вокзал TGV Casa-Voyageurs - YKS/ADBR" . аМуш (на французском языке) . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Станция Casa Voyageurs — abdr» . www.abdr.it. Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Нил, Майкл; Шалквик, Дэвид (18 августа 2016 г.). Оксфордский справочник шекспировских трагедий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-103615-6 .
- ^ Перейти обратно: а б «Касабланка, цветок ар-деко | Блоги RFI» . voyage.blogs.rfi.fr Проверено 13 мая 2020 г.
- ^ «Почему архитектура центра Касабланки нуждается в срочной защите» . Независимый . 04 мая 2018 г. Проверено 20 марта 2020 г.
- ^ « Современная карта Касабланки: подчеркнуто архитектурное наследие Касабланки» . Сегодня Марокко (на французском языке). 28 октября 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коэн, Жан-Луи; Элеб, Моник (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные предприятия . Моначелли Пресс. ISBN 1580930875 .
- Дахмани, Иман; Эль Мумни, Лахбиб; Меслил, Эль Махди (2019). Современная карта Касабланки . Перевод Борима Яна. Касабланка: Группа МАММА . ISBN 978-9920-9339-0-2 .
- Таки, Наджиб.; Сью, Нью-Йорк (2012). Джаваниб мин дхакират Карьян Сантрал, аль-Хай аль-Мухаммади би-ад-Дар аль-Байда фи аль-карн аль-Ишрин: мухавала фи ат-тавтик (ат-Табах аль-ула ред.). [ад-Дар аль-Байда]. ISBN 978-9954-1-0473-6 . OCLC 964064878 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )