Jump to content

Архитектура Касабланки

Сверху слева направо: здание Марет , жилищный комплекс Маршала Амезиана , Зеллидж в Банке аль-Магриб, вид на Касабланку из здания Свободы , колониальное здание, вид с вершины здания Леви-Бендайян , рынок Бурназель, резиденция Зерктуни.

Архитектура Касабланки разнообразна и исторически значима. Касабланка , экономическая столица Марокко, имеет богатую городскую историю и является домом для множества примечательных зданий в самых разных стилях. На протяжении ХХ века архитектура и городское развитие Касабланки развивались таким образом, который одновременно был специфичен для контекста города и соответствовал международным идеям.

Анфа , как называлось поселение на территории нынешней Касабланки, было построено римлянами согласно « Описанию Африки» Льва Африканского . [ 1 ] Город расположен в устье реки Вади-Бускура на берегу Атлантического океана на равнине Чауя , известной как Тамасна под Баргаватой . [ 2 ] Он был разрушен землетрясением года султаном Марокко Мухаммедом III который нанял европейских архитекторов и восстановлен , 1755 . [ 3 ] , К этому периоду относятся скала стены Медины и две старейшие мечети. [ 3 ]

Конференция 1906 года в Альхесирасе дала французской холдинговой компании la Compagnie Marocaine разрешение построить современный порт в Касабланке. [ 4 ] Французская бомбардировка Касабланки в следующем году разрушила большую часть города, который в то время состоял из Медины, Меллы (еврейского квартала) и района, известного как Тнакер. [ 3 ] Одной из первых французских построек была башня с часами в виде минарета , ранний пример стиля под названием неомаврикос , который характеризовал большую часть архитектуры Касабланки в ранний колониальный период, особенно гражданские и административные здания. [ 3 ]

Под французским протекторатом, официально учрежденным в 1912 году, генерал-резидент Юбер Лиоте нанял Анри Проста для городского планирования Касабланки. [ 3 ] Радиоцентричный план Проста разделил город на ville indigène , где должны были жить марокканцы, и ville nouvelle для европейцев, расходящихся на восток. [ 3 ] Многие здания в стиле модерн и ар-деко были спроектированы такими архитекторами, как Мариус Бойер, в Новом городе в 1930-х годах, в то время как французский колониальный аппарат экспериментировал с городским планированием таких районов, как Хубус и Бусбир . [ 3 ]

Стиль Paquebot или Streamline Moderne , который такие архитекторы, как Эдмон Брайон, использовали в 1930-х годах, обозначил переход к современной архитектуре . [ 5 ] В 1940-х годах Мишель Экошар взял на себя городское планирование и сосредоточился на линейном плане с промышленным развитием на востоке и жилищными проектами для решения проблемы перенаселенности, например, в Carrières Centrales . [ 6 ] Он возглавлял Группу современных марокканских архитекторов (ГАММА), которая произвела революцию в модернистской архитектуре на Международном конгрессе современной архитектуры 1953 года , подчеркнув важность учета местной культуры и климата в дополнение к модернистским архитектурным принципам. [ 7 ] Этот подход называется народным модернизмом . [ 8 ]

Эли Азагури стал первым марокканским архитектором-модернистом и возглавил GAMMA после обретения Марокко независимости от Франции в 1956 году. [ 9 ] Он и его коллега Жан-Франсуа Зевако были одними из самых важных архитекторов Касабланки конца 20 века. [ 7 ] Они вместе с Абдесламом Фарауи и Патрисом де Мазьером экспериментировали с бруталистской архитектурой . [ 7 ] Архитектура Касабланки на рубеже 20-го века находилась под влиянием политики неолиберализма . [ 10 ]

Традиционный марокканский

[ редактировать ]
Кубба дариха Сиди Белюта .

В Касабланке сохранилось множество подлинных образцов традиционной марокканской архитектуры , особенно внутри городских стен исторической Медины Ад -Дар аль-Байда . Есть несколько адрих (мавзолеев), в том числе Сиди Аллала аль-Кайравани и Сиди Белюта . [ 11 ] Касабланка была одним из многих городов, включая Эс-Сувейру , Марракеш и Рабат , которые были возрождены после землетрясения 1755 года султаном Мохаммедом бен Абдаллой , которого Абдалла Ларуи называл «архитектором современного Марокко». [ 12 ] [ 11 ] Известно, что султан использовал в своих проектах европейских архитекторов, таких как Теодор Корнут и Ахмед эль Инглизи . [ 13 ] [ 14 ] Бастион Скала и две старейшие мечети города, мечеть Махзена и мечеть Ульд-эль-Хамра , были построены во время реконструкции города султаном Мухаммедом Бен Абдаллой. [ 11 ]

Эскиз Анри Проста 1915 года, изображающий территорию вокруг мечети Ульд-эль-Хамра .

Население города росло в рамках протеже системы по мере того, как в городе селились европейцы, а также за счет миграции евреев из внутренних районов страны. [ 3 ] В 1886 году Элизе Реклю описала Касабланку как «европейское прибрежное поселение», «пустынное и крайне нездоровое». [ 3 ] [ 15 ]

Навал . или танкира , происхождение названия района Тнакер, около 1910 года [ 3 ]

На своей карте города 1900 года доктор Фредерик Вейсгербер выделил три основные части: медину , меллу и Тнакер (хижины). [ 3 ] В Касабланке были киссарии , фондуки и рынок свежих продуктов вдоль ручья Вади-Бускура, на месте нынешней площади Организации Объединенных Наций . [ 3 ]

Медина была в значительной степени разрушена во время французской бомбардировки 1907 года , хотя несколько важных зданий сохранились.

Колониальная архитектура

[ редактировать ]
Руины португальской тюрьмы, старейшего европейского сооружения в Касабланке, около 1900 года.

Самым старым европейским сооружением в Касабланке была заброшенная тюрьма, предположительно построенная португальцами, аркады которой сейчас украшают парк Лиги арабских государств . [ 16 ]

Церковь Сан-Буэнавентура (ныне Культурный центр Буэнавентуры ) была построена в медине испанской общиной Касабланки в 1890 году. [ 11 ]

Немецкое консульство (1900 г.) в Медине, начальная школа Омара ибн Абдельазиза с 1919 г. [ 11 ]
Касабланка после бомбардировки 1907 года .

В 1900 году в Касабланке было четыре консульства и тринадцать вице-консульств, которые заменили другие в Мазагане (аль-Джадида), Рабате и Могадоре (Эс-Сувейра). [ 11 ] Многие из этих консульств были построены вдоль набережной, чтобы к ним было легко добраться. Первым из них было британское консульство, основанное в 1857 году. [ 11 ] Консульство Германии, первоначально построенное как консульство Бельгии в 1900 году, в 1919 году стало начальной школой Омара ибн Абдельазиза. [ 11 ]

Оригинальная башня с часами , возведенная Шарлем Марсьялем Жозефом Дессиньи в 1910 году, была первым сооружением, построенным французами после бомбардировки и вторжения в Касабланку в 1907 году. [ 17 ]

Французский протекторат

[ редактировать ]

На протяжении десятилетий французского протектората (1912–1956) городское развитие Касабланки «в первую очередь определялось [французскими] экономическими интересами». [ 10 ] Город был спроектирован с учетом автомобильного движения и возможных промышленных комплексов, таких как порт и железнодорожные линии. [ 10 ] В этом контексте «Иконографическая сила символических изображений играет малоизученную роль в воспроизведении основополагающих повествований о окраинах Касабланки, формируя как народные, так и государственные дискурсы». [ 18 ] что подчеркивает важность визуальных представлений в продолжающемся диалоге между колониальным прошлым Касабланки и ее нынешней идентичностью.

Новый город

[ редактировать ]

Villes nouvelles («новые города»), жилые районы, построенные в первую очередь для иностранного населения наряду с villes indigènes («городами коренных народов») по всей Французской колониальной империи , были спроектированы так, чтобы быть живописными и применять принципы современного городского планирования. [ 19 ] Городская стратегия Лиоте в Марокко, сформированная прагматичным отношением к колонизированному населению, приобретенным благодаря его военному опыту в Индокитае и на Мадагаскаре , заключалась в том, чтобы построить villes nouvelles и оставить villes indigènes практически нетронутыми, даже подвергнуть их своего рода ориенталистской консервации. [ 19 ] Этот подход был подчеркнут «Колониальной логикой и модернистским технократическим управлением, [которые] создали особые представления о марокканском городском пространстве, в котором доминирует картезианский подход как к людям, так и к территории». [ 18 ] Эти действия подчеркивают присущую Касабланке динамику власти и колониальный взгляд, который сформировал городской ландшафт Касабланки, что свидетельствует о целенаправленных усилиях по формированию пространственной и социальной структуры города.

Жан-Клод Николя Форестье , ландшафтный садовник и глава Службы променадов и плантаций в Париже в течение 26 лет, был вызван из Франции по рекомендации Поля Тирара , генерального секретаря колониального правительства Марокко. [ 19 ] Форестье стал первым профессионалом, работавшим над « Новыми улицами» в Марокко, и он убедил Анри Проста разработать планы новых вилл в Марокко вместе с Жоржем Рислером [ фр ] , президентом Социального музея . [ 19 ] Форестье и Прост, активные члены секции городской и сельской гигиены Социального музея , представили идею cité-jardin , вдохновленную движением городов-садов в Англии. [ 19 ]

Касабланка смело строит новые проекты, о которых Париж слишком робеет.

План Проста

[ редактировать ]
Анри Проста для Касабланки 1914 года. Радиоконцентрический план [ 21 ]

Касабланка стала лабораторией принципов урбанизма авангарда , включая резкое разделение и полную диссоциацию между Мединой и европейским городом . [ 22 ] Для колониальной администрации марокканская медина была одновременно рассадником болезней, которые нужно было сдерживать, древностью прошлого с восточным шармом, которую нужно было сохранить, и убежищем для потенциальных повстанцев, которые нужно было подавлять. [ 22 ]

Анри Прост , выбранный генералом Лиотэ градостроитель, спроектировал европейский город или новый город Касабланку как новый город . [ 3 ]

План был радиоконцентрическим, как Париж. [ 23 ] Главные улицы расходились на юго-восток от порта, Медины и Сук Кбир ( السوق الكبير большой рынок ), который стал площадью Франции и теперь является площадью Организации Объединенных Наций . [ 24 ] [ 25 ] Эта площадь соединяла Медину, Меллу и ville Europeenne .

Ипполит Жозеф Делапорт спроектировал первые два крупных здания, обозначающих площадь: магазины Paris-Maroc (1914 г.) и в неомавританском стиле отель Excelsior (1918 г.). [ 25 ] Первый представлял собой завоевание Марокко колониальной державой и торговлю в Марокко, [ 26 ] а Клод Фаррер сказал о последнем, что «встречи представителей фондовой биржи, финансов и торговли проходили исключительно в четырех окружающих его кафе». [ 27 ] Центральный рынок (1917 г.) по проекту Пьера Буске был построен на месте Касабланкской ярмарки 1915 г. [ 28 ] В 1917 году Касабланка стала вторым городом в мире после принятия Нью-Йорком резолюции о зонировании 1916 года , принявшего комплексный городской план. [ 29 ]

Интерьер здания Magasins Paris-Maroc, авторы Ипполит Делапорт и Огюст Перре . [ 26 ] [ 30 ]
Отель Excelsior и Часовая башня на своем прежнем месте на площади Франции ( Площадь Объединенных Наций ).
Некоторые аспекты района Хубус .

В 1916 году, через четыре года после официального установления французского протектората , Прост и Альберт Лапрад спроектировали nouvelle ville indigène , ныне известную как Hubous , — новую медину рядом с дворцом султана к востоку от нового центра. [ 31 ] [ 19 ] На земле, переданной Министерству по делам ислама [ ар ] еврейским бизнесменом по имени Бендахан, проектировщики попытались совместить черты традиционного марокканского города, каким они его видели, с принципами городского сада и современными стандартами санитарии и гигиены. городское планирование. [ 24 ] [ 19 ]

Французский писатель Луи Тома в своей книге «Марок де 1917» рассматривал эксперимент с городским садом в Новом Виль Индижен как потенциальную модель для посетителей из « бледа », для каидов и паш других городов. [ 32 ] : 163 

Бусбир . , Ёсивара район колониальных борделей в стиле [ 33 ]

В 1920-х годах колониальная администрация создала квартал резерва ( квартал проституции ) к югу от Хубуса, который стал известен как Бусбир . [ 33 ] Он был вдохновлен Ёсиварой в Токио и управлялся частной компанией La Cressonière . [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Альбер Лапрад первым создал прямоугольную территорию с ортогональной планировкой улиц, а Огюст Каде [ фр ] и Эдмон Брион манипулировали традиционными марокканскими формами, используемыми в Хубусе. [ 33 ] Это был обнесенный стеной комплекс, включавший 175 жилых домов, 8 кафе и амбулаторию, с регулируемым движением исключительно через охраняемые ворота. [ 33 ] В этой настоящей «тюрьме» проживало до 700 женщин — мусульманок и иудейок. [ 33 ] Колонисты продавали квартал-заповедник туристам с изображениями востоковедов , пока он не был закрыт в 1954 году. [ 33 ]

Ар-нуво, ар-деко и неомавританский стиль

[ редактировать ]

Межвоенный период

[ редактировать ]

Помимо Анри Проста, Альберт Лапрад , Мариус Бойер , Огюст Каде [ фр ] и Эдмон Брион были одними из первых планировщиков и архитекторов города. [ 36 ]

Развитие Виль Нувель стимулировалось инвестициями различных покровителей, в том числе бывшего министра государственных холдингов Махзани Омара Тази, еврейского бизнесмена Хаима Бендахана и южного амазигского паши Марракеша Тами Эль Глауи . [ 37 ]

Еврейские покровители построили подавляющее большинство самых высоких зданий Касабланки в межвоенный период. [ 37 ] По мнению Жана-Луи Коэна , вертикальная тяга строительства, возглавляемая еврейскими покровителями, была «не чем иным, как местью за [статус] зиммы . Возможность строить высочайшие сооружения отражала новое состояние полностью эмансипированной еврейской буржуазии. ." [ 37 ] Ярким примером этой тенденции является здание Леви-Бендаяна, спроектированное Мариусом Бойером. [ 37 ]

Бывшая административная площадь, ныне площадь Мухаммеда V , окружена зданиями в нео-мавританском стиле , сочетающем в себе мауро-андалузскую архитектуру и архитектуру ар-деко . [ 11 ] Одним из первых зданий в этом стиле был отель Excelsior , построенный в 1912–1914 годах. [ 11 ] Его также использовали на Old Abattoirs , промышленной бойне, отремонтированной Простом в 1922 году. [ 11 ] Неомавританские элементы также присутствовали в частных дворцах и резиденциях, таких как здание Глауи . [ 38 ]

Патентный стиль часто использовался в колониальных административных зданиях, таких как здание Вилайя и Махкамат аль-Паша в Хубусе , с побеленной известковой штукатуркой и зеленой черепицей на крыше. [ 11 ] [ 38 ]

Парк Лиги арабских государств (ранее называвшийся Парком Лиоти города ) — крупнейший общественный парк . На его краю находится церковь Святого Сердца Касабланки . Он больше не используется в религиозных целях, но открыт для посетителей и представляет собой великолепный образец неоготической архитектуры.

Французское правительство назвало Касабланку «лабораторией урбанизма». [ 40 ] Постоянная делегация Марокко при ЮНЕСКО подала заявку на включение архитектуры Касабланки 20-го века в список Всемирного наследия . [ 41 ] Casamémoire — это организация, которая занимается защитой и популяризацией этого архитектурного наследия с 1995 года. [ 42 ]

Модернизм и брутализм

[ редактировать ]
Вид на промышленную фабрику Compagnie Sucriere Marocaine (COSUMAR) из здания Эдмона Брайона 1930-х годов Cité Ouvrière Indigene , предназначенного для приема рабочих компании и имитации традиционного района. [ 43 ]
Лестница здания банка Аль-Магриб в Касабланке.

Оптимизированный модерн , или стиль пакетбот , с эстетикой океанских лайнеров присутствует в здании Bendahan Building , Villas Paquet , Liberty Building и других. [ 5 ] Эдмонда Брайона , построенное в 1935 году. здание Бендахан Ранним примером было [ 44 ]

Касабланка была одним из первых мест американизации из-за высадки союзников во время операции «Факел» в 1942 году. [ 45 ]

[Касабланка] скорее напоминает представление француза о Чикаго с небоскребами и галереями Лафайет.

План Экочарда

[ редактировать ]

Мишель Экошар , директор по городскому развитию в 1946–1953 годах, изменил городской план Касабланки с радиоконцентрической системы Проста на линейную систему с расширенными промышленными зонами, простирающимися на восток через Айн-Себаа в сторону Федалы . [ 47 ] [ 23 ] [ 7 ] Особое внимание уделялось управлению быстрой урбанизацией города, вызванной исходом сельских жителей, посредством развития проектов социального жилья. [ 6 ]

На архитектуры Международном конгрессе современной (CIAM) в 1953 году ATBAT-Afrique — африканское отделение Atelier des Bâtisseurs , основанное в 1947 году такими фигурами, как Ле Корбюзье , Владимир Бодянский и Андре Вогенский , — подготовило исследование бидонвилей Касабланки под названием «Среда обитания для самое большое число». [ 48 ] Жорж Кандилис и Мишель Экошар выступили против доктрины, согласно которой архитекторы должны учитывать местную культуру и климат в своих проектах. Ведущие [ 49 ] [ 7 ] [ 50 ] Это вызвало бурные дебаты среди архитекторов-модернистов по всему миру и в конечном итоге спровоцировало раскол . [ 49 ] [ 51 ] [ 52 ]

Коллектив модернистских архитекторов Экочарда назывался Groupe des Architectes Modernes Marocains (GAMMA) и первоначально включал в себя архитекторов Джорджа Кандиллиса , Алексиса Йосича и Шадраха Вудса . [ 7 ] [ 53 ] В начале 1950-х годов Экошард поручил GAMMA спроектировать жилье, которое обеспечило бы «живую ткань с культурной спецификой». [ 54 ] для рабочих и мигрантов из сельской местности. [ 8 ] Семирамис , Нид д'Абей («Соты») и Carrières Centrales были одними из первых примеров этого народного модернизма . [ 8 ] Это был первый случай, когда французский протекторат построил жилье для колонизированных, а не для колонизаторов, и сделал это для подавления марокканского националистического движения , особенно после протестов 1952 года после убийства профсоюзного деятеля Фархата Хачеда , которые были сосредоточены в Бидонвиле. Carrières Centrales (ныне Хай Мохаммади ). [ 6 ] Модель Ecochard размером 8x8 метров, разработанная для решения проблем Касабланки, связанных с перенаселением и исходом сельских жителей , стала пионером в архитектуре коллективного жилья . [ 55 ] [ 56 ]

Эли Азагури , первый марокканский архитектор-модернист, возглавил GAMMA после того, как Марокко восстановило свою независимость в 1956 году. [ 9 ] [ 7 ] Азагури — молодой, противоречивый и откровенный коммунист — активно участвовал в проекте Хай Хассани, проектируя cités , модульные государственные жилищные единицы, которые сочетали в себе элементы современной и народной архитектуры, принимая во внимание местную культуру и образ жизни. [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] Он и его коллеги, такие как Жан-Франсуа Зевако, также участвовали в проектировании экспериментальных частных вилл в районах западной Касабланки, таких как Анфа и Айн-Диаб, вдохновленные Ричардом Нейтрой и Оскаром Нимейером . [ 7 ] Примерами являются Вилла Суисса (теперь переоборудованная в кафе Павла ), Вилла Бенкиране , Вилла Камамбер и Вилла Азагури. [ 60 ] [ 44 ] [ 61 ] [ 62 ]

Это поколение архитекторов независимости было вдохновлено школами Ле Корбюзье , Ричарда Нейтры , Вальтера Гропиуса , Оскара Нимейера и других. [ 63 ] Их архитектура — и, в частности, работы Жана-Франсуа Зевако — была экспериментальной, о чем свидетельствуют такие конструкции, как Мастерские Винсента Тимсита или Мечеть Сунны . [ 63 ]

Поскольку доступ к образованию жестко контролировался французским протекторатом , система образования в Марокко стала центром внимания. [ 63 ] Мишель Рагон отметил, что только половина населения Марокко имеет доступ к формальному образованию, поэтому было построено очень много новых школ. [ 63 ] Их архитектура отражала пересмотр устройства школьных кампусов и классов. [ 63 ] Зевако построил школы в стиле брутализма , такие как школа Теофиля Готье и реабилитационный центр Тит Меллиль . [ 63 ] Азагури также внес новшества в свои проекты для школы Лоншан и школы Рош Нуар (ныне школа Ибрагима Рудани ), экспериментируя с патио и пересматривая традиционную планировку классной комнаты. [ 63 ] Он также опирался на свой опыт работы в Европе и экспериментировал с контрастом материалов и освещения. [ 63 ]

Франция продолжала участвовать в культурной жизни Марокко через Университетскую и культурную французскую миссию в Марокко , которая построила школу Эрнеста Ренана (1957 г.) и школу Бизе (1960 г.), а также государственные школы, такие как Школа Расина (1951 г.) и Школа Сиди Османа (1973). [ 63 ]

Общественные объекты

[ редактировать ]

По мере трансформации экономики промышленные здания, такие как Почтовый сортировочный центр на площади Мохамеда Диури и оптовый рынок Сиди Отман (1976–79) Абдеслама Фарауи и Патриса де Мазьера , были построены в соответствии с новыми бруталистскими принципами минимализма и эффективности. [ 63 ] [ 64 ]

Мурад Бен Эмбарек спроектировал международный аэропорт Мохаммеда V и башню Атлас . [ 63 ]

При Хасане II Касабланка реализовала два крупных «неоосманских » проекта: мечеть Хасана II и проект Королевской авеню. [ 10 ] [ 65 ]

Неолиберальная архитектура

[ редактировать ]

Коэнраад Богарт обсуждает недавние городские проекты в Касабланке в их связи с политикой неолиберализма . [ 10 ] [ 69 ] [ 70 ] Villes Sans Bidonvilles — это программа ООН-Хабитат, созданная после взрывов в Касабланке в 2003 году для переселения жителей трущоб. [ 10 ] [ 69 ] Он работает с такими организациями, как Al Omrane , Idmaj Sakan , Dyar Al Mansour и Agence Urbaine de Casablanca [ fr ] . [ 71 ]

Casa Marina , Anfa Park и Casanearshore -- это бизнес - парки для оффшоринга . [ 10 ]

Район бывшего аэропорта Касабланка-Анфа был преобразован в финансовый город Касабланка в рамках экономической инициативы 2010 года, ориентированной на страны Африки к югу от Сахары. [ 72 ] [ 73 ] Компания Morphosis Architects спроектировала башню Casablanca Finance City Tower с текстурированным алюминиевым фасадом. [ 74 ] [ 75 ] французская архитектурная фирма Reichen et Robert [ fr ] . В этом проекте, а также в проекте Zenata «eco cité» участвует [ 76 ]

Известные здания и сооружения

[ редактировать ]

Правительство и муниципальные

[ редактировать ]

Будучи экономической столицей Марокко, Касабланка является домом для многих правительственных и муниципальных зданий. Эти здания включают, помимо прочего:

Религиозные здания

[ редактировать ]

Касабланка является домом для многих религиозных зданий, являющихся частью ее разнообразного наследия.

Синагоги

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]

Касабланка является домом для ряда академических учреждений, в том числе:

Транспорт

[ редактировать ]

Кинотеатры и театры

[ редактировать ]
работы Ипполита Жозефа Делапорта 1932 года Неомавританское здание Маре .

Жилые здания

[ редактировать ]

Многоквартирные дома

[ редактировать ]

Частные виллы

[ редактировать ]

Небоскребы

[ редактировать ]

Сохранение архитектурного наследия

[ редактировать ]

Casamémoire — это организация, занимающаяся продвижением и защитой архитектурного наследия Касабланки. [ 83 ]

МАММА. посвящен оценке и защите модернистской и бруталистской архитектуры Касабланки. [ 84 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ африканец Леон; Дю Эке, Адриан (1556). Историческое описание Африки, третьей части света... написанное в наше время Жаном Леоном, африканцем, сначала на арабском языке, затем в Тоскане и теперь переведенное на французский язык (Жаном Темпоралем)...
  2. ^ Произведения, выпущенные обществом «Хаклуйт» . Общество Хаклюйт. 1896.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. ISBN  1-58093-087-5 . OCLC   49225856 .
  4. ^ Адам, Эндрю (1968). История Касабланки от зарождения до 1914 года . Издания Офриса. п. 107.
  5. ^ Перейти обратно: а б Чеббак, Мостафа. «Касабланка, моя любовь!» . Освобождение (на французском языке) . Проверено 20 марта 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Касабланка 1952 года: архитектура для антиколониальной борьбы или контрреволюции» . ЖУРНАЛ FUNAMBULIST . 09.08.2018 . Проверено 18 апреля 2020 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дахмани, Иман; Эль Мумни, Лахбиб; Меслил, Эль Махди (2019). Современная карта Касабланки . Перевод Борима Яна. Касабланка: Группа МАММА . ISBN  978-9920-9339-0-2 .
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 15 апреля 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Чауни, Азиза (3 июля 2014 г.). «Интервью с Эли Азагури». Журнал архитектурного образования . 68 (2): 210–216. дои : 10.1080/10464883.2014.943632 . ISSN   1046-4883 . S2CID   112234517 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Богерт, Коенраад (2011). Городская политика в Марокко. Неравномерное развитие, неолиберальное правительство и реструктуризация государственной власти (диссертация). Гентский университет. hdl : 1854/LU-4106101 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Блондо, Матильда; Уззани, Кенза Джунди (2016). Короткие замыкания в Касабланке . Этнические издания. ISBN  978-9954-37-750-5 . OCLC   1135744090 .
  12. ^ Ларуи, Абдалла; Манхейм, Ральф (1977). История Магриба: интерпретативный очерк . Издательство Принстонского университета. п. 276. JSTOR   j.ctt13x12zg .
  13. ^ Снодграсс, Мэри Эллен (25 июля 2005 г.). Берега и пляжи мира: описательный и исторический путеводитель по 50 прибрежным сокровищам . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. ISBN  978-0-7864-1886-2 .
  14. ^ «История: Ахмед Эль Инглизи или англичанин, переосмысливший город Эс-Сувейра в 18 веке» . www.yabiladi.com (на французском языке) . Проверено 11 мая 2020 г.
  15. ^ Реклю, Елизе (1885). Новая универсальная география: Земля и люди . Полет. 11. Топор. п. 753. OCLC   246498505 .
  16. ^ Адам, Эндрю (1963). История Касабланки: от истоков до 1914 года . Экс-ан-Прованс: Летопись факультета литературы Экс-ан-Прованс, Editions Ophrys. п. 161.
  17. ^ Адам, Эндрю (1963). История Касабланки: от истоков до 1914 года . Экс-ан-Прованс: Летопись факультета литературы Экс-ан-Прованс, Editions Ophrys. п. 161.
  18. ^ Перейти обратно: а б Страва, К. (2021). Неустойчивая современность: сборка государства, пространства и общества на городских окраинах Марокко. Издательство Блумсбери. стр. 52
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Джелиди, Шарлотта (31 мая 2014 г.), Бигон, Лиора; Кац, Йосси (ред.), «Символическое использование концепции «города-сада» во время французского протектората в Марокко: от модели Ховарда до жилых комплексов с садами †» , Города-сады и колониальное планирование , Manchester University Press, стр. 35–49. , doi : 10.7228/Манчестер/9780719090554.003.0001 , ISBN  978-0-7190-9055-4 , получено 7 марта 2023 г.
  20. ^ Французское лицо Марокко (Париж: Horizons de France, 1931), 6. Цитируется в книге Джона-Луи Коэна и Моники Элеб « Касабланка: колониальные мифы и архитектурные предприятия».
  21. ^ Марокко, Комитет ярмарок (15 августа 1917 г.). «Франция-Марокко: иллюстрированный ежемесячный обзор: орган Комитета ярмарок Марокко / директор Альфред де Тард» . Галлика . Проверено 21 марта 2020 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Марокко от Лиотея до Мухаммеда V (2)» . Сегодня Марокко (на французском языке). 26 сентября 2006 года . Проверено 01 июня 2020 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Рочд, Набиль (1990). «Североафриканский портовый мегаполис: Касабланка. Городской взрыв и планирование» . Анналы городских исследований . 46 (1): 113–118. дои : 10.3406/aru.1990.1515 .
  24. ^ Перейти обратно: а б Коэн, Жан-Луи (22 мая 2019 г.). Касабланка: мифы и персонажи городского приключения . Хазан. ISBN  978-2-7541-1089-1 . OCLC   1105069738 .
  25. ^ Перейти обратно: а б Джаюс, Сальма К.; Холод, Рената; Петруччиоли, Аттилио; Раймонд, Эндрю (2008). Город в исламском мире, тома 94/1 и 94/2 Блестящий. ISBN  978-90-04-16240-2 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Коэн, Жан-Луи (21 января 2020 г.). «Эли Азагури (1918-2009) — декан марокканских архитекторов» . Ютуб .
  27. ^ «Удивительная история отеля Эксельсиор» . www.madein.city (на французском языке) . Проверено 3 мая 2020 г.
  28. ^ Коэн, Жан-Луи (1998). Касабланка: мифы и персонажи городского приключения . Элеб, Моник. [Париж]: Хазан. ISBN  2850256242 . OCLC   406294705 .
  29. ^ «Биеннале в Касабланке терпит убытки в последнюю минуту» . ocula.com . 11 марта 2021 г. Проверено 11 марта 2021 г.
  30. ^ «Archiwebture — Изображение в большом формате» . Archiwebture.citedelarchitecture.fr . Проверено 5 мая 2020 г.
  31. ^ Ходеберт, Лоран. «Лапрад и Прост, от Марокко до Гениссиата, от городов до зданий» . Выставочный журнал . От строительства к истории, будучи в своем времени и месте для архитектуры 20-го века»
  32. ^ Томас, Луи (1917). Марокко в 1917 году (на французском языке). Пэйот и компания.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. ISBN  1-58093-087-5 . OCLC   49225856 .
  34. ^ Колье, Андре (1930). Наш марокканский протекторат. Первый этап, 1912-1930 гг. и т.д. OCLC   558140781 .
  35. ^ Магинн, Пол Дж.; Штайнмец, Кристина (10 октября 2014 г.). (Суб)Городские сексуальные пейзажи: география и регулирование секс-индустрии . Рутледж. ISBN  978-1-135-00833-8 .
  36. ^ Коэн, Жан-Луи; Элеб, Моник (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моначелли Пресс. п. 313. ИСБН  978-1-58093-087-1 . Проверено 22 апреля 2012 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Коэн, Жан-Луи (05 октября 2021 г.). «Касабланка-ля-Жуйв: Общественная и Частная Архитектура 1912-1960» . Квест. Проблемы современной еврейской истории (19). дои : 10.48248/issn.2037-741x/12572 . Проверено 7 марта 2023 г.
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Казамемуар; Кассу, Абдеррахим (2015). Аллюшон, Жаклин (ред.). Путеводитель по архитектуре двадцатого века в Касабланке (на арабском языке). Сале: Ревю Мор. ISBN  978-9954-35-245-8 .
  39. ^ Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . ISBN  1-58093-087-5 . OCLC   49225856 .
  40. ^ Фон Остен, Марион; Мюллер, Андреас. «Зоны контакта» . Журнал «Страницы» . Проверено 18 октября 2019 г.
  41. ^ «Касабланка, город 20-го века, перекресток влияний» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 18 сентября 2019 г.
  42. ^ Синклер, Мэнди (7 мая 2018 г.). «Касамемуар: почему архитектура ар-деко Касабланки нуждается в срочной защите» . Независимый .
  43. ^ hanslucas.com. «Косумар — рабочий город в опасности (Лоран Хоу)» . hanslucas.com (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Александр, Николя; Сноу, Эммануэль (2019). Прочтите «Касабланка: грамматика городского планирования и архитектуры» . Сенсо Юнико. стр. 410–411. ISBN  978-9920-38-328-8 .
  45. ^ Коэн, Жан-Луи (2002). Касабланка: колониальные мифы и архитектурные авантюры . Моника Элеб. Нью-Йорк. п. 13. ISBN  1-58093-087-5 . OCLC   49225856 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  46. ^ Марокко сегодня (Лондон: Роберт Хейл, 1953), 121. Цитируется в книге Джона-Луи Коэна и Моники Элеб «Касабланка: колониальные мифы и архитектурные предприятия».
  47. ^ Муньос, Сильвиана (1983). «Спекуляции и последствия политического влияния на городское планирование во французской зоне протектората в Марокко» . Средиземноморские тетради . 26 (1): 105–123. дои : 10.3406/camed.1983.941 .
  48. ^ «КОМАНДА 10» . www.team10online.org . Проверено 17 апреля 2020 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б «Гамма-решетка | Модельный дом» . transculturalmodernism.org . Проверено 18 октября 2019 г.
  50. ^ «КОМАНДА 10» . www.team10online.org . Проверено 17 апреля 2020 г.
  51. ^ Педрет, Энни. «КОМАНДА 10 Введение» . www.team10online.org . Проверено 18 октября 2019 г.
  52. ^ Хнауи, Азиза (2 ноября 2010 г.). «Деполитизация группы ГАММА: борьба с модернизмом в Марокко». Ин Лу, Дуаньфан (ред.). Модернизм третьего мира: архитектура, развитие и идентичность . Рутледж. ISBN  9781136895487 .
  53. ^ «Касабланка 1952 года: архитектура для антиколониальной борьбы или контрреволюции» . ЖУРНАЛ FUNAMBULIST . 09.08.2018 . Проверено 17 апреля 2020 г.
  54. ^ П., Н.; Экошар, Мишель (апрель 1956 г.). «Касабланка: романтика виллы». Население (французское издание) . 11 (2): 374. дои : 10.2307/1524699 . ISSN   0032-4663 . JSTOR   1524699 .
  55. ^ «Средиземноморское коллективное жилье и динамика открытых пространств» . resohab.univ-paris1.fr . Архивировано из оригинала 11 июля 2021 г. Проверено 18 апреля 2020 г.
  56. ^ Фабризи, Мариабруна (07 декабря 2016 г.). «Понимание сетки / 1: Планирование и строительство Мишеля Экошара…» SOCKS . Проверено 18 апреля 2020 г.
  57. ^ «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 18 октября 2019 г.
  58. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Эли Азагури (1918–2009) — декан марокканских архитекторов . Ютуб .
  59. ^ «От бетона предпринимателей и инженеров к бетону архитекторов» . Шантье дю Марок (на французском языке). 13 февраля 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.
  60. ^ «История виллы Зевако в Касабланке» . www.madein.city (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
  61. ^ «Посетите все архитектурные здания, ля «Вилла Камамбер» » . Telquel.ma (на французском языке) . Проверено 21 марта 2020 г.
  62. ^ «Вилла Азагури: представитель архитектуры 40-х годов» . Шантье дю Марок (на французском языке). 05.03.2013. Архивировано из оригинала 21 марта 2020 г. Проверено 21 марта 2020 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дахмани, Иман; Эль Мумни, Лахбиб; Меслил, Эль Махди (2019). Современная карта Касабланки . Перевод Борима Яна. Касабланка: Группа МАММА. ISBN  978-9920-9339-0-2 .
  64. ^ «Les Intégrations: Фарауи и Мазьер. 1966–1982 - Статьи – bauhaus imaginista» . www.bauhaus-imaginista.org . Проверено 19 мая 2020 г.
  65. ^ «Авеню Рояль Касабланка, Марокко | EJAtlas» . Атлас экологической справедливости . Проверено 01 июня 2020 г.
  66. ^ «Адаптации народного модернизма в Касабланке» . Проверено 2 июля 2020 г.
  67. ^ «Оптовый рынок» . #СОСБРУТАЛИЗМ . Проверено 3 июля 2020 г.
  68. ^ «Эти здания — символы мегаполиса» . Экономист (на французском языке). 29 ноября 2005 г. Проверено 2 июля 2020 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б Гизеке, Ундина; Герстер-Бентайя, Мария; Хелтен, Фрэнк; Крауме, Матиас; Шерер, Дитер; Спарс, Гвидо; Амрауи, Фуад; Адиди, Абдельазиз; Бердуз, Саид (07 сентября 2015 г.). Городское сельское хозяйство для растущих городских регионов: соединение городской и сельской сфер в Касабланке . Рутледж. ISBN  978-1-317-91013-8 .
  70. ^ جدلية, Джадалийя-. «Парадигмы, утраченные в Марокко: как городские мегапроекты должны нарушить наше понимание арабской политики» . Джадалийя - جدلية . Проверено 5 июля 2020 г.
  71. ^ Оценка национальной программы: «Города без трущоб» (PDF) , Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам – ООН-ХАБИТАТ , 13 июля 2011 г., заархивировано из оригинала (PDF) 11 февраля 2020 г. , получено 1 июня 2020 г.
  72. ^ Класа, Адриенн. «Финансовый город Касабланки представляет собой центр для местного и иностранного бизнеса, работающего в Африке» . www.ft.com . Файнэншл Таймс . Проверено 01 июня 2020 г.
  73. ^ Богерт, Коенраад (2015). Глобализованный авторитаризм, мегапроекты, трущобы и классовые отношения в городах Марокко . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-1-4529-5669-5 . OCLC   1028182737 .
  74. ^ «Практика городского проектирования. Международное обозрение» . Иссуу . 28 июня 2013 года . Проверено 01 июня 2020 г.
  75. ^ «Башня Casablanca Finance City от Morphosis» . www.architecturalrecord.com . Проверено 01 июня 2020 г.
  76. ^ «С помощью эко-города Зената Марокко хочет создать модель для африканских городов» . Le Monde.fr (на французском языке). 29 августа 2017 г. Проверено 01 июня 2020 г.
  77. ^ «Мечеть Хасана II в Марокко, Марокко» . Одинокая планета. 28 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 17 апреля 2011 г.
  78. ^ «Archnet > Сайт > Мечеть Мохаммади» . www.archnet.org . Проверено 9 марта 2023 г.
  79. ^ Диури, Юнес (11 сентября 2012 г.). "Вокзал TGV Casa-Voyageurs - YKS/ADBR" . аМуш (на французском языке) . Проверено 15 апреля 2020 г.
  80. ^ «Станция Casa Voyageurs — abdr» . www.abdr.it. Проверено 15 апреля 2020 г.
  81. ^ Нил, Майкл; Шалквик, Дэвид (18 августа 2016 г.). Оксфордский справочник шекспировских трагедий . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-103615-6 .
  82. ^ Перейти обратно: а б «Касабланка, цветок ар-деко | Блоги RFI» . voyage.blogs.rfi.fr Проверено 13 мая 2020 г.
  83. ^ «Почему архитектура центра Касабланки нуждается в срочной защите» . Независимый . 04 мая 2018 г. Проверено 20 марта 2020 г.
  84. ^ « Современная карта Касабланки: подчеркнуто архитектурное наследие Касабланки» . Сегодня Марокко (на французском языке). 28 октября 2019 г. Проверено 20 марта 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8fc26fe400e8d9c8068093e40c6157c5__1718554380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/c5/8fc26fe400e8d9c8068093e40c6157c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Casablanca - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)