Катовице-Остравский столичный округ
Верхнесилезский мегаполис Силезский столичный регион | |
---|---|
Координаты: 50 ° 05' с.ш., 18 ° 45' в.д. / 50,083 ° с.ш., 18,750 ° в.д. | |
Страна | Польша , Чехия |
Область | Силезское воеводство (Польша), Моравскосилезский край (Чехия) |
Крупнейшие города | Острава Катовице Сосновец Гливице Забже Бельско-Бяла По квартире |
Область | |
• Метро | 5400 км 2 (2100 квадратных миль) |
Население (2015) [1] | |
• Метро | 5,008,000 |
• Плотность метро | 930/км 2 (2400/кв. миль) |
ВВП | |
• Метро | 75,0 млрд евро (2021 г.) |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
Агломерация Катовице-Острава [3] [4] (также известный как Верхнесилезско-Моравский мегаполис [а] или Верхнесилезская городско-промышленная агломерация [5] ) — полицентричная агломерация на юге Польши и северо-востоке Чехии , с центром в городах Катовице и Острава , с населением около 5 миллионов человек. [1] Географически он расположен в основном в Верхней Силезии , с небольшими частями ареала также в исторических областях Моравии и Малой Польши . В административном отношении он расположен в трёх административных единицах ( класс NUTS -2): преимущественно Силезском воеводстве и небольшой западной части Малопольского воеводства в Польше, а также небольшой восточной части Моравскосилезского края в Чехии.
Агломерация расположена в пределах Верхнесилезского угольного бассейна . Верхнесилезский мегаполис (5,3 миллиона человек) вместе с близлежащим Краковским мегаполисом. [6] [7] (1,3 млн. [8] [9] [10] [11] [12] человек) и Ченстоховской агломерации [6] (0,4 млн. [8] [9] [10] человек), создать более крупный столичный регион Краков-Катовице-Острава с населением 7 миллионов человек.
Демография
[ редактировать ]Население Верхнесилезского полицентрического агломерата составляет 5 294 000 человек (2002 г.), из них 4 311 000 (81,43%) в Польше (Верхнесилезский полицентрический агломерат) и 982 000 (18,57%) в Чехии (функциональная городская территория Острава). [13] По данным Польского научного издательства (PWN), площадь составляет 5400 км², из них 4500 км² (83,33%) в Польше и 900 км² (16,67%) в Чехии. [14] По данным Брукингского института , население района составляет 5 008 000 человек (2015 г.). [1]
Район состоит из нескольких функциональных городских территорий (FUA), каждая из которых определяется как основная морфологическая городская территория (MUA) на основе плотности населения плюс окружающий резерв рабочей силы, т.е. мегаполиса . Эта область содержит следующие FUA: [13]
- Катовице FUA : 3 029 000; в пределах Верхнесилезского промышленного региона
- Острава-Цешин FUA : 1 046 000; в Остраво-Карвинском угольном бассейне
- Бельско-Бяла FUA: 584 000; в Бельско промышленном регионе
- Рыбник FUA и Рацибуж FUA: 634 000 (526 000 + 109 000); на территории Рыбницкого угольного района
Экономика
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что большая часть территории характеризовалась тяжелой промышленностью со времен индустриализации конца 19 - начала 20 века. Помимо угля, Верхняя Силезия также содержит ряд других полезных ископаемых (метан, кадмий, свинец, серебро и цинк). Около 70 миллиардов тонн запасов угля доступны на глубине до 1000 метров, и условия для добычи хорошие. [14]
В отличие от большинства других европейских трансграничных полицентрических мегаполисов, Катовице-Острава не имеет устоявшегося проекта приграничного сотрудничества, структуры или института столичных амбиций. [15]
Транспорт
[ редактировать ]Воздушный транспорт
[ редактировать ]два международных аэропорта - аэропорт Катовице и аэропорт Леоша Яначека в Остраве Район обслуживают .
Железнодорожный транспорт
[ редактировать ]Высокоскоростное железнодорожное сообщение между Катовице и Остравой планируется завершить к 2030 году. [16] Это сократит время в пути между двумя городами до 30. [17] -35 [16] минут.
Региональные поезда обслуживают компания Koleje Śląskie , в первую очередь обслуживающая Катовице, Рыбник, Рацибуж, Бельско-Бяла и Цешин в Польше, а также узловую железнодорожную станцию в Богумине недалеко от Остравы в Чехии. [18]
Автомобильный транспорт
[ редактировать ]Польские автомагистрали A1 и чешская D1 соединяют городские районы Катовице, Рыбник и Острава. Бельско-Бяла связана с Цешином скоростной автомагистралью S52 , а соединение с городским районом Катовице через скоростную автомагистраль S1 находится в стадии строительства.
Примечания
[ редактировать ]^ ESPON использовал в « Проекте ESPON 1.4.3 » два почти одинаковых названия: Верхнесилезско-Моравская агломерация. [19] и Силезско-Моравская полицентрическая агломерация . [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Институт Брукингса Переосмысление глобальных городов: семь типов глобальной экономики метрополитена (2016), с. 24.
- ^ «Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих рыночных ценах по мегаполисам» . www.ec.europa.eu . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Брукингский институт. Новое определение глобальных городов: семь типов глобальной экономики метрополитена (2016), стр. 2016. 16.
- ^ Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Метрограница: трансграничные полицентрические мегаполисы » - Итоговый отчет, 31 декабря 2010 г., ISBN 978-99959-684-8-9
- ^ Польская академия наук (1975). География Полоника, том. 30 (PDF) . Варшава: Польское научное издательство PWN . п. 72.
- ^ Jump up to: а б Национальная концепция пространственного развития до 2030 года
- ^ Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Проект ESPON 1.1.1. Потенциал полицентричного развития в Европе » - Итоговый отчет, март 2005 г., ISBN 91-89332-38-5
- ^ Jump up to: а б Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Проект ESPON 1.4.3. Исследование городских функций » - Итоговый отчет, март 2007 г., ISBN 2-9600467-2-2 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Евростат , База данных городского аудита. Архивировано 6 апреля 2011 г. на Wayback Machine , доступ осуществлен 12 марта 2009 г. Данные за 2004 год.
- ^ Jump up to: а б (на польском языке) « Социальная и политическая дифференциация агломераций в Польше» - Павел Свяневич, Уршула Климска. Архивировано 24 января 2009 г. в Wayback Machine ; Варшавский университет 2005 г.
- ^ (на польском языке) Столичные функции пяти столиц восточных воеводств. Архивировано 27 марта 2009 г. в Wayback Machine - Тадеуш Марковски.
- ^ (на польском языке) « Концепция пространственного развития страны ». Архивировано 31 марта 2010 г. в Wayback Machine - Министерство регионального развития , 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Проект ESPON 1.4.3. Исследование городских функций » - Итоговый отчет, март 2007 г., ISBN 2-9600467-2-2 , с. 134
- ^ Jump up to: а б (на польском языке) « Верхнесилезский угольный бассейн » - PWN Энциклопедия
- ^ Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Метрограница: трансграничные полицентрические мегаполисы » - Итоговый отчет, 31 декабря 2010 г., ISBN 978-99959-684-8-9 , с. 14, 21, 119.
- ^ Jump up to: а б «Будет построена новая железнодорожная линия Катовице-Острава» . Министерство инфраструктуры . 20 июля 2021 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Что принесет проект высокоскоростной железной дороги» . vrtky.cz Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ «Схема линии» . kolejeslaskie.com . 10 марта 2024 г. Проверено 9 мая 2024 г.
- ^ Европейская сеть наблюдения за пространственным планированием (ESPON) « Проект ESPON 1.4.3. Исследование городских функций » - Итоговый отчет, март 2007 г., ISBN 2-9600467-2-2 , с. 241, 245, 251.