Димитрий Салоникский
Деметрий Солунский | |
---|---|
Великомученик Мироблит | |
Рожденный | 270 Салоники , Македония , Римская империя. |
Умер | 306 или 305 Салоники, Македония, Римская империя |
Почитается в | |
Главный храм | Агиос Деметриос , Салоники |
Праздник | Православные Церкви: 26 октября и в День Всех Святых Салоник (также известных как Салоники и Салоники), в 3-ю неделю по Пасхе (Неделю Жен-Мироносиц); Римско-католическая церковь: 9 апреля и 8 октября. |
Атрибуты | изображен в доспехах , римского солдата обычно с копьем, часто сидящего на красном коне. |
Покровительство | Салоники , Сибирь , Сремска-Митровица , Косовска-Митровица , Калгари ; солдаты ; [1] Крестовые походы (в римско-католической традиции); [1] сельское хозяйство , крестьяне и пастухи (в греческой деревне в средние века ); [2] строительная индустрия в Болгарии |
Димитрий ( Димитрий ) Солунский Thessalonica или Святой : Ἅγιος Δημήτριος τῆς Θεσσαλονίκης, [а] ), известный также как святой великомученик Димитрий Мироблит (что означает «Мироточивый» или «Мироточец»; [б] III век — 306), греческий христианский мученик начала IV века нашей эры.
В средние века его стали почитать как одного из самых важных православных военных святых , часто в паре со святым Георгием Лиддским . Его праздник - 26 октября для православных христиан, а для тех, кто следует старому календарю, приходится на 8 ноября [NS, «новый стиль»] . В Римско-католической церкви его чаще всего называют «Деметрием Сермийским», а его память приходится на 9 апреля в Римском мартирологе 2004 года и 8 октября в мартирологе необычайной формы .
Жизнь
[ редактировать ]Самые ранние письменные отчеты о его жизни были составлены в 9 веке, хотя есть более ранние его изображения, а также коллекция «Чудеса святого Димитрия» 7 века . Согласно этим ранним сведениям, Деметрий родился в семье благочестивых христиан в Салониках, Македония , в 270 году. [3]
Согласно житиям, Деметрий был молодым человеком сенаторского рода, ставшим проконсулом Фессалоникского округа. Его пронзили копьями около 306 года в Салониках, во время гонений на христиан при императоре Галерии . [4] что соответствует его изображению на мозаиках VII века.
Почитание святых и торжества
[ редактировать ]Эволюция во времена Византийской империи
[ редактировать ]Трансфер в Салоники; приобретение воинских атрибутов
[ редактировать ]Большинство ученых-историков придерживаются гипотезы, выдвинутой болландистом Ипполитом Делеэ (1859–1941), о том, что его почитание было перенесено из Сирмиума. [5] когда Салоники заменили его главной военной базой в этом районе в 441/442 году нашей эры. Его очень большая церковь в Салониках, Святой Димитрий , датируется серединой V века. [6] Салоники оставались центром его почитания, и он является покровителем города.
После роста его почитания как святого город Салоники подвергался неоднократным нападениям и осадам со стороны славянских народов , переселившихся на Балканы , и Деметрию приписывают множество чудесных вмешательств для защиты города. Следовательно, более поздние предания о Деметрии считают его солдатом римской армии , и его стали считать важным военным мучеником . [7]
От языческой Деметры до святого Димитрия
[ редактировать ]Деметрия также почитали как покровителя сельского хозяйства , крестьян и пастухов в сельской местности Греции в средние века. По мнению историка Ганса Клофта, он унаследовал эту роль от языческой богини Деметры . После упадка Элевсинских мистерий Деметры , культа , в IV веке греческое сельское население постепенно перенесло ее обряды и роли на христианского святого Деметрия. [2]
Во время крестовых походов
[ редактировать ]Неудивительно, что он был чрезвычайно популярен в средние века . Споры между Богемундом I Антиохийским и Алексиосом I Комнином, похоже, привели к тому, что Деметрий был назначен покровителем крестовых походов. [7]
Реликвии
[ редактировать ]Большинство ученых до сих пор считают, что в течение четырех столетий после смерти Деметрий не имел физических реликвий, а на их месте необычная пустая святыня, получившая название « киворий была построена внутри Святого Димитрия » . То, что предположительно было его останками, впоследствии появилось в Салониках, но местный архиепископ Иоанн, составивший первую книгу « Чудеса» ок. 610, публично опроверг их подлинность. [8] Подлинными мощи считались после того, как они начали источать жидкое и сильно пахнущее миро . Это дало Деметрию прозвище Мироблит . [3] [с]
Почитание в православном мире за пределами Греции
[ редактировать ]Деметрий был покровителем династии Рюриковичей с конца 11 века. Изяслав I Киевский (христианское имя Димитрий) основал первый восточнославянский монастырь, посвященный этому святому. [ нужна ссылка ]
В Русской Православной Церкви суббота перед праздником святителя Димитрия — день памяти воинов, павших в Куликовской битве (1380 г.), под предводительством Димитрия Донского . Этот день известен как Дмитриева суббота. [10]
Болгарская православная церковь и Румынская православная церковь почитают Димитрия 26 октября ( Димитровден [ Димитровден ] на болгарском языке); Между тем, Сербская православная церковь , Македонская православная церковь (Охрид) и Коптская церковь отмечают праздник 8 ноября (называемый Митровдан [ Митровдан ] по-сербски и Митровден [ Митровден ] по-македонски).
Производные личные имена
[ редактировать ]Имена Димитар ( болгарский и македонский), Димитрий (русский), Димитрис (Δημήτρης, греческий), Митри (сокращенная форма Димитрия в Ливане) широко распространены.
Иконография
[ редактировать ]Агиографические циклы великомученика Димитрия Солунского включают изображения сцен из его жития и посмертных чудес. [11] Первоначально Деметрий изображался на иконах и мозаиках как молодой человек в узорчатых одеждах с характерным таблионом сенаторского сословия на груди. Ему приписывали чудесные военные действия во время нескольких нападений на Салоники, и постепенно о нем стали думать как о солдате: константинопольская слоновая кость конца X века изображает его солдатом-пехотинцем ( Метрополитен-музей ). Но на иконе конца XI века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай он изображен прежним, еще гражданским человеком. На византийских иконах он изображается в военной одежде, стоящим или верхом на коне. [12]
Другая синайская икона периода крестоносцев , написанная французским художником, работавшим на Святой Земле во второй половине XII века, представляет собой то, что затем стало наиболее распространенным изображением. Деметрий, бородатый, несколько старше, на рыжем коне, едет вместе с Георгием, безбородым, на белом коне. [13] Оба одеты как кавалеристы . Кроме того, в то время как Георгия часто изображают пронзающим дракона, Деметрий изображается пронзающим копьем гладиатора Лиея ( Λυαίος Lyaíos ; значение см. здесь ), который, согласно истории, был ответственен за убийство многих христиан. Лией обычно изображается ниже Деметрия лежащим навзничь, уже побежденным; Лией традиционно рисуется намного меньше Деметрия. В традиционной агиографии Деметрий не убил Лиея напрямую, а, скорее, по его молитвам гладиатор был побежден учеником Деметрия Нестором. [11]
Современная греческая иконографическая традиция изображает Деметрия Великой Белой Башни на фоне . Анахроничная Белая башня выступает в качестве символического изображения города Салоники, несмотря на то, что она была построена в 16 веке, спустя столетия после его жизни, а точная архитектура более старой башни, стоявшей на том же месте в более ранние времена, неизвестна. Опять же, иконография часто изображает святых, удерживающих церковь или защищающих город.
Согласно житию , наиболее известному в России в версии, пересказанной Димитрием Ростовским (1651–1709), Деметрий появился в лагере царя болгарского Калояна во время осады Салоник в 1207 году, пронзив царя копьем и убив таким образом ему. Эта сцена, известная на русском языке как Чудо о гибели царя Калояна («чудо гибели царя Калояна»), стала популярным элементом иконографии Деметрия. Он изображен верхом на коне, пронзающий короля копьем. [14] параллельна иконографии (и часто изображаемой рядом) Святого Георгия и Дракона .
См. также
[ редактировать ]- Деметра
- Агиос Деметриос , главное святилище, посвященное Святому Деметрию.
- Святой Димитрий Салоникский, покровитель архива
Примечания
[ редактировать ]- ^ Русский : Дмитрий Солунский ; ) Болгарский : Димитар Солунски ( Dimitar Solunski ); Македонский : Свети Димитрия Солунски ( Sveti Dimitrija Solunski ); Румынский : Св. Думитру, Св. Димитри ; сербский : Димитрие Салоники ; Албанский : Шмитри ( Косово ) и Шен Дмитри ( Албания ); Украинский : Дмитрий Солунский
- ^ Греческий : Святой Мегаломартис Деметриос хо Мироблитес
- ^ Этот эпитет разделяют и другие православные святые: например, святой Нил Кинурийский , святой Варвар . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Рот (1993) , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Клофт (2010) , с. 25.
- ^ Jump up to: а б «Украинский православный собор Святого Димитрия» . Архивировано из оригинала 6 февраля 2016 г. Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Святой, славный Димитрий Фессалоникий Мироточитель» . www.oca.org . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ Вудс 2000 , стр. 223–5.
- ^ « Музей в склепе церкви Святого Димитрия», Македонские музеи» . Архивировано из оригинала 1 января 2015 г. Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Лапина, Елизавета (2009). «Димитрий Салоникский: покровитель крестоносцев» . Виатор . 40 (2): 93–112. дои : 10.1484/J.VIATOR.1.100423 . ISSN 2031-0234 .
- ^ Кормак с. 75
- ^ Куриан, Джордж; Нельсон, Томас (2001). Христианский словарь Нельсона . Томас Нельсон. ISBN 9781418539818 .
- ^ «Жития святых» . www.oca.org . Проверено 26 сентября 2020 г. - через кондаки · Все тропари. Все жития святых.
- ^ Jump up to: а б «Русские иконы» . www.iconrussia.ru . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Святой Димитрий, Мироточец», Греческая православная церковь Святого Димитрия.
- ^ «ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ, САЛОНИКИ» . Монастыри Греции . 10 января 2017 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ "Святой Димитрий Солунский", Ружников.
Источники
[ редактировать ]- Рот, Пол В. (1993). Святой солдат (на немецком языке). Грац , Вена , Кельн : Verlag Styria. ISBN 3-222-12185-0 .
- Клофт, Ганс (2010). Мистерии культов древности. Боги, люди, ритуалы (на немецком языке). Мюнхен : CH Бек . ISBN 978-3-406-44606-1 .
- Робин Кормак, «Письмо золотом, Византийское общество и его иконы» , Джордж Филип, Лондон, 1985. ISBN 0-540-01085-5
- Евгения Рассел, святой Димитрий Солунский; Культ и преданность в средние века , Питер Лэнг, Оксфорд, 2010. ISBN 978-3-0343-0181-7
- Джеймс К. Скедрос, Святой Димитрий Салоникский: гражданский покровитель и божественный защитник 4-7 веков н.э. , Trinity Press International, 1999. Краткое изложение в Harvard Theological Review 89 :410 (1996). в JSTOR
- Джеймс К. Скедрос, «Ответ Дэвиду Вудсу», Harvard Theological Review 93 :3:235 (июль 2000 г.). в JSTOR
- Курт Вайцманн в «Иконе» , 1982, Evans Brothers Ltd, Лондон, ил. стр. 32,51,220 (перевод Le Icone , Монтадори, 1981), ISBN 0-237-45645-1
- Вудс, Дэвид (2000). «Покровитель Фессалоники: святой Димитрий или Эметериус?». Гарвардское богословское обозрение . 93 (3): 221–234. дои : 10.1017/S001781600002530X . JSTOR 1510028 . S2CID 162463136 . бесплатная копия
- Дэвид Вудс, библиография о святом Деметрии
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дэвид Вудс, Святой Димитрий, с его веб-сайта «Военные мученики». Включает статью Происхождение культа , страстей и чудес» (BHL 2122 и 2123), изображения и ссылки. библиотекаря Анастасия «
- Житие святого великомученика Христова Димитрия Мироносицы Солунского. Составитель: о. Деметриос Серфес. Архивировано 7 апреля 2015 г. в Wayback Machine.
- Святой славный Димитрий Мироточитель Солунский Православная икона и синаксарий