Хью Борн

Хью Борн (3 апреля 1772 – 11 октября 1852) вместе с Уильямом Клоузом был одним из основателей примитивного методизма , крупнейшего ответвления уэслианского методизма, а в середине 19 века – влиятельного протестантского христианского движения.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хью Борн родился 3 апреля 1772 года на ферме Форд-Хейс, Форд-Хейс-лейн, Бакнелл , в пределах современных границ Сток-он-Трент , Стаффордшир.
Хью был сыном Джозефа и Эллен Борн. В 1788 году, получив базовую подготовку плотника, Хью переехал в близлежащую шахтерскую деревню Бемерсли (на северо-восточной окраине современного Сток-он-Трент) и поступил в ученики к своему дяде на колесного мастера. «Отсидев свой срок», изучая ремесло, Борн специализировался в основном на изготовлении и ремонте колес ветряных и водяных мельниц.
Борн воспитывался в религиозной семье, и с семи лет его все больше беспокоили экзистенциальные и религиозные вопросы. Он жил с довольно болезненным страхом быть приговоренным к аду и провел, как он выразился, «двадцать скорбных лет» в поисках спасения. Естественно, застенчивый молодой Борн читал Библию, но только когда его мать принесла ему антологию христианских писаний в 1799 году, христианское послание о спасении начало действительно находить отклик. Борн писал: «Я поверил в своем сердце, сошла благодать, и Иисус Христос явился мне, мои грехи были забраны в одно мгновение, и я наполнился радостью и миром в вере».
Обращение Борна в возрасте 27 лет привело его к присоединению к местному уэслианскому обществу в Берслеме , одном из шести исторических городов города Сток-он-Трент . Он продолжал работать колесным мастером, но после периода группового изучения Библии вскоре стал методистским проповедником-мирянином.
К 1800 году Борн переехал недалеко в Харрисихед , шахтерскую деревню недалеко от Биддульфа, недалеко от границы Стаффордшира и Чешира . Борн был потрясен моральным состоянием своего нового окружения, сказав: «Не было в Англии района, который был бы более безбожным и нечестивым. Незнакомец вряд ли мог пройти через Харриси-хед без оскорбления, а иногда и без травм».
Борн был «конституционально застенчивым, несколько суровым, но - странным союзом противоположностей - смелым и упорно настойчивым». [ 1 ] Вскоре он заработал репутацию ревностного проповедника, но руководству Уэсли не нравился его радикализм. Первоначально он вел узнаваемую уэслианскую форму служения, но позже отверг ее как скучную и устаревшую; Короче говоря, традиционная услуга «не соответствовала своей цели». [ нужна ссылка ] Чтобы взаимодействовать с людьми, Борн разработал стиль проповеди под открытым небом в сочетании с публичным исповеданием грехов, групповой молитвой и пением гимнов. Это явно отличалось от уэслианской нормы и послужило образцом для последующих лагерных собраний. В Харрисихеде была основана часовня, и к 1804 году религиозное «возрождение», начавшееся Борном в его новой деревне, распространилось на северные гончарные города Берслем и Танстолл и на юг Чешира. Одним из заметных достижений этого возрождения стало религиозное обращение уроженца Бурслема Уильяма Клоуза (1780–1851), еще одного основателя примитивного методизма.
Часто упускают из виду перемену, последовавшую за тем, что можно назвать «Пятидесятницей Хью Борна». В 1804 году некоторые «возрожденцы» из Стокпорта возглавили Михайловский праздник. [ 2 ] : 27 Праздник любви в Конглтоне , где говорили об Джона Уэсли учении о «полном освящении». Джесси Эшворт, который знал некоторых из этих сторонников возрождения, отмечает перемены, произошедшие с Хью Борном и его товарищами. [ 3 ] Их проповедь и Церковь обрели новую свободу и благословение от Бога. Они устроили рождественский праздник любви в Харрисихеде, на котором многие стояли на скамьях или между ними из-за нехватки места. Это началось время пробуждения, когда были обращены некоторые ключевые лидеры примитивных методистов, в первую очередь Уильям Клоуз. [ 4 ]
Лагерные собрания, изгнание Борна и истоки примитивного методизма
[ редактировать ]
Примитивный методизм Борна и Клоуза зародился на лагерных собраниях с 1807 года, а его отдельная организационная форма возникла как прямой результат реакции уэслианских окружных властей на эти собрания. Лагерные собрания представляли собой целый день собрания под открытым небом для христианской проповеди и групповой молитвы, за которыми обычно следовал праздник любви . Они были основаны на собраниях евангельского возрождения в Америке. Первая такая встреча в Англии состоялась в воскресенье 31 мая 1807 года с 6:00 до 20:00 в поле на Школьной ферме в Моу-Коп , примерно в четверти мили к юго-западу от Моу-Коп-Фолли (руины ложного замка, построенного в 1754). Моу-Коп на границе Стаффордшира и Чешира представлял собой мрачное место, лежащее на известняковом хребте, возвышающемся на 1091 фут над уровнем моря. Тем не менее, во второй половине дня лагерь все же сумел собрать толпу до 4000 человек.
Хотя предполагалось, что Mow Cop будет разовым мероприятием, количество обращений подтвердило Борна в его вере в актуальность и эффективность лагерных собраний, а вскоре последовали и другие. Было второе собрание в лагере Моу (19 июля) и третье в Нортон-ин-те-Мурс (ныне северо-восточный район Сток-он-Трент) 23 августа 1807 года. Другие включали Рамсора (Стаффордшир) (две мили). к северу от Олтон-Тауэрс).
«Люди, естественно, обращаются к Моу Копу, а не к Нортону, поскольку в первом есть больше возможностей поразить и поразить воображение; но для тех, кто судит о событиях по их значимости и результатам, Нортон превосходит Моу. Это не всегда первый шаг. это самое трудное: иногда труднее продолжать, чем начать... [Собрание в Нортонском лагере] исторически является самым важным, поскольку еще до его проведения Ливерпульская конференция 1807 года вынесла свое решение: и решение было неблагоприятным. Естественно, министры Берслемского округа, штурмового центра движения, по возвращении не теряли времени, пытаясь уберечь свои общества от соучастия в том, что Конференция назвала «крайне неправильным и вероятным». принести значительный вред». [ 1 ]
После реакции уэслианских властей на первые три лагерных собрания неудивительно, что через десять месяцев после лагеря в Нортон-ин-Мурс Борн был исключен из Уэслианских методистов на ежеквартальном собрании Берслема. В качестве причины было непосещение уроков Библии, но настоящую причину объяснил уэслианский суперинтендант, который сказал Борну, что это «потому что у вас есть склонность организовывать не обычное богослужение». (По иронии судьбы, именно это послужило причиной, по которой Англиканская церковь Англии отказалась поддержать миссию Джона Уэсли в середине 18 века.)
В отличие от преподобного Джозефа Кука из восточного Ланкашира, который был исключен на конференции 1806 года, Борн и его сторонники не имели доктринальных споров с уэслианцами. Таким образом, в течение следующих нескольких лет общества, симпатизировавшие Борну (известные как «методисты лагерных собраний»), продолжали оставаться частью родительской организации, но в 1811 году все . изменилось из спикеров, [ 5 ] Уильям Клоуз был исключен из уэслианских методистов, и в 1811 году Борн и его брат основали первую часовню после его изгнания в Танстолле, Сток-он-Трент. Борн посетил Дербишир, где Мэри Даннелл добилась хороших успехов в Дарли Мур, Османтоне и Родсли. Даннелл рассказала ему, что у нее было видение о том, что Уильям Олкок и Уильям Клоуз утратили веру, и Бутнс отправился навестить их. Предполагается, что Даннелл изобрела концепцию, позволяющую взять на себя ответственность за то, что стало известно как «люди миссис Даннелл». Последователи Дербишира были раздражены, когда Борн рассказал, что Даннелл была двоеженкой, и она ушла, после чего Борну пришлось избегать этого места. [ 5 ]
Клоуз и его последователи («Клоузиты») предложили Борну и его сторонникам сформировать новую организацию. В феврале 1812 года новая организация приняла название «Общество примитивных методистов», что, как полагают, связано с утверждением Джона Уэсли о том, что ранние методисты являли собой «примитивное» христианство I века. Зарождающееся движение быстро распространилось сначала по долине Трента. В 1819 году первая конференция примитивных методистов была проведена в Ноттингеме (место проведения большого лагерного собрания в Троицу 1816 года, на котором присутствовало 12 000 человек), а вторая — в Халле в 1820 году.
Организаторские способности Борна и рост примитивного методизма
[ редактировать ]
Миссии, часто сопровождавшиеся лагерными собраниями, были непропорционально успешными в рабочих горнодобывающих и сельскохозяйственных общинах. Каждый округ планировал и проводил свою миссионерскую работу отдельно до 1825 года, когда Конференция назначила Генеральный миссионерский комитет для централизации руководства. К 1842 году членство выросло почти до 80 000, включая 500 странствующих проповедников и более 1200 часовен.
Начиная с 1803 года Борн вел личный дневник. Темы, встречающиеся в сохранившихся томах его журнала, включают проповедническую деятельность, высказывания в поддержку трезвенничества , воскресных школ и методистской политики. [ 6 ]
Борн много путешествовал и проповедовал в Англии, Шотландии, Ирландии, Канаде и США до своей смерти в 1852 году. Он был человеком исключительной энергии и организаторских способностей. Борн также написал « Историю примитивных методистов» (1823 г.), множество богословских трактатов по темам от крещения до спасения, отредактировал сборник гимнов примитивных методистов и в течение двух десятилетий был редактором деноминационного журнала.
Хотя существенных доктринальных разногласий с уэслианцами не было, примитивный методизм сформировался под влиянием опыта очернения, который разделяли Борн, Клоуз и другие. Таким образом, в то время как уэслианцы сосредоточили большую власть в руках своих министров, примитивные методисты вместо этого предпочли довериться роли мирян.
Еще одним различием в акцентах между Хью Борном и некоторыми уэслианцами его времени было его желание внимательно следовать учению Джона Уэсли в середине 18 века. Устав от преследований, многие уэслианцы, хотя и были верны тем же доктринам, смягчили свои проповеди, пытаясь добиться респектабельности. [ 7 ] Это было одним из факторов, побудивших Методистскую конференцию 1807 года осудить лагерные собрания. В «Протоколах» (широко цитируемых в книге «Холлидей Бикерстафф Кендалл» и в большинстве книг по истории примитивного методизма) говорится: «По нашему мнению, даже если предположить, что такие собрания допустимы в Америке, они в высшей степени неуместны в Англии и, вероятно, принесут значительный вред. и мы отказываемся от всякой связи с ними». [ 2 ] : 32
Примитивный методизм также сформировался под влиянием общей заботы Борна о духовном спасении и социальном благополучии простых трудящихся. Например, как и Кейр Харди в начале 20-го века, Борн понимал, что пьянство было основным фактором, который удерживал людей рабочего класса в базовых условиях. Кроме того, несмотря на оппозицию истеблишмента, Борн продвигал образование рабочего класса , включая обучение чтению, письму и арифметике, в дополнение к религиозному обучению, в примитивных методистских воскресных школах. Многие первые профсоюзные пионеры были взяты из рядов примитивных методистских проповедников, и среди прихожан церкви, их соседей и семей действовало базовое «государство всеобщего благосостояния». Как и некоторые другие нонконформисты, Борн признавал женщин равными с мужчинами, (среди прочего) назначая женщин-проповедников.
К моменту своей смерти (11 октября 1852 г.) Борн считался отцом движения, и его похоронную процессию посетило более 16 000 человек. Он похоронен в часовне Энглси-Брук в Уэстоне , недалеко от Крю , южный Чешир, недалеко от своего дома в Бемерсли, недалеко от Танстолла, Сток-он-Трент, северный Стаффордшир.
К 1860 году международное движение, которое он помог основать и организовать, насчитывало 650 министров, 11 304 местных проповедника и более 100 000 членов. Оно распространилось за пределы Британских островов, Канады и США на Австралию, Новую Зеландию, Нигерию и Южную Африку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Таунсенд, штат Вашингтон; Уоркман, ВБ; Эйрс, Джордж (1909). Новая история методизма . Книга III, Глава II.
- ^ Jump up to: а б Кендалл, Холлидей Бикерстафф (1888). История первобытных методистских связей . Глава II.
- ^ Эшворт, преподобный Джесси (1888). Жизнь преподобного Хью Борна . Глава VI.
- ^ Ритсон, Джозеф (1909). Романтика примитивного методизма . Глава 3.
- ^ Jump up to: а б Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б., ред. (23 сентября 2004 г.), «Мэри Даннелл» , Оксфордский национальный биографический словарь , Оксфорд: Oxford University Press, doi : 10.1093/ref:odnb/47026 , получено 30 июля 2023 г.
- ^ «Документы Хью Борна - Сборник 68» . Архив Центра Билли Грэма . Уитон Колледж . Архивировано из оригинала 28 июля 2017 года.
- ^ Симкок, WH (1970). «Примитивный методизм в пустошах Лука-порея» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- Документы Хью Борна
- «Жизнь почтенного Хью Борна» (1872) Уильяма Антлиффа
- «Жизнь Хью Борна» (1888) преподобного Джесси Эшворта
- Музей примитивного методизма Энглси-Брук
- «История первобытных методистских связей» (1888?) преподобного Х. Б. Кендалла (первая из трех историй Кендалла)
- Хью Борн и Браун Эдж [ постоянная мертвая ссылка ]
- «Похоронная проповедь, вызванная смертью мистера Хью Борна и т. Д.» (1852 г.) Уильяма Антлиффа.