Вороны в индейской мифологии

«Сказки ворона» — это традиционные истории о создании людей и животных коренных народов северо-западного побережья Тихого океана . Они также встречаются среди атабаскских народов и других народов. Истории о воронах существуют почти у всех коренных народов региона, но наиболее заметны в сказках народов хайда , цимшианцев , тлинкитов и талтанов .
Ворон и орел известны под разными именами у разных народов и являются важной фигурой в письменных и устных рассказах . Его сказки передаются из поколения в поколение сказителями народа и имеют культурное и историческое значение. Важно отметить, что, с точки зрения некоторых рассказчиков, мифы коренных народов , такие как «Вороньи сказки», в отличие от небылиц и маленьких рассказов для детей, не являются развлечением и могут быть культурной собственностью клана или отдельного человека, из которого возникла история. . Традиционно другие не должны рассказывать истории, принадлежащие другому клану, без их разрешения, и следует приложить усилия, чтобы узнать, принадлежит ли конкретная история, прежде чем делиться ею. [ 1 ]
Хотя истории о Вороне в каждой культуре разные, есть даже те, которые имеют одно и то же название; некоторые атрибуты Рэйвен остаются прежними. Ворон – всегда волшебное существо, способное принимать облик человека, животного и даже неодушевленных предметов. Он хранитель тайн и обманщик , часто стремящийся удовлетворить свою жажду всего, чего пожелает. Его рассказы рассказывают о том, как возникли мирские вещи, или предлагают детям советы, как себя вести. [ 2 ] : 394–395 Творческая натура Рэйвена проявляется через обстоятельства, а не через намерение, через стремление удовлетворить собственные потребности, а не через какие-либо альтруистические принципы. Рэйвен является одновременно главным героем рассказов одних групп и антагонистом других; он герой и развлечение.
Сказки, в которых Ворон является героем, характерны для районов на севере континента, таких как северная часть Британской Колумбии. [ 3 ] и Аляска и их народы, [ 2 ] : 387 такие как Цимшиан [ 2 ] : 397 и Хайда. Подобные рассказы о Кутхе появляются в чукотских культурах на северо-востоке Азии, и вполне вероятно, что они находятся под влиянием рассказов коренных американцев. [ 2 ] : 383–384
Народ хайда считает, что Рэйвен нашла первых людей, спрятавшихся в раковине моллюска; он принес им ягоды и лосося. Сиу рассказывают , как белый ворон предупреждал буйволов о приближающихся охотниках. В конце концов разгневанный охотник поймал птицу и бросил ее в огонь, отчего она почернела. [ 4 ] [ самостоятельный источник ]
Общие особенности
[ редактировать ]Хотя сказки Ворона рассказывают о происхождении людей, они не затрагивают происхождение организованного общества. В сказках, отражающих развитие и организацию индейских обществ, героем часто является само человечество. Сказки о воронах не дают детальной картины социальных отношений и реалий жизни. [ 2 ] : 395–397
Традиционные мифы
[ редактировать ]Атабаскский
[ редактировать ]Атабаскский язык — это языковая семья, состоящая из нескольких смежных диалектов, на которых говорят различные народы Западной Канады и американского Запада . Их можно далее подразделить на северного , тихоокеанского побережья и южного атабаскского языка субрегионы .
Эти группы проживали в одном из трех атабаскских регионов.
Кахто
[ редактировать ]Кахто — коренная калифорнийская группа коренных американцев . Кахто жили южнее всех атапасков в Калифорнии, занимая долины Кахто и Лонг-Вэлли , а также в целом страну к югу от Блю-Рока и между истоками двух основных рукавов реки Угорь . Язык Кахто — один из четырех атабаскских языков , на которых говорили на северо-западе Калифорнии. Большинство говорящих на языке Кахто в Северном Помо также были двуязычными .
История создания
[ редактировать ]Одна из версий истории создания Ворона — это история Кахто в Калифорнии. [ 5 ] В одном из вариантов его отец, Кит-каоситийи-ка, учит Рэйвена быть творцом, но Рэйвен не удовлетворен результатом. Он создает мир, но не может дать ему свет и воду. Услышав, что свет можно найти спрятанным в далекой стране, Рэйвен решает отправиться туда и украсть его. В доме света он находит молодую женщину, живущую со своим отцом, и проделывает первый из многих трюков. Он превращается в комок грязи, скользит в ее питьевую воду и проглатывается. Дочь забеременела и родила необычного и суетливого ребенка, который постоянно плачет и требует потрогать один из свертков, висящих на стене. Ребенку дают один из мешков, чтобы он успокоился, но когда ему надоедает с ним играть, он отпускает его, и он уплывает от него и исчезает через дымовое отверстие . Достигнув неба, сверток развязывается и рассыпает звезды по небу. Когда ребенок плачет, чтобы вернуть его обратно, ему дают второй сверток, чтобы он мог поиграть, и он позволяет ему уплыть через дыру в потолке, освобождая таким образом луну. Все происходит снова с третьим и последним сгустком, который улетает и становится солнечным светом. Неся свет всему миру, он тоже вылетает через дымовое отверстие. [ 6 ] : 30
Талтан
[ редактировать ]На местном уровне у народа Талтан их обычаи и образ жизни сильно различались, поскольку они часто были сильно разделены и им приходилось переносить различные условия в зависимости от их местности. [ 7 ] В культуре Талтана считалось, что некоторые из их предков обладали знаниями, которых не было у других, еще до Великого потопа. [ 8 ] : 232 Некоторые из этих предков использовали эти знания во благо людей, тогда как другие использовали их во зло и во вред другим. Рэйвен считается главным героем борьбы с этими злыми предками. [ 9 ]
В рассказах Талтана Ворон упоминается как Большая Ворона ( Це'скетко или tceski'tco , «большой ворон» — от tceski'a , «ворон»). [ 8 ] : 198
Рождение Ворона
[ редактировать ]Талтаны утверждают, что Большой Ворон чудесным образом родился младшим из многих братьев в северной стране тлинкитов и был воспитан, говоря на местном языке. [ 8 ] : 198 Он был разлучен со своим отцом при рождении, и его отец никогда не упоминается во всех их историях. Рэйвен родилась третьим ребенком у женщины, двух предыдущих мальчиков которой убил ее дядя. Каждый раз, когда женщина рожала, ее дядя предлагал научить их охотиться, когда они подрастут; каждый раз, когда он катал их на каноэ и обманывал их, он велел мальчикам сесть на край каноэ, после чего раскачивал каноэ, заставляя их падать в воду, где он оставлял их тонуть. [ 8 ] : 199
Но ее третьим ребенком была Рэйвен, которая хорошо увлекалась резьбой. Как и дважды раньше, ее дядя спросил, сможет ли он научить Рейвен охотиться, когда она вырастет через несколько лет. Несколько раз она отказывала дяде, пока Рэйвен не настояла на том, чтобы она позволила ему уйти. Итак, они вышли в море, и разыгрался тот же сценарий. Рэйвен упал в воду, но вместо того, чтобы утонуть, он взял одно из вырезанных им игрушечных каноэ и превратил его в полноразмерное каноэ. Он сразу же вернулся к матери и рассказал о том, что сделал его дядя. [ 8 ] : 200
Еще дважды дядя пытался таким же образом утопить Ворона, но Ворон каждый раз перехитрил его, пока дядя не сдался и больше не брал Ворона на охоту, а шел один. [ 8 ] : 200
Когда Рэйвен вырос, он встретил жену дяди и попытался с ней поиграть. Он пощекотал девочку, и из-под ее рук вылетели две птицы, голубая сойка и дятел ; и девочка умерла. Когда дядя вернулся с охоты, он увидел, что его жена умерла, и намеревался снова убить Рейвен, но на этот раз в ярости, а не хитростью. Но снова Рэйвен сбежал со своими резными фигурками на каноэ. Но когда на этот раз Рейвен сбежал, он не вернулся домой, и его путешествие началось; никогда не вернуться в свой дом. [ 8 ] : 200
Он начал путешествовать на каноэ по берегу моря в одиночестве, но останавливался всякий раз, когда натыкался на деревню. Когда он встречал людей, которые, как он видел, использовали других или использовали свою силу во зло, он убивал, пытаясь лишить их власти. [ 8 ] : 199
Ворон много лет путешествовал вдоль побережья территории тлинкитов, сначала путешествуя на юг, начав с севера, пока не зашел так далеко на юг, за пределы территории тлинкитов, пока не достиг народа минков, после чего он развернулся и продолжил путь обратно на другую сторону. направление. Он совершал это путешествие с севера на юг, с юга на север в течение нескольких лет. Только после того, как его работа на побережье была закончена, он направился вглубь страны вдоль реки Стикин до ее истока. Он также путешествовал по рекам Насс , Скина , Таку и всем их многочисленным потокам, никогда не задерживаясь надолго на одном месте и никогда не удаляясь далеко от водных путей. Во время своих путешествий по суше он встретил каска дене , хайда и другие народы на востоке. [ 9 ]
Позже, когда Рэйвен выполнил всю возможную работу, он отправился обратно в прибрежные регионы, ведомые заходящим солнцем, пока не исчез таинственным образом. Единственное предположение состоит в том, что он, возможно, отправился жить к Кану'гу и другим древним богам на остров далеко в океане, откуда, по их мнению, создавалась погода. [ 9 ]
Поскольку истории Ворона продолжаются после «Рождения Ворона», [ 8 ] : 199–200 далее следует множество историй:
- «Происхождение приливов» [ 8 ] : 201
- «Происхождение пресной воды» [ 8 ] : 201–203
- «Происхождение Олахена» [ 8 ] : 203–204
- «Происхождение дневного света» [ 8 ] : 204
- «Ворон и лосось» [ 8 ] : 205
- «Ворон создает лосося и учит людей» [ 8 ] : 206
- «Рождение и смерть Института Ворона» [ 8 ] : 206
- «Ворон и медведь гризли» [ 8 ] : 208
- «Ворон рисует птицу» [ 8 ] : 208
- «Ворон рисует своих людей для войны» [ 8 ] : 208–209
- «Дерево ест птицу» [ 8 ] : 209
- «Ворон убивает Питчмена» [ 8 ] : 210
- «Ворон и его сестра» [ 8 ] : 210
- «Ворон пытается жениться на принцессе» [ 8 ] : 210–211
- «Ворон в стране Талтана» [ 8 ] : 211–212
- «Ворон и Кану'гу» [ 8 ] : 212–213
- «Ворон и хайда» [ 8 ] : 213
- «Ворон учреждает церемонии Кувеган» [ 8 ] : 213–215
- «Ворон делает женщин-волков красивыми» [ 8 ] : 215–216
- «Ворон думает, как обеспечить людей» [ 8 ] : 216
- «Происхождение рождения и смерти» [ 8 ] : 216
- «Ворон ограничивает возможности игры» [ 8 ] : 216–218
- «Ворон крадет огонь» [ 8 ] : 218–219
- «Ворон балластирует Землю» [ 8 ] : 219
- «Ворон создает озера» [ 8 ] : 219–220
- «Ворон делает грязь» [ 8 ] : 220
- «Ворон создает медведя» [ 8 ] : 220
- «Ворон и Человек-Медведь» [ 8 ] : 220–221
- «Ворон и Эдиста или Большая Жаба» [ 8 ] : 221
- «Ворон и Человек-Кролик Кексцаза» [ 8 ] : 222
- «Ворон и ворона» [ 8 ] : 222–223
- «Ворон и его одеяло» [ 8 ] : 223–224
- «Ворон теряет нос» [ 8 ] : 224–225
- «Ворон и призраки» [ 8 ] : 225–226
- «Ворон и дикобраз меняют времена года» [ 8 ] : 226
Рэйвен появляется и в других историях, не связанных с ним напрямую. В истории о «Людях теплого и холодного ветра» говорится, что кто-то, возможно, Ворон, повелел, чтобы люди посылали ветры. [ 8 ] : 230
Он снова появляется в истории «Великого потопа», в которой рассказывается об убийстве злых предков, которые использовали свои силы, чтобы забрать солнце, луну и Медведицу, потерянные во время потопа. [ 8 ] : 234
Северный атабаскский
[ редактировать ]Инуиты
[ редактировать ]Инуиты эскимосы (ранее , теперь дискредитированный термин) являются коренными жителями Аляски , Северной Канады и Гренландии . В культуре инуитов наибольшее значение имеют сова, рыба и ворон. Вороны также часто встречаются в произведениях искусства инуитов , и у них есть несколько историй, повествующих о рождении Ворона, которое часто сопоставляют с совой, с которой Рейвен разделяла глубокую дружбу. [ 12 ] : 5
Инуиты говорят, что Ворон родился из тьмы. Он был слаб и потерян. Когда он начал бесцельно путешествовать, познавая мир, он понял, что он Отец-Ворон, Создатель всей жизни. Как только он понял, кто он, он собрал свои силы и вылетел из тьмы в новое место, которое он назвал Землей, но он все еще был один, поэтому решил создать растения. Летая, исследуя этот новый мир, он встретил человека, который, как утверждает легенда, был первым из инуитов. Рэйвен накормила мужчину и научила его уважать окружающий мир. Вскоре после этого родилась женщина, и Рэйвен научила их обоих одеваться, строить укрытие и делать каноэ, чтобы путешествовать по воде. Пока эти двое рожали и порождали детей, Рэйвен заботился об их детях и обучал их, как делал это раньше. [ 13 ]
Алеуты
[ редактировать ]Истории алеутских народов включают:
Чупик (Юпик)
[ редактировать ]Ворон известен у народа юпиков как Тулукарук и рассматривается как доброжелательный культурный герой, помогающий людям. [ 16 ]
- «Ворон ищет жену»
- «Ворон и гусь-жена»
- Эллагпиим Юа
- «Дочь Ворона»
- «Как у совы появились серые пятна»
Хайда
[ редактировать ]
Народ хайда ведет свои традиционные территории от архипелага Хайда-Гвайи в Британской Колумбии и до южных пределов Аляскинского полуострова Панхандл . Для хайда Ворон был Несущим Свет, и до него мир был не чем иным, как гигантским потопом. Рэйвен была Создателем вещей, а также Преобразователем, Волшебником и Целителем. [ 13 ] Рейвен наскучило то, что мир представляет собой не что иное, как воду, и она решила летать, когда вода отступила. Когда Рэйвен проголодался, образовалась земля, чтобы он мог приземлиться и найти еду. Именно в этот момент он заметил странные звуки, исходящие из гигантской раковины моллюска. Смущенный звуком, Рейвен решил, что начнет петь раковине моллюска в ответ на его звук, надеясь успокоить его своими приятными звуками. Рэйвен сделал это, потому что он был прекрасным певцом. Наконец из раковины моллюска вылезло маленькое существо. У него были длинные черные волосы, круглая голова, коричневая гладкая кожа и две ноги, как у Ворона, но без перьев. Это был первый из Первых Людей. [ 17 ]
Когда они ему наскучили, он подумал о том, чтобы вернуть их в свою оболочку, но вместо этого решил найти женские аналоги этих существ мужского пола. Ворон нашел несколько людей женского пола, запертых в хитоне , освободил их и развлекался, когда представители двух полов встретились и начали взаимодействовать. Ворон чувствовал себя ответственным и очень защищал их, поэтому во многих мифах и легендах хайда ворон часто упоминается как кормилец человечества и сочетает в себе роли творца и обманщика. [ 18 ]
Есть и другие версии, повествующие о другом творении. Когда земля была только небом и водой с единственным рифом, поднимавшимся из воды, где жили все великие существа, причем величайшие из них жили в самой высокой точке рифа, а самые слабые из них жили внизу. Но Ворон летел над ними всеми и так и не смог найти места для приземления. По этой причине он решил отправиться в небесную страну, где встретил дочь вождя, у которой недавно родился ребенок. Пока было темно, Рэйвен овладела младенцем и намеревалась занять его место как Дитя Ворона. [ 13 ]
Солнце, Луна и Звезды
[ редактировать ]Одна древняя история, рассказанная на Хайда-Гвайи, повествует о том, как Ворон помог принести в мир Солнце, Луну, Звезды, Пресную Воду и Огонь: [ 19 ]
Давным-давно, недалеко от зарождения мира, Серый Орел был хранителем Солнца, Луны и Звезд, пресной воды и огня. Серый Орел так ненавидел людей, что держал эти вещи в тайне. Люди жили во тьме, без огня и без пресной воды.
У Серого Орла была прекрасная дочь, и Ворон влюбился в нее. Вначале Ворон был белоснежной птицей и поэтому нравился дочери Серого Орла. Она пригласила его в длинный дом своего отца.
Когда Ворон увидел Солнце, Луну и звезды, а также пресную воду, свисающую по стенам домика Орла, он понял, что ему следует делать. Он ждал своего шанса схватить их, когда никто не видел. Он украл их все, а также факел огня, и вылетел из длинного дома через дымовое отверстие. Как только Рейвен вышел на улицу, он повесил Солнце на небо. Света было так много, что он смог улететь далеко на остров посреди океана. Когда Солнце садилось, он закреплял на небе Луну и развешивал звезды в разных местах. В этом новом свете он продолжал лететь, неся с собой украденную им пресную воду и огонь.
Он полетел обратно над землей. Достигнув нужного места, он вылил всю украденную воду. Оно упало на землю и стало источником всех пресноводных ручьев и озер мира. Затем Ворон полетел дальше, держа в клюве огненное пятно. Дым от костра заволакивал его белые перья и делал их черными. Когда его купюра начала гореть, ему пришлось уронить головню. Он ударился о камни и спрятался внутри них. Вот почему, если ударить два камня вместе, выпадут искры огня.
Перья Ворона больше никогда не становились белыми после того, как почернели от дыма головни. Именно поэтому Ворон теперь чёрная птица.
Другие истории Хайда включают:
Хейлцук (Белла Белла)
[ редактировать ]Хейлцуки ранее были известны как народ Белла Белла и жили вдоль центрального побережья Британской Колумбии. Белле Белла Рэйвен была известна как Настоящий Вождь или Хе'маска. Они почитают Рэйвен как доброжелательную фигуру. Он помогает людям, но он также дух-обманщик, необдуманное поведение которого доставляет ему неприятности. [ 23 ]
- «Мир сожжен» [ 23 ] Ворон предсказывает мировой пожар
Кваквакавакв
[ редактировать ]
Еще одна история о квакиутле или кваквакавакве из Британской Колумбии, которые подвергали воронов плаценту мальчиков, чтобы стимулировать будущие пророческие видения, тем самым связывая ворона с пророчеством, аналогично традициям Скандинавии . [ 24 ]
- «Вакиаш и первый тотемный столб» [ 22 ] : 423
Мивок
[ редактировать ]Мивок равнинные разделены на три отдельные группы: прибрежные мивок , озерные мивок , а также и сьерра-мивок (внутренние территории), которые составляют большую часть общей численности населения.
Территория мивок определяется майду справа от них, йокутами слева и уошо и моно позади них. Внутренних Мивок Фракция проживает в основном на западной стороне Сьерра-Невады, над нижней частью долины Сан-Хоакин . Территория Сьерры мивок простиралась от реки Косумнес на севере до реки Фресно на юге, но другие границы, которые являются общими с йокутами, Винтуном и Майду, всегда были предметом споров. [ 25 ] : 5
У северных мивок на территории нынешней Центральной Калифорнии история Ворона начинается с мира, покрытого водой, за исключением единственной вершины горы, где люди собрались во время наводнения. Когда вода отступила, люди попытались спуститься с горы, но земля была настолько мягкой от грязи, что те, кто пытался, проваливались в землю. Куда бы ни тонул человек, прилетал ворон и останавливался на этом месте. По одному ворону на каждую нору. Как только земля затвердела, ворон превратился в человека, что объяснило, почему мивоки такие темные. [ 26 ]
Нуу-ча-нулт
[ редактировать ]Нуу -ча-нулт , говорящие на языке южного Вакашана, известном как Нуу-ча-нулт , также широко известны как нутка.
- «Осьминог и ворон» [ 27 ] : 39
оджибве
[ редактировать ]Оджибве Анишинаабе также известны под другими именами, включая , название их языка, оджибве или алгонкин .
Солто заповеднике Лонг - или равнинные оджибва, также известные как индейцы бунги, живут в Плейнс в Манитобе. [ 28 ]
Пьюджет-Саунд
[ редактировать ]Другая история о воронах из региона Пьюджет-Саунд описывает «Ворона» как изначально жившего в стране духов (буквально « земля птиц »), которая существовала до мира людей. Однажды Ворону настолько наскучила птичья земля , что он улетел, неся в клюве камень. Когда Ворон устал нести камень и уронил его, камень упал в океан и расширился, пока не образовал небосвод, на котором сейчас живут люди. [ 32 ] [ самостоятельный источник ]
- «Легенда о вороне» [ 33 ]
Пима
[ редактировать ]- «Дети облака» [ 34 ] : 34
Квилет
[ редактировать ]Квилеты — коренные американцы в западном штате Вашингтон в США, численность которых в настоящее время составляет около 2000 человек. Их язык принадлежит к семье языков чимакуан .
Местное имя Ворона у квилетов — Байак ( Би -юхк). [ 35 ] : 9
Индейцы Квилеты были самой южной группой на Тихоокеанском побережье, чья мифология включала несколько историй о Вороне. Хотя главным героем Квилетов был не Ворон, а Квити, чьи истории могут быть очень тесно связаны с аналогичными историями тлинкитов с участием Ворона. [ 35 ] : 6
Ворон среди народа Квилетов используется, чтобы рассказывать детям страшные истории о том, как ноги Ворона : 226 [ 36 ] : 259 посмотрите, как они; другие настаивали на том, чтобы дети были щедрыми, а не эгоистичными, или чтобы они были верны себе и усердно работали, а не пытались идти коротким путем. В их историях Рэйвен часто подвергается наказанию или должен быть свидетелем страданий людей, о которых он заботится, в результате его обмана. [ 35 ] : 4
В квилетской истории Даски [ 36 ] : 255
В первом рассказе «Квити» говорится: «В заливе Неа он научил их ловить рыбу, как это делают все люди. Он пересек весь мир». который сравнивают с тлинкитской историей «Ворон учит людей их образу жизни». [ 36 ] : 252
Опять же в истории «Квити и волки»: «Наконец, когда волки почти поймали его, Квити помочился и образовал озеро Озетта». который сравнивают с «Ворон создает реки». [ 36 ] : 254
Но в одной истории Рэйвен и Квити встречаются, и Квид развлекает Рейвен. [ 36 ] : 259–260
Салишан
[ редактировать ]Кер-д'Ален
[ редактировать ]Кер д'Ален живут в деревнях вдоль рек Кер-д'Ален , Сент-Джо , Кларк-Форк и Спокан ; а также участки на берегах озера Кер-д'Ален , озера Пенд-Орей и озера Хейден , на территории нынешнего северного Айдахо , восточного Вашингтона и западной Монтаны .
- «Кружась ворон и иезуиты» [ 38 ] : 287
Сквомиш
[ редактировать ]Сквомиш . считает Ворона символом Творца и даже по сей день является предметом проповедей [ 39 ]
- «Ворон: Храбрый воин» [ 40 ]
- «Ворон делает предложение, и его принимают»
- «Ворон и рыба тают»
- «Норка, ворон и морские яйца»
Шишал
[ редактировать ]Истории из Шишала или Шелта включают:
- «Тюлень и ворон» [ 38 ] : 200
Тлинкиты
[ редактировать ]
Территория тлинкитов находится на юго-востоке Аляски. [ 41 ] Большая часть их территории находится на территории современной Канады.
У тлинкитов есть много названий ворона, самое распространенное — Йейль. Другие имена — Йеил Тлеэтли, гюнейт, гидзаноокс и йилк. Мифологическое происхождение его имени состоит в том, что его дала ему женщина-прилив. Этимологическое родство в тлинкитском языке связано с глаголом «Yéil», который обозначает обман, ложь и мимикрию.
В тлинкитской культуре можно идентифицировать два разных персонажа-ворона, хотя они не всегда четко различаются. Один из них — ворон-творец, ответственный за создание мира и которого иногда считают человеком, принесшим свет во тьму. Другой — детский ворон, всегда эгоистичный, хитрый, коварный и голодный. Когда Великий Дух создавал все вещи, он хранил их отдельно и в кедровых ящиках. Великий Дух подарил эти коробочки животным, существовавшим до человека. Когда животные открыли коробки, возникло все, что составляет мир. В ящиках хранились такие вещи, как горы, огонь, вода, ветер и семена для всех растений. Одна такая шкатулка, которую подарили Чайке , содержала в себе весь свет мира. Чайка возжелал свой ящик и отказался его открывать, зажав под крылом. Весь народ просил Ворона уговорить Чайку открыть его и выпустить свет. Несмотря на просьбы, требования, лесть и попытки обманом заставить его открыть коробку, Чайка все же отказался. Ворон рассердился и расстроился и вонзил занозу в ногу Чайке. Рейвен вонзила шип глубже, пока из-за боли Чайка не уронила коробку. Затем из коробки вышли солнце, луна и звезды, которые принесли свет в мир и позволили начаться первому дню. [ 42 ]
Кража воды
[ редактировать ]Рэйвен продолжала использовать такие уловки, чтобы приносить воду и штамповать людей, животных и другие объекты в мире с определенными характеристиками. [ 43 ] Рассказывают множество версий кражи воды Рэйвен, но все они сосредоточены на обмане Рэйвен против владельца воды. В одной из версий Рэйвен заставляет своего владельца поверить в то, что он испачкал свою постель во сне, и угрожает опозорить его, если он не поделится своей водой с Рэйвен. По другой версии, Рэйвен кладет пепел себе на язык, чтобы заставить владельца поверить в то, что его сильная жажда не утолена. Вместо того, чтобы пить воду, Рэйвен собирает ее в мочевой пузырь тюленя, спрятанный под одеждой, и убегает со всей ею. [ 44 ]
Цимшиан
[ редактировать ]У цимшианцев Ворон был известен как Чамсем, или Ганхада , или Умный, и его сопровождал брат по имени Лагабула, или Ленивый. [ 45 ]
Эти двое родились на зарослях водорослей и были усыновлены женой вождя и волшебным существом из района гавани принца Руперта . Во времена их рождения еще не существовало таких вещей, как дневной свет; только сумерки. Некоторые записи противоречат этому, утверждая, что они были выходцами из Гиспакслоата, рожденными от вождя Гиспакслоата, который женился на прекрасной принцессе. [ 46 ] : 86
В ходе своих путешествий они побывали на горе в истоке реки Насс . Чамсем, который мог превращаться во что угодно и часто принимал облик человека или птицы, превратился в сосновую иголку и был съеден дочерью Вождя, охранявшего дневной свет. Затем она родила его еще младенцем, и ребенок постоянно плакал, играя при дневном свете. Как только его передали малышу в виде игривого мячика, он снова превратился в Ворона и улетел с ним. При дневном свете он вернулся вверх по реке Насс и выпустил ее; немедленно осветив реку и позволив ей распространиться по всему миру. [ 47 ] : 1
Самым выдающимся культурным героем многих коренных народов северо-запада Тихого океана является Рэйвен. Существует множество широко распространенных историй, в которых основное внимание уделяется мифу о Вороне и его приключениях, направленных на удовлетворение его ненасытного желания получить все, что он хочет. Сюжет большинства сказок о Вороне рассказывает о том, как Ворон может использовать силу или обман, чтобы получить или побудить кого-то отказаться от желаемого объекта. На протяжении своих многочисленных рассказов Рэйвен заявляет о дневном свете, воде, огне, океанских волнах, олахене, лососе, почве и даже погоде. [ 48 ] : 618
С помощью сказок о Вороне люди могут объяснить, почему их окружающая среда была такой, какой она была, связывая Ворона или его товарищей как причину того, почему в мире происходят различные вещи.
Некоторые истории рассказывают о создании опасных животных, которые превращались из неодушевленных предметов (№ 61. стр. 572), другие предполагают, что люди, животные и предметы могли превращаться в камень (№ 89-93). В то время как другие истории предполагают, как имена были присвоены важным достопримечательностям и как возникли важные географические объекты.
Есть смутное упоминание о том, что Ворон был предком клана Воронов , но других прямых ссылок между Вороном и происхождением индийского народа нет. [ 48 ] : 619
- «Начало» [ 49 ]
- «Кража света»
- «Ворон становится прожорливым» [ 6 ] : 19 [ 50 ]
- Происхождение имени Ча'мсем [ 48 ] : 58
- Происхождение дневного света [ 48 ] : 60
- Камень и Бузина Буш [ 48 ] : 62
- Происхождение огня [ 48 ] : 63
- Txa'msem использует сухожилия синицы [ 48 ] : 63
- Происхождение приливов [ 48 ] : 64
- Гигантские азартные игры с Чайкой [ 48 ] : 65
- Гигант получает олахен [ 48 ]
- Великан учится готовить олачен [ 48 ] : 66
- Великан и чайки [ 48 ] : 66
- Ча'мсем и стальной лосось [ 48 ] : 67
- Чаамсем и Лагобола [ 48 ] : 68
- Ча'мсем и краб [ 48 ] : 70
- Происхождение бычка [ 48 ] : 71
- Ча'мсем отпугивает владельцев кита [ 48 ] : 71
- Ча'мсем находит красивое одеяло [ 48 ] : 72
- Ча'мсем и его раб [ 48 ] : 73
- Ча'мсем убивает своего раба [ 48 ] : 74
- Рыбаки отламывают Чаамсему челюсть [ 48 ] : 74
- Ча'мсем и Охотник [ 48 ] : 75
- Ча'мсем и дети [ 48 ] : 75
- Ча'мсем и женщина-лосось [ 48 ] : 76
- Ча'мсем ведет войну с южным ветром [ 48 ] : 79
- Txa'msem заставляет девушку болеть, а затем вылечивает ее [ 48 ] : 81
- Ча'мсем делает вид, что строит каноэ. [ 48 ] : 84
- Спасибо, шеф Эхо. [ 48 ] : 85
- Ткса'мсем убивает Маленького Питча [ 48 ] : 86
- Ткса'мсем убивает Медведя Гризли [ 48 ] : 87
- Ча'мсем убивает Оленя [ 48 ] : 88
- Тха'мсем имитирует Главного Печатника [ 48 ] : 90
- Тха'мсем подражает главному зимородку [ 48 ] : 91
- Ча'мсем имитирует молочницу [ 48 ] : 91
- Ча'мсем и Баклан [ 48 ] : 92
- Ча'мсем возвращается в состав Волков [ 48 ] : 94
- Ткса'мсем приглашает монстров [ 48 ] : 100
- Дальнейшая история Чаамсема [ 48 ] : 100
- Ткса'мсем приглашает монстров [ 48 ] : 100
- Дальнейшая история Чаамсема [ 48 ] : 100
- Ворон достает пресную воду [ 48 ] : 651
- Ворон рисует птиц [ 48 ] : 664
- Ворон вырезает лосося из разных пород дерева [ 48 ] : 666
- Рэйвен выходит замуж за мертвого близнеца [ 48 ] : 667
- Ворон похищает дочь вождя лосося [ 48 ] : 671
- Ворон получает почву [ 48 ] : 674
- Почему Ворона и Ворон черные [ 48 ] : 677
- Ворон и Орел ловят красную и черную треску. [ 48 ] : 692
- Ворон женится на женщине-волосе-тюлене [ 48 ] : 702
- Ворон крадет икру лосося [ 48 ] : 705
- Рэйвен крадет ягоды своей сестры [ 48 ] : 705
- У Ворона вырван желудок [ 48 ] : 706
- Ворон убивает тюленей [ 48 ] : 706
- Рейвен притворяется мертвой [ 48 ] : 706
- Рэйвен обжигает пах своей сестре [ 48 ] : 707
- Ворон покидает Мастера-Рыбака на одиноком острове. [ 48 ] : 710
- Война с Тандербердом [ 48 ] : 711
- Рен убивает Медведя [ 48 ] : 718
- Рэйвен отрывает руку вождю [ 48 ] : 719
- Ворон брошен на произвол судьбы [ 48 ] : 720
Зуни
[ редактировать ]
Ворон не является традиционным фетишем зуни , но он вместе с ара играет определенную роль в истории миграции зуни и часто вырезается в их произведениях искусства, обычно из черного мрамора , но не исключительно.
Зуни считают Ворона шутником, но без отрицательных качеств, которые они связывают с койотом . Величайшими чертами Ворона являются его способность помогать людям преодолевать их неудачи, мягко напоминая, что все, с чем у людей хватает смелости столкнуться лицом к лицу, у них также есть сила преобразовать. [ 51 ]
Современные адаптации
[ редактировать ]Было выпущено множество детских книг и книжек с картинками, в которых рассказывается о традиционных сказках Ворона. Эти новые версии подверглись критике за то, что они изображают гораздо «более милого» Ворона, в котором мало что осталось от оригинального жадного обманщика . В некоторых историях Рэйвен действует на благо людей, а не для себя. В других рассказах Рэйвен отказывается применять силу, а сексуальные темы вырезаны. В некоторых случаях обман заменяет магию. Эти новые сказки также написаны в соответствии с традициями западной, а не индейской литературы, тем самым передавая идею о том, что способности или стиль местных рассказчиков хуже. [ 53 ]
В 2004 году Смитсоновский институт спонсировал Криса Кинца для разработки серии получасовых анимационных телевизионных программ, ориентированных на школьников, как развлекательного способа обучения детей фольклору аборигенов. Шоу «Вороньи истории» было спродюсировано канадской студией New Machine Studios совместно с продюсером Винадзи Джеймсом и транслировалось в течение двух сезонов, в общей сложности состоящих из 26 серий. [ 54 ] [ 55 ]
В 2010 году Мэтт Дембики выпустил антологический графический роман с историями о трикстерах, стараясь сохранить культурную целостность историй с помощью 21 рассказчика из числа коренных американцев, которые работали напрямую с несколькими графическими дизайнерами. [ 56 ]
См. также
[ редактировать ]- Коренные народы Канады
- Рассказы коренных жителей Аляски
- Культурные изображения воронов
- История западного побережья Северной Америки
- Искусство Северо-Западного побережья
- Ворон – немецкая сказка, собранная братьями Гримм.
- Семь воронов — немецкая сказка, собранная братьями Гримм.
- Громовая птица (мифология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гизе, Паула (1996). «Кому принадлежат истории — письмо Элдрбарри» . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Боас, Франц (октябрь – декабрь 1914 г.). «Мифология и народные сказки североамериканских индейцев». Журнал американского фольклора . 27 (106): 374–410. дои : 10.2307/534740 . JSTOR 534740 .
- ^ Койпер, Кэтлин (2011). Индейская культура . Издательская группа Розен. п. 58. ИСБН 978-1615301386 .
- ^ Никкс (27 ноября 2000 г.). «Как ворон стал черным» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Годдард, Плиний Эрл (1909). «Тексты Като» . 8 (3): 184 . Проверено 24 августа 2012 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Стит (1929). «1 мифологические истории» (PDF) . Сказки североамериканских индейцев (3-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0253200914 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2015 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ редактор Уильям К. Стертевант, генерал (1978). Справочник североамериканских индейцев . Вашингтон: Смитсоновский институт. п. 463. ИСБН 9780160045783 . Проверено 3 сентября 2014 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Тейт, Джеймс А. (1920). Боас, Франц (ред.). «Сказки Талтана». Журнал американского фольклора . 32 (124): 198–250. дои : 10.2307/534980 . JSTOR 534980 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Цикл Ворона» . Антология САМС . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Легенды коренных американцев (AB)» . Первые люди, Легенды . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Атабаскские сказки Ворона» . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Скиннер, Келли; Брилл, Лора. «Взгляды инуитов на природу» (PDF) . Университет Святого Лаврентия.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б с «История о вороне» . Рэйвен Эко Венчурс . 2004. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Легенды коренных американцев (DH)» . Первые люди, Легенды . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «Ворон и его бабушка» . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ «Легенды Юпика» . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Кэролайн, Кенни (июнь 1994 г.). Связи: интеграция нашей работы и игры (DOC) (основная презентация). Наше наследие: работа и игра. Том. 4. Ежегодная конференция Американской ассоциации музыкальной терапии . Проверено 4 сентября 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Свитко, Даррен А.; Росадо, Джессика А. «Создание Ворона» . Прези Инк. Проверено 8 сентября 2014 г.
- ^ Кларк, Элла Э.: Индийские легенды Тихоокеанского Северо-Запада , Калифорнийский университет Press , 1953.
- ^ «Легенды коренных американцев» (PDF) . Лесная служба США, США: 3.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Первые нации в Британской Колумбии: исследование культурной преемственности и перемен» (PDF) . Образовательная программа (с 8 по 12 классы). UBC: Музей антропологии. 2003: 8 . Проверено 5 сентября 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Ортис, выбранный и отредактированный Ричардом Эрдосом и Альфонсо (1985). Мифы и легенды американских индейцев (PDF) ([2-е издание]. Ред.). Нью-Йорк: Pantheon Books/Random House. ISBN 978-0-394-74018-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б «Хейлцук/Белла Белла Легенды, мифы и истории» . 1998 год . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Крибли, Байрон. «Конспекты лекций по репродуктивной физиологии» (PDF) . Бьюкенен, Мичиган, 49107: Средняя школа Бьюкенена: 310. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2014 года . Проверено 2 сентября 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) CS1 maint: расположение ( ссылка ) - ^ Кребер, А.Л. (1919). «География» (PDF) . Справочник индейцев Калифорнии ([Начдр.] ред.). Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486233680 . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Харт, Мерриам С. (1910). «Рассвет мира» . Издательство Университета Небраски. ОСЛК 2581152 . Проверено 30 августа 2007 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Делория, рассказанная Джозефом Бручаком; предисловие Вайна; Фадден-младший; иллюстрации Джона Кахионеса; Фадден, Дэвид Каниетакрон (1992). Истории о животных коренных американцев . Голден, Колорадо: Паб Fulcrum. ISBN 9781555911270 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Скиннер, Алансон (апрель – июнь 1914 г.). «Культурные позиции равнинных оджибвеев». Американский антрополог . Новая серия. 16 (2): 314–318. дои : 10.1525/aa.1914.16.2.02a00090 . JSTOR 659613 .
- ^ Скиннер, Алансон (1920). Боас, Франц (ред.). «Сказки равнинных оджибва». Журнал американского фольклора . 32 (124): 280–305. дои : 10.2307/534982 . JSTOR 534982 .
- ^ «Человек и вороны» . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Уайт, Чарльз Филлип (15 августа 1995 г.). «Человек и вороны» . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Джон (26 ноября 2011 г.). «Татуировка ворона на правой ноге» . Архивировано из оригинала 10 сентября 2014 года . Проверено 8 сентября 2014 г.
В истории о воронах из региона Пьюджет-Саунд описывается, что «Ворон» изначально жил в стране духов (буквально птичьей земли).
- ^ «Вороньи истории» (PDF) . Манси, Индиана: Государственный университет Болла. Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джадсон, Кэтрин Берри (1912). Мифы и легенды Калифорнии и Старого Юго-Запада (TXT) (2-е изд.). Чикаго: AC McClurg & Co. Проверено 5 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудрафф-старший, Фред. Дженсен, Вики; Пауэлл, Джей (ред.). «Вороньи сказки: традиционные квилетские истории о Баяке-обманщике» (PDF) . Класс Квилет-Ривер . Ла Пуш, Вашингтон: Школа племени квилетов нации квилетов. Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фарранд, Ливингстон; Майер, Тереза (1920). Боас, Франц (ред.). «Журнал американского фольклора». Журнал американского фольклора . 32 (124): 251. дои : 10.2307/534981 . JSTOR 534981 .
- ^ Ортис, выбранный и отредактированный Ричардом Эрдосом и Альфонсо (1998). Сказки о трикстерах американских индейцев . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-670-87829-1 . Проверено 5 сентября 2014 г.
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б Томпсон под редакцией М. Терри; Эгесдал, Стивен М. (2008). Салишские мифы и легенды: истории одного народа (PDF) . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 9780803210899 . Проверено 5 сентября 2014 г.
{{cite book}}
:|first1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Бог за чертой» (PDF) . Объединенная церковь Сквомиш. 28 июля 2013 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 5 сентября 2014 года . Проверено 5 сентября 2014 г.
(2-й абзац) Почему бы не думать о Святом Духе как о легендарном Вороне, Обманщике, который всегда удивляет нас, переворачивает вещи с ног на голову, помогает нам увидеть по-новому. ..(Последний абзац, страница 1) это побудило мою домашнюю общину... изобразить Дух в виде большой синей цапли.
- ^ «Легенды коренных американцев (ПС)» . Первые люди, Легенды . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ «История Ворона» . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Суонтон, Джон (1909). «Тлинкитские мифы и тексты» (PDF) . Смитсоновский институт. Бюро американской этнологии . Бюллетень (39) . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ Лиминг, Дэвид А. (2009). «Мифы о сотворении мира: энциклопедия» (PDF) . Мифы о сотворении мира (2-е изд.). Издательская группа Гринвуд. стр. 260, 343. ISBN. 978-1-59884-174-9 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
- ^ «Вестник» . Бюро американской этнологии. п. 72. Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года . Проверено 3 сентября 2014 г.
Эммонс также опубликовал петроглифы в Лисянском заливе острова Бараноф, где тотемические гребни организованы, чтобы проиллюстрировать миф Ворона о краже воды.
- ^ Тернер, Нэнси Дж. (2014). Древние пути, знания предков: этноботаника и экологическая мудрость коренных народов северо-запада Северной Америки . McGill-Queen's Press - MQUP. стр. 256, 259, 263, 273–278, 286, 288. ISBN. 9780773585409 .
- ^ Аявкс (наследственный закон Цмсиен): Сила трансформации (PDF) (доктор философии). Университет Виктории. 1993.
- ^ Барбо, Мариус; Бейнон, Уильям (1987). Коув, Джон Дж.; Макдональд, Джордж Ф. (ред.). Цимшианские повествования . Оттава: Управление Канадского музея цивилизации. ISBN 978-0660107615 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб Боас, Франц; Тейт, Генри В. (1916). «Цимшианская мифология» . Годовой отчет Бюро американской этнологии (1). Бюро американской этнологии Смитсоновского института . Проверено 3 сентября 2014 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ МакЭнти, пересказанный Фрэн Мартин; фотографии Дороти (1975). Ворон, который все исправляет: Индийские сказки северо-западного побережья (Пересмотренная редакция, со всеми новыми иллюстрациями, Девяти сказок о вороне. Ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 978-0060240714 . Проверено 1 сентября 2014 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Боас, Франц (1902). Цимшианские тексты . Вашингтон: Правительство. распечатать. выключенный. ISBN 978-1141405503 .
- ^ Риггс, Дарлин Мидер (2006). «Значения фетиша зуни» . История фетиша Зуни.
- ^ «Легенды коренных американцев (ВЗ)» . Первые люди, Легенды . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Сингер, Элиот А. «Факелор, мультикультурализм и этика детской литературы» .
- ^ «Отмеченный наградами мультсериал» . RavenTales (Альберта) Лтд. 2004 г. Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ «Справочник по эпизодам «Вороньих сказок» . Смитсоновский канал . SNI/SI Networks LLC. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 1 сентября 2014 г.
- ^ Хиггинс, Джим. « 'Сказки-обманщики': Гладстон, команда индийских рассказчиков и художников» . Милуоки Журнал Страж . Проверено 1 сентября 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грин, Диана Шесни; Пол, Луиза; Малькольм, Элиза (1988). Сказки о воронах и знахарях: сказки из Орлиной деревни . Eagle Village: издатель не указан. ОСЛК 18392019 .
- Гудчайлд, Питер (1991). Сказки о воронах . Чикаго: Chicago Review Press. ISBN 9781556521010 . ОСЛК 22907395 .
- Ляпунова, Р.Г. (1987). «Ворон в фольклоре и мифологии алеутов». В: Советская антропология и археология , 26:1, 3-20. два : 10.2753/AAE1061-195926013 .
- Мелетинский, Елизар М. «Эпос о вороне среди палеоазиатов: отношения между Северной Азией и Северо-Западной Америкой в фольклоре». В: Диоген 28 (110): 98–133 (1980). DOI: 10.1177/039219218002811006
- Рид, Билл ; Брингхерст, Роберт (1996). Ворон крадет свет: Индейские сказки . Бостон: Шамбала. ISBN 9781570621734 . ОСЛК 32819116 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Журнал сюрреализма и Америки, том 6, № 1, страницы 39–60 «Что заставляет индейцев смеяться» Клаудия Меш, Университет штата Аризона
- Список индийских сказок по регионам
- Билл Рид, рассказчик: «Ворон крадет свет»
- Карта северо-западных региональных территорий Индии
- Вороны в индейской мифологии на IMDb
- (на немецком языке) Изабель Будке: Путешествие ворона. Миф о сотворении мира, 1996 г.
- Божества Ворона
- Птицы в мифологии
- Мифы о сотворении мира
- Боги-создатели
- Культура Тихоокеанского Северо-Запада
- Культура коренных народов в Канаде
- Фольклорные персонажи
- Мифология хайда
- Коренные народы Северо-Западного плато
- Коренные народы Тихоокеанского Северо-Запада
- Литературные архетипы
- Мифологии коренных народов Северной Америки
- Индейская литература
- Религия коренных американцев
- Индейские темы
- Североамериканский фольклор
- Североамериканская мифология
- Талтан
- Боги-обманщики
- Цимшианская мифология
- Легендарные вороны
- Тлинкитская мифология