История Мауи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2010 г. ) |

Остров Мауи , относительно центральное расположение, сыграл ключевую роль в истории Гавайских островов .
Легенда
[ редактировать ]Согласно легендам, герой Мауи жил в Кауики, через залив от Ханы . острова он поймал Гавайские Во время рыбалки своим волшебным рыболовным крючком, но не смог собрать их все вместе, когда его братья перестали грести на каноэ, на котором они путешествовали, поэтому острова остались разбросанными друг от друга. Позже бабушка убедила Мауи замедлить восход солнца, чтобы она могла вырастить больше еды и высушить свою ткань тапа . Мауи согласился помочь, поэтому он встал на вершину горы Халеакала , заарканил ножки солнечных лучей и сломал их одну за другой, угрожая убить его, если он не сбавит скорость. Солнце обязано.
Легенды Мауи включают в себя магические деяния Менехуне . Ученые расходятся во мнениях относительно происхождения историй о Менехуне. Одна из теорий состоит в том, что эти истории были заимствованы из историй о европейских домовых и пикси, рассказанных моряками или поселенцами. Другая теория состоит в том, что менехуне на самом деле были потомками первых поселенцев Гавайев с Маркизских островов, которых вытеснили в лес пришельцы с Таити. Таитянское слово «манахуне» относится к работникам низшего класса, выполнявшим самую черную работу, которую, согласно теории, были вынуждены выполнять первоначальные поселенцы второго сорта. Со временем о Менехуне стали легенды, и им были даны магические силы, позволяющие помогать беспомощным и наказывать за злые действия. Третье возможное объяснение состоит в том, что Менехуне позже были нетаитянскими иммигрантами, которым не разрешалось жить или вступать в брак с потомками таитян.
Раннее заселение
[ редактировать ]Полинезийцы заселили остров Мауи как минимум тремя постепенными волнами; самые ранние, возможно, с Маркизских островов где-то до 450 г. н.э., затем другие с Маркизских островов около 450 г. н.э. и, наконец, поселенцы с Таити из 700 г. н.э. Прибывшие с Таити представили основные элементы традиционной гавайской культуры: язык, экономическую деятельность, наследственную классовую систему, землевладение, религию и обычаи, такие как строгая система капу , которая затрагивала все аспекты жизни. Гавайская устная традиция перечисляет непрерывную цепь из двадцати пяти правителей ( Мои Мауи ), начиная с Паумакуа, первого Али Нуи Мауи.
) на острове Мауи Самые старые известные храмовые ограждения ( хейаус находятся в Халекии и Пихане примерно в 1200 году. Согласно легенде, эти сооружения были построены Менехуне за одну ночь из камней на пляже Паукукало. Скорее всего, они начинались как небольшие структуры и расширялись по мере роста престижа Вайлуку. Считалось, что последние дополнения были сделаны королем Кахекили . Пихана, также называемая Пиханакилани и Пиихана, представляла собой луакини , где приносились человеческие жертвоприношения. По сообщениям посторонних, жертвами чаще всего были нарушители капу или военные пленники.
Вождества
[ редактировать ]До 15 века Мауи состоял из трех вождеств: Вайлуку, Леле (Лахайна) и Хана. В конце концов весь Западный Мауи был объединен в Вайлуку, а Хана осталась независимым вождем. Западный Мауи и Восточный Мауи окончательно объединились примерно в 1550 году, когда король Пиилани женился на дочери Хоолае, шестого Али Нуи из Ханы. С этого времени и до завоевания Мауи управляла единая королевская семья (гавайский: алии). Пиилани и его преемники были известны последовавшим за этим миром и процветанием. Они построили шоссе, опоясавшее остров вдоль его побережья; остатки которых существуют до сих пор. Они также построили самый большой храм на острове и на Гавайях. Сегодня он называется Пииланихале и построен на месте более старого храма, построенного примерно в 1294 году. Его высота составляет около 40 футов (12 м), а длина - 300 футов (91 м). Другие хейау были построены в Оловалу и Вайанапанапе.
Хэйау и другие структуры
[ редактировать ]Многие древние постройки на Мауи упоминаются в легендах, но больше не сохранились. В Хане был форт Кауики-Хед, который был ареной нескольких сражений между вождествами на Мауи или вторжений с Гавайев. Последняя битва произошла, когда король Кахекили отбил набег гавайцев в 1780-х годах. На небольшом острове на вершине мыса Кауики король Ханы Уми воздвиг огромную статую Кавалакии , чтобы отпугнуть потенциальных захватчиков. Считалось, что камень Хауола в гавани Лахайны обладает целебными свойствами; оно все еще здесь. Обширные археологические исследования были проведены в Кахикинуи на юго-восточном побережье Мауи. Было обнаружено несколько хейау, а также деревни и поля. В Хэйау в районе Вайлуку входят: Кеахуку, Олокуа, Олопия, Малена, Похакуокахи, Лелемако, Кавеловело, Каулупала, Паламнаихики и Олоолокалани. было как минимум три дополнительных хейау Между гаванью Кахулуи и Вайлуку ) есть частично обрушившийся хейау . В Кеонео'ио ( залив Лаперуз . В нескольких частях острова были установлены небольшие святыни, обычно это одиночные или скопленные стоячие камни, где рыбаки могли молиться и приносить подношения. До сих пор сохранились «навесы» для каноэ с редкими стенками. Полуостров Кеанаэ Система полей Таро — это доисторическая система полей, которая используется до сих пор.

На Мауи есть несколько мест с петроглифами , которые по-разному интерпретируются как путешествия предков, исторические события и религиозные истории. Одно из лучших сохранившихся мест находится на скалах над Оловалу . Рядом с Маалеа находилась обширная панель, которую разрушил застройщик. В Каупо есть небольшие «следы» в потоке лавы, которые, как говорят, являются отпечатками Менехуне. В районе Кулы есть несколько участков на частной земле. Некоторые есть и в Нуу. Вандализм на этих объектах привел к их закрытию или ограничению доступа для владельцев разрешений.
Землевладение
[ редактировать ]
Гавайцы разработали сложную и эффективную систему землевладения. Остров Мауи был разделен на двенадцать районов (гавайский: моку). вместе с Ланаи, Молокаи и Кахоолаве составляли свои собственные округа или были разделены на множество других округов. Каждым районом с давних времен управляла семья, а затем семья вождя. Каждое моку было разделено на множество общинных единиц (гавайский: ахупуаа ), которые тянулись от вершины горы до океана примерно треугольной формы, которыми управляли вожди. Границами были природные объекты, такие как ручьи, обнажения скал или лес. Каждая общинная единица была разделена на расширенные семейные единицы (гавайский: ili), которые также простирались от гор до океана, поэтому каждая семья имела доступ к горным лесам, возвышенностям, прибрежным равнинам для ведения сельского хозяйства и океану.
В каждом районе было убежище (гавайский: пуухонуа), где можно было избежать мести или наказания. Святилище Мауи находилось в Кукуипуке на западной стороне Мауи, недалеко от Вайхе. Сбежав туда, возместив ущерб и выждав некоторое время, преступник мог вернуться домой. Во время войны женщины, дети и старики могли попасть туда и не пострадать.
Кубок общества
[ редактировать ]Социальная система называлась системой капу . Согласно легенде, эта система была привезена на острова с Таити священником Паао , возможно, еще в 1300 году. Система капу коренится в классовой системе и религиозной практике. Люди рождались в одном из четырех рангов. Наверху находились алии . Следующими были кахуна , люди жреческого ранга, которые проводили религиозные ритуальные церемонии, служили духовными наставниками и целителями. Третий ранг составляли макаайна , простолюдины, которые работали на фермах, строили каноэ, собирали дрова, ловили рыбу и выполняли работу. Четвертый ранг, каува , или изгои, находился вне системы и жил вне сообщества, во многом подобно «неприкасаемым» в традиционном индуистском обществе.
Существовало три основных типа капу (правил): фиксированное капу, гибкое капу и временное капу. Примерами фиксированного капу были полное разделение мужчин и женщин во время еды и то, что менструирующие женщины должны были жить вне дома. Другие фиксированные капу относились к али, которые отличали их от простолюдинов и поддерживали их статус в обществе с небольшим количеством материальных благ. Гибкая капу могла быть изменена местным вождем. Например, определенные виды рыбы нельзя было ловить в определенное время года. Временные капу применялись на несколько дней. Например, после похорон какое-то время никто не мог ловить рыбу. Целью было поддержание порядка в обществе. Капу также сохраняет окружающую среду, защищая растения и дикую природу от чрезмерного использования. Результатом системы капу было сохранение маны или священности всей окружающей среды, что привело бы к миру, гармонии и стабильности. Взломщики Капу нарушили работу маны и поставили под угрозу все сообщество.
Объединение островов
[ редактировать ]Камеамеа I (гавайское произношение: [kəmehəˈmɛhə]; ок. 1758 - 8 мая 1819), также известный как Камеамеа Великий, завоевал Гавайские острова и официально основал Королевство Гавайи в 1810 году. Развивая союзы с основными тихоокеанскими колониальными державами. Камеамеа сохранил независимость Гавайев под своим правлением. Камехамеху помнят по многим причинам, одна из которых — Канавай Мамалахо , «Закон расколотого весла», который защищает права человека некомбатантов во время битвы.
Ранние европейские встречи
[ редактировать ]Потерпевшие кораблекрушение
[ редактировать ]Устная традиция указывает, что потерпевшие кораблекрушение, скорее всего испанцы , потерпели кораблекрушение на островах где-то между 1521 и 1530 годами. Версии этой истории можно найти на Гавайях, Кауаи и Мауи. В версии Мауи несколько белых мужчин и женщина потерпели кораблекрушение во время правления короля Какааланео в Киви недалеко от Вайхи. Гавайское имя капитана было Куканалоа. Мужчины женились, создавали семьи и становились предками некоторых вождей.
Испанские корабли регулярно курсировали между Азией и Мексикой или Южной Америкой. Анализ документов, в которых утверждается «открытие» Гавайев Мануэлем Гаэтаном в 1555 году, показывает, что все острова, которые он отметил в своем журнале, находились слишком далеко на востоке, чтобы быть какими-либо из главных островов Гавайев.
Капитан Кук
[ редактировать ]26 ноября 1778 года капитан Джеймс Кук стал первым европейским исследователем, увидевшим Мауи. Кук ни разу не ступил на остров, потому что не смог найти подходящей пристани. Первым европейцем, посетившим Мауи, был французский адмирал Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз , который высадился на берегу того места, которое сейчас известно как залив Лаперуз , 29 мая 1786 года.
Саймон и Томас Меткалф
[ редактировать ]В 1790 году американский морской торговец мехом поставил Саймон Меткалф на якорь свой корабль « Элеонора» к югу от Лахаины . Ночью гавайец по имени Каопуики и несколько сообщников убили охранника, отрезали корабельный катер и выбросили его на берег. люди из деревни Оловалу На следующее утро, когда инцидент был обнаружен, капитан Меткалф выстрелил из пушки по ближайшей деревне и похитил нескольких гавайцев, которые сказали ему, что за это несут ответственность . Меткалф переправил свой корабль в Оловалу только для того, чтобы на три дня обнаружить деревню под капу, пока местный вождь праздновал семейное событие. По прошествии трех дней каноэ из Оловалу устремились к кораблю Меткалфа, чтобы торговать. мирные намерения, развернул каноэ в сторону берега своего корабля, а затем приказал произвести залп Меткалф, симулируя и выстрел в упор, в результате чего суда разлетелись на куски. Около ста гавайцев были убиты и несколько сотен ранены. [ 1 ]
Затем Меткалф отплыл на Гавайи и в заливе Килакекуа начал, как казалось, дружеское общение с туземцами. Примерно в то же время сын Меткалфа, Томас Хамфри Меткалф , прибыл на Гавайские острова, в залив Кавайхэ , под командованием небольшой шхуны Fair American , принадлежавшей его отцу. Его рейс на Гавайские острова был отложен из-за того, что « Фэйр Американ» и его команда были захвачены испанским флотом во время кризиса в Нутка . Судно младшего Меткалфа было захвачено вождем Камеямоку , которого ранее в том же году оскорбил и избил Саймон Меткалф. Камеэямоку поклялся отомстить любому кораблю, который в следующий раз встретится на его пути, и случайно этим кораблем оказался « Справедливый Американец» . Томас Меткалф и весь экипаж были убиты, за исключением Исаака Дэвиса , которого Камеямоку отправил в плен в Камеамеху вместе с ружьями и пушками, отобранными у « Справедливого американца» . Другой американец с корабля Саймона Меткалфа, Джон Янг , также был схвачен, чтобы не дать Меткалфу узнать об убийстве его сына. Два американца, Янг и Дэвис, командовали пушками в кровавом бою. битва за Японию .

Торговля с Европой и Китаем
[ редактировать ]Сандал
[ редактировать ]Первые торговые встречи с европейцами произошли у независимых бизнесменов на кораблях, торгующих товарами с Китаем. У гавайцев было мало средств для покупки товаров, кроме продуктов питания и домашнего скота, пока торговцы не нашли гавайские сандаловые деревья, которые ценились в Китае как благовония. Король Камеамеа жестко контролировал контакты с иностранцами и в 1805 году централизовал торговлю сандалом под своим личным контролем. Однако ресурсы были ограничены, и к 1830-м годам сандалового дерева стало настолько мало, что вырубка леса прекратилась.
Китобойный промысел
[ редактировать ]Китобойные суда курсировали по Тихому океану вдоль побережья Перу и Японии еще в 1818 году. Гавайи находились прямо между ними. Лахайна и Гонолулу стали основными тихоокеанскими портами для китобойного флота северной части Тихого океана. Поскольку в Лахайне не было настоящей гавани, корабли бросали якорь на дорогах Лахайны у юго-западного побережья Мауи для ухода на берег . К 1824 году Лахайну посещало более 100 кораблей в год. Будучи столицей Гавайев, он быстро привлек предприимчивых иммигрантов, которые открыли таверны , бордели , гостиницы и магазины. Гавайцы гребли к кораблям, чтобы торговать свежими фруктами и производить безделушки, такие как бусы, зеркала, металлические инструменты и ткани. В период своего расцвета в 1850-х годах Лахайну посещало более 400 китобойных судов в год.
Китобойные суда, как правило, оставались здесь на несколько недель, а не дней, что объясняет жалобы на пьянство и проституцию в городе в то время. В конце XIX века китобойный промысел резко сократился, поскольку керосин и электричество заменили китовый жир для освещения.
Гавайцы также начали выращивать многие виды сельскохозяйственных культур, которые были завезены на острова: кофе, картофель, сахарный тростник , из которого можно было перегонять ром, ананасы и рис. Моряки знакомились с искусством татуировки.
Разрушение традиционной жизни
[ редактировать ]Внедрение чужаков положило начало эрозии классовой, капу и религиозной систем. Еще до прихода христианских миссионеров система была ослаблена десятилетиями гражданской войны между вождями островов, иностранными жителями, которые не вписывались в систему, а также внедрением новых идей об обществе, религии и правительстве. Система капу, человеческие жертвоприношения и кастовая система на островах потрясли европейских посетителей, которые осудили всю культуру. Правители Мауи находились под влиянием посетителей, а религиозная и социальная система еще больше ослабла. В конечном итоге сами али положили конец капу и традиционной религии. Они не могли предвидеть, что тем самым ослабят основы своей власти.
европейцев Гавайцы были подвержены инфекционным заболеваниям , включая кишечные , вирусные и венерические инфекции. Серия эпидемий , унесшая жизни до 95% жителей, разрушив социальную и культурную ткань традиционной гавайской жизни.
Новая религия
[ редактировать ]Когда Камеамеа I умер в 1819 году, королева Каахуману объявила себя соправительницей его сына Камехамеха II . Она бросила вызов многим условностям гавайского общества, положив конец системе капу. Хэйау были разрушены, изображения сожжены или разбиты, а священники изгнаны. Это привело в замешательство религиозную жизнь гавайцев. Через два года появились первые христианские миссионеры , а гавайцы потеряли доверие к своей традиционной религии и социальной системе.
Ранние миссионеры
[ редактировать ]Первый христианский миссионер прибыл на Мауи из Новой Англии в 1821 году, когда доктор Холман построил дом в Лахаине и преподавал с некоторым успехом, а затем переехал в Гонолулу. Миссионеры разработали письменную версию гавайского языка . Среди прочих, Хирам Бингхэм I использовал латинские буквы, приближающиеся к гавайским звукам в английском языке. Единственным исключением была , окина гортанная остановка, которая предшествует некоторым гласным во многих гавайских словах. Результатом стал двенадцатибуквенный алфавит с дополнительными комбинациями гласных. Первая литература на гавайском языке была напечатана в 1822 году. К 1826 году окончательная версия была разработана за счет упрощения взаимозаменяемых букв b/p, k/t, l/r, v/w и исключения нескольких букв, используемых только при написании иностранных слов. Гавайцы научились быстро читать на своем родном языке.
В конце мая 1823 года преподобные Уильям Ричардс и Чарльз Стюарт и их жены из Конгрегационалистского и пресвитерианского американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (ABCFM) открыли миссию в Лахайне по приглашению королевы Каахуману. Ричардсу разрешили построить каменный дом на нынешнем месте Кэмпбелл-парка в центре Лахайны. Постепенно он оставил миссионерскую службу и стал юрисконсультом, дипломатическим посланником и министром образования Гавайев. Он разработал первую конституцию Гавайев . Стюарт оставался на островах два с половиной года, но когда его жена заболела, он вернулся в Новую Англию. Он вел дневник своих переживаний, который стал важным источником того периода. Бетси Стоктон , освобожденная рабыня, приехала вместе со Стюартами и стала обучать простых гавайцев. Ее усилия привели к созданию первых классов для простолюдинов на Мауи, и к тому времени, когда она уехала в 1825 году вместе со Стюартами, она обучила 8000 гавайцев. Миссионеры открыли типографию и начали печатать Библии и учебные материалы, которыми снабжались школы на всех островах. Первая каменная церковь была построена в 1828 году в Лахайне и называлась Церковь Вайола . На кладбище там хранятся останки многих первых иностранцев и гавайцев, в том числе королевы Кеопуолани , первой королевской семьи, принявшей христианство, и королевы Каахуману. В 1831 году была основана миссионерская школа Лахайналуны, позже семинария Лахайналуны , в которой публиковались Библии на гавайском языке и учебные материалы.
Первые миссионеры вступили в прямой конфликт с китобоями, когда пытались не допустить моряков в публичные дома и помешать гавайским женщинам посещать корабли. В 1825 году команда попыталась снести дом Ричардса за его попытки разлучить гавайцев и американцев. Небольшой форт был построен в Лахаине после того, как китобойный корабль Джон Палмер выстрелил из пушки после ссоры с миссионерами по поводу женщин, посещающих корабли. Реконструированные остатки форта все еще можно увидеть. Миссионеры не только изменили, но и сохранили местную культуру. Новые религиозные учения и строгие викторианские идеи изменили многие аспекты культуры Мауи, в то время как их усилия по повышению грамотности сохранили родную историю и язык для потомков.
Распространение христианства
[ редактировать ]В начале 1830-х годов прибыла вторая волна миссионеров и основала церкви в других частях Мауи. Конгрегация была основана в Вайлуку где-то до 1831 года пасторами Джонатаном Грином и Рубеном Тинкером. Протокол ABCFM дает представление о быстром обращении гавайцев: «До недавнего времени вождей считали чем-то большим, чем просто смертными. Поэтому, когда вожди побуждаются Святым Духом принять христианство, их совет присоединиться к нему имеет силу. силу закона, поэтому, если им приказали посещать занятия или учиться, они так и сделали». Пасторы сообщили, что к 1832 году в Вайлуку по воскресеньям посещали 3000 человек. К 1870 году гавайские церкви были основаны в 13 местах по всему Мауи, и во всех них были гавайские пасторы, прошедшие обучение в семинарии Лахайналуна. Миссионеры обучали гавайцев и начали писать историю островов, которая до этого существовала только в устных рассказах. [ 2 ]
Миссионеры считали, что они «цивилизуют» гавайцев. Они пытались помочь гавайцам стать грамотными на своем родном языке и английском языке, а также уменьшить пьянство, сексуальную распущенность, детоубийство (разоблачение детей-инвалидов), азартные игры, воровство и убийства. Они попытались заменить собственную религию гавайцев основным протестантским христианством. Они также представили американские представления об обычаях, касающихся одежды, еды, языка, развлечений, образования, гигиены и экономики.
18 век
[ редактировать ]В 1750 году последнее извержение горы Халеакала могло произойти из двух жерл на южном склоне в Кеонеоио над заливом Лаперуз . Это привело к заброшению нескольких деревень в Кеонеоио.
После оскорбления Камехамеха I принцессу Каукоолуаоле было приказано принести в жертву в Пихане после поражения Каланикупуле в 1790 году. Полоахилани, приемная сестра принцессы, была отправлена на жертвоприношение вместо принцессы; последний раз, когда хейау использовался для этой цели. (Пихана была приказано уничтожить в 1819 году в рамках кампании против старой религии после смерти Камехамеха I.) Рядом с Пиханой находился тренировочный лагерь воинов в Кауахеа.
Также в 1790 году Камеамеа I начал отвоевывать контроль над островами у Кахекили. Камеамеа вторгся, забрав около 1200 воинов, а также пушки и ружья из Меткалфа. Он победил принца Каланикупуле в долине Иао к западу от Вайлуку . Название битвы обозначает «запруду ручья» телами убитых воинов. Каланикупуле и его вожди сбежали, поднявшись на Пали и сбежав на Оаху.
Камеамеа получил полный контроль над Мауи в 1794 году, когда он разгромил армию короля Каланикупуле в битве при Нууану на острове Оаху . Каланикупуле был принесен в жертву богу войны Камеамеа в Папаенена-хейау, построенном Кахекили у подножия Даймонд-Хед над Вайкики . С его смертью Королевство Мауи прекратило свое существование. В 1798 году Камеамеа построил кирпичный дворец по европейскому образцу в качестве своей столицы, но королева Каахумну отказалась жить в нем, когда он был завершен в 1802 году. Последующие правители жили там до 1840-х годов, когда король и его советники начали проводить больше времени в Гонолулу .
19 век
[ редактировать ]Когда жители Мауи столкнулись с болезнями, от которых у них не было иммунитета и эффективного лечения, они начали массово умирать. Оспа , корь , грипп , туберкулез , холера , тиф , брюшной тиф и заболевания, передающиеся половым путем, истребили население. По оценкам, от 30% до 50% населения умерло в течение одного поколения. Эффект был катастрофическим для культуры Мауи. Социальная система Гавайев развалилась, и вакуум власти заполнили посторонние.
католицизм
[ редактировать ]Отец Обер из Конгрегации Марии и Иисуса прибыл в Лахайну в 1846 году, чтобы основать первый католический приход на Мауи. Он и его первые прихожане столкнулись с противодействием со стороны протестантских миссионеров, но гостеприимное отношение гавайцев вскоре сменило первоначальную враждебность. Первыми местами встреч отца Обера были открытые помещения и под соломенными крышами. В центре Лахайны была построена глинобитная церковь Мария Ланикула (Победоносная Святая Мария).
В 1882 году отец Бейсель прибыл в Макавао . В 1894 году он завершил католическую церковь Миссии Святого Духа в Куле , обслуживая растущее португальское население, работающее с тростником.
проказа
[ редактировать ]В 1860 и 1861 годах церковные лидеры на Мауи заметили значительный рост случаев проказы (болезни Хансена). Граждане были встревожены тем, что, по их мнению, могло быть эпидемией. Врач из Ханы сообщил Совету здравоохранения, что в Канаде пациентов изолируют от общего населения, снабжают едой и одеждой до тех пор, пока они не выздоровеют или не умрут. В 1864 году доктор Уильям Хиллебранд предложил найти такое место, как коробчатый каньон, где можно было бы помещать прокаженных на карантин. Больница в Калихи на острове Оаху использовалась как место сбора, куда инфицированные приходили на осмотр. Больных проказой поместили на карантин. Калихи была лишь временным решением.
Недвижимость была куплена на изолированном северном побережье Молокаи в Калаупапе , где прокаженные не имели никаких внешних контактов. К декабрю 1865 года « Лепрозорий » был готов. После того как колония была основана, те, кто решил заболеть проказой, были вынуждены переехать туда. Первоначально Калихи отправил на остров 104 человека. Это было сложно, потому что корабли не могли приблизиться к пляжу. Первоначально пациентов доставляли на берег на вельботах , что было опасно и пугало инфицированных, которые уже пережили насильственную разлуку с друзьями и семьями. В конце концов, под дулом пистолета их заставили перебраться через берег и плыть по прибою. Пациентов переправили через полуостров в Калавао , где они обнаружили купленные для них хижины и крошечные коттеджи почти в руинах.
Отец Джозеф Дэмиен стал пастором лепрозория, работая в католической церкви Св. Филомены , до своей смерти в 1893 году. Отец Дэмиен видел трудности людей, страдающих проказой, и был призван помочь им, хотя он знал о заразности болезни. . Он регулярно возвращался на другой остров, чтобы сообщить о своей работе в Калаупапе католической епархии Гавайев, и чудесным образом не заболел проказой в течение десятилетий. В конце концов, однако, признаки проказы были замечены епархией во время одного из его отчетов, и он навсегда вернулся в Калаупапу. Он оказывал колонии всевозможную поддержку до своей смерти от проказы год спустя. Его доброта и любовь навсегда останутся в памяти жителей Гавайев. Его деяния недавно были признаны католической церковью, и он стал канонизированным святым Дамианом. Мужество и служение его жизни и работы среди тех, кто страдает от болезни Хансена, вдохновляли гавайцев и других людей на протяжении нескольких поколений.
Перераспределение земель Великой доли
[ редактировать ]К 1848 году права на землю стали настолько запутанными, что была создана схема перераспределения земли, известная как Великий Махеле . Большинство гавайцев потеряли свои наследственные права на землю. Компании, занимающиеся сахарной промышленностью, купили землю и полностью изменили экономику острова. Многие коренные гавайцы пошли работать на поля тростника вместо своих семейных небольших хозяйств.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Сахарный тростник
[ редактировать ]К 1840-м годам производство сахарного тростника укрепилось благодаря так называемой системе плантаций . Потомки старых миссионерских семей занимались различными видами бизнеса и использовали свои тесные связи с гавайской королевской семьей для получения специальных концессий, включая владение землей. Первые плантаторы пытались получить прибыль за счет небольших владений; более крупные компании объединили плантации.
Александр и Болдуин (A&B) в Паии имели ранний успех. Плантация Александра и Болдуина в Пайе простиралась на запад до древней посадочной площадки, где в 1790 году высадился военный флот Камеамеа. Плантации требовалось портовое сооружение, поэтому был построен док.
Куау был морским портом в миле к северо-востоку от Пайи. [ 3 ] [ 4 ] Залив Куау и бухта Куау расположены на шельфе.
Рабочие-иммигранты
[ редактировать ]Поскольку местных рабочих для обработки земель было недостаточно, плантаторы начали импортировать азиатских рабочих по контракту. План заключался в том, чтобы рабочие оставались на некоторое время, а затем возвращались домой. Первые рабочие прибыли из Китая в 1852 году. Чтобы противостоять жестко организованным китайским рабочим, тысячи японских рабочих приехали на Мауи, начиная с 1868 года. Корейцы последовали за ними в 1903 году, а филиппинцы - в 1909 году. Между 1878 и 1911 годами иммигрировали почти 16 000 португальцев. на Мауи . В основном они прибыли с Мадейры и Азорских островов в Португалии и включали в себя множество целых семей.
Условия на плантациях были ужасными, и система гарантировала, что рабочие всегда должны были больше, чем они зарабатывали в конце сезона. Рабочие были больше похожи на наемных слуг, чем на рабочих по контракту. Около половины контрактников вернулись на родину; остальные остались жить на островах. Эти иммигранты навсегда изменили еду, язык, обычаи и население Мауи. Введение системы плантаций фактически лишило избирательных прав оставшееся коренное население Мауи. Иностранные корпорации и местные боссы стали основой правительства Королевства Гавайи.
Вода
[ редактировать ]В 1876 году компания A&B Sugar Company решила доставить воду с северной стороны Мауи на засушливую южную центральную равнину. У них был договор аренды с правительством Гавайев при условии, что ров будет построен в течение двух лет. Ирригационная система Восточного Мауи по-прежнему контролирует воду со склонов Халеакалы . Это стимулировало конкурента, Клауса Спрекельса, владельца Гавайской коммерческой и сахарной компании (HC&S). Спрекелс получил во вторую аренду любую воду, не захваченную A&B. Третий конкурент, Maui Agricultural Company (MA), расширялся вместе с другими. Сахарный завод в Хамакуапоко (недалеко от Пайи) был построен в 1879 году для переработки растущего количества тростника на Мауи.
В 1878 году необходимость улучшить транспортировку от плантаций сахарного тростника до порта Кахулуи побудила Томаса Хоброна построить первую узкоколейную железную дорогу на Мауи. Операция началась в июле 1879 года между крошечной высадкой в Кахулуи и Вайлуку; в 1881 году она была официально названа Кахулуйской железной дорогой. KRR добавила пассажирские перевозки и в 1884 году была продлена до Паии, где должна была быть построена новая мельница. Хоброн был назначен почтмейстером и получил правительственный контракт на доставку почты на плантации и в города, которые он обслуживал.
Ананас
[ редактировать ]В 1889 году Дэвид и Генри Перрин Болдуин приобрели землю на западе Мауи в Гонолуа и Хонокохау, добавив к собственности, которой они уже владели, в Хайку на востоке Мауи. В 1890 году они посадили ананас в качестве экспериментальной культуры. Ананасы очень хорошо себя зарекомендовали в качестве плантационной культуры, и были засажены дополнительные площади, что привело к основанию компании Hai'ku Fruit and Packing Company в 1903 году. Генри Болдуин преуспел настолько хорошо, что основал компанию Maui Pineapple Company . На ранчо в Гонолуа попробовали различные культуры и добавили ананас по предложению менеджера ранчо Дэвида Т. Флеминга. Операции были настолько успешными, что к 1933 году более 22 000 акров (89 км²) 2 ) ананасов находились в стадии производства.
Правительство
[ редактировать ]В 1845 году Камехамеха III перенес свою столицу из Лахайны в Гонолулу . Гонолулу все больше становился центром бизнеса и транспорта на островах, и у него была прекрасная гавань, которой не хватало Лахаине. После того, как моряков в Гонолулу начали преследовать за пьянство или хулиганство, китобойный флот пришвартовал у Лахайны порой по 100 кораблей одновременно.
Королева Лилиуокалани правила Мауи и другими островами до свержения Королевства Гавайи в 1893 году . Год спустя Республика Гавайи была основана . В 1898 году Соединенные Штаты аннексировали Гавайские острова, назвав их Территорией Гавайев .
20 век
[ редактировать ]Бубонная чума остановила развитие Кахулуи как главного порта Мауи в 1900 году. Трущобы намеренно сожгли дотла, чтобы уничтожить крыс, переносчиков болезни. Порт был быстро перестроен, и волнолом в 1884 году для улучшения гавани был построен из бутового камня.
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Сахарный тростник выращивался на западном побережье Мауи в районе между Каанапали и Лахайной. Короткая узкоколейная железная дорога Лахайна-Каанапали и Тихоокеанская железная дорога (LK&P. RR доставила тростник на сахарный завод Pioneer в Лахайне. Железная дорога закрылась в 1950-х годах, когда были введены грузовики.
один из крупнейших в мире сахарных заводов В 1901 году компания HC&S построила в Пуунене . В 1906 году компания MA построила собственный сахарный завод в Пайе. Следующие десятилетия принесли взрывной рост сахарной промышленности. Ключом к росту тростника была вода. Сахарные компании приобрели права на воду. Сельскохозяйственная компания Мауи построила канаву Вайхи в сотрудничестве с компанией Wailuku Sugar. Новая канава Вайлоа доставила на плантации дополнительную воду с востока Мауи. Компании также начали бурить глубокие водяные скважины. Массачусетс также начал выращивать ананасовые плантации в качестве эксперимента, и в конечном итоге компания стала Maui Pineapple Company . На западе Мауи ров Гонолуа был реконструирован в сахарный завод Pioneer в Лахаине, которым руководил Дэвид Т. Флеминг. В 1913 году KRR построила железную дорогу до Хаику и Паувелы по огромной эстакаде через ущелье Малико, которая была самой высокой эстакадой, когда-либо построенной на островах, на высоте 230 футов (70 м).
В 1948 году сельскохозяйственная компания Мауи и HC&S объединились под названием HC&S, образовав крупнейшую компанию по производству сахара на островах. HC&S начала вносить существенные изменения в свою деятельность, включая замену узкоколейной железной дороги, которой она владела с 1899 года, на грузовые автомобили.
Правительство
[ редактировать ]Округ Мауи был основан законодательным органом территории в 1905 году и включал острова Мауи, Ланаи, Молокини (необитаемые), Кахоолаве (необитаемые) и часть Молокаи со штаб-квартирой в Вайлуку.
В 1916 году принц Джона Кухио, территориальный делегат Гавайев в Конгрессе США, добился принятия закона о создании Гавайского национального парка , который включал вершину Халеакалы. Первый постоянный рейнджер был назначен в 1935 году. В следующем году дорога к вершине была улучшена. Средства и рабочие Гражданского корпуса охраны природы и Управления рабочих проектов построили первый центр для посетителей.
Профсоюз Вибора Лувиминда на Гавайских островах против четырех плантаций сахарного тростника Мауи в 1937 году . провел последнюю этническую забастовку Профсоюз потребовал повышения заработной платы и увольнения пяти мастеров. Мануэль Фагель и девять других лидеров забастовки были арестованы и обвинены в похищении рабочего. Пока забастовка продолжалась, Фагель провел четыре месяца в тюрьме. После 85-дневной забастовки рабочие добились повышения заработной платы на 15%, но контракт так и не был подписан.
В 1960 году национальный парк Халеакала был отделен от национального парка Гавайских вулканов и расширен в 1969 году. Вся гора была объявлена федеральной зоной дикой природы , тем самым навсегда защищая ее уникальный характер.
Воздушный транспорт
[ редактировать ]Первый аэропорт Мауи был построен в Маалаеа в 1927 году на земле, купленной законодательным органом у HC&S. Регулярное воздушное сообщение началось в ноябре 1929 года для самолетов-амфибий. Грунтовые взлетно-посадочные полосы были построены заключенными в 1930 году, но были бесполезны в сырую погоду. К 1936 году расположение и состояние взлетно-посадочной полосы в Маалеа стали непригодными для более крупных самолетов, представленных Inter-Island Airlines. В 1938 году аэропорт Маалеа был осужден Федеральным бюро воздушной торговли из-за его непосредственной близости к горам на западе Мауи. Единственный аэропорт Мауи продолжал работать, но только для небольших самолетов.
Средства WPA оплатили обследование нового аэропорта в Пуунене в 1936 году, но нехватка средств препятствовала его строительству до 1938 года, когда он открылся с одной взлетно-посадочной полосой с твердым покрытием и другими без покрытия. В аэропорту открылся небольшой объект ВМС США для использования в военных целях.
После окончания Второй мировой войны военные вывели из эксплуатации военно-морскую авиабазу в Кахулуи, чтобы она могла поддерживать коммерческую авиацию . В 1952 году Конгресс передал территории аэропорт Пуунене и передал все функции гражданской авиации Кахулуи.
Вторая мировая война
[ редактировать ]После нападения Японии 7 декабря 1941 года все аэродромы на островах были милитаризованы. Военные определили, что аэропорт в Пуунене неудовлетворителен, и в 1942 году выделили землю для строительства новой военно-морской авиабазы. Пуунене также расширялся по мере продолжения войны.
Мауи участвовал в Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны в качестве плацдарма, тренировочной базы, а также для отдыха и релаксации. На пике 1943-44 годов численность войск, дислоцированных на Мауи, превышала 100 000 человек. Основная база 4-й дивизии морской пехоты находилась в Хайку. Пляжи (например, в Кихее) использовались для тренировочных высадок и тренировок по подрыву морских судов и диверсиям. MA преобразовала свою извести печь для обжига в цементный На время войны тысячи бывших солдат завод. На островах поселились . Те, кто не поселился, вернулись в качестве туристов, что стало основой современной экономики Мауи.
Туризм
[ редактировать ]Первый курортный отель Мауи, Hotel Hana, открылся в 1946 году. В 1961 году первый запланированный курортный поселок Мауи открылся в Каанапали на территории, которая раньше была частью старой ананасовой плантации, принадлежащей компании Maui Pineapple Company, на западном побережье Мауи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Макдугалл, Уолтер А. (2004). Пусть море шумит...: История северной части Тихого океана от Магеллана до Макартура . ХарперКоллинз. п. 105. ИСБН 978-0-06-057820-6 .
- ^ "Hale Pa'i" , май 2008 г. Статья Риты Гольдман
- ^ «Отгрузочные накладные» (PDF) . Тихоокеанский коммерческий рекламодатель . Том. 6, нет. 140. Гонолулу : Библиотека Гамильтона (Гавайский университет) . 14 июня 1887 г. с. 3 . Проверено 8 мая 2017 г.
Шхуна Canute, капитан HS Swinton, отправится сегодня в Куау, Мауи.
- ^ «Лавень уничтожил целую семью из восьми человек» (PDF) . Гавайская газета . Летопись Америки . 31 декабря 1915 г. с. 3 . Проверено 8 мая 2017 г.
Полиция Мауи провела расследование по поводу тел, которые все были похоронены в одной могиле в понедельник на кладбище католической церкви в Куау.