История бонсай
Бонсай ( растение в горшке «посадка на подносе») . ) [ 1 ] — японский вид искусства с использованием деревьев, выращенных в контейнерах. Подобные практики существуют и в других культурах, включая китайскую традицию пенцзин, из которой зародилось это искусство, и миниатюрные живые пейзажи вьетнамского хон нон бо . Сам термин «бонсай» является японским произношением более раннего китайского термина « пензай » . Слово бонсай часто используется в английском языке как общий термин для всех миниатюрных деревьев в контейнерах или горшках. Эта статья посвящена истории бонсай в Японии, а в наше время и во всем мире.
История
[ редактировать ]Ранние версии
[ редактировать ]Японское китайской искусство бонсай возникло из практики пенцзин . [ 4 ] Начиная с VI века, императорского посольства сотрудники и студенты- буддисты из Японии посещали материковый Китай и возвращались из него , привозя с собой сувениры, в том числе контейнерные насаждения. [ 5 ] по крайней мере 17 дипломатических миссий . было отправлено Тан В период с 603 по 839 годы из Японии ко двору [ 5 ]
Исторический японский Сёсоин , в котором хранятся артефакты 7-го, 8-го и 9-го веков, в том числе материалы японского периода Тенпё , содержит тщательно продуманную миниатюрную экспозицию дерева, датируемую этим временем. [ 6 ] Этот артефакт состоит из неглубокого деревянного подноса, наполненного песком, служащего основой, резных деревянных моделей гор и небольших скульптур деревьев из серебряного металла, которые предназначены для размещения в песке для создания настольного изображения древесного растения. пейзаж. Хотя эта экспозиция ближе к японскому бонкэй , чем к живому бонсай, она отражает интерес того периода к миниатюрным пейзажам. [ нужна ссылка ]
Примерно с 970 года выходит первое длинное художественное произведение на японском языке « Уцубо Моногатари» ( «Сказка о полом дереве »), которое включает в себя такой отрывок: «Дерево, которое остается расти в своем естественном состоянии, — это грубая вещь. когда его держат рядом с людьми, которые с любовью и заботой создают его, его форма и стиль приобретают способность волновать человека». Таким образом, к этому времени уже утвердилась идея, что естественная красота становится истинной красотой только тогда, когда она видоизменяется в соответствии с человеческим идеалом. [ 7 ]
В средневековый период узнаваемые бонсай начали появляться на картинах с ручными свитками, таких как « Эдем Иппен Сёнин» (1299 г.). [ 6 ] Сайгё Моногатари Эмаки был самым ранним известным свитком с изображением карликовых деревьев в горшках в Японии. Оно датируется 1195 годом, периодом Камакура . Деревянный поднос и тарелкообразные горшки с гномьими пейзажами на современных деревянных полках/скамейках показаны в свитке Касуга-гонген-генки 1309 года . Эти новинки подчеркивают достаток владельца и, вероятно, представляли собой экзотику, импортированную из Китая. [ 8 ]
Китайские Чань буддийские монахи также приезжали преподавать в монастыри Японии , и одной из задач монахов было ознакомление политических лидеров того времени с различными видами искусства миниатюрных пейзажей как идеальным достижением для людей со вкусом и образованностью. [ 9 ] [ 10 ]
c. 1300 года Рифмованное прозаическое эссе «Бонсэки-но Фу» ( «Дань Бонсэки» ), написанное знаменитым священником и мастером китайской поэзии Коканом Ширэном (1278–1346), изложило эстетические принципы того, что можно было бы назвать бонсай, бонсэки и самой садовой архитектурой . Поначалу японцы использовали миниатюрные деревья, выращенные в контейнерах, для украшения своих домов и садов. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Критика интереса к причудливо изогнутым образцам горшечных растений проявляется в одной главе компиляции Цурезурегуса , состоящей из 243 глав (ок. 1331 г.). Эта работа стала священным учением, передаваемым от мастера к ученику через ограниченную цепочку поэтов (некоторые из которых были знаменитыми), пока она, наконец, не была широко опубликована в начале 17 века. До этого критика имела лишь скромное влияние на горшечные культуры карликовых деревьев. [ нужна ссылка ]
В 1351 году карликовые деревья, изображенные на коротких шестах, были изображены в свитке Боки Экотоба . [ 13 ] Несколько других свитков и картин также содержали изображения этих деревьев. Ландшафтные композиции в горшках, созданные в течение следующих ста лет или около того, включали фигурки в китайском стиле, чтобы добавить масштаба и тематики. Эти миниатюры в конечном итоге стали считаться украшениями, и японские художники решительно исключили их, упрощая свои творения в духе дзен -буддизма. [ 14 ]
Хати-но-ки
[ редактировать ]
Примерно в 14 веке карликовые деревья в горшках назывались «дерево чаши» ( 鉢の木 hachi no ki ). [ 15 ] Это означало использование довольно глубокого горшка, в отличие от неглубокого горшка, обозначаемого термином бонсай .
Хати-но Ки ( «Деревья в горшках ») — это также название Но пьесы Дзеами Мотокиё (1363–1444), основанной на рассказе ок. 1383. В нем рассказывается об обедневшем самурае , который принес в жертву три своих последних дерева в горшках гномов в качестве дров, чтобы согреть странствующего монаха зимней ночью. Монах — переодетый чиновник, который позже награждает самурая, давая ему три земли, названия которых включают названия трех типов деревьев, сожженных самураями: умэ ( слива ), мацу ( сосна ) и сакура ( вишня ). В последующие века эта популярная драма была изображена на гравюрах на дереве нескольких художников. Был даже одноименный тканевый дизайн. [ нужна ссылка ]
Истории о бонсай стали появляться чаще к 17 веку. Сёгун Токугава Иэмицу (годы правления 1623–1651) был энтузиастом хати-но ки . История рассказывает об Окубо Хикодземоне (1560–1639), советнике сёгуна, который выбросил одно из любимых деревьев Иэмицу в саду — на виду у сёгуна — чтобы отговорить его тратить так много времени и внимания на эти деревья. . Несмотря на усилия слуги, Иэмицу так и не отказался от своего любимого вида искусства. Другая история того времени рассказывает о садовнике самурая , который покончил с собой, когда его хозяин оскорбил хати-но ки , которым ремесленник особенно гордился. [ 16 ]

Бонсаи, датируемые 17 веком, сохранились до наших дней. Одно из старейших известных живых деревьев бонсай, считающееся одним из национальных достояний Японии , находится в коллекции Императорского дворца Токио . [ 17 ] Сосна с пятью иглами ( Pinus pentaphylla var. negishi ), известная как Сандай Сёгун ( английское произношение , третий сёгун ), документально подтверждена как о ней заботился Токугава Иэмицу . [ 17 ] [ 18 ] Считается, что этому дереву не менее 500 лет, и впервые его выращивали как бонсай не позднее 1610 года. [ 17 ] Самое раннее известное сообщение жителя Запада о японском карликовом дереве в горшке было сделано в 1692 году Джорджем Мейстером. [ 19 ]
Китайские контейнеры для бонсай, экспортированные в Японию в 17 и 18 веках, стали называть коватари ( 古渡 «старый перекресток»). Они были изготовлены между 1465 и примерно 1800 годами. Многие из них прибыли из Исина в провинции Цзянсу — неглазурованные и обычно пурпурно-коричневые, а некоторые — из Кантона , в частности, во времена династии Мин . [ 20 ] [ 21 ] миниатюрные деревья в горшках назывались хати-уэ В книге по садоводству 1681 года . В этой книге также говорилось, что в то время азалии выращивали все , даже если самым бедным людям приходилось использовать раковину морского ушка в качестве контейнера. [ 22 ] [ 23 ] Тории Киёхару использовал гравюру на дереве в Японии, изображая карликовые деревья в горшках из питомника эксперта по садоводству Ито Ихэя. [ 24 ]
К концу XVIII века выращивание бонсай получило довольно широкое распространение и начало интересовать публику. В эпоху Тэммэй ежегодно стала проводиться выставка традиционных карликовых горшечных сосен (1781–1788 гг.) в Киото . Знатоки из пяти провинций и соседних областей привозили на выставку по одному или два растения, чтобы представить их посетителям для оценки. [ 25 ]
Классический период
[ редактировать ]
В Итами, Хёго (недалеко от Осаки ), в начале 19 века собралась группа ученых китайского искусства, чтобы обсудить последние стили в искусстве миниатюрных деревьев. Их версия, которая раньше называлась «хачиуэ» или другими терминами, была переименована в «бонсай» (японское произношение китайского термина « пензай »). Этот термин имел значение более мелкого контейнера, в котором японцы теперь могли более успешно стилизовать небольшие деревья. Однако термин «бонсай» не стал регулярно использоваться при описании карликовых деревьев в горшках в течение почти столетия. Многие другие термины и композиции, принятые этой группой, были заимствованы из Кай-ши-эн Гаден , японской версии Цзецзыюань Хуачжуань («Руководство по выращиванию горчичных семян»). [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
В 1829 году была опубликована значительная книга, впервые установившая классическое искусство бонсай, «Сомоку Кинъё-сю» ( 草木錦葉集 , Красочная коллекция деревьев и растений / Коллекция листьев деревьев ). В него включены основные критерии идеальной формы классического бонсай из сосны, подробно и с иллюстрациями. [ 29 ] В том же году тако-цуки начал предлагать небольшие деревья садовод в парке Асакуса , северо-восточном пригороде Эдо, (в стиле осьминога) с длинными волнистыми ветвями. В течение 20 лет этот район стал переполнен питомниками, торгующими бонсай. [ 30 ] [ 31 ] Трехтомник «Кинсей-Дзюфу», возможно, первая книга о бонсай, инструментах и горшках, датируется 1833 годом. [ 32 ]
Многие художники XIX века изображали карликовые деревья в горшках на гравюрах на дереве, в том числе Ёсисигэ (который изобразил каждую из пятидесяти трех классических станций Токайдо как миниатюрный пейзаж) и Кунисаду (который включал в основном хати-но-ки примерно в четыре десятка отпечатки). [ 33 ] Самая ранняя известная фотография из Японии, изображающая карликовое дерево в горшке, датируется ок. 1861 год, Пьер Россье . [ 34 ]

13 октября 1868 года император Мэйдзи переехал в свою новую столицу — Токио . Бонсай выставлялись как внутри, так и снаружи дворца Мэйдзи, где с тех пор они играют важную роль в делах дворца. Бонсай, помещенный в величественную обстановку Императорского дворца, должен был быть «Гигантским бонсай», достаточно большим, чтобы заполнить огромное пространство. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Император Мэйдзи поощрял интерес к бонсай. Правительственные чиновники, которые не ценили бонсай, попали в немилость. Вскоре у всех членов министерства появился бонсай, нравилась им эта традиция или нет. Принц Ито был исключением: все бонсай, подаренные ему императором, затем передавались Кидзёдзи Ито. Кидзёдзи Ито был государственным деятелем, имевшим большое закулисное влияние, и известным коллекционером бонсай, который проводил исследования и эксперименты с этими бонсай. [ 38 ] [ 39 ]
Эстетика и методы формирования бонсай становились все более изощренными. К концу 1860-х годов толстые расчесанные и смоченные волокна конопли использовались для грубого формирования ствола и ветвей миниатюрных деревьев, натягивая и связывая их. Процесс был утомительным и утомительным, а конечный продукт был неприглядным. Кончики ветвей открываются только ровно. с волнистыми ветвями Длинные деревья в стиле тако (осьминога) производились массово и проектировались в [переименованной столице] Токио для растущей внешней торговли , в то время как более тонкие и изящные деревья в стиле бунджин, созданные в Киото и Осаке, предназначались для использования в Японии. Япония. Токио предпочитал большие сундуки , непропорциональные и не одобрял тонко сконструированные Киото изящные сундуки. (Это культурное соперничество будет продолжаться в течение столетия.) [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Горшки, экспортированные из Китая в период с 1816 по 1911 год (особенно в конце 19 века), назывались накаватари или чуватари (оба означают «средний переход»), это неглубокая прямоугольная или овальная керамическая посуда с резными ножками и дренажными отверстиями. Неглазурованные горшки этого типа использовались в святилищах предков и ценились китайцами. В середине века некоторые японские торговцы антиквариатом импортировали их, и мгновенное одобрение этого типа контейнеров для бонсай создало огромный спрос. Как следствие, из Японии в гончарные центры Исина поступили заказы специально на изготовление горшков для бонсай. [ 43 ] [ 44 ]
В конце 19 века участие японцев в различных международных выставках заставило многих жителей США и Европы затмить деревья в горшках. Образцы с выставок перешли в руки Запада после закрытия ярмарок. [ 45 ] Японские иммигранты на западное побережье США и территорию Гавайев привезли с собой растения и опыт их выращивания. Экспортные питомники, наиболее известным из которых является Ассоциация садоводов Иокогамы, поставляли американцам и европейцам карликовые деревья в горшках все более высокого качества, даже если у покупателей не было достаточно информации или опыта, чтобы действительно поддерживать деревья живыми в долгосрочной перспективе. [ 46 ] [ 47 ]
В 1892 году в Токио прошел Конкурс художественного бонсай, после которого была опубликована трехтомная памятная книга с картинками. Это продемонстрировало новую тенденцию рассматривать бонсай как самостоятельную форму искусства. [ 48 ] В 1903 году Токийская ассоциация Джуракукай провела показы бонсай и икебаны в двух ресторанах японской кухни. Три года спустя «Бонсай Гахо» (с 1906 по 1913 год) стал первым ежемесячным журналом на эту тему. [ 49 ] За ним последовали Тойо Энгей и Хана в 1907 году и Бонсай в 1921 году. [ 50 ]
К 1907 году «на окраине Токио [карликовые] художники по деревьям сформировали небольшую колонию из двадцати-тридцати домов, и из этого центра их работы распространяются во все части мира». «Его секреты передаются от отца к сыну в нескольких семьях и тщательно охраняются». [ 51 ]
Граф Окума (1838–1922) содержал знаменитую коллекцию карликовых сосен и карликовых слив. [ 52 ]
В 1910 году формирование с помощью проволоки было описано в «Санью-эн Бонсай-Дан» («История бонсай в питомнике Санью»). оцинкованная стальная проволока Первоначально использовалась . Дорогая медная проволока использовалась только для деревьев, у которых был реальный потенциал. [ 53 ] [ 54 ] Между 1911 и примерно 1940 годами контейнеры массового производства экспортировались из Исина, Китай, и изготавливались по спецификациям японских дилеров. Их называли синтоистскими ( новое пересечение или прибытие ) или Син-ватаре. Они были созданы для растущего числа энтузиастов. Некоторые контейнеры, в том числе примитивного стиля, также изготавливались на Формозе . [ 55 ] [ 56 ]
К 1914 году «в северо-восточном углу парка Сиба находится постоянный базар (первый в своем роде, созданный в Токио), где можно купить множество безделушек местного производства по фиксированным ценам. Здесь хранятся экспонаты горшечных растений и карликовых деревьев с время от времени привлекают любителей подобных вещей». [ 57 ] Хибия прошла первая национальная ежегодная выставка бонсай (мероприятие повторялось ежегодно до 1933 года) В том же году в токийском парке . [ 58 ] В этот период токонома в официальных комнатах и чайных комнатах стала основным местом демонстрации бонсай. Деревья в форме деревьев теперь делили пространство с другими предметами, такими как свитки, курильницы, буддийские статуи и принадлежности для чайной церемонии . [ 59 ]
Первый номер журнала «Бонсай» вышел в 1921 году Норио Кобаяши (1889–1972). Это влиятельное периодическое издание выйдет в свет в количестве 518 номеров подряд. В это время широко использовалась медная проволока. Существенные изменения формы дерева теперь можно было осуществить с помощью проводов. Деревья можно было аккуратно и эстетично связать проводами, а затем немедленно продать. Теперь для бонсай можно было вырастить большее количество как собранных, так и питомников деревьев. Число любителей увеличилось из-за возросших возможностей стилизации с помощью проволоки, но также увеличилось количество поврежденных или поврежденных деревьев. [ 35 ] [ 60 ]
Великое землетрясение Канто 1923 года и возникший в результате пожар опустошили Токио и уничтожили центр города, где выращивалось множество образцов бонсай. Итак, два года спустя группа из тридцати семей профессиональных производителей в центре Токио основала деревню бонсай Омия к северо-востоку от столицы. [ 61 ] Первая крупная ежегодная публичная выставка деревьев состоялась в газетном зале Асахи в Токио в 1927 году. [ 62 ] Первая из очень престижных выставок Кокуфу-тен прошла в токийском парке Уэно , начиная с 1934 года. [ 63 ] К следующему году принципы демонстрации токонома позволили демонстрировать бонсай из-за индивидуальной красоты дерева, а не только из-за его духовного или символического значения. [ 64 ]
Мастер-инструментальщик Масакуни I (1880–1950) помог спроектировать и изготовить первые стальные инструменты, специально созданные с учетом развивающихся требований к стилю бонсай. [ 65 ]
К 1940 году в Токио было около 300 торговцев бонсай, выращивалось около 150 видов деревьев, и тысячи экземпляров ежегодно отправлялись в Европу и Америку. Первая крупная книга на эту тему на английском языке была опубликована в японской столице: «Карликовые деревья (бонсай)» Синобу Нодзаки (1895–1968). [ 66 ] Первые питомники и клубы бонсай в Америке были основаны японскими иммигрантами в первом и втором поколении.
Смотритель Императорской коллекции бонсай Кюзо Мурата (1902–1991) был одним из очень немногих людей, которым разрешили заботиться о бонсай во время войны на Тихом океане. Он собрал и сохранил много деревьев от других производителей Омии и поливал их под защитой ночи. На протяжении 1945 года многие старые деревья стали наименьшими жертвами весенних и летних напалмовых бомбардировок Токио (особенно 9/10 марта) и шестидесяти шести других городов. Садовники защитили деревья Императорской коллекции от огня, облив их водой после того, как 25/26 мая Дворец загорелся в результате бомбардировки соседних территорий. [ 67 ] После капитуляции Японии началась послевоенная переоценка и возрождение поврежденных коллекций деревьев, в том числе Императорской, которая продолжалась более десяти лет по мере восстановления Японии. Многие производители Омии не продолжили свое дело.
союзниками Во время оккупации Японии (до 1952 года) американские офицеры и их жены могли проходить курсы по бонсай, бонкей , икебана и другим традиционным искусствам и ремеслам, организованные штабом генерала Макартура . Многие из старых и ограниченных разновидностей деревьев больше не были доступны, и бонсай, считавшийся модным, изменился отчасти из-за этого дефицита. Медная проволока теперь в значительной степени заменила обычную железную проволоку для формирования лучших деревьев, но последняя по-прежнему будет использоваться для массового коммерческого бонсай. [ 36 ] [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
Современный бонсай
[ редактировать ]После Второй мировой войны ряд тенденций сделал японскую традицию бонсай все более доступной для западной и мировой аудитории. Одной из ключевых тенденций стало увеличение количества, масштабов и известности выставок бонсай. Например, выставка бонсай Кокуфу-тен вновь появилась в 1947 году после четырехлетней отмены и стала ежегодной. Эти представления продолжаются и по сей день, и проводятся по приглашению только в течение восьми дней в феврале. [ 63 ] В октябре 1964 года в парке Хибья была проведена большая выставка частной Ассоциации бонсай Кокуфу, реорганизованной в Ассоциацию бонсай Ниппон, в честь Олимпийских игр в Токио . Памятный альбом под названием Gems of Bonsai and Suiseki был издан на японском и английском языках. Другие страны также начали проводить выставки бонсай, причем периодические мероприятия теперь проводятся на Тайване и в ряде других азиатских стран, Австралии, США, ряде европейских стран и других. [ 71 ] В настоящее время Япония продолжает проводить регулярные выставки с самым большим в мире количеством образцов бонсай и высочайшим признанным качеством образцов.
Еще одной ключевой тенденцией стало увеличение количества книг о бонсай и смежных видах искусства, которые теперь впервые публикуются на английском и других языках для аудитории за пределами Японии. В 1952 году Юджи Ёсимура , сын лидера японского сообщества бонсай, сотрудничал с немецким дипломатом и писателем Альфредом Кеном, чтобы провести демонстрацию бонсай. Первые официальные курсы бонсай открылись для публики и посторонних в Токио. До войны Кён был энтузиастом, и его книга «Японские пейзажи на подносах» 1937 года была опубликована на английском языке в Пекине . Книга Ёсимуры 1957 года «Искусство бонсай» , написанная на английском языке вместе с его ученицей Джованной М. Хэлфорд, затрагивала как выращивание, так и эстетические аспекты выращивания бонсай и впоследствии была названа «классической японской библией бонсай для жителей Запада» с более чем тридцатью изданиями. [ 72 ]
Родственное искусство сайкей было представлено англоязычной аудитории в 1963 году в «Бонсай-Сайкей» Кавамото и Курихара . В этой книге описываются ландшафты на подносах, созданные из более молодого растительного материала, чем тот, который традиционно использовался в бонсай, что представляет собой альтернативу использованию крупных и старых растений, немногие из которых избежали военных повреждений.
К этому времени были опубликованы и другие работы на японском и английском языках, а впоследствии было напечатано огромное количество книг. В последующие десятилетия были опубликованы переводы и оригинальные тома на более чем двух десятках языков. [ 73 ] Когда японский язык больше не был единственным языком бонсай, количество клубов за пределами Азии увеличилось, а взаимодействие между членами всех уровней опыта возросло.
Третьей тенденцией стала растущая доступность профессионального обучения бонсай, сначала только в Японии, а затем и в более широком масштабе. В 1967 году первая группа жителей Запада училась в детском саду Омия. Вернувшись в США, эти люди основали Американское общество бонсай. Затем другие группы и отдельные лица из-за пределов Азии посещали и учились в различных японских питомниках, иногда даже обучаясь у мастеров. Эти посетители привезли в свои местные клубы новейшие техники и стили, которые затем получили дальнейшее распространение. Японские преподаватели также много путешествовали, принося практический опыт бонсай на все шесть континентов. [ 74 ]
К началу 1970-х годов эти тенденции начали сливаться. была проведена большая выставка бонсай и суйсэки В рамках Экспо-70 , а также официальное обсуждение международной ассоциации энтузиастов. В этом году были запущены три ежемесячных журнала: Bonsai Sekai, Satsuki Kenkyu и Shizen to Bonsai. В 1975 году была проведена первая Гафу-тэн (Выставка элегантного стиля) бонсай сёхин (13–25 см (5–10 дюймов) в высоту). Так появилась первая Сакуфу-тен (Творческая выставка бонсай), единственное мероприятие, на котором профессиональные производители бонсай выставляют традиционные деревья под своими собственными именами, а не под именем владельца. Его организовал Хидео Като (1918–2001) в универмаге Daimaru в Токио. [ 75 ]
Первая Всемирная конвенция бонсай прошла в Осаке во время Всемирной выставки бонсай и Суйсеки в 1980 году. [ 76 ] Девять лет спустя недавно созданная Всемирная федерация дружбы бонсай (WBFF) в Омии запустила серию Всемирных конвенций бонсай. Эти съезды привлекли несколько сотен участников из десятков стран и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных местах по всему миру: 1993 год, Орландо, Флорида ; 1997, Сеул, Корея ; 2001, Мюнхен, Германия ; 2005, Вашингтон, округ Колумбия ; 2009, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико ; 2013, Цзитан, Цзянсу, Китай ; 2017, Сайтама, Сайтама , Япония; и виртуальный съезд 2022 года в Перте, Австралия , который заменил съезд, первоначально запланированный годом ранее, но был отложен из-за пандемии COVID-19 . [ 76 ] [ 77 ]
Последней тенденцией, поддерживающей участие мира в бонсай, является расширение доступности специализированных растений для бонсай, компонентов почвы, инструментов, горшков и других аксессуаров. Питомники бонсай в Японии рекламируют и отправляют образцы бонсай по всему миру. В большинстве стран также есть местные питомники, предоставляющие саженцы, хотя найти образцы бонсай за пределами Японии сложнее, и энтузиасты бонсай часто начинают с местных деревьев, которые не были предварительно сформированы в потенциальные бонсай. Компоненты японской почвы для бонсай, такие как глина Акадама , доступны по всему миру, и местные поставщики также предоставляют аналогичные материалы во многих местах. Специализированные инструменты для бонсай широко доступны в Японии и Китае. Гончары всего мира предоставляют материалы любителям и специалистам во многих странах. [ 78 ]
Бонсай теперь достиг мировой аудитории. Существует более четырнадцати сотен книг о бонсай и связанных с ним искусствах как минимум на двадцати восьми языках, доступных в более чем ста десяти странах и территориях. [ 67 ] [ 79 ] Издается несколько десятков журналов более чем на тринадцати языках. В Интернете доступно несколько десятков клубных информационных бюллетеней, и существует по крайней мере столько же дискуссионных форумов и блогов . [ 80 ] Обучающие видеоролики и просто появление карликовых горшечных деревьев в фильмах и на телевидении достигают широкой аудитории. [ 81 ] В полутора тысячах клубов и ассоциаций по всему миру насчитывается не менее ста тысяч энтузиастов, а также более пяти миллионов независимых любителей. [ 82 ] Растительный материал со всех мест перерабатывается в бонсай и демонстрируется на местных, региональных, национальных и международных конференциях и выставках для энтузиастов и широкой публики.
См. также
[ редактировать ]- Эстетика бонсай – эстетика японских традиций в бонсай.
- Выращивание и уход за бонсай – выращивание и уход за небольшими деревьями, выращенными в контейнерах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Густафсон, Герберт Л. (1995). Миниатюрный бонсай . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 9 . ISBN 0-8069-0982-Х .
- ^ Тейлор, Патрик (2008). Оксфордский компаньон в саду (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 53. ИСБН 978-0-19-955197-2 .
- ^ Ху, Юньхуа (1987). Китайский пенцзин: Миниатюрные деревья и пейзажи . Портленд: Timber Press. п. 128. ИСБН 978-0-88192-083-3 .
- ^ Кесвик, Мэгги; Оберлендер, Джуди; Вай, Джо (1990). В китайском саду . Ванкувер: Садовое общество доктора Сунь Ятсена Ванкувера. п. 59. ИСБН 978-0-9694573-0-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Ёсимура, Юджи (1991). «Современный бонсай, развитие искусства бонсай с исторической точки зрения, часть 2». Международный бонсай (4): 37.
- ^ Перейти обратно: а б Кобаяши, Конио (2011). Бонсай . Токио: PIE International Inc. стр. 15. ISBN 978-4-7562-4094-1 .
- ^ Японская ассоциация бонсай (1989). Классический бонсай Японии . Коданша Интернэшнл. п. 140.
- ^ «Карликовые деревья в горшках на картинах, свитках и гравюрах на дереве до 1600 года» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Ковелло, Винсент Т. и Юджи Ёсимура (1984). Японское искусство оценки камня, Суйсеки и его использование в бонсай . Чарльз Э. Таттл. п. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Японская ассоциация бонсай, стр. 144
- ^ Йи, О-нён (1984) [1982]. Чем меньше, тем лучше, японское мастерство миниатюры (Тидзими сикоо но Нихондзин) (первое английское изд.). Коданша Интернэшнл, ООО с. 89.
- ^ Дель Тредичи, Питер (1989). «Ранний американский бонсай: Коллекция Ларца Андерсона из Дендрария Арнольда». Арнольдия (Лето).
- ^ «Японская живопись: до 1600 года» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ Реддинг, Майрон. «Искусство грязевого человека» . Искусство бонсай. Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 г. Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Хачи-Но-Ки» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «Сосна Токугавы Иэмицу» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Нака, Джон Ёсио (1982). Техника бонсай II . Калифорнийский институт бонсай. п. 258.
- ^ «Самые старые деревья бонсай» . Империя бонсай . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Наблюдения за карликовыми деревьями Джорджа Мейстера» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Нака. Техника бонсай II . пп. 304–305, 322.
- ^ Катаяма, Тейичи (1974). Мини-бонсай — хобби . Japan Publications, Inc., стр. 19–20.
- ^ ; Кенко Роккаку (1979). Нака , Джон; Ричард К. Ота
- ^ Корешофф, Дебора Р. (1984). Бонсай: его искусство, наука, история и философия . Тимбер Пресс, Инк. 8. ISBN 0-88192-389-3 .
- ^ «Карликовые деревья в горшках на картинах, свитках и гравюрах на дереве, 1600–1800 годы» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . стр. 151–152.
- ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . стр. 7–8.
- ^ Нака, Джон (1989). «Бунджин-Ги или Бунджин-бонсай». Бонсай в Калифорнии . 23:48 .
- ^ «Хачи-Но-Ки» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Книги о бонсай с 1800 по 1840 годы» . Феникс бонсай . Проверено 19 апреля 2010 г.
- ^ Нодзаки, Синобу (1940) Карликовые деревья (Бонсай) , Ltd., стр. 25–26.
- ^ О'Коннелл, Джин (1970). «Искусство бонсай». Научный дайджест (март): 38.
- ^ «Книги о бонсай с 1800 по 1840 годы» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Карликовые деревья в горшках на картинах, свитках и гравюрах на дереве, 1800–1868 годы» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 7 апреля 2010 г.
- ^ «Самая ранняя известная фотография из Японии, на которой изображено карликовое дерево в горшке, сделанная Пьером Россье, около 1861 года» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ямада, Томио (2005). «Основы монтажа бонсай». Международный бонсай (4): 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл, Уоррен (2000). «Размышления о Японии». Вестник НБФ . ХI : 5.
- ^ Яманака, Казуки. «Можжевельник Симпаку: его тайная история, глава II. Первый симпаку: Исидзути Симпаку» . Всемирная федерация дружбы бонсай. Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
- ^ Нодзаки. Карликовые деревья (бонсай) . п. 24.
- ^ Ито, Ёшими (1969). «Происхождение бонсай». Журнал ABS Bonsai . 3 (1): 3.
- ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . п. 8.
- ^ Нодзаки. Карликовые деревья (бонсай) . п. 43.
- ^ Донован, Эрл Х. (1978). «Дух Бунджина». Журнал ABS Bonsai . 12 (2): 30.
- ^ Нака. Техника бонсай II . пп. 306, 322.
- ^ Катаяма. Мини-бонсай — хобби . п. 20.
- ^ «Экспозиции, на которых, как известно, присутствовали бонсай» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ «Книга дней бонсай на февраль» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 1 сентября 2016 г.
- ^ «Карликовые деревья из современной литературы» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . п. 153.
- ^ «Специализированные журналы о бонсай и других волшебных миниатюрных пейзажах, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Кобаяши, Конио (2011). Бонсай . Токио: PIE International Inc., стр. 16. ISBN. 978-4-7562-4094-1 .
- ^ Коллинз, Перси (1907). «Культура карликовых деревьев Японии». Журнал Windsor (октябрь): 540.
- ^ « Карликовые деревья графа Окумы» от Фрэнсиса Э. Кларка в The Independent» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Книги о бонсай и смежных искусствах, 1900–1949» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Ямада, Томио (2005). «Основы монтажа бонсай». Международный бонсай (4): 10.
- ^ Нака. Техника бонсай II . п. 322.
- ^ Катаяма, Тейичи (1974). Мини-бонсай — хобби . Japan Publications, Inc. с. 20.
- ^ Терри, Томас Филип (1914). Японская империя Терри . Компания Хоутон Миффлин. п. 168 . Проверено 7 апреля 2010 г.
карликовое дерево в горшке +Токугава.
- ^ Песси, Кристиан и Реми Самсон (1992). Основы бонсай, пошаговое руководство по выращиванию, дрессировке и общему уходу . Sterling Publishing Co., Inc. с. 17.
- ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . п. 242.
- ^ Коллинз, Перси (1969). «Культура карликовых деревьев Японии». Журнал ABS Bonsai (1): 17.
- ^ «Книга дней бонсай на сентябрь» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . п. 10.
- ^ Перейти обратно: а б «Десять шоу кокуфу бонсай, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . стр. 242–243.
- ^ «Кьюзо Мурата, отец современного бонсай в Японии, Часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Нодзаки. Карликовые деревья (Бонсай) . стр. 6, 96.
- ^ Перейти обратно: а б «Императорская коллекция бонсай, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . п. 154.
- ^ «Кьюзо Мурата, отец современного бонсай в Японии, Часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Некоторые серьезные условия в Японии после Второй мировой войны» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Конвенции, симпозиумы, демонстрации, семинары и выставки, часть VI» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Юдзи Ёсимура, отец популярного бонсай в невосточном мире» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Книги о бонсай и смежных искусствах» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Сабуро Като, международный строитель мостов, его наследие и наследие, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ Элиас, Томас С. (2002). «Лучшие экспонаты бонсай и суйсэки в Японии». Журнал «Бонсай» . 41 (май/июнь): 12.
- ^ Перейти обратно: а б «Книга дней бонсай на апрель» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Конвенции» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ «О горшках и гончарах для бонсай» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Нации. Когда бонсай пришел в разные страны и территории?» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 14 января 2023 г.
- ^ «Онлайн-информационный бюллетень клуба» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Смело расти: немного бонсай из целлулоида (обзор)» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
- ^ «Сколько здесь любителей бонсай?» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.