Аахенские Евангелия (Школа Ады)
Аахенские Евангелия ( нем . Schatzkammer-Evangeliar «Сокровищницы Евангелий» или Karolingisches Evangeliar «Каролингские Евангелия») — каролингская иллюминированная рукопись , созданная в начале девятого века членом школы Ады . Евангелиарий « принадлежит к группе рукописей, которая называется « Группа Ады» или Группа венских коронационных евангелий» . Он является частью церковной сокровищницы Карла , Великого Палатинской капеллы ныне Ахенского собора , и сегодня хранится в сокровищнице Ахенского собора . Евангелия Сокровищницы и более поздние Оттоновские Евангелия Лютара — две наиболее важные средневековые рукописи, представленные здесь.
Описание и классификация
[ редактировать ]Рукопись
[ редактировать ]Кодекс ( размером 30,1 × 23,3 см (11,9 × 9,2 дюйма) на 280 листах пергамента содержит тексты четырёх Евангелий каждое со своим прологом), пролога Иеронима (л. 2r – л. 5r). ) и так называемое краткое содержание Дамасия . Все они написаны в одну колонку Каролингского минускула , а названия и заголовки подчеркнуты использованием Capitalis Rustica . полностраничная миниатюра (л. 14т) и двенадцать страниц канонических таблиц в качестве конкорданса Евангельским текстам предшествуют (л. 8т – 14т). Они окружены архитектурным декором, который отражает позднеантичную модель примерно 400 г. н. э. и, что является уникальным для всего каролингского освещения , изображает классические антаблементы .
Очень обычно, среди прочего, изображать Четырех Евангелистов сбоку на холмистом пейзаже с горизонтом , что создает иллюзию нахождения каждого из четырех евангелистов в своей комнате. Пейзаж выравнивает линию горизонта с тенистыми, почти силуэтами деревьев на фоне розового вечернего неба. Сквозь разную прозрачность краски видны эскизы, показывающие, что архитектурный фон в виде зубчатых изначально планировался стен. Евангелисты изображены с белыми нимбами в разные периоды жизни от юности до старости, а также как олицетворения четырех темпераментов , одетые в свободные белые тоги на манер античных философов . стоит кафедра для письма Перед ним , Матфей пишет, Марк обмакивает перо в чернильницу , Лука читает, а Иоанн размышляет над написанным. Евангелисты стоят лицом друг к другу и словно выполняют свою работу изолированно, но в единой витиеватой рамке (изображенной как бы украшенной филигрань и драгоценные камни) и в едином пейзаже, передающем идею о том, что четыре автора служат одной цели, каждый по-своему, а именно провозглашению Слова Божия и Царства Божия . Также делается ссылка на единство и последовательность четырех Евангелий как письменных свидетельств и проявлений единой веры: Христианской Благой Вести . Таким образом, образы имеют сложное богословское значение, как и в большинстве средневековых произведений искусства . Расположение четырех евангелистов в четырех углах пейзажа напоминает четыре стороны света . Подобно тому, как, по мнению Августина , эти четыре кардинальные точки могли лишь вместе образовать единый мир, так и четыре автора могли лишь вместе составить единое Евангелие. Это уникальное изображение создано художником, смешавшим греко-итальянские темы с живописью позднего античного периода.
За исключением рассмотренного выше изображения и декоративной страницы с заголовком Евангелия от Матфея , выполненным золотыми и серебряными прописными буквами на фиолетовом фоне в орнаментальной рамке, в рукописи нет других миниатюр, которые являются неполными.
На последних страницах содержится Capitulare Evangeliorum — список евангельских стихов для чтения на воскресных службах и больших праздниках (л. 258r).
Крышка
[ редактировать ]До 1972 года к рукописи была прикреплена обложка книги времен Оттона (ок. 1020 г.) с ювелирным искусством и византийским рельефом из слоновой кости конца десятого века с изображением Марии, держащей Младенца Иисуса в центре. Эта крышка, вероятно, принадлежала алтарному образу, подаренному императором Генрихом II , которому Пала д'Оро в Аахенском соборе также приписывается .
В центре обложки находится панель из слоновой кости, на которой изображена Богородица в образе Одигитрии (Указатель пути), одного из пяти основных иконографических типов Мадонны в восточно-православном искусстве. Она указывает на Христа как на Мессию . Рельеф представляет собой середину гребней с драгоценными камнями и перегородчатой эмалью, простирающихся по горизонтальной и вертикальной осям, образуя Crux gemmata . «Одигитрия» сверху и снизу обрамлена четырьмя золотыми листами рельефа Репуссе со сценами из жизни Христа: Рождества , Распятия , Воскресения и Вознесения . Символы четырех евангелистов появляются слева и справа от этих сцен, примерно в треть размера сцен из Жизни Христа, в золотом Репуссе . Эти восемь рельефов стилистически очень похожи на барельефы Пала д'Оро в Аахенском соборе, поэтому они, скорее всего, были созданы одной ювелирной мастерской , вероятно, в Фульде . [1] Внешняя часть обложки содержит широкую отделку, богато украшенную драгоценными камнями и филигранью.
По своему оформлению обложка книги соответствует традициям каролингской иллюминации. Вероятно, эта обложка книги Оттона заменила старую обложку Каролингов. Хронологически и стилистически он наиболее близок к Codex aureus Epternacensis .
В девятнадцатом веке переплет был переделан. В это время золотой рельеф был вдавлен, в результате чего символы Матфея и Марка поменялись местами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрнст Гюнтер Гримме , Сокровище Ахенского собора. Шванн, Дюссельдорф, 1973, с. 10.
Библиография
[ редактировать ]- Фрауке Стенбок. Великолепная церковь переплета раннего средневековья. Немецкое издательство искусствоведения, Берлин, 1965, стр. 133–135.
- Герта Лепи, Георг Минкенберг. Сокровищница Ахенского собора. Бримберг, Ахен, 1995 г., ISBN 3-923773-16-1 , стр. 19–20.
- Катарина Бирбрауэр. «Сокровищницы Евангелий». 799. Искусство и культура Каролингского периода. Каталог выставки Падерборн 1999 г. Заберн, Майнц 1999 г. ISBN 3-8053-2456-1 , 2 тома, стр. 706–710.
- Куниберт Беринг. Искусство раннего средневековья. (= художественная эпоха 2). Реклам, Штутгарт, 2002 г., ISBN 3-15-018169-0 , стр. 251–254.
- Герта Лепи, Анн Мюнхов. Искусство из слоновой кости из сокровищ Ахенского собора. Имхоф, Петерсберг 2006, ISBN 3-86568-000-3 , стр. 18–21.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ахенским Евангелием , на Викискладе?