Харатин
Общая численность населения | |
---|---|
> 1,5 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
(40%) Мавритания ; Этническая группа в ( Тунис , Алжир , Марокко , Ливия , Западная Сахара ) | |
Языки | |
Магрибский арабский Берберские языки | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Гнава , другие афроарабы , Бейдане , сахарцы , другие арабы Магриби , другие арабские , берберские , арабо-берберские и арабизированные берберские народы, Туареги , другие магрибцы |
Харатин : ( араб . حراطين , латинизированный западном Харатин , единственное число Хартани ), также пишется Харатин или Харратин , — этническая группа, проживающая в западном Сахеле и юго- Магрибе . [1] [2] [3] Харатинцы в основном встречаются в современной Мавритании (где они составляют множество), Марокко , Западной Сахаре и Алжире . В Тунисе и Ливии их называют Швашинами ( шуашин , шуашин ; единственное число: швашин , шушан ).
Харатинцы говорят на арабских диалектах Магриби , а также на различных берберских языках . [4] Их традиционно характеризуют как потомков бывших рабов из стран южнее Сахары. [5] [6]
Они образуют самую крупную определенную этнолингвистическую группу в Мавритании, где составляют 40% населения (~ 1,5 миллиона человек). [7] В некоторых частях арабо-берберского Магриба их иногда называют «социально обособленным классом рабочих». [4] [8]
Харатинцы были и до сих пор обычно остаются социально изолированными в некоторых Магриби странах , живя в отдельных , состоящих только из харатинцев гетто . Их обычно воспринимают как эндогамную группу бывших рабов или потомков рабов. [9] [10] Они приняли ислам при арабах и берберах. [9] и были насильно завербованы в марокканскую армию Исмаилом ибн Шарифом (султаном Марокко с 1672 по 1727 год) для консолидации власти. [10]
Традиционно многие харатинцы занимались сельским хозяйством – были крепостными , пастухами и наемными работниками . [9]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение и значение имени Харатин (единственное число Хартани) являются спорными. [11] Некоторые утверждают, что оно происходит от берберского слова ahardan (мн. ihardin ), обозначающего цвет кожи, а точнее «темный цвет». [12] [13] Это слово отсутствует в арабском языке и использовалось племенами Санхаджа и Зената до прибытия Бени Хасана . [14] Другие утверждают, что оно происходит от арабской фразы аль-Хурр аль-Тани или второй класс (вторая группа свободных людей). [11] Ни одно из этих утверждений не имеет серьезных доказательств. [11]
История
[ редактировать ]Харатинцы составляют этническую группу, отличную от арабского населения и туарегов, а также от современных этнических групп Африки к югу от Сахары. [12] [15] [16] Однако в Мавритании, где проживает почти 1,5 миллиона харатинов, у них развилось отдельное чувство этнической идентичности. [8]
Во время римской оккупации Мавритании берберское племя Годала бежало на юг в сторону оазиса Драа и поработило местное население Харатина. [17] Они исторически унаследовали свой рабский статус и семейное занятие, были эндогамными и социально сегрегированными. [9] [10] Некоторые общины различали два типа рабов: один назывался «Абид» , или «раб», и «Харатин» , или «освобожденный раб». Однако, по мнению антрополога Джона Шупа, и Абид, и Харатин не могли свободно владеть землей или иметь эквивалентные права собственности . [8] Независимо от того, были они технически свободными или нет, в общинах, в которых они жили, к ним относились как к социально неполноценным. Будучи лишены права и возможности владеть какой-либо землей, они исторически выживали, принимая крепостные отношения покровитель-клиент либо в качестве домашней прислуги. или в качестве издольщицы ( хаммасина ). [18] [19]
Они стали общей целью обязательного призыва марокканского правителя султана Исмаила ибн Шарифа (у которого мать была харатинкой), поскольку он стремился построить армию, не имевшую социальной или культурной привязанности к какой-либо другой арабской или берберской группе в Магрибе. Он призвал на военную службу большинство трудоспособных мужчин Харатина и Абида, находившихся в то время в Марокко. Затем эту армию обычно принуждали к серии войн, чтобы консолидировать власть Ибн Шарифа. [10] [18] [20]
Харатинские сообщества
[ редактировать ]Мавритания
[ редактировать ]В Мавритании харатинцы составляют одну из крупнейших этнических групп и составляют до 40% мавританцев. Их иногда называют «черными маврами ». [21] в отличие от Бейдане , или «Белых мавров». Харатин Мавритании также в основном говорил на арабском языке хасания . [22]
Харатинцы в Мавритании, по мнению антрополога Джозефа Хеллвега , специализирующегося на исследованиях Западной Африки, исторически были частью социальной кастовой иерархии, которая, вероятно, развилась из бедуинского наследия между 14 и 16 веками. «Хасаны» монополизировали занятия, связанные с войной и политикой, «Звая» (Завая) — религиозные роли, «Бидан» (белые мавры) владели собственностью и держали рабов (харатины, черные мавры). [23] Каждая из них представляла собой недвижимые касты, эндогамные, с наследственными занятиями, в которых высшие слои собирали дань ( хорма ) с низших слоев мавританского общества, считали их социально неполноценными и отказывали им в праве владеть землей или оружием, тем самым создавая социо- экономически закрытая система. [24] [25] [26]
В 1981 году Мавритания официально отменила рабство. [22] [27] Однако даже после формальностей, отмены и принятия новых законов дискриминация Харатина по-прежнему широко распространена, и многие из них продолжают фактически порабощаться, в то время как большое количество людей живет в других формах неформальной зависимости от своих бывших хозяев. [22] Хотя рабство было отменено указом президента в 1981 году, оно не было криминализировано впервые в 2007 году и снова в 2015 году, отмена рабства в Мавритании редко применяется. [28]
Amnesty International сообщила, что в 1994 году 90 000 харатинов все еще жили как «собственность» своего хозяина, при этом в отчете указывалось, что «рабство в Мавритании наиболее распространено среди традиционного высшего класса мавров». [29] По мнению мавританских чиновников, любые отношения господина и крепостного основаны на взаимном согласии. Эта позиция была подвергнута сомнению Организацией Объединенных Наций и правозащитными группами. [22]
В отчете Amnesty International говорится, что «социальные взгляды среди большинства городских мавров изменились, но в сельской местности древний разрыв все еще жив». Было предпринято множество попыток оценить реальное распространение рабства в современной Мавритании, но в большинстве случаев они были сорваны официальной позицией правительства Нуакшота о том, что эта практика устранена. По оценкам Amnesty, около 300 000 освобожденных рабов продолжали служить своим бывшим хозяевам. [29]
27 апреля 2007 года Мессауд ульд Булкхейр был избран спикером Национальной ассамблеи, став первым чернокожим харатинцем, занявшим этот пост. [30]
Марокко
[ редактировать ]Харатин в Марокко в основном сконцентрирован в южной части региона Драа-Тафилалет , особенно в таких городах, как Загора , где они составляют значительную часть населения. [31]
Харатин на протяжении всей своей истории был рабским слоем марокканского общества. [10] Они принадлежали каждому городу и фермерскому центру до времен марокканского правителя Исмаила ибн Шарифа . Они обеспечивали домашний труд, сельскохозяйственный труд, физический труд в городах и на рынках, а также призывались для ведения войн. [18] [20]
По словам Ремко Энселя, профессора антропологии, специализирующегося на исследованиях Магриба, слово «Харатин» на марокканском языке является уничижительным и в современной литературе означает «подчинение, дурную славу»; его часто заменяют на «Драви», «Драва», «Сахрави», «Сахрава» или другими региональными терминами. [32] [33] Марокканские харитины, как утверждает Чуки Эль-Хамель, профессор истории, специализирующийся на африканских исследованиях, представляют собой диаспору чернокожих западноафриканцев, которых насильно переправляли через Сахару и продавали на марокканских невольничьих рынках на протяжении веков. Как утверждает Эль-Хамель, они впитали «арабоцентричные ценности в доминирующую интерпретацию ислама» на протяжении поколений и считают себя марокканцами-мусульманами, а не своей этнической или родной группой. [33]
Слои Харатина, будучи рабами, были основным институтом марокканского общества на протяжении XIX века. [34] Тем не менее, в целом исторические записи об их происхождении и этнографии отсутствовали, что привело к появлению нескольких сфабрикованных предложений, а их упоминание в старой марокканской литературе обычно ограничивается их статусом рабов и больше сосредоточено на правах их владельцев. [33] [35] Именно их современная экономическая и социальная маргинализация пробудила новый интерес к их истории и их устным рассказам. [33]
Харатины остаются незаменимыми работниками в современных обществах-оазисах, утверждает Энсель, и с ними по-прежнему плохо обращаются в отличие от верхних слоев, называемых «шурфа». [32] По словам Ремко Энселя, Харатин, наряду со Свасином в Марокко и другими обществами на северной окраине Сахары, были частью социальной иерархии, которая включала высшие слои дворянства, религиозных специалистов и литераторов, за которыми следовали свободные люди, кочевые скотоводческие слои и и рабы. Харатинцы были иерархически выше, чем ‘ Абиды (потомки рабов) в самом низу, но ниже Ахрара . Эту иерархию, утверждает Энсель, описывали по-разному: этнические группы, сословия, квазикасты, касты или классы. [36] [37]
Харатины исторически жили отдельно от основного общества, в сельской изоляции. [37] Их подчинение иногда идеологически оправдывалось дворянами и некоторыми богословами, хотя другие с этим не соглашались. [38] Социальная стратификация харатинов и их взаимоотношения с другими членами общества различались в зависимости от долины и оазиса, но независимо от того, были ли харатины технически «неосвобожденными, полуосвобожденными или освобожденными» рабами, другие слои считали их «низшими». общества. [39] Харатинцы остаются маргинализованным населением Марокко, как и другие подобные группы по всему миру. [40]
Западная Сахара
[ редактировать ]По данным Хьюман Райтс Вотч, Марокко утверждает, что рабство широко распространено в лагерях сахарских беженцев, находящихся в ведении Фронта ПОЛИСАРИО на юго-западе Алжира ; ПОЛИСАРИО отрицает это и утверждает, что искоренил рабство посредством информационных кампаний. В отчете о расследовании Хьюман Райтс Вотч за 2009 год были взяты интервью у некоторых темнокожих сахарцев , которые составляют небольшое меньшинство в лагерях; они заявили, что некоторые «черные» «принадлежат» «белым», но эта собственность проявляется только в «предоставлении» права замужества девушкам. Другими словами, темнокожая девушка должна иметь одобрение своего «хозяина». Без этого брак не может быть заключен кади . [41]
В докладе отмечается, что ПОЛИСАРИО заявляет, что выступает против любой такой дискриминации, но поднимает вопросы о возможном официальном сговоре или безразличии к этой практике. Кроме того, HRW обнаружила случай с официальным документом, дающим свободу группе порабощенных семей. Документ, о котором идет речь, датирован совсем недавно, в 2007 году. Документ был подписан местным судьей или официальным государственным служащим. Рабство до сих пор запечатлено в памяти по историческим и традиционным причинам, и такие случаи не так шокируют, как можно было бы подумать, для общества лагерей сахарских беженцев. [41] Хьюман Райтс Вотч завершает свою главу о рабстве следующим образом: «В общем, заслуживающие доверия источники свидетельствовали Хьюман Райтс Вотч о пережитках рабства, которые продолжают влиять на жизнь части черного меньшинства в лагерях Тиндуфа. Эта практика связана с историческими связями. между семьями, которые подразумевают определенные права и обязанности, которые не всегда ясны. Быть рабом не обязательно исключает свободу передвижения».
Отвечая на вопросы о рабстве, ПОЛИСАРИО признал существование «в ограниченной степени некоторых практик, связанных с устаревшим мышлением», и заявил, что «намерен бороться и искоренить их, когда бы они ни появлялись и какую бы форму они ни принимали». «Мы приветствуем это заявление и призываем ПОЛИСАРИО проявлять бдительность в достижении этой цели», — заявила HRW. [41]
Алжир
[ редактировать ]В алжирской Сахаре харатинцы, которые были маргинализированы Францией во время колонизации, после обретения страной независимости добились социального и политического прогресса. [42] Эта интеграция началась во время освободительной войны ; дискурс эмансипации и отсутствие государственного расизма, составляющие традицию алжирского национализма, преуспели в мобилизации этой социальной категории. [42] Социальный успех благодаря образованию позволил бывшим Харатинам быть представленными в местных сообществах и получить доступ к наиболее влиятельным позициям. [42]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 110–113. ISBN 978-1-139-62004-8 .
- ^ Сабина, Партуш. «Берберская энциклопедия» . Институт исследований и исследований арабского и мусульманского мира Иремам — UMR 7310 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года . Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Жак-Мёни, Дениз (1972). «Заметки по истории населения южного Марокко» . Обзор мусульманского Запада и Средиземноморья . 11 : 137–150. дои : 10.3406/remmm.1972.1148 . Проверено 25 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б они арабоговорящие харатинцы , Британская энциклопедия (2014).
- ^ Кейта, СОЙ (1993). «Исследования и комментарии о биологических связях Древнего Египта» . История в Африке . 20 : 129–154. дои : 10.2307/3171969 . ISSN 0361-5413 . JSTOR 3171969 . S2CID 162330365 .
- ^ Макдугалл, Э. Энн (2015). «Спрятано на виду: «Харатин» в «Нише-поселениях» Нуакшота » . Международный журнал африканских исторических исследований . 48 (2): 251–279. ISSN 0361-7882 . JSTOR 44723360 .
- ^ Мавритания , Справочник ЦРУ
- ^ Jump up to: а б с Джон А. Шуп III (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 114–115. ISBN 978-1-59884-363-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН 978-0-19-533770-9 . , Цитата: "Харатин. Социальная каста в ряде стран северо-западной Африки, состоящая из чернокожих, многие из которых являются бывшими рабами (...)"
- ^ Jump up to: а б с д и Мейерс, Аллан Р. (1977). «Класс, этническая принадлежность и рабство: истоки марокканского Абид». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета: 427–442. дои : 10.2307/216736 . JSTOR 216736 .
- ^ Jump up to: а б с Джон А. Шуп (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 114–116. ISBN 978-1-59884-362-0 .
- ^ Jump up to: а б Гаст, М. (2000). «Хартани » Энциклопедия Бербера-Хадруметума-Хиджабы . 22 .
- ^ Хамель, Чуки Эль (2002). «Раса, рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал исследований Северной Африки . 7 (3). Рутледж: 29–52. дои : 10.1080/13629380208718472 . S2CID 219625829 .
- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН 978-1-139-62004-8 .
- ^ Фроман, Ален (1999). «Наша красавица: антропобиология так называемого пленного населения». В Доу, Джон (ред.). Времена Сахеля: в честь Эдмона Бернуса (на французском языке). п. 186.
- ^ Колен, Жорж Серафин (1971). «Харатин» (PDF) . У Б. Льюиса; В.Л. Менаж; Ч. Пеллат; Дж. Шахт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3. Э.Дж. Брилл. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2021 года . Проверено 14 апреля 2020 г. .
- ^ Эннаджи, Мохаммед (1999). Служение господину: рабство и общество в Марокко девятнадцатого века . Макмиллан. п. 62. ИСБН 978-0-333-75477-1 .
- ^ Jump up to: а б с Мартин А. Кляйн ; Сюзанна Майерс (2013). Рабство и колониальное правление в Африке . Рутледж. стр. 58–59, 79–86. ISBN 978-0714648842 .
- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 92. ИСБН 978-1-139-62004-8 .
- ^ Jump up to: а б Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 2–9. ISBN 978-1-135-78016-6 .
- ^ «Последний бой рабства — CNN.com» . Си-Эн-Эн.
- ^ Jump up to: а б с д Аппиа, Кваме Энтони; Генри Луи Гейтс младший (2010). Энциклопедия Африки: Двухтомник . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН 9780195337709 .
- ^ Джозеф Р. Хеллвег (2011). Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (ред.). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. п. 761. ИСБН 978-1-4522-6656-5 .
- ^ Энтони Г. Паццанита (1999), Middle East Journal, Политический переход в Мавритании: проблемы и перспективы , том 53, номер 1 (зима, 1999 г.), страницы 44-58
- ^ Кэтрин Энн Уайли (2016), Делая людей больше: свадебный обмен и создание социальных ценностей в сельской Мавритании, Africa Today, издательство Университета Джонса Хопкинса, том 62, номер 3, страницы 48-69
- ^ Мелинда Смейл (1980), Женщины в Мавритании , USAID: Мавритания, Офис женщин в развитии, Агентство международного развития, ОИКР, Вашингтон, округ Колумбия, страницы viii-ix, xviii-xix, 12-17, 35-36, 43; Цитата: «Каста является наиболее конкретным из этих важнейших понятий. Применительно к западноафриканским обществам она используется в самом общем значении разделения обществ на иерархически ранговые, эндогамные и профессиональные группы; отношения между этими группами, имеющие ритуал как а также экономическое значение (...) Чтобы понять мавританское общество, необходимо понять его этнические группы, племена, социально-экономические классы и касты. Носители языка хасания, которые преобладают на большей части территории страны, за исключением реки, делятся. на две важные подгруппы - биданы, или белые мавры, и харатинцы, или черные мавры. Биданы традиционно делятся на Звайя (религиозные группы или группы «марабут»), Хасан (группы воинов), Зенага (группы свободных данников), Му. 'алламин (мастера) и Игьювн (артисты) (...)
- ^ Сантакроче, Лея (12 апреля 2021 г.). «Конец рабству в Мавритании? Предполагаемый случай с женщиной, предложенной в качестве приданого, возобновляет дебаты» . Geo.fr (на французском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
- ^ Дж. Кинг, Стивен (26 августа 2021 г.). «Покончить с наследственным рабством в Мавритании: Бидан (белые) и черные «рабы» в 2021 году» . Арабская инициатива реформ .
- ^ Jump up to: а б Новости Оффролла
- ^ «Бывший лидер мавританской оппозиции возглавил Национальное собрание» . Голос Америки . 1 ноября 2009 года . Проверено 30 июня 2024 г.
- ^ «В Загоре призраки сегрегации» . хаффпостмагреб .
- ^ Jump up to: а б Ремко Энсель (1999). Святые и служители в Южном Марокко . БРИЛЛ. стр. 2–4. ISBN 90-04-11429-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 4–6. ISBN 978-1-139-62004-8 .
- ^ Мохаммед Эннаджи (1999). Служение господину: рабство и общество в Марокко XIX века . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–7. ISBN 978-0-312-21152-3 .
- ^ Мохамед Хасан (2012). Между Караваном и Султаном: Байрук Южного Марокко: исследование истории и идентичности . БРИЛЛ Академик. стр. 189–195. ISBN 978-90-04-18382-7 .
- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN 978-1-139-62004-8 .
- ^ Jump up to: а б Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 92, 112–113. ISBN 978-1-139-62004-8 .
- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 112–113, 172–173. ISBN 978-1-139-62004-8 . , Цитата: «Это новое значение было идеологической конструкцией, призванной оправдать порабощение свободных/освобожденных чернокожих [Харатина], и было подкреплено документами, которые стремились продвигать программу Махзана, демонстрируя, что Харатин имели рабское происхождение, тем самым создавая расовую расовую структуру. каста».
- ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 3, 45–46, 57–59, 244–246. ISBN 978-1-139-62004-8 .
- ^ Ремко Энсель (1999). Святые и служители в Южном Марокко . БРИЛЛ. стр. 6–7. ISBN 90-04-11429-7 .
- ^ Jump up to: а б с Гольдштейн, Эрик (19 декабря 2008 г.). «Права человека в Западной Сахаре и лагерях беженцев Тиндуф» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Юсфи, Бадреддин (30 июня 2017 г.). «Сахарские территории в Алжире. Управление, действующие лица и территориальная рекомпозиция» . L'Année du Maghreb (на французском языке) (16): 53–69. doi : 10.4000/anneemaghreb.2951 . ISSN 1952-8108 . Проверено 22 марта 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Илахиане, Сайн (1998). Сила кинжала, семена Корана и пот пахаря: этническое расслоение и интенсификация сельского хозяйства в долине Зиз . Юго-восток Марокко. Том. 107, 7. неопубликованная диссертация, Унив. из Аризоны.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Эль Хамель, Чуки (осень 2002 г.). « Раса, рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал североафриканских исследований . 29 (38).
- Батран, Азиз Абдалла (1985). «Улама Фаса, Мулай Исмаил и проблема Харатина Фаса». У Джона Ральфа, Уиллиса (ред.). Рабы и рабство в мусульманской Африке . Том. 1: Ислам и идеология порабощения. Лондон: Фрэнк Касс. стр. 125–59.
- Энсель, Ремко (1999). Святые и служители в Южном Марокко . Лейден: Брилл.
- Ханвик, Дж. О. «Черные рабы в Средиземноморском мире: введение в забытый аспект африканской диаспоры». Журнал африканской истории .
- ЭнНаджи, Мохаммед; Сет, Гребнер (1998). Служение хозяину: рабство и общество в Марокко девятнадцатого века . Пресса Святого Мартина. п. 62.
- Amnesty International, 7 ноября 2002 г., Мавритания, Будущее без рабства? Формальная отмена рабства в 1981 году не привела к реальной и эффективной отмене по разным причинам, включая отсутствие законодательства, обеспечивающего ее реализацию.