Jump to content

Харатин

(Перенаправлено с Харатинса )

Харатин / Харатин
Девушка Харатин из Марокко.
Общая численность населения
> 1,5 миллиона
Регионы со значительной численностью населения
(40%)  Мавритания ;
Этническая группа в
(  Тунис ,  Алжир ,  Марокко ,  Ливия ,  Западная Сахара )
Языки
Магрибский арабский
Берберские языки
Религия
Суннитский ислам
Родственные этнические группы
Гнава , другие афроарабы ,
Бейдане , сахарцы , другие арабы Магриби ,
другие арабские , берберские , арабо-берберские и арабизированные берберские народы,
Туареги , другие магрибцы

Харатин : ( араб . حراطين , латинизированный западном Харатин , единственное число Хартани ), также пишется Харатин или Харратин , — этническая группа, проживающая в западном Сахеле и юго- Магрибе . [1] [2] [3] Харатинцы в основном встречаются в современной Мавритании (где они составляют множество), Марокко , Западной Сахаре и Алжире . В Тунисе и Ливии их называют Швашинами ( шуашин , шуашин ; единственное число: швашин , шушан ).

Харатинцы говорят на арабских диалектах Магриби , а также на различных берберских языках . [4] Их традиционно характеризуют как потомков бывших рабов из стран южнее Сахары. [5] [6]

Они образуют самую крупную определенную этнолингвистическую группу в Мавритании, где составляют 40% населения (~ 1,5 миллиона человек). [7] В некоторых частях арабо-берберского Магриба их иногда называют «социально обособленным классом рабочих». [4] [8]

Харатинцы были и до сих пор обычно остаются социально изолированными в некоторых Магриби странах , живя в отдельных , состоящих только из харатинцев гетто . Их обычно воспринимают как эндогамную группу бывших рабов или потомков рабов. [9] [10] Они приняли ислам при арабах и берберах. [9] и были насильно завербованы в марокканскую армию Исмаилом ибн Шарифом (султаном Марокко с 1672 по 1727 год) для консолидации власти. [10]

Традиционно многие харатинцы занимались сельским хозяйством – были крепостными , пастухами и наемными работниками . [9]

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение и значение имени Харатин (единственное число Хартани) являются спорными. [11] Некоторые утверждают, что оно происходит от берберского слова ahardan (мн. ihardin ), обозначающего цвет кожи, а точнее «темный цвет». [12] [13] Это слово отсутствует в арабском языке и использовалось племенами Санхаджа и Зената до прибытия Бени Хасана . [14] Другие утверждают, что оно происходит от арабской фразы аль-Хурр аль-Тани или второй класс (вторая группа свободных людей). [11] Ни одно из этих утверждений не имеет серьезных доказательств. [11]

Харатинцы составляют этническую группу, отличную от арабского населения и туарегов, а также от современных этнических групп Африки к югу от Сахары. [12] [15] [16] Однако в Мавритании, где проживает почти 1,5 миллиона харатинов, у них развилось отдельное чувство этнической идентичности. [8]

Во время римской оккупации Мавритании берберское племя Годала бежало на юг в сторону оазиса Драа и поработило местное население Харатина. [17] Они исторически унаследовали свой рабский статус и семейное занятие, были эндогамными и социально сегрегированными. [9] [10] Некоторые общины различали два типа рабов: один назывался «Абид» , или «раб», и «Харатин» , или «освобожденный раб». Однако, по мнению антрополога Джона Шупа, и Абид, и Харатин не могли свободно владеть землей или иметь эквивалентные права собственности . [8] Независимо от того, были они технически свободными или нет, в общинах, в которых они жили, к ним относились как к социально неполноценным. Будучи лишены права и возможности владеть какой-либо землей, они исторически выживали, принимая крепостные отношения покровитель-клиент либо в качестве домашней прислуги. или в качестве издольщицы ( хаммасина ). [18] [19]

Они стали общей целью обязательного призыва марокканского правителя султана Исмаила ибн Шарифа (у которого мать была харатинкой), поскольку он стремился построить армию, не имевшую социальной или культурной привязанности к какой-либо другой арабской или берберской группе в Магрибе. Он призвал на военную службу большинство трудоспособных мужчин Харатина и Абида, находившихся в то время в Марокко. Затем эту армию обычно принуждали к серии войн, чтобы консолидировать власть Ибн Шарифа. [10] [18] [20]

Харатинские сообщества

[ редактировать ]

Мавритания

[ редактировать ]

В Мавритании харатинцы составляют одну из крупнейших этнических групп и составляют до 40% мавританцев. Их иногда называют «черными маврами ». [21] в отличие от Бейдане , или «Белых мавров». Харатин Мавритании также в основном говорил на арабском языке хасания . [22]

Харатинцы в Мавритании, по мнению антрополога Джозефа Хеллвега , специализирующегося на исследованиях Западной Африки, исторически были частью социальной кастовой иерархии, которая, вероятно, развилась из бедуинского наследия между 14 и 16 веками. «Хасаны» монополизировали занятия, связанные с войной и политикой, «Звая» (Завая) — религиозные роли, «Бидан» (белые мавры) владели собственностью и держали рабов (харатины, черные мавры). [23] Каждая из них представляла собой недвижимые касты, эндогамные, с наследственными занятиями, в которых высшие слои собирали дань ( хорма ) с низших слоев мавританского общества, считали их социально неполноценными и отказывали им в праве владеть землей или оружием, тем самым создавая социо- экономически закрытая система. [24] [25] [26]

В 1981 году Мавритания официально отменила рабство. [22] [27] Однако даже после формальностей, отмены и принятия новых законов дискриминация Харатина по-прежнему широко распространена, и многие из них продолжают фактически порабощаться, в то время как большое количество людей живет в других формах неформальной зависимости от своих бывших хозяев. [22] Хотя рабство было отменено указом президента в 1981 году, оно не было криминализировано впервые в 2007 году и снова в 2015 году, отмена рабства в Мавритании редко применяется. [28]

В Мавритании использование харатинских девушек в качестве прислуги привлекло активистов.

Amnesty International сообщила, что в 1994 году 90 000 харатинов все еще жили как «собственность» своего хозяина, при этом в отчете указывалось, что «рабство в Мавритании наиболее распространено среди традиционного высшего класса мавров». [29] По мнению мавританских чиновников, любые отношения господина и крепостного основаны на взаимном согласии. Эта позиция была подвергнута сомнению Организацией Объединенных Наций и правозащитными группами. [22]

В отчете Amnesty International говорится, что «социальные взгляды среди большинства городских мавров изменились, но в сельской местности древний разрыв все еще жив». Было предпринято множество попыток оценить реальное распространение рабства в современной Мавритании, но в большинстве случаев они были сорваны официальной позицией правительства Нуакшота о том, что эта практика устранена. По оценкам Amnesty, около 300 000 освобожденных рабов продолжали служить своим бывшим хозяевам. [29]

27 апреля 2007 года Мессауд ульд Булкхейр был избран спикером Национальной ассамблеи, став первым чернокожим харатинцем, занявшим этот пост. [30]

Харатин в Марокко в основном сконцентрирован в южной части региона Драа-Тафилалет , особенно в таких городах, как Загора , где они составляют значительную часть населения. [31]

Харатин на протяжении всей своей истории был рабским слоем марокканского общества. [10] Они принадлежали каждому городу и фермерскому центру до времен марокканского правителя Исмаила ибн Шарифа . Они обеспечивали домашний труд, сельскохозяйственный труд, физический труд в городах и на рынках, а также призывались для ведения войн. [18] [20]

По словам Ремко Энселя, профессора антропологии, специализирующегося на исследованиях Магриба, слово «Харатин» на марокканском языке является уничижительным и в современной литературе означает «подчинение, дурную славу»; его часто заменяют на «Драви», «Драва», «Сахрави», «Сахрава» или другими региональными терминами. [32] [33] Марокканские харитины, как утверждает Чуки Эль-Хамель, профессор истории, специализирующийся на африканских исследованиях, представляют собой диаспору чернокожих западноафриканцев, которых насильно переправляли через Сахару и продавали на марокканских невольничьих рынках на протяжении веков. Как утверждает Эль-Хамель, они впитали «арабоцентричные ценности в доминирующую интерпретацию ислама» на протяжении поколений и считают себя марокканцами-мусульманами, а не своей этнической или родной группой. [33]

Слои Харатина, будучи рабами, были основным институтом марокканского общества на протяжении XIX века. [34] Тем не менее, в целом исторические записи об их происхождении и этнографии отсутствовали, что привело к появлению нескольких сфабрикованных предложений, а их упоминание в старой марокканской литературе обычно ограничивается их статусом рабов и больше сосредоточено на правах их владельцев. [33] [35] Именно их современная экономическая и социальная маргинализация пробудила новый интерес к их истории и их устным рассказам. [33]

Харатины остаются незаменимыми работниками в современных обществах-оазисах, утверждает Энсель, и с ними по-прежнему плохо обращаются в отличие от верхних слоев, называемых «шурфа». [32] По словам Ремко Энселя, Харатин, наряду со Свасином в Марокко и другими обществами на северной окраине Сахары, были частью социальной иерархии, которая включала высшие слои дворянства, религиозных специалистов и литераторов, за которыми следовали свободные люди, кочевые скотоводческие слои и и рабы. Харатинцы были иерархически выше, чем ‘ Абиды (потомки рабов) в самом низу, но ниже Ахрара . Эту иерархию, утверждает Энсель, описывали по-разному: этнические группы, сословия, квазикасты, касты или классы. [36] [37]

Харатины исторически жили отдельно от основного общества, в сельской изоляции. [37] Их подчинение иногда идеологически оправдывалось дворянами и некоторыми богословами, хотя другие с этим не соглашались. [38] Социальная стратификация харатинов и их взаимоотношения с другими членами общества различались в зависимости от долины и оазиса, но независимо от того, были ли харатины технически «неосвобожденными, полуосвобожденными или освобожденными» рабами, другие слои считали их «низшими». общества. [39] Харатинцы остаются маргинализованным населением Марокко, как и другие подобные группы по всему миру. [40]

Западная Сахара

[ редактировать ]

По данным Хьюман Райтс Вотч, Марокко утверждает, что рабство широко распространено в лагерях сахарских беженцев, находящихся в ведении Фронта ПОЛИСАРИО на юго-западе Алжира ; ПОЛИСАРИО отрицает это и утверждает, что искоренил рабство посредством информационных кампаний. В отчете о расследовании Хьюман Райтс Вотч за 2009 год были взяты интервью у некоторых темнокожих сахарцев , которые составляют небольшое меньшинство в лагерях; они заявили, что некоторые «черные» «принадлежат» «белым», но эта собственность проявляется только в «предоставлении» права замужества девушкам. Другими словами, темнокожая девушка должна иметь одобрение своего «хозяина». Без этого брак не может быть заключен кади . [41]

В докладе отмечается, что ПОЛИСАРИО заявляет, что выступает против любой такой дискриминации, но поднимает вопросы о возможном официальном сговоре или безразличии к этой практике. Кроме того, HRW обнаружила случай с официальным документом, дающим свободу группе порабощенных семей. Документ, о котором идет речь, датирован совсем недавно, в 2007 году. Документ был подписан местным судьей или официальным государственным служащим. Рабство до сих пор запечатлено в памяти по историческим и традиционным причинам, и такие случаи не так шокируют, как можно было бы подумать, для общества лагерей сахарских беженцев. [41] Хьюман Райтс Вотч завершает свою главу о рабстве следующим образом: «В общем, заслуживающие доверия источники свидетельствовали Хьюман Райтс Вотч о пережитках рабства, которые продолжают влиять на жизнь части черного меньшинства в лагерях Тиндуфа. Эта практика связана с историческими связями. между семьями, которые подразумевают определенные права и обязанности, которые не всегда ясны. Быть рабом не обязательно исключает свободу передвижения».

Отвечая на вопросы о рабстве, ПОЛИСАРИО признал существование «в ограниченной степени некоторых практик, связанных с устаревшим мышлением», и заявил, что «намерен бороться и искоренить их, когда бы они ни появлялись и какую бы форму они ни принимали». «Мы приветствуем это заявление и призываем ПОЛИСАРИО проявлять бдительность в достижении этой цели», — заявила HRW. [41]

В алжирской Сахаре харатинцы, которые были маргинализированы Францией во время колонизации, после обретения страной независимости добились социального и политического прогресса. [42] Эта интеграция началась во время освободительной войны ; дискурс эмансипации и отсутствие государственного расизма, составляющие традицию алжирского национализма, преуспели в мобилизации этой социальной категории. [42] Социальный успех благодаря образованию позволил бывшим Харатинам быть представленными в местных сообществах и получить доступ к наиболее влиятельным позициям. [42]

  1. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 110–113. ISBN  978-1-139-62004-8 .
  2. ^ Сабина, Партуш. «Берберская энциклопедия» . Институт исследований и исследований арабского и мусульманского мира Иремам — UMR 7310 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года . Проверено 25 февраля 2018 г.
  3. ^ Жак-Мёни, Дениз (1972). «Заметки по истории населения южного Марокко» . Обзор мусульманского Запада и Средиземноморья . 11 : 137–150. дои : 10.3406/remmm.1972.1148 . Проверено 25 февраля 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б они арабоговорящие харатинцы , Британская энциклопедия (2014).
  5. ^ Кейта, СОЙ (1993). «Исследования и комментарии о биологических связях Древнего Египта» . История в Африке . 20 : 129–154. дои : 10.2307/3171969 . ISSN   0361-5413 . JSTOR   3171969 . S2CID   162330365 .
  6. ^ Макдугалл, Э. Энн (2015). «Спрятано на виду: «Харатин» в «Нише-поселениях» Нуакшота » . Международный журнал африканских исторических исследований . 48 (2): 251–279. ISSN   0361-7882 . JSTOR   44723360 .
  7. ^ Мавритания , Справочник ЦРУ
  8. ^ Jump up to: а б с Джон А. Шуп III (2011). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 114–115. ISBN  978-1-59884-363-7 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН  978-0-19-533770-9 . , Цитата: "Харатин. Социальная каста в ряде стран северо-западной Африки, состоящая из чернокожих, многие из которых являются бывшими рабами (...)"
  10. ^ Jump up to: а б с д и Мейерс, Аллан Р. (1977). «Класс, этническая принадлежность и рабство: истоки марокканского Абид». Международный журнал африканских исторических исследований . 10 (3). Центр африканских исследований Бостонского университета: 427–442. дои : 10.2307/216736 . JSTOR   216736 .
  11. ^ Jump up to: а б с Джон А. Шуп (31 октября 2011 г.). Этнические группы Африки и Ближнего Востока: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 114–116. ISBN  978-1-59884-362-0 .
  12. ^ Jump up to: а б Гаст, М. (2000). «Хартани » Энциклопедия Бербера-Хадруметума-Хиджабы . 22 .
  13. ^ Хамель, Чуки Эль (2002). «Раса, рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал исследований Северной Африки . 7 (3). Рутледж: 29–52. дои : 10.1080/13629380208718472 . S2CID   219625829 .
  14. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 110. ИСБН  978-1-139-62004-8 .
  15. ^ Фроман, Ален (1999). «Наша красавица: антропобиология так называемого пленного населения». В Доу, Джон (ред.). Времена Сахеля: в честь Эдмона Бернуса (на французском языке). п. 186.
  16. ^ Колен, Жорж Серафин (1971). «Харатин» (PDF) . У Б. Льюиса; В.Л. Менаж; Ч. Пеллат; Дж. Шахт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3. Э.Дж. Брилл. Архивировано из оригинала (PDF) 4 июня 2021 года . Проверено 14 апреля 2020 г. .
  17. ^ Эннаджи, Мохаммед (1999). Служение господину: рабство и общество в Марокко девятнадцатого века . Макмиллан. п. 62. ИСБН  978-0-333-75477-1 .
  18. ^ Jump up to: а б с Мартин А. Кляйн ; Сюзанна Майерс (2013). Рабство и колониальное правление в Африке . Рутледж. стр. 58–59, 79–86. ISBN  978-0714648842 .
  19. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 92. ИСБН  978-1-139-62004-8 .
  20. ^ Jump up to: а б Джон Ральф Уиллис (2005). Рабы и рабство в Африке: Том второй: Рабское сословие . Рутледж. стр. 2–9. ISBN  978-1-135-78016-6 .
  21. ^ «Последний бой рабства — CNN.com» . Си-Эн-Эн.
  22. ^ Jump up to: а б с д Аппиа, Кваме Энтони; Генри Луи Гейтс младший (2010). Энциклопедия Африки: Двухтомник . Издательство Оксфордского университета. п. 549. ИСБН  9780195337709 .
  23. ^ Джозеф Р. Хеллвег (2011). Марк Юргенсмейер; Уэйд Кларк Руф (ред.). Энциклопедия мировой религии . Публикации SAGE. п. 761. ИСБН  978-1-4522-6656-5 .
  24. ^ Энтони Г. Паццанита (1999), Middle East Journal, Политический переход в Мавритании: проблемы и перспективы , том 53, номер 1 (зима, 1999 г.), страницы 44-58
  25. ^ Кэтрин Энн Уайли (2016), Делая людей больше: свадебный обмен и создание социальных ценностей в сельской Мавритании, Africa Today, издательство Университета Джонса Хопкинса, том 62, номер 3, страницы 48-69
  26. ^ Мелинда Смейл (1980), Женщины в Мавритании , USAID: Мавритания, Офис женщин в развитии, Агентство международного развития, ОИКР, Вашингтон, округ Колумбия, страницы viii-ix, xviii-xix, 12-17, 35-36, 43; Цитата: «Каста является наиболее конкретным из этих важнейших понятий. Применительно к западноафриканским обществам она используется в самом общем значении разделения обществ на иерархически ранговые, эндогамные и профессиональные группы; отношения между этими группами, имеющие ритуал как а также экономическое значение (...) Чтобы понять мавританское общество, необходимо понять его этнические группы, племена, социально-экономические классы и касты. Носители языка хасания, которые преобладают на большей части территории страны, за исключением реки, делятся. на две важные подгруппы - биданы, или белые мавры, и харатинцы, или черные мавры. Биданы традиционно делятся на Звайя (религиозные группы или группы «марабут»), Хасан (группы воинов), Зенага (группы свободных данников), Му. 'алламин (мастера) и Игьювн (артисты) (...)
  27. ^ Сантакроче, Лея (12 апреля 2021 г.). «Конец рабству в Мавритании? Предполагаемый случай с женщиной, предложенной в качестве приданого, возобновляет дебаты» . Geo.fr (на французском языке) . Проверено 27 марта 2024 г.
  28. ^ Дж. Кинг, Стивен (26 августа 2021 г.). «Покончить с наследственным рабством в Мавритании: Бидан (белые) и черные «рабы» в 2021 году» . Арабская инициатива реформ .
  29. ^ Jump up to: а б Новости Оффролла
  30. ^ «Бывший лидер мавританской оппозиции возглавил Национальное собрание» . Голос Америки . 1 ноября 2009 года . Проверено 30 июня 2024 г.
  31. ^ «В Загоре призраки сегрегации» . хаффпостмагреб .
  32. ^ Jump up to: а б Ремко Энсель (1999). Святые и служители в Южном Марокко . БРИЛЛ. стр. 2–4. ISBN  90-04-11429-7 .
  33. ^ Jump up to: а б с д Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 4–6. ISBN  978-1-139-62004-8 .
  34. ^ Мохаммед Эннаджи (1999). Служение господину: рабство и общество в Марокко XIX века . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–7. ISBN  978-0-312-21152-3 .
  35. ^ Мохамед Хасан (2012). Между Караваном и Султаном: Байрук Южного Марокко: исследование истории и идентичности . БРИЛЛ Академик. стр. 189–195. ISBN  978-90-04-18382-7 .
  36. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. п. 3. ISBN  978-1-139-62004-8 .
  37. ^ Jump up to: а б Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 92, 112–113. ISBN  978-1-139-62004-8 .
  38. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 112–113, 172–173. ISBN  978-1-139-62004-8 . , Цитата: «Это новое значение было идеологической конструкцией, призванной оправдать порабощение свободных/освобожденных чернокожих [Харатина], и было подкреплено документами, которые стремились продвигать программу Махзана, демонстрируя, что Харатин имели рабское происхождение, тем самым создавая расовую расовую структуру. каста».
  39. ^ Чуки Эль Хамель (2014). Черное Марокко: история рабства, расы и ислама . Издательство Кембриджского университета. стр. 3, 45–46, 57–59, 244–246. ISBN  978-1-139-62004-8 .
  40. ^ Ремко Энсель (1999). Святые и служители в Южном Марокко . БРИЛЛ. стр. 6–7. ISBN  90-04-11429-7 .
  41. ^ Jump up to: а б с Гольдштейн, Эрик (19 декабря 2008 г.). «Права человека в Западной Сахаре и лагерях беженцев Тиндуф» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 17 августа 2011 г.
  42. ^ Jump up to: а б с Юсфи, Бадреддин (30 июня 2017 г.). «Сахарские территории в Алжире. Управление, действующие лица и территориальная рекомпозиция» . L'Année du Maghreb (на французском языке) (16): 53–69. doi : 10.4000/anneemaghreb.2951 . ISSN   1952-8108 . Проверено 22 марта 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Илахиане, Сайн (1998). Сила кинжала, семена Корана и пот пахаря: этническое расслоение и интенсификация сельского хозяйства в долине Зиз . Юго-восток Марокко. Том. 107, 7. неопубликованная диссертация, Унив. из Аризоны. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Эль Хамель, Чуки (осень 2002 г.). « Раса, рабство и ислам в средиземноморской мысли Магриби: вопрос Харатина в Марокко». Журнал североафриканских исследований . 29 (38).
  • Батран, Азиз Абдалла (1985). «Улама Фаса, Мулай Исмаил и проблема Харатина Фаса». У Джона Ральфа, Уиллиса (ред.). Рабы и рабство в мусульманской Африке . Том. 1: Ислам и идеология порабощения. Лондон: Фрэнк Касс. стр. 125–59.
  • Энсель, Ремко (1999). Святые и служители в Южном Марокко . Лейден: Брилл.
  • Ханвик, Дж. О. «Черные рабы в Средиземноморском мире: введение в забытый аспект африканской диаспоры». Журнал африканской истории .
  • ЭнНаджи, Мохаммед; Сет, Гребнер (1998). Служение хозяину: рабство и общество в Марокко девятнадцатого века . Пресса Святого Мартина. п. 62.
  • Amnesty International, 7 ноября 2002 г., Мавритания, Будущее без рабства? Формальная отмена рабства в 1981 году не привела к реальной и эффективной отмене по разным причинам, включая отсутствие законодательства, обеспечивающего ее реализацию.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2fcd06b75901670b5690b84558a4141__1722179700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/41/a2fcd06b75901670b5690b84558a4141.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Haratin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)