Jump to content

Психическое здоровье на Ближнем Востоке

Изучение психического здоровья на Ближнем Востоке — это область исследований , масштабы и содержание которой продолжают расти. [1] По состоянию на 10 мая 2019 г. исследование ВОЗ показывает, что более 70 стран и территорий в шести регионах, включая Египет, Ирак, Иорданию, Ливан, оккупированную палестинскую территорию, Катар, Сирию, Тунис, ОАЭ и Йемен, отдают приоритет освещению психических заболеваний. состояние здоровья. [2]

Чтобы точно оценить и понять проблемы психического здоровья на Ближнем Востоке , необходимо принять во внимание географические , исторические , культурные и социальные влияния этой части мира. Хотя каждая из многих стран, обычно считающихся частью «Ближнего Востока», уникальна, существует обязательная этническая структура, которую следует учитывать. Во-первых, Ближний Восток является источником многих основных мировых религий . Христианство , иудаизм и ислам зародились в этом регионе. Из этих многих религий ислам оказал наиболее продолжительное и культурно более девяноста процентов (90%) населения . значимое влияние на регион, охватывая , по некоторым измерениям, Догматы исламской веры и ее строгие цели, безусловно, служили как руководством, так и препятствием для практики поставщиков психиатрической помощи на Ближнем Востоке. Существует конфликт между древними религиозными учениями и современным подходом « западного мира » к вопросам психического здоровья.

Историческая перспектива

[ редактировать ]

Психическое здоровье на Ближнем Востоке , со времен фараонов до исламского Возрождения , имеет богатую и сложную историю. Во времена фараонов термины «сома» и «психика» использовались для определения психических расстройств , и такие расстройства описывались как проблемы с сердцем или маткой , как указано в папирусах Эбера и Кахуна. [3] Хотя в то время преобладала мистическая культура, психические расстройства лечились на соматической основе. В исламскую эпоху не было известно, что люди с психическими заболеваниями подвергались каким-либо формам пыток и не подвергались остракизму ; это произошло из-за веры в одержимости добрым мусульманским джинном возможность .

Ислам , преобладающая религия на Ближнем Востоке, был одной из первых основных религий, пропагандировавших сочувствие и заботу о психически больных, освобождая их от ответственности за свои действия. [4] Несмотря на общую связь духовной одержимости с исламом, тематический анализ арабских текстов и четырех английских переводов Корана не выявил прямой связи между духовной одержимостью и психическими расстройствами в Священных Писаниях. [4]

В древние времена лечение психических заболеваний в странах Ближнего Востока принимало различные формы. Например, в древнем Иране существовали различные медицинские специальности, в том числе целители, ориентированные на тело (тан-пезешк), и те, кто специализировался на психике (раван-пезешк), что эквивалентно современным психиатрам. [1] Первая психиатрическая больница на Ближнем Востоке, получившая название «Ин Сина», была открыта в Сирийской Арабской Республике в 1929 году. В 1956 году последовало строительство еще одной больницы в Алеппо . [1]

Исторические записи включают рассказы о Масуде Хане , родившемся в мусульманской феодальной королевской семье в Иране в 1924 году, который, вероятно, страдал невыявленным биполярным расстройством . [5] Примечательно, что он проходил обследование у видных деятелей западного психоанализа, таких как Анна Фрейд .

Современные взгляды

[ редактировать ]

Исторические взгляды на психическое здоровье по-прежнему остаются заметными на Ближнем Востоке, поскольку стигма не изменилась даже в наши дни. Недостаточные знания о психическом здоровье могут привести к более высокой вероятности развития соматических симптомов расстройства . [6] Это особенно очевидно в пострадавших от конфликта регионах, таких как Сирия и Палестина, где такие состояния, как депрессия и стресс, часто проявляются как проблемы с физическим здоровьем. Эти симптомы часто игнорируются или игнорируются из-за широкой распространенности подобных проблем в обществе. [6] Исследования показали, что в арабском регионе люди склонны связывать проблемы психического здоровья с культурными или религиозными убеждениями. [7] В отношении психических расстройств широко распространена стигма и негативное отношение, из-за чего люди не обращаются за соответствующей помощью. [7] Социально приемлемые формы обращения за помощью практикуются религиозными лидерами, этот метод остается наиболее распространенной формой обращения за помощью. [8]

Региональные вариации

[ редактировать ]

Общая нехватка психиатрических услуг на Ближнем Востоке во многом является фактором, способствующим тому, что люди не обращаются за помощью. [9] Воздействие на психическое здоровье варьируется по всему Ближнему Востоку из-за того, что некоторые регионы сталкиваются с войнами, экономическими трудностями и социально-политическими волнениями. В этих странах из-за проблем, с которыми сталкиваются люди, самые основные потребности не удовлетворяются; поэтому психическое здоровье часто не является приоритетом. [9] В то время как в более развитых странах, таких как Саудовская Аравия, где предоставляется бесплатная медицинская помощь и люди имеют доступ к услугам в области психического здоровья, поскольку специалисты в области психического здоровья широко доступны. [10] Отношение общества к психическому здоровью играет существенную роль в обращении за помощью по сравнению с доступностью услуг в развивающихся странах. [9] «Видение Саудовской Аравии на 2030 год » включает расширение инфраструктуры психического здоровья за счет предоставления большего количества услуг тем, кто нуждается в помощи, а также расширение медицинских школ и обучение по вопросам психического здоровья. [10]

Духовные верования и суеверия

[ редактировать ]

Вера в то, что вы одержимы сверхъестественными существами, такими как джинны (демоны), сехер (магия) или хасад (« сглаз »), распространена среди мусульман в целом и, как сообщается, более распространена среди женщин, пожилых людей и людей с низкими доходами. уровни образования. [11] Хотя вера в одержимость демонами официально осуждается как несовместимая с исламом и его учениями, [12] он сохраняется в культуре Ближнего Востока. [13] Эти приписывания подчеркивают сложности, связанные с пониманием и лечением психических расстройств в ближневосточной культуре, подчеркивая важность культурно-чувствительных инициатив по снижению стигмы.

умереть [14] [15] (زار), известный как одержимость духом, встречается в некоторых культурах Ближнего Востока. [16] Специальные церемонии проводятся, чтобы успокоить зара и облегчить симптомы больного человека. Эти ритуальные церемонии, организованные и проводимые лидером, включают в себя затронутого человека и человека, ранее затронутого заром, и включают « благовония , музыку и движение». [14] Детали церемонии различаются в зависимости от региона. Некоторые лидеры могут рекомендовать пациенту сначала обратиться за помощью к врачу , в то время как другие считают, что вмешательство врача, например, использование игл для инъекций, может еще больше взволновать зара, создавая еще больше проблем для пациента. Те, кто выбирает традиционное лечение зара, остаются в изоляции на срок до семи дней. [14] Об этом синдроме сообщалось в странах Северной Африки и Ближнего Востока, включая Эфиопию , Египет , Иран и Судан . Признаки и симптомы зара могут включать диссоциативные эпизоды, неожиданный смех, крики или пение или даже удары пациентов головой о стену. Клиенты могут проявлять апатию и вести затворнический образ жизни . Те, кто находится под влиянием зара, могут отказываться от еды или выполнения повседневных дел и могут развивать расширенное взаимодействие с одержимым духом. [15]

Корундовый от сглаза амулет из Месапотамии ʘDanieliness [17]

« Сглаз » также известен как Айн аль-Хасуд (عين الحسود)» и представляет собой веру в то, что некоторые люди обладают способностью причинять вред или неудачу другим своим взглядом. Это убеждение встречается в различных культурах по всему миру. , включая Ближний Восток, Средиземноморье, Южную Азию и Латинскую Америку. [18] Чрезмерный страх перед сглазом и теми, кто его накладывает, распространен среди некоторых людей. Подобные убеждения приносят пользу шарлатанам, которые охотятся на умы таких жертв. Определенный класс общества стоит у ворот этих шарлатанов, движимый иллюзией, разочарованием и страхом перед сглазом и теми, кто его бросает, – и дьявол шепчет им, заставляя их поверить, что их психические расстройства вызваны сглаза, в то время как они получают выгоду от их эксплуатации. Защитные талисманы и амулеты, известные как «назар» или «обереги от сглаза», обычно используются в культурах Ближнего Востока для защиты от воздействия сглаза. Эти талисманы обычно имеют символ глаза, часто синего или бирюзового цвета, который, как полагают, отражает негативную энергию.

Традиционное и духовное лечение

[ редактировать ]

По словам Ибн Сины, исламская медицина рассматривает психическое заболевание как соматическое заболевание, используя различные методы лечения, такие как ванны, массаж, кровопускание, пиявки, банки , прижигание , музыку и медикаментозную терапию, включающую слабительные, рвотные средства и опиум. [4] Помимо того, что психические заболевания рассматриваются как состояние тела, существует широко распространенное убеждение в сверхъестественном происхождении безумия. Люди часто обращаются к оберегам и амулетам для защиты от джиннов, сглаза и черной магии. Экзорцизмы, проводимые некоторыми святыми людьми, также известными как шейхи , широко распространены, особенно среди суфиев . Примечательно, что многие пациенты обращаются за лечением как в медицинской, так и в духовной сфере. [19] В Саудовской Аравии и других странах Персидского залива принято консультироваться с целителями или шейхами, прежде чем обращаться за профессиональной медицинской помощью. [4]

Сравнение западного и ближневосточного подходов к психическому здоровью

[ редактировать ]

Сравнительное исследование отношения к слуховым галлюцинациям в Саудовской Аравии и Великобритании выявило существенные различия. В Саудовской Аравии некоторые приписывали такие симптомы сатане или демонам, а другие связывали их с повреждением мозга или стрессом. Аналогично, в Великобритании такое отношение присутствовало, но больший упор делался на стресс как причинный фактор. Что касается предпочтений в отношении лечения, большинство саудовцев склонялись к религиозному вмешательству, в то время как другие рассматривали психологическую терапию или лекарства. В Великобритании психологическая терапия и лекарства были более разнообразно одобрены.

Известные синдромы

[ редактировать ]

Посттравматическое стрессовое расстройство

[ редактировать ]

К сожалению, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) широко распространено на Ближнем Востоке из-за множества конфликтов, с которыми сталкиваются люди в этом регионе. [20] Диагностические симптомы посттравматического стрессового расстройства включают повторяющееся переживание первоначального травматического события в виде воспоминаний или повторяющихся ночных потов и ночных кошмаров . Те, кто страдает синдромом посттравматического стресса, часто стараются избегать других, а также любых раздражителей, похожих на травматическое событие. Они также могут проявлять повышенное возбуждение . трудности с засыпанием или сном, неожиданные эпизодические приступы гнева и повышенная бдительность Также могут возникнуть . Формальные диагностические критерии как DSM-IV-TR, так и МКБ-10 указывают, что симптомы длятся более одного месяца и вызывают значительные нарушения в социальной , профессиональной и/или других важных сферах функционирования. [21] Есть также некоторые свидетельства того, что дети, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством на Ближнем Востоке, могут испытывать ускоренное старение. [22]

Депрессия

[ редактировать ]

Депрессия на Ближнем Востоке специально изучалась в больнице Намази Шираз в Иране. В исследовании медсестер, проведенном в 2006 году, симптомы депрессии наблюдались у 26,9% обследованных. [23] [24] В этом перекрестном опросе уровень депрессии у 130 медсестер был изучен с использованием опросника депрессии Бека, состоящего из 21 пункта . [25] Сбор данных также включал индивидуальные интервью и последующие действия исследовательской группы. [ нужны разъяснения ] Также было обнаружено, что депрессия возникает после переживания ужасных ситуаций, таких как война . Наблюдение и переживание таких ситуаций создает чувство безнадежности, которое перерастает в депрессию. [26]

Различные причины

[ редактировать ]

На Ближнем Востоке существует тенденция приписывать психическим расстройствам божественное происхождение. Эта практика возникла еще до ислама и имеет исторические корни в Аравии, библейских периодах и Древней Греции. [4] Историческое непонимание безумия привело к использованию сверхъестественных объяснений. Стигматизация психического здоровья может также возникнуть из-за примитивного страха перед невидимым, особенно потому, что у людей с психическими расстройствами могут не проявляться видимые симптомы. Неизвестная природа психических заболеваний способствует усилению страха и стигмы. Несмотря на научные данные, классифицирующие психические заболевания как психологические или физические, на Ближнем Востоке сохраняются интерпретации сверхъестественного.

Различные факторы способствуют возникновению проблем психического здоровья в регионе, включая социально-политические волнения, экономические проблемы и переходный этап во взрослую жизнь. Войны, массовые протесты, смена режимов и политическая нестабильность создают атмосферу незащищенности и экономического застоя, повышая риск депрессии среди молодых людей. [27] Примечательно, что в 2019 году в Палестине , столкнувшейся с геноцидом, были зарегистрированы самые высокие показатели распространенности, заболеваемости и DALY депрессивных расстройств на 100 000 человек по стандартизированному по возрасту показателю. [28] Демографические сдвиги на Ближнем Востоке, отмеченные « молодежным бумом », еще больше усложняют ситуацию с психическим здоровьем, особенно в Египте . [27] Высокий уровень безработицы среди молодежи, особенно среди женщин, связан с депрессией и другими проблемами психического здоровья. [29]

В продолжающихся военных условиях, таких как сектор Газа , где земля находится в осаде , люди не могут должным образом переживать нормальные расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство. [30] Это связано с тем, что травматические случаи происходят постоянно и не подпадают под определение «посттравматического расстройства». Палестинские дети, проходящие лечение от психических расстройств, имеют высокую вероятность рецидива из-за постоянного стресса и тревоги, которые их окружают. [30]

Стигма вокруг психического здоровья

[ редактировать ]

Несмотря на это, исламские принципы установлены для получения лечения в случае необходимости. [31] Многие на Ближнем Востоке продолжают рассматривать психические проблемы как наказание Богом определенного человека. [32] Трудности воспринимаются как доказательство того, что у Бога есть план для каждого человека, что затем приводит к тому, что люди воспринимают психические заболевания как испытание от Бога. [31] Поскольку религия играет большую роль на Ближнем Востоке, мусульмане часто обращаются к религиозным лидерам (имамам или шейхам) из-за их видной роли в обществе. [31] Из-за претворяемой в жизнь важности чужих взглядов психическое здоровье на Ближнем Востоке полностью игнорируется. [32] Человек не мог выразить свои психические проблемы из-за страха быть отчужденным из-за своей ненормальности. Дети решили молча бороться, чтобы не опозорить свои семьи. [32] Даже пережив войну, беженцы из Афганистана не могли выразить свою борьбу из-за связанного с ней смущения. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с А. Мохит (2001). «Психическое здоровье и психиатрия на Ближнем Востоке: историческое развитие». Восточно-Средиземноморский журнал здравоохранения . Том. 7, нет. 3. С. 336–347.
  2. ^ Гебреисус, Тедрос Адханом (2019). Специальная инициатива ВОЗ по психическому здоровью (2019–2023 гг.): Всеобщий охват услугами здравоохранения в области психического здоровья (Отчет). Всемирная организация здравоохранения.
  3. ^ Галиунги, Пол (1963). Магия и медицина в Древнем Египте .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Ислам, Ф.; Кэмпбелл, РА (12 июня 2012 г.). « Сатана поразил меня!» Одержимость джиннами и психические заболевания в Коране» . Журнал религии и здоровья . 53 (1): 229–243. дои : 10.1007/s10943-012-9626-5 . ISSN   0022-4197 . ПМИД   22688386 . S2CID   10214851 .
  5. ^ Фридман, Ричард К. (12 марта 2008 г.). «Ложное Я: Жизнь Масуда Хана» . Архив сексуального поведения . 37 (4): 662–664. дои : 10.1007/s10508-008-9347-8 . ISSN   0004-0002 . S2CID   141922531 .
  6. ^ Jump up to: а б Эльшами, Фара; Хамаде, Ая; Биллингс, Джо; Аляфей, Аиша (26 октября 2023 г.). «Психические заболевания и поведение, требующее помощи в ближневосточных культурах: систематический обзор и метасинтез качественных данных» . ПЛОС ОДИН . 18 (10): e0293525. Бибкод : 2023PLoSO..1893525E . дои : 10.1371/journal.pone.0293525 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   10602270 . ПМИД   37883515 .
  7. ^ Jump up to: а б Эльямани, Ровайда; Наджа, Сара; Аль-Дахшан, Айман; Хамуд, Хамед; Бугмиза, Мохаммед Ихеб; Алкубайси, Нура (07 января 2021 г.). На, Кён-Сэ (ред.). «Грамотность в области психического здоровья в арабских государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива: систематический обзор» . ПЛОС ОДИН . 16 (1): e0245156. Бибкод : 2021PLoSO..1645156E . дои : 10.1371/journal.pone.0245156 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   7790272 . ПМИД   33411793 .
  8. ^ Окпаку, Сэмюэл О., изд. (2021). Инновации в глобальном психическом здоровье . Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-57296-9 . ISBN  978-3-030-57295-2 .
  9. ^ Jump up to: а б с Эльшами, Фара; Хамаде, Ая; Биллингс, Джо; Аляфей, Аиша (26 октября 2023 г.). «Психические заболевания и поведение, требующее помощи в ближневосточных культурах: систематический обзор и метасинтез качественных данных» . ПЛОС ОДИН . 18 (10): e0293525. Бибкод : 2023PLoSO..1893525E . дои : 10.1371/journal.pone.0293525 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   10602270 . ПМИД   37883515 .
  10. ^ Jump up to: а б Окпаку, Сэмюэл О., изд. (2021). Инновации в глобальном психическом здоровье . Чам: Международное издательство Springer. дои : 10.1007/978-3-030-57296-9 . ISBN  978-3-030-57295-2 .
  11. ^ Чифтчи, Айше; Джонс, Невада; Корриган, Патрик В. (апрель 2013 г.). «Стигма психического здоровья в мусульманском сообществе» . Журнал мусульманского психического здоровья . 7 (1). дои : 10.3998/jmmh.10381607.0007.102 . ISSN   1556-5009 .
  12. ^ МакКрэй, Найл; Шариф, Лужайн; Норман, Ян (апрель 2019 г.). «Психические расстройства в Саудовской Аравии, изображаемые в СМИ: обзор популярных газет» . Транскультуральная психиатрия . 56 (2): 428–442. дои : 10.1177/1363461518819117 . ISSN   1363-4615 . ПМИД   30632948 .
  13. ^ Карлайл, Джессика (февраль 2018 г.). «Закон о психическом здоровье в Саудовской Аравии» . BJPsych International . 15 (1): 17–19. дои : 10.1192/bji.2017.10 . ISSN   2056-4740 . ПМК   6020922 . ПМИД   29953138 .
  14. ^ Jump up to: а б с electricpulp.com. «ЗАР – Иранская энциклопедия» . www.iranicaonline.org .
  15. ^ Jump up to: а б TMH: Глоссарий синдромов, связанных с культурой. Архивировано 26 мая 2010 г. в Wayback Machine.
  16. Ближний Восток. Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  17. ^ «Пользователь: Danieliness — Wikimedia Commons» . commons.wikimedia.org .
  18. ^ Дандес А. «Сглаз: История болезни». Университет Висконсина Пресс, Ред., 1992.
  19. ^ МакКрэй, Найл; Шариф, Лужайн; Норман, Ян (апрель 2019 г.). «Психические расстройства в Саудовской Аравии, изображаемые в СМИ: обзор популярных газет» . Транскультуральная психиатрия . 56 (2): 428–442. дои : 10.1177/1363461518819117 . ISSN   1363-4615 . ПМИД   30632948 .
  20. ^ Юваль Нерия; Маргарита Бравова; Джессика М. Халпер. (2010). «Травма и посттравматическое стрессовое расстройство среди гражданского населения на Ближнем Востоке» (PDF) . Ежеквартальный журнал исследований посттравматического стрессового расстройства . 21 (4).
  21. ^ Американская психиатрическая ассоциация (1994). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV. Вашингтон, округ Колумбия : Американская психиатрическая ассоциация. ISBN   0-89042-061-0 .
  22. ^ Скотт ЛаФи; Хизер Бушман (7 мая 2015 г.). «Посттравматическое стрессовое расстройство, связанное с ускоренным старением» . UC Health — Калифорнийский университет в Сан-Диего .
  23. ^ «Ближневосточный журнал семейной медицины» .
  24. ^ «NIMH »Основы депрессии» . www.nimh.nih.gov . Архивировано из оригинала 11 июня 2013 г. Проверено 3 августа 2011 г.
  25. ^ Бек, АТ; Уорд, Швейцария; Мендельсон, М; Мок, Дж; Эрбо, Дж (1961). «Инвентарь для измерения депрессии». Арх. Общая психиатрия . 4 (6): 561–71. дои : 10.1001/archpsyc.1961.01710120031004 . ПМИД   13688369 . S2CID   40145105 .
  26. ^ Тахир, Рохина; Должное, Клеманс; Уорд, Пол; Зирш, Анна (декабрь 2022 г.). «Понимание психического здоровья с точки зрения восприятия женщин-беженцев с Ближнего Востока: критический систематический обзор» . ССМ — Психическое здоровье . 2 : 100130. doi : 10.1016/j.ssmmh.2022.100130 . ISSN   2666-5603 . S2CID   249615877 .
  27. ^ Jump up to: а б Лю, Дженни; Модрек, Сепиде; Зивердинг, Майя (31 мая 2017 г.). «Психическое здоровье молодежи и молодых людей в период перехода к взрослой жизни в Египте» . Демографические исследования . 36 : 1721–1758. дои : 10.4054/demres.2017.36.56 . ISSN   1435-9871 . ПМК   5726610 . ПМИД   29242707 .
  28. ^ Сафири, Саид; Мусави, Сейед Эхсан; Неджадгадери, Сейед Ария; Нури, Марьям; Саллман, Марк Дж.М.; Колахи, Али Асгар; Шекарриз-Фумани, Реза (11 сентября 2023 г.). «Бремя большого депрессивного расстройства в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, 1990–2019 гг .» . Acta Neuropsychiatrica . 36 (3): 139–152. дои : 10.1017/neu.2023.42 . ISSN   0924-2708 . ПМИД   37690795 .
  29. ^ Ассаад, Раги; Левисон, Дебора (20 сентября 2017 г.). «Решение глобальной проблемы занятости молодежи» . Сработали ли Цели развития тысячелетия? : 151–190. дои : 10.46692/9781447335719.008 . ISBN  9781447335719 .
  30. ^ Jump up to: а б Камар, Ая Камаль Абу; Хаббуб, Тасним Мохаммед; Эльманама, Абдельрауф Али (июнь 2022 г.). «Устойчивость к противомикробным препаратам бактерий, выделенных в Европейской больнице Газы до и после протестов Великого марша возвращения: ретроспективное исследование» . Ланцет . 399 : С14. дои : 10.1016/s0140-6736(22)01149-7 . ISSN   0140-6736 .
  31. ^ Jump up to: а б с Эльшами, Фара; Хамаде, Ая; Биллингс, Джо; Аляфей, Аиша (26 октября 2023 г.). «Психические заболевания и поведение, требующее помощи в ближневосточных культурах: систематический обзор и метасинтез качественных данных» . ПЛОС ОДИН . 18 (10): e0293525. Бибкод : 2023PLoSO..1893525E . дои : 10.1371/journal.pone.0293525 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   10602270 . ПМИД   37883515 .
  32. ^ Jump up to: а б с Мохаммадзаде, Марджан; Аванг, Хамидин; Мирзаи, Фрахназ (13 апреля 2020 г.). «Стигма психического здоровья среди подростков Ближнего Востока: протокол систематического обзора» . Журнал сестринского дела в области психиатрии и психического здоровья . 27 (6): 829–837. дои : 10.1111/jpm.12627 . ISSN   1351-0126 . ПМИД   32170971 . S2CID   212708476 .
  33. ^ Тахир, Рохина; Должное, Клеманс; Уорд, Пол; Зирш, Анна (декабрь 2022 г.). «Понимание психического здоровья с точки зрения восприятия женщин-беженцев с Ближнего Востока: критический систематический обзор» . ССМ — Психическое здоровье . 2 : 100130. doi : 10.1016/j.ssmmh.2022.100130 . ISSN   2666-5603 . S2CID   249615877 .

Источники

[ редактировать ]
См. также : Дорн, Роберт М. (июнь 1996 г.). «Письма в редакцию: [«Заговорное мышление на Ближнем Востоке»]». Политическая психология . 17 (2): 353–356. дои : 10.2307/3791815 . JSTOR   3791815 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af8320ae1c07d1b52569504ed7c00759__1719171000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/59/af8320ae1c07d1b52569504ed7c00759.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mental health in the Middle East - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)