Христос в точиле

Христос в точиле или мистическое точило [ 1 ] — мотив в христианской иконографии, изображающий Христа , стоящего в точиле , где сам Христос становится виноградом в прессе. [ 2 ] Он происходит от интерпретации Августином и другими ранними богословами группы отрывков из Библии и встречается как визуальный образ в христианском искусстве примерно между 1100 и 18 веками, а также во многих видах религиозной литературы. Образ в искусстве претерпел ряд изменений акцентов, оставаясь при этом достаточно последовательным по своему основному визуальному содержанию, и был одним из относительно немногих средневековых метафорических или аллегорических религиозных образов, сохранивших точку опоры в протестантской иконографии после Реформации .
Разработка имиджа
[ редактировать ]
Изображение было впервые использовано c. 1108 г. является типологическим прообразом распятия Иисуса и выступает как парный подчиненный образ Распятия , в расписном потолке в «малом монастыре» («Кляйн-Комбурге», в отличие от главного) в Комбурге . Здесь Исайя стоит возле точила с бандеролем ; Христос стоит прямо перед тяжелой балкой пресса, которая находится на уровне его талии. В другом примере миниатюра из Хильдесхайма ок. 1160–1180 гг., механического пресса нет, и Христос просто ступает в небольшой чан, который на этот раз имеет круглую форму. Его окружают фигуры с повязками, возможно, Исайя и Иоанн Богослов . Бандероль Христа частично повторяет Исайю 63:3 , а также те, что находятся на боковых фигурах Бытие 49:11 и Числа 13:18 . [ 3 ] Монашеский контекст примера Комбурга типичен для этих ранних примеров, и в этот период только монастыри и богатые лорды могли иметь такое дорогое оборудование, как большой винтовой пресс; [ 4 ] часто они предоставлялись мелким производителям за долю сока. В районе Комбурга в Баден-Вюртемберге виноградники по-прежнему являются основным элементом сельского хозяйства.
Примерно с 1400 года концепция фигуры изменилась, и фигура Христа стала Мужем Скорбей , с давящей на него тяжестью пресса, часто изображаемой в виде согнутой фигуры, как в изображении Христа, несущего крест . Обычно на талии он носит только ткань, и можно увидеть, как кровь из его ран капает и смешивается с виноградным соком на топтанном полу. Во многих примерах балка имеет поперечину, обозначающую идентификацию балки и креста, или Христос несет крест на спине под балкой. Изображение стало сосредоточенным на Евхаристии , а также стало частью набора позднесредневековых образов andachtsbilder, подчеркивающих страдания Христа. [ 5 ]
«Мистический точило» было обычным явлением в гимнах и проповедях позднего средневековья, но реже в изобразительном искусстве. Большинство примеров взято с севера Альп , и изображения в витражах, похоже, были популярны. В Англии, где вина производилось мало, они, вероятно, были очень редки. [ 6 ] Примеры включают несколько французских и фламандских гобеленов, [ 7 ] и витражи, в том числе «Мистический Vitrail du pressoir» в церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. На этом изображении Христос лежит под крестом, на концах которого закреплены три винта; как и в других примерах, он поднимает руку, чтобы натянуть на себя древко. Слева от главной прессы Святой Петр ступает в свою круглую ванну. [ 8 ] В соборе Труа есть похожее окно примерно 1625 года. [ 9 ]
Голландские часы Екатерины Клевской (в настоящее время хранятся в библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке) имеют изображение на нижней странице в типологическом контексте в сочетании с типично своеобразной главной миниатюрой, изображающей стоящего Христа рядом с крестом, опирающимся по диагонали на крест. земля. [ 10 ] XV века, Другой пример — в часослове хранящемся в Музее Виктории и Альберта . [ 11 ]
Как евхаристический образ, он имел аналог в гораздо более редком образе, по существу ограниченном немецкоязычными странами, Hostienmühle или «мельницы-хозяина», где зерновая мельница превращает хозяев для Евхаристии. На изображениях точила сок теперь часто течет в чашу , хотя может и в ведро. ангелы, сельскохозяйственные рабочие, а иногда и Агнец Божий (очевидно, пьющий его). Сбором могут заниматься [ 12 ] Третья «механизированная аллегория» завершает группу «этих странных графических изобретений, в которых богословие и технология празднуют свое маловероятное сочетание» и изображают евхаристические темы. Это источник, который можно показать текущим кровью Христа; метафора больше соответствует повседневной жизни городских жителей. [ 13 ]

Изображение пережило протестантскую Реформацию и, несмотря на некоторое неодобрение католиков в Контрреформации , «сохранялось до XVIII века в искусстве обеих конфессий. В то время как католический образ придавал большее значение учению о таинстве, протестант подчеркивал послушание Христа». жертва". [ 14 ] Например, голландский протестантский художник Карел ван Мандер в своем рисунке для гравюры 1596 года изображает Христа под большим прямоугольным точилом обычным способом, но с крестом, который он несет почти вертикально на плече «с триумфом». Ван Мандер включил в декоративную рамку три короткие библейские цитаты; как и Исаия 63:3 выше, ниже есть слова «Ради предлежавшей Ему радости, Он претерпел крест, пренебрегая посрамлением его» (Евреям 12:2) напротив «Он взял на Себя нашу боль и понес наши страдания» (Исаия 53). :4). [ 15 ]
Немецкое развитие 17-го века расширило образ до более широкой аллегории «Божьего дела искупления в Его церкви». [ 16 ] помещение Христа в точило на холме вверху изображения в вертикальном формате, с его соком-кровью, стекающей вниз, или окроплением групп искупленных, стоящих по бокам, которые могут включать в себя портреты дарителей , Адама и Евы , святых, пророков, короли и прелаты. Это видно на фронтисписе протестантской Библии 1641 года, напечатанной в Нюрнберге , где над главными фигурами на переднем плане есть место для множества простых верующих. Как и на многих изображениях, начиная с XVI века, Христос несет « вымпел Воскресения» (красный крест на белом) и здесь использует конец древка, чтобы пронзить дракона, олицетворяющего сатану , показывая возрастающий протестантский акцент на Покорителя Вино как победитель своих врагов, из Исайи 63. [ 17 ] Подобные изображения украшают некоторые немецкие погребальные памятники. [ 18 ]
Библейская и святоотеческая основа
[ редактировать ]
Для поддержки и разъяснения этого мотива использовались многочисленные тексты. Ключевым отрывком из Священных Писаний был Исайя 63:3, взятый из уст Христа, где говорится: «Я топтал точило один», и упоминается запятнанная вином одежда. Этот отрывок перекликается с Откровением 19:15: «Он топчет точило ярости гнева Бога Вседержителя», и одежда также пропитана, на этот раз кровью. [ 19 ] В Откровении 14:19–20 говорится:
И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноградную лозу на земле, и бросил ее в великое точило гнева Божия. И точило было истоптано за городом, и пошла кровь из точила до узд конских на тысячу шестьсот стадий».
В Бытие 49:10–11 Иаков говорит своим сыновьям:
Не отступит скипетр от Иуды, и посох правителя из-под ног его, доколе не придет тот, кому он принадлежит, и повиновение народов не будет ему.
- Он привяжет осла своего к виноградной лозе, осленка своего к лучшей ветке; он вымоет одежды свои в вине и одежды свои в крови винограда. [ 20 ]
Идея Христа как топтателя и топтателя вина встречается у святого Григория Великого : «Он один топтал точило, в котором сам был давлен, ибо своими собственными силами терпеливо преодолевал страдания». [ 21 ] Встречается оно и в типологии: в Числах 13:23 «соглядатаи», вернувшиеся из Земли Обетованной с гроздью винограда, которую несли на шесте, опирающемся на плечи, также использовались как прообраз, прообразующий прообраз Распятия; после Иустина Мученика и Августина шест понимался как крест, виноград — как Христос, [ 22 ] и два носителя — Экклесия и Синагога . Клостернойбургский алтарь , выполненный в 1181 году Николаем Верденским , включает в себя сцену с таким значением. [ 23 ]
Другой библейской темой, связанной с точилой, на которую ссылаются комментаторы, была аллегория «Виноградника Божьего» или « Истинной Лозы », найденная в Исаии 27:2–5 , Иоанна 15:1 и Матфея 21:33–45 , понимаемая как метафора церкви. [ 24 ] Все эти элементы соединились в образе Христа в точиле.
Отношение к реальной технологии
[ редактировать ]



Типичное изображение периода позднего Средневековья и далее жертвует реалистичной трактовкой технологии прессования ради немедленно узнаваемой визуальной метафоры, включающей человеческую фигуру в неестественном месте в центре композиции. Место, где стоит Христос в большинстве композиций, на самом деле было бы занято различными частями механизма, в частности пластиной или диском для давления на виноград, который находился бы в меньшей круглой деревянной «корзине», похожей на бочонок с прямыми стенками. но с промежутками между брусьями, позволяющими вытекать соку, а также с различными громоздкими грузами и деревянными блоками для передачи давления от балки вниз к пластине. Христос почти всегда изображается стоящим в неглубокой прямоугольной рамке, что вполне реалистично, но это предназначено для сбора сока, вытекающего из бочкообразной корзины с виноградом, а на самом деле не там, где находится виноград, как всегда показывают изображения. Чан или пол, предназначенные для реального хождения пешком, будут намного глубже и, как правило, круглыми.
Хотя в некоторых библейских отрывках, на которые опирается изображение, подчеркивается одежда, испачканная соком, и «хождение» ногами, благодаря использованию механического пресса для вина необходимость рабочих топтать виноград ногами в открытом чане была устранена. Кажется маловероятным, что под каким-либо из различных библейских текстов на самом деле подразумевался механический пресс, хотя римские авторы описывают механизмы, детальное функционирование которых остается неясным. Изображение в искусстве подчеркивает роль Христа как попираемого, а не топтателя, но также сохраняет его роль топтателя, хотя такие красные пятна, как показано, обычно возникают от крови, а не от сока. В раннем типологическом образе Комбурга уже наблюдается смешение метода прессования с использованием только ног сельскохозяйственных рабочих в открытом чане и механического корзинчатого пресса, в котором используется тяжелая балка, управляемая большим деревянным винтом, давящим на тарелка для прессования винограда. Другой конец балки от шурупа удерживается в деревянной рамке, которую часто изображают, но реже можно увидеть необходимые ручки для поворота шурупа. Иногда их изображают с небольшим парящим поясом. Бог Отец совершает поворот. Однако на самом деле нижняя часть винта будет либо давить на центр пластины в относительно небольшой рамке, «корзине» или бочке с виноградом (как показано на рисунке справа), либо в более распространенном варианте, когда винт находится наверху. конце балки, нижняя часть винта будет находиться в фиксированном гнезде на земле. [ 25 ] На изображениях нижняя часть винта часто бесполезно уходит в сторону открытого прижимного пола. [ 26 ]
При большом прямоугольном прижимном полу шнек может располагаться по центру с рамкой с обеих сторон. Либо большая тарелка под винтом будет давить на виноград, расположенный на прямоугольном полу, либо меньшая пластина на виноград в круглой бочкообразной корзине, стоящей на полу, при этом сок обычно вытекает на пол и собирается из выпускного отверстия. точка в этом. Обе настоящие прессы, показанные ниже, относятся к последнему типу. Поскольку общий стандарт художественного изображения сложных механизмов улучшился в эпоху Возрождения, с более полным пониманием графической перспективы , некоторые изображения примерно после 1500 года показывают более реалистичные большие плиты, прижимающие Христа, что художнику все еще трудно представить. [ 27 ]
В английской поэзии
[ редактировать ]Христос в точиле появляется в поэзии английского бенедиктинца Джона Лидгейта XIV века . [ 28 ] и эту метафору используют два выдающихся английских поэта 17 века. Одно из самых известных стихотворений англиканского викария Джорджа Герберта — «Агония» , включенное в «Храм» (1633), где вторая строфа (из трех) представляет собой расширенное тщеславие метафоры в форме «Человека скорби», за которой следует третья строфа. о Евхаристии:
- Кто бы знал Синне, пусть починит
- На Елеонскую гору; там он увидит
- Человек так страдал от боли, что все его волосы
- Кожа его, одежда его кровавая.
- Грех – это давление и порок, вызывающие боль
- Охотиться за своей жестокой пищей всеми силами.
- Кто не знает Любви, пусть испытает
- И вкуси тот сок, который на кресте щуки
- Снова поставил на широкую ногу; тогда пусть он скажет
- Если он когда-либо пробовал подобное.
- Любовь — это сладкий и самый божественный напиток,
- Который мой Бог считает кровью; а я, как вино. [ 29 ]
Джон Мильтон использует эту метафору в расширенном сравнении , чтобы описать сатану, преследующего Христа в «Возвращенном раю» (1671, Книга IV, строки 5–17). [ 30 ] Сатана это:
- [...] как рой мух в винтажное время,
- О винном прессе, где теряется сладкая паста,
- [который] Отбитый, часто возвращается с гудящим звуком.
В немецкой музыке барокко
[ редактировать ]Мотив Христа, грядущего на суд как топтателя точила, встречается в лирике немецких протестантских барочных кантат XVIII века. Апокалиптический библейский мотив Христа, топчущего виноград в точиле (например, Откровение 19:15, где Христос возвращается победителем, топчущим своих врагов), традиционно связан в протестантском толковании с мессианским толкованием отрывков Ветхого Завета, таких как «Кто это, что приходит из Едома, в багряных одеждах от Восора» (Исаия 63:1–3). [ 31 ] Иоганн Себастьян Бах устанавливает в своей кантате Gott fähret auf mit Jauchzen , BWV 43 , текст анонимного автора, который отражает в частях 6 и 7 эту тему в сочетании с традиционной темой Христа как винограда, с его музыкой, отражающей текст: [ 32 ]
№7, Ария для баса
- Это он, совсем один
- Давильон пнул
- Полный боли, мук и мучений,
- Чтобы спасти потерянное
- Через дорогую покупку.
- Вы, троны, стремитесь
- И возложите ему на голову венки!
- Это Он, который совершенно один
- наступил на точило
- полный печали, мук и боли,
- чтобы спасти потерянных
- через драгоценную покупку.
- Вы, Престолы, встряхнитесь,
- и возложим на Него венок! [ 33 ]
Другими примерами являются «Кровожадный покоритель точила и Сын человеческий, вознесенный Землей » (1721) Иоганна Маттесона и «Келтертретер» Св. Луки Страсти Гомилиуса . [ 34 ]
В Боевом Гимне Республики
[ редактировать ]В первом куплете песни 1861 года « Боевой гимн республики » говорится:
- Очи мои видели славу пришествия Господня;
- Он вытаптывает урожай, в котором хранятся грозди гнева;
- Он выпустил роковую молнию Своего страшного и быстрого меча:
- Его истина идет вперед.
Этот отрывок отражает 63-ю главу Исайи, 19-ю главу Откровения и другие отрывки, питающие традицию «точила», и был отражен в названии романа Джона Стейнбека 1939 года «Гроздья гнева » . [ 35 ]
Примечания
[ редактировать ]
- ^ На немецком языке "Kelter-Treter" Press-Treader, Mystiche Kelter , Christus in der Kelter , Kelterchristus , см. Timmermann, 384; Французский мистический прессуар и итальянский: torchio мистико «мистический пресс для вина».
- ^ Джон Ф.А. Сойер Пятое Евангелие: Исаия в истории христианства, 1996, стр. 96 «Согласно этому, Христос, Истинная Лоза, представляется как« первая гроздь, спрессованная в точильном прессе » (primus botrus in torculari pressus). В искусстве Затем Христос изображается раздавленным в точиле, кровь Его течет в...»
- ^ Шиллер, 128–129, 228 и рис. 432 (Комбург) и 433 (Хильдесхайм).
- ^ Тиммерман, 386
- ^ Шиллер, 228; Тиммерманн, 384–386 гг., датировка немного другая.
- ^ Шеннон Гайк, Шеннон Ноэль Гайк Изображение, текст и религиозная реформа в Англии пятнадцатого века, 2010 г. - стр. 107 «Хотя фигура «мистического винного пресса» была обычным явлением в гимнах и проповедях, в изобразительном искусстве она встречалась гораздо реже. Возможно, что Лидгейт столкнулся с визуальным изображением мистического винного пресса во время своего пребывания во Франции...»
- ^ Бюллетень Художественного музея Кливленда , том 62 - страница 21 Художественный музей Кливленда - 1975 «Гобелен музея - один из трех гобеленов с изображением Мистического винограда, все из которых были сотканы в одном стиле. Один в ... первый из них, Мистический Пресс для вина, был аллегорией крови Христа, пролитой на кресте, когда из него отжимали вино...»
- ^ SW Сайкс Жертвоприношение и искупление: Даремские эссе по теологии 2007– стр. 145 «чаша распятого Христа и формы искусства позднего средневековья, такие как «мистический винный пресс» (есть знаменитый пример в Париже, амбулатории в церковь Сент-Этьен-дю-Мон), где кровь Христа переливают в бочки Шиллера; 229, изображение
- ^ Деталь окна Труа и более широкий вид.
- ^ Пламмер, № 87, он называет главный образ Христа, стоящего на опущенном кресте ; этот конкретный фолиант находится в библиотеке Моргана, изображение
- ^ Лондон: MSL/1902/1690, ф.18т.
- ^ Тиммерманн, 384, 386–88; Шиллер, 228–229.
- ^ Тиммерманн, цитирование 384, 388–390.
- ↑ Шиллер, 228 (цитата), 229.
- ^ Ивонн Блейервельд, Альберт Дж. Элен, Юдит Ниссен, при участии Питера ван дер Коэлена и Арианы ван Сухтелен, Нидерландские рисунки пятнадцатого и шестнадцатого веков в музее Бойманса Ван Бёнингена, Роттердам; Художники, родившиеся до 1581 года , Роттердам, Музей Бойманса Ван Бёнингена , 2012. Опубликовано 1 декабря 2012 года. Посещено 25 декабря 2013 года. Онлайн-запись с изображением (также на сайте Commons).
- ^ Шиллер, 228 цитируется.
- ^ Шиллер, 229 и рис. 812
- ^ Изображения здесь 1665 года и здесь 1649 года.
- ^ Шиллер, 228.
- ^ Шиллер, 228.
- ^ цитируется по Шиллеру, 228.
- ^ Хиллиер, с. III; Августин, Изложение псалмов , Псалом 8 , текст – см. 2-й раздел.
- ^ Шиллер, 126–127, рис. 424; см. также рис. 427, 430.
- ^ Шиллер, 228.
- ^ Здесь есть еще два типа: один с винтом, который вращался и поворачивался через него ручками, и другой, где винт был статичным и балка перемещалась через него с помощью воротника с ручками.
- ^ Шиллер, 228–229.
- ↑ Примеры: на этом итальянском изображении XVI века и на изображении в «Часословах Екатерины Клевской».
- ^ Гайк, Шеннон Ноэль, Изображение, текст и религиозная реформа в Англии пятнадцатого века, 2010 г. - стр. 107
- ^ Хиллиер, с. III, включая цитату
- ^ Хиллиер, с. III и вообще, включая цитаты
- ^ Роберт Х. Маунс Книга Откровения 1998 - стр. 280 «Топтание винограда было знакомым образцом исполнения божественного гнева на врагов Бога. В Исаии 63:3 Бог-воин возвращается из Эдома, его одежда испачкана, как тот, кто топчется в винном чане».
- ^ Братц
- ^ Emmanuel Music, Переводы кантаты Баха , BWV 43 - «Бог возносится с радостью»
- ^ Андре Пирро – Эстетика Иоганна Себастьяна Баха , 1984. Страница 281 «Но это почти привилегия гения, и Маттесон не ошибся, написав в предисловии к своей оратории Der blutrünstige Keltertreter (1721)»
- ^ ДеМотт, Роберт (1992). Предисловие Роберта ДеМотта к книге «Гроздья гнева» . Viking Penguin, подразделение Penguin Books USA, Inc., стр. xviii. ISBN 0-14-018640-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Браатц, Томас, Бах, Штамповщик винограда (BWV 43/7) , 2005 г.
- Хиллер, Рассел М., «Венок, скала и точило: иконография страстей в восстановленном раю Милтона », 2008, Литература и теология 22, № 4, стр. 387–405, онлайн-перепечатка
- Пламмер, Джон, Часы Екатерины Клевской , 1966, Джордж Бразиллер
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0853313245
- Тиммерман, Ахим, «Евхаристия накануне Реформации», в Ванделе, Ли Палмер (редактор), Спутник Евхаристии в Реформации , 2013, BRILL, ISBN 900426017X , 9789004260177, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Герцман, Э. (2013), «Множественные впечатления: Христос в точиле и семиотика печатного изображения», История искусства , 36: 310–337. дои 10.1111/1467-8365.12000
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Перепечатка статьи из De Vita Complentiva , июль 2013 г. (с расширенной цитатой Августина)