Роберт Бойд (директор университета)
Роберт Бойд | |
---|---|
Церковь | Церковь Шотландии |
Заказы | |
Рукоположение | 1604 |
Личные данные | |
Рожденный | вроде 1578 |
Умер | 15 января 1627 г. Эдинбург , Шотландия | ( 48–49 лет
Альма-матер | Эдинбургский университет |
Роберт Бойд из Трорига (1578–1627) был шотландским писателем-богословом, учителем и поэтом. Он учился в Эдинбургском университете и после посещения лекций Роберта Роллока продолжил учебу во Франции и стал служителем Французской церкви. Все отчеты представляют его как наиболее опытного ученого. Один друг сказал о нем, возможно, с некоторым преувеличением, что он более красноречив по-французски, чем по-родному; и Ливингстон сообщает нам, что он говорил на латыни совершенно бегло, но слышал, как он говорил: если бы у него был выбор, он предпочел бы выражаться на греческом, чем на каком-либо другом языке. Церковь Бойда, предоставившая Эндрю Мелвиллу кафедру в одном университете, а Шарпу — кафедру в другом, не замедлила сделать это. честь своему блестящему земляку. Он стал профессором протестантской академии Сомюра ; и там в течение нескольких лет он преподавал богословие. Однако в 1614 году его убедили вернуться домой и принять пост директора Университета Глазго. Хотя он был далек от крайностей в своем пресвитерианстве, он оказался менее сговорчивым, чем ожидали король и его советники, и был вынужден уйти в отставку. Но он пробыл в Глазго достаточно долго, чтобы оставить о себе впечатление у некоторых молодых людей, которым в последующие годы суждено было добиться отличия в Церкви. [1]
Он был ректором Университета Глазго с 1615 по 1621 год и Эдинбургского университета с 1622 по 1623 год. Он был исключен с этих должностей из-за своего противодействия Пяти статьям Перта 1618 года и умер в Эдинбурге 15 января 1627 года.
Личная жизнь
[ редактировать ]Роберт Бойд был старшим сыном Маргарет Чалмерс и Джеймса Бойда Трокрига , архиепископа Глазго и канцлера Университета Глазго с 1572 по 1581 год. [2] Он был правнуком Роберта Бойда, 1-го лорда Бойда и был связан с семьей Кассилис, позже маркизами Эйлса .
Когда Роберту было три года, его отец умер, и Маргарет взяла его и его брата Томаса жить в поместье в Эйршире , которое по-разному пишется Трохриг, Трохридж и Трохорег. Два сына, Роберт и Томас, получили начальное образование в гимназии Эр. Оттуда Роберт поступил в Эдинбургский университет и получил степень магистра в 1595 году. [3] [4] Во время его пребывания в Эдинбурге умер его старший брат Томас, оставив ему наследника родового поместья. [3]
В 1591 году Маргарет и ее семья были похищены Хью Кеннеди из Гирванмайнса и на некоторое время заключены в тюрьму в замке Далкухарран . [5] Роберт изучал богословие в Эдинбургском университете , где его преподавал пресвитерианец Роберт Роллок , и окончил его в 1594 году. [6]
Он уехал во Францию и преподавал в Туре. Позже он стал профессором философии (искусств) в Монтобане, 1599–1604 гг., а затем министром в Вертее, 1604–1606 гг. Он был переведен в Сомюр в 1606 году и стал профессором Божественность там в 1608 году.
Он женился в Сомюре в мае 1611 года на Анне, дочери сэра Патрика Маливерна Виньолы, рыцаря, и у них родились дети — Роберт; Иоанн Трохригский; Энн; Маргарет и Джанет. [7] Выжили только двое детей, Иоанн и Лукреция; после его смерти в 1627 году она вышла замуж за Джорджа Сиббальда, давнего друга. [8] Она умерла незадолго до 14 декабря 1654 года. [7]
Король Джеймс VI позаботился о том, чтобы он был назначен ректором Университета Глазго и занял этот пост в январе 1615 года. Он был избран в приход Грейфрайарс в Эдинбурге 18 октября 1622 года одновременно с ректором Эдинбургского университета. Он был освобожден в 1623 году. Он переехал в Пейсли и был принят 1 января 1626 года. Он ушел в отставку в августе того же года после нападения. [7]
Он удалился в Трохриг и умер в Эдинбурге (куда он обратился за медицинской помощью) от злокачественного новообразования в горле 5 января 1627 года. [7]
Карьера
[ редактировать ]Реформация в Шотландии создала национальную церковь Шотландии или кирк, которая была кальвинистской по доктрине и пресвитерианской по структуре. Многие шотландцы учились или преподавали во французских гугенотских университетах, и в мае 1597 года Бойд сделал то же самое; большую часть следующих трех лет он провел в Бордо и Туаре , пока в 1600 году ему не предложили должность профессора философии в университете Монтобана . [9]
Он все еще хотел проповедовать и в 1604 году стал служителем реформатской церкви в Вертей-сюр-Шарант ; однако его схоластическая репутация была такова, что в 1605 году его убедили принять должность профессора философии в Академии Сомюра , а затем профессора богословия в 1608 году. [2] Сомюр был центром амиральдизма , особой формы кальвинизма, которому учил Моисей Амиро , но вдохновленным Джоном Кэмероном (1580–1625), шотландцем из Глазго.
Это был период интенсивных конфликтов по поводу религии; 1562–1598 годов Религиозные войны во Франции привели к гибели около трех миллионов человек от войн и болезней, уступив только Тридцатилетней войне 1618–1648 годов , одному из самых разрушительных конфликтов в зарегистрированной истории, в котором, по оценкам, погибло восемь миллионов человек, в основном жители. Священной Римской империи . [10] В Британии подобные споры по поводу религиозных практик в конечном итоге привели к Войнам Трех Королевств 1638–1652 годов .
Джеймс VI , сын Марии, королевы Шотландии, воспитывался в Стерлинге под опекой Джорджа Бьюкенена . Как и большинство шотландцев, Джеймс был кальвинистом, но предпочитал правление епископов или епископальное управление как средство контроля; когда он также стал королем Англии в 1603 году, создание единой церкви Шотландии и Англии стало первым шагом на пути к централизованному юнионистскому государству. [11] Однако англиканская церковь сильно отличалась от кирка как в управлении, так и в доктрине, и даже шотландские епископы считали многие английские обычаи по существу католическими. [12]
Несмотря на то, что его отец был архиепископом, Бойд был против любой формы епископализма; в 1610 году он посетил Шотландию и в письме от 12 июля своему коллеге во Франции написал, что решение Джеймса установить епископальную иерархию во всех его странах (так в оригинале) ... вызовет в папстве, атеисиме, невежество и нечестие. [13] Хотя друзья и родственники убеждали его вернуться в Шотландию, Бойд решил остаться во Франции, но в 1614 году Джеймс попросил его стать ректором Университета Глазго , и он почувствовал себя обязанным согласиться. [6]
Вскоре после его прибытия в Глазго религиозная напряженность усилилась из-за публичной казни 10 марта 1615 года иезуита новообращенного Джона Огилви . Огилви, которого якобы судили за предательство, вызывал особое беспокойство, поскольку он происходил из высшего сословия шотландской кальвинистской семьи и до своего обращения учился в протестантском университете Хельмштедта . [14]
Его казнь способствовала дебатам по поводу предложенных Джеймсом реформ или Пяти статей Перта , которые отражали давние разногласия по поводу шотландской Реформации. Больше всего возражений вызвало преклонение колен во время Евхаристии , что некоторые считали идолопоклонством. Даже те, кто не оспаривал позицию Ольгиви, показали опасность обращения в католицизм даже для образованных набожных людей.
В 1618 году Генеральная ассамблея Шотландской церкви неохотно одобрила статьи, но Бойд был одним из тех, кто выступал против них, и они вызвали широкое негодование. [15] В марте 1620 года Джон Фергушилл и 48 других министров были вызваны в Высшую комиссию Шотландии, церковный суд, состоящий из епископов и сочувствующих министров, созданный для обеспечения соблюдения Статей. Обвиняемые были признаны виновными, но все они отрицали полномочия Суда применить к ним дисциплинарное взыскание; Фергушилл был давним семейным родственником, которого Бойд воспитывал с 1604 года, и он написал письмо в суд от его имени, призывая к помилованию. [16]
Это сделало Бойда очевидной мишенью, и в 1621 году он был вынужден уйти из Университета Глазго; в октябре 1622 года ему предложили должность ректора Эдинбургского университета и министра в Грейфрайарс-Кирк . [17] [4] Оба назначения были заблокированы Джеймсом; Эдинбург был самым важным источником общественной информации в Шотландии, и на церковь там оказывалось огромное давление, требующее назначать только министров, готовых подчиняться. [18]
На момент отставки предыдущего министра граф Аберкорн отсутствовал в Пейсли, и в течение некоторого времени г-н Бойд, хотя к этому настоятельно призывал лорд Росс Хоукхед и другие, не решался позволить себе быть назначенным министром города. [19] Он был родственником Аберкорнов и несколько лет назад был частым гостем на площади Пейсли, но не был уверен, как отнесутся к его согласию граф и его мать, Мэрион Бойд, вдовствующая женщина. Графиня, недавно принявшая католичку. [20] Ее сын Клод Гамильтон вместе с некоторыми другими ворвался в дом Бойда, выбросив его книги и домашнее имущество на улицу. [6] Позже, когда Бойд уезжал, «негодяи города не только упрекали мистера Роберта оскорбительными речами, кричали и ругали его, но также забрасывали его камнями и грязью». Тайный совет имел в виду эти безобразия, но ничего не было сделано, кроме как потребовать от семьи Аберкорнов обещания не создавать дальнейших препятствий министру. [21] [22] Были призывы вызвать нескольких женщин в пресвитерию, но из этого ничего не вышло. [23] Потрясенный этим и страдающий от плохого здоровья, Бойд снова удалился в Трокриг; он умер в январе 1627 года во время посещения Эдинбурга.
Работает
[ редактировать ]Основной работой Бойда был тщательно продуманный «Комментарий к Посланию к Ефесянам», который не публиковался до 1652 года и описывался как богословский тезаурус . Его латинская поэма Hecatombe ad Christum Salvatorem была включена сэром Джоном Скоттом из Scotstarvet в его Delicias Poetarum Scotorum , переизданный в Эдинбурге Робертом Сиббальдом , племянником доктора Джорджа Сиббальда, который позже женился на его вдове Энн.
Уокер говорит, что великой работой Бойда является его «Комментарий к Посланию к Ефесянам». Он говорит, что это произведение колоссального размера и колоссального обучения. В нем больше, чем в четырех томах ин-кварто Турретина. Ее аппаратная критика представляет собой нечто огромное. Греческие и латинские отцы; писатели темных веков; протестантские и католические богословы своего времени; Юстин и Ириней; Тертуллиан и Киприан; Климент и Ориген; Августин и Иероним; Грегори Ниссен и Григорий Назианзен; Ансельм, Бонавентура и Бернар; Кальвин и Роллок; Беллармин и Пигиус — все здесь, чтобы оказать помощь или получить ответы. В каком-то смысле Бойд к Посланию к Ефесянам представляет собой комментарий, то есть автор обсуждает значение каждого стиха и пункта, и делает это хорошо. Но гораздо правильнее было бы назвать его богословским тезаурусом. У вас есть отдельное обсуждение почти каждой важной богословской темы. Троица, Воплощение, Первородный Грех, Крещение, Арианство, Всеобщность, Природа и Степень Искупления — все они полностью рассмотрены. Существует трактат о Предопределении, который сам по себе составил бы значительный объем. Можно только сожалеть, что не была опубликована подборка этих отдельных эссе или дискуссий, а не огромная неразборчивая масса, что привело к катастрофическому результату: великий богослов был похоронен под собственной эрудицией. [24]
Работы Рида Роберта Бойда из Трокригга:
- I. Роберт Бодиус из Трохорегии Скоти, СС. Профессор богословия в академиях Салмуриана, Гласкуана и Эдинбурга. . . . Посмертная работа . . . Лондон: за счет Общества продавцов канцелярских товаров 1652 г. [Посвящение сына Бойда реформатским пасторам и профессорам Франции и Шотландии: Жизнь А. Риве: Письмо Роберта Бэйли к читателю. 1245 стр., лист],
- 2. Роберт Бодиус из Trochoregia Hecatombe Christiana. [В «Наслаждениях шотландских поэтов» Джонстона, 12 мес. 2 тома. 1637, т. 1. ii. 209-219. Сто латинских стихов во славу Христа Спасителя нашего.]
- 3. Monita de filii sui primogeniti Institute, ex Authoris MS autographis per R(obertum) S(ibbaldum), MD, Edita, Edin., 8vo. 1701. [Краткая статья об образовании его старшего сына под редакцией доктора Сиббальда.] Перепечатано в Wodrow (Жизнь Бойда, Приложение xvii. Клуб Мейтленда). Водроу приводит список ненапечатанных рукописей. («Жизнь Бойда», стр. 256, 257.) К ним относится «Филотека» - фрагмент автобиографии в латинских стихах.
- Гекатомба Христу Спасителю (Эдинбург, 1627, 1825);
- Духовный гимн, или Жертвоприношение грешника, которое должно быть вознесено на Алтарь смиренного сердца Христу, нашему Искупителю, перевернутый английскими сапфиками, с латыни этого почитаемого, религиозного и ученого божества г-на Роберта Бойда [сэра Уильям Мюр, младший из Роваллана] (Эдинбург, 1628 г.);
- В Послании апостола Павла к Ефесским лекциям (Лондон, 1652 г.; Женева, 1661 г.); Предупреждения относительно воспитания первенца (Эдинбург, 1701 г.);
- Ода, «Д. Джорджио Сиббальдо, доктор медицины» (Del.Poetar. Scot., A., 209);
- «Стихи королю Иакову» (Приветствие музы);
- Выдержки из некролога (Bannatyne Miscell., i).
- Вышел в МСС., Проповеди, в 3 тт. ; Аподитерий;
- Проповеди на французском языке, в нескольких тт. ;
- Филотека.
Библиография
[ редактировать ]Библиография Рида о жизни Бойда
- 1. Жизни Водроу II. Общество Водроу.
- 2. Национальный биог. словарь. субголос.
- 3. Памятники Альма-Унив. Глазго
- 4. Восхищает поэта. Скот (для стихотворения Бойда Ad Christus Severatorem Hecatombe). (См. также Вудроу, «Жизнь Бойда», Приложение.)
- 5. Фасти Скотта, саб Пейсли.
- 6. Отчеты Эдинбургского университета.
- 7. «Жизнь Бойда» А. Ривета с префиксом «Бойд в Послании к Ефесянам».
- 8. Глазго М'Юра.
- 9. История Роу.
- 10. Жизнеописания Блэра и Ливингстона Водроу.
- 11. Письма и журналы Бэйли.
- 12. Доктор Милрой (из Moneydie) — лекция Ли, 1891 г.
- 13. Демпстер, Hist. Эккл. Нация шотландцев, Баннат. Клуб, 1829 год.
Библиография Скотта:
- Глазг. Рег. (Марр.) ;
- Глазг. Тесты. ;
- Водроу Биог., ii. ;
- «Письмо Бэйли», III, 226;
- Запрос В отставке. Эйр, 99, 345, Генерал, 3973;
- Эр Робертсона, III, 307;
- PC Reg., i., 309, 421, 422;
- Жизнь Бойда Ривета;
- Дикт. Нат. Биог. ;
- Божественность Рида
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер 1888 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б УофГ 2008 .
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1956 , с. 221.
- ^ Jump up to: а б Пбарнаби 2017 .
- ^ Массон 1881 , с. 669-670.
- ^ Jump up to: а б с Маршалл 2008 .
- ^ Jump up to: а б с д Скотт 1920 , с. 163.
- ^ Муллан 2000 , с. 222-223.
- ^ Водроу 1834 , с. 16.
- ^ Уилсон, Питер (2009). Трагедия Европы: новая история Тридцатилетней войны (изд. 2010 г.). Пингвин. п. 787. ИСБН 978-0-14-100614-7 .
- ^ Стивен, Джеффри (январь 2010 г.). «Шотландский национализм и Стюарт-юнионизм». Журнал британских исследований . 49 (1, шотландский специальный): 55–58. дои : 10.1086/644534 . S2CID 144730991 .
- ^ Макдональд, Алан (1998). Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, политика и литургия . Рутледж. стр. 75–76. ISBN 185928373X .
- ^ Водроу 1834 , с. 84.
- ^ Смит 1885–1900 .
- ^ Митчисон, Розалинда (2002). История Шотландии . Рутледж. стр. 166–168 . ISBN 0415278805 .
- ^ Хоулбрук, Ральф (редактор), Стюарт, Лаура (автор) (2006). Пропаганда, общественное мнение и дебаты о статьях в Перте в книге «Иаков VI и я: идеи, власть и правительство» . Рутледж. стр. 151–152. ISBN 0754654109 . Проверено 19 сентября 2018 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Скотт 1915 , с. 45.
- ^ Хоулбрук, Ральф (редактор), Стюарт, Лаура (автор) (2006). Пропаганда, общественное мнение и дебаты о статьях в Перте в книге «Иаков VI и я: идеи, власть и правительство» . Рутледж. п. 162. ИСБН 0754654109 . Проверено 19 сентября 2018 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Рид 1917 , с. 164-166.
- ^ Меткалф 1909 , с. 229.
- ^ Рид 1917 , с. 165.
- ^ Массон 1899 , с. 422.
- ^ Меткалф 1909 , с. 231.
- ^ Уокер 1888 , с. 5.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Уильям (1877). «Бойд, Роберт» . Шотландская нация: или фамилии, семьи, литература, почести и биографическая история жителей Шотландии . Том. 1. А. Фуллартон и компания. стр. 366–367. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Блейки, Уильям Гарден (1885–1900). Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . .
- Блэр, Роберт; Роу, Уильям; МакКри, Томас (1848). Жизнь г-на Роберта Блэра, министра Сент-Эндрюса, содержащая его автобиографию, с 1593 по 1636 год: с дополнением его жизни и продолжением истории того времени, до 1680 года . Эдинбург: Общество Водроу. стр 9–10 . . Проверено 15 июля 2019 г.
- Браун, Роберт (1886). История Пейсли, от римского периода до 1884 года . Том. 1. Пейсли: Дж. и Дж. Кук. стр 83–84 . . Проверено 15 июля 2019 г.
- Кэмпбелл, Уильям М. (1956). Роберт Бойд из Trochrigg . Шотландское общество церковной истории . Проверено 14 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Чемберс, Роберт; Томсон, Томас (1857). Биографический словарь выдающихся шотландцев. Новое изд., изд. под опекой издателей. С дополнительным томом, продолжающим биографии до настоящего времени . Том. 1. Глазго: Блэки. стр 298–300 . . Проверено 20 апреля 2019 г.
- Фэрли, Джон А. (1922). Выдержки из записей Старого Толбута . Том. 11. Эдинбург: Старый Эдинбургский клуб. п. 35 . Проверено 15 июля 2019 г.
- Хауи, Джон; Карслоу, WH (1870 г.). «Роберт Бойд» . Шотландцы достойные . Эдинбург: Олифант, Андерсон и Ферье. стр. 139–142. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Макферсон, Джон; МакКри, CG (1903). Доктрина церкви в шотландском богословии: шестая серия лекций Чалмерса . Эдинбург: Макнивен и Уоллес. стр 24–31 . . Проверено 13 июля 2019 г.
- Маршалл, Розалинда (2008). «Роберт Бойд; 1578-1627» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/3112 . Проверено 18 сентября 2018 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Массон, Дэвид, изд. (1881). Реестр Тайного совета Шотландии . Том. 4. Эдинбург: Генеральный реестр Ее Величества. стр. 669–670 . Проверено 13 июля 2019 г.
- Массон, Дэвид, изд. (1899). Реестр Тайного совета Шотландии . 2. Том. 1. Эдинбург: Генеральный реестр Ее Величества. стр. 309, 421–422 . Проверено 13 июля 2019 г.
- МакКри, Томас (1850). Очерки истории шотландской церкви: охватывающий период от Реформации до революции . Эдинбург: Джонстон и Хантер. стр 183–184 . . Проверено 15 июля 2019 г.
- Меткалф, Уильям Машам (1909). История Пейсли, 600–1908 гг . Пейсли: Александр Гарднер. стр 428–432 . . Проверено 15 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Муллан, Дэвид Джордж (2000). Шотландское пуританство, 1590-1638 гг . ОУП. стр. 222–223. ISBN 0198269978 . Проверено 15 июля 2019 г.
- Мюррей, Дэвид (1919). «Ниниан Кэмпбелл из Килмаколма, профессор красноречия в Сомюре, министр Килмаколма и Роснита» . Шотландский исторический обзор . 17 : 184–188 . Проверено 15 июля 2019 г.
- Паннье, Жак (1935). Шотландцы в Сомюре в 17 веке . Шотландское общество церковной истории. стр 141–142 . . Проверено 15 июля 2019 г.
- Пбарнаби (6 января 2017 г.). «Роберт Бойд (1578-1627)» . Наша история . Эдинбургский университет . Проверено 13 июля 2019 г.
- Рид, Генри Мартин Беквит (1917). Руководители богословия в Университете Глазго . Глазго: Дж. Маклехоз. стр. 1 –82 . Проверено 9 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Скотт, Хью (1915). Fasti ecclesiae scoticanae; Преемственность служителей в Шотландской церкви после Реформации . Том. 1. Эдинбург: Оливер и Бойд. п. 45 . Проверено 16 марта 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Скотт, Хью (1920). Fasti ecclesiae scoticanae; Преемственность служителей в Шотландской церкви после Реформации . Том. 3. Эдинбург: Оливер и Бойд. стр. 162–163 , 410 . Проверено 8 июля 2019 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Смит, Джордж Грегори (1885–1900). Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания. .
- UofG (18 июля 2008 г.). «Роберт Бойд из Трорига» . История Университета Глазго . Университет Глазго . Проверено 13 июля 2019 г.
- Уокер, Джеймс (1888). Богословие и богословы Шотландии: главным образом семнадцатого и восемнадцатого веков (2-е изд.). Эдинбург: Т. и Т. Кларк. стр. 4–6, 17, 37, 49, 53, 61 . Проверено 22 апреля 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- Уокер, Норман Локхарт (1882). История шотландской церкви . Том. 8. Эдинбург: Т. и Т. Кларк . Проверено 15 июля 2019 г.
- Водроу, Роберт (1834). Дункан, Уильям Дж (ред.). Сборники жизнеописаний реформаторов и наиболее выдающихся служителей Шотландской церкви . Том. 2. Глазго: Клуб Мейтленд. п. 16 . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .