Дмитрий Митрохин
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Июнь 2020 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2023 г. ) |
Дмитрий Митрохин | |
---|---|
Дмитрий Митрохин | |
![]() Митрохин в 1913 году | |
Рожденный | Дмитрий Исидорович Митрохин 15 мая 1883 г. |
Умер | 7 ноября 1973 г. | ( 90 лет
Национальность | Русский |
Образование | Московское училище живописи, ваяния и зодчества Строгановское художественное училище |
Род занятий | Художник, книжный иллюстратор, историк искусства |

Дмитрий Исидорович Митрохин также Митрохин ( , 15 мая 1883 — 7 ноября 1973) — российский и советский художник-график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии, автор множества книжных иллюстраций, огромного цикла миниатюры в жанре камерного натюрморта. Искусствовед, член многих художественных объединений, профессор Высшего института фотографии и фототехники (1919-1926), профессор полиграфического факультета Высшего художественно-технического института (1924-1930 курс книжной графики) в Ленинграде . Заслуженный артист РСФСР ( 1969).
Биография
[ редактировать ]Родился в Ейске , края Краснодорского Россия . В 1902 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , а в 1904 году перешёл в Строгановское художественное училище для изучения книжной иллюстрации. В 1905 году Митрохин переехал в Париж и посещал классы рисования Эжена Грассе и Теофиля Стейнлена . Он вернулся в Россию в 1908 году и поселился в Санкт-Петербурге между 1912 и 1914 годами, иллюстрируя детские книги (в том числе Артура Рэнсома » «Русские сказки Старого Питера ) и другие русские книги, такие как «Лукоморье» . [ 1 ]
С 1919 по 1923 год Дмитрий Митрохин был хранителем отдела рисунка и гравюры Русского музея . В 1919 году он также начал преподавать в Высшем фотоинституте, а затем с 1924 по 1934 год в Академии художеств. В 1944 году он вернулся в Москву, чтобы заниматься книжной иллюстрацией до 1960-х годов. [ 1 ] Он умер в Москве в 1973 году. [ 2 ]
Создание
[ редактировать ]
Дмитрий Исидорович Митрохин, проживший большую творческую жизнь, имел счастье учиться, сотрудничать, находиться в близких отношениях, состоять в объединениях и обществах со многими художниками, среди которых были те, чей след в искусстве ХХ в. века сравнимо с влиянием на ход истории важнейших открытий эпохи. В первых строках автобиографических заметок художника указаны имена М. Ф. Ларионова , Н. С. Гончаровой и А. В. Фонвизина , которые учились рядом и дружили с ним, — С. Т. Коненкова и С. В. Малютина , с которыми он работал в керамической артели «Мурава». [ 3 ]
В Париже Дмитрий Митрохин, несмотря на стесненные обстоятельства и постоянную занятость работой («светская жизнь была не для меня»), довольно много общается. Почти семьдесят лет спустя он вспоминал свои посещения салона Е. Кругликовой , который, как и ее парижская мастерская, превратился в своеобразный русский культурный центр, где собирался «высший свет», «но для всех присутствующих искусство было главное», — визиты к Максимилиану Волошину , в доме которого, по словам художника, он чувствовал себя «вольше», куда заглядывали и многие соотечественники, летавшие по Лютеции , и где ему когда-то довелось встретиться с Константин Бальмонт (их краткое знакомство состоялось в 1904 году), «который привел свою дочь, девочку, в красном пальто» — вот она в память о 90-летнем художнике! И эти воспоминания наполняются ярким содержанием, зримыми образами зарисовок, когда он говорит о непосредственной цели своего пребывания в тогдашней столице искусств. [ 3 ]
Я был очарован уличной жизнью Парижа. Я был совершенно счастлив в этом золотом свете, с блокнотом в руке. Я писал, стоя посреди улицы и не рискуя быть раздавленным фиакром. Художников там уважали, их не считали бездельниками. Зима была мягкая, как на нашем юге, ничто не мешало моей «бродячей» жизни. Можно было купить пакетик жареной картошки, погреться у мангала и заодно пообщаться с продавщицей. А еще лучше были каштаны, так чудесно согревавшие руки. Изредка я позволял себе зайти в кафе: попросив чашечку кофе, я часами рисовал, наблюдая за этой веселой, пестрой, нищей жизнью. [ 3 ]
.

Рассказывая о своих парижских временах, он не случайно и не без тени гордости отмечает, что плакаты Тулуз-Лотрека на улицах французской столицы до сих пор висели - по словам самого Д.И.Митрохина, имевшего сильное влияние на его - как, впрочем, и о Пауле Клее , [ 4 ] влияние которого в течение некоторого времени причудливо сочеталось в известной ему линии творчества художника, а также влияние на определенных этапах его большого интереса к искусству Анри Матисса и Поля Сезанна , Константина Гиза .
В разные периоды постижения путей выразительности и мастерства этот интерес сосредотачивался на разных их проявлениях и с разной мерой воздействия на мировоззрение художника, - тогда эфемерных и почти оппортунистических, а потому легко и безболезненно преодолеваемых, каковы были , например, салон , бердслей , современные тенденции , - те, которые требовали более длительной «нейтрализации», чисто декоративные, стилизованные орнаментально , лубочные и набивные мотивы, или, наоборот, в виде глубокого, существенного понимания, которое реализовалось в системе взглядов художника - западноевропейской и японской гравюры - на первоосновы, не ограничивающиеся пониманием техники - гравюра вообще, сухая игла , светотени, литографии , в частности. "Но, пройдя через эти увлечения, - визжит М. В. Алпатов , - он вернулся к таким ценностям искусства, которые перерастают границы времени и пространства и существуют повсюду". [ 3 ] [ 5 ]
Показательно, что в первых же словах о начале своего ученичества художник вспоминает библиотеку училища, "об огромном и волнующем счастье", которое "подало собрание гравюр Румянцевского музея ". [ 3 ]
В не меньшей степени, во всяком случае - от владения средствами самовыражения в техническом плане, чем соприкосновение с продуктом полиграфии - книгой (в плане интеллектуального развития - знание графики), знакомство художника с печатный процесс, в том числе ручной, который я досконально знал еще по детской мастерской моего деда - "Верстальщики были моими друзьями. Слова набор, шпон, пространство, буква, размер, клише, корректура знакомы с детства". [ 3 ]
Книжная графика
[ редактировать ]
Своими первыми опытами в книжной графике Дмитрий Митрохин обязан учителю акварели Строгановки С. И. Ягужинскому, в 1904 году предложившему ему «небольшую работу для издательств», и высоко оценившему ее — Валерию Брюсову , в то время — главному редактору журнала. «Скорпион» . [ 3 ] По возвращении в 1908 году из Парижа, где он познакомился с С. П. Яремичем, который, в свою очередь, познакомил художника с Е. С. Кругликовой , много лет жившей во Франции, со знаменитым польским скульптором Эдуардом Виттигом, в мастерской которого Дмитрий Митрохин жил в трудные времена. дней он переехал в Петербург и начал систематически работать книжным иллюстратором, что быстро принесло ему известность и чему способствовало его знакомство с художниками «Мира искусства». На начальном этапе успешного развития творчества Д. И. Митрохина как книжного художника, журнального иллюстратора, конечно, сказалась и помощь Э. Э. Лансере , направившего к нему издателей («Я рисовал с ним модели. Он приглашал их для своих живопись в зале библиотеки Академии художеств... Первые годы моей жизни в Петербурге были очень скрашены вниманием Евгения Евгеньевича Лансере» - Д. Митрохин. Автобиографические записки (1973)). [ 3 ] Одновременно он начинает гравировать на линолеуме (у В.Д. Фалилеева), - "Гравировал цветные композиции, печатал не масляными красками, а акварелью - по-японски". [ 3 ] Сотрудничает со многими книжными издательствами: «И. Н. Кнебель», «Голике и Вильборг», «Просвещение», «Печатник», «М. и С. Сабашниковы» (для них Д. И. Митрохин разработал типографскую марку ), «Аполлон», «МВ». Попов» и многие другие. другие. Продолжает изучать коллекции гравюр в библиотеке Академии художеств и Эрмитажа . Много работает над иллюстрациями к детским книгам, над журнальными заставками, двойными заголовками, форзацами и т. д. Редкие по красоте и звонкой выразительности чеканные спектакли - "Уездное" Е. Замятина (1916; издательство М. В. Попова), "Русские сказки" дедушки Петра» Артура Рэнсома (1916; Лондон и Эдинбург) и многих других.
Чрезвычайно важно то, что больше всего говорит о том, кем является Дмитрий Митрохин как художник книги, при этом она была пусть и большим, но далеко не главным этапом в его творчестве – всегда, работая над оформлением того или иного публикации, при всем разнообразии графических приемов, к которым обращался художник, он руководствовался единым принципом для всех элементов книги - начиная с обложки, форзацев и кончая шрифтом, декором - все они подчинены стилистической общности. .
Мы начали с ненависти к тому, что происходило в графике вокруг нас. Но одной ненависти недостаточно. Знания необходимы. Мы обратились к истории гравюр и книг. Там они нашли оправдание своей ненависти и подтверждение правильности своего пути. Старые мастера венецианской, базельской и лионской типографий и нюрнбергские граверы проявили себя прекрасными учителями и консультантами, не отказывавшимися от драгоценных наставлений и теперь всем, кто в них нуждается. - Д. Митрохин. Автобиографические заметки (1973) [ 3 ]
- 1911 - иллюстрирует детские книги издательства И. Кнебеля (до 1914).
- 1912 - работает над обложками серий для издательства М. и С. Сабашниковых.
- 1913 г. - сотрудничество в журналах «Сатирикон» (до 1914 г.) и «Новый Сатирикон» (до 1917 г.); - обложка «Кубка» В.А. Жуковского (издательство И.Н. Кнебель, Москва); - в марте по приглашению Дрезденского общества «Кунстферайн» участвует с Г. Якуловым в выставке акварелей.
- 1914 г. — декоративные бордюры журнала «Лукоморье» (до 1917 г.).
- 1915-1916 - сделал множество обложек книг.
- 1916 г. – принят в «Мир искусства»; - выполняет графическое оформление книги Артура Рэнсома «Русские сказки дедушки Петра» (А. Рэнсом «Русские сказки старого Питера» - Лондон); - в конце года приступил к работе в отделе гравюры и графики Русского музея (дальнейшая работа по печати - в списке).
- 1917 г. — мобилизация в армию с прикомандированием в Трофейную комиссию; - в сентябре, в связи со смертью отца, он едет в Ейск, где пробудет до конца следующего года - "Я много времени уделял написанию с натуры, много работал графитным карандашом и акварелью, писал пейзажи, интерьеры, натюрморты и портреты».
В советское время художник успешно развивал это поглощающее его и исполняемое им с любовью произведение, увлеченно и очень удачно сочетая его с гравюрой, офортом, литографией. Он оформил и проиллюстрировал огромное количество книг и журналов в различных издательствах - «Огни», «Петрополис», «Петроград», «Думай». «Прибой» и многие другие, в лучшей из них — «Академия» (с которой он сотрудничал около шести лет): «Семь любовных портретов» А. де Ренье (1920, 1921; Петроград), Марины Цветаевой поэма-сказка «Царь». Девица» (1922); - задорные рисунки перьями, выполненные в уже ставшей традиционной для художника манере для украшения Эдгара По «Золотой жук» (1922), «Эпсина» Бена Джонсона (1920, 1921; «Петрополис»), - иллюстрации Виктора Гюго (1923), Анри Барбюс , Октав Мирбо , «Комедийные книги» Аристофана (1930), «Эфиопика» Гелиодора (1932) и многих других, — автор различных декоративных элементов многих изданий. [ 3 ]
- 1918 г. — в конце года возвращается в Петроград; — назначен заведующим Отделом гравюры и графики Русского музея .
- 1919 — профессор Высшего института фотографии и фототехники (до 1923); - работает над обложками для «Народной библиотеки» Госиздата; - обложки серий (до 1926 г.).
- 1921 г. – книга Вс. Воинов «Книжные знаки Д.И. Митрохина» (в списке имеются и другие публикации о Д.И. Митрохине).
- 1924 г. - профессор полиграфического факультета Академии художеств (курс книжной графики - до 1934 г.).
В 1920 году Д.И.Митрохин вновь соприкасается с детской литературой, он иллюстрировал и оформил несколько книг, среди которых уже упоминавшиеся «Золотой жук» Эдгара По (1921-1922) и «Путешествие в страну кино» В. Шкловского (1926), «Октябрьского алфавита» (1927). Работа над последним изданием еще раз подтверждает блестящее владение художником шрифтовым искусством. Появление двухтомного сатирического романа Карла Иммермана «Мюнхгаузен» (1930-1932) говорит о том, что художник очень изобретательно подошел к решению всей структуры этого издания: персонажи произведения резко карикатурны, превратившись в своеобразные , занимательные комментарии к книге, остроумное оформление титульных листов; переплет, форзац, суперобложка - все гармонично. С осени 1939 года Д. И. Митрохин работал над оформлением книги сказок Ганса Христиана Андерсена , получив заказ от немецкого издательства. Как можно понять из писем художника, интересные иллюстрации, судя по немногим сохранившимся экземплярам, он продолжал создавать уже в середине июня 1941 года - этому изданию не суждено было увидеть свет... [ 3 ] [ 6 ]
Он разработал несколько десятков издательских брендов , торговых эмблем и этикеток. В области «малых форм», которую освоил Д. И. Митрохин еще в 1910-е годы, особое место занимает книжный знак. Совершенный мастер композиции, прекрасно владеющий как декоративной, так и графической составляющей книги, тонко чувствуя ее характер, он сделал почти полсотни экслибрисов (большинство из них относятся к 1919–1923 гг.) – эти произведения по праву причисляются к лучшим созданы в этом жанре в России.
Но в период с конца 1920-х до середины 1930-х годов художник отошел от книжной графики, лишь периодически и без прежнего интереса возвращаясь к ней. После войны он редко работает для публикаций. Исключением можно считать иллюстрированные и оформленные Д. И. Митрохиным в 1959 г. «Французские сказки» (М. GIHL), а одним из последних — книгу воспоминаний М. В. Нестерова (М. «Искусство»), оформленную им в тот же год.
Творчество Д.И.Митрохина претерпело изменения на протяжении почти полувека его активной деятельности на этом поприще, как бы предвосхищая обращение художника к единственно возможной для него, но и самой яркой, неповторимой форме приложения его таланта - рисунку. , которому с определенного момента будет суждено стать универсальным выразительным средством его мировоззрения. Создается впечатление, что ту же «подготовительную» функцию выполняли и другие виды станковой графики, как бы помогая художнику найти этот лапидарный, доходчивый, но далеко не односложный язык основных по содержанию и емкости произведений. индивидуальный, совершенно самостоятельный графический почерк. [ 5 ]
Гравюра на дереве. Резак. Литография
[ редактировать ]Имея возможность ретроспективно воспринимать этот творческий опыт, можно наблюдать в его развитии именно такую тенденцию: с середины 1930-х годов книжная графика уже не имеет первостепенного значения в творчестве художника, она начинает уступать место гравюрам на дереве, металле. гравюра, рисунок и акварель. Работа с натуры никогда не исключалась из числа регулярных занятий, из сферы интересов Д.И.Митрохина, более того, в этой области он постоянно искал, совершенствовался, в результате чего происходила постепенная трансформация смысла и содержания картины: из " школа природы», необходимая для понимания традиции, к которой он принадлежал, к выраженной самостоятельной ценности оригинального станкового листа. [ 5 ]
- 1923 г. – начало систематических рубок леса (до 1934 г.).
- 1925 г. - первая персональная выставка (Казань - 250 листов).
- 1927 г. - начинает гравировать резцом и сухой иглой по металлу (до 1951 г.).
- 1928 г. - начал заниматься литографией (до 1934 г.).
- 1935-1941 - работает над серией гравюр цикла "Ленинградские пейзажи" (Петроградская сторона, ЦПКиО).
- 1941 г. - в первые дни Великой Отечественной войны пошел добровольцем в народное ополчение; - 58-летний художник работает для Издательства Генерального штаба, для Института переливания крови («История переливания крови» (1941-1942); - создал около 100 карандашных и акварельных рисунков, в том числе посвященных жизни осажденный город.
- 1942 г. — утром 1 января скончалась жена художника Алиса Яковлевна Брускетти; - летом работает с натуры на улицах блокадного города и выставляет свои рисунки; — в конце года Д.И. Митрохин после пребывания в госпитале в состоянии крайнего истощения был эвакуирован в Алматы .
- 1943 - член правления Союза художников Казахстана и председатель его секции графики, экспонатов, занимается преимущественно акварелью.
Д. И. Митрохин начал гравюру на дереве «почти из любопытства», под влиянием Всеволода Владимировича Воинова — одного из инициаторов и пропагандистов возрождения ксилографии, как самостоятельной (невоспроизводимой) станковой техники, с которой Дмитрий Исидорович хорошо владел знакомится с «Миром искусства», — и о музейной работе; в 1941 году они вместе пошли в ополчение, пережили блокаду, вместе были в Алма-Ате. К гравюре на дереве познакомил В. Воинов и Б. М. Кустодиева , который из-за болезни в последние годы жизни не был полностью изолирован от творчества только благодаря гравюре.
Д. И. Митрохин выполнил немногим более 70 гравюр, но даже это сравнительно небольшое количество работ в этой области позволяет ему причисляться к лучшим русским мастерам гравюры по дереву. Начиная с техник, близких к «черному стилю», когда художник отдавал предпочтение белому, слегка грубоватому мазку, позднее он приходит к «серебристой гамме, богатой полутонами и разнообразными фактурными элементами»; ему чужда всякая «яркость с виртуозностью» — первоначально в гравюре на дереве его привлекает живописная выразительность, для этой цели он иногда освещает отпечатки акварелью — иногда едва заметной, иногда — корпускулярной и сочной. И здесь можно наблюдать целостность творчества Митрохина, о чем свидетельствует хорошо прослеживаемая взаимосвязь его гравюры на дереве и рисунка.
В творчестве этого периода (1920-е - конец 1930-х годов) преобладают пейзажные циклы - много гравюр на дереве и гравюр (художник сознательно не обращался к офорту, ценя чистую живую линию сухой иглы и долота), литографии, посвященные тогдашнему времени. окраины Ленинграда – пустыри Петроградской стороны, площади островов. «Митрохин бесконечно привязался к совершенно особенному пейзажу этой части города тех лет. Именно здесь, благодаря бурному развитию начала века, прерванному Первой мировой войной и революцией, возник своего рода архитектурно Создавался неорганизованный конгломерат больших жилых домов с глухими брандмауэрами, пустыри с могучими старыми деревьями, бесконечными заборами и уцелевшими деревянными домами. Пейзаж, которого нельзя было увидеть в других частях бывшей столицы, завораживал. Митрохина с мучительным контрастом внезапно остановившегося в наступлении города и героически сопротивляющихся ему островков природы». [ 5 ]
Жанровая тема, начиная с парижских зарисовок, неизменно присутствует в творчестве Дмитрия Митрохина. Оно восходит к своим корням в устойчивой и богатой традиции, берущей свое начало в античности, — продолженной в средневековой книжной графике, в восточных миниатюрах, в рисунках старых мастеров, в гравюрах эпохи Возрождения , в народных типах Дюрера, у мелких голландцев , в Русский лубок и, наконец, японская гравюра укиё-э . Наибольшую социальную остроту оно приобретает в XVIII веке в знаменитой серии французских и английских гравюр «Крики Парижа» и «Крики Лондона»; эту традицию развивают рисунки, литографии и фарфоровые статуэтки петербургских народных типов начала XIX века. [ 3 ] [ 5 ]
И если уличные сцены, небольшие фигурки прохожих, как своего рода «стаффажи», оживляют почти все пейзажи Д. И. Митрохина, то в его городской сюите гравюр на дереве середины 1920-х — начала 1930-х годов персонаж , «человек с улицы», занимает центральное место. Произведения этих добродушно-иронических, теперь уже почти гротескных циклов вместе с серией литографий и гравюр более крупных форматов наиболее соответствуют названной традиции («Уличники», «Мороженое», «Футболист», «Продавец цветов». «Полотер» «Петрорайрабкооп» и др.). [ 5 ]
В то же время в 1930-е годы в серии завершающих гравюр Д.И.Митрохина, посвященных жизни Приазовья, на смену «жанру» приходят романтические мотивы, продиктованные интересом художника «к сюжету в его специфических формах». , забота о декоративной целостности и ксилографической выразительности листа». [ 5 ]
Свободное владение техникой резьбы по дереву, к которому пришел Д.И. Митрохин в середине 1930-х годов, закономерно приводит художника к переключению своих интересов на гравюру резцом, которая уже тогда привлекала его. Если с 1920-х годов происходит возрождение торцовой гравюры и литографии, то резальная гравюра в России уже утратила черты высокого искусства, получив лишь прикладное значение; в Западной Европе также только в 10-е и 20-е годы некоторые мастера стали приходить к пониманию ее самостоятельного значения для графики, которая также издавна существовала среди только ремесленных и репродуктивных. Художник, имея общее представление о технике резцовой гравюры, не имел вокруг себя живых примеров, и именно понимание ее возможностей для решения самостоятельных задач художника-графика с первых же опытов уводит мастера от репродуктивные техники - он "рисует" гравером. В связи с этим Ю.А. Русаков справедливо заметил: «Не будет преувеличением сказать, что это было новое открытие гравюры резцом». Обогащая тональные возможности, мастер работает и сухой иглой, более свободная дисциплина линии которой также приближает ее по достигаемым эффектам к естественному рисунку, рисованию пером, что было одной из задач автора - сохранить их живость. и тепло. Но он не имитирует рисунок, а лишь старается благодаря такому использованию возможностей гравюры на металле придать отпечатку свежее впечатление, эмоциональный характер. [ 5 ]
В 1920-е годы он обращается к той же теме: пейзажи Петроградской стороны, натюрморты, Ейск, однако получает сюжетное расширение - произведения приобретают большую динамику, в некоторых случаях - качество живописи. В середине 30-х годов он создал цикл широкоформатных гравюр, посвященных Центральному парку культуры и отдыха, — несколько панорамных пейзажей по эскизам, сделанным из окон. Отдельную небольшую группу произведений составили натюрморты, гравированные Д. И. Митрохиным на рубеже 30-40-х годов, под которыми автор первоначально подразумевал легкую акварельную живопись; общее состояние этих произведений близко к тому видению, к которому он пришел гораздо позже.
Гравюра по металлу Д. И. Митрохина — уникальное явление в советском искусстве довоенного периода. Подлинный артистизм, с которым мастер сумел воплотить тонкий эмоциональный строй и лиризм своей художественной натуры, не нашел отклика для поддержки этого свежего начинания, и реальная область его творчества, поистине единственная, занимает место среди «крупнейших явления европейской гравюры на металле ХХ века», - отмечает художник, искусствовед Ю. А. Русаков. С ним согласен признанный специалист, знаток офорта Звонцов Василий Михайлович : «Он единственный развил искусство резьбы до наших дней. Эту идею Митрохина подкрепили рассказы о нем старшего поколения художников, мои учителя (В. Н. Левицкий, Л. Ф. Овсянников, Г. С. Верейский и другие)». [ 5 ]
До второй половины 1920-х годов он лишь дважды обращался к работе по камню. Из созданного Д.И. Митрохиным в литографии половина относится к 1928 году, первому году его полноценного изучения этой техники печати.
Чтобы сохранить живой контакт мягкого литографского карандаша с рабочей поверхностью, он пренебрегает кукурузным копировальным аппаратом, позволяющим перенести ранее сделанный рисунок - художник работает непосредственно на камне. И здесь он использует все богатство техники: рисует широким легким мазком, пользуется пером, осветляет тон, процарапывая длинные параллельные мазки (что возможно только при работе непосредственно на плоскости печати). Больше всего он делал станковые литографии для монохромных отпечатков - на одном камне, но несколько литографий было напечатано с двух и даже трех камней (1929-1931).
В его литографиях преобладает та же тема, что и в финальной гравюре – Ленинградская улица, рыбный Ейск. Лучшая серия — «Шесть литографий, раскрашенных автором» (1928). И здесь внимание художника сосредоточено на колоритных типах улиц, эти работы доносят до нас образ города, аромат ушедшей эпохи...
Кратковременное увлечение этой техникой вылилось для Д. И. Митрохина в опыт использования ее в книжной графике - были оформлены «Избранные произведения» Н. С. Лескова (1931). [ 5 ]
- переезжает в Москву 1944 г. - в июле ; с этого времени он начал систематически заниматься акварелью и рисованием; периодически возвращается к книжной графике (до 1960-х гг.).
- 1946 г. — возобновляет гравюру на металле (до 1951 г.).
- 1959 г. – начинает работать цветными карандашами.
- 1967-1969 - сделал несколько гравюр сухой иглой.
- 1969 — присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР .
- 1971 г. – последняя статья Д. И. Митрохина «Рисовать каждый день» («Творчество», № 4).
- 1973 — выставки в Малой галерее издательства «Искусство» (Дрезден) и «К 90-летию и 70-летию творческой деятельности» в Союзе художников СССР в Москве ( более 800 листов). 7 ноября артист скончался.
За московский период творчества Д.И.Митрохин дважды возвращался к гравюре по металлу - 20 гравюр второй половины 1940-х - начала 1950-х годов и несколько работ конца 1960-х годов. Среди этих работ есть несколько первоклассных, из которых следует назвать «Баран» (1948) — очень выразительная, динамичная гравюра, — «Яблоко и орехи» (1969), которая даже без подразумеваемого колорита производит впечатление будучи полностью законченным. [ 3 ] [ 5 ]
Картина
[ редактировать ]При всех успехах Д. И. Митрохина в книжной графике и достижениях в гравюре, наиболее значительной и значимой частью его творчества является станковый рисунок. Это понятие объединяет и саму карандашную работу, и акварель, и работы, выполненные в смешанной технике — основные занятия последних тридцати лет его жизни. Сотни небольших станковых листов (в подавляющем большинстве размером с открытку, страницу тетради) содержат самое яркое и впечатляющее выражение мировоззрения художника; в них очень органично слились изобразительное и изобразительное начала; эти созданные годами сюиты — наполненные жизнью страницы дневника. [ 5 ]
Большинство из тех, кто изучал наследие Дмитрия Исидоровича Митрохина, приходят к выводу, что последние тридцать лет его творческой жизни представляются во многих отношениях наиболее интересными. Это тот метод, который полностью удовлетворил художника, не сковывал, не принуждал выполнять заказ, это найденная им универсальная форма самовыражения, к которой он, когда сознательно, а когда и бессознательно, не шел. многие годы, это синтез всего понятого и выстраданного им, вылившийся в упоенное, размеренное повествование, составленное простыми естественными словами ясного и стройного языка сотен произведений. В такой оценке последнего периода, не отрицая важности всего того, что он сделал ранее, солидарны все, кто знал и ценил его творчество: М. В. Алпатов, Ю. А. Русаков и Е. А. Кибрик, Н. И. Харджиев , В. М. Звонцов, А. Рэнсом и И. В. Голицын, наконец, - скульптор Л. В. Чага, очень тонко и сопереживающе понявший это произведение, ставший чутким и неравнодушным свидетелем торжества истинно свободного искусство. [ 3 ]
Василий Михайлович Звонцов, руководитель редакции издательства «Аврора» (1973-1977) — лучший русский того времени, и готовивший к изданию книгу о Д. И. Митрохине, был вынужден перестроить монографию , увидев в ней во всей полноте того, что сделал художник за последние десятилетия. Он говорит о «неожиданном и ошеломляющем» впечатлении, которое произвели на него эти тетради: «На последнем этапе этого пути художник достиг необычайного совершенства, возможного в редких случаях. Он обрел полное единство замысла и выразительных средств». [ 3 ]
Действительно, в «третьем» периоде своего творчества Д. И. Митрохин опроверг устоявшееся мнение о невозможности для художника в старости «свежего взгляда», «молодого восприятия». Своими рисунками, отвечая на мнение К. Гамсуна о том, что "ни от кого нельзя ожидать... писать так хорошо через пятьдесят лет, как он писал раньше", - убедительностью, щедростью и цельностью своих произведений мастер заявляет что многое зависит и от внутреннего мира этого человека, и от дисциплины, которой он следует - художник уже не способен провести прямую линию, но его работы до последнего дня шокируют уверенностью линий, звучностью образов .
Пришедшим к нему с намерением воздать должное «живой реликвии», «последнему миру искусства», Дмитрий Исидорович заявил, что «что Митрохина уже давно нет», что «кнебелевский Митрохин» не вообще его заинтересовать. "Они хвалили его книжную графику... восхищались экслибрисами. Среди этих посетителей были не только "писцы", "коллекционеры", но и художники. Никто из них не вспоминал ни о гравюрах Митрохина, ни о его рисунках. Дмитрия Исидоровича такие посетители очень раздражали. , сердито покраснел и сказал, что он «еще не умер»… Широкими, тяжелыми шагами он идет по комнатам. Одежда слишком свободна на его изможденном теле. Я вспомнил скульптуры. Джакометти . Но глаза выглядят острыми и молодыми, а руки, необыкновенно выразительные, до конца сохранили свою грацию и силу». И в зависимости от готовности человека, пришедшего воспринять поиск, волновавший художника в тот момент, Д. И. Митрохин был проницателен - он всегда «очень хорошо видел собеседника», выкладывал перед собой последние произведения: поразительно разнообразны пейзажи, увиденные из одного окна, очень содержательные перформансы – два, три предмета, разные интерьеры, увиденные в одной комнате...
Это история без литературности, когда «герои» живут своей жизнью, имеют ярко выраженный характер, темперамент, взаимодействуют, а театр – подлинная драматургия буквально заставляет зрителя искать, улавливать настроения и интонации «актеров». Возможно, это единственная положительная альтернатива еврейской театрализации? С Н. Н. Евреиновым , кстати, Д. И. Митрохин был хорошо знаком, и как автор, и как драматург, и как человек (в одном издании даже «договорились» — о названии «Первобытной драмы немцев» недавно созданный графический издательский бренд «Полярная звезда»), — так как, кстати, он был знаком со многими актерами, писателями. Он сам в молодости писал стихи - в 1908 году в Харькове Н. Поярков издал альманах "Хрусталь" с его обложкой, чем не исчерпывается участие в издании Д. И. Митрохина - вот два стихотворения из его цикла "На Юг". : «Рыбаки» и «Жара», навеянные воспоминаниями о Ейске и Азовском море . В альманахе приняли участие Andrey Bely , Konstantin Balmont, Alexander (Alexander Bryusov), I. Novikov, S. Krechetov and others.
"Натюрморт"
[ редактировать ]В то время, когда он начинал, общая тенденция пространственного творчества означала «избавление» от диктата однозначного понимания природы — так П. Клее, вслед за П. Сезаннам , одним из первых бросил вызов, по мнению Р. М. Рильке в письмо В. Гаузенштейну, «как потерпевший кораблекрушение или оказавшийся в полярных льдах, преодолевая себя, стремится до последней минуты записать свои наблюдения и переживания, чтобы их жизнь оставила след на пустых пространствах» листа, куда раньше никто не мог попасть" [ 7 ] - эта неизбежная необходимость преодоления "академического тупика", окончательно исчерпавшего себя фотонатурализма, но и - салона, вкуса, "манеров", "подражаний" и "реконструкций", когда запечатленные предметы были лишены содержания; однако беспредметное искусство в какой-то момент достигло «великого предела» — безразличные, как к автору, так и к «потребителю» искусства формы (в ответ на бесстрастную игру самих себя) снова стали лишь поводом, а не выражение мысли.
Первоначально Д. И. Митрохин волею судьбы оказался в стане наиболее близких к салону, но тогда в России это был неизбежный путь эстетики, противостоящей засилью пошлости, бесцеремонно вторгавшейся в искусство; он испытал и другие влияния, шаг за шагом преодолел их на две трети своего пути, оставаясь при этом первоклассным мастером.
«Путь назад», но и путь в «новые просторы», тоже был труден до того момента, когда «прорвался новый голос», он болезненный. "Заказы от издателей прекращаются. Заказчики разочарованы - бывшего мастера-виртуоза не существует".
По мнению Л. Чага, художнику приходилось начинать с этюдов, робких рисунков, «грязи» студенческих натюрмортов, черных теней. Этот мудрый художник возвращает изображенному «объективность» — с той лишь разницей, что теперь «компоненты повествуемого» одухотворяются, он наделяет их новым чувством сопричастности, без необходимости сентиментально-декоративного, сверхреалистического или запредельно обобщены - они не безразличны зрителю, претендуя на право на доверительный, искренний диалог между художником и ним... Автор - представитель тех же "главных сил" (однажды польский художник спросил о времени прибытия), которые не заявляют о своей новизне, не объявляя себя в военной терминологии «авангардными частями» (которые перестали быть таковыми, как только были взяты на вооружение массовой культурой, и объявляются повсюду ), спокойно и последовательно, без рекламы и аффектации, начал хорошо заниматься любимым делом, придавая новый смысл и пространство - для выражения больших мыслей не нужны гигантские форматы.
Эти циклы не нуждаются в систематизации — все и так понятно: стакан, аптечная посуда, фрукты, рыба, цветы, сухоцветы…
Кстати, цветы здесь – это не просто красивые растения или их разновидности, они обладают не только качествами живых существ, но и свойствами передавать оттенки настроения своего «второго» создателя – добросовестного, терпеливого и вдумчивого. студент «первого». Благодаря заботе автора аптечные флаконы активно превышают свою полезность. Фрукты радуются, орехи таятся, скорлупа вот-вот бьется, стоят стулья - продолжение своих хозяев, а не наоборот.
«Были и «андерсоновские» сюжеты — иголка и булавка, моток шпагата. Игрушки ручной работы — свистульки, лошадки, петухи, деревянные, крашеные яйца — появлялись в рисунках в самых неожиданных воплощениях и интерпретациях: меняли цвет, пропорции, переносились в воображаемое пространство, разыгрывались сцены, «маленькие трагедии».
Сухие ветки старого дерева щедро усыпаны цветами.
Лишь у великих мастеров этого жанра в 17 веке или в наше время Г. Моранди вещи, предметы и плоды живут такой полной, глубокой и индивидуальной жизнью, как в рисунках Д. И. Митрохина. Однажды А. П. Чехов , указывая на пепельницу, сказал: «Если хочешь, я напишу о ней рассказ». Именно такие «истории» художник писал карандашами и акварелью. Но они меньше всего относятся к литературе. Эти растения, плоды и предметы видятся художником с какой-то необычайной глубиной и проницательностью, в каждом из них он чувствует себя человеком, запертым в форме, облаченным в цвет, но рассказывающим ему о тайне творения... - Е Левитин. [ 3 ]
Мне не нравится слово «натюрморт». Лучше другой термин «Еще — Лебен». Спокойная, сокровенная жизнь, которую может и должен видеть художник... Почти всегда я нахожу в вещах какую-то доброту, дружелюбие. И я хочу об этом поговорить. …Когда я смотрю на свои рисунки, самые удачные из них кажутся мне чужими, а недостатки я ощущаю как свои… Когда меня спрашивают, какие из моих работ я ценю больше всего, я обычно отвечаю: те, которые будут быть сделано завтра. Потому что работа всей жизни – это подготовка к тому, что ты будешь делать завтра. - Д.И. Митрохин. О фигуре. [ 3 ]
Статьи Д.И. Митрохина
[ редактировать ]- «Художественные выставки в Москве» – «Утро». Харьков, 1907 год, 25 января.
- «Смертельная выставка картин Борисова-Мусатова» – «Утро». Харьков, 1907 год, 27 февраля.
- «Богема» — «Утро». Харьков, 1907 год, 4 ноября.
- К. Гис. - «Юность», 1907, № 2-3, с. 13, 14.
- Манга Хокусая. - «Русская молва», 1912, 22 декабря. Аноним, без названия. - Первая статья о великом японском художнике, написанная русским автором. Авторство Д. И. Митрохина отмечено в отчете П. И. Нерадовского (1919).
- 1870 год во французской карикатуре. - «Голос жизни», 1915, № 7, с. 16.
- Бедствия войны Жак Калло. - «Голос жизни» (Петроград), 1915, вып. 10, с. 14, 16.
- Рисунки В.Д. Замирайло. - «Новый журнал для всех» (Петроград), 1915, вып. 5, с. 54, 55.
- О Нарбуте (о выставке в Русском музее) - в книге "Аргонавты" (Петроград), 1923, с. 19-21.
- Памяти Нарбута. - Среди коллекционеров, 1922, вып. 9, с. 5-9.
- О рисунках М. Добужинского для глупого художника Н. Лескова и В. Конашевича на стихи А. Фета. - Среди коллекционеров, 1922, № 7-8, с. 71, 72
- Заметки о травлении. - в книге П. А. Шилинговского «Русские граверы». Казань 1926г.
- ВМ Конашевич. - в книге «В.М. Конашевич о себе и своем деле». М. 1968. С. 115–119.
- О картинке. - Журнал творчества, 1971, вып. 4, с. 6-8.
Художественные объединения, членом которых был Д.И. Митрохин
[ редактировать ]- 1904-1908 - «Мурава» (Артель художников-гончаров). Москва.
- 1905-1924 - Московское товарищество художников.
- 1906-1911 – Общество Леонардо да Винчи . Москва.
- 1909-1913 - Тверской общественно-педагогический кружок.
- 1910-1923 - Союз русских художников (СРХ). Москва – Санкт-Петербург (Ленинград).
- 1911-1914 - «Кольцо» (Группа художников). Харьков.
- 1915-1917 – «Квартира № 5». Петроград.
- 1916-1924 – «Мир искусства». Санкт-Петербург – Петроград.
- 1916-1929 - Императорское (с 1917 - Всероссийское) общество поощрения художеств (ОПХ); с 1917 - в комитете. Петроград – Ленинград.
- 1919-1922 – «Дом искусств». Петроград.
- 1922-1932 - Товарищество художников революционной России. Москва.
- 1923-1928 - «Шестнадцать» (группа художников); 1923, 1924 и 1927 гг. — участвовал в выставках.
- 1923-1929 – «Жара – цвет». Москва.
- 1921-1928 - Содружество художников; [ 8 ] с 1923 г. - член правления. Петроград – Ленинград.
- 1926-1929 - Товарищество художников-графиков при Доме печати. Москва.
- 1928-1929 - Секция граверов (ОПГ); член-учредитель. Ленинград.
- 1928-1930 — Общество художников (ОЖ); [ 9 ] член-учредитель. Ленинград.
- 1928-1932 – Общество художников-графиков; член-учредитель. Ленинград. [ 10 ]
- 1932—1939 — возглавлял графическую секцию Ленинградского отделения Союза художников СССР ( ЛОШ ). [ 3 ]
Книги и статьи о Д.И.Митрохине
[ редактировать ]- Zamirailo VDI Mitrokhin.
- Пальто А.Д. Митрохина. Предисловие Н. Рериха . Казань. 1912 год
- Левинсон А. Художественные издания. - «День» (Приложение «Литература, искусство и наука»). 1913, 16 декабря.
- Filosofov D. Beautiful books. - "Speech". 1915, January 19.
- Лисенков Е. Две книги с рисунками Митрохина. - «Дом искусств». 1921, нет. 2, с. 108, 109.
- Voinov Vsevolod. Book signs of D.I.Mitrokhin. Petersburg. 1921.
- M. Kuzmin , Voinov Vsevolod. D. I. Mitrokhin . Moscow. 1922.
- Kuzmin M. Voinov V. D. I. Mitrokhin. Moscow—Petrograd. 1922.
- Кузьмин Михайлович Воинов ВДИ Митрохин. Москва-Петроград. 1922 год.
- Эттингер ПДИ Митрохин. М.: Детская литература. 1940 год.
- Русаков Ю. Новые произведения Д. Митрохина. М.: Ст. 1961.
- Алпатов М. Рисунки художника Митрохина. Журнал «Декоративное искусство СССР» № 5. 1962. С. 32, 33.
- Койвтун Ю. Гравюры по металлу Дмитрия Митрохина. Советская литература. Москва. 1964. И.ПП. 167, 169.
- Русаков Ю. Дмитрий Исидорович Митрохин. Л. - М. 1966.
- Alexandrova N. D. I. Mitrokhin. - The art of books. V. 5.M. 1968. S. 146-153.
- Zvontsov V. Legacy of Dmitry Isidorovich Mitrokhin (1883-1973) - "Art" magazine. No. 8. 1974. P. 33-38.
- Сурис Борисович Дмитрий Митрохин. - Советская графика 73 года. М. 1974. С. 78-84.
- Алпатов М. Рисунки Митрохина последних лет. - Вопросы советского изобразительного искусства. М. 1975г.С. 238-251.
Библиография
[ редактировать ]- Дмитрий Митрохин. Л.: Издательство «Аврора». 1977.
- Книга о Митрохине. Статьи, письма, воспоминания. Составитель Л.В. Чага. Подготовка текста и примечаний И.Я. Васильева. - М.: Художник РСФСР. 1986 год
- Д.И. Митрохин. Работы последних лет. Набор открыток (двуязычный). - Ленинград.: Аврора. 1973 год
- Движение «Мир искусства» – Россия начала ХХ века. Издательство «Аврора Арт». Ленинград. 1991 год ISBN 5-7300-0215-7
- Дмитрий Митрохин. - Русаков Ю. А. Избранные произведения по истории искусств. - СПб.: Алетейя. 2000. С. 221. ISBN 5-89329-205-7
- Лебедева, И.В. (1988). «Общество художников. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов». История советского искусства. Выпуск 24 (Сб. статьи. Ред.). Советский художник. п. 348–361.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б «Дмитрий Митрохин» . Россия-ic.com .
- ^ Псковский художник, график, иллюстратор Д.И. Митрохин: страницы жизни и творчества
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Книга о Митрохине. Статьи, письма, воспоминания. Составитель Л.В. Чага. Подготовка текста и примечаний И.Я. Васильева М.: Художник РСФСР. 1986 год
- ^ Сюзанна Парч. Пауль Клее. 1879-1940. Бенедикт Тачен. Колн. 1990. ISBN 3-8228-0510-6
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Дмитрий Митрохин. - Русаков Ю. А. Избранные произведения по истории искусств. СПб.: Алетейя. 2000. С. 221-242. ISBN 5-89329-205-7
- ^ Статьи Эттингера П.Д. Из переписки. Воспоминания современников. М.: Советский художник. 1989 год ISBN 5-269-00038-5
- ^ Р. М. Рильке. выбросить Огюст Роден. Письма. Стихи. - М: Ст. 1971 год
- ^ Lebedeva 1988 , p. 355.
- ^ Lebedeva 1988 , p. 351, 355.
- ^ Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Издательство Чернышева. Санкт-Петербург. ISBN 1992 года 5-85555-004-4