Экономическое насилие
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Апрель 2024 г. ) |
Экономическое насилие — это форма структурного насилия , при которой определенные группы людей лишаются важнейших экономических ресурсов. Бэнди X. Ли , психиатр и ученый в области насилия , утверждает, что такие экономические препятствия относятся к числу «устранимых ограничений, которые общество накладывает на группы людей, [которые] мешают им удовлетворять свои основные потребности и достигать того качества жизни, которое в противном случае было бы возможно». [1] Как и в случае с другими формами структурного насилия , Ли отмечает, что оно обычно применяется институтами с целью осуществления власти над уязвимыми группами.
«Экономическое насилие» может также относиться к экономическому злоупотреблению , форме межличностного домашнего насилия .
История экономического насилия
[ редактировать ]Появление экономического насилия как структурной силы можно отнести к развитию первоначального накопления в средневековой Европе. Экономисты Адам Смит и Карл Маркс определили первоначальное накопление как средство, с помощью которого феодалы и владельцы средств производства , таких как земля, природные ресурсы или производственное оборудование, могли накапливать богатство, удерживая часть прибыли, созданной рабочими, производившими продукцию. товары на частных землях и заводах владельцев. [2] Это позволило владельцам накапливать богатство и монополизировать средства производства, тем самым предоставляя им беспрецедентный контроль над распределением богатства и рабочей силой.
Жизнеспособность этого экономического формата зависела от рабочей силы, которая была готова работать за низкую или нищенскую заработную плату, при этом большая часть прибылей рабочих возвращалась владельцам средств производства. Чтобы не дать крестьянству бросить работу и существовать за счет земли, по всей Европе последовал процесс огораживания общин . Ученый Сильвия Федеричи отмечает, что церковь, будучи крупнейшим землевладельцем в континентальной Европе в 15 веке, присоединилась к дворянству, чтобы приватизировать земли и криминализировать натуральное занятие крестьянства. Федеричи утверждает, что эти инициативы преследовали три основные цели: «(а) создать более дисциплинированную рабочую силу; (б) ослабить социальный протест; и (в) закрепить рабочих на навязанных им должностях». [3] Для обеспечения его успеха требовалось насильственное обеспечение этого процесса экономической реструктуризации, кульминацией которого в конечном итоге стала инквизиция Священной Римской империи , которая намеревалась вести войну с еретиками , выступавшими против ее социальных и экономических реформ. [4] Без таких реформ и насильственных механизмов, используемых для их проведения, Федеричи утверждает, что современные формы капитализма, ориентированного на рост, не могли бы развиться из ограниченной экономики феодализма. [5]
Экономическое насилие как структурная сила
[ редактировать ]Ученый-эколог Вандана Шива подчеркивает, что экономическое насилие присуще и необходимо для структурной целостности капитализма. Она предлагает современные примеры форм, наблюдаемых в феодальной Европе, такие как лишение земли в Индии, вынуждающее фермеров отказаться от натурального образа жизни и перейти на низкооплачиваемую работу в нечеловеческих условиях. Шива отмечает, что эти изменения оправдываются индийским правительством и торговыми организациями, такими как Всемирный банк, утверждениями о том, что сельское хозяйство стало нежизнеспособным из-за резкого падения цен на сельскохозяйственные культуры, и идеей о том, что Индия «необходима индустриализация, чтобы [достичь] экономического роста». [6] Шива оспаривает эти утверждения как ложные, утверждая, что цены на урожай низкие из-за самих торговых реформ и что индийские фермеры в подавляющем большинстве выступают против лишения своих земель и принуждения к работе. Она отмечает, что изъятие земли было встречено ожесточенным сопротивлением, которое, в свою очередь, привело к жестоким государственным репрессиям. Примеры включают протест в парке атомной электростанции Джайтпур в 2011 году, когда полиция открыла огонь по протестующим Движения безземельных , убив одного и серьезно ранив восемь других. [7]
Антрополог Дэвид Харви приводит «весомые доказательства того, что переход к капиталистическому развитию был и продолжает жизненно зависеть от позиции государства». [8] В этом смысле он утверждает, что экономические реформы феодальной Европы, которые сделали возможным ее окончательный переход к капитализму, следует понимать не как изолированное историческое событие, а как цельный и непрерывный процесс, который распространился из Европы через глобальные колониальные завоевания и который продолжает утверждать себя через современную неолиберальную торговую политику, финансовые структуры и государственных субъектов. Он отмечает, что бесконечный рост является центральным принципом капитализма, требующим бесконечного запаса природных ресурсов и человеческого труда, который должен быть получен посредством насильственной силы и экономического принуждения тех, кто может ему противостоять. Он называет этот процесс накоплением путем лишения собственности . [9]
Современные примеры структурного экономического насилия включают участие США в смене режима в Латинской Америке . Харви ссылается на роль ЦРУ в насильственном свержении демократически избранного президента Венесуэлы Сальвадора Альенде генералом Аугусто Пиночетом в 1973 году. По словам Харви, Пиночета поддержало правительство Соединенных Штатов в попытке открыть нефтяные запасы социалистического правительства американцам. рынки. [10] Этот мотив подтверждается телеграммой ЦРУ, задокументированной в архиве Госдепартамента :
«Это твердая и постоянная политика, направленная на свержение Альенде путем государственного переворота... Мы должны продолжать оказывать максимальное давление для достижения этой цели, используя все соответствующие ресурсы. Крайне важно, чтобы эти действия осуществлялись тайно и безопасно, чтобы правительство США и американцы рука должна быть хорошо спрятана». [11]
Хотя экономическое насилие в конечном итоге может осуществляться посредством действий полиции, военных или военизированных формирований, оно не осуществляется исключительно государственными субъектами и не ограничивается открытым физическим насилием. Финансовые и промышленные интересы могут нести ответственность за деловую практику и политику, приводящую к накоплению корпоративного богатства за счет бедных слоев населения, включая очевидный сговор нефтяной промышленности с государственными вооруженными силами, как это видно в военном перевороте ЦРУ в Венесуэле. Однако это может произойти и без военного вмешательства, как, например, генетическое патентование «Монсанто» сельскохозяйственных семян и судебные иски, которые она возбудила во всем мире против фермеров, чьи посевы стали перекрестно опыляться продуктами «Монсанто». Это привело к экономическому краху целевых фермеров, при этом имеются убедительные доказательства взаимосвязи между этими судебными исками и появлением широко распространенных самоубийств среди фермеров в Индии. [12] Поскольку не существует единого субъекта, обладающего явным контролем над этими событиями, экономическое насилие лучше всего можно понимать как явление, которое запутывается посредством децентрализованных инициатив, в которых влиятельные субъекты фундаментально извлекают выгоду из уже существовавшего неравенства, присутствующего в глобальных экономических и социальных иерархиях.
Экономическое насилие и его связь с капитализмом
[ редактировать ]Экономическая ортодоксальность утверждает, что свободные рынки представляют собой «волю народа»; то есть цены и производство определяются потребительским спросом, который, в свою очередь, призван способствовать распределению материальных потребностей с максимальной эффективностью и тому, что Адам Смит назвал «всеобщим богатством, которое распространяется на самые низкие слои людей». [13] Центральное место в этой теории занимает концепция невидимой руки , которая, по утверждению Смита, «обеспечит почти одинаковое распределение предметов первой необходимости» между богатыми и бедными. [14]
Критики свободного рынка и неолиберальной торговой практики указывают на экономические показатели, свидетельствующие о серьезном неравенстве в благосостоянии между богатыми и бедными в США, такие как выводы Исследовательского центра Pew о том, что разрыв в благосостоянии между богатыми и бедными семьями Америки увеличился более чем вдвое в период с 1989 по 2016 год. [15] Исследование неортодоксального экономиста Джона Мункирса «138 основных отраслей и 5 основных рыночных зон» в книге «Трансформация американского капитализма» предполагает, что «отрасли структурно и функционально взаимозависимы», прослеживая развитие «серии инструментов экономического планирования... оба позволяют и могут даже потребовать регионального, национального и международного планирования частного сектора». [16] Это противоречило бы ортодоксальному пониманию свободных рынков Смитом, предполагавшему, что рынки управляются финансовыми интересами, а не фирмами, реагирующими на коллективную волю потребителей.
Экономическое насилие как невидимое насилие
[ редактировать ]Политолог Венди Браун пишет, что рыночная рациональность приводит к «исчезновению» свободы действий субъектов и достоверности их критики. Она пишет, что современный либерализм «отрекается от структурной власти доминирования: «если женщины хотят быть инженерами, а латиноамериканцы хотят быть философами, ничто и никто их не останавливает!» [17] Браун утверждает, что такие взгляды маскируют невидимые структурные барьеры на пути к равенству, апеллируя к техническим деталям, которые отделены от контекстуальных реалий; т.е. не существует законов, запрещающих женщинам становиться инженерами, но социальные и экономические барьеры, с которыми сталкиваются женщины, могут сделать получение инженерной степени социально или финансово невозможным.
Антрополог Дэвид Гребер утверждает, что согласие на насильственные экономические структуры должно быть достигнуто с помощью бюрократических механизмов, которые делают их причины невидимыми. По мнению Гребера, язык экономической рациональности «становится способом избежать разговоров о том, для чего на самом деле предназначена [рациональность]; то есть о в конечном итоге иррациональных целях, которые считаются конечными целями человеческого поведения». [18] Экономист Уильям М. Даггер предполагает, что мистификация экономических идей, такая как «экономическая рациональность», описанная Гребером, используется институтами с целью смешения личных интересов отдельных лиц с интересами корпоративных образований. [19] Таким образом, экономическое насилие может быть очищено путем переосмысления идеи «экономики» как беспристрастной силы природы, а не как ряда институтов, принимающих сознательные политические решения.
См. также
[ редактировать ]- Классовый конфликт
- Экономическое злоупотребление
- Экономическая дискриминация
- Структурное насилие
- Накопление путем лишения собственности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ли, Бэнди (2019). Насилие: междисциплинарный подход к причинам, последствиям и методам лечения . Хобокен (Нью-Джерси): Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-119-24067-9 .
- ^ Маркс, Карл (1887). «Капитал Том I» (PDF) . Интернет-архив марксистов . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Федеричи, Сильвия (2014). Калибан и ведьма: женщины, тело и примитивное накопление (2-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Autonomedia. п. 83.
- ^ Федеричи, Сильвия (2014). Калибан и ведьма: женщины, тело и примитивное накопление (2-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Autonomedia. п. 63.
- ^ Федеричи, Сильвия (2014). Калибан и Ведьма (2-е изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Autonomedia. п. 62.
- ^ Росс, Александр Рид; Шива, Вандана; Хомский, Ноам; Рамо, Макс; Боггс, Грейс Ли, ред. (2014). Захват назад: эссе против глобального захвата земель . Окленд, Калифорния: AK Press. п. 40. ИСБН 978-1-84935-194-2 . OCLC 859192389 .
- ^ Росс, Александр Рид, изд. (2014). Захват назад: эссе против глобального захвата земель . Эдинбург: АК Пресс. п. 43. ИСБН 978-1-84935-194-2 .
- ^ Харви, Дэвид (2003). Новый империализм . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 145. ИСБН 978-0-19-926431-5 .
- ^ Харви, Дэвид (2003). Новый империализм . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 137. ИСБН 978-0-19-926431-5 .
- ^ Харви, Дэвид (2003). Новый империализм . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 8. ISBN 978-0-19-926431-5 .
- ^ «154. Телеграмма Центрального разведывательного управления в станцию в Чили1» . Государственный департамент США, Международные отношения США, 1969–1976 гг., Том XXI, Чили, 1969–1973 гг . 16 октября 1970 года . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Томас, Гигеш; Де Тавернье, Йохан (11 мая 2017 г.). «Фермер-самоубийца в Индии: дискуссия о роли биотехнологии» . Науки о жизни, общество и политика . 13 (1): 8. дои : 10.1186/s40504-017-0052-z . ISSN 2195-7819 . ПМЦ 5427059 . ПМИД 28497354 .
- ^ Смит, Адам (1981). Издание в Глазго произведений и переписки Адама Смита . Индианаполис, Индиана: Liberty Classics. п. 16. ISBN 978-0-86597-008-3 .
- ^ Смит, Адам (1981). Издание в Глазго произведений и переписки Адама Смита . Индианаполис, Индиана: Liberty Classics. п. 22. ISBN 978-0-86597-008-3 .
- ^ Шеффер, Кэтрин (7 февраля 2020 г.). «6 фактов об экономическом неравенстве в США» Исследовательский центр Pew . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ «Трансформация американского капитализма» . Рутледж и CRC Press . Проверено 5 апреля 2024 г.
- ^ Браун, Венди (2019). На руинах неолиберализма: подъем антидемократической политики на Западе . В библиотеке Веллека проводятся лекции по критической теории. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 41. ИСБН 978-0-231-19384-9 .
- ^ Гребер, Дэвид (2016). Утопия правил: о технологиях, глупости и тайных радостях бюрократии (Печатное издание First Melville House в мягкой обложке). Бруклин, Нью-Йорк Лондон: Издательство Melville House. п. 39. ИСБН 978-1-61219-518-6 .
- ^ Даггер, Уильям М. (1988). «Институциональный анализ корпоративной власти» . Журнал экономических проблем . 22 (1): 79–111. дои : 10.1080/00213624.1988.11504734 . ISSN 0021-3624 . JSTOR 4225958 .