HMS Экспедиция (1679 г.)
![]() ГМС Экспедиция
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | ГМС Экспедиция |
Заказал | Апрель 1677 г. |
Строитель | Портсмутская верфь |
Запущен | 10 сентября 1679 г. |
Введен в эксплуатацию | 1689 |
Переименован | HMS Prince Frederick , 2 января 1715 г. |
Почести и награды |
|
История | |
![]() | |
Имя | HMS Принц Фредерик |
Введен в эксплуатацию | 1718 |
Переименован | HMS Prince Frederick , 2 января 1715 г. |
пораженный | Июнь/июль 1764 г. |
Почести и награды |
|
Судьба | Продано 1784 г. |
Общие характеристики в заводском состоянии | |
Класс и тип | 70-пушечный третьего ранга линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1,059 74/94 ( тона bm ) |
Длина |
|
Луч | 40 футов 9 дюймов (12,42 м) |
Черновик | 18 футов 0 дюймов (5,49 м) |
Глубина захвата | 17 футов (5,18 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
Общие характеристики 1699 г., перестройка | |
Класс и тип | 70-пушечный линейный корабль третьего ранга |
Тонны нагрузки | 1,116 1/94 ( тона бм ) |
Длина |
|
Луч | 40 футов 10 дюймов (12,45 м) |
Глубина захвата | 17 футов 1,5 дюйма (5,22 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
Общие характеристики 1714 г., перестройка | |
Класс и тип | 1706 г. Основание 70-пушечного линейного корабля третьего ранга. |
Тонны нагрузки | 1,110 92/94 ( тона bm ) |
Длина |
|
Луч | 41 фут (12,50 м) |
Глубина захвата | 17 футов 4 дюйма (5,28 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
Общие характеристики. Реконструкция 1740 г. | |
Класс и тип | Предложения 1733 г. 70-пушечный третий линейный корабль |
Тонны нагрузки | 1,225 64/94 ( тона bm ) |
Длина |
|
Луч | 43 фута 5 дюймов (13,23 м) |
Глубина захвата | 17 футов 9 дюймов (5,41 м) |
План паруса | Полностью оснащенный корабль |
Вооружение |
|
HMS Expedition — 70-пушечный третьего ранга линейный корабль , построенный на верфи Портсмута в 1677/79 году. Она находилась в активном составе во время Войны за английское наследство, участвуя в сражениях при Бичи-Хед и Барфлёре. Она была перестроена в 1699 году. Опять же, во время войны за испанское наследство она участвовала в операции в Кадисе, затем вернулась в Англию, где пробыла два года. Он участвовал в битве при Марбелье в 1705 году в Средиземном море. Затем он отправился в Вест-Индию и участвовал в боях Вагера у Картахены в 1708 году. В 1709–1714 годах он был перестроен в здание 1706 года. Он провел свое время между Балтикой и в качестве сторожевого корабля в Портсмуте, прежде чем был сломан в Портсмуте в 1736 году. Он был перестроен в 1736/40 году на верфи Дептфорда.
Это было третье судно, носившее название «Экспедиция», поскольку оно использовалось для 20-пушечного французского корабля, захваченного в 1618 году и числившегося до 1652 года. [ 1 ]
Это было первое судно, носившее имя «Принц Фредерик» в английском и королевском флоте. [ 2 ]
HMS Expedition удостоена боевой награды «Барфлер 1692». [ 3 ] и «Марбелья 1705». [ 4 ]
Как HMS Prince Frederick , она была удостоена боевых наград «Финистерре 1747». [ 5 ] «Луисбург 1758», [ 6 ] и «Квебек 1759». [ 7 ]
Конструкция и технические характеристики
[ редактировать ]В апреле 1677 года ему было приказано построить его на верфи Портсмута под руководством мастера-корабела Дэниела Фурзера. Он был спущен на воду 10 сентября 1679 года. Его размеры составляли палубу 152 фута 1 дюйм (46,36 метра) с килем 121 фут 0 дюймов (36,88 метра) по расчету тоннажа, ширину 40 футов 9 дюймов (12,42 метра) и глубина трюма 17 футов 0 дюймов (5,18 метра). Тоннаж ее строителя был рассчитан как 1068. 72/94 тонны ( ) объем . Ее осадка составляла 18 футов 0 дюймов (5,49 метра). [ 8 ] [ 9 ]
Ее первоначальное артиллерийское вооружение соответствовало Установлению 1677 года: 70/62 орудия, состоящие из двадцати шести полупушек (54 центнера, [ Примечание 1 ] 9,5 футов) на нижней палубе, двадцать шесть 12-фунтовых орудий (32 центнера, 9 футов) на верхней палубе, десять балобанов (16 центнеров, 7 футов) на квартердеке и четыре балобана (16 центнеров, 7 футов) на фокус с четырьмя 3-фунтовыми орудиями (5 центнеров, 5 футов) на юте или развязке. К 1688 году она будет нести 70 орудий согласно Установлению 1685 года. Ее первоначальное штатное расписание будет рассчитано на экипаж из 460/380/300 человек. [ 10 ] [ 9 ]
Сервис по заказу
[ редактировать ]Служба 1679-1699 гг.
[ редактировать ]Он был введен в эксплуатацию в 1689 году под командованием капитана Джона Клементса. Она участвовала в битве при Бичи-Хед. [ 11 ] [ 12 ] в Центральной (красной) эскадрилье 30 июня 1690 г. В 1691 году она находилась под командованием капитана Эдварда Дувра до его смерти 16 ноября 1695 года. Она участвовала в битве при Барфлёре. [ 13 ] [ 3 ] в Синей эскадрилье Ванской дивизии с 19 по 22 мая 1692 года. Капитан Джон Шовелл командовал в ноябре 1695 года, пока не умер 11 апреля 1697 года. Капитан Джеймс Стюарт вступил во владение в апреле 1697 года. Он вступил в бой 23 августа 1697 года. В 1699 году ее командиром был капитан лорд Арчибальд Гамильтон. Ей заплатили в мае 1699 года. Ее перестроили в Чатеме в 1699 году. [ 8 ]
Восстановить верфь Чатема 1699 г.
[ редактировать ]Ему было приказано перестроить после окончания Войны за английское наследство на верфи Чатема под руководством мастера-корабела Дэниела Фёрзера-младшего. Он был спущен на воду и завершен в 1699 году. Его размеры составляли 152 фута 1 дюйм (46,36 метра). с килем 125 футов 10 дюймов (38,35 метра) по тоннажному расчету при ширине 40 футов 10 дюймов (12,45 метра) и глубиной захвата 17 футов 1,5 дюйма (5,22 метра). Тоннаж ее строителя был рассчитан как 1116 тонн. 1/94 тонны ( ) груза . Вероятно, она сохранила свое вооружение, указанное в Установлении 1685 года, хотя неясно, было ли ее вооружение изменено на Установление 1703 года позже. Известно, что при достройке ее орудийное вооружение насчитывало не менее 70 орудий. [ 14 ] [ 15 ]
Служба 1702-1709 гг.
[ редактировать ]С началом войны за испанское наследство (1702-1712) он был назначен под командованием капитана Джона Кнаппа для службы в эскадре контр-адмирала сэра Стаффорда Фэйрборна для экспедиции в Кадис, Испания. 22 июля эскадра адмирала Фэйрборна была отправлена на разведку Ла-Корунья в поисках французских кораблей. Ничего не обнаружив, они 8 августа воссоединились с флотом сэра Джорджа Рука в море. Флот прибыл в Бухту Быков (к северу от Кадиса) 12 числа. После майских совещаний и нерешительности флот отбыл 18 сентября. [ 16 ] 21 сентября стало известно, что французский флот и испанские корабли с сокровищами находятся в районе залива Виго. 11-го числа был проведен военный совет для определения кораблей, которые первоначально войдут в бухту. Экспедиция HMS не была выбрана и осталась у входа в залив Виго. [ 17 ] Она вернулась в Англию. В июле 1704 года он находился в Портсмуте без назначенного капитана. [ 14 ]

В 1705 году он был введен в эксплуатацию под командованием капитана Томаса Коула и плавал в эскадре контр-адмирала Томаса Дилка. Она участвовала в битве при Марбелье. [ 4 ] 10 марта 1705 г. В ходе боя два французских корабля « Маньяниме» (74) и « Лис» (86) были выброшены на берег и сожжены, три французских корабля были взяты: 60-пушечный «Аррогант» , 66-пушечный «Ардент » и 66-пушечный. Маркиз . [ 18 ] В 1706 году она отплыла в Бразилию. [ 14 ]
В 1707 году она находилась под командованием капитана Эдварда Виндзора в качестве флагмана коммодора Чарльза Вейгера для операций в Вест-Индии. Небольшая эскадра вышла из Плимута 10 апреля 1707 года. В 1708 году она перешла под командование капитана Генри Лонга, оставаясь флагманом Вейгера. С намерением атаковать «Испанское сокровище» до того, как оно прибудет в Гавану, Куба, коммодор Вейгер в январе 1708 года отплыл на перехват этих судов. Через два месяца выяснилось, что корабли отплывут не раньше 1 мая. Он вернулся в Порт-Рояль, а затем снова отплыл 14 апреля. Суда были замечены 28 мая, направляясь в Картахену, Венесуэла. Она участвовала в бою Вейгера в Картахене 28 мая 1708 года. [ 19 ] Два испанских 64-пушечных судна были уничтожены, а 44-пушечное судно захвачено. После этой акции капитаны Портленда и Кингстона предстали перед военным трибуналом, были уволены со своих кораблей и больше никогда не служили. Клоуз (1898), глава XXIII, страницы 373–376. [ 14 ]
Он прибыл в Портсмут 11 марта 1709 года, чтобы его разобрать для восстановления. [ 14 ]
Восстановление Портсмута 1709-1714 гг.
[ редактировать ]Ему было приказано перестроить его в соответствии с заведением 1706 года в Портсмуте под руководством мастера-корабела Ричарда Стейси. Ее киль был заложен 11 марта 1709 года и спущен на воду 16 августа 1714 года. 2 января 1715 года он был переименован в «Принц Фредерик» в честь сына короля Георга I, принца Фредерика, принца Уэльского. Его размеры составляли палубу 150 футов 6 дюймов ( 45,87 метра) с килем длиной 124 фута 3 дюйма (37,87 метра) по тоннажу. расчет с шириной 41 фут 0 дюймов (12,50 метра) и глубиной трюма 17 футов 4 дюйма (5,28 метра). Тоннаж ее строителя был рассчитан как 1110 тонн. 92/94 тонны ( ) объем . [ 20 ] [ 21 ]
Ее вооружение согласно Уставу 1703 года состояло из 70 орудий военного времени и 62 орудий мирного времени, состоящих из двадцати четырех/двадцать двух 24-фунтовых орудий длиной 9,5 футов на нижней палубе, двадцати шести/двадцати четырех полукульверинов из 9 -футовой длины на верхней палубе, двенадцать/десять 6-фунтовых орудий длиной 8,5 футов на квартердеке и четыре/два 6-фунтовых орудия (2/2) длиной 9 футов и (2/0) длиной 7,5 футов, с четырьмя 5,5-футовыми 3-фунтовыми орудиями на юте или развязке. Возможно, она проносила свои полупушки на нижней палубе еще несколько лет. [ 22 ] [ 21 ]
Ее строительство обошлось в 11 834,14,1,75 фунтов стерлингов. [ Примечание 2 ] [ 20 ] [ 21 ]
Служба 1718-1736 гг.
[ редактировать ]Он был назначен HMS Prince Frederick в 1718 году под командованием капитана Ковилла Мейна для службы в составе флота сэра Джона Норриса на Балтийском море, отплыв 28 апреля и вернувшись в Англию в октябре. Позже, в 1718 году, он находился под командованием капитана Роберта Ховарда в качестве флагманского корабля контр-адмирала Джеймса Майгелса в Хоум-Уотерс. Он был подготовлен к действиям на Балтике весной 1719, 1720 и 1721 годов. В мае 1719 года капитан Эдвард Сент-Ло командовал флагманским кораблем контр-адмирала Фрэнсиса Хозьера для службы на Балтике. 16 апреля 1720 года она снова отплыла в Балтийское море вместе с сэром Джоном Норрисом, вернувшись в ноябре. Она снова вернулась на Балтику в 1721 году, чтобы отправиться в круиз от Ревела. После объявления мира в 1721 году сэр Джон Норрис вернулся со своим флотом, став на якорь в Норе 20 октября. В 1723 году он был приспособлен в качестве сторожевого корабля под командованием капитана Эдварда Фолкингема для выполнения сторожевых обязанностей в Портсмуте. Весной 1726 года он был снова готов к службе на Балтике. Весной 1727 года он был готов к службе в Средиземноморье. Он находился у берегов Испании в 1727 году. Его разрыв завершился в Портсмуте в июне 1736 года. [ 20 ]
Перестройка верфи Дептфорда 1736-1740 гг.
[ редактировать ]В 1736 году его приказали перестроить на верфи Дептфорда под руководством мастера-корабела Ричарда Стейси. Ее останки были перевезены из Портсмута в Дептфорд, а киль был заложен в декабре 1736 года. Он был спущен на воду 18 марта 1740 года. Размеры ее палубы составляли 151 фут 0 дюймов (46,02 метра) и киль 122 фута 2 дюйма (37,24 метра). ) для расчета тоннажа шириной 43 фута 5 дюймов (13,23 метра) и глубина захвата 17 футов 9 дюймов (5,41 метра). Тоннаж ее строителя был рассчитан как 1224 тонны. 64/94 тонны ( ) объем . [ 23 ] [ 24 ]
Ее вооружение находилось по Установлению 1733 года в виде 70 орудий, состоящих из двадцати шести 24-фунтовых орудий на нижней палубе (ЛД), двадцати шести 12-фунтовых орудий на верхней палубе (УД), четырнадцати 6-фунтовых орудий на юте. (QD) и четыре 6-фунтовые пушки на фокусе (Fc). После капитального ремонта в 1742/43 году его 6-фунтовые орудия были уменьшены на шесть орудий (четыре у QD и два у Fc), и он был переименован в 64-пушечный корабль третьего ранга. [ 25 ] [ 24 ]
Он был готов к выходу в море 11 июня 1740 года по первоначальной стоимости, включая оснащение, в 23 378,16,5 пенсов. [ Примечание 3 ] [ 23 ] [ 24 ]
Служба 1740-1784 гг.
[ редактировать ]С началом войны за австрийское наследство (1740–1748 гг.) Весной или в начале лета 1740 г. он был введен в эксплуатацию под командованием капитана Джорджа Клинтона для службы во флоте сэра Джона Норриса. Однако в конце лета / начале осени 1740 года ее направили под командование капитана лорда Одри Боклерк для службы в Вест-Индии. 26 октября 1740 года он отплыл в Вест-Индию в составе флота контр-адмирала сэра Чалонера Огла, сопровождая 9000 солдат для операции в Картахене, Венесуэла. 27 декабря, направляясь к Сент-Китсу, были замечены четыре больших корабля, и адмирал Огл приказал шести линейным кораблям преследовать их. К 16.00 чужаки подняли французское знамя, а к 22.00 «Принц Фредерик» догнал французские корабли. Суда были окликнуты, затем был произведен выстрел из пушки, и французские суда ответили бортовым залпом. Принц Фредерик и Орфорд боролись 90 минут, когда прибыл Уэймут . Капитан « Уэймута» выразил уверенность, что они французы, поэтому капитан Боклерк подал сигнал Орфорду воздержаться, хотя французы продолжали вести огонь. Британцы возобновили бой еще на 30 минут. В ходе боя принц Фредерик потерял четырех человек убитыми и девять ранеными. Затем британские корабли воссоединились с адмиралом Оглом и прибыли на Ямайку 9 января и перешли под командование вице-адмирала Эдварда Вернона. [ 26 ] [ 23 ]
Она принимала участие в операциях вокруг Картахены в марте-апреле 1741 года. Она участвовала в общей атаке, проведенной 23 марта, которая включала морскую бомбардировку испанских укреплений. Капитан Боклерк был убит 24 марта 1741 года. Бомбардировка с моря была прекращена 24 марта. Капитан достопочтенный Эдвард Боскавен принял командование после смерти капитана Боклерка. Из-за большого разногласия между командующим армией генералом Вентвортом и вице-адмиралом Верноном операция была прекращена 16 апреля 1741 года. [ 26 ] [ 23 ]
В 1742 году он находился под командованием капитана Кертиса Барнета для службы в Бискайском заливе в июле 1742 года. Он прошел примерку в Портсмуте в течение 6161.6.11 дней. [ Примечание 4 ] между октябрем 1742 и апрелем 1743 года. После завершения он летал на Broad Pennant в Бискайском заливе в октябре 1743 года. Капитан Гарри Норрис принял командование в 1744 году для службы во флоте сэра Джона Норриса в Ла-Манше и Бискайском заливе в 1745/46 году. За это время она взяла четырех каперов: Мадонну ла Портьер - 9 июля 1745 года; Ле Юпитер - 20 июля 1745 г.; Ла Форчун - 18 февраля 1746 г.; и L'Intrepide - 5 января 1746 года. Она приняла участие в битве при Финистерре 3 мая 1747 года. [ 5 ] Двенадцать из четырнадцати французских военных кораблей были взяты в плен. Все суда были включены в состав Королевского флота. [ 23 ] [ 27 ]
В апреле 1748 года он находился под временным командованием капитана Уильяма Холберна и плавал с флотом вице-адмирала сэра Питера Уоррена. 29 января 1749 года он прошел обследование, а затем был помещен в Ординарий в Чатеме. 23 апреля 1751 года она прошла еще одно обследование. По приказу Адмиралтейства от 2 мая 1751 года он прошел капитальный ремонт в Чатеме стоимостью 16 284,12,11 пенсов. [ Примечание 5 ] с января 1751 по февраль 1752 года. В апреле 1755 года он был повторно введен в строй под командованием капитана Джервиса Портера для службы во флоте контр-адмирала сэра Эдварда Хоука. В апреле 1756 года он был отправлен во флот адмирала Хоука в качестве подкрепления после начала Семилетней войны (1756-1763). В 1757 году под командованием капитана Уильяма Хармана она отплыла к Подветренным островам. В 1758 году он находился под командованием капитана Роберта Мэна и 29 января 1758 года отплыл в Северную Америку. В августе 1758 года капитан Роберт Рут принял на себя командование захватом крепости Луисбург. [ 6 ] в Кейп-Бретоне. Она была при захвате Квебека [ 7 ] на острове Святого Лаврентия в Новой Франции (Канада). В 1760 году она была в составе Западной эскадры. Капитан Раут умер 3 октября 1760 года. 3 февраля 1760 года он был обследован и ремонт не потребовался. В октябре 1760 года капитан Джервис Мейплсден принял командование оставшейся Западной эскадрой. Она была у Бреста в 1761 году и во время блокады Баскских дорог в 1762 году, затем вернулась в эскадру Роберта Мана у Бреста. После окончания Семилетней войны в марте 1763 года он был погашен. 25 апреля 1763 года он был обследован и не нуждался в ремонте. [ 23 ]
Расположение
[ редактировать ]Она была приспособлена как временная Lazerette. [ Примечание 6 ] в Чатеме за 1730,18,10 фунтов стерлингов [ Примечание 7 ] между июнем и июлем 1764 г., затем перевезен в Стэнгейт-Крик. Продана по Адмиралтейскому приказу (АО) 27 августа 1784 года. [ 23 ] [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «центнер» или « центнер » относится к весу самого ружья.
- ^ Общая стоимость с учетом инфляции составила около 2 160 700 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
- ^ Общая стоимость с учетом инфляции составила около 4 278 100 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
- ^ Общая стоимость с учетом инфляции составила примерно 1 215 400 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
- ^ Общая стоимость с учетом инфляции составила около 3 231 900 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
- ^ Лазеретт - корпус, приспособленный для использования в качестве плавучего госпиталя или изолятора, часто используемый в качестве жилья для мужчин, находящихся на карантине.
- ^ Общая стоимость с учетом инфляции составила около 310 000 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Колледж (2020), Раздел E (Экспедиция)
- ^ Колледж (2020), Раздел P (принц Фредерик)
- ^ Jump up to: а б Томас (1998), Награды за битвы и кампании, Раздел B, Барфлер
- ^ Jump up to: а б Томас (1998), Награды за битвы и кампании, Секция M, Марбелья
- ^ Jump up to: а б Томас (1998), Награды за битвы и кампании, Раздел F, Финистерре
- ^ Jump up to: а б Томас (1998), Награды за битвы и кампании, Секция L, Луисбург
- ^ Jump up to: а б Томас (1998), Награды за битвы и кампании, Секция Q, Квебек
- ^ Jump up to: а б Уинфилд (2009), Глава 3, Суда, приобретенные со 2 мая 1660 года, Программа 1677 года, Первая партия (Заказы 1677 года), Экспедиция
- ^ Jump up to: а б Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 162
- ^ Винфилд (2009), Глава 3, Сосуды, приобретенные со 2 мая 1660 г., Программа 1677 г.
- ^ Winfield 2009, Действия флота 6.2 Битва при Бичи-Хед
- ^ Томас (1998), Битвы без чести, Раздел B, Бичи-Хед
- ^ Winfield 2009, Действия флота 6.3 Битва при Барфлёре
- ^ Jump up to: а б с д и Winfield 2009, Глава 3, Суда, приобретенные 18 декабря 1688 г., Перестройки 1697–1704 гг., 70 джинов, Группа 3 (все на верфи), Экспедиция
- ^ Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 166.
- ^ Клоуз (1898), Глава XXIII, страницы 377-380
- ^ Клоуз (1898), Глава XXIII, стр. 382
- ^ Клоуз (1898), глава XXIII, страницы 406-407
- ^ Томас (1998), Битвы без чести, Раздел W, Действие пари
- ^ Jump up to: а б с Winfield 2009, Глава 3, Средние корабли, Суда, приобретенные с 18 декабря 1688 г., 70 джинов, Основание 1706 г., Группа 3 (оба на верфи), Экспедиция
- ^ Jump up to: а б с Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 168
- ^ Winfield 2009, Глава 3, Средние корабли, суда, приобретенные с 18 декабря 1688 г., 70 джинов, основание 1706 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уинфилд, 2007 г., Глава 3, Третьи ранги, Сосуды, приобретенные с 1 августа 1714 г., Основание 1733 г., принц Фредерик
- ^ Jump up to: а б с д Лавери, Линейные корабли, том 1, стр. 171.
- ^ Winfield 2007, Глава 3, Третьи ранги, Суда, приобретенные с 1 августа 1714 г., Основание 1733 г.
- ^ Jump up to: а б Клоуз (1898), глава XXVII, страницы 69–75.
- ^ Клоуз (1898), Глава XXVII, страницы 125-126
Ссылки
[ редактировать ]- Колледж (2020), Корабли Королевского флота, автор JJ Colledge, отредактировано и обновлено лейтенантом-коммандером Беном Уорлоу и Стивом Бушем, опубликовано Seaforth Publishing, Барнсли, Великобритания, © 2020, ISBN 978-1-5267-9328-7 (EPUB), раздел K (Кент)
- Уинфилд (2009 г.), Британские военные корабли в эпоху парусного спорта (1603–1714), автор Риф Уинфилд, опубликовано Seaforth Publishing, Англия © 2009, EPUB ISBN 978-1-78346-924-6
- Уинфилд (2007). Британские военные корабли в эпоху парусного спорта (1714–1792). Риф Уинфилд, опубликовано Seaforth Publishing, Англия © 2007, EPUB ISBN 978-1-78346-925-3
- Лавери, Брайан (2003) Линейный корабль - Том 1: Развитие линейного флота 1650-1850 гг. Конвей Мэритайм Пресс. ISBN 0-85177-252-8
- Клоуз (1898), Королевский флот, История с древнейших времен до наших дней (Том II). Лондон. Англия: Sampson Low, Marston & Company, © 1898 г.
- Клоуз (1898), Королевский флот, История с древнейших времен до наших дней (Том III). Лондон. Англия: Sampson Low, Marston & Company, © 1898 г.
- Томас (1998), «Битвы и почести Королевского флота», Дэвид А. Томас, впервые опубликовано в Великобритании Лео Купером, 1998 г., Copyright © Дэвид А. Томас, 1998 г., ISBN 085052-623-X (EPUB)

Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с экспедицией HMS (корабль, 1679 г.) на Викискладе?