Каантью
Народ Каантью — австралийский абориген, живущий на полуострове Кейп-Йорк на севере Квинсленда . Они живут в районе современного города Коэн . Большая часть их традиционных племенных земель была отведена под скотные дворы . Каантью относится к крючку юли , их слово означает вумера . [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Язык кантю — это диалект умпилы с северной и южной разновидностями . [ 2 ]
Экология
[ редактировать ]Кантю живут в предгорьях Большого Водораздельного хребта вдоль и вокруг верхних притоков реки Арчер , реки Уотсон на севере и реки Эдвард на юге, от слияния рек Коэн и Арчер до устья реки Арчер. и слияние рек Кендалл и Холройд, простирающееся примерно на 3000 квадратных миль (7800 км²). 2 ). На западе они были отделены от прибрежных вод залива Карпентария племенами Вик-Натера и Вик-Калкан. [ 3 ] К югу от них, вдоль реки Коулман, жили бакану и говорящие на кундженском языке олкола, . [ 4 ]
Социальные отношения
[ редактировать ]Каантжу вступали в брак с народом вик-аябадху, жившим в верховьях Холройда , и традиционно проводили с ними церемониальные собрания, а также с вик-мунгканами на месте, где река Претендер впадает в Холройд, в месте слияния рек Претендер и Холройд. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Прокладка телеграфной линии Квинсленд-Кейп-Йорк проходила через охотничьи угодья племен Каантью и Кокиала и оказала большое влияние на их выживание. Пока кокиала вымирали, кантжу разбивали стоянки вдоль линии, возле скотных стоянок или отступали в те части ареала, где можно было спокойно охотиться или ловить рыбу. [ 3 ]
Тотемная система и церемониальные места
[ редактировать ]Зачатки церемониальной системы Каантью были впервые подхвачены Урсулой МакКоннел, которая собрала обрывки информации от двух старейшин племени, которых она описала как находящихся в «старческом возрасте», остатка племени, чья традиционная социальная организация уже в значительной степени распалась из-за давлению белой колонизации их земель и превращению их в скотные станции. [ 5 ] МакКоннел считал, что их тотемная система не сильно отличается от системы Вик-Мунгкан . Он считал, что оно распространилось до Торресова пролива , где, однако, было подорвано ростом культов героев Новой Гвинеи. Материковые системы были основаны на церемониях ритуального стимулирования роста, то есть обеспечения того, чтобы природа возобновила свои питательные источники, что в Торресовом проливе было ослаблено распространением местных садов и рыболовством. [ 6 ]
Старейшины, опрошенные МакКоннелом, упомянули два церемониальных места ( аува ) недалеко от Коэна. Один находился на Эмили-Крик в шести милях от центра города, другой — в полумиле от полицейского участка. Ритуальный центр в Эмили-Крик был основан на тотеме красного кенгуру и представлял собой длинный парад вертикальных камней высотой от нескольких сантиметров до некоторых высотой от 2 до 3 футов. МакКоннелу кажется, что этот порядок аналогичен порядку муравьиных зарослей у леща и кускусаувы в Вик-Мунгкане, причем разница объясняется отсутствием подходящей керамической посуды на территории последнего. Считалось, что, поддерживая такие ритуалы увеличения, например, ритуалы каменной трески, они распространятся по всем ручьям и рекам и тем самым гарантируют племени, проживающему в этом районе, изобилие этого вида рыб. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Томсон 1933 , с. 458.
- ^ Диксон 2002 , с. 660.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930а , с. 97.
- ^ Jump up to: а б МакКоннел 1930а , с. 98.
- ^ МакКоннел 1932 , стр. 292–293.
- ^ Jump up to: а б Грир, Макинтайр-Тамвой и Генри, 2011 г. , стр. 6–7.
Источники
[ редактировать ]- Диксон, Роберт М.В. (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Грир, Шелли; Макинтайр-Тамвой, Сьюзен; Генри, Розита (2011). «Дозорные места в космополитическом морском пейзаже» (PDF) . стр. 2–10.
- МакКоннел, Урсула (апрель 1930 г.). «Племя вик-мункан с полуострова Кейп-Йорк» Океания 1 (1): 97–104. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb00005.x . JSTOR 40373036 .
- МакКоннел, Урсула (июль 1930б). «Племя Вик-Мункан. Часть II. Тотемизм». Океания . 1 (2): 181–205. дои : 10.1002/j.1834-4461.1930.tb01644.x . JSTOR 40327320 .
- МакКоннел, Урсула (март 1932 г.). «Тотемные камни племени Кантю, полуостров Кейп-Йорк, Северный Квинсленд». Океания . 2 (3): 292–295. дои : 10.1002/j.1834-4461.1932.tb00030.x . JSTOR 27976149 .
- Томсон, Дональд Ф. (1933). «Культ героя, инициация и тотемизм на мысе Йорк». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 63 : 453–537. дои : 10.2307/2843801 . JSTOR 2843801 .