Мосарабское песнопение
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Октябрь 2009 г. ) |
Мосарабское пение (также известное как латиноамериканское пение , старое испанское пение , старое испанское пение или вестготское пение ) — это литургический репертуар простого пения вестготского/ мосарабского обряда католической церкви , связанный с григорианским пением . Оно в первую очередь связано с Испанией под властью вестготов , а затем с мосарабами (латиноамериканскими христианами-католиками, живущими под властью ислама и говорящими по-арабски ) и было заменено пением римского обряда после христианского завоевания Пиренейского полуострова . Хотя его первоначальная средневековая форма в значительной степени утеряна, несколько песнопений сохранились с читаемой нотной записью, а распеваемый обряд позже был возрожден в измененной форме и продолжает использоваться в нескольких изолированных местах Испании, в первую очередь в Толедо .
Терминология
[ редактировать ]Недовольство исламским термином «мосарабское пение» привело к использованию нескольких конкурирующих названий музыки, к которой он относится. Исламский термин Мосарабский использовался исламскими правителями Испании (Аль-Андалус) для обозначения мосарабов , то есть христиане- вестготы правили Испанией (современные Испания и Португалия ), живя под мусульман властью . Однако песнопения существовали до начала мусульманской оккупации в 711 году. Вестготами называют вестготов, которые доминировали на Пиренейском полуострове за несколько столетий до мусульманского вторжения и перешли из арианского христианства в римско-католическое христианство в 587 году. Однако этот католический обряд существовал в Испания до их обращения, и пение не ограничивалось вестготами, поэтому «староиспанский» также можно рассматривать как неточную альтернативу. Поскольку это пение было обнаружено в Португалии, а также в Испании, ученые также использовали термин «латиноамериканец». Из-за двусмысленности и расплывчатости терминов «вестготский», «латиноамериканский» и «мосарабский» «учёные отдали предпочтение термину «старолатиноамериканский» для этого репертуара» ( Рэндел и Надо и др .).
История
[ редактировать ]Основная структура обряда, который стал известен как вестготский обряд (позже мосарабский ), была задокументирована святым Исидором Севильским в VII веке. Кредо Третьем уже было введено в вестготский обряд (позже мосарабский обряд) на Толедском соборе 589 года, на котором вестготы официально обратились в католицизм. (Кредо не будет использоваться в римском обряде в самом Риме до 1014 года, по требованию императора Священной Римской империи Генриха II .)
Вестготский обряд (позже мосарабский обряд) имеет сходство с амброзианским обрядом и галликанским обрядом и отличается от римского обряда . По мере того как христианское завоевание Испании продолжалось, римский обряд вытеснил мосарабский. С назначением папой французского аббата новым архиепископом Толедо, который был вновь захвачен в 1085 году, римское влияние могло усилиться во всей латиноамериканской церкви. После официального запрета Папой Григорием VII мосарабский обряд и его песнопения исчезли во всех приходах Толедо, кроме шести.
Вестготский/мосарабский обряд был возрожден кардиналом Хименесом де Сиснеросом , который опубликовал в 1500 и 1502 годах мосарабский Миссал и Бревиарий , включающий элементы римского обряда, и посвятил часовню сохранению вестготского/мосарабского обряда. Однако пение, использованное для этого восстановленного вестготско-мосарабского обряда, демонстрирует значительное влияние григорианского пения и, похоже, не похоже на вестготско-мосарабское пение, исполнявшееся до завоевания.
Общие характеристики
[ редактировать ]Вестготское пение (позже мосарабское пение) во многом определяется его ролью в литургии вестготского обряда (позже мосарабского обряда ), который более тесно связан с северными «галльскими» литургиями, такими как галликанский обряд и амброзианский обряд, чем с Римский обряд . В музыкальном плане о пении мало что известно. Большая часть сохранившейся музыки написана неймами , которые показывают контур песнопения, но не содержат высоты тона или интервалов. Лишь около двадцати источников содержат музыку, которую можно расшифровать.
Однако кое-что известно о вестготском/мосарабском репертуаре. Как и все простое пение , вестготско-мосарабское пение было монофоническим и а капелла . В соответствии с римско-католической традицией, оно предназначено в первую очередь для исполнения мужчинами.
Как и в григорианском пении, вестготские/мосарабские мелодии песнопений можно разделить на четыре категории: декламация, слоговая, невматическая и мелизматическая . Декламации самые простые и состоят в основном из простого тона декламации . В слоговых песнопениях чаще всего по одной ноте на слог. Невматические песнопения имеют небольшое количество нот, часто всего две или три ноты на слог. Мелизматические песнопения представляют собой длинные, витиеватые ноты, называемые мелизмами , на отдельных слогах.
И в вестготском/мосарабском, и в григорианском пении существует различие между антифонными и ответными песнопениями. Первоначально ответное пение чередовалось между солистом, исполняющим куплет, и хором, исполняющим припев, называемый ответом , тогда как антифонное пение чередовалось между двумя полуприпевами, исполняющими куплет, и интерполированным текстом, называемым антифоном . В сложившихся распевных традициях они приобрели более функциональные характеристики. В антифонном пении антифон обычно длиннее и мелодичнее, чем стих, который обычно поется по более простой формуле, называемой псаломным тоном . В ответном пении куплет и припев часто сопоставимы по стилю и мелодическому содержанию.
Вестготские/мосарабские песнопения использовали другую систему тонов псалма псалма, для антифонов чем григорианское пение. В отличие от стандартизированной григорианской классификации песнопений на восемь модусов , в вестготских/мосарабских песнопениях используется от четырех до семи, в зависимости от местной традиции. Многие вестготские/мосарабские песнопения записаны вообще без нотной записи или только с инципитом , что позволяет предположить, что псалмы следовали простым и часто используемым формулам.
Репертуар
[ редактировать ]Песни офиса
[ редактировать ]Музыкальные формы, встречающиеся в вестготско-мосарабском пении, представляют собой ряд аналогий с формами римского обряда. Например, аналогичное различие существует между антифонным и ответным пением. В вестготском/мосарабском пении можно увидеть использование трех стилей: слогового, невматического и мелизматического, во многом как в григорианском пении. В следующих описаниях основных музыкальных произведений как вестготско-мосарабской канцелярии, так и мессы некоторые из этих аналогий будут обсуждаться далее. Предметы Мессы представлены здесь в соответствующем литургическом порядке.
Антифоны — самая большая категория служебных песнопений. Большинство из них умеренно слоговые, с простым декламированием стихов, исполняемых в антифонии .
Alleluiatici аллилуйю также являются антифонными песнопениями, текст которых обычно включает в себя , похожую по стилю на обычные антифоны. В отличие от григорианского репертуара, они поются на утрене и вечерне даже в покаянные дни, когда в литургии исключается «аллилуйя».
Утреня представляет собой музыкальную форму, называемую мисса , которая состоит из аллилуиатика, обрамленного двумя антифонами и респонсорием . Более поздние мисса показывают общий музыкальный материал, тематически объединяющий мисса. Респонсории, которые в основном встречаются в конце миссы, обычно невматичны и состоят из мелодических формул , которые подстраиваются под длину различных фраз и заканчиваются фиксированной каденцией.
на утреннюю тему Другие песнопения Office включают Matutinaria , Benedictiones с использованием текстов из Книги Даниила , мелизматические Soni и аллилуатические Laudes . Псалленды . к Псаллендам амвросийского песнопения , заканчиваются Славословием , не имеющие отношения
Невматическая Веспертини, как и Люцернария Амброзианского пения, обычно намекает на зажжение ламп или наступление ночи. Они демонстрируют высокую степень центонизации , построение из словаря стандартных музыкальных фраз и адаптацию , применение уже существующей мелодии к новому тексту.
Прецесы — короткие, слегка нейматические музыкальные молитвы, рифмующиеся с припевом. Они существуют как в вестготском/ мосарабском обряде , так и в галликском обряде , но соответствие между этими двумя обрядами представляется литургическим, а не музыкальным. Наконец, канцелярские песнопения включают ряд гимнов , многие из которых встречаются по всей католической Европе, хотя мы не знаем, использовались ли одни и те же мелодии.
Песни мессы
[ редактировать ]Месса – это христианское совершение Евхаристии . Plainchant занимает видное место в мессе по нескольким причинам: для совместного подтверждения веры, для расширения уроков Священных Писаний и для освещения определенных действий.
Praelegenda — это вступительные песнопения, соответствующие григорианскому Introit , в которых используется та же антифонная структура и псалмальные тона, что и в Вестготском/Мосарабском офисе .
В отличие от григорианской Gloria , вестготская/мосарабская Gloria in excelsis Deo встречается только в некоторых местных традициях.
Трисвятое , в котором греческое слово «hagios» поется трижды, иногда совершенно мелизматически или переводящееся на латинский «sanctus», соответствует простому тройному «Kyrie eleison», исполняемому в конце Laus Missa Амвросийского обряда . Это не литургический аналог григорианского Sanctus .
После Трисвятого следуют Благословения . Как и служебные благословения, они взяты из Книги Даниила , но используют более сложные мелодии, структура рефрена которых заимствована непосредственно из библейской поэзии.
Псалмы — это невматические и мелизматические ответные песнопения, которые действуют аналогично григорианскому постепенному . В некоторые праздники Псалм переходит прямо в Гром . Кламоры завершаются припевом предыдущего псалма. Во время Великого поста Трени заменяет Псалми. У каждого Тренуса есть неповторяющийся припев, за которым следуют несколько куплетов, исполняемых на одну и ту же мелодию. Эта функция замены другого песнопения в определенные покаянные дни аналогична тому, как Григорианский трактат заменяет Аллилуиа .
Подобно тому, как за григорианским «Постепенным» следует «Аллилуйя», за вестготским/мосарабским псалмом следует «Лаус » . Как и григорианский «Аллилуйя», «Лауды» включают в слово «аллилуйя» две мелизмы, окружающие более простой стих. Во время Великого поста хвалы используют разные тексты.
Жертвоприношение . Григорианскому Приношению соответствует Жертвоприношения, по-видимому, тесно связаны с песнопениями Сони в Офисе.
Некоторые вестготские/мосарабские мессы включают Adpacem , специальный антифон, исполняемый для поцелуя мира, или Ad Sanctus , аналогичный григорианскому Sanctus .
соответствует Амброзиевскому Confractorium Ad confractionem panis , поемый во время преломления хлеба. Далее следует песнопение Ad Accedentes , соответствующее григорианскому причастию .
Записи
[ редактировать ]Записи были сделаны:
- Ensemble Organum на французском лейбле Harmonia Mundi [1]
- монахи Санто-Доминго-де-Силос под руководством Исмаэля Фернандеса де ла Куэста на немецком лейбле Archiv Produktion . [2] [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мосарабское песнопение. Толедский собор 15 века. (Мосарабское пение. Толедский собор 15 век)» .
- ^ Уайт, М (2020). «Монахини, возглавляющие чарты, знаменитые монахи и крупнейший в мире звукозаписывающий проект» . Граммофон . Проверено 27 марта 2022 г.
- ^ Altspanische Liturgie (Древняя испанская литургия); Миса Мозарабе . Дискогс.
- Апель, Вилли (1990). Григорианское пение . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20601-5 .
- Брокетт, Клайв В. (1968). Антифоны, респонсории и другие песнопения мосарабского обряда . Бруклин: Институт средневековой музыки.
- Хили, Дэвид (1995). Западное Plainchant: Справочник . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816572-9 .
- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-09090-1 .
- Леви, Кеннет (1987). «Старолатиноамериканское пение в европейском контексте». В Испании в музыке Запада: материалы Международного конгресса, состоявшегося в Саламанке (29 октября, 5 ноября 1985 г.) , 2 тома, под редакцией Эмилио Касареса Родисио, Исмаэля Фернандеса де ла Куэста и Хосе Лопеса-Кало, 1: 3– 14. Мадрид: Министерство культуры.
- Рэндел, Дон Майкл (1973). Указатель песнопений мосарабского обряда . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09117-4 .
- Рэндел, Дон Майкл; Нильс Надо. «Мосарабское пение» . В Дине Руте (ред.). Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 31 мая 2016 г.
- Уилсон, Дэвид (1990). Музыка Средневековья . Нью-Йорк: Книги Ширмера. ISBN 978-0-02-872951-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Толедо Испанский город , церковь Сан-Роман: «Псалом CIII и Стелла Марис с песней сивилл. Свободный доступ к фотографиям романских настенных росписей и исследовательским статьям о римских и мосарабских обрядах...» ( Círculo Románico , ( на испанском) )