Ятта, Хеврон
на яхте | |
---|---|
Арабская транскрипция(и) | |
• арабский | Ятта |
• Латынь | Ятта (официальный) |
Расположение Ятты в Палестине | |
Координаты: 31 ° 26'52 "N 35 ° 05'24" E / 31,44778 ° N 35,09000 ° E | |
Палестинская сетка | 163/094 |
Состояние | Государство Палестина |
провинция | Хеврон |
Правительство | |
• Тип | Город |
• Глава муниципалитета | Абу Иса |
Область | |
• Общий | 133 080 дюн (133,0 км 2 или 51,4 квадратных миль) |
Население (2011) [ 1 ] | |
• Общий | 63,511 |
• Плотность | 480/км 2 (1200/кв. миль) |
Значение имени | из Юты [ 2 ] |
Веб-сайт | www.yatta-munc.org |
Ятта ( араб . يطّا ), также известный как Ятта или Ютта , — палестинский город, расположенный в мухафазе Хеврон Государства Палестина , на Западном Берегу , примерно в 8 км к югу от города Хеврон . [ 3 ]
Расположенный на вершине холма, история которого уходит корнями в древние времена. [ 4 ] Ятта отождествляется с библейским городом Ютта . В IV веке его описывали как большую еврейскую деревню. [ 5 ] описание подтверждается археологическими открытиями, включая еврейскую гробницу второго века, рельефы с изображением меноры и свидетельства, свидетельствующие о наличии синагоги . [ 6 ] [ 7 ] Клан Махамра , составляющий около половины населения города, известен своими традициями еврейского происхождения. [ 8 ] [ 9 ] Культурное наследие Ятты также включает традиционные костюмы. [ 10 ] и различные религиозные святыни. [ 11 ]
В ранний османский период Ятта была небольшой деревней. К концу 19 века он превратился в более крупную деревню, отмеченную сельскохозяйственным и скотоводческим хозяйством, включая овцеводство . Преемственность управления Яттой в течение 20-го века, охватывающая британский , иорданский и израильский контроль, привела к демографическому расширению. С 1995 года город находится под управлением ПНА как часть Зоны А Западного берега . [ 12 ] По данным Палестинского центрального статистического бюро , в 2017 году население составляло 63 511 человек. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Расположен на большой древней вершине холма. [ 4 ] Ятта была отождествлена с местом библейского города Ютта ( иврит : יוטה ). [ 13 ] В 1931 году в городе был обнаружен еврейский погребальный комплекс II века нашей эры. [ 7 ] [ 14 ] [ 15 ] В IV веке нашей эры Евсевий писал, что Ятта была «очень большой еврейской деревней в восемнадцати милях к югу от Бейт-Губрина ». [ 7 ] [ 5 ]
Вполне возможно, что местный клан Махамра , заявляющий о еврейском происхождении, [ 16 ] могут иметь происхождение от этого древнего еврейского населения. [ 17 ] [ 18 ] [ 8 ] Однако их устная традиция ведет свое происхождение от евреев Хайбара , которые были изгнаны с Аравийского полуострова и поселились в этом районе в более позднее время. [ 16 ] [ 19 ] [ 20 ]
В конце 1980-х годов исследователи Цви Илан и Дэвид Амит обнаружили здесь притолоку, украшенную рельефами меноры и розеткой . Раскопки 1990-х годов обнаружили значительное строение римско - византийского периода с фресками и еще одним рельефом меноры, возможно, синагогу . [ 6 ] [ 21 ] [ 22 ]
В Ятте также обнаружена греческая надпись с библейским стихом и мальтийским крестом на перемычке. Местные жители говорят, что оно произошло из близлежащих руин аль-Кармиля , древнего Кармиля . [ 23 ] [ 24 ]
Также в границах современной Ятты находятся Хирбет эль-Узейз (157/093), руины, отождествляемые с древней еврейской деревней Кефар-Азиз ( иврит : כפר עזיז ), родным городом раввина Измаила . На этом месте были обнаружены остатки синагоги. [ 25 ]
Османская эпоха
[ редактировать ]остальная часть Палестины, была включена в состав Османской империи в 1517 году, а по 1596 года деревня оказалась в Нахии Халила переписи Ливы Кудс Ятта, как и . В нем проживало 127 семей, все мусульмане , и они платили налоги на пшеницу, ячмень, оливки, коз и пчелиные ульи; всего 9872 акче . 5/6 доходов шло в вакф . [ 26 ]
В 1838 году Эдвард Робинсон отметил Ютту как мусульманскую деревню, расположенную к юго-западу от Эль-Хулиля . [ 27 ] Далее он отметил, что он имел «вид большого современного мусульманского города, расположенного на невысоком возвышении, с деревьями вокруг». [ 28 ]
В июле 1863 года Виктор Герен посетил Ютту . Он описал ее как деревню с населением 2000 человек, но по крайней мере половина из них жила в палатках, разбросанных повсюду, отчасти для того, чтобы закончить сбор урожая, отчасти для того, чтобы избежать военных вербовщиков . активных в этом районе [ 29 ] Список османских деревень примерно 1870 года показал, что в Джатте проживало 226 человек в 66 домах, хотя в подсчет населения входили только мужчины. [ 30 ] [ 31 ]
В 1883 году , PEF в исследовании Западной Палестины, проведенном Ятта описывалась как «большая деревня, стоящая высоко на хребте. Она в основном построена из камня. Водоснабжение осуществляется из цистерн . На юге есть высеченные в скалах гробницы и каменные давильни расположены по всей деревне; окрестности очень каменистые; к югу от деревни разбросаны оливки, которые представляют собой заметный объект, на западе, немного ниже, под скалой, находится небольшой оливковый сад; в котором в 1874 году был разбит лагерь исследовательской группы; , лошадей и ослов только у шейха было 250 овец». [ 32 ] К югу от деревни находится несколько могил; у одного есть неглубокая полукруглая арка, вырезанная над небольшим квадратным входом. К западу от деревни и Эль-Мутуррифа находится очень красивый винный пресс, высеченный в скале. Второе происходит к северу от деревни». [ 33 ]
Эпоха Британского мандата
[ редактировать ]По данным переписи населения Палестины 1922 года, проведенной властями британского мандата , население Ятты составляло 3179 жителей, все мусульмане. [ 34 ] по переписи 1931 года их число увеличилось до 4034 человек в 767 жилых домах, все еще все мусульмане. [ 35 ]
По статистике 1945 года население Ятты составляло 5260 человек, все мусульмане. [ 36 ] площадь земли составляла 174 172 дунама . Согласно официальному обследованию земель и населения, [ 37 ] 3254 дунама приходилось на плантации и орошаемые земли, 67498 дунамов использовались под зерновые культуры, [ 38 ] а 216 дунамов составляли застроенные (городские) земли. [ 39 ]
Иорданская эпоха
[ редактировать ]После арабо-израильской войны 1948 года и после заключения соглашений о перемирии 1949 года Ятта перешла под власть Иордании .
Иорданская перепись 1961 года выявила в Ятте 6326 жителей. [ 40 ]
После 1967 года
[ редактировать ]После арабо-израильской войны 1967 года Ятта, как и остальная часть Западного берега, оккупирована Израилем была ; с 1995 года находится под управлением ПНА как часть Зоны А Западного берега . [ 12 ]
По данным переписи 1967 года, проведенной израильскими властями через несколько месяцев после Шестидневной войны, население составляло 7281 человек. [ 41 ]
17 сентября 2001 года еврейская террористическая группа « Бат Айин Метрополитен» заложила две бомбы на школьном дворе в Ятте: одна была рассчитана на взрыв во время перемены, а вторая — несколько минут спустя, в ожидании, что учителя и ученики будут уничтожены. пригласили осмотреть ущерб. Из-за неисправности первая бомба взорвалась раньше, и израильские саперы успели вовремя обезвредить вторую бомбу. [ 42 ]
По меньшей мере семь палестинцев были убиты в Ятте во время Второй интифады в ходе различных инцидентов с 2002 по 2004 год. [ 43 ] 8 марта 2012 года израильские солдаты застрелили 20-летнего Закарию Абу Эрама и ранили еще двоих во время рейда в городе с целью арестовать дядю Абу Эрама, Халеда Махамру. [ 44 ] Халед Махамра — член ХАМАС , ответственный за стрельбу в Тель-Авиве в июне 2016 года . Он был приговорен к пожизненному заключению и освобожден в рамках сделки по обмену на освобождение пленного солдата ЦАХАЛа Гилада Шалита . [ 45 ] Израильтяне заявили, что открыли огонь по мужчинам только после того, как один из них нанес ножевое ранение солдату во время попытки ареста. [ 44 ]
В июне 2016 года двое нападавших из Ятты были задержаны после обстрела израильтян, обедающих в тель-авивском кафе, после чего им было предъявлено обвинение в убийстве четырех человек и ранении еще 16 человек. [ 46 ]
В июне 2019 года мэр Ятты объявил, что он решил изменить название улицы Бахрейн в своем муниципалитете на улицу Марзук аль-Ганим в знак протеста против проведения в Бахрейне экономического семинара под руководством США. [ 47 ]
Археология
[ редактировать ]В конце 1980-х годов Цви Илан и Дэвид Амит провели исследование, в ходе которого была обнаружена перемычка у входа в старый дом, украшенная рельефами, изображающими две семисвечники меноры, обрамляющие розетку . Неподалеку на камне возле остатков монументальной древней стены был найден еще один рельеф меноры. Впоследствии, в 1990-х годах, часть древнего памятника в центре города была преобразована в кладбище, что повлекло за собой проведение раскопок в 1994 году. В ходе этих раскопок было обнаружено важное общественное сооружение, относящееся к римскому и византийскому периодам. Среди его остатков были фрески , меловой постамент, поддерживающий основание колонны в аттическом стиле, и еще один рельеф меноры. Хотя раскопки здания остаются незавершенными, а его архитектурные планы до сих пор неясны, открытия в сочетании с описанием Евсевием Ятты как большой еврейской деревни предполагают возможность того, что оно могло функционировать как синагога . [ 6 ] [ 21 ] [ 22 ]
Еврейская погребальная пещера , датируемая вторым и третьим веками нашей эры, была обнаружена в Ятте в 1931 году. Она содержала шесть оссуариев позднего стиля, использовавшихся евреями в позднеримский период . [ 7 ] [ 14 ] [ 15 ]
Дополнительные открытия из Ятты включают греческую надпись со стихом «Это врата Господу; праведники войдут в них» ( Псалом 118 ), которая была вырезана на перемычке рядом с мальтийским крестом . Первоначально опубликованная в 1885 году, а затем снова после исследования 1980-х годов, эта надпись, вероятно, украшала христианское здание. Беседы с жителями Ятты показали, что, как и другие перепрофилированные артефакты и камни в деревне, эта конкретная перемычка возникла из руин древнего Кармиля, сегодня аль-Кармиля , расположенного недалеко от Ятты. [ 23 ] [ 24 ]
Кроме того, при раскопках в Ятте были обнаружены капители, указывающие на возможную дату после V века, с изображением боссов, украшенных розетками , и эхинусом с изображением греческого креста . [ 48 ]
Культура
[ редактировать ]Платье Джиллайе Санта из Ятты примерно 1910 года является частью Музея международного народного искусства (MOIFA) в Музее Нью-Мексико в -Фе . [ 10 ]
Макам аль-Хидр
[ редактировать ]Макам аль-Хидр, храм, расположенный в 3 км к западу от центра Ятты, был построен 150 лет назад шейхом из Ятты. Он утверждал, что во сне его наставлял Илия, который рассказал, что посещал это место и даже ночевал здесь несколько раз. Илия поручил ему выделить средства на строительство памятника в его честь в указанном месте. На территории находится большая каменная груда размером 6 на 5 метров. Несмотря на грабежи и кражи антиквариата и строительных материалов, он остается местом молитвы местных жителей Ятты. Они участвуют в таких практиках, как размещение камней, зажигание фонарей и свечей, а также возжигание благовоний в честь святого. Традиционно во второй четверг каждого апреля собираются, чтобы принести в жертву овцу и принести обеты. [ 11 ]
Демография
[ редактировать ]Население Ятты в основном состоит из нескольких семей, в том числе клана Махамра , который разделен на ветви Алайя и Тахта, а также Аль-Даайнха, Харизат и Хушие. [ 49 ]
Клан Махамра считает, что они происходят от еврейских племен Аравии , в частности, от древнего еврейского королевства Хайбар на юго-западе Аравийского полуострова . [ 16 ] [ 50 ] Исследования Ицхака Бен Цви в 1928 году также показали, что три из шести хамул (или больших семей) в Ятте принадлежали к клану Махамра, который, возможно, произошел от еврейского арабского племени. [ 7 ] Сообщалось, что в 1938 году арабские семьи из Ятты отмечали еврейский праздник Ханука , зажигая свечи, купленные у еврейской общины в Хевроне. [ 51 ] Последующие отчеты и интервью добавляют больше информации о еврейских корнях Махамры, их особой идентичности в Ятте и сохранении еврейских обычаев, таких как прорези для мезузы в дверных проемах. [ 17 ] [ 18 ] [ 8 ] Два члена семьи Махамра приняли иудаизм и теперь являются гражданами Израиля. [ 52 ]
Некоторые жители Мейталуна , Фахмы и Анзы , деревень на севере Западного берега , происходят из Ятты. [ 53 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Масафер Ятта , группа из 19 деревень в пределах муниципальной границы Ятты.
- Шабаб Ятта , местный футбольный клуб
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Предварительные итоги переписи населения, жилищного фонда и учреждений 2017 года (PDF) . Центральное статистическое бюро Палестины (PCBS) (Отчет). Государство Палестина . Февраль 2018 г. стр. 64–82 . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ Палмер, 1881, с. 415
- ^ «Колумбийская энциклопедия: Джутта» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 25 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Дофин, 1998, с. 966
- ^ Jump up to: а б Евсевий, Ономастикон - Топонимы Божественного Писания , (ред.) Р. Стивен Нотли и Зеев Сафрай , Брилл: Лейден 2005, стр. 104 (§545)
- ^ Jump up to: а б с Илан З. и Амит Д. (1988). "Лечь." Археологические ведомости, 7, с. 59. [иврит]
- ^ Jump up to: а б с д и Хевра ла-хаганат ха-Тева (1990), Израиль – земля и природа , Общество охраны природы в Израиле, стр. 83 , получено 6 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Сар-Ави, Дорон (2019). «Откуда взялись арабские «евреи»?» . Журнал Сегула . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Лоуин, Шари (1 октября 2010 г.). «Хайбар». Энциклопедия евреев в исламском мире . Брилл. стр. 148–150. дои : 10.1163/1878-9781_ejiw_com_0012910 . Получено 22 июня 2023 г. - через brillonline.com.
Евреи Хайбара также фигурируют в арабском фольклоре. [...] Семья Мухамара из арабской деревни Ютта, недалеко от Хеврона, ведет свое происхождение от евреев Хайбара. Семьи из других близлежащих деревень рассказывают о подобных родословных.
- ^ Jump up to: а б Стиллман, 1979, стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Таль, Ури (2023). Мусульманские святыни в Эрец Исраэль: история, религия, традиции, фольклор . Иерусалим: Мемориал Ицхака Бен-Цви. стр. 121–122. ISBN 978-965-217-452-9 .
- ^ Jump up to: а б 1995 года Временное соглашение Осло . Текст Соглашения
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 2, с. 190
- ^ Jump up to: а б Благословен, Юваль; Ландс-Негар, Аннет (2018). «Практика сбора костей (Ossilegium) и захоронения их в глосскамах в районе Дромы после периода Второго Храма: археологическая точка зрения». Исследования Иудеи и Самарии . 27 (1): 27.
- ^ Jump up to: а б Авигад, Нахман; Авигад, Н. (1967). «Еврейские гробницы, высеченные в скалах в Иерусалиме и на Иудейских холмах» . Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования Ч : 137-138. ISSN 0071-108X . JSTOR 23616830 .
- ^ Jump up to: а б с Лоуин, Шари (01 октября 2010 г.), «Хайбар» , Энциклопедия евреев в исламском мире , Брилл, стр. 148–150, doi : 10.1163/1878-9781_ejiw_com_0012910 , получено 22 июня 2023 г. ,
Евреи Хайбара появляются в арабский фольклор также. [...] Семья Мухамара из арабской деревни Ютта, недалеко от Хеврона, ведет свое происхождение от евреев Хайбара. Семьи из других близлежащих деревень рассказывают о подобных родословных.
- ^ Jump up to: а б Бен-Цви, Ицхак (1967). Шеар Ишув: Статьи и главы хроник еврейской общины Израиля и изучения родины [ Шеар Ишув ] (на иврите, Тель-Авив, 1777 г.). стр. 407–413.
- ^ Jump up to: а б «Генетическая бомба | Маарив | 8 сентября 1989 г. | Коллекция прессы | Национальная библиотека» . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ «Ятта, древняя и современная» . Палестинская почта . 21 декабря 1938 г. с. 8.
- ^ «Убийцы Ятты» . «Джерузалем Пост» . 8 июля 2016 года . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Амит, Д. (1990). «Ятта – Обзор». Археологические ведомости, 25, стр. 69-70. [Иврит]
- ^ Jump up to: а б Барух, Ю. (1999). «Государственная структура в деревне Ятта на южных холмах Хеврона». Исследования Иудеи и Самарии, том 9, стр. 165–182. [Иврит]
- ^ Jump up to: а б Марта Дж., 1885 г.; «Христианско-греческая надпись Ятты», РБ, 4, стр. 66-68
- ^ Jump up to: а б Барух Юваль, 5799, «Общественное строение в деревне Йетта на юге горы Хеврон», Исследования в Иудее и Самарии, том девятый, стр. 165-182.
- ^ Ави-Йона, Майкл (1976). «Географический справочник Римской Палестины» . Кедем . 5 : 71. ISSN 0333-5844 . JSTOR 43587090 .
- ^ Хюттерот и Абдульфаттах, 1977, с. 123
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 3, Приложение 2, с. 116
- ^ Робинсон и Смит, 1841, том 2, с. 628
- ^ Герен, 1869, с. 205 -6
- ^ Социн, 1879, с. 155 Это было отмечено в районе Хеврона.
- ^ Хартманн, 1883, с. 142 , отмечено 166 домов
- ^ Кондер и Китченер, 1883, SWP III, стр. 310
- ^ Кондер и Китченер, 1883, SWP III, стр. 380 .
- ^ Бэррон, 1923, Таблица V, Подрайон Хеврона, стр. 10
- ^ Миллс, 1932, с. 34
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики, 1945, стр. 23
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави, 1970 г., с. 50
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави, 1970 г., с. 94
- ^ Правительство Палестины, Департамент статистики. Деревенская статистика, апрель 1945 г. Цитируется по Хадави, 1970 г., с. 144
- ^ Правительство Иордании, 1964, с. 13
- ^ Перлманн, Джоэл (ноябрь 2011 г. - февраль 2012 г.). «Перепись 1967 года на Западном берегу и в секторе Газа: оцифрованная версия» (PDF) . Экономический институт Леви . Проверено 24 июня 2016 г.
- ^ Ами Педазур, Арье Перлигер, Еврейский терроризм в Израиле , издательство Колумбийского университета, 2011, стр. 119
- ^ Палестинцы, убитые израильскими силами безопасности на оккупированных территориях. Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine B'Tselem.
- ^ Jump up to: а б Палестинец застрелен на Западном Берегу . Аль-Джазира на английском языке . 08.03.2012.
- ^ Ятта: наследие терроризма . Исраэль Хайом . 17.06.2016. Архивировано 17 июня 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Патон, Каллум (9 июня 2016 г.). «Стрельба в Тель-Авиве: Израиль отозвал разрешения на въезд для 83 000 палестинцев после убийств в кафе» . Интернэшнл Бизнес Таймс . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ Расгон, Адам. «Мэр Западного берега переименовывает улицу в знак протеста против проведения в Бахрейне экономического саммита под руководством США» . www.timesofisrael.com . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Таксель, Итамар (01 марта 2018 г.). «Позднеантичные ионические капители колонн в сельской местности Центральной Палестины между провинциальными тенденциями и классическими традициями» . Исследования поздней античности . 2 (1): 84–125. дои : 10.1525/сла.2018.2.1.84 . ISSN 2470-2048 .
- ^ Профиль города Ятта , ARIJ, с. 6
- ^ Трагическое недоразумение , The Sunday Times , 13 января 2009 г.
- ^ «Ятта, древняя и современная» . Палестинская почта . 21 декабря 1938 г. с. 8.
- ^ «Кто такие палестинцы?» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Проверено 18 февраля 2024 г.
- ^ Гроссман, Д. (1986). «Колебания в сельских поселениях Самарии и Иудеи в период Османской империи». в исследованиях Шомрона . Дар С., Сафрай С. (ред.). Тель-Авив: Издательство Хакибуц Хамеухад. п. 350-351
Библиография
[ редактировать ]- Бэррон, Дж. Б., изд. (1923). Палестина: Отчет и общие итоги переписи 1922 года . Правительство Палестины.
- Кондер, Чехия ; Китченер, HH (1883). Обзор Западной Палестины: воспоминания о топографии, орографии, гидрографии и археологии . Том. 3. Лондон: Комитет Фонда исследования Палестины .
- Дофин, К. (1998). Византийская Палестина, заселение и население . BAR International Series 726 (на французском языке). Полет. III: Каталог. Оксфорд: Археопресс. ISBN 0-860549-05-4 .
- Правительство Иордании, Департамент статистики (1964 год). Первая перепись населения и жилищного фонда. Том I: Итоговые столы; Общая характеристика населения (PDF) .
- Правительство Палестины, Департамент статистики (1945 г.). Статистика деревни, апрель 1945 года .
- Герен, В. (1869). Историко-археологическое географическое описание Палестины (на французском языке). Полет. 1: Иудея, ч. 3. Париж: L’Imprimerie Nationale.
- Хадави, С. (1970). «Деревенская статистика 1945 года: классификация собственности на землю и территории в Палестине» . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Хартманн, М. (1883). «Список населенных пунктов Ливы Иерусалима в турецком государственном календаре для Сирии на 1288 год бегства (1871)» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 6 :102-149.
- Хюттерот, Вольф-Дитер; Абдулфаттах, Камаль (1977). Историческая география Палестины, Трансиордании и Южной Сирии в конце XVI века . Географические труды Эрлангера, специальный том 5. Эрланген, Германия: Правление Франконского географического общества. ISBN 3-920405-41-2 .
- Миллс, Э., изд. (1932). Перепись Палестины 1931 года. Население деревень, городов и административных районов . Иерусалим: Правительство Палестины.
- Палмер, Э.Х. (1881). Исследование Западной Палестины: списки имен на арабском и английском языках, собранные во время исследования лейтенантами Кондером и Китченером, RE Транслитерировано и объяснено Э. Х. Палмером . Комитет Фонда исследования Палестины .
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 2. Бостон: Крокер и Брюстер . (стр. 193 )
- Робинсон, Э .; Смит, Э. (1841). Библейские исследования в Палестине, на горе Синай и в Аравии Петрея: журнал путешествий 1838 года . Том. 3. Бостон: Крокер и Брюстер .
- Социн, А. (1879). «Алфавитный список мест Пасхалика Иерусалима» . Журнал Немецкой палестинской ассоциации . 2 : 135–163.
- Стиллман, Йедида Кальфон (1979). Палестинский костюм и украшения . Альбукерке: Издательство Университета Нью-Мексико. ISBN 0-8263-0490-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- yatta-munc.org
- Добро пожаловать в город Ятта
- Ятта , добро пожаловать в Палестину
- Обзор Западной Палестины, карта 21: IAA , Wikimedia commons
- Город Ятта (информационный бюллетень) , Институт прикладных исследований – Иерусалим (ARIJ)
- Профиль города Ятта , ARIJ
- Аэрофотоснимок города Ятта , ARIJ
- Приоритеты и потребности развития города Ятта на основе оценки сообщества и местных властей , ARIJ