Юстус Вельсиус
Юстус Вельсиус | |
---|---|
Рожденный | 1510 |
Умер | 1581 | (70–71 год)
Занятие | Гуманист |
Юстус Вельсий, Хаганус , или Йост Вельсен ( . ок. 1510, Гаага , Нидерланды) [ примечания 1 ] — после 1581 года в неизвестном месте), голландский гуманист , врач и математик .
Вельсиус начал свою карьеру в качестве весьма уважаемого профессора гуманитарных наук в Левене, Страсбурге и Кельне. Позже он изображал себя пророком и продвигал свой особый взгляд на христианство, изложенный в брошюре «Christiani Hominis Norma», которую он написал в Лондоне. Он вступил в конфликт с гражданскими и церковными властями по всей Европе и провел свои последние годы в качестве проповедника и целителя в своей родной Голландии. В Кельне Вельсиус женился на Беатрикс ван Стенховен, а позже, в Гронингене, на Грете Кассенс.
Жизнь
[ редактировать ]После изучения искусств и медицины в Болонье , Вельсий получил степень доктора медицины в 1538 году и поселился врачом в Антверпене в 1540/41 году. В 1541 году он переехал в Левен , где встретил португальского гуманиста Дамиана де Гойса . [ 2 ] и поддерживал дружеские отношения с Везалием . [ 3 ] Хотя Вельсий не имел университетской должности, он читал публичные лекции по греческому , латыни , философии и математике. В 1544 году он предложил курс Трапезундской « Диалектики» . Власти воспротивились и в ходе последовавшего спора вынудили Вельсия, чья теологическая чистота вызывала подозрения, покинуть университет. [ 4 ] В 1542 году ему не удалось стать преемником Нанния , и он переехал в Страсбург в 1544 году по рекомендации Бусера , после непродолжительного преподавания в Марбургской латинской школе и, возможно, в Базеле .
Страсбург
[ редактировать ]С Пасхи 1544-50 Вельсий преподавал диалектику и аристотелевскую этику в высших классах гимназии в Страсбурге, будучи сотрудником Иоганна Штурма . 17 ноября 1545 года он был канонизирован в Св. Фомы коллегиальной церкви при посредничестве Бусера. Незадолго до 17 октября 1548 года он женился на Беатрикс ван Стенховен. Когда у Вельсия возникли проблемы из-за того, что он принял Временный режим , и возникший в результате конфликт со своими протестантскими коллегами, он переехал в Кельн весной 1550 года ; он, вероятно, отказался от своего Страсбургского каноника только в 1553 году.
Кельн: преследуется инквизицией
[ редактировать ]Вельсий поступил в Кельн 3 июня 1550 года. Кельнский совет хотел построить трехъязычную школу по примеру Левенского университета и в августе 1550 года назначил Вельсия профессором философии и греческого языка. Поскольку Вельсий был женат, он не мог получить университетский пребенд , но вместо этого получил вознаграждение от совета. Его вознаграждение было увеличено в 1551 и 1552 годах, и ему также было поручено преподавать математику. Вельсиус и его коллега Якоб Лейхиус , который сыграл важную роль в создании Гимназии Трикоронатум , разработали рекомендации для восьмиклассной учебной программы, аналогичной гуманистической учебной программе Штурма в Страсбурге.
Вельсий присутствовал на собраниях анабаптистов в Ратуше на переплетчиков . Пфаффенгассе [ 5 ] где он встретил мученика -анабаптиста Томаса фон Имброха . [ 6 ] Философские сочинения Вельсия, в частности работы Крисиса. [работ 11] привело к подозрению в ереси . [ 7 ] 29 октября 1554 г. Крисис был осужден Кельнским университетом, а у Вельсия отозвана лицензия на преподавание (11 декабря 1554 г., подтверждена 29 марта 1555 г.), поскольку он не дистанцировался от своих произведений. Император Карл V , вмешавшийся по наущению капитула собора , духовенства и университета, тщетно призывал совет принять меры против Вельсия, который 25 марта 1555 года опубликовал защиту Epistola ad Ferdinandum . [работ 14] Только после того, как Вельсий попытался читать богословские лекции у себя дома и отверг евхаристическое поклонение и безбрачие , мировой судья изгнал его в апреле 1555 года.
Вельсий отказался уезжать и добровольно отправился под стражу с декабря 1555 г. по конец марта 1556 г. Он попросил своего влиятельного друга Виглиуса поддержать его, но Виглиус отказался вмешиваться. Сильно оскорбленный этим отказом, Вельсий, видимо, обвинил своего друга в протестантских взглядах и разорвал все связи со своим бывшим другом. Из-за этого прецедента собор принял в 1555 году всеобъемлющую директиву против всех еретиков.
Доминиканец Вельсия и трёх других Иоганнес Слотанус служил папским инквизитором церковной провинции Майнц против , Кёльн и Трир заключенных, которых он называл анабаптистами . протестантские князья От его имени в совет вмешались , в частности Кристоф фон Ольденбург . Поскольку в декабре 1555 года он заявил о своей приверженности Аугсбургскому исповеданию , Вельсий находился под защитой недавно заключенного Аугсбургского мира . В ночь с 26 на 27 марта 1556 года его переправили на лодке через реку и высадили на другом берегу, в герцогстве Берг . Оттуда он добрался до Мюльхайма , где написал «Апологию» , адресованную императору Карлу и королю Фердинанду . [работ 15] Слотан ответил в 1557 году апологией «Опровержение» И. В. Хагани . [ 8 ] В ответ Вельсий написал в сентябре 1557 года « Эпистолы» . [работ 16] «Диспутов против еретиков» Слотана 1558 год последовал за первой книгой . [ 9 ]
Франкфурт: диспут с Кальвином
[ редактировать ]Вельсий прибыл во Франкфурт 15 июля 1556 г. [ 10 ] подошел к Роберту Хорну , пастору английской церкви , и сообщил ему об откровениях, по поводу которых он хотел провести публичный спор. Услышав о прибытии Кальвина , пришедшего урегулировать конфликты внутри Французской церкви беженцев , он предложил последнему председательствовать. Он предложил защитить свободу воли от кальвинистской доктрины предопределения . Дебаты ; с Кальвином, Иоганнесом а Ласко и Хорном длились два дня Аргументация Вельсия сводилась к следующему: aut esse liberum ariantium, aut Deum tyrannum esse (Либо есть свободная воля, либо Бог — тиран).
В письме, адресованном Меланхтону от 17 сентября 1556 года, Кальвин прокомментировал следующее:
Меня привели сюда раздоры, с помощью которых сатана в течение почти двух лет раздирал маленькую французскую церковь, основанную здесь, и довел ее до такой степени, что она, должно быть, исчезла бы, если бы какое-то средство не было очень быстро применено. С тех пор, как я въехал в город, у меня не было ни минуты покоя, и, как будто у меня не было достаточно занятий этим делом, безумец по имени Вельсий, которому вы дважды писали, вовлек нас в новые дурачества. Но мы посвятили этой назойливости всего два дня. До сих пор я постоянно отвлекаюсь на умиротворение тех разногласий, которые с течением времени пустили глубокие корни. [ 11 ]
15 апреля 1557 года Вельсий был изгнан Франкфуртским советом.
Гейдельберг: проблемы с Курфюрстом
[ редактировать ]5 августа 1557 года Вельсий поступил в Гейдельбергский университет. [ 1 ] [ 12 ] и получил лицензию на чтение публичных лекций по философии. В июне 1558 года эта лицензия была отозвана сенатом университета по приказу курфюрста Оттейнриха за распространение тезисов, противоречащих Священному Писанию. напал на пастора Heiliggeistkirche Иоганна Вельсий Флиннера на его позицию по поводу Евхаристии , послал ему ряд тезисов о новом рождении и свободе воли и обвинил пастора в том, что он является лжеапостолом и вводит в заблуждение князя и народа. [ 13 ] В ноябре 1559 года ему также запретили читать частные лекции после вмешательства курфюрста Фридриха III , и он был исключен сенатом университета. Велсиус стряхнул пыль со своих ботинок [ 14 ] как он ушел. [ 15 ]
В 1560 году Вельсий вернулся во Франкфурт. Он попросил у совета разрешение напечатать написанную им книгу Die Summa christlicher Lehre und Lebens ( «Краткое содержание христианского учения и жизни »). Собор передал его просьбу лютеранским пасторам, которые 2 августа 1560 г. сообщили, что в его книге содержатся тезисы, противоречащие ортодоксальному учению. Они также выразили обеспокоенность тем, что эти доктрины могут привести к беспорядкам в иностранных церквях города. [ 16 ] как это произошло в Мюнстере . 18 марта 1561 года совет приказал Вельсию покинуть город, поскольку его книга была напечатана без разрешения. Хозяину гостиницы, где он поселился, Хансену Брауну было приказано больше не позволять ему оставаться в своем доме. [ 17 ]
В мае 1561 года Вельсий находился в Страсбурге. Он написал Флиннеру (вернувшемуся из Гейдельберга) и проповедникам, а также совету, представив 20 предложений, вероятно, тех же, что он объявил в Гейдельберге и во Франкфурте. Они не были приняты, поскольку противоречили катехизису, который тогда использовался в Страсбурге.
Месяц спустя, в июне 1561 года, Вельсий был в Базеле. Там ему повезло больше, по крайней мере, он мог рассчитывать на Себастьяна Кастеллио , с которым он ранее переписывался, и таких сторонников толерантности, как Целлариус и Селио Секондо Курионе . Он представил резюме Совету университета, который рассмотрел его 16 июня. Совет передал его на богословский факультет, поскольку это выходило за рамки их компетенции. Целлариус предложил ряд тезисов для академической дискуссии , но Вельсий отказался после того, как совет отказался от публичных дебатов.
25 июня Вельсий отбыл в Цюрих , куда прибыл на следующий день. Он написал совету, и Буллинджер ответил от имени совета, указав, что его критика не применима, поскольку она была направлена против Лютера и Римско-католической церкви. 4 июля Вельсий покинул город.
1 августа Вельсий вернулся в Гейдельберг, где в последний раз написал Бонифацию Амербаху и Иоганнесу Штурму . Он поступил в Марбург в конце августа 1561 года, где читал лекции в медицинской школе. Однако он пробыл в Марбурге всего несколько месяцев.
Лондон: новые религиозные беспорядки
[ редактировать ]В 1563 году Вельсий переправился через Ла-Манш в Англию , где присоединился к голландской церкви в Лондоне . Он снова искал полемики, на этот раз с Николаем Каринеем , служителем голландской церкви беженцев, умершим от чумы в сентябре 1563 года. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Кариней изложил свои мысли о возрождении через Христа . Вельсий противостоял ему, публично подробно развивая свою идею о том, что совершенство Адама может быть достигнуто на земле после того, как внутреннее перерождение в человеке произойдет . Вельсий написал краткое изложение своей религии Christiani Hominis Norma ( «Правило христианина» ), в котором объяснил свою идею о том, что через возрождение человек может стать Богочеловеком, подобно Христу. Он послал копии этой брошюры епископу Лондона Эдмунду Гриндалу , государственному секретарю Уильяму Сесилу и королеве Елизавете .
Он также написал письмо французскому послу, в котором осуждал месть Бога всем, кто отказался принять его предложения. [ 21 ] В своем письме королеве Вельсий утверждал, что подтвердил свое призвание, совершая чудеса. Слуга посла Космус постился пять или шесть дней по уговорам Вельсия, чтобы после воздержания он мог получить иллюминации a cœlo . По словам Гриндала, в конце концов он сошел с ума, поэтому ни одно из этих чудес не выдержало проверки дальнейшего расследования. Епископ Гриндал написал опровержение, показав, что учение Вельсия противоречит ортодоксальному учению. Вельсий был вызван перед церковной комиссией, состоящей из епископа Гриндала, епископа Винчестера Роберта Хорна и декана церкви Святого Павла Александра Ноуэлла , которая провела с ним откровенную дискуссию и поручила ему от имени королевы покинуть королевство. На это он очень грубо пожаловался королеве и предсказал смерть епископа Винчестера и других важных общественных деятелей. [ примечания 2 ]
Гронинген: тюремное заключение
[ редактировать ]Вельсий вернулся в родную Голландию, в апреле 1566 года был Гронингеном . В 1574 году он сидел там в тюрьме. [ 22 ] предположительно по религиозным причинам. Власти пожалели его, потому что он был пожилым господином и, видимо, находился в депрессии. Поэтому они предложили освободить его, в том числе и потому, что тюремное заключение причиняло ему и его жене Грете Кассенс тяготы, поскольку им приходилось самостоятельно обеспечивать его жизнь. Предложение было рассмотрено штатгальтером де Роблесом , который беседовал с Вельзием и передал его епископу, который поручил настоятелю собора изучить его. 24 августа 1574 г. епископ одобрил освобождение Вельсия. Однако Вельсий отказался выйти из тюрьмы, поскольку хотел быть освобожденным только по милости Божией, а не благодаря вмешательству человека. Эта необычная ситуация продолжалась до мая 1575 года, когда де Роблес потребовал освободить тюрьму, поскольку прилегающий замок нужно было укрепить и подготовить для размещения гарнизона.
Голландия: целитель верой
[ редактировать ]В апреле 1570 года он снова был в Кельне, а затем путешествовал по Нидерландам в качестве протестантского проповедника. В 1578, 1580 и 1581 годах он был в Лейдене.
Работа
[ редактировать ]Вельсий опубликовал греческий текст ») Прокла » « De Motu ( «О движении вместе с латинским переводом. [работает 5]
Теология
[ редактировать ]Юстус Вельсий интересен тем, что его жизнь так хорошо отражает неурегулированные интеллектуальные условия Европы XVI века. Его богословский профиль в религиозном ландшафте четко не определен: во-первых, он не соглашался с Лютера догмой о « sola fide » и вместо этого придерживался свободной воли человека; с другой стороны, он поддерживал лютеранскую Евхаристию и отвергал пресуществление . Кроме того, Вельсий не может быть идентифицирован как анабаптист и отличается от спиритуализма . Что отличает Вельсия от других, так это то, что он учил оправданию через новое рождение , а не через прощение грехов . Он считал себя посланником Бога, посланным предупредить людей о вечном проклятии , и утверждал, что способен подтверждать свое учение чудесами .
Было высказано предположение, что Вельсий, возможно, знал Сервета , поскольку оба были близки к Везалию . Позиция Вельсия о предопределении напоминает позицию Сервета, и примечательно, что диспут Кальвина-Вельсия по этому поводу состоялся менее чем через три года после того, как Сервет был казнен под Женевой . Ремберт предполагает, что Вельсий, возможно, был знаком с фламандским анабаптистским религиозным реформатором Иоганном Кампанусом или, по крайней мере, что они были осведомлены о работе друг друга.
Учения Вельсия, похоже, связаны с учениями Семьи Любви . Вельсий был современником Хендрика Никлаеса , основателя «Семьи любви», и вполне вероятно, что они были знакомы.
Избранные работы
[ редактировать ]- ^ Книга Гиппократа «О бессоннице» . Антверпен: Мэтью Кромидж (1541 г.). 1541. OCLC 560648916 .
- ^ Цицерон Академик Qvaestionvm Liber Primvs . Левен: Серватий Зассен (1542 г.). OCLC 615546903 .
- ^ Требуются знания Vtrvm In Medico Varia-rvm Artivm And Scien-tiarum . Базель: Иоганн Опорин (1543 г.). OCLC 249273879 .
- ^ Рассуждение о различных применениях математических дисциплин . Страсбург: Кратон Милиус (1544 г.). 1544. OCLC 165927235 .
- ^ Прокли по поводу книги II . Базель: Иоанн Хервагиус (1545 г.). 1545. OCLC 165353999 .
- ^ В Cebetis Theban Tabvlam Commentariorvm Libri Six . Лион: (1551 г.). 1551. OCLC 162385406 .
- ^ Симплиций — превосходнейший из всех толкователей Аристотеля . Базель: Михаил Изингриниус (1551 г.). 1551. OCLC 504390751 .
- ^ В книге Аристотеля «Комментарий к добродетелям», книга III . Кельн: Мартин Гимник (1551 г.). 1551. OCLC 165670768 .
- ^ О гуманитарных науках и философии правильного преподавания заповедей . Кельн: Арнольд Биркманн (1554 г.). 1554. OCLC 165927237 .
- ^ Вероятно, метод и способ спора, который дан в «Топах» Аристотеля . Кельн: Арнольд Биркманн (1554 г.). 1554. OCLC 458457289 .
- ^ Κρισις: Верия истинной христианской философии . Кельн: Якоб Сотер (1554 г.). ОСЛК 311930648 .
- ^ Описание Преимущество восторженного защитника и продолжателя благ христианской мудрости . (1554 г.). ОСЛК 254204811 .
- ^ О правильном пути и образе жизни человека, или О блаженствах человека . Базель: Иоганн Опорин (1554 г.). 1554. OCLC 311881180 .
- ^ Послание Фердинанду, королю римлян Базель: Иоганн Опорин (1555 г.). 1555. OCLC 504756608 .
- ^ Апология Юстуса Вельсия кагана в адрес инквизиторов, называемых еретической коррупцией . Франкфурт: Кристиан Эгенольф (1556 г.). 1556. OCLC 67051278 .
- ^ Послания и некоторые другие сочинения, содержащие описание его призвания и общую картину всего дела Кёльна (- Краткое описание истинной христианской философии) . Базель: Иоганн Опорин (1557 г.). 1557. OCLC 458457259 .
- ^ Стол, содержащий сокровище всей моральной философии . Париж: Андреас Вехель (1557 г.). OCLC 457368255 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Де Валь предположил, что Вельсиус, возможно, был из Хега , Фрисландия . [ 1 ]
- ^ Вельсия Christiani Hominis Norma и его письма Гриндалю, королеве Елизавете, французскому послу Сесилу и соответствующие документы из Гриндала были размещены в Интернете на веб-сайте Университета Халла, том 28 марта – мая 1563 года. Включен письмо Кальвину с предложениями, противоречащими доктрине Кальвина, с ответом Хорна; возможно, это тезисы, использованные на диспуте во Франкфурте. Стенограммы статьи Гриндала и Нормы Вельсия см. здесь , здесь и здесь .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б де Валь, Дж. (1886). Голландцы, студенты в Гейдельберге (на голландском языке). Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 41 . OCLC 14866965 .
- ^ Файст-Хирш, Элизабет (1967). Дамиан де Гойс: жизнь и мысли португальского гуманиста, 1502-1574 гг . Гаага: Мартинус Нийхофф. п. 57. ИСБН 90-247-0195-3 . ОСЛК 1129338 .
- ^ Болл, Дж. М. (1910). Андреас Везалий, реформатор анатомии . Медицинская научная пресса. п. 71 . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Монфасани, Джон (1976). Георгий Трапезундский: биография и исследование его риторики и логики . Лейден: Брилл. п. 336 . ISBN 90-04-04370-5 . OCLC 185923822 .
- ^ Ремберт, Карл (1899). «Анабаптисты» в герцогстве Юлих (на немецком языке). Берлин: Р. Гертнер. стр. 460 , 575–590 . ISBN 0-8370-9106-3 . OCLC 19041747 .
- ^ Нефф, Кристиан. (1958). Имбройх, Томас фон (1533–1558). Глобальная онлайн-энциклопедия анабаптистских меннонитов. Получено 31 октября 2010 г. с http://www.gameo.org/encyclepedia/contents/I475.html .
- ^ Эннен, Леонард (1875). История города Кельна (на немецком языке). Том 4. Кельн: Л. Шванн. стр. 688–695 , 780–799 . OCLC 162895721 .
- ^ Слотан, Иоанн (1557). Опровержение апологии Юстуса Вельсия кагана (на латыни). Колонии: Джаспер Генепеус OCLC 166109991 .
- ^ Слотан, Иоганн (1558). Disputationum Adversus Heretics Книга первая: В которой под защитой статей, предложенных Юстом Велсием Колония, обсуждаются почти все споры этого столетия (на латыни). Колонии: Батениус. OCLC 644086668 .
- ^ Поллет, СП (1985). Мартин Бусер, Исследования отношений Бусера с Нидерландами. II. Документы . СВЕТИТЬ. п. 331. ИСБН 9789004075658 . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Кальвин, Дж.; Дилленбергер, Дж. (1975). Джон Кальвин: Отрывки из его сочинений: Отрывки из его сочинений . Издательство Оксфордского университета, США. п. 60. ИСБН 9780891300250 . Проверено 26 июля 2015 г.
- ^ Дрюлл, Дагмар (2002). Лексикон гейдельбергских ученых (на немецком языке). Берлин: Гейдельберг: Шпрингер. п. 150. ИСБН 3-540-43530-1 . ОСЛК 24849061 .
- ^ Марбах, Иоганн (1856). Доля страсбургцев в Реформации в Курпфальце (на немецком языке). Страсбург: К.Ф. Шмидт. стр. xxxvii – lxiii. OCLC 42081608 .
- ^ Матфея 10:14–15 , Марка 6:11–13 , Луки 9:5–6 , Деяния 13:51–52.
- ^ Бюттингхаузен, Карл (1776). Вклад в историю Пфальца (на немецком языке). Том 1. Мангейм: Тобиас Лёффлер. стр. 277–282. OCLC 165944546 .
- ^ Франкфуртская ассоциация истории и региональных исследований, Ассоциация истории и классических исследований во Франкфурте-на-Майне (1858 г.). Архив истории и искусства Франкфурта, том 2, выпуски 5–8 (на немецком языке). Франкфурт: Генрих Келлер. стр. 79–80. ОСЛК 1481953 .
- ^ Франкфуртская ассоциация истории и региональных исследований (1860 г.). Архив истории и искусства Франкфурта, выпуски 45–47 (на немецком языке). Франкфурт: Общество истории и искусства Франкфурта. п. 255. OCLC 470721818 .
- ^ Беккер, доктор. Джудит (2007). Правила сообщества и церковная дисциплина, церковные правила Йоханнеса Ласко для Лондона (1555 г.) и реформированная деноминационная формация (на немецком языке). Лейден – Бостон: Брилл. п. 272. ИСБН 978-9004157842 .
- ^ ван Торененберген, Джей-Джей (1873). История и действия, которые призваны повлиять на голландскую нацию и муниципалитеты: жизнь в Энгеланте и между Лондоном (на голландском языке). Утрехт: Кеминк и сын. стр. 57–58. OCLC 17573600 .
- ^ Страйп, Джон (1824). Летопись Реформации и утверждения религии . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 8–14. OCLC 15137522 .
- ^ Страйп, Джон (1821). История жизни и деяний Преосвященнейшего Отца Божиего Эдмунда Гриндала, первого епископа Лондона . Оксфорд: Кларендон Пресс. стр. 135–138 . OCLC 15137458 .
- ^ Рейтсма, Дж. (1894). «Доктор Юстус Вельсиус в Гронингене» . Гронинген Фольксалманак. (на голландском языке). Гронинген: Э.Б. ван дер Камп: 56–74. ОСЛК 39941293 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Панталеон, Генрих (1565–1566). Просопографии героев и прославленных людей всей Германии (PDF) (на латыни). Базель: Николас Брюлингер. OCLC 79416230 .
- Бор, Питер Кристиансзон (1680). Происхождение, начало и продолжение голландских войн, волнений и гражданских разногласий (на голландском языке). Амстердам: Вдова Джоаннеса ван Сомерена, Авраама Вольфганга, Хендрика и Дирка Бума. стр. 21–23. ОСЛК 249050708 .
- Харцхайм, Йозеф [на немецком языке] (1747). Библиотека Кельна; в котором записаны жития и книги обычного типа, а также рукописи всех писателей Кёльнской архиепархии, герцогств Вестфалии, Ангарии... туземцев и жителей. Дано хорографическое описание всех приходов, входящих в иерархию Кёльнской архиепархии (на латыни). Грегг Пресс. стр. 212–213. OCLC 222764557 .
- Зепп, Кристиан (1885). Церковные исторические исследования (на голландском языке). Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 91 –179. OCLC 13389121 .
- Рутгерс, Фредерик Лодевийк (1901). Влияние Кальвина на Реформацию в Нидерландах: в той мере, в какой оно было оказано им самим (на голландском языке). Лейден: Д. Доннер. стр. 8 , 75–77 . ISBN 90-70010-98-4 . OCLC 9239220 .
- Полле, Жак В. (1977). «XXV: Юст Вельсий» . Мартин Бусер: исследования отношений Бусера с Нидерландами (на французском языке). Полет. И. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 321–344. OCLC 401444765 .
- Файст-Хирш, Элизабет (1957). «Странная карьера гуманиста: интеллектуальное развитие Юстуса Вельсия (1502–1582)» . В Берту, Габриэль (ред.). Аспекты религиозной пропаганды: Исследования . Женева: Книжный магазин Droz. стр. 308–325. ISBN 2-600-02985-0 . OCLC 153879529 .
- Клаус Бернвард Спрингер (2002). «Вельсиус (Велсен, Вельсенс), Юстус». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 20. Нордхаузен: Бауц. столбцы. 1492–1495. ISBN 3-88309-091-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Юстусом Велсиусом, на Викискладе?
- 1510 рождений
- 1581 смерть
- Антитринитаристы
- Христианские радикалы
- Голландские анабаптисты
- Голландские математики XVI века
- Голландские врачи XVI века.
- Голландские преподаватели
- Голландские протестанты
- Голландские гуманисты эпохи Возрождения
- Голландские протестантские богословы
- Целители веры
- Люди, осужденные за ересь
- Врачи из Гааги
- Пророки
- Люди протестантской Реформации
- Писатели XVI века на латыни
- Выпускники Болонского университета
- Академический состав Старого Левенского университета
- Академический состав Кёльнского университета
- Академический состав Страсбургского университета
- Протестантские богословы XVI века