Ахмад ибн Тулун
Ахмад ибн Тулун Ахмед бин Тулун | |
---|---|
Эмир Египта и Сирии | |
Правило | 15 сентября 868 г. - 10 мая 884 г. |
Предшественник | Азжур аль-Турки (в качестве губернатора Аббасидского халифата в Египте), Амаджур аль-Турки (в качестве губернатора Аббасидского халифата в Сирии) |
Преемник | Хумаравайх ибн Ахмад ибн Тулун |
Рожденный | в. (23-й Рамадан, 220 г. хиджры ) Багдад | 20 сентября 835 г.
Умер | 10 мая 884 г. аль-Катаи Аббасидский халифат | (48 лет)
Проблема | аль-Аббас , Хумаравайх , Рабиа , Шайбан и другие. |
Династия | Династия Тулунидов |
Отец | Банка |
Религия | Суннитский ислам |
Ахмад ибн Тулун ( араб . أحمد بن طولون , латинизированный : Ахмад ибн Тулун ; ок. 20 сентября 835 — 10 мая 884) был основателем династии Тулунидов , правившей Египтом и Сирией между 868 и 905 годами. Первоначально тюркский солдат-раб, в 868 году Ибн Тулун был отправлен в Египет в качестве губернатора халифом Аббасидов . За четыре года он утвердился как практически независимый правитель, изгнав халифского финансового агента Ибн аль-Мудаббира , взяв на себя контроль над финансами Египта и создав крупную военную силу, лично лояльную ему. Этому процессу способствовала нестабильная политическая ситуация при дворе Аббасидов и озабоченность регента Аббасидов аль-Муваффака войнами против персидских Саффаридов и Занджским восстанием . Ибн Тулун также установил эффективную администрацию в Египте. После реформ налоговой системы, ремонта ирригационной системы и других мер годовая налоговая выручка заметно выросла. В качестве символа своего нового режима он построил новую столицу Аль-Катаи. , к северу от старой столицы Фустата .
После 875/6 года он вступил в открытый конфликт с аль-Муваффаком, который безуспешно пытался свергнуть его. В 878 году при поддержке брата аль-Муваффака, халифа аль-Мутамида , Ибн Тулун взял на себя управление Сирией, а также приграничными районами с Византийской империей , хотя контроль над Тарсом , в частности, оказался слабым. Во время его отсутствия в Сирии его старший сын и заместитель Аббас пытался узурпировать власть в Египте, что привело к тюремному заключению Аббаса и назначению второго сына Ибн Тулуна, Хумаравайха , своим наследником. Бегство в 882 году старшего командира Лу'лу в аль-Муваффак и бегство Тарса вынудили Ибн Тулуна вернуться в Сирию. Теперь практически бессильный, аль-Мутамид попытался сбежать из-под контроля своего брата во владения Ибн Тулуна, но был схвачен агентами аль-Муваффака, и Ибн Тулун созвал собрание юристов в Дамаске , чтобы осудить аль-Муваффака как узурпатора. Его попытка осенью 883 года подчинить Тарса провалилась, и он заболел. Вернувшись в Египет, он умер в мае 884 года, и ему наследовал Хумаравайх.
Ибн Тулун выделяется как первый губернатор крупной провинции Аббасидского халифата, который не только утвердился в качестве ее хозяина независимо от двора Аббасидов, но и передал власть своему сыну. Таким образом, он также был первым правителем со времен фараонов Птолемеев, который снова сделал Египет независимой политической державой со сферой влияния, охватывающей Сирию и некоторые части Магриба , задав тон для более поздних исламских режимов, базирующихся в Египте, от Ихшидидов до мамлюков. Султанат Каир .
Первоисточники
[ редактировать ]Об Ахмаде ибн Тулуне писали несколько средневековых авторов. Двумя основными источниками являются две биографии двух авторов X века, Ибн ад-Дайи и аль-Балави . Оба называются Сират Ахмад ибн Тулун , и работа аль-Балави в значительной степени опирается на работу Ибн ад-Дайи, хотя она гораздо более обширна. Ибн ад-Дайя также написал книгу ( Китаб аль-мукафаа ) с анекдотами из египетского общества эпохи Тулунидов . Дополнительная информация поступает от современника Ибн Тулуна, географа и путешественника Якуби , чьи работы охватывают первые годы его правления в Египте, а также от более поздних египетских авторов, особенно историков 15-го века Ибн Дукмака и аль-Макризи , которые опирались на множество более ранних источников для написания истории государства Тулунидов. Несколько других средневековых арабских летописцев XIII–XVI веков упоминают Ибн Тулуна или его чиновников, но большинство из них относятся к более позднему времени и не очень надежны, особенно по сравнению с Ибн Дукмаком и аль-Макризи. [ 1 ] [ 2 ]
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Ахмад ибн Тулун родился в 23-й день месяца Рамадан 220 года хиджры (20 сентября 835 года) или чуть позже, вероятно, в Багдаде . [ 3 ] [ 4 ] Его отец, Тулун, был тюрком из местности, известной в арабских источниках как Тагаргар или Тогуз[о]гуз, т. е. уйгурской конфедерации . [ 5 ] плен вместе с другими тюрками и отправлен в качестве дани саманидского наместника Бухары Нуха ибн Асада халифу В 815/6 году (200 г. хиджры) Тулун был взят в аль-Мамуну ( годы правления 813–833 ). , который в то время проживал в Хорасане . [ 6 ] [ 7 ] После того, как аль-Мамун вернулся в Багдад в 819 году, эти турецкие рабы были сформированы в охранный корпус из солдат-рабов ( гильман , синг. гулам ), вверенный брату аль-Мамуна и возможному преемнику аль-Мутасиму ( р. . 833–842 ). [ 8 ] Тулун преуспел и в конце концов стал командовать личной охраной халифа. [ 6 ] Мать Ахмада по имени Касим была одной из рабынь его отца. В 854/5 году Тулун умер, и принято считать, что Касим женился во второй раз на турецком генерале Баякбаке или Бакбаке. Это сообщение, однако, не встречается у Ибн ад-Дайи или аль-Балави и может быть ложным. [ 6 ] [ 9 ] По словам аль-Балави, после смерти отца Ахмад попал под опеку Ялбаха, близкого соратника Тулуна, взятого в плен вместе с ним. На смертном одре Тулун призвал своего друга позаботиться о его жене и сыне, и после этого Бакбак относился к юному Ахмаду как к своему собственному сыну. [ 10 ]
Молодой Ахмад ибн Тулун получил тщательное образование, включая военную подготовку в новой столице Аббасидов Самарре и изучение исламской теологии в Тарсусе , приобретя репутацию не только благодаря своим знаниям, но и своему благочестивому и аскетичному образу жизни. [ 6 ] [ 11 ] Он стал популярен среди своих соотечественников-турков, которые доверяли ему секреты и доверяли ему свои деньги и даже своих женщин. [ 12 ] Находясь в Тарсе, Ибн Тулун участвовал в пограничных войнах с Византийской империей . [ 13 ] Там он также встретил другого высокопоставленного турецкого лидера, Ярджуха , чья дочь, которую называли Маджур или Хатун , стала его первой женой и матерью его старшего сына Аббаса и дочери Фатимы. [ 14 ] [ 12 ] Источники также сообщают, что во время своего пребывания в Тарсусе Ибн Тулун имел связи с аль-Мутаваккиля визирем халифа Убайд Аллахом ибн Яхья ибн Хаканом и двоюродным братом последнего Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Хаканом . [ 12 ] Однажды, возвращаясь в Самарру, он спас караван с посланником халифа, возвращавшимся из Константинополя от бедуинов набега , и сопровождал его в Самарру. Этот поступок принес ему благосклонность халифа аль-Мустаина ( годы правления 862–866 ), а также тысячу золотых динаров и руку рабыни Миаса, матери его второго сына Хумаравайха . [ 15 ] [ 16 ] Когда халиф отрекся от престола и отправился в изгнание в Васит в 866 году, он выбрал Ибн Тулуна своим охранником. Кубайха, мать нового халифа аль-Мутаза ( годы правления 866–869 ), планировала свергнуть свергнутого аль-Мустаина и предложила Ибн Тулуну пост губернатора Васита, если он убьет его. Ибн Тулун отказался, и его заменил другой, совершивший это дело. Сам Ибн Тулун не принимал участия в убийстве, но похоронил своего господина и вернулся в Самарру. [ 15 ] [ 17 ] [ 16 ]
Губернатор Египта
[ редактировать ]
Уже при халифе аль-Мутасиме высшие турецкие лидеры начали назначаться губернаторами провинций Халифата в форме удела . Тем самым они обеспечили себе и своим войскам немедленный доступ к налоговым поступлениям провинции, минуя гражданскую бюрократию. Турецкие генералы обычно оставались близко к центру власти в Самарре, посылая своих заместителей управлять страной от своего имени. [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, когда аль-Мутаз поручил Бакбаку управлять Египтом в 868 году, Бакбак, в свою очередь, послал своего пасынка Ахмада своим заместителем и постоянным губернатором. Ахмад ибн Тулун вошел в Египет 27 августа 868 года, а в столицу Египта Фустат — 15 сентября. [ 6 ] [ 16 ]
Положение Ибн Тулуна после его назначения было далеко не бесспорным в его провинции. В качестве губернатора Фустата он курировал гарнизон провинции и был главой мусульманской общины, что было признано в его титуле «надзирателя за армией и пятничной молитвой » ( вали аль-джайш ва'ль-салат ), но финансовое управление, в частности, сбор земельного налога ( хараджа ) находился в руках могущественного администратора-ветерана Ибн аль-Мудаббира . [ 20 ] Последний был назначен фискальным агентом ( амилом ) уже с ок. 861 г. , и быстро стал самым ненавистным человеком в стране, поскольку удвоил налоги и ввел новые как для мусульман, так и для немусульман . [ 20 ] Ибн Тулун быстро дал понять о своем намерении стать единоличным хозяином своей провинции: по прибытии в Фустат, когда Ибн аль-Мудаббир и Шукайр, глава почтовой службы ( барид ) и службы переписки с халифским правительством, вышли навстречу ему с подарком в 10 000 динаров, он отказался его принять. [ 21 ] В течение следующих четырех лет Ибн Тулун и его соперники боролись через своих эмиссаров и родственников при дворе халифа в Самарре, чтобы нейтрализовать друг друга; в конце концов, Ибн Тулуну удалось добиться перевода Ибн аль-Мудаббира в Сирию в июле 871 года, и он сам взял на себя сбор хараджа . В то же время Ибн Тулун добился увольнения Шукайра, который вскоре умер. Таким образом, к 872 году Ибн Тулун взял на себя контроль над всеми ветвями власти в Египте, став де-факто независимым от центрального правительства Аббасидов. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ]
На момент назначения Ибн Тулуна Египет переживал процесс преобразований. В 834 году ранняя мусульманская элита, семьи арабских поселенцев ( джунд ) Фустата, лишилась своих привилегий и государственного жалованья, и власть перешла к чиновникам, посланным двором Аббасидов. Примерно в то же время мусульманское население впервые начало превосходить по численности христиан-коптов , а сельские районы все больше подвергались как арабизации, так и исламизации. [ 22 ] Скорость этого процесса и приток поселенцев после открытия золотых и изумрудных рудников в Асуане означали, что Верхний Египет, в частности, лишь поверхностно контролировался местным губернатором. [ 23 ] [ 24 ] Более того, сохранение междоусобиц и беспорядков в самом сердце государства Аббасидов — так называемая « Анархия в Самарре » — привело к появлению в провинции милленаристских революционных движений под руководством ряда претендентов -алидов . [ 25 ] [ 26 ] Одним из них был Ибн ас-Суфи, потомок сына Али Умара, который восстал в конце 869 года и уничтожил население Эсны . Зимой 870 года он разбил армию, посланную против него Ибн Тулуном, но весной был отброшен в оазисы пустыни. Он оставался там до тех пор, пока не потерпел поражение в борьбе с другим региональным силачом, Абу Абдаллахом ибн Абд аль-Хамидом аль-Умари в 872 году, бежавшим в Мекку . Там он был схвачен и на некоторое время заключен в тюрьму Ибн Тулуном. Один из его последователей, Абу Рух Сукун, восстал в оазисах в 873/4 году и добился такого успеха, что Ибн Тулун предложил ему амнистию. Победитель Ибн ас-Суфи, аль-Умари, был еще одним потомком Али, который создал автономное княжество вокруг золотых приисков, разгромив силы, посланные против него. [ 26 ] Еще одно восстание вспыхнуло в 874/5 году губернатором Барки Мухаммадом ибн аль-Фараджем аль-Фаргани. Ибн Тулун сначала пытался примириться с ним, но в конце концов был вынужден послать армию для осады и штурма города, хотя репрессии были ограниченными. Однако восстановление его власти над Баркой привело к укреплению связей с Ифрикией на западе, включая, по словам Ибн аль-Асира , возведение ряда маяков и радиомаяков вдоль побережья. [ 26 ]
Тем временем в Палестине местный губернатор Иса ибн аль-Шейх аль-Шайбани использовал анархию в Ираке для установления квазинезависимого бедуинского режима, перехватывая налоговые караваны из Египта и угрожая Дамаску . Когда халиф аль-Мухтади взошел на престол в июле 869 года, он предложил всеобщую амнистию и написал Ибн аль-Шейху, предлагая помилование в обмен на передачу им сокровищ, которые он незаконно присвоил. Когда Ибн аль-Шейх отказался, халиф приказал Ибн Тулуну выступить против него. [ 27 ] Ибн Тулун подчинился и начал массовую закупку чернокожих африканских ( Судан ) и греческих ( Рум ) рабов, чтобы сформировать армию зимой 869/70 года, но не успел он прибыть в аль-Ариш со своей армией летом 870 года, как приказал пришел повернуть назад. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Восстание Ибн аль-Шейха было подавлено вскоре после этого другим турецким солдатом, Амаджуром аль-Турки , который продолжал управлять Сирией от имени Аббасидов до своей смерти в 878 году. [ 31 ] Тем не менее этот эпизод имел большое значение, поскольку позволил Ибн Тулуну набрать собственную армию с санкции халифа. Армия Тулунидов, которая, как сообщается, в конечном итоге выросла до 100 000 человек (по другим данным, численность ее населения составляет 24 000 турецких гильманов и 42 000 чернокожих африканских и греческих рабов, а также корпус наемников, состоящий в основном из греков). [ 32 ] [ 33 ] — стал основой могущества и независимости Ибн Тулуна. [ 6 ] [ 34 ] Сообщается, что для своей личной защиты Ибн Тулун нанял отряд гильманов из Гура . [ 35 ]
Отчим Ибн Тулуна Бакбак был убит в 869/70 году, но на его счастье летом 871 года управление Египтом перешло к его тестю Ярджуху. Ярджух не только утвердил Ибн Тулуна на своем посту, но вдобавок передал ему власть над Александрией и Баркой. [ 6 ] [ 20 ] В 873 году Ибн Тулун поручил управление Александрией своему старшему сыну Аббасу. [ 20 ] Растущая власть Ибн Тулуна проявилась в основании нового города-дворца к северо-востоку от Фустата, названного Аль-Катаи , в 870 году. Этот проект был сознательным подражанием и конкурентом столицы Аббасидов Самарры. Как и Самарра, новый город был спроектирован как штаб-квартира новой армии Ибн Тулуна с целью уменьшения трений с городским населением Фустата. Каждая единица получала для поселения участок или приход (отсюда и название города), в честь которого и был назван район. Центральным элементом нового города стала мечеть Ибн Тулуна , построенная в 878–880 годах под руководством месопотамского христианского архитектора Ибн Катиба аль-Фаргани. К мечети примыкал царский дворец, а вокруг них располагался остальной город. Помимо правительственных зданий, в его состав входили рынки, больница ( аль-бимаристан ), предоставлявшая услуги бесплатно, и ипподром . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Тем не менее, сам Ибн Тулун предпочитал проживать в коптском монастыре Кусайр недалеко от Фустата. [ 39 ]
Новый режим Ибн Тулуна
[ редактировать ]Администрация Египта уже была хорошо развита до прибытия Ибн Тулуна, с рядом департаментов ( диванов ), ответственных за сбор земельного налога, надзор за почтой, общественными зернохранилищами ( диван аль-ахра ), дельтой Нила. земли ( диван асфаль аль-ард ) и, возможно, личный кошелек ( диван аль-хасс ) для личного пользования губернатора. [ 40 ] Канцелярия ( диван аль-инша ), возможно, также уже существовала или была создана при Ибн Тулуне, когда он реконструировал египетскую администрацию после центрального правительства Аббасидов. Большинство чиновников, нанятых Ибн Тулуном, как и он, прошли подготовку при халифском дворе в Самарре. Канцлером Ибн Тулуна был способный Абу Джафар Мухаммад ибн Абд аль-Кан (умер в 891 г.), в то время как другие важные посты в администрации занимали четыре брата Бану аль-Мухаджир и Ибн ад-Дайя. [ 40 ] Аль-Балави также сообщает несколько анекдотов о широком использовании Ибн Тулуном шпионов и его собственной способности выявлять шпионов, посланных против него, и утверждает, что канцелярия была создана для того, чтобы Ибн Тулун мог проверять каждую часть переписки с халифским двором. [ 41 ]
Неудивительно, что, учитывая его собственное происхождение как солдата-раба, режим Ибн Тулуна во многих отношениях был типичным для « системы гуламов », которая стала одной из двух основных парадигм исламского государства в IX и X веках, когда халифат Аббасидов раздробился и появился новый возникли династии. Эти режимы основывались на мощи регулярной армии, состоящей из гилманов , но, в свою очередь, по словам Хью Кеннеди , «оплата войск была главной заботой правительства». [ 42 ] [ 43 ] Поэтому именно в условиях возросших финансовых потребностей в 879 году надзор за финансами в Египте и Сирии перешёл к Абу Бакру Ахмаду ибн Ибрагиму аль-Мадхараи , основателю бюрократической династии аль-Мадхараи , которая доминировала в стране. фискальный аппарат Египта на следующие 70 лет. [ 40 ] [ 43 ] Хотя, как отмечает Заки М. Хассан, «отрывочные данные не позволяют провести тщательную оценку экономической и финансовой политики Тулунидов», похоже, что мир и безопасность, обеспечиваемые режимом Тулунидов, создание эффективной администрации, а также ремонт и расширение в ирригационную систему в сочетании с постоянно высоким уровнем разливов Нила , что привело к значительному увеличению доходов. [ 33 ] [ 44 ] К моменту смерти Ибн Тулуна доходы только от земельного налога выросли с 800 000 динаров при Ибн аль-Мудабире до суммы в 4,3 миллиона динаров, и Ибн Тулун завещал своему преемнику финансовый резерв в размере десяти миллионов динаров. [ 33 ] [ 45 ] Решающее значение для этого имела реформа системы налогообложения и сбора налогов, включая введение откупов , что в то же время привело к возникновению нового класса землевладельцев. Дополнительные доходы были получены от коммерческой деятельности, в первую очередь от текстиля и, в частности, льна. [ 44 ]
По словам Заки М. Хасана, режим Ибн Тулуна был высокоцентрализованным, но также отличался «последовательными попытками заручиться поддержкой коммерческой, религиозной и социальной элиты Египта». Примечательно, что богатый купец Ма'мар аль-Джаухар действовал как личный финансист Ибн Тулуна, так и глава неформальной разведывательной сети через свои контакты в Ираке. [ 44 ] Еще одной «примечательной характеристикой» правления Ибн Тулуна, по словам историка Тьерри Бьянкиса , было «качество отношений, которые оно поддерживало с христианами и евреями»; [ 46 ] Согласно письму Иерусалимского Патриарха Илии III , когда он захватил Палестину, он назначил христианина губернатором Иерусалима и, возможно, даже столицы провинции Рамлы , положив тем самым конец гонениям на христиан и позволив обновление церквей. [ 47 ]
Экспансия в Сирию
[ редактировать ]
В начале 870-х годов в правительстве Аббасидов произошли серьезные изменения: аббасидский принц аль-Муваффак стал фактическим регентом империи, оттеснив на второй план своего брата халифа аль-Мутамида (годы правления 870–892). Официально аль-Муваффак контролировал восточную половину Халифата, в то время как сын аль-Мутамида и первый наследник аль-Муфаввад контролировали западную с помощью турецкого генерала Мусы ибн Буги . На самом деле бразды правления принадлежали аль-Муваффаку. [ 6 ] [ 48 ] Аль-Муваффак, однако, был озабочен более непосредственными угрозами правительству Аббасидов, представленными возвышением Саффаридов на востоке и восстанием Занджа в самом Ираке, а также сдерживанием турецких войск и урегулированием внутренней напряженности в Ираке. халифское правительство. Это дало Ибн Тулуну необходимое пространство для укрепления своего положения в Египте. Ибн Тулун держался в стороне от конфликта в Зандже и даже отказался признать аль-Муфаввада своим сюзереном, который, в свою очередь, не подтвердил его в своем положении. [ 6 ] [ 49 ]
Открытый конфликт между Ибн Тулуном и аль-Муваффаком вспыхнул в 875/6 году по поводу перевода крупных доходов центральному правительству. Рассчитывая на соперничество между халифом и его всемогущим братом за сохранение своего положения, Ибн Тулун пересылал большую часть налогов аль-Мутамиду, а не аль-Муваффаку: халифу досталось 2,2 миллиона динаров и только 1,2. миллион динаров своему брату. [ 13 ] Аль-Муваффак, который в своей борьбе с занджами считал себя имеющим право на большую часть доходов провинции, был возмущен этим, а также предполагаемыми махинациями между Ибн Тулуном и его братом. Аль-Муваффак искал добровольца на замену, но все чиновники в Багдаде были подкуплены Ибн Тулуном и отказались. Аль-Муваффак направил египетскому правителю письмо с требованием его отставки, но тот, как и ожидалось, отказался. Обе стороны готовились к войне. Ибн Тулун создал флот и укрепил свои границы и порты, включая Александрию, а также новую крепость на острове Равда для защиты Фустата. Аль-Муваффак назначил Мусу ибн Бугу губернатором Египта и отправил его с войсками в Сирию. В итоге из-за отсутствия зарплаты и снабжения для войск, а также страха, вызванного армией Ибн Тулуна, Муса так и не продвинулся дальше Ракки . После десяти месяцев бездействия и восстания его войск Муса вернулся в Ирак. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] В публичном жесте поддержки аль-Мутамида и противостояния аль-Муваффаку Ибн Тулун принял титул «Слуга повелителя правоверных» ( мавла амир аль-муминин ) в 878 году. [ 13 ]
Ибн Тулун перехватил инициативу. В юности он участвовал в пограничных войнах с Византийской империей в Тарсе, а теперь просил передать ему командование приграничными округами Киликии ( Тугур ). Аль-Муваффак сначала отказался, но после византийских успехов предыдущих лет аль-Мутамид одержал победу над своим братом, и в 877/8 г. Ибн Тулун получил ответственность за всю Сирию и границу с Киликией. Ибн Тулун лично отправился в Сирию. Он получил подчинение недавно умершего сына Амаджура, которого назначил наместником в Рамле, и приступил к овладению Дамаском, Хомсом , Хамой и Алеппо . [ 13 ] [ 43 ] В Дамаске Ибн Тулун встретил своего старого соперника Ибн аль-Мудаббира, который после своего изгнания из Египта служил амилем Амаджура в Палестине и Дамаске. Ибн аль-Мудаббир был оштрафован на 600 000 динаров и брошен в тюрьму, где и умер в 883/4 г. [ 13 ] Однако в остальной части администрации провинции он в основном оставил на своих местах людей, служивших под началом Амаджура. Лишь губернатор Алеппо Сима ат-Тавиль оказал сопротивление и бежал в Антиохию . Ибн Тулун осаждал город, пока Сима не был убит, как сообщается, местной женщиной. [ 53 ] Затем он продолжил путь в Тарс, где начал подготовку к кампании против византийцев. Однако присутствие его многочисленных солдат привело к быстрому росту цен, вызвав большую враждебность среди тарсианцев, которые требовали, чтобы он либо ушел, либо сократил свою армию. В этот момент из Египта пришло известие, что его сын Аббас, которого он оставил своим регентом, готовится узурпировать его пост под влиянием своего окружения. [ 53 ] Ибн Тулун поспешно покинул Тарсус, но по мере того, как стала поступать дополнительная информация о ситуации в Египте, уточняющая, что Аббас не представляет реальной угрозы, Ибн Тулун решил провести больше времени в Сирии и укрепить свою власть. Он исправил несправедливость Симы, разместил войска в Алеппо (под своим гуламом Лу'лу') и Харране , заручился сотрудничеством племени Бану Килаб и их лидера Ибн аль-Аббаса и захватил мятежника Мусу ибн Атамиша. [ 53 ] В какой-то момент после захвата Сирии Ибн Тулун приказал восстановить Акку , задачу взял на себя Абу Бакр аль-Банна, дедушка аль-Мукаддаси , который дает подробное описание работы. [ 54 ] [ 55 ]
Лишь тогда, в апреле 879 года, Ибн Тулун вернулся в Египет. Аббас бежал на запад со своими сторонниками и из Барки попытался захватить Ифрикию. Потерпев поражение от ифрикийцев (вероятно, зимой 880–881 гг.), он отступил на восток, в Александрию, где, наконец, столкнулся с силами Ибн Тулуна и был взят в плен. После того, как его публично выставили напоказ сидящим на муле, Ибн Тулун приказал своему сыну казнить или искалечить своих товарищей, которые вынудили его к восстанию. Сообщается, что Ибн Тулун втайне надеялся, что его сын откажется совершить такой бесчестный поступок, но тот согласился. Плача, Ибн Тулун приказал высечь Аббаса и заключить в тюрьму. Затем он назвал своего второго сына Хумаравайха своим наследником. [ 56 ]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]
После своего возвращения из Сирии Ибн Тулун добавил свое имя к монетам, выпущенным монетными дворами, находившимися под его контролем, наряду с монетами халифа и наследника аль-Муфаввада. [ 57 ] Осенью 882 года тулунидский генерал Лу'лу перешел на сторону Аббасидов. [ 34 ] [ 58 ] В то же время назначенный Тулунидом губернатор Тарса и Тугура умер, а его сменивший Язаман аль-Хадим при поддержке народа отказался признать правление Тулунидов. [ 59 ] Ибн Тулун немедленно отправился лично в Сирию, взяв с собой в качестве меры предосторожности закованного в цепи Аббаса, и направился в Тарсус. В Дамаске он получил сообщение от аль-Мутамида, в котором сообщалось, что почти бессильный халиф сбежал из Самарры и направляется в Сирию. [ 59 ] Взятие под стражу аль-Мутамида значительно повысило бы авторитет Ибн Тулуна: не только единственный источник политической легитимности в мусульманском мире находился бы под его контролем, но он также смог бы изображать из себя «спасителя» халифа. . [ 57 ] Поэтому Ибн Тулун решил остановиться и дождаться прибытия аль-Мутамида. Однако в этом случае халиф был настигнут в Аль-Хадите на Евфрате губернатором Мосула аль- Исхаком ибн Кундаем , который разбил эскорт халифа и привел его обратно в Самарру (февраль 883 г.), а оттуда на юг, в Васит, где -Муваффак мог бы лучше его контролировать. [ 59 ] [ 60 ] Это вновь открыло раскол между двумя правителями: аль-Муваффак назначил Исхака ибн Кундаджа губернатором Египта и Сирии (на самом деле это во многом символическое назначение), в то время как Ибн Тулун организовал собрание религиозных юристов в Дамаске, которое осудило аль-Муваффака как узурпатора. , осудил его жестокое обращение с халифом, объявил его место в преемственности недействительным и призвал к джихаду против него. Лишь трое участников, в том числе главный кади Египта Баккар ибн Кутайба, отказались публично выступить с призывом к джихаду. Ибн Тулуну удалось должным образом осудить своего соперника в пятничных проповедях в мечетях во всех владениях Тулунидов, в то время как регент Аббасидов ответил тем же ритуальным осуждением Ибн Тулуна. [ 61 ] Однако, несмотря на воинственную риторику, ни одна из стран не предприняла никаких шагов для военного противостояния друг другу. [ 34 ] [ 57 ]
После того, как ему не удалось взять под свой контроль халифа, Ибн Тулун обратился против Тарса. Он назначил Абдаллаха ибн Фата на место Лу'лу в Алеппо и лично отправился в Киликию. Осенью 883 года египетский правитель осадил Тарсус, но Язаман перенаправил местную реку, затопив лагерь Тулунидов и вынудив Ибн Тулуна отступить. По возвращении в Египет Ибн Тулун заболел, и его отвезли в Фустат на колесной повозке. [ 62 ] В том же году провалилась и кампания по захвату двух священных городов ислама, Мекки и Медины . [ 35 ] Вернувшись в Египет, он приказал арестовать Баккара и заменить его Мухаммадом ибн Шадханом аль-Джавхари. Однако тщательная проверка счетов Баккара, когда он возглавлял благотворительный фонд , не выявила никаких хищений. Хотя Ибн Тулун приказал освободить его, пожилые и больные кади отказались покидать его камеру. [ 62 ] В то же время обострилась болезнь самого Ибн Тулуна. «Мусульмане, христиане и евреи, включая женщин и детей, по отдельности собрались на склоне Мукаттама, чтобы умолять Бога спасти его», как пишет Бьянкис, но Ибн Тулун умер в Фустате 10 мая 884 года и был похоронен на склонах горы Мукаттам. Мукаттам. [ 63 ] По словам аль-Балави, Ибн Тулун оставил своему наследнику 24 000 слуг, 7 000 человек и 7 000 лошадей, 3 000 верблюдов, 1 000 мулов, 350 церемониальных лошадей и 200 полностью оборудованных военных кораблей. [ 64 ]
Преемственность и последствия
[ редактировать ]После смерти Ибн Тулуна Хумаравайх при поддержке элиты Тулунидов добился успеха без сопротивления. [ 65 ] Ибн Тулун завещал своему наследнику «опытную армию, стабильную экономику и группу опытных командиров и бюрократов». Хумаравайх смог сохранить свою власть против попытки Аббасидов свергнуть его в битве при Тавахине и даже добился дополнительных территориальных завоеваний, но его непомерные расходы истощили казну, а его убийство в 896 году положило начало быстрому упадку режима Тулунидов. [ 66 ] [ 67 ] Внутренние раздоры подорвали власть Тулунидов. Сын Хумаравайха Джайш был пьяницей, казнившим своего дядю Мудара ибн Ахмада ибн Тулуна; он был свергнут всего через несколько месяцев и заменен своим братом Харуном ибн Хумаравайхом . Харун тоже был слабым правителем, и хотя восстание его дяди Рабии в Александрии было подавлено, Тулуниды не смогли противостоять нападениям карматов начавшимся в то же время . Кроме того, многие полководцы перешли на сторону Аббасидов, власть которых возродилась под умелым руководством сына аль-Муваффака, халифа аль-Мутадида ( годы правления 892–902 ). Наконец, в декабре 904 года два других сына Ибн Тулуна, Али и Шайбан , убили своего племянника и взяли под свой контроль государство Тулунидов. Это событие не только не остановило упадок, но и оттолкнуло ключевых командиров Сирии и привело к быстрому и относительно беспрепятственному отвоеванию Сирии и Египта Аббасидами под предводительством Мухаммада ибн Сулеймана аль-Катиба , который вошел в Фустат в январе 905 года. За исключением великого Мечеть Ибн Тулуна, победоносные войска Аббасидов разграбили Аль-Катаи и разрушили его. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]
Потомство
[ редактировать ]По словам аль-Балави, от различных жен и наложниц у Ибн Тулуна было 33 ребенка, 17 сыновей и 16 дочерей. Единственное современное издание аль-Балави приводит следующий список: [ 71 ]
- Дети мужского пола: Абу аль-Фадл аль-Аббас (старший), Абу аль-Джайш Хумаравайх, Абу аль-Ашаир Мудар, Абу аль-Мукаррам Рабиа, Абу аль-Маканиб Шайбан, Абу Нахид, Иян, Абу Ма' Ма -Хангинг. Казрадж, Абу Хабшун Ади, Абу Шуджа Кинда, Абу Мансур Аглаб, Абу Лахджа Майсара, Абу аль-Баках Худа, Абу аль-Муфаввад Гассан, Абу аль-Фарадж Мубарак, Абу Муффар аль-Абдалла.
- Дети женского пола (обратите внимание, что перечислены только 15 имен): Фатима, Ламис (неразборчиво), Сафия, Хадиджа, Маймуна, Марьям, Аиша, Умм аль-Худа, Мухмина, Азиза, Гейнаб, Самана и Сара.
Наследие
[ редактировать ]
Несмотря на краткую продолжительность правления Ибн Тулуна, его правление стало знаковым событием не только для Египта, но и для всего исламского мира. [ 65 ] Для самого Египта его правление знаменует собой поворотный момент, поскольку страна впервые с тех пор, как фараоны перестали быть пассивной провинцией, подчиненной иностранной имперской власти, и снова стала самостоятельным политическим игроком. [ 72 ] Новое царство, созданное Ибн Тулуном, охватывающее Египет и Сирию, а также Джазиру и Киликию и, в меньшей степени, восточные части Магриба , создало новую политическую зону, отделенную от исламских земель дальше на восток, восстанавливая таким образом границу. которое существовало между Римско-Византийским и Персидским царствами Сасанидов в древности. [ 65 ] Египет был основой власти Ибн Тулуна; он уделил особое внимание восстановлению экономики, а также созданию автономной бюрократии, армии и флота. [ 35 ] Эту политику продолжили более поздние египетские режимы, Ихшидиды (935–969) и, в конечном итоге, Фатимиды (969–1171), которые также использовали богатство Египта для установления контроля над частями или даже большей частью Сирии. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Действительно, как отмечает Тьерри Бьянки, территория, которой правил Ибн Тулун в Сирии, была удивительно похожа на ту, которая контролировалась более поздними египетскими режимами Саладина и Мамлюкского султаната . [ 53 ]
По словам историка Мэтью Гордона, отношения Ибн Тулуна с Аббасидами и стремление к автономии от них являются «центральной проблемой истории Тулунидов». Современные ученые видят в политике Ибн Тулуна «осторожный баланс» и отмечают, что он никогда полностью не отделял себя от Халифата, оставаясь явно лояльным к личности аль-Мутамида, который, в конце концов, был бессильным номинальным главой. Тем не менее, движение к увеличению автономии очевидно на протяжении всего его правления. [ 76 ] В его отношениях с правительством Аббасидов доминировал его конфликт с аль-Муваффаком, возникший в результате попыток последнего установить контроль над Египтом, богатство которого было крайне необходимо во время дорогостоящей войны против Занджа, и предотвратить дальнейшее возвышение Ибн Тулуна. В определенном смысле, пишет Мэтью Гордон, многие меры Ибн Тулуна «были как средствами защиты имперских интересов от амбиций аль-Муваффака и его (в основном турецкого) военного кружка в Ираке, так и усилиями по обеспечению безопасности Тулунида. власть". Учитывая, что Ибн Тулун по крайней мере дважды (в 871 и 875/6 гг.) перечислял огромные суммы в халифскую казну, остается открытым вопрос, было ли бы это без конфликта с аль-Муваффаком более регулярным явлением. [ 76 ]
Тем не менее, оглядываясь назад, можно сказать, что роль Ибн Тулуна в более широком контексте исламской истории заключается в том, что он стал провозвестником распада Аббасидского халифата и возникновения местных династий в провинциях. Это стало особенно очевидным при смене Хумаравайха: как объясняет Тьерри Бьянки, «это был первый случай в истории Аббасидов, когда речь шла о правлении столь большой и богатой территорией, что вали , чья легитимность исходила от халифа, назначившего ему наследовал открыто эмир , заявивший о своей легитимности по наследству». [ 77 ] Так, Заки М. Хасан называет Ибн Тулуна «типичным примером турецких рабов, которые со времен Харуна ар-Рашида были зачислены на частную службу халифа и высших государственных чиновников, и чьи амбиции, дух интриг и независимости [в конечном итоге сделал] их настоящими хозяевами ислама». [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Свелим 2015 , стр. 9–13.
- ↑ См. также Swelim 2015 , стр. 13–23 о современных исследованиях Ибн Тулуна и его работ.
- ^ Беккер 1987 , с. 190.
- ^ Гордон 2001 , с. 63.
- ^ Гордон 2001 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хасан 1960 , с. 278.
- ^ Гордон 2001 , стр. 19–20, 26.
- ^ Гордон 2001 , стр. 15–26.
- ^ Гордон 2001 , стр. 20, 63–64, 238 (примечание 128).
- ^ Гордон 2001 , стр. 20, 68–70.
- ^ Свелим 2015 , стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2001 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бьянкис 1998 , с. 95.
- ^ Свелим 2015 , стр. 27–28.
- ^ Перейти обратно: а б Корбет 1891 , с. 529.
- ^ Перейти обратно: а б с Свелим 2015 , с. 28.
- ^ Беккер 1987 , стр. 190–191.
- ^ Корбет 1891 , с. 528.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 172, 308.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бьянкис 1998 , с. 92.
- ^ Перейти обратно: а б Свелим 2015 , с. 29.
- ^ Бретт 2010 , стр. 550–556.
- ^ Бретт 2010 , с. 557.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 92–93.
- ^ Бретт 2010 , с. 558.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 93.
- ^ Кобб 2001 , стр. 38–39.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 94.
- ^ Бретт 2010 , с. 559.
- ^ Гил 1997 , стр. 300.
- ^ Кобб 2001 , стр. 39–41.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Беккер 1987 , с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2000 , с. 617.
- ^ Бретт 2010 , стр. 559–560.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 99–100.
- ^ Корбет 1891 , стр. 530–531.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 100
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 97.
- ^ Свелим 2015 , стр. 32–33.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 206–208.
- ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2010 , с. 560.
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2000 , с. 618.
- ^ Гил 1997 , стр. 307.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 103.
- ^ Гил 1997 , стр. 308.
- ^ Боннер 2010 , стр. 320–321.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 94–95.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 95, 98–99.
- ^ Хасан 1960 , стр. 278–279.
- ^ Корбет 1891 , с. 533.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бьянкис 1998 , с. 96.
- ^ Гил 1997 , стр. 252.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 99.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 96–97.
- ^ Перейти обратно: а б с Хасан 1960 , с. 279.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 100–101.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 101
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 174, 177.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 101–102.
- ^ Перейти обратно: а б Бьянкис 1998 , с. 102.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 102–103.
- ^ Свелим 2015 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 104.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 104–106.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 181, 310.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 106–108.
- ^ Гордон 2000 , стр. 616–617.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 184–185, 310.
- ^ Аль-Балави 1939 , с. 349.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 89.
- ^ Бьянкис 1998 , с. 90
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 312 и далее.
- ^ Бретт 2010 , стр. 565 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2000 , стр. 617–618.
- ^ Бианкис 1998 , стр. 89–90, 103–104.
Источники
[ редактировать ]- Аль-Балави, Абу Мухаммад Абдаллах ибн Мухаммад аль-Мадини (1939). Курд Али, Мухаммед (ред.). Сират Ахмад ибн Тулун . Каир: Мактабат аль-Сакафа ад-Диния.
- Беккер, Швейцария (1987). «Ахмед б. Тулун» . В Хоутсме, Мартин Теодор (ред.). Первая энциклопедия ислама Э. Дж. Брилла, 1913–1936, том I: А – Баба Бег . Лейден: БРИЛЛ. стр. 190–191. ISBN 90-04-08265-4 .
- Бьянки, Тьерри (1998). «Автономный Египет от Ибн Тулуна до Кафура, 868–969» . В Петри, Карл Ф. (ред.). Кембриджская история Египта, Том 1: Исламский Египет, 640–1517 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 86–119. ISBN 0-521-47137-0 .
- Боннер, Майкл (2010). «Упадок империи, 861–945». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Бретт, Майкл (2010). "Египет". В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 506–540. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Кобб, Пол М. (2001). Белые знамена: раздор в Аббасидской Сирии, 750–880 гг . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4880-0 .
- Корбет, Юстас К. (1891). «Жизнь и творчество Ахмада ибн Тулуна». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии : 527–562. ISSN 0035-869X . JSTOR 25197067 .
- Гил, Моше (1997) [1983]. История Палестины, 634–1099 гг . Перевод Этель Бройдо. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-59984-9 .
- Гордон, Мэтью С. (2000). «Тулуниды» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 616–618. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Гордон, Мэтью С. (2001). Ломание тысячи мечей: история турецкой армии Самарры (200–275/815–889 гг. н.э.) . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-4795-2 .
- Хасан, Заки М. (1960). «Ахмад б. Тулун» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 278–279. OCLC 495469456 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Свелим, Тарек (2015). Ибн Тулун: Его затерянный город и великая мечеть . Каир: Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-691-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккер, Карл Генрих (1903). Вклад в историю Египта под исламом (на немецком языке). Том 2. Страсбург: Карл Дж. Трюбнер.
- Боннер, Майкл (2010). «Джихад Ибн Тулуна: Дамасское собрание 269/883 года». Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 573–605. ISSN 0003-0279 . JSTOR 23044559 .
- Гордон, Мэтью С. (2015). «Ахмад ибн Тулун и политика уважения» . В Бехнаме Садеги; и др. (ред.). Исламские культуры, исламские контексты: очерки в честь профессора Патрисии Кроун . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. стр. 226–256. ISBN 978-90-04-25201-1 .
- Регистратор, Олег (1957). Чеканка Тулунидов . Нумизматические заметки и монографии ANS 139. Нью-Йорк: Американское нумизматическое общество. LCCN 58014523 .
- Хасан, Заки М. (1933). Тулуниды, изучение мусульманского Египта в конце 9 века, 868–905 гг. (на французском языке). Парижский университет.
- Кашиф, Сайида Исмаил (1965). Ахмад б. Джар (на арабском языке). Каир: Муассасат аль-Мисния аль-Амма.
- Ранда, Эрнест Уильям младший (1990). Династия Тулунидов в Египте: лояльность и формирование государства во время распада халифата Аббасидов (доктор философии). Университет Юты. OCLC 34361121 .
- Тилье, Матье (2011). « Кади Фустата-Мисра при Тулунидах и Ихшидидах: судебная власть и египетская автономия». Журнал Американского восточного общества . 131 : 207–222.
- Тилье, Матье (2019). «В тюрьмах Ибн Тулуна» . В Пиноне, Кэтрин (ред.). Ученые, любовники, поэты и безумцы. Сеансы, предложенные Кате Захарии (на французском языке). Бейрут: Ifpo Press. стр. 233–251. ISBN 978-2-35159752-1 .