Jump to content

Ахмад ибн Тулун

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено от Ахмеда ибн Тулуна )

Ахмад ибн Тулун
Ахмед бин Тулун
Эмир Египта и Сирии
Правило 15 сентября 868 г. - 10 мая 884 г.
Предшественник Азжур аль-Турки (в качестве губернатора Аббасидского халифата в Египте), Амаджур аль-Турки (в качестве губернатора Аббасидского халифата в Сирии)
Преемник Хумаравайх ибн Ахмад ибн Тулун
Рожденный в. ( 835-09-20 ) 20 сентября 835 г.
(23-й Рамадан, 220 г. хиджры )
Багдад
Умер 10 мая 884 г. ( 884-05-10 ) (48 лет)
аль-Катаи
Аббасидский халифат
Проблема аль-Аббас , Хумаравайх , Рабиа , Шайбан и другие.
Династия Династия Тулунидов
Отец Банка
Религия Суннитский ислам

Ахмад ибн Тулун ( араб . أحمد بن طولون , латинизированный : Ахмад ибн Тулун ; ок. 20 сентября 835 — 10 мая 884) был основателем династии Тулунидов , правившей Египтом и Сирией между 868 и 905 годами. Первоначально тюркский солдат-раб, в 868 году Ибн Тулун был отправлен в Египет в качестве губернатора халифом Аббасидов . За четыре года он утвердился как практически независимый правитель, изгнав халифского финансового агента Ибн аль-Мудаббира , взяв на себя контроль над финансами Египта и создав крупную военную силу, лично лояльную ему. Этому процессу способствовала нестабильная политическая ситуация при дворе Аббасидов и озабоченность регента Аббасидов аль-Муваффака войнами против персидских Саффаридов и Занджским восстанием . Ибн Тулун также установил эффективную администрацию в Египте. После реформ налоговой системы, ремонта ирригационной системы и других мер годовая налоговая выручка заметно выросла. В качестве символа своего нового режима он построил новую столицу Аль-Катаи. , к северу от старой столицы Фустата .

После 875/6 года он вступил в открытый конфликт с аль-Муваффаком, который безуспешно пытался свергнуть его. В 878 году при поддержке брата аль-Муваффака, халифа аль-Мутамида , Ибн Тулун взял на себя управление Сирией, а также приграничными районами с Византийской империей , хотя контроль над Тарсом , в частности, оказался слабым. Во время его отсутствия в Сирии его старший сын и заместитель Аббас пытался узурпировать власть в Египте, что привело к тюремному заключению Аббаса и назначению второго сына Ибн Тулуна, Хумаравайха , своим наследником. Бегство в 882 году старшего командира Лу'лу в аль-Муваффак и бегство Тарса вынудили Ибн Тулуна вернуться в Сирию. Теперь практически бессильный, аль-Мутамид попытался сбежать из-под контроля своего брата во владения Ибн Тулуна, но был схвачен агентами аль-Муваффака, и Ибн Тулун созвал собрание юристов в Дамаске , чтобы осудить аль-Муваффака как узурпатора. Его попытка осенью 883 года подчинить Тарса провалилась, и он заболел. Вернувшись в Египет, он умер в мае 884 года, и ему наследовал Хумаравайх.

Ибн Тулун выделяется как первый губернатор крупной провинции Аббасидского халифата, который не только утвердился в качестве ее хозяина независимо от двора Аббасидов, но и передал власть своему сыну. Таким образом, он также был первым правителем со времен фараонов Птолемеев, который снова сделал Египет независимой политической державой со сферой влияния, охватывающей Сирию и некоторые части Магриба , задав тон для более поздних исламских режимов, базирующихся в Египте, от Ихшидидов до мамлюков. Султанат Каир .

Первоисточники

[ редактировать ]

Об Ахмаде ибн Тулуне писали несколько средневековых авторов. Двумя основными источниками являются две биографии двух авторов X века, Ибн ад-Дайи и аль-Балави . Оба называются Сират Ахмад ибн Тулун , и работа аль-Балави в значительной степени опирается на работу Ибн ад-Дайи, хотя она гораздо более обширна. Ибн ад-Дайя также написал книгу ( Китаб аль-мукафаа ) с анекдотами из египетского общества эпохи Тулунидов . Дополнительная информация поступает от современника Ибн Тулуна, географа и путешественника Якуби , чьи работы охватывают первые годы его правления в Египте, а также от более поздних египетских авторов, особенно историков 15-го века Ибн Дукмака и аль-Макризи , которые опирались на множество более ранних источников для написания истории государства Тулунидов. Несколько других средневековых арабских летописцев XIII–XVI веков упоминают Ибн Тулуна или его чиновников, но большинство из них относятся к более позднему времени и не очень надежны, особенно по сравнению с Ибн Дукмаком и аль-Макризи. [ 1 ] [ 2 ]

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ахмад ибн Тулун родился в 23-й день месяца Рамадан 220 года хиджры (20 сентября 835 года) или чуть позже, вероятно, в Багдаде . [ 3 ] [ 4 ] Его отец, Тулун, был тюрком из местности, известной в арабских источниках как Тагаргар или Тогуз[о]гуз, т. е. уйгурской конфедерации . [ 5 ] плен вместе с другими тюрками и отправлен в качестве дани саманидского наместника Бухары Нуха ибн Асада халифу В 815/6 году (200 г. хиджры) Тулун был взят в аль-Мамуну ( годы правления 813–833 ). , который в то время проживал в Хорасане . [ 6 ] [ 7 ] После того, как аль-Мамун вернулся в Багдад в 819 году, эти турецкие рабы были сформированы в охранный корпус из солдат-рабов ( гильман , синг. гулам ), вверенный брату аль-Мамуна и возможному преемнику аль-Мутасиму ( р. . 833–842 ). [ 8 ] Тулун преуспел и в конце концов стал командовать личной охраной халифа. [ 6 ] Мать Ахмада по имени Касим была одной из рабынь его отца. В 854/5 году Тулун умер, и принято считать, что Касим женился во второй раз на турецком генерале Баякбаке или Бакбаке. Это сообщение, однако, не встречается у Ибн ад-Дайи или аль-Балави и может быть ложным. [ 6 ] [ 9 ] По словам аль-Балави, после смерти отца Ахмад попал под опеку Ялбаха, близкого соратника Тулуна, взятого в плен вместе с ним. На смертном одре Тулун призвал своего друга позаботиться о его жене и сыне, и после этого Бакбак относился к юному Ахмаду как к своему собственному сыну. [ 10 ]

Молодой Ахмад ибн Тулун получил тщательное образование, включая военную подготовку в новой столице Аббасидов Самарре и изучение исламской теологии в Тарсусе , приобретя репутацию не только благодаря своим знаниям, но и своему благочестивому и аскетичному образу жизни. [ 6 ] [ 11 ] Он стал популярен среди своих соотечественников-турков, которые доверяли ему секреты и доверяли ему свои деньги и даже своих женщин. [ 12 ] Находясь в Тарсе, Ибн Тулун участвовал в пограничных войнах с Византийской империей . [ 13 ] Там он также встретил другого высокопоставленного турецкого лидера, Ярджуха , чья дочь, которую называли Маджур или Хатун , стала его первой женой и матерью его старшего сына Аббаса и дочери Фатимы. [ 14 ] [ 12 ] Источники также сообщают, что во время своего пребывания в Тарсусе Ибн Тулун имел связи с аль-Мутаваккиля визирем халифа Убайд Аллахом ибн Яхья ибн Хаканом и двоюродным братом последнего Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Хаканом . [ 12 ] Однажды, возвращаясь в Самарру, он спас караван с посланником халифа, возвращавшимся из Константинополя от бедуинов набега , и сопровождал его в Самарру. Этот поступок принес ему благосклонность халифа аль-Мустаина ( годы правления 862–866 ), а также тысячу золотых динаров и руку рабыни Миаса, матери его второго сына Хумаравайха . [ 15 ] [ 16 ] Когда халиф отрекся от престола и отправился в изгнание в Васит в 866 году, он выбрал Ибн Тулуна своим охранником. Кубайха, мать нового халифа аль-Мутаза ( годы правления 866–869 ), планировала свергнуть свергнутого аль-Мустаина и предложила Ибн Тулуну пост губернатора Васита, если он убьет его. Ибн Тулун отказался, и его заменил другой, совершивший это дело. Сам Ибн Тулун не принимал участия в убийстве, но похоронил своего господина и вернулся в Самарру. [ 15 ] [ 17 ] [ 16 ]

Губернатор Египта

[ редактировать ]
Фотография четырехуровневого минарета с зубцами на переднем плане.
Спиральный минарет мечети Ибн Тулуна в Каире

Уже при халифе аль-Мутасиме высшие турецкие лидеры начали назначаться губернаторами провинций Халифата в форме удела . Тем самым они обеспечили себе и своим войскам немедленный доступ к налоговым поступлениям провинции, минуя гражданскую бюрократию. Турецкие генералы обычно оставались близко к центру власти в Самарре, посылая своих заместителей управлять страной от своего имени. [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, когда аль-Мутаз поручил Бакбаку управлять Египтом в 868 году, Бакбак, в свою очередь, послал своего пасынка Ахмада своим заместителем и постоянным губернатором. Ахмад ибн Тулун вошел в Египет 27 августа 868 года, а в столицу Египта Фустат — 15 сентября. [ 6 ] [ 16 ]

Положение Ибн Тулуна после его назначения было далеко не бесспорным в его провинции. В качестве губернатора Фустата он курировал гарнизон провинции и был главой мусульманской общины, что было признано в его титуле «надзирателя за армией и пятничной молитвой » ( вали аль-джайш ва'ль-салат ), но финансовое управление, в частности, сбор земельного налога ( хараджа ) находился в руках могущественного администратора-ветерана Ибн аль-Мудаббира . [ 20 ] Последний был назначен фискальным агентом ( амилом ) уже с ок. 861 г. , и быстро стал самым ненавистным человеком в стране, поскольку удвоил налоги и ввел новые как для мусульман, так и для немусульман . [ 20 ] Ибн Тулун быстро дал понять о своем намерении стать единоличным хозяином своей провинции: по прибытии в Фустат, когда Ибн аль-Мудаббир и Шукайр, глава почтовой службы ( барид ) и службы переписки с халифским правительством, вышли навстречу ему с подарком в 10 000 динаров, он отказался его принять. [ 21 ] В течение следующих четырех лет Ибн Тулун и его соперники боролись через своих эмиссаров и родственников при дворе халифа в Самарре, чтобы нейтрализовать друг друга; в конце концов, Ибн Тулуну удалось добиться перевода Ибн аль-Мудаббира в Сирию в июле 871 года, и он сам взял на себя сбор хараджа . В то же время Ибн Тулун добился увольнения Шукайра, который вскоре умер. Таким образом, к 872 году Ибн Тулун взял на себя контроль над всеми ветвями власти в Египте, став де-факто независимым от центрального правительства Аббасидов. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ]

На момент назначения Ибн Тулуна Египет переживал процесс преобразований. В 834 году ранняя мусульманская элита, семьи арабских поселенцев ( джунд ) Фустата, лишилась своих привилегий и государственного жалованья, и власть перешла к чиновникам, посланным двором Аббасидов. Примерно в то же время мусульманское население впервые начало превосходить по численности христиан-коптов , а сельские районы все больше подвергались как арабизации, так и исламизации. [ 22 ] Скорость этого процесса и приток поселенцев после открытия золотых и изумрудных рудников в Асуане означали, что Верхний Египет, в частности, лишь поверхностно контролировался местным губернатором. [ 23 ] [ 24 ] Более того, сохранение междоусобиц и беспорядков в самом сердце государства Аббасидов — так называемая « Анархия в Самарре » — привело к появлению в провинции милленаристских революционных движений под руководством ряда претендентов -алидов . [ 25 ] [ 26 ] Одним из них был Ибн ас-Суфи, потомок сына Али Умара, который восстал в конце 869 года и уничтожил население Эсны . Зимой 870 года он разбил армию, посланную против него Ибн Тулуном, но весной был отброшен в оазисы пустыни. Он оставался там до тех пор, пока не потерпел поражение в борьбе с другим региональным силачом, Абу Абдаллахом ибн Абд аль-Хамидом аль-Умари в 872 году, бежавшим в Мекку . Там он был схвачен и на некоторое время заключен в тюрьму Ибн Тулуном. Один из его последователей, Абу Рух Сукун, восстал в оазисах в 873/4 году и добился такого успеха, что Ибн Тулун предложил ему амнистию. Победитель Ибн ас-Суфи, аль-Умари, был еще одним потомком Али, который создал автономное княжество вокруг золотых приисков, разгромив силы, посланные против него. [ 26 ] Еще одно восстание вспыхнуло в 874/5 году губернатором Барки Мухаммадом ибн аль-Фараджем аль-Фаргани. Ибн Тулун сначала пытался примириться с ним, но в конце концов был вынужден послать армию для осады и штурма города, хотя репрессии были ограниченными. Однако восстановление его власти над Баркой привело к укреплению связей с Ифрикией на западе, включая, по словам Ибн аль-Асира , возведение ряда маяков и радиомаяков вдоль побережья. [ 26 ]

Тем временем в Палестине местный губернатор Иса ибн аль-Шейх аль-Шайбани использовал анархию в Ираке для установления квазинезависимого бедуинского режима, перехватывая налоговые караваны из Египта и угрожая Дамаску . Когда халиф аль-Мухтади взошел на престол в июле 869 года, он предложил всеобщую амнистию и написал Ибн аль-Шейху, предлагая помилование в обмен на передачу им сокровищ, которые он незаконно присвоил. Когда Ибн аль-Шейх отказался, халиф приказал Ибн Тулуну выступить против него. [ 27 ] Ибн Тулун подчинился и начал массовую закупку чернокожих африканских ( Судан ) и греческих ( Рум ) рабов, чтобы сформировать армию зимой 869/70 года, но не успел он прибыть в аль-Ариш со своей армией летом 870 года, как приказал пришел повернуть назад. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Восстание Ибн аль-Шейха было подавлено вскоре после этого другим турецким солдатом, Амаджуром аль-Турки , который продолжал управлять Сирией от имени Аббасидов до своей смерти в 878 году. [ 31 ] Тем не менее этот эпизод имел большое значение, поскольку позволил Ибн Тулуну набрать собственную армию с санкции халифа. Армия Тулунидов, которая, как сообщается, в конечном итоге выросла до 100 000 человек (по другим данным, численность ее населения составляет 24 000 турецких гильманов и 42 000 чернокожих африканских и греческих рабов, а также корпус наемников, состоящий в основном из греков). [ 32 ] [ 33 ] — стал основой могущества и независимости Ибн Тулуна. [ 6 ] [ 34 ] Сообщается, что для своей личной защиты Ибн Тулун нанял отряд гильманов из Гура . [ 35 ]

Отчим Ибн Тулуна Бакбак был убит в 869/70 году, но на его счастье летом 871 года управление Египтом перешло к его тестю Ярджуху. Ярджух не только утвердил Ибн Тулуна на своем посту, но вдобавок передал ему власть над Александрией и Баркой. [ 6 ] [ 20 ] В 873 году Ибн Тулун поручил управление Александрией своему старшему сыну Аббасу. [ 20 ] Растущая власть Ибн Тулуна проявилась в основании нового города-дворца к северо-востоку от Фустата, названного Аль-Катаи , в 870 году. Этот проект был сознательным подражанием и конкурентом столицы Аббасидов Самарры. Как и Самарра, новый город был спроектирован как штаб-квартира новой армии Ибн Тулуна с целью уменьшения трений с городским населением Фустата. Каждая единица получала для поселения участок или приход (отсюда и название города), в честь которого и был назван район. Центральным элементом нового города стала мечеть Ибн Тулуна , построенная в 878–880 годах под руководством месопотамского христианского архитектора Ибн Катиба аль-Фаргани. К мечети примыкал царский дворец, а вокруг них располагался остальной город. Помимо правительственных зданий, в его состав входили рынки, больница ( аль-бимаристан ), предоставлявшая услуги бесплатно, и ипподром . [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] Тем не менее, сам Ибн Тулун предпочитал проживать в коптском монастыре Кусайр недалеко от Фустата. [ 39 ]

Новый режим Ибн Тулуна

[ редактировать ]

Администрация Египта уже была хорошо развита до прибытия Ибн Тулуна, с рядом департаментов ( диванов ), ответственных за сбор земельного налога, надзор за почтой, общественными зернохранилищами ( диван аль-ахра ), дельтой Нила. земли ( диван асфаль аль-ард ) и, возможно, личный кошелек ( диван аль-хасс ) для личного пользования губернатора. [ 40 ] Канцелярия ( диван аль-инша ), возможно, также уже существовала или была создана при Ибн Тулуне, когда он реконструировал египетскую администрацию после центрального правительства Аббасидов. Большинство чиновников, нанятых Ибн Тулуном, как и он, прошли подготовку при халифском дворе в Самарре. Канцлером Ибн Тулуна был способный Абу Джафар Мухаммад ибн Абд аль-Кан (умер в 891 г.), в то время как другие важные посты в администрации занимали четыре брата Бану аль-Мухаджир и Ибн ад-Дайя. [ 40 ] Аль-Балави также сообщает несколько анекдотов о широком использовании Ибн Тулуном шпионов и его собственной способности выявлять шпионов, посланных против него, и утверждает, что канцелярия была создана для того, чтобы Ибн Тулун мог проверять каждую часть переписки с халифским двором. [ 41 ]

Неудивительно, что, учитывая его собственное происхождение как солдата-раба, режим Ибн Тулуна во многих отношениях был типичным для « системы гуламов », которая стала одной из двух основных парадигм исламского государства в IX и X веках, когда халифат Аббасидов раздробился и появился новый возникли династии. Эти режимы основывались на мощи регулярной армии, состоящей из гилманов , но, в свою очередь, по словам Хью Кеннеди , «оплата войск была главной заботой правительства». [ 42 ] [ 43 ] Поэтому именно в условиях возросших финансовых потребностей в 879 году надзор за финансами в Египте и Сирии перешёл к Абу Бакру Ахмаду ибн Ибрагиму аль-Мадхараи , основателю бюрократической династии аль-Мадхараи , которая доминировала в стране. фискальный аппарат Египта на следующие 70 лет. [ 40 ] [ 43 ] Хотя, как отмечает Заки М. Хассан, «отрывочные данные не позволяют провести тщательную оценку экономической и финансовой политики Тулунидов», похоже, что мир и безопасность, обеспечиваемые режимом Тулунидов, создание эффективной администрации, а также ремонт и расширение в ирригационную систему в сочетании с постоянно высоким уровнем разливов Нила , что привело к значительному увеличению доходов. [ 33 ] [ 44 ] К моменту смерти Ибн Тулуна доходы только от земельного налога выросли с 800 000 динаров при Ибн аль-Мудабире до суммы в 4,3 миллиона динаров, и Ибн Тулун завещал своему преемнику финансовый резерв в размере десяти миллионов динаров. [ 33 ] [ 45 ] Решающее значение для этого имела реформа системы налогообложения и сбора налогов, включая введение откупов , что в то же время привело к возникновению нового класса землевладельцев. Дополнительные доходы были получены от коммерческой деятельности, в первую очередь от текстиля и, в частности, льна. [ 44 ]

По словам Заки М. Хасана, режим Ибн Тулуна был высокоцентрализованным, но также отличался «последовательными попытками заручиться поддержкой коммерческой, религиозной и социальной элиты Египта». Примечательно, что богатый купец Ма'мар аль-Джаухар действовал как личный финансист Ибн Тулуна, так и глава неформальной разведывательной сети через свои контакты в Ираке. [ 44 ] Еще одной «примечательной характеристикой» правления Ибн Тулуна, по словам историка Тьерри Бьянкиса , было «качество отношений, которые оно поддерживало с христианами и евреями»; [ 46 ] Согласно письму Иерусалимского Патриарха Илии III , когда он захватил Палестину, он назначил христианина губернатором Иерусалима и, возможно, даже столицы провинции Рамлы , положив тем самым конец гонениям на христиан и позволив обновление церквей. [ 47 ]

Экспансия в Сирию

[ редактировать ]
Геофизическая карта Восточного Средиземноморья, на которой города отмечены черным цветом, а провинции - красным.
Карта владений Тулунидов после завоевания Сирии, ок. 881

В начале 870-х годов в правительстве Аббасидов произошли серьезные изменения: аббасидский принц аль-Муваффак стал фактическим регентом империи, оттеснив на второй план своего брата халифа аль-Мутамида (годы правления 870–892). Официально аль-Муваффак контролировал восточную половину Халифата, в то время как сын аль-Мутамида и первый наследник аль-Муфаввад контролировали западную с помощью турецкого генерала Мусы ибн Буги . На самом деле бразды правления принадлежали аль-Муваффаку. [ 6 ] [ 48 ] Аль-Муваффак, однако, был озабочен более непосредственными угрозами правительству Аббасидов, представленными возвышением Саффаридов на востоке и восстанием Занджа в самом Ираке, а также сдерживанием турецких войск и урегулированием внутренней напряженности в Ираке. халифское правительство. Это дало Ибн Тулуну необходимое пространство для укрепления своего положения в Египте. Ибн Тулун держался в стороне от конфликта в Зандже и даже отказался признать аль-Муфаввада своим сюзереном, который, в свою очередь, не подтвердил его в своем положении. [ 6 ] [ 49 ]

Открытый конфликт между Ибн Тулуном и аль-Муваффаком вспыхнул в 875/6 году по поводу перевода крупных доходов центральному правительству. Рассчитывая на соперничество между халифом и его всемогущим братом за сохранение своего положения, Ибн Тулун пересылал большую часть налогов аль-Мутамиду, а не аль-Муваффаку: халифу досталось 2,2 миллиона динаров и только 1,2. миллион динаров своему брату. [ 13 ] Аль-Муваффак, который в своей борьбе с занджами считал себя имеющим право на большую часть доходов провинции, был возмущен этим, а также предполагаемыми махинациями между Ибн Тулуном и его братом. Аль-Муваффак искал добровольца на замену, но все чиновники в Багдаде были подкуплены Ибн Тулуном и отказались. Аль-Муваффак направил египетскому правителю письмо с требованием его отставки, но тот, как и ожидалось, отказался. Обе стороны готовились к войне. Ибн Тулун создал флот и укрепил свои границы и порты, включая Александрию, а также новую крепость на острове Равда для защиты Фустата. Аль-Муваффак назначил Мусу ибн Бугу губернатором Египта и отправил его с войсками в Сирию. В итоге из-за отсутствия зарплаты и снабжения для войск, а также страха, вызванного армией Ибн Тулуна, Муса так и не продвинулся дальше Ракки . После десяти месяцев бездействия и восстания его войск Муса вернулся в Ирак. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] В публичном жесте поддержки аль-Мутамида и противостояния аль-Муваффаку Ибн Тулун принял титул «Слуга повелителя правоверных» ( мавла амир аль-муминин ) в 878 году. [ 13 ]

Ибн Тулун перехватил инициативу. В юности он участвовал в пограничных войнах с Византийской империей в Тарсе, а теперь просил передать ему командование приграничными округами Киликии ( Тугур ). Аль-Муваффак сначала отказался, но после византийских успехов предыдущих лет аль-Мутамид одержал победу над своим братом, и в 877/8 г. Ибн Тулун получил ответственность за всю Сирию и границу с Киликией. Ибн Тулун лично отправился в Сирию. Он получил подчинение недавно умершего сына Амаджура, которого назначил наместником в Рамле, и приступил к овладению Дамаском, Хомсом , Хамой и Алеппо . [ 13 ] [ 43 ] В Дамаске Ибн Тулун встретил своего старого соперника Ибн аль-Мудаббира, который после своего изгнания из Египта служил амилем Амаджура в Палестине и Дамаске. Ибн аль-Мудаббир был оштрафован на 600 000 динаров и брошен в тюрьму, где и умер в 883/4 г. [ 13 ] Однако в остальной части администрации провинции он в основном оставил на своих местах людей, служивших под началом Амаджура. Лишь губернатор Алеппо Сима ат-Тавиль оказал сопротивление и бежал в Антиохию . Ибн Тулун осаждал город, пока Сима не был убит, как сообщается, местной женщиной. [ 53 ] Затем он продолжил путь в Тарс, где начал подготовку к кампании против византийцев. Однако присутствие его многочисленных солдат привело к быстрому росту цен, вызвав большую враждебность среди тарсианцев, которые требовали, чтобы он либо ушел, либо сократил свою армию. В этот момент из Египта пришло известие, что его сын Аббас, которого он оставил своим регентом, готовится узурпировать его пост под влиянием своего окружения. [ 53 ] Ибн Тулун поспешно покинул Тарсус, но по мере того, как стала поступать дополнительная информация о ситуации в Египте, уточняющая, что Аббас не представляет реальной угрозы, Ибн Тулун решил провести больше времени в Сирии и укрепить свою власть. Он исправил несправедливость Симы, разместил войска в Алеппо (под своим гуламом Лу'лу') и Харране , заручился сотрудничеством племени Бану Килаб и их лидера Ибн аль-Аббаса и захватил мятежника Мусу ибн Атамиша. [ 53 ] В какой-то момент после захвата Сирии Ибн Тулун приказал восстановить Акку , задачу взял на себя Абу Бакр аль-Банна, дедушка аль-Мукаддаси , который дает подробное описание работы. [ 54 ] [ 55 ]

Лишь тогда, в апреле 879 года, Ибн Тулун вернулся в Египет. Аббас бежал на запад со своими сторонниками и из Барки попытался захватить Ифрикию. Потерпев поражение от ифрикийцев (вероятно, зимой 880–881 гг.), он отступил на восток, в Александрию, где, наконец, столкнулся с силами Ибн Тулуна и был взят в плен. После того, как его публично выставили напоказ сидящим на муле, Ибн Тулун приказал своему сыну казнить или искалечить своих товарищей, которые вынудили его к восстанию. Сообщается, что Ибн Тулун втайне надеялся, что его сын откажется совершить такой бесчестный поступок, но тот согласился. Плача, Ибн Тулун приказал высечь Аббаса и заключить в тюрьму. Затем он назвал своего второго сына Хумаравайха своим наследником. [ 56 ]

Последние годы и смерть

[ редактировать ]
Аверс и реверс круглой золотой монеты с арабскими надписями.
Золотой динар Ахмада ибн Тулуна, отчеканенный в Фустате в 881/2 году, с именами аббасидского халифа аль-Мутамида и его наследника . аль-Муфаввада

После своего возвращения из Сирии Ибн Тулун добавил свое имя к монетам, выпущенным монетными дворами, находившимися под его контролем, наряду с монетами халифа и наследника аль-Муфаввада. [ 57 ] Осенью 882 года тулунидский генерал Лу'лу перешел на сторону Аббасидов. [ 34 ] [ 58 ] В то же время назначенный Тулунидом губернатор Тарса и Тугура умер, а его сменивший Язаман аль-Хадим при поддержке народа отказался признать правление Тулунидов. [ 59 ] Ибн Тулун немедленно отправился лично в Сирию, взяв с собой в качестве меры предосторожности закованного в цепи Аббаса, и направился в Тарсус. В Дамаске он получил сообщение от аль-Мутамида, в котором сообщалось, что почти бессильный халиф сбежал из Самарры и направляется в Сирию. [ 59 ] Взятие под стражу аль-Мутамида значительно повысило бы авторитет Ибн Тулуна: не только единственный источник политической легитимности в мусульманском мире находился бы под его контролем, но он также смог бы изображать из себя «спасителя» халифа. . [ 57 ] Поэтому Ибн Тулун решил остановиться и дождаться прибытия аль-Мутамида. Однако в этом случае халиф был настигнут в Аль-Хадите на Евфрате губернатором Мосула аль- Исхаком ибн Кундаем , который разбил эскорт халифа и привел его обратно в Самарру (февраль 883 г.), а оттуда на юг, в Васит, где -Муваффак мог бы лучше его контролировать. [ 59 ] [ 60 ] Это вновь открыло раскол между двумя правителями: аль-Муваффак назначил Исхака ибн Кундаджа губернатором Египта и Сирии (на самом деле это во многом символическое назначение), в то время как Ибн Тулун организовал собрание религиозных юристов в Дамаске, которое осудило аль-Муваффака как узурпатора. , осудил его жестокое обращение с халифом, объявил его место в преемственности недействительным и призвал к джихаду против него. Лишь трое участников, в том числе главный кади Египта Баккар ибн Кутайба, отказались публично выступить с призывом к джихаду. Ибн Тулуну удалось должным образом осудить своего соперника в пятничных проповедях в мечетях во всех владениях Тулунидов, в то время как регент Аббасидов ответил тем же ритуальным осуждением Ибн Тулуна. [ 61 ] Однако, несмотря на воинственную риторику, ни одна из стран не предприняла никаких шагов для военного противостояния друг другу. [ 34 ] [ 57 ]

После того, как ему не удалось взять под свой контроль халифа, Ибн Тулун обратился против Тарса. Он назначил Абдаллаха ибн Фата на место Лу'лу в Алеппо и лично отправился в Киликию. Осенью 883 года египетский правитель осадил Тарсус, но Язаман перенаправил местную реку, затопив лагерь Тулунидов и вынудив Ибн Тулуна отступить. По возвращении в Египет Ибн Тулун заболел, и его отвезли в Фустат на колесной повозке. [ 62 ] В том же году провалилась и кампания по захвату двух священных городов ислама, Мекки и Медины . [ 35 ] Вернувшись в Египет, он приказал арестовать Баккара и заменить его Мухаммадом ибн Шадханом аль-Джавхари. Однако тщательная проверка счетов Баккара, когда он возглавлял благотворительный фонд , не выявила никаких хищений. Хотя Ибн Тулун приказал освободить его, пожилые и больные кади отказались покидать его камеру. [ 62 ] В то же время обострилась болезнь самого Ибн Тулуна. «Мусульмане, христиане и евреи, включая женщин и детей, по отдельности собрались на склоне Мукаттама, чтобы умолять Бога спасти его», как пишет Бьянкис, но Ибн Тулун умер в Фустате 10 мая 884 года и был похоронен на склонах горы Мукаттам. Мукаттам. [ 63 ] По словам аль-Балави, Ибн Тулун оставил своему наследнику 24 000 слуг, 7 000 человек и 7 000 лошадей, 3 000 верблюдов, 1 000 мулов, 350 церемониальных лошадей и 200 полностью оборудованных военных кораблей. [ 64 ]

Преемственность и последствия

[ редактировать ]

После смерти Ибн Тулуна Хумаравайх при поддержке элиты Тулунидов добился успеха без сопротивления. [ 65 ] Ибн Тулун завещал своему наследнику «опытную армию, стабильную экономику и группу опытных командиров и бюрократов». Хумаравайх смог сохранить свою власть против попытки Аббасидов свергнуть его в битве при Тавахине и даже добился дополнительных территориальных завоеваний, но его непомерные расходы истощили казну, а его убийство в 896 году положило начало быстрому упадку режима Тулунидов. [ 66 ] [ 67 ] Внутренние раздоры подорвали власть Тулунидов. Сын Хумаравайха Джайш был пьяницей, казнившим своего дядю Мудара ибн Ахмада ибн Тулуна; он был свергнут всего через несколько месяцев и заменен своим братом Харуном ибн Хумаравайхом . Харун тоже был слабым правителем, и хотя восстание его дяди Рабии в Александрии было подавлено, Тулуниды не смогли противостоять нападениям карматов начавшимся в то же время . Кроме того, многие полководцы перешли на сторону Аббасидов, власть которых возродилась под умелым руководством сына аль-Муваффака, халифа аль-Мутадида ( годы правления 892–902 ). Наконец, в декабре 904 года два других сына Ибн Тулуна, Али и Шайбан , убили своего племянника и взяли под свой контроль государство Тулунидов. Это событие не только не остановило упадок, но и оттолкнуло ключевых командиров Сирии и привело к быстрому и относительно беспрепятственному отвоеванию Сирии и Египта Аббасидами под предводительством Мухаммада ибн Сулеймана аль-Катиба , который вошел в Фустат в январе 905 года. За исключением великого Мечеть Ибн Тулуна, победоносные войска Аббасидов разграбили Аль-Катаи и разрушили его. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]

Потомство

[ редактировать ]

По словам аль-Балави, от различных жен и наложниц у Ибн Тулуна было 33 ребенка, 17 сыновей и 16 дочерей. Единственное современное издание аль-Балави приводит следующий список: [ 71 ]

  • Дети мужского пола: Абу аль-Фадл аль-Аббас (старший), Абу аль-Джайш Хумаравайх, Абу аль-Ашаир Мудар, Абу аль-Мукаррам Рабиа, Абу аль-Маканиб Шайбан, Абу Нахид, Иян, Абу Ма' Ма -Хангинг. Казрадж, Абу Хабшун Ади, Абу Шуджа Кинда, Абу Мансур Аглаб, Абу Лахджа Майсара, Абу аль-Баках Худа, Абу аль-Муфаввад Гассан, Абу аль-Фарадж Мубарак, Абу Муффар аль-Абдалла.
  • Дети женского пола (обратите внимание, что перечислены только 15 имен): Фатима, Ламис (неразборчиво), Сафия, Хадиджа, Маймуна, Марьям, Аиша, Умм аль-Худа, Мухмина, Азиза, Гейнаб, Самана и Сара.

Наследие

[ редактировать ]
Карта фрагментированной империи Аббасидов с территориями, все еще находящимися под прямым контролем центрального правительства Аббасидов (темно-зеленый) и под автономными правителями (светло-зеленый), придерживающимися номинального сюзеренитета Аббасидов, ок. 892

Несмотря на краткую продолжительность правления Ибн Тулуна, его правление стало знаковым событием не только для Египта, но и для всего исламского мира. [ 65 ] Для самого Египта его правление знаменует собой поворотный момент, поскольку страна впервые с тех пор, как фараоны перестали быть пассивной провинцией, подчиненной иностранной имперской власти, и снова стала самостоятельным политическим игроком. [ 72 ] Новое царство, созданное Ибн Тулуном, охватывающее Египет и Сирию, а также Джазиру и Киликию и, в меньшей степени, восточные части Магриба , создало новую политическую зону, отделенную от исламских земель дальше на восток, восстанавливая таким образом границу. которое существовало между Римско-Византийским и Персидским царствами Сасанидов в древности. [ 65 ] Египет был основой власти Ибн Тулуна; он уделил особое внимание восстановлению экономики, а также созданию автономной бюрократии, армии и флота. [ 35 ] Эту политику продолжили более поздние египетские режимы, Ихшидиды (935–969) и, в конечном итоге, Фатимиды (969–1171), которые также использовали богатство Египта для установления контроля над частями или даже большей частью Сирии. [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] Действительно, как отмечает Тьерри Бьянки, территория, которой правил Ибн Тулун в Сирии, была удивительно похожа на ту, которая контролировалась более поздними египетскими режимами Саладина и Мамлюкского султаната . [ 53 ]

По словам историка Мэтью Гордона, отношения Ибн Тулуна с Аббасидами и стремление к автономии от них являются «центральной проблемой истории Тулунидов». Современные ученые видят в политике Ибн Тулуна «осторожный баланс» и отмечают, что он никогда полностью не отделял себя от Халифата, оставаясь явно лояльным к личности аль-Мутамида, который, в конце концов, был бессильным номинальным главой. Тем не менее, движение к увеличению автономии очевидно на протяжении всего его правления. [ 76 ] В его отношениях с правительством Аббасидов доминировал его конфликт с аль-Муваффаком, возникший в результате попыток последнего установить контроль над Египтом, богатство которого было крайне необходимо во время дорогостоящей войны против Занджа, и предотвратить дальнейшее возвышение Ибн Тулуна. В определенном смысле, пишет Мэтью Гордон, многие меры Ибн Тулуна «были как средствами защиты имперских интересов от амбиций аль-Муваффака и его (в основном турецкого) военного кружка в Ираке, так и усилиями по обеспечению безопасности Тулунида. власть". Учитывая, что Ибн Тулун по крайней мере дважды (в 871 и 875/6 гг.) перечислял огромные суммы в халифскую казну, остается открытым вопрос, было ли бы это без конфликта с аль-Муваффаком более регулярным явлением. [ 76 ]

Тем не менее, оглядываясь назад, можно сказать, что роль Ибн Тулуна в более широком контексте исламской истории заключается в том, что он стал провозвестником распада Аббасидского халифата и возникновения местных династий в провинциях. Это стало особенно очевидным при смене Хумаравайха: как объясняет Тьерри Бьянки, «это был первый случай в истории Аббасидов, когда речь шла о правлении столь большой и богатой территорией, что вали , чья легитимность исходила от халифа, назначившего ему наследовал открыто эмир , заявивший о своей легитимности по наследству». [ 77 ] Так, Заки М. Хасан называет Ибн Тулуна «типичным примером турецких рабов, которые со времен Харуна ар-Рашида были зачислены на частную службу халифа и высших государственных чиновников, и чьи амбиции, дух интриг и независимости [в конечном итоге сделал] их настоящими хозяевами ислама». [ 6 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Свелим 2015 , стр. 9–13.
  2. См. также Swelim 2015 , стр. 13–23 о современных исследованиях Ибн Тулуна и его работ.
  3. ^ Беккер 1987 , с. 190.
  4. ^ Гордон 2001 , с. 63.
  5. ^ Гордон 2001 , с. 20.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Хасан 1960 , с. 278.
  7. ^ Гордон 2001 , стр. 19–20, 26.
  8. ^ Гордон 2001 , стр. 15–26.
  9. ^ Гордон 2001 , стр. 20, 63–64, 238 (примечание 128).
  10. ^ Гордон 2001 , стр. 20, 68–70.
  11. ^ Свелим 2015 , стр. 26–27.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2001 , с. 117.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и Бьянкис 1998 , с. 95.
  14. ^ Свелим 2015 , стр. 27–28.
  15. ^ Перейти обратно: а б Корбет 1891 , с. 529.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Свелим 2015 , с. 28.
  17. ^ Беккер 1987 , стр. 190–191.
  18. ^ Корбет 1891 , с. 528.
  19. ^ Кеннеди 2004 , стр. 172, 308.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и Бьянкис 1998 , с. 92.
  21. ^ Перейти обратно: а б Свелим 2015 , с. 29.
  22. ^ Бретт 2010 , стр. 550–556.
  23. ^ Бретт 2010 , с. 557.
  24. ^ Бианкис 1998 , стр. 92–93.
  25. ^ Бретт 2010 , с. 558.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 93.
  27. ^ Кобб 2001 , стр. 38–39.
  28. ^ Бьянкис 1998 , с. 94.
  29. ^ Бретт 2010 , с. 559.
  30. ^ Гил 1997 , стр. 300.
  31. ^ Кобб 2001 , стр. 39–41.
  32. ^ Кеннеди 2004 , с. 308.
  33. ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 98.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Беккер 1987 , с. 191.
  35. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2000 , с. 617.
  36. ^ Бретт 2010 , стр. 559–560.
  37. ^ Бианкис 1998 , стр. 99–100.
  38. ^ Корбет 1891 , стр. 530–531.
  39. ^ Бьянкис 1998 , с. 100
  40. ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 97.
  41. ^ Свелим 2015 , стр. 32–33.
  42. ^ Кеннеди 2004 , стр. 206–208.
  43. ^ Перейти обратно: а б с Бретт 2010 , с. 560.
  44. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2000 , с. 618.
  45. ^ Гил 1997 , стр. 307.
  46. ^ Бьянкис 1998 , с. 103.
  47. ^ Гил 1997 , стр. 308.
  48. ^ Боннер 2010 , стр. 320–321.
  49. ^ Бианкис 1998 , стр. 94–95.
  50. ^ Бианкис 1998 , стр. 95, 98–99.
  51. ^ Хасан 1960 , стр. 278–279.
  52. ^ Корбет 1891 , с. 533.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д Бьянкис 1998 , с. 96.
  54. ^ Гил 1997 , стр. 252.
  55. ^ Бьянкис 1998 , с. 99.
  56. ^ Бианкис 1998 , стр. 96–97.
  57. ^ Перейти обратно: а б с Хасан 1960 , с. 279.
  58. ^ Бианкис 1998 , стр. 100–101.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 101
  60. ^ Кеннеди 2004 , стр. 174, 177.
  61. ^ Бианкис 1998 , стр. 101–102.
  62. ^ Перейти обратно: а б Бьянкис 1998 , с. 102.
  63. ^ Бианкис 1998 , стр. 102–103.
  64. ^ Свелим 2015 , с. 34.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Бьянкис 1998 , с. 104.
  66. ^ Бианкис 1998 , стр. 104–106.
  67. ^ Кеннеди 2004 , стр. 181, 310.
  68. ^ Бианкис 1998 , стр. 106–108.
  69. ^ Гордон 2000 , стр. 616–617.
  70. ^ Кеннеди 2004 , стр. 184–185, 310.
  71. ^ Аль-Балави 1939 , с. 349.
  72. ^ Бьянкис 1998 , с. 89.
  73. ^ Бьянкис 1998 , с. 90
  74. ^ Кеннеди 2004 , стр. 312 и далее.
  75. ^ Бретт 2010 , стр. 565 и далее.
  76. ^ Перейти обратно: а б Гордон 2000 , стр. 617–618.
  77. ^ Бианкис 1998 , стр. 89–90, 103–104.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беккер, Карл Генрих (1903). Вклад в историю Египта под исламом (на немецком языке). Том 2. Страсбург: Карл Дж. Трюбнер.
  • Боннер, Майкл (2010). «Джихад Ибн Тулуна: Дамасское собрание 269/883 года». Журнал Американского восточного общества . 130 (4): 573–605. ISSN   0003-0279 . JSTOR   23044559 .
  • Гордон, Мэтью С. (2015). «Ахмад ибн Тулун и политика уважения» . В Бехнаме Садеги; и др. (ред.). Исламские культуры, исламские контексты: очерки в честь профессора Патрисии Кроун . Лейден и Бостон: БРИЛЛ. стр. 226–256. ISBN  978-90-04-25201-1 .
  • Регистратор, Олег (1957). Чеканка Тулунидов . Нумизматические заметки и монографии ANS 139. Нью-Йорк: Американское нумизматическое общество. LCCN   58014523 .
  • Хасан, Заки М. (1933). Тулуниды, изучение мусульманского Египта в конце 9 века, 868–905 гг. (на французском языке). Парижский университет.
  • Кашиф, Сайида Исмаил (1965). Ахмад б. Джар (на арабском языке). Каир: Муассасат аль-Мисния аль-Амма.
  • Ранда, Эрнест Уильям младший (1990). Династия Тулунидов в Египте: лояльность и формирование государства во время распада халифата Аббасидов (доктор философии). Университет Юты. OCLC   34361121 .
  • Тилье, Матье (2011). « Кади Фустата-Мисра при Тулунидах и Ихшидидах: судебная власть и египетская автономия». Журнал Американского восточного общества . 131 : 207–222.
  • Тилье, Матье (2019). «В тюрьмах Ибн Тулуна» . В Пиноне, Кэтрин (ред.). Ученые, любовники, поэты и безумцы. Сеансы, предложенные Кате Захарии (на французском языке). Бейрут: Ifpo Press. стр. 233–251. ISBN  978-2-35159752-1 .
Предшественник на посту губернатора Египта от Аббасидского халифата Тулунидский эмир Египта ( де-юре для Аббасидского халифата ,
действительно автономный)

15 сентября 868 г. - 10 мая 884 г.
Преемник
Предшественник в качестве губернатора Сирии Аббасидского халифата Тулунидский эмир Сирии ( де-юре для халифата Аббасидов ,
действительно автономный)

877/8 - 10 мая 884 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dc60bd1ec4a141ffa073ea3baa17bbc3__1718478600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dc/c3/dc60bd1ec4a141ffa073ea3baa17bbc3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ahmad ibn Tulun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)