Юнионизм
Юнионизм ( турецкий : Ittihatçılık , букв. «Юнионизм») [ 1 ] была идеологией Комитета Союза и Прогресса , который предпринял Младотурецкую революцию в 1908 году и правил Османской империей с 1913 по 1918 год.
Турецкий национализм
[ редактировать ]Хотя Центральный комитет КЕП состоял из ярых турецких националистов, до поражения в Первой Балканской войне в 1912–1913 годах КЕП не подчеркивала публично свой турецкий национализм, поскольку это оскорбляло бы нетурецкое население империи. . [ 2 ] Еще одной проблемой для «Союза и прогресса» было то, что большинство этнических турок империи считали себя вообще не турками, а просто мусульманами-суннитами , которые говорили по-турецки. [ 2 ] Турецкий историк Танер Акчам писал, что во время Первой мировой войны «даже сомнительно, считали ли широкие массы мусульман в Анатолии в то время себя турками или курдами, а не мусульманами». [ 3 ] Хотя CUP была посвящена революционному преобразованию османского общества с помощью своих «научных кадров», CUP была консервативными революционерами, которые хотели сохранить монархию и статус ислама как государственной религии, поскольку младотурки считали, что султанат и ислам были существенная часть клея, скрепляющего Османскую империю. [ 4 ]
Культ науки
[ редактировать ]Юнионисты считали, что секретом успеха Запада является наука, и что чем более развитой в научном отношении была нация, тем она могущественнее. [ 6 ] По мнению турецкого историка Хандана Незира Акмеше, сутью Союза и прогресса был «культ науки» и сильное чувство турецкого национализма. [ 7 ] Под сильным влиянием французских интеллектуалов, таких как Огюст Конт и Гюстав Лебон , юнионисты приняли идею правления научной элиты. [ 8 ] Для младотурков основной проблемой Османской империи был ее отсталый, обедневший статус и тот факт, что большая часть ее мусульманского населения была неграмотной; таким образом, большинство османских мусульман не смогли бы узнать о современной науке, даже если бы захотели. [ 9 ] CUP был одержим наукой, прежде всего естественными науками (журналы CUP посвящали много текста урокам химии), а юнионисты часто называли себя «общественными врачами», которые применяли современные научные идеи и методы для решения всех социальных проблем. [ 10 ] CUP считала себя научной элитой, чьи превосходные знания спасут империю; один юнионист позже вспоминал эту атмосферу так: «Быть юнионистом было почти своего рода дарованной Богом привилегией». [ 10 ]
Социальный дарвинизм
[ редактировать ]Наряду с безграничной верой в науку, CUP охватывала социальный дарвинизм и völkisch , научный расизм, который был так популярен в немецких университетах в первой половине 20-го века. [ 12 ] По словам социолога Зии Гёкальпа , главного мыслителя CUP, немецкий расовый подход к определению нации был «тот, который более точно соответствовал состоянию «турецкости», которая изо всех сил пыталась создать свою собственную историческую и национальную идентичность. ". [ 13 ] Французский расист Артюр де Гобино, теории которого оказали такое глубокое влияние на немецких völkisch мыслителей XIX века, также оказал большое влияние на CUP. [ 13 ] Турецкий историк Танер Акчам писал, что CUP довольно гибко подходила к смешиванию панисламских , пантюркистских и османских идей, поскольку это соответствовало их целям, и юнионисты в разное время подчеркивали одно за счет других в зависимости от необходимости. ситуации. [ 13 ] Для CUP идеологии были второстепенными по отношению к конечной цели создания мощной, преимущественно турецкой Османской империи. [ 14 ]
Младотурки приняли социал-дарвинизм и псевдонаучный биологический расизм в качестве основы своей философии, при этом история рассматривалась как беспощадная расовая борьба, в которой выживают только самые сильные «расы». [ 6 ] В рамках CUP японское правительство позаботилось о том, чтобы «японская раса» была сильнейшей в Восточной Азии, и их обязанностью было обеспечить, чтобы «турецкая раса» стала сильнейшей на Ближнем Востоке. [ 6 ] Для CUP, точно так же, как для высшей «японской расы» было правильно и естественно доминировать над «низшими расами», такими как корейцы и китайцы , точно так же было бы естественно, чтобы высшая «турецкая раса» доминировала над «низшими расами», такими как Греки и армяне . Эта социал-дарвинистская точка зрения объясняет, почему юнионисты были настолько яростны в своей критике западного империализма (особенно если она была направлена против Османской империи), и в то же время так поддерживали японский империализм в Корее и Китае. Когда Япония аннексировала Корею в 1910 году, младотурки поддержали этот шаг, руководствуясь социал-дарвинистскими соображениями, согласно которым корейцы были слабым народом, который заслуживал того, чтобы их захватил более сильный японец как для их собственного блага, так и для блага Японской империи. [ 15 ] В том же духе социал-дарвинизм юнионистов заставил их рассматривать армянское и греческое меньшинства, которые, как правило, были гораздо лучше образованными, грамотными и богатыми, чем турки, и которые доминировали в деловой жизни империи, как угрозу их планы на славное будущее «турецкой расы». [ 16 ]
Идеи CUP о турецком превосходстве противоречили исламской доктрине, которая учит, что все люди равны по этническому и расовому признаку. Псевдонаучные теории CUP о «Турецкая раса» обычно не провозглашалась публично. [ 6 ]
исламизм
[ редактировать ]Во время правления султана Абдул-Хамида II панисламизм стал важной частью государственной идеологии, поскольку Абдул-Хамид часто подчеркивал свои претензии на звание халифа . Утверждение о том, что Абдул Хамид был халифом, что делало его политическим и духовным лидером всех мусульман, прижилось не только в Османской империи, но и во всем Дар-эль-Исламе («Доме ислама», то есть исламском мире). , особенно в Индии, контролируемой Британией . Тот факт, что индийские мусульмане, казалось, питали гораздо больший энтузиазм к османскому султану-халифу, чем к британскому королю-императору, вызывал серьезную озабоченность у британских политиков. Страх того, что султан-халиф может объявить джихад против британцев и тем самым ввергнуть Индию в восстание ее мусульман, был постоянным фактором британской политики в отношении Османской империи. [ нужна ссылка ] CUP подтвердил наследие Абдул Хамида после его смерти в феврале 1918 года. [ 17 ] даже несмотря на то, что КЕП начала революцию против Абдул Хамида в 1908 году и в конечном итоге свергла его в 1909 году . Шюкрю Ханиоглу утверждает, что CUP обычно апеллировала к исламу просто тогда, когда это было удобно. [ 18 ] Для КЕП сохранение Султаната-Халифата не только укрепило лояльность османских мусульман империи, но и стало полезным инструментом внешней политики. Поскольку в 1909 году Крит решил покинуть Османскую империю и вместо этого присоединиться к Греции, CUP предупредил европейские державы о поддержке такого начинания, поскольку это приведет к сильному противодействию со стороны мусульманских общин во всем мире. [ 19 ] Точно так же CUP направила делегацию на ежегодный хадж в Мекку в 1909 году, чтобы заручиться поддержкой своего противодействия европейской агрессии. [ 19 ] Чтобы обеспечить дальнейшую поддержку возможному панисламскому альянсу, CUP поддержала создание исламской ассоциации «Иттихад ол Ислам» в Иране в 1910 году и сумела установить панисламистские связи в Ираке, несмотря на раскол между шиитами и суннитами . [ 20 ]
Модернизация и секуляризм
[ редактировать ]Хотя CUP в конечном итоге опиралась на панисламизм, внутри Священного комитета всегда существовала светская культура. CUP жестко расправилась с религиозным фанатизмом после инцидента 31 марта, который обострил ее отношения с улемами, но в то же время использовала исламистский пыл в своих интересах во время Первой мировой войны. турецкое и мусульманское общество к европейским стандартам, что потребовало социальных реформ. Примером социальной реформы в докемалистском стиле был спорный « Временный семейный закон », принятый в 1917 году, который стал значительным шагом вперед в области прав женщин и секуляризма в османском брачном праве . Было расширено право женщин на развод, а многоженство было ограничено. [ 21 ]
Влияние Гольца
[ редактировать ]Основное влияние на юнионистов оказали французский учёный Гюстав Ле Бон и немецкий генерал барон Кольмар фон дер Гольц . [ 22 ] Лебон утверждал, что демократия — это всего лишь бессмысленное правление толпы, а лучшей формой правления является правление научной элиты. [ 22 ]
Не менее важным, учитывая большое количество армейских офицеров-юнионистов, было влияние Гольца, который подготовил целое поколение османских офицеров, так называемое «поколение Гольца». [ 23 ] Гольц был милитаристом, социал-дарвинистом и ультранационалистом, который считал войну чем-то необходимым, желательным и неизбежным. Он писал: «Она [война] является выражением энергии и самоуважения, которыми обладает нация... Вечный мир означает вечная смерть!». [ 24 ] Самой важной идеей Гольца, которая должна была оказать большое влияние на юнионистов, была идея «вооруженной нации», согласно которой отныне в современной войне та сторона, которая сможет лучше всего мобилизовать все ресурсы своего общества, будет той, кто победит, и, поскольку лучшее, что можно было сделать, — это милитаризировать свое общество в мирное время, чтобы гарантировать, что оно станет «вооруженной нацией», когда придет неизбежная война. [ 24 ] Гольц, который свободно говорил по-турецки и пользовался большой популярностью среди офицеров, которых он обучал, выражал большое восхищение турками как воинственным по своей природе народом, в отличие от своей страны, где он считал, что гедонизм делает следующее поколение молодых немецких мужчин непригоден к войне. [ 25 ]
Гольц также был ярым англофобом , который считал, что великой борьбой грядущего 20-го века будет мировая война между Великобританией и Германией за господство над миром; для него было самоочевидным, что мир слишком тесен для сосуществования Британской и Германской империй, и он призывал своих протеже в Османской армии обеспечить, чтобы империя сражалась на стороне его страны, когда неизбежная англо-германская империя -Началась немецкая война. [ 26 ]
японофилия
[ редактировать ]Как бы велико ни было влияние Гольца и Лебона на юнионистов, главным примером для них была Япония . [ 27 ] Германия была образцом для подражания в технических и организационных аспектах модернизации, тогда как Япония была общей общественной моделью. [ 28 ] Уже в первые годы 20-го века японцы начали отстаивать идеологию паназиатизма , согласно которой все азиатские народы должны были объединиться под руководством Японии, самой сильной из азиатских наций и как «великой Раса Ямато », наиболее расово превосходящая из азиатских народов, как оправдание их империализма. На CUP большое влияние оказал японский паназиатизм, который послужил образцом для их идеологии панисламизма , согласно которой все мусульмане мира должны были объединиться в Османскую империю, во главе, конечно, с «турецкой расой». [ 29 ] Американский историк Свен Заалер отметил «важные связи» между японским паназиатским и османским панисламистским движениями в начале 20 века, а также «удивительные параллели» между этими двумя движениями. [ 30 ] Конечная цель CUP заключалась в модернизации Османской империи, чтобы вернуть ей былое величие, и так же, как модернизированная Япония эпохи Мэйдзи победила Россию в 1905 году, так и модернизированное Османское государство победит западные страны. [ 31 ]
КЕП, которая всегда восхищалась Японией за ее модернизацию после так называемой Реставрации Мэйдзи 1867–1868 годов, была очень впечатлена победой Японии над Россией в русско-японской войне . Младотурков особенно впечатлило то, как японцы смогли охватить западную науку и технологию, не теряя при этом своей «восточной духовной сущности». Этот пример был для них особенно вдохновляющим, поскольку многие в Османской империи считали, что принятие западной науки и технологии были диаметрально противоположны исламу. [ 32 ] Тот факт, что такая азиатская страна, как Япония, победила в 1905 году Россию, традиционного врага Османской империи, очень воодушевил юнионистов, и все юнионистские газеты изображали победу Японии как триумф не только над Россией, но и над западными ценностями. [ 33 ] Для CUP, для которого наука была чем-то вроде религии, пример Японии, казалось, показывал, как Османская империя могла принять науку Запада, не теряя при этом своей исламской идентичности. [ 34 ]
Отражая эту сильную японофилию , новый режим провозгласил свое намерение превратить Османскую империю в «Японию Ближнего Востока». [ 35 ] По их собственному мнению, Центральный комитет КЕП считал себя играющим роль, аналогичную роли олигархии Японии эпохи Мэйдзи , а революцию 1908 года — событием, сравнимым с короткой гражданской войной , которая свергла сёгунат Токугава в 1867 году. 68. [ 36 ] Один полковник-юнионист Пертев-бей писал после революции 1908 года: «Мы вскоре восстанем... с таким же блеском, как несколько лет назад Восходящее Солнце Дальнего Востока! В любом случае давайте не будем забывать, что нация всегда восстает из своей силы!» [ 37 ]
В форме инверсии западной паранойи по поводу « Желтой опасности », CUP часто фантазировал о создании союза с Японией, который объединил бы все народы «Востока», чтобы вести войну против и уничтожить столь ненавистные западные страны, которые доминировали в мире. , «Желтая волна», которая навсегда смоет европейскую цивилизацию. [ 38 ] Для них термин «желтый» (который на самом деле был уничижительным западным термином для жителей Восточной Азии, основанным на их воспринимаемом цвете кожи) означал «восточное золото», врожденное моральное превосходство восточных народов над коррумпированным Западом. [ 39 ] В глазах юнионистов именно цивилизации Ближнего Востока, Индийского субконтинента и Дальнего Востока были цивилизациями, превосходящими западную цивилизацию, и то, что Запад стал более экономически и технологически развиты, чем азиатские цивилизации, и они были полны решимости исправить это. [ 40 ]
Дополнительной привлекательностью Японии как образца для подражания для юнионистов было то, что японцы модернизировались, сохраняя при этом своих женщин в чрезвычайно подчиненном положении в своем обществе; младотурки, состоящие исключительно из мужчин, не хотели, чтобы османские женщины стали чем-то похожими на женщин Запада, и вместо этого хотели сохранить традиционные роли женщин. [ 41 ]
Нация в оружии
[ редактировать ]Под влиянием теории Гольца «нация в оружии» юнионисты считали, что на войне моральное состояние нации так же важно, как такие аспекты, как технологии и уровень подготовки. [ 42 ]
Японцы твердо придерживались своих традиционных ценностей бусидо («путь воина») и имели систему образования, призванную внушить каждому японскому молодому человеку веру в то, что нет более высокого долга, чем умереть за императора и каждого японца. У молодой женщины не было более высокой обязанности, чем рожать сыновей, которые умрут за императора. [ 43 ] Юнионисты были очень впечатлены тем, как японцы сражались при осаде Порт-Артура (современный Люшунь , Китай), где японская пехота продвигалась по русским окопам только для того, чтобы ее раз за разом косили русские пулеметы, терпя тысячи ранений. погибли в каждом нападении, однако японские солдаты, полные своей веры в бусидо , удостоились чести умереть за своего Императора. [ 43 ] Таким образом, японцы продолжали атаковать русские позиции в Порт-Артуре, несмотря на огромные потери. [ 43 ] Японские солдаты, с первых дней своего существования внушенные японскому ультранационализму и бусидо, фанатично сражались за свою нацию, и CUP стремилась подражать этому примеру. [ 44 ] Напротив, юнионисты отмечали, что русские солдаты понятия не имели, за что они сражались в Маньчжурии или почему их страна находится в состоянии войны с Японией, и, не во что верить, цеплялись только за свою жизнь и плохо воевали, поскольку у них не было желать умереть за дело, которое было для них непостижимо. [ 45 ] Многие офицеры-юнионисты усвоили «урок» Порт-Артура, заключающийся в том, что армия, которая достаточно фанатично мотивирована, всегда побеждает; мощь правильно вырытой обороны, даже укомплектованной такими плохо мотивированными солдатами, как русские в Порт-Артуре, чтобы нанести ужасные потери атакующим силам, произвела на них меньшее впечатление.
Основным фактором в юнионистском мышлении было «обесценивание жизни», вера в то, что восточные народы, такие как японцы и турки, не придают никакой ценности человеческой жизни, включая свою собственную, в отличие от жителей Запада, которые якобы жалко цеплялись за свою жизнь, когда сталкивались с опасностью. восточные жители якобы умирали добровольно и счастливо за это дело. [ 46 ] Юнионисты намеревались подражать японскому примеру, создав милитаристскую систему образования, призванную превратить каждого мужчину в солдата, а каждую женщину, по сути, в машину по производству солдат; концепция джихада будет играть ту же роль в мотивации турецкого солдата сражаться и умереть за халифа (считающегося представителем Аллаха на Земле), как бусидо играло для японского солдата, чтобы умереть за своего императора (которого японцы считают живым бог). [ 46 ] В конечном счете, для юнионистов война была проверкой воли, и сторона, у которой была более сильная воля и, следовательно, меньший страх смерти, всегда одерживала победу, и как восточный народ, который предположительно не заботился о ценности человеческой жизни, юнионисты считали, что у турок было врожденное преимущество перед приходящим в упадок Западом. [ 47 ] Юнионисты согласились с тем, что при условии, что восточная армия имеет тот же уровень подготовки и технологий, что и западная армия, восточная армия имеет преимущество из-за их большей воли к победе. [ 47 ] Юнионисты считали, что сочетание немецкой подготовки и оружия вместе с большей готовностью умереть, мотивированной их собственными превосходящими исламскими и турецкими традициями, сделает османскую армию непобедимой в войне. [ 46 ] Прошлые победы Османской империи над западными странами, такие как победа над сербами в Косово в 1389 году , положили конец Сербии как независимому королевству; над французскими, венгерскими, немецкими и другими христианскими рыцарями в Никополе в 1396 году , которые разгромили крестовый поход, провозглашенный папой Бонифацием IX ; падение Константинополя в 1453 году , положившее конец Восточной Римской империи ; и битва при Мохаче в 1526 году , которая привела к завоеванию Венгрии, были использованы юнионистами, чтобы доказать, что турки, естественно, были величайшими солдатами в мире и намного превосходили западных солдат. [ 33 ] Как бы то ни было, турки, с точки зрения юнионистов, обленились с тех славных дней, и сейчас туркам нужна была серия реформ, которые позволили бы турецкому обществу стать «нацией в оружии». [ 33 ]
Национальная экономика
[ редактировать ]До революции CUP придерживался экстремистских взглядов на экономику, например, выступал за бойкот армянских товаров и закрытие Управления государственного долга . Постреволюционный успех уступил место прагматичной экономической политике. Помимо поощрения отечественных производственных проектов, CUP в основном следовал политике свободной торговли в соответствии с замыслами Кавида, что привело к значительному увеличению иностранных инвестиций в период с 1908 по 1913 год, несмотря на нестабильность международного положения Османской империи. [ 48 ]
Однако после радикализации CUP после Балканских войн комитет снова переключился на экстремистскую риторику в экономике, выступая за доминирование мусульманской Турции в экономике за счет немусульманского и невнутреннего бизнеса. Национальная экономика , «Милли Иктисат», представляла собой сочетание корпоративизма , протекционизма и этатистской экономической политики. [ 49 ] Это стало официальной платформой политики CUP на Конгрессе 1916 года в Селанике , целью которого было создание коренной турецко-мусульманской буржуазии и среднего класса. Для CUP способом дать толчок капитализму турок было захватить себе капитал у хорошо обеспеченных христиан. С этой целью против армянских предприятий использовалась псевдомарксистская риторика, например, о наличии «классовой борьбы» и непропорциональном владении армянами богатствами, которые нужно было любой ценой разделить с мусульманами. Импортозамещение, индустриализация и конфискация собственности централизовали экономический капитал в руках «лояльных» этнических групп, что усилило политическую поддержку CUP. Во внешней торговле ранее устоявшаяся политика свободной торговли уступила место протекционизму: тарифы были увеличены в 1914 г. с 8 до 11%, к 1915 г. они достигли 30%. [ 50 ]
Политика, связанная с национальной экономикой, была важна для проекта CUP « Тюрк Юрду» , который перешел к более позднему режиму Республиканской народной партии и создал благодатную почву для индустриализации Турецкой Республики после войны за независимость . [ 51 ] [ 52 ]
Демократия
[ редактировать ]По словам турецкого историка Хандана Незира Акмеше, приверженность юнионистов конституции 1876 года, за которую они, по их словам, боролись, была лишь «глубокой кожей» и была скорее сплоченным призывом к народной поддержке, чем чем-либо еще. [ 22 ]
Антикоммунизм
[ редактировать ]Понимая, что младотурки не выполнили своих обещаний, данных перед 1908 годом, рабочие разных национальностей организовали забастовки от Фракии до всей Западной Анатолии . [ 53 ] В тот же период возникли такие группы, как Социалистическая рабочая федерация и Османская социалистическая партия . Младотурки, опасавшиеся этой международной солидарности и революционности рабочих, приняли Татил-и Эшгаал Кануну . Позже, во время позднего османского геноцида, они изгнали коммунистических интеллектуалов вместе с меньшинствами. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бозкурт, Серхат (2014). «Курды и поселенческая политика от поздней Османской империи до ранней республиканской Турции: преемственность и преемственность (1916–34)». Иранские исследования . 47 (5): 823–837. дои : 10.1080/00210862.2014.934152 . S2CID 159909800 .
- ^ Jump up to: а б Акчам 2007 , стр. 51–52.
- ^ Акчам 2007 , с. XXIV.
- ^ Акчам 2007 , стр. 59, 67–68.
- ^ Гераклид, Алексис; Гизем Алиоглу Чакмак (2019). Греция и Турция в конфликте и сотрудничестве От европеизации к деевропеизации . Рутледж. ISBN 978-1-138-30188-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Уорринджер 2004 , с. 216.
- ^ Акмеше 2005 , с. 34.
- ^ Акмеше 2005 , с. 35.
- ^ Worringer 2014 , стр. 193.
- ^ Jump up to: а б Акчам 2007 , с. 57.
- ^ Байрактар, Угур Бахадыр (2013). «(Социальный) дарвинизм для семей» . Европейский журнал тюркских исследований (16). дои : 10.4000/ejts.4837 .
- ^ Акчам 2007 , стр. 52–53.
- ^ Jump up to: а б с Акчам 2007 , с. 53.
- ^ Акчам 2007 , стр. 53–54.
- ^ Уорринджер 2014 , с. 257.
- ^ Акчам 2007 , с. 150.
- ^ Избиратель 2018 , с. 336.
- ^ Ханиоглу 2008 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Ландау, Джейкоб М. (1990). стр.88
- ^ Ландау, Джейкоб М. (1990). стр.91
- ^ Ханиоглу 2008 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Акмеше 2005 , с. 40.
- ^ Акмеше 2005 , стр. 22–24.
- ^ Jump up to: а б Акмеше 2005 , с. 22.
- ^ Акмеше 2005 , стр. 26–27.
- ^ Акмеше 2005 , с. 27.
- ^ Акмеше 2005 , с. 72.
- ^ Акмеше 2005 , с. 68.
- ^ Worringer 2014 , стр. 41, 53, 69, 81–82, 188, 224–27, 260–61.
- ^ Заалер, Свен (осень 2008 г.), «Обзор политики антизападничества в Азии: видение мирового порядка в панисламской и паназиатской мысли Джемиля Айдина», Pacific Relations , 81 (3): 442 .
- ^ Уорринджер 2004 , с. 222.
- ^ Worringer 2004 , стр. 210–11.
- ^ Jump up to: а б с Акмеше 2005 , с. 32.
- ^ Worringer 2004 , стр. 210–11, 222.
- ^ Уорринджер 2004 , с. 208.
- ^ Уорринджер 2004 , с. 213.
- ^ Worringer 2004 , стр. 207–30.
- ^ Worringer 2014 , стр. 54–55.
- ^ Worringer 2014 , стр. 53–54.
- ^ Worringer 2014 , стр. 55–56.
- ^ Уорринджер 2014 , с. 186.
- ^ Акмеше 2005 , стр. 68–72.
- ^ Jump up to: а б с Акмеше 2005 , стр. 76–77.
- ^ Акмеше 2005 , стр. 76–78.
- ^ Акмеше 2005 , стр. 77–78.
- ^ Jump up to: а б с Акмеше 2005 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Акмеше 2005 , стр. 78–79.
- ^ Ханиоглу 2008 , с. 189.
- ^ Земля, Победа. Народное хозяйство Турции в 1908-1918 гг . Доган Китап.
- ^ Ханиоглу 2008 , с. 190.
- ^ Избиратель 2018 , с. 273.
- ^ Цюрхер, Эрик Ян. Юнионизм в войне за независимость . Коммуникационные публикации.
- ^ «Забастовки 1908 года» . 7 августа 2019 г.
- ^ «Социализм и рабочее движение в Османской империи» . 2013.
Источники
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2007). Позорный поступок . Лондон: Макмиллан.
- Акмеше, Хандан Незир (2005). Рождение современной Турции: Османская армия и марш к Первой мировой войне . Лондон: ИБ Таурис.
- Кизер, Ханс-Лукас (2018). Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-15762-7 .
- Ханиоглу, М. Шюкрю (2008), Краткая история поздней Османской империи , Принстон
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уорринджер, Рене (май 2004 г.). « «Больной человек Европы» или «Япония Ближнего Востока»?: Построение османской современности в эпоху Гамидиана и младотурок». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 36 (2): 207–230. дои : 10.1017/S0020743804362033 . S2CID 156657393 .
- ——— (2014). Османы, представляя Японию: Восток, Ближний Восток и незападная современность на рубеже двадцатого века . Лондон: Пэлгрейв.
- Топал, Альп Эрен (2017). «Против влияния: Зия Гёкальп в контексте и традициях». Журнал исламских исследований : etw059. дои : 10.1093/jis/etw059 .