Элиза Харт Сполдинг
Элиза Харт Сполдинг | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Элиза Харт 11 августа 1807 г. На территории нынешнего Берлина, Коннектикут. |
Умер | 7 января 1851 г. Рядом с Браунсвиллем, Орегон | ( 43 года
Другие имена | миссис Генри Сполдинг |
Занятие | Миссионер среди не-персе народа |
Супруг | Генри Х. Сполдинг |
Элиза Харт Сполдинг (1807–1851) была американской миссионеркой, которая вместе со своим мужем Генри Х. Сполдингом присоединилась к миссионерской группе штата Орегон и поселилась среди народа не-персе, называемого нимиипуу, в Лапваи, штат Айдахо . Она была хорошо образованной женщиной и была одной из первых миссионеров, выучивших язык коренных американцев. [ 1 ] Она разработала письменную версию языка и напечатала уроки библейских историй и гимны на языке не-персе. Ее гимн был первой книгой, написанной на языке не-персе. Она обучила сотни местных жителей, сначала преподав урок или песню нескольким людям, а после того, как они ее запомнили, они научили ее группам людей.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Элиза Харт родилась в нынешнем городе Берлин, штат Коннектикут, 11 августа 1807 года в семье капитана Леви и Марты Харт. Ее отец был фермером и, возможно, капитаном местной милиции. Старшая из шести детей, у нее было три брата и две сестры. [ 2 ] Ее семья переехала в округ Онейда, штат Нью-Йорк, в 1820 году и жила на ферме недалеко от деревни Холланд Патент . [ 2 ] Она научилась делать сыр, масло, свечи и мыло. Она умела прясть нить и ткать ткань. В детстве она также научилась рисовать. [ 2 ]
Она училась в женской академии Чипман. Расположенный в Клинтоне, штат Нью-Йорк , он находился примерно в 20 милях от фермы ее семьи. Говорят, что она также преподавала в школе. [ 3 ] Глубоко и почти мистически религиозная, она присоединилась к Патентной пресвитерианской церкви Голландии 20 августа 1826 года. [ 3 ]
Брак и дети
[ редактировать ]Общий друг связал Генри Х. Сполдинга , который искал набожную женщину, с Элизой Харт. Будучи студентом Академии Франклина в Праттсбурге, штат Нью-Йорк , Генри начал переписываться с Элизой в 1830 году. Год спустя он поступил в Гамильтон-колледж в Клинтоне, но перешёл в колледж Вестерн-Резерв в Гудзоне, штат Огайо , где другие студенты получали помощь от американского колледжа. Общество образования почувствовало больше согласия со школой. [ 3 ] Она вышла замуж за Генри в Гудзоне 13 октября 1833 года, став Элизой Харт Сполдинг. [ 1 ] [ 4 ]
После посетила женскую семинарию в Нью-Йорке и год в школе в Гудзоне, штат Огайо. Сполдинг также изучал греческий и иврит в Теологической семинарии Лейна в течение двух лет обучения Генри там. [ 1 ] Во время первой беременности Сполдинг ее ребенок родился мертвым. Она заболела после родов, что помешало паре назначить миссионерскую встречу для работы с народом осейджей в нынешнем штате Канзас. [ 1 ] К 1846 году у них родилось еще четверо детей: Элиза, родившаяся в ноябре 1837 года; Генри Харт; Марта Джейн; и Амелия Лорен. [ 1 ] [ 4 ] Ее дочь Элиза была первым белым ребенком, родившимся в Айдахо. [ 4 ] Они также привели в свою семью восемь детей не-персе. [ 5 ]
Весной 1838 года, после того как она стала матерью, Сполдинг вместе с коллегой-миссионеркой Нарциссой Уитмен пообещала проводить час с 9 до 10 утра, «чтобы искать божественной помощи в выполнении ответственных обязанностей матерей и для скорейшего обращения наших детей в веру». ." Эта практика помогла ей почувствовать связь с Уитмен, которая жила в Вашингтоне, и сохранила культурные традиции материнства, которым она научилась, когда росла. [ 6 ] В сентябре 1838 года Сполдинг, Уитмен и вновь прибывшие женщины-миссионеры — Майра Иллс , Мэри Уокер , Мэри Грей и Сара Смит — сформировали Колумбийскую материнскую ассоциацию. [ 6 ] [ а ]
Миссионер
[ редактировать ]Путешествие
[ редактировать ]
Спалдинги присоединились к пресвитерианской миссионерской группе, направлявшейся в страну Орегон (большой регион на северо-западе Тихого океана ). Зимой 1835 года [ 1 ] [ 4 ] Они путешествовали на обозе вместе с другими миссионерами Нарциссой и Маркусом Уитменами , которые поселились недалеко от реки Уолла-Уолла . [ 4 ] [ 8 ] и Уильям Генри Грей от Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям (ABCFM). [ 9 ] Их возглавляли и защищали торговцы мехом из компании Гудзонова залива и Американской меховой компании . Форты компании Гудзонова залива продавали миссионерам припасы во время их путешествия. [ 10 ] Вместе с Нарциссой они были первыми белыми женщинами, пересекшими Континентальный водораздел . [ 4 ] [ 11 ] [ б ] Два маркера отдают дань уважения женщинам: один возле Дэниела, штат Вайоминг , на месте встречи Грин-Ривер , где они были первыми белыми женщинами, присутствовавшими с 6 по 18 июля 1836 года. [ 13 ] и еще один вдоль Орегонской тропы у скалы Независимости недалеко от Каспера, штат Вайоминг. [ 14 ]
Установить миссию
[ редактировать ]Сполдинги прибыли на место своей миссии 29 ноября 1836 года. [ 5 ] Первоначально они поселились вдоль ручья Лапвай , где сначала жили в типи, пока был построен их первый дом. [ 8 ] [ 5 ] Это была первая миссия в Айдахо. [ 5 ] В январе 1837 года Сполдинг начал преподавать, а Генри начал проповедовать народу не-персе . [ 8 ] Ее муж ввел ирригационное земледелие, сделав этот район первым сельскохозяйственным поселением в Айдахо. [ 15 ]
Сполдинг привыкла к образу жизни, который был отдаленным и во многом отрезанным от своей семьи на востоке. В то время Тихоокеанский Северо-Запад не был частью Соединенных Штатов, и передача письма между их миссией и родственниками на востоке могла занять от восьми месяцев до года. Обычно Сполдингу требовалось два года, чтобы отправить письмо и получить ответ от семьи из Нью-Йорка. Почта доставлялась либо на корабле вокруг Южной Америки, либо через торговцев мехом или других караванов к западу от Либерти, штат Миссури . находилась Миссия «Уитмена» в 120 милях от миссии «Сполдинга», поездка длилась пять или шесть дней в хорошую погоду, чтобы навестить своих товарищей-миссионеров. [ 16 ] Миссионерские общества присылали им бочки с книгами, одеждой, школьными принадлежностями и другими полезными материалами. Они также получили письма и посылки от людей, знавших об их миссии, в том числе от поэтессы Лидии Сигурни , что помогло им почувствовать поддержку людей на востоке. [ 16 ]
Педагог
[ редактировать ]Сполдинг была первой из миссионеров, выучившей родной язык, язык не-персе, что позволило ей быстрее ассимилироваться с народом не-персе и при необходимости перевести их язык на английский. [ 1 ] До этого момента это был только разговорный язык. Спалдинг создал письменную версию языка и научил ей народ не-персе наряду с английским. [ 5 ] [ 17 ]
Внешний образ | |
---|---|
![]() |
Она печатала уроки библейских историй и гимны на языке не-персе. [ 5 ] [ 17 ] Ее гимн был первой книгой, написанной на языке не-персе. [ 5 ] Сотни людей – мужчин, женщин и детей [ 18 ] — пришла в школу, но не смогла научить их всех, поэтому она разработала систему, в которой она преподавала библейскую историю, библейский стих или песню нескольким не-персе, которые запоминали их, а затем обучали группам людей. [ 5 ] [ 17 ] Сполдинг и Генри разработали иллюстративную лестницу с комментариями на английском языке, которая поможет преподавать истории о Боге и библейских персонажах. [ 19 ]
Она учила девочек вязать, шить и ткать ткани, используя первый ткацкий станок к западу от Скалистых гор. [ 5 ] [ 17 ] Они вязали носки и шили платья. [ 17 ] Сполдинг не пытался заставить детей усвоить европейские привычки стрижки, одежды или ухода за собой. [ 5 ]
Ее считают художницей на западной границе за ее навыки иллюстратора, рассказчика, вязальщицы, писателя и издателя, как указано в книге « Женщины на границе и их искусство: хронологическая энциклопедия» . [ 20 ]
Отношения
[ редактировать ]Она попросила и приняла помощь от нимиипуу, например, помощь при рождении ее дочери Элизы в ноябре 1837 года. Она чувствовала, что важно учиться у местных жителей, прежде чем просить их измениться. [ 1 ] [ 21 ] Она стремилась понять не-персе, [ 5 ] [ 21 ] в то время как ее муж искал, чтобы не-персе поняли его и его строгие правила в отношении спиртных напитков, многоженства и азартных игр. Его наказания заключались в том, чтобы бить туземцев или заставлять их бить друг друга. Хотя ее мужа можно было «высмеивать и осуждать», Сполдинг ценили не-персе. [ 5 ] который видел, что она пыталась успокоить гнев мужа. [ 22 ] Она также сохраняла спокойствие и ясность ума во время страшных и тревожных событий. [ 22 ]
Однажды, когда она долго болела и мы все боялись, что она никогда не поправится, индейцы были очень заботливы, и не проходило дня, чтобы они не спрашивали о ее состоянии. Один из старых вождей сидел у ее постели и тихо наблюдал за ней. Однажды он сломал свою флегматичную сдержанность и в своей сломленной индейской манере сказал ей: «О, если бы меня взяли на твое место, а тебя пощадили бы, чтобы учить мой народ!»
— Элиза Сполдинг Уоррен, дочь Элизы Сполдинг [ 5 ]
Женщины Не-Персе любили следить за Сполдинг, пока она выполняла свои обязанности по дому, чтобы увидеть, как белая женщина убирает, готовит, одевает и заботится об их детях. [ 5 ] [ 23 ] Они также помогали заботиться о ее детях, пока она выполняла работу по дому. [ 22 ] Однажды не-персе угрожали убить одного из своих людей, который оскорбил ее, но передумали, когда Сполдинг попросил их сохранить ему жизнь. [ 5 ] Она просила, чтобы ему разрешили покаяться в своем грехе и стать лучше. [ 22 ]
Величайшим вкладом Элизы в Орегонскую миссию, в народ не-персе и в свое собственное общество были ее непрекращающиеся усилия разрушить барьеры между расами и сблизить двух непохожих людей.
— Дебора Доусон Бонд [ 21 ]
Рост миссии
[ редактировать ]
В течение первых шести месяцев Сполдинг усыновил в свою семью восемь детей не-персе. [ 5 ] Бревенчатое миссионерское здание, частично жилое помещение, частично миссионерская школа и церковь, было завершено 23 декабря 1836 года при помощи народа не-персе. [ 5 ]
В 1838 году Спалдинги решили переехать на пять миль в более прохладное место, где меньше комаров. [ 8 ] Они поселились среди нимиипуу, народа не-персе в Лапвае вдоль реки Клируотер , на территории нынешнего штата Айдахо. [ 1 ] Люди не-персе помогли Сполдингам построить бревенчатый дом, который трижды расширялся, чтобы обеспечить дополнительное пространство для миссионерских и школьных мероприятий. У них также была типография. [ 8 ] издавать буквари языка не-персе и сборники гимнов. [ 24 ] Они посадили детей в миссии. [ 24 ]

Миссия выросла и стала первым белым поселением в Айдахо с кузницей, двумя школами, студенческими общежитиями, молитвенным домом, двумя типографиями, прядильным и ткацким цехом, летней кухней и другими хозяйственными постройками. У него было 44 акра обрабатываемой земли и 146 лошадей, свиней и коров. [ 5 ]
Миссионеры Уильям Генри и Мэри Грей периодически жили в Лапвае, путешествуя туда и обратно из Вайлатпу на территории нынешнего штата Вашингтон. Ежегодные собрания проводились в миссии Уитмена или Сполдинга, включая последующие миссионеры, находившиеся в Вашингтоне и Айдахо. [ 16 ]
Покинуть миссию
[ редактировать ]В конце ноября 1847 года миссионерская станция вейилетпуу подверглась нападению народа нимиипуу. Друзья из числа местных жителей Лапвая, в том числе лидеры Тимоти и Громовые Глаза, помогли защитить Сполдингов. [ 1 ] Маркус и Нарцисса Уитмен были убиты в Уолла Уолла во время миссии Уитмена . [ 8 ] [ 24 ] Сполдинги оставались в доме мистера и миссис А. Т. Смит до лета или осени 1848 года. [ 25 ] В 1848 году Спалдинги переехали в Уилламетт-Вэлли , на территории современного Орегона. [ 1 ] [ 8 ] [ 16 ] [ с ] Они остановились на иске недалеко от Браунсвилля на берегу реки Калапуя . [ 25 ] В 1848 году Сполдинг был принят на работу первым преподавателем Туалатинской академии . [ 26 ]
Смерть
[ редактировать ]Элиза Сполдинг умерла от туберкулеза недалеко от Браунсвилля, штат Орегон , 7 января 1851 года. [ 1 ] [ 4 ] На ее надгробии, среди других чувств, были выгравированы слова Генри: «Миссис Сполдинг пользовалась всеми уважением и уважением, и никто не имел большего или лучшего влияния на индейцев». [ 5 ]
Генри вернулся в Лапвай в 1862 году, чтобы преподавать. Там он был похоронен после смерти [ 1 ] [ 24 ] в 1874 году. [ 4 ] Останки Сполдинг перенесли и похоронили рядом с ее мужем [ 1 ] на кладбище Сполдинг в Лапвае, расположенном на территории Национального исторического парка Нез-Персе . [ 27 ] Кладбище также называется кладбищем миссии Лапвай и расположено недалеко от миссии Сполдинг. [ 28 ]
Сайт миссии Сполдинга
[ редактировать ](DAR) установила табличку В 1923 году организация «Дочери американской революции» в память о миссии Сполдинга. [ 8 ] возле Watson's Store Road и 403 Road в Сполдинге, штат Айдахо (координаты 46 ° 27'4 "с.ш. 116 ° 48'55" з.д. / 46,45111 ° с.ш. 116,81528 ° з.д. ). [ 29 ] Сполдинг был назван в честь мужа Сполдинга Генри. [ 15 ] Маркер был также установлен на близлежащем домашнем участке Сполдинга. [ 29 ]

DAR лоббировал в штате превращение места миссии в мемориальный парк, который был основан в 1936 году как Мемориальный государственный парк Сполдинга. [ 15 ] [ 30 ] Мемориальная роща деревьев была спроектирована У. С. Торнбером, ландшафтным инженером Бюро автомобильных дорог штата Айдахо. Сохранилось двадцать два вида, в том числе сосны, ели, дубы и секвойи. [ 30 ] С 1965 года он сейчас является частью Национального исторического парка Нез-Персе . [ 30 ] Это место было раскопано археологами Университета Айдахо в 1974 году. [ 8 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Материнские ассоциации были популярны между 1820-ми и 1840-ми годами. К 1830-м годам они были одними из крупнейших ассоциаций Америки. [ 7 ]
- ^ Некоторые женщины и дети ранее путешествовали по западной части Соединенных Штатов, но путешествовали на корабле вокруг Южной Америки. [ 12 ]
- ↑ Музей округа Нез-Персе утверждает, что Сполдинги уехали в 1847 году. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «Элиза Сполдинг» . Служба национальных парков США . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уитмен 1997 , с. 173.
- ^ Jump up to: а б с Уитмен 1997 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Сполдинг, Элиза (1807–1851)» . Энциклопедия.com . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с «Мать-основательница: Элиза Харт Сполдинг и миссия Сполдинга» . Женщины в истории Айдахо . 2 мая 2011 года . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Бонде 1991 , с. 274.
- ^ Трамвай 1991 , с. 275.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Генри и Элиза Сполдинг и их миссии - Национальный исторический парк Нез Персе» . Служба национальных парков США . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Друри 1961 , с. 1.
- ^ Друри 1961 , с. 2.
- ^ Друри 1961 , с. 5.
- ^ Друри 1961 , с. 3.
- ^ «Исторический указатель Нарциссы Прентисс Уитмен» . www.hmdb.org . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Исторический маркер независимости рока» . www.hmdb.org . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Сполдинг, Айдахо» . НПЧС — Музей . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бонде 1991 , с. 272.
- ^ Jump up to: а б с д и Бонде 1991 , с. 279.
- ^ Трамвай 1991 , с. 278.
- ^ Смит, Джеймс Д. III. «Четыре исторических пути» . Институт христианской истории . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (1 июня 2018 г.). Женщины пограничья и их искусство: хронологическая энциклопедия . Роуман и Литтлфилд. стр. 253, 255, 264, 373. ISBN. 978-1-5381-0976-2 .
- ^ Jump up to: а б с Бонде 1991 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с д Бонде 1991 , с. 280.
- ^ Бонде 1991 , с. 280–281.
- ^ Jump up to: а б с д «Исторический указатель миссии Сполдинга» . www.hmdb.org . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Уитмен 1997 , с. 232.
- ^ Буан, Кэролин М. (1999), Эта далекая земля заката: иллюстрированная история округа Вашингтон, штат Орегон , издательство Donning Company Publishers
- ^ «Кладбище – Национальный исторический парк Нез Персе» . Служба национальных парков США . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ «Исторический указатель кладбища миссии Лапвай» . www.hmdb.org . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Исторический указатель сайта Spalding Home» . www.hmdb.org . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Миссия Спалдингса — Национальный исторический парк Нез Персе» . Служба национальных парков США . Проверено 19 января 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Бонд, Дебора Доусон (1991). «Миссионерский путь в пустыне: Элиза Харт Сполдинг, материнские ассоциации и индейцы не-персе». Американские пресвитериане . 69 (4): 271–282. ISSN 0886-5159 . JSTOR 23332703 .
- Друри, Клиффорд М. (1961). «Первые белые женщины над Скалистыми горами». Журнал Пресвитерианского исторического общества (1943–1961) . 39 (1): 1–13. ISSN 0147-3735 . JSTOR 23325270 .
- Уитмен, Нарцисса Прентисс (1997). Куда могли пойти фургоны: Нарцисса Уитмен и Элиза Сполдинг . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-8032-6606-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клей, Клод Альфред (август 1913 г.). «Первая женщина, родившаяся на Западе: необыкновенная история самой старой из ныне живущих белых женщин, родившихся к западу от Скалистых гор» . Женский домашний журнал . Издательская компания Кертис. стр. 14, 38–39.
- Доусон, Дебора Линн (1988). « Труд в винограднике моего Спасителя»: миссия Элизы Харт Сполдинг» . Проверено 19 января 2023 г. - через ProQuest.
- Хейнс, Ричард С., изд. (1993), «Истории троп Орегона» (PDF) , Серия культурных ресурсов , Бюро землеустройства - через Службу национальных парков.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Генри и Элизой Сполдинг, на Викискладе?
- Письма Элизы Харт Сполдинг (1833–1850) , Пресвитерианское историческое общество
- Дневник Элизы Харт Сполдинг (1 февраля 1836 г. - 8 июня 1840 г.) , Университет штата Вашингтон.
- Элиза Харт Сполдинг в фильме «Найти могилу»