Морские чудовища (сериал)
Морские монстры | |
---|---|
![]() Обложка индонезийского DVD-релиза | |
Также известен как | Преследуемые морскими монстрами |
Жанр | Документальный фильм о природе |
Создано | Джаспер Джеймс |
Режиссер | Джаспер Джеймс |
Представлено | Найджел Марвен |
Рассказал | Карен Хейли Кристофер Кук (США) |
Композитор | Бен Бартлетт |
Страна происхождения | Великобритания |
Язык оригинала | Английский |
Количество серий | 3 |
Производство | |
Исполнительные продюсеры | Тим Хейнс Адам Кемп |
Продюсер | Джаспер Джеймс |
Кинематография | Джон Ховарт Майкл Питтс Питер Торн |
Редакторы | Эндрю Уилкс Том Паркер |
Время работы | 30 минут |
Производственные компании | Научный отдел BBC Studios Невозможные картинки |
Бюджет | 3 миллиона фунтов стерлингов [ 1 ] |
Оригинальный выпуск | |
Сеть | BBC , Discovery Channel , ProSieben |
Выпускать | 9 ноября 23 ноября 2003 г. | -
Морские чудовища , [ а ] продаваемый как «Преследуемые морскими монстрами» в США — это трёхсерийный документальный телевизионный мини-сериал 2003 года , созданный Impossible Pictures и спродюсированный научным подразделением BBC Studios . [ 4 ] Канал Discovery и ProSieben . [ 5 ] Следуя по стопам «Гигантского когтя» (2002) и «Земли гигантов» (2003), специальных эпизодов документального сериала о природе « Прогулки с динозаврами» , «Морские чудовища» играют главную роль британского ведущего дикой природы Найджела Марвена в роли «зоолога, путешествующего во времени», который путешествует в семь различные периоды доисторической эпохи, ныряя в «семь самых смертоносных морей всех времен», встречаясь и взаимодействуя с населяющими их доисторическими существами. Сериал рассказан Карен Хейли в версии BBC и Кристофером Куком в американской версии.
Как и в предыдущих документальных фильмах франшизы « Прогулки с... », «Морские монстры» воссоздали вымерших животных с помощью сочетания компьютерных изображений и аниматроники , включенных в кадры живых выступлений , снятые в различных местах. Визуальные эффекты « Морских монстров» , как и предыдущего сериала, получили высокую оценку и выиграли телевизионную премию BAFTA . За роль ведущего сериала Марвен был номинирован на премию программы Королевского телевизионного общества . Хотя некоторые рецензенты хвалили энергичный и восторженный стиль презентации Марвена, «хватающий животных», другие считали ведущего дикой природы ненужным или даже «покровительственным», параллельно спорам о достоинствах ведущих дикой природы в документальных фильмах о современных животных.
Сопутствующая книга « Морские монстры: доисторические хищники глубин» (опубликованная под названием «Преследуемые морскими монстрами: доисторические хищники глубин в США ») была написана в соавторстве с Марвеном и Джаспером Джеймсом , продюсером и режиссером сериала. Книга получила положительные отзывы, причем рецензенты отметили, что, хотя она основана на сериале, она также является самостоятельным источником информации о вымерших морских существах. выставка по мотивам сериала « Морские чудовища» прошла В 2011 году в Международном центре Борнмута в Дорсете . Помимо изображений из сериала, на выставке были представлены полномасштабные модели современных и доисторических морских существ, а также закулисная информация о том, как животные были реконструированы и «вернуты к жизни».
Помещение
[ редактировать ]Следуя по стопам «Гигантского когтя» (2002) и «Земли гигантов» (2003), специальных эпизодов документального сериала о природе «Прогулки с динозаврами» , «Морские чудовища» показывают, как путешествующий во времени зоолог Найджел Марвен путешествует во времени, чтобы встретиться и взаимодействовать с доисторической жизнью. . В то время как оба предыдущих специальных выпуска происходили на суше и были ограничены одним местом действия, [ б ] «Морские монстры» фокусируются на водной жизни семи различных геологических периодов между 4 и 450 миллионами лет назад. [ 1 ] Путешествуя по доисторическому сафари на своей лодке «Древний моряк» , [ 5 ] Марвен стремится погрузиться в семь самых смертоносных морей всех времен в поисках самых опасных морских существ, когда-либо живших на свете. [ 1 ]
К титульным доисторическим « морским чудовищам », встречающимся на протяжении всего сериала, относятся гигантский ортоконус ( Cameroceras ), огромный примитивный головоногий моллюск, панцирная гигантская хищная рыба Дунклеостей , гигантский плиозавр Лиоплевродон , ранний кит Базилозавр и мегалодон , самая большая акула, когда-нибудь жить. Кульминацией сериала является «самое смертоносное море всех времен» — Меловой океан. Это море, получившее название «Адский аквариум», считается самым опасным из-за огромного количества присутствующих здесь различных хищников, в том числе 17-метровых (56 футов) гигантских мозазавров ( Тилозавр ). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Помимо предоставления информации о встреченных животных, присутствие Марвен также создает ощущение масштаба и страха на протяжении всего сериала. [ 9 ]
Как и предыдущие выпуски, «Морские чудовища» — это определенный шаг в сторону от документальных фильмов с традиционным повествованием, таких как оригинальная серия « Прогулки с динозаврами» 1999 года . По сравнению с оригинальной серией « Прогулки с динозаврами» , «Морские монстры» значительно более ориентированы на действия: Марвен часто взаимодействует с животными. Хотя развлечениям и приключениям уделяется больше внимания, чем в предыдущих частях франшизы, в конечном итоге сериал по-прежнему стремится стать образовательным документальным фильмом, вплетающим в действие факты и намеревающимся рассказать зрителям о вымерших животных, которых он изображает. [ 1 ]
Производство
[ редактировать ]
«Морские монстры» были созданы студией Impossible Pictures . [ 11 ] та же производственная группа, что и предыдущие части серии «Прогулки с...» , такие как «Прогулки с динозаврами» (1999) и «Прогулки с зверями» (2001). Те же технологии, которые использовались для восстановления животных в предыдущих сериях, были использованы для реконструкции доисторических существ и окружающей среды, представленных в « Морских монстрах» . [ 3 ] для животных используются компьютерные животные и аниматроника , а фоновые кадры снимаются в реальной природной среде. [ 12 ] Съемки сериала заняли более семи месяцев. [ 13 ] Среди других мест съемок были океаны вокруг Новой Зеландии. [ 14 ] и берега Красного моря в Египте . [ 15 ] Съемки у Красного моря велись тайно, поскольку съемочной группе приходилось уклоняться от египетской военной полиции. [ 16 ]
После его работы в фильмах «Гигантский коготь» и «Земля великанов » [ 1 ] К Марвену обратился Джаспер Джеймс , продюсер обоих эпизодов и режиссер « Земли гигантов» , по поводу «Морских чудовищ» . У Марвена была большая страсть к акулам, и он уже нырял и плавал вместе с самыми большими акулами, живущими сегодня, что привело Джеймса к идее программы путешествий во времени, в которой Марвен погрузился в самые смертоносные моря всех времен, ныряя. с самыми большими акулами всех времен, а также с различными другими доисторическими морскими существами. Марвен с энтузиазмом отнесся к этому проекту, назвав его «аппетитной перспективой» в сопутствующей книге к серии. [ 17 ] Сериал озвучила Карен Хейли . [ 18 ]
Что касается предыдущих серий, аниматронные существа, использованные в « Морских монстрах», были созданы компанией по производству спецэффектов Crawley Creatures . [ 19 ] Визуальные эффекты были созданы компанией по визуальным эффектам Framestore , которая также работала над предыдущими сериями франшизы «Прогулки с... ». Команда Framestore больше года работала над созданием девятнадцати компьютерных существ, представленных в сериале. К тому времени, когда «Морские монстры» были запущены в производство, команда Framestore уже знала, какие методы использовать, благодаря своему прошлому опыту работы над предыдущим сериалом. В результате они смогли усовершенствовать свой рабочий процесс и уделять больше времени каждому существу. В то время как в предыдущих сериях обычным временем рендеринга кадра с компьютерными существами был вечер, рендеринг одного кадра, когда мегалодон проходит мимо клетки с акулами Марвен в «Морских монстрах», занял две недели. [ 13 ]
В общей сложности на создание сериала ушло полтора года. [ 5 ] BBC News сообщила, что создание этого фильма обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов. [ 1 ] тогда как Der Spiegel сообщил, что стоимость проекта составила 8 миллионов евро (~ 5,3 миллиона фунтов стерлингов). [ 5 ] «Морские монстры» были анонсированы вместе с остальными осенними шоу BBC 2003 года 29 июля 2003 года и продавались как «подводная версия» « Прогулок с динозаврами » с доисторическими морскими животными, воссозданными с использованием сложных компьютерных изображений. [ 20 ]
По словам Джеймса, продюсера и режиссера сериала, животные в « Морских чудовищах» были реконструированы на основе «максимально возможного количества источников». Далее Джеймс сказал, что съемочная группа «поговорила с палеонтологами и зоологами, чтобы мы могли быть максимально точными». [ 1 ] Например, морские скорпионы , вымершая группа хелицеровых членистоногих, с которыми Марвен столкнулся в ордовике , были разработаны и уточнены на основе данных Саймона Брэдди, палеонтолога из Бристольского университета . По словам Брэдди, первоначальные модели морских скорпионов были «совсем не очень хорошими», но после доработок, основанных на вкладе Брэдди, он считал, что окончательная версия морских скорпионов была «в самый раз», причем животные изображались максимально точно. насколько это возможно. В одной из сцен изображены морские скорпионы, собравшиеся на пляже, что, по словам Брэдди, соответствует современным теориям о том, что морские скорпионы «собираются массово на пляжах, чтобы спариваться и линять ». [ 1 ]
Эпизоды
[ редактировать ]Нет. | Заголовок | Периоды времени | Режиссер | Исходная дата выхода в эфир | Британские зрители (миллионы) | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | «Опасные моря» [ 2 ] | Ордовик , триас и девон | Джаспер Джеймс | 9 ноября 2003 г. [ 1 ] | 7.59 [ 21 ] | |
Найджел путешествует во времени, в седьмое по смертоносности море всех времен, в ордовикский период (450 миллионов лет назад), где на него нападают морские скорпионы , и он сталкивается лицом к лицу с гигантским ортоконусом . Затем он исследует шестое по смертоносности море, Триасовое (230 миллионов лет назад), где он встречает пару нотозавров , причудливую морскую рептилию Танистрофея и гигантского примитивного хищного ихтиозавра Цимбоспондил , которого Найджел отпугивает с помощью кнута для скота . Затем Найджел ныряет в пятое по смертоносности море — Девонское (360 миллионов лет назад). В девоне Найджел встречает странную примитивную акулу Stethacanthus и плакодерму Bothriolepis и использует округлую клетку с акулами, чтобы защитить себя от гигантской хищной плакодермы Dunkleosteus . | ||||||
2 | «В пасть смерти» [ 2 ] | Девон, эоцен и плиоцен | Джаспер Джеймс | 16 ноября 2003 г. [ 21 ] | 6.94 [ 21 ] | |
Покинув девонский период, Найджел путешествует во времени, к четвертому по смертоносности морю, Эоцену (36 миллионов лет назад), где он встречает странного родственного слону Арсиноитерия . Погружаясь в море Тетис , Найджел встречает примитивного кита Дорудона , а команда «Древнего моряка» использует записанные звуки китов, чтобы привлечь гигантского хищного примитивного кита Базилозавра . В третьем по смертоносности море, плиоцене (4 миллиона лет назад), Найджел встречает странного кита Odobenocetops и ныряет с акулой-подростком -мегалодоном . Позже он использует округлую клетку для акул, чтобы нырять со взрослым мегалодоном, самой большой акулой всех времен. | ||||||
3 | «В ад… и обратно?» [ 2 ] | Плиоцен, юра и мел | Джаспер Джеймс | 23 ноября 2003 г. [ 21 ] | 6.52 [ 21 ] | |
Покинув плиоцен, Найджел исследует второе по смертоносности море — Юрское (155 миллионов лет назад). Там он встречает гигантскую рыбу-фильтратор Leedsichthys и таких хищников, как акула Hybodus и морской крокодил Metriorhynchus . Высшим хищником Юрского моря является гигантский плиозавр Лиоплевродон , которого Найджел отгоняет, распыляя на них путресцин , когда они приближаются к нему. Затем Найджел отправляется в «Адский аквариум» мелового периода (75 миллионов лет назад). Огромное количество различных хищников, в том числе акул, гигантских хищных рыб Xiphactinus и гигантских мозазавров , делает меловой период самым смертоносным морем всех времен. Помимо хищников, Найджел также встречает множество других животных мелового периода, таких как водная птица Гесперорнис , плезиозавр Эласмозавр , птерозавр Птеранодон и гигантская морская черепаха Архелон . |
Прием
[ редактировать ]Отзывы
[ редактировать ]В статье для The Spectator Саймон Хоггарт похвалил «Морских чудовищ », назвав его «потрясающим». Хоггарт особенно похвалил работу Марвена в качестве ведущего сериала, написав, что он обладал «мальчишеским энтузиазмом Джейми Оливера , радостно прыгающего за борт в поисках более устрашающих компьютерных симуляций» и что Марвен «вполне может быть компьютерным симуляцией». Единственным аспектом сериала, который Хоггарт считал недостатком, было повествование, которое он счел «непонятным» и «бессмысленным». [ 22 ]
Брат Пол Хоггарт дал сериалу отрицательную рецензию в The Times . Хотя Хоггарт писал, что предыдущие части серии « Прогулки с...» «несмотря на некоторые сомнительные озвучки» были «потрясающими и потрясающими развлечениями», он заявил, что в « Морских монстрах» было «слишком мало монстров и слишком много Найджела Марвина [так в оригинале] пытается изобразить «испуганный», когда к нему предположительно приближается изображение гигантского кальмара в рожке мороженого». Хоггарт также считал, что включение ведущего в предыдущий сериал « Прогулка с пещерными людьми» (2003, с участием Роберта Уинстона ) было «глупым», и написал в отношении « Морских монстров » , что «если вы беспокоитесь, лошадь может устать , ради всего святого». не наряжай его в дурацкий костюм». [ 23 ]
Награды
[ редактировать ]В 2004 году «Морские монстры» получили телевизионную премию BAFTA за лучшие визуальные эффекты. [ 11 ] Сериал также был номинирован на премию Общества визуальных эффектов за выдающиеся визуальные эффекты в телесериале. [ 24 ] [ 25 ] За свою работу в «Морских монстрах» и предшествующем фильме «Земля гигантов » Найджел Марвен был номинирован на премию программы Королевского телевизионного общества как лучший ведущий (фактический). [ 26 ]
Включение ведущего
[ редактировать ]
Включение ведущего вместо простого повествования подверглось резкой критике со стороны биолога-эволюциониста Ричарда Докинза , который заявил, что «я думаю, что программы Найджела Марвена ужасны, ужасны - действительно наивны». Докинз уточнил, заявив, что «они думают, что публика настолько глупа, что не может наслаждаться зрелищем самих животных» и «разве это, по крайней мере, покровительственно и снисходительно, когда телевизионщики предполагают, не спрашивая их, что что их аудитория не сможет справиться с наукой, если таблетка не покрыта сахаром личного анекдота?». Защищая «Морских монстров» , Джаспер Джеймс не поверил, что сериал носит покровительственный характер, заявив, что «если вы можете наслаждаться драматизмом программы, одновременно изучая что-то, то это здорово». [ 1 ]
Включение ведущего дикой природы в « Морские чудовища» и в предыдущие выпуски было интерпретировано исследователем Винсентом Кэмпбеллом в 2008 году как развитие техник, уже использованных в «Прогулке с динозаврами» , где некоторые животные были изображены влияющими на снимающую их камеру, например, Тираннозавр ревет, в результате чего объектив камеры покрывается слюной. Кэмпбелл заявил, что появление программ о доисторических животных под руководством ведущих можно рассматривать как способ включить традиционный способ изображения доисторических животных как «киномонстров», но адаптируя его для документального контекста о природе. Кэмпбелл также отметил, что заслуги ведущих документальных фильмов о дикой природе — это более широкая тема, выходящая за рамки просто « Морских чудовищ» . [ 27 ] Неортодоксальный «хватание животных» и энергичный стиль презентации, используемый такими ведущими, как Марвен и Стив Ирвин, также стал предметом споров в документальных фильмах о современной дикой природе. [ 28 ] В 2016 году Кэмпбелл подтвердил свою предыдущую оценку, написав, что включение Марвен, как и сцен, где животные воздействуют на камеру в предыдущих сериях, послужило усилению реализма сериала. По словам Кэмпбелла, сцены взаимодействия Марвена с животными были «построены так, чтобы соответствовать аналогичным сценам в фильмах о естествознании под руководством ведущего по образцу Стива Ирвина». [ 29 ]
Как и в предыдущих частях серии « Прогулки с…» , некоторые учёные опасались, что «Морские чудовища» пожертвовали научной точностью ради драмы и развлечения. Части серии, такие как брачное поведение различных животных, могут быть только предположениями и догадками, но в самой программе не разъясняется, что является фактом, а что нет. Докинз отметил, что «в прошлых программах Найджела Марвена они не давали зрителю никаких указаний на то, что известно, а что является предположением». В ответ на такие опасения Джеймс заявил, что в сериале ничего не говорилось, «если для этого не было каких-либо доказательств». [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Палеонтологи назвали морских чудовищ источником вдохновения для своей карьеры. Джек А. Купер, который возглавил группу, исследующую размер тела мегалодона, и опубликовал исследование по этому поводу в 2020 году, [ 30 ] назвал появление животного в « Морских монстрах» источником вдохновения, которое заставило его продолжить карьеру в области палеонтологии и вдохновило его на изучение древней акулы. Когда программа впервые вышла в эфир, Куперу было шесть лет, и он помнил, что был одновременно напуган и очарован. [ 31 ] После публикации статьи Найджел Марвен написал в Твиттере свои поздравления Куперу. [ 32 ]
В других СМИ
[ редактировать ]Книга-компаньон
[ редактировать ]Джаспер Джеймс и Найджел Марвен стали соавторами сопутствующей книги к этой серии под названием « Морские монстры: доисторические хищники глубин» (опубликованной в США под названием « Преследуемые морскими монстрами: доисторические хищники глубин »). Книга начинается с описания Большого взрыва , после чего рассматриваются семь периодов времени, представленных в сериале, от ордовика до плиоцена, которые называются «семи самыми смертоносными морями всех времен». В каждой главе представлены изображения животных, представленных в сериале, а на боковых панелях представлена информация о каждом из представленных животных, в том числе о том, как произносить их имена, их классификацию, размер и рацион. [ 33 ]
В обзоре в журнале «Учитель науки » ЛаРю Селлерс похвалил книгу, написав, что, несмотря на то, что она основана на телепрограмме, книга «выделяется особняком как выдающийся источник информации об океанских хищниках каждой геологической эпохи». Селлерс пришел к выводу, что «эта книга станет отличным дополнением к библиотеке любого учителя средней школы» и что «учащиеся могут использовать ее в качестве справочного источника, и они определенно будут очарованы замечательными иллюстрациями». [ 33 ] В обзоре книги, опубликованном в Publishers Weekly, она названа «увлекательной, хотя и несколько бесхитростной», уделяя большое внимание более захватывающим аспектам доисторической жизни, таким как размер и зубы, и отмечается, что «сочетание в книге сенсационности, мрачной графики и основательного научного изложения» считается, что он стимулирует начинающих палеонтологов». [ 9 ]
Веб-сайт
[ редактировать ]В 2003 году был запущен веб-сайт, сопровождающий « Морские монстры» , на котором представлен обратный отсчет семи морей, представленных в сериале, файлы фактов о различных животных и флеш-игра , « Морские монстры» в которой игроки выполняют задания, чтобы выжить. различные доисторические моря. [ 34 ]
Выставка
[ редактировать ]Выставка по мотивам сериала « Морские чудовища » проходила в Международном центре Борнмута в Дорсете с 23 июля по 11 сентября 2011 года. [ 3 ] На выставке были представлены крупные животные, живущие сегодня в океанах, такие как гигантский кальмар , большая белая акула. [ 3 ] и гигантская акула , [ 35 ] наряду с доисторическими морскими существами, такими как Лиоплевродон и Лидсихтис . [ 3 ] Помимо существ, представленных в серии « Морские чудовища» , на выставке также были представлены некоторые животные, которых не было в оригинальной серии, например, кембрийский хищник Anomalocaris . [ 3 ] Современные и доисторические существа были представлены не только посредством фотографий и рендеров из «Морских монстров» , но и в виде полномасштабных моделей, созданных Avalanche Studios , позволяющих посетителям увидеть их размеры. Другие интерактивные особенности выставки включали песочницу, где дети могли раскапывать окаменелости, станцию рисования, где дети могли рисовать своих динозавров, и большой зеленый экран, на котором посетители могли увидеть себя рядом с различными доисторическими морскими существами. [ 35 ] Помимо изображений самих морских существ, на выставке также была представлена закулисная информация о технологиях и методах, используемых для «возвращения к жизни» доисторических животных. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полное название: Морские монстры: Трилогия о прогулках с динозаврами. [ 2 ] [ 3 ]
- ↑ В обоих предыдущих сериалах «Прогулка с динозаврами» (1999) и «Прогулка с зверями» (2001) были эпизоды, посвященные водной жизни. [ 6 ] [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кеттлуэлл, Джулианна (7 ноября 2003 г.). «Древние морские чудовища наносят ответный удар» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Прогулка с динозаврами» . BBC Один . Проверено 12 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уолли, Майк (17 июля 2011 г.). «Обратный отсчет до выставки морских монстров» . Блог «Все о динозаврах» . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Стен, Майкл (2022). «1999: BBC моделирует доисторическую дикую природу» . Общественное понимание науки . 31 (4): 524–529. дои : 10.1177/09636625211068944 . ISSN 0963-6625 . ПМИД 35062833 . S2CID 246165620 .
- ^ Перейти обратно: а б с д «ДОКУМЕНТАЦИЯ: Последнее Урсафари» . Зеркало (на немецком языке). 2004 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Прогулка с динозаврами – Жестокое море» . bbc.co.uk. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «Прогулка со зверями – убийца китов» . bbc.co.uk. Проверено 27 октября 2020 г.
- ^ «BBC – Наука и природа – Самые смертоносные моря» . bbc.co.uk. Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Преследуемые морскими чудовищами: доисторические хищники глубин» . Издательский еженедельник . 2003 . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Хейнс, Тим; Чемберс, Пол (2006). Полное руководство по доисторической жизни . Книги Светлячка. стр. 21, 132. ISBN. 1-55407-125-9 .
- ^ Перейти обратно: а б «Морские чудовища | Невозможные картины» . Невозможные изображения.co.uk . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Хюэлсман, Эрик (1 марта 2000 г.). «Прогулка с динозаврами» . Всемирная сеть анимации . Проверено 11 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Framestore CFC создает морских монстров» . Сеть «Творческая планета» . 15 февраля 2012 года . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Морские монстры BBC — глобальные решения для кино: производственные услуги и управление рисками» . globalfilmsolutions.com . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Марвен, Найджел (9 августа 2019 г.). «Твит Найджела Марвена» . Твиттер . Проверено 17 октября 2020 г. [ самостоятельная публикация ]
- ^ «Преследуемые динозаврами: интервью Нагеля Марвена» . Ютуб . 2002. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ Марвен, Найджел; Джеймс, Джаспер (2004). Преследуемые морскими чудовищами: Доисторические хищники глубин . Издательство ДК . п. 7. ISBN 978-0756603755 .
- ^ «Главная страница» . Карен Хейли . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Кино, телевидение и реклама» . Существа Кроули . 24 мая 2019 года . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Баррелл, Ян (30 июля 2003 г.). «В своем осеннем составе BBC смотрит в прошлое» . Независимый . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и https://www.barb.co.uk/viewing-data/weekly-top-30/ Еженедельные 30 лучших программ BARB Web. Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Хоггарт, Саймон (15 ноября 2003 г.). «Фактор изворотливости» . Зрительский архив . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Хоггарт, Пол (10 ноября 2003 г.). «Телеобзор» . Таймс . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ «Объявлены номинанты на премию ВЭС 2004» . Всемирная сеть анимации . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «2-я ежегодная премия ВЭЗ» . ВЕС . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Номинации на премию программы РТС» . Хранитель . 25 февраля 2004 г. Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Кэмпбелл, Винсент (1 марта 2009 г.). «Шоу о вымерших животных: традиция палеоизображений и компьютерные изображения в реальных телевизионных программах» . Общественное понимание науки . 18 (2): 199–213. дои : 10.1177/0963662507081246 . ISSN 0963-6625 . ПМИД 19579684 . S2CID 45821717 .
- ^ Мартин, Николь (9 июня 2008 г.). «Ведущий дикой природы Стив Ирвин был «утомительным», - говорит Саймон Кинг» . Телеграф . Лондон . Проверено 17 октября 2020 г.
- ^ Кэмпбелл, Винсент (2016), Кэмпбелл, Винсент (редактор), «Палеонтология: монстры из затерянных миров» , документальный фильм о науке, развлечениях и телевидении , Palgrave Macmillan UK, стр. 102, номер домена : 10.1057/978-1-137-38538-3_4 , ISBN 978-1-137-38538-3
- ^ Купер, Дж.А.; Пимьенто, К.; Феррон, ХГ; Бентон, MJ (2020). «Размеры тела вымершей гигантской акулы Otodus megalodon : 2D-реконструкция» . Научные отчеты . 10 (14596): 14596. Бибкод : 2020NatSR..1014596C . дои : 10.1038/s41598-020-71387-y . ПМЦ 7471939 . ПМИД 32883981 .
- ^ Маркес, Мелисса Кристина. «Измерение мегалодона: ученые выяснили, насколько большой когда-то была эта акула» . Форбс . Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Марвен, Найджел (4 сентября 2020 г.). «Твит Найджела Марвена» . Твиттер . Проверено 3 февраля 2021 г. [ самостоятельная публикация ]
- ^ Перейти обратно: а б Селлерс, ЛаРю (2004). «Преследуемые морскими чудовищами: доисторические хищники глубин» . Учитель естественных наук . 71 (7): 85.
- ^ «BBC – Наука и природа – Морские чудовища» . www.bbc.co.uk. Проверено 26 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Взгляд за кулисы выставки «Морские монстры» BIC» . Борнмут Эхо . 27 июля 2011 года . Проверено 17 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]