Сбитие турецкого F-4 Phantom в 2012 г.
![]() RF-4E Phantom II ВВС Турции, аналогичный рассматриваемому | |
Перестрелка | |
---|---|
Дата | 22 июня 2012 г. |
Краткое содержание | Сбит зенитным огнем сирийской армии |
Сайт | Граница Сирии и Турции 35 ° 50'01 ″ с.ш. 35 ° 30'36 ″ в.д. / 35,8335 ° с.ш. 35,5099 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Макдоннелл Дуглас RF-4E Фантом II |
Оператор | ![]() |
Регистрация | 77-0314 [1] |
Начало рейса | Авиабаза Эрхач |
Оккупанты | 2 |
Экипаж | 2 |
Погибшие | 2 |
Выжившие | 0 |
22 июня 2012 года турецкий самолет-разведчик McDonnell Douglas RF-4E Phantom II был перехвачен и сбит сирийской армией в международном воздушном пространстве после нарушения воздушного пространства Сирии. [2] [3] Пилоты самолета погибли; их искали как турецкие, так и сирийские силы, а в начале июля обнаружили их тела. Этот инцидент стал частью серии инцидентов между Турцией и Сирией с начала гражданской войны в Сирии и значительно обострил напряженность между двумя странами.
Фон
[ редактировать ]
Отношения между Сирией и Турцией уже были омрачены нападением на автобус турецкого паломника . Кроме того, 9 апреля 2012 года сирийский посол в Турции был вызван после того, как сирийские войска открыли огонь через сирийско-турецкую границу . В результате инцидента по меньшей мере два человека погибли и многие получили ранения. [4]
Событие
[ редактировать ]Самолет-разведчик типа RF-4E принадлежал 173-му крылу 7-й группы главного реактивного базирования, дислоцированной на авиабазе Эрхач в Малатье . [5]
Самолет пилотировали лейтенант Гёкхан Эртан и летный офицер Хасан Хусейн Аксой. [6] вылетел 22 июня 2012 года с задачей помочь в испытании турецкой радиолокационной системы. Согласно данным радара, самолет летел между Кипром и Хатаем над Средиземным морем на высоте около FL 210, на высоте 21 000 футов, в 11:06 по местному времени (08:06 UTC). В целях радиолокационных испытаний он снизился по мере приближения к Хатаю. В 11:14 RF-4E находился на FL086, а через девять минут снизился до FL075 прямо над Хатаем. В 11:23 самолет изменил курс, направляясь теперь к Средиземному морю, и продолжил снижение. В 11:37 он достиг эшелона FL020 и продолжал снижаться для целей проверки радара. Самолет прибыл в 11:42 на границу суверенного воздушного пространства Сирии, в 12 морских милях (22 км) от береговой линии, пролетев на высоте 200 футов. [7]
В этот момент самолет нарушил воздушное пространство Сирии и в течение пяти минут летал в ее воздушном пространстве. Турецкая радиолокационная база, контролирующая полет, предупредила RF-4E о необходимости немедленно изменить курс и покинуть воздушное пространство. В 11:47 он покинул воздушное пространство Сирии и взял курс на север в направлении Хатая, набрав высоту FL030. Во время нарушения воздушного пространства и после него самолет не получил никаких предупреждений или предупреждений от сирийских военных властей. Пилоты снова изменили курс на Средиземное море, чтобы продолжить миссию по испытанию радаров. В 11:50 пилоты обратились к турецкой радиолокационной базе за помощью в информации о маршруте, чтобы больше не нарушать воздушное пространство Сирии. Самолет летел в международном воздушном пространстве и был виден на экранах радаров до 12:02. [7]
RF-4E был поражен сирийской ракетой класса «земля-воздух» у побережья. Экипаж мог быть предупрежден о приближении ракеты и безуспешно пытался уклониться. [8] Это был первый случай, когда какой-либо вариант F-4 был сбит после войны в Персидском заливе . [9]
Последствия
[ редактировать ]ВМС Турции и Сирии искали пропавшие самолеты и экипаж. [10]
Исследовательское судно США EV Nautilus прибыло через три дня к месту крушения, чтобы присоединиться к поисково-спасательным операциям. Два ее дистанционно управляемых аппарата Hercules и Argus провели поиск на морском дне на глубине 1280 м (4200 футов), обнаружили обломки самолета и подняли части сбитого самолета на поверхность. Тела пилотов были подняты с помощью корабельного крана турецкими водолазами в ходе 45-минутной операции 4 июля 2012 года. [11] [12]
Сирийские военные заявили, что истребители нарушили воздушное пространство Сирии. Президент Турции Абдуллах Гюль и другие представители не подтвердили это, хотя Гюль заявил, что «реактивные истребители иногда летают и вылетают через [национальные] границы». [13]
Гюль заявил, что «невозможно скрыть подобное. Все, что необходимо, несомненно, будет сделано». [14] Лидер турецкой политической партии заявил, что самолет был сбит российским военным кораблем, а заместитель премьер-министра Бюлент Арынч также заявил, что он был сбит ракетой с лазерным или тепловым наведением, а не зенитным огнем, как утверждает сирийское правительство. утверждал. [15]
3 июля 2012 года президент Сирии заявил, что сожалеет об инциденте и не допустит открытого конфликта с Турцией. [2]
Изменение политики Турции в отношении сирийских атак привело в октябре к серии пограничных столкновений .
См. также
[ редактировать ]- Перечень происшествий и происшествий с участием военной авиации (2010–2019 гг.)
- Сбитый российский Су-24 в 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «На сегодняшний день разбилось 12 самолетов RF-4E» . Сабах (на турецком языке) . Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Асад сожалеет о сбитом турецком самолете и говорит, что не допустит открытого боя с Анкарой» . Al Arabiya News , 3 июля 2012 г. Дата обращения: 3 июля 2012 г.
- ^ «Сирийские военные заявили, что сбили турецкий истребитель» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 22 июня 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Мьюир, Джим (9 апреля 2012 г.). «Турция протестует, когда сирийцы открыли огонь на границе» . Новости Би-би-си . Проверено 9 апреля 2012 г.
- ^ Демир, Метехан (22 июня 2012 г.). «Турецкий военный самолет разбился у берегов Сирии» . Хюрриет (на турецком языке) . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Потрясающее заявление отца пилота» . Сабах (на турецком языке). 25 июня 2012 года . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Маршрут, по которому следовал турецкий самолет, минута за минутой» . Актиф Хабер (на турецком языке). 24 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 1 октября 2012 года .
- ^ «Турецкие пилоты заметили сирийскую ракету, но спасти самолет не смогли» . Сегодняшний Заман. 19 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 г.
- ^ «Буря в пустыне была первой и последней войной для F-4G Advanced Wild Weasel» .
- ^ Джонатон Берч и Эрика Соломон (23 июня 2012 г.). «Турецкие и сирийские силы ищут сбитый турецкий самолет» . Рейтер . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ «По мнению Анкары, утверждение о том, что «пилоты погибли» — ложь!» . Радикальный (на турецком языке). 1 октября 2012 года . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Турция обнаруживает тела пилотов сбитого самолета . Aljazeera.com.
- ^ «Турецкий военный самолет, сбитый Сирией, «возможно, пересек границу » . Новости Би-би-си . 23 июня 2012 года . Проверено 27 сентября 2012 г.
- ^ Стек, Лиам (23 июня 2012 г.). «Турция обещает принять меры после сбития самолета Сирией» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июня 2012 г.
- ↑ Лидер DSP: Россия сбила самолет ракетой нового поколения. Архивировано 18 сентября 2012 года в Wayback Machine . Todayszaman.com (10 августа 2012 г.).
- Инциденты сбития самолетов 21 века
- 2012 в Турции
- Катастрофы 2012 года в Турции
- 2012 год в Сирии
- Катастрофы 2012 года в Сирии
- Аварии и инциденты с участием военной авиации
- Авиационные происшествия и происшествия в 2012 году
- Авиационные происшествия и инциденты в Сирии
- Авиационные происшествия и происшествия в Турции
- Участие сирийских ВВС в гражданской войне в Сирии
- Участие турецких ВВС в гражданской войне в Сирии
- Военные операции сирийской гражданской войны в 2012 г.
- Сирийско-турецкие отношения
- Боевые действия и бои «воздух-воздух»
- События июня 2012 г. в Сирии
- События июня 2012 г. в Турции