Пак Со Бо
Пак Со Бо | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | Пак Со Бо |
Ханджа | |
Пересмотренная романизация | Бак Со-Бо |
МакКьюн-Рейшауэр | Пак Со-Бо |
Пак Со-бо ( корейский : 박서보 , Ханджа : 朴栖甫; 15 ноября 1931 - 14 октября 2023) был южнокорейским художником, известным своей серией «Écriture» (с 1967 г.), участием в движении Korean Art Informel и особыми формальными проблемами. вокруг живописи, что побудило критиков и искусствоведов назвать его ведущим художником Дансаэхва .
Пак был частью первого поколения художников, которые начали строить свою карьеру после Корейской войны после того, как выросли в условиях японского колониального правления , их учеба была прервана началом Корейской войны и они пережили конфликт. Большая часть ранних работ Пака возникла в ответ на его собственный опыт того времени.
После окончания Университета Хонгик Пак находился на периферии мира общества и искусства, будучи одновременно уклонистом от призыва, скрывающимся под новым именем (измененным на Пак Чжэ Хон), и ярым критиком Национальной художественной выставки ( Кукджон сокращенно ). Пак присоединился к Ассоциации современных художников ( Hyeondae Misul Hyeohoe ) в 1957 году и стал одной из главных фигур корейского движения Art Informel вместе с другими членами ассоциации. Пак стремился концептуально и материально бросить вызов представлениям о живописи того времени с помощью своих абстрактных картин, в которых экспериментировали с текстурой, цветом, материалом, линиями и формой. Основным направлением его практики на протяжении последних полувека было исследование формальных возможностей живописи посредством акцента на процессе и снижения акцента на художественном замысле в его серии «Écriture».
Увеличение возможностей писать об иностранных художниках и путешествовать за границу также вынудило Пак играть активную роль в продвижении корейского современного искусства в местном и глобальном масштабе. Наставничество Пака над студентами Хонгика, курирование выставок с участием начинающих художников-авангардистов и работа в Корейской ассоциации изящных искусств (KFFA) сыграли решающую роль в поддержке поколений современных корейских художников. В частности, его работа в KFFA сыграла центральную роль в развитии Дансаэхвы.
После основания Фонда искусства и культуры Со-бо в 1994 году Пак передал руководство своему сыну в 2014 году. Свою последнюю ретроспективу он провел в Национальном музее современного искусства Кореи (MMCA) в 2019 году, и сейчас существуют два музея, посвященные его творчеству. Пак работал и жил в Ёнхуэйдоне , Сеул .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пак родился в округе Ечхон , Кейсохоку-до ( провинция Северный Кёнсан ), Корея, Японская империя , 15 ноября 1931 года. Он был третьим из восьми детей в семье отца Пак Джэхуна и матери Нам Кимэ. Первоначально его звали Пак Чжэ Хон, но в 1955 году он начал использовать имя Пак Со Бо, чтобы избежать призыва в армию. В 1934 году его семья переехала из Ечхона в Ансон в провинции Кёнгидо . Именно там его отец начал работать местным адвокатом в их доме.
В детстве Пак любил рисовать. Большую часть своего времени он проводил, копируя картины корейских художников, таких как Ким Ын Хо. Хотя его отец хотел, чтобы он изучал право, Пак настоял на том, чтобы продолжать заниматься искусством в школе. [ 1 ] : 354
Образование
[ редактировать ]Университет Хонгик (1950–1955)
[ редактировать ]Несмотря на сопротивление отца, Пак поступил в Колледж изящных искусств Университета Хонгик, чтобы изучать корейскую живопись под руководством И Ынгро . Однако его первый год обучения был прерван началом Корейской войны . Он едва пережил войну, пережив внезапную кончину своего отца, призывы как северокорейских, так и южнокорейских войск, а также долгую зиму, проведенную в эвакуации из своего родного города Ансон в Масан пешей .
Из-за войны Хонгик временно переехал в Пусан , что позволило Паку вернуться в школу в 1952 году. Чтобы прокормить себя, Пак продавал портреты американским солдатам на улице и в ресторанах, но не зарабатывал достаточно, чтобы прокормиться. и дом сам. Он часто спал в пустых классах, и ему приходилось полагаться на то, что другие покупали ему еду. Он собирал материалы из мусорных баков и крал пакеты соевого соуса из китайских ресторанов, чтобы рисовать ими. [ 2 ]
Будучи студентом второго курса, он сменил специальность на западную живопись, потому что ни один из его профессоров с кафедры корейской живописи не остался. Он учился у Кима Ванки, прежде чем окончил его в 1955 году. Однако Пак так и не присутствовал на выпускной церемонии. Чтобы избежать призыва в армию, он сменил имя на Пак Со Бо. Он был в бегах, пока 16 мая 1961 года не выиграл дело против военных. [ 1 ] : 355
Институт живописи Ли Бонсана (1957)
[ редактировать ]Пак поступил в институт в Ангукдоне , Сеул. Такие художники, как Бан Гынтхэк, Ким Чан-Юль и Ха Ин-ду, часто посещали институт, и все вместе они стали известны как «школа Ангук».
Карьера
[ редактировать ]Ассоциация современных художников ( Хёндэ Мисуль Хёхо ) (1957–1958)
[ редактировать ]Пак присоединился к Ассоциации современных художников в 1957 году, в которую входили такие художники, как Ким Чан Ёль , Чан Сон Сон, Ха Ин Ду и Ким Со Бон. Историк искусства Ким Ённа называет эту группу вторым поколением корейского авангарда, которому предшествовали такие художники, как Ким Ванки и Мун Хаксу, чье творчество во многом определялось художественными тенденциями Японии. Напротив, молодое поколение художников смотрело на европейский и американский мир искусства. [ 3 ] : 149 Многие из них также были частью первого поколения художников, окончивших художественные школы, созданные после Освобождения . [ 3 ] : 181
Корейское художественное информельное движение
[ редактировать ]Несмотря на ограниченную информацию об Art Informel в Европе и абстрактном экспрессионизме в США, которая была доступна в Корее, художники Ассоциации современных художников возглавили корейское движение Art Informel. Пак отверг связь между корейским движением Art Informel и его зарубежным аналогом. [ 4 ] : 85 но Ким Ённа утверждает, что формальное сходство оправдывает связь, которую историки искусства и критики установили между ними. [ 3 ] : 181
Пака Картина № 1 (1957), представленная на Третьей современной выставке в 1958 году, теперь считается первым произведением корейского информельного искусства. [ 5 ] : 25
Выставки
[ редактировать ]Ассоциация стала одной из ведущих сил, бросивших вызов институциональному контролю ), организованная Министерством культуры и общественной информации Национальная художественная выставка ( Дэхан мингук мисул чолламхо, сокращенно «Кукчон» над корейским миром искусства, который осуществляла . Пак выигрывал призы в салонах 1954 и 1955 годов. Однако Пак утверждал, что к 1956 году он обнаружил в салоне элементы «коррумпированного антимодерна» и «феодализма». [ 6 ] В результате он и художники Ким Чон Сон, Мун У Сик и Ким Ён Хван повесили плакат с манифестом, осуждающим салон, у входа на их выставку, проходившую в галерее здания Тонбанг Мунхва в мае 1956 года. Пак утверждает, что это положило начало коллективной позиции художников-авангардистов против национальной выставки. [ 7 ]
Пак также отвернулся от Куджона, решив участвовать в выставках Ассоциации Хёндэ под названием «Современная выставка» ( -джон после ) присоединения к группе.
Пак представил семь картин на Третью современную выставку, проходившую в галерее Хвашин с 15 по 23 мая 1958 года. Первая из семи картин, получившая серийное название « Картина № 1» и т. д., теперь является единственной сохранившейся работой с выставки. [ 3 ] : 206 Ким Ённа считает серию, написанную в 1957 году, свидетельством серьезного отхода стиля Пака от репрезентации. [ 3 ] : 206
Фотографии Пака, рисующего большое полотно для четвертой выставки, проходившей в музее Токсугун с 28 ноября по 8 декабря 1958 года, появились в таких газетах, как Hanguk Ilbo и The Korean Republic . Однако впоследствии некоторые члены ассоциации раскритиковали Пака и проголосовали за его исключение из группы. [ 3 ] : 211
В шестом варианте Пак предложил ассоциации подтолкнуть правительство к поддержке корейских художников, которые хотят выставляться за рубежом, и собрать средства для корейского павильона на Венецианской биеннале . [ 1 ] : 359 Пак продолжал выступать за расширение мира корейского искусства за пределы национальных границ, когда он сам смог выехать за границу.
Глобальное воздействие (1960-е годы)
[ редактировать ]Художественная критика
[ редактировать ]Пак начал писать для Dong-A Ilbo в августе 1960 года, знакомя корейских читателей с крупными художниками-авангардистами Европы и Америки, такими как Джексон Поллок , Жан Дюбюффе , Роберто Криппа, Ханс Хартунг и Жорж Матье .
Путешествие за границу
[ редактировать ]Пак поехал в Париж в январе 1961 года в качестве представителя Кореи на Международной выставке молодых художников ЮНЕСКО и пробыл там год.
Находясь там, он критически исследовал мир парижского искусства и делал репортажи о выставках. Пак описал корейским читателям доминирование Informel в Париже в то время:
В настоящее время парижская арт-сцена насыщена «Art Informel», инициатором которой выступил Мишель Тапье . Некоторые художники рассматривают это изменение как сигнал о возрождении фигуративного искусства, а другие даже говорят, что возврат к фигуративному искусству является должным курсом, установленным в истории искусства. Я думаю, что они высмеивают его ценность. Это был ленивый способ признать свою ценность. Да, это правда, что «Арт-Информель» проник в художественную среду. Если предположить, что вы смотрите на это как на кризис, то этот «кризис» проистекает из противоречия внутри абстрактного искусства, а не из возрождения фигуративного искусства. И еще одна косвенная причина нынешнего симптома на арт-сцене заключается в том, что многие люди без разбора подхватили абстракцию. [ 8 ]
Парк особенно заинтересовался творчеством испанских художников, таких как Антони Тапиес и Маноло Милларес . [ 3 ] : 217 Их влияние присутствует в произведении Péché Originel No. 8 («Первородный грех № 8»), которое он создал для совместной выставки «Jeunes Peintres du Monde à Paris».
Стремясь продемонстрировать парижской публике способности корейских художников, Пак убедил президента Ассоциации корейских студентов во Франции Шин Ёнчхоля, Ли Иль и консула корейского посольства Ро Ёнчана встретиться с организаторами Парижской биеннале и призвать их разрешить корейским артисты примут участие. Они добились успеха в своих усилиях и позволили Корее принять участие в ее первой международной выставке. [ 1 ] : 360
В результате Пак снова поехал в Париж в 1963 году в составе группы, представляющей Корею на 3-й Парижской биеннале. Два года спустя он также был одним из представителей Кореи на 8-й биеннале в Сан-Паулу .
Дансаэхва (начало 1970-х)
[ редактировать ]Связь с корейским Art Informel
[ редактировать ]Ряд художников Дансаэхва конца 1950-х - середины 1960-х годов были активны в движении Art Informel в Корее, и Пак Со Бо проследил тенденцию использования ограниченной цветовой палитры в Дансаэхва, восходящую к этому движению. [ 9 ] : 118
Выставки
[ редактировать ]«Пак Со-Бо: Écriture» (Галерея Мураматус, Токио ; Галерея Мёндон, Сеул, 1973) была одной из выставок, которую критик О Кван Су определил как часть тенденции перехода от экспериментальной скульптуры и инсталляции к живописи, характеризующейся «отсутствие имиджа». [ 10 ] : 22 Этот сдвиг в сторону стиля, который позже будет идентифицирован как Дансаэхва, завершился групповой выставкой 1975 года «Пять корейских художников, пять видов белого», которую кураторы и искусствоведы часто называют первой крупной выставкой Дансаэхва. [ 11 ] : 21 Пак был одним из пяти художников, чьи работы были показаны.
Преподавательская и административная работа (начало 1960–1990-х гг.)
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Вернувшись в Сеул, Пак начал преподавать в своей альма-матер в 1962 году. Пак получил звание доцента в 1964 году, но ушел в отставку в 1967 году. Живя в уединении, Пак в том же году разработал свою серию «Écriture», увидев своего трехлетнего ребенка. сын Сын Хо неоднократно пишет и стирает слово «Корея» на листе с сеткой. [ 1 ] : 363–364 В это время он также начал изучать классическую восточноазиатскую философию.
Позже Пак вернулся, чтобы преподавать в Хонгике, став деканом Высшей школы промышленных искусств с 1985 по 1986 год и деканом Колледжа изящных искусств с 1986 по 1990 год. В 2000 году он получил от Хонгика степень почетного доктора.
Корейская ассоциация художников-пластиков
[ редактировать ]Художники и архитекторы, такие как Ким Свугын, присоединились к ассоциации, которую Пак основал в январе 1968 года.
Корейская ассоциация изящных искусств (KFAA)
[ редактировать ]Положение Пака сначала вице-председателя (1970–77), а затем председателя (1977–1980) Международного отдела Корейской ассоциации изящных искусств (KFAA) позволило ему организовать крупномасштабные выставки экспериментального искусства, которые положили начало карьере новых художников. художников-экспериментаторов и обеспечил решающую известность, необходимую художникам-авангардистам для выхода на международную художественную арену. [ 11 ] : 20 Художник Ли Уфан утверждает, что Дансаэхва был бы невозможен без посредничества Пака между учреждениями и артистами в распределении ресурсов от первых ко вторым. [ 12 ] : 21
Организация выставок
[ редактировать ]Пак продолжал продвигать и поддерживать современных корейских художников на протяжении 1980-х годов, работая комиссаром 11-й Парижской биеннале в 1980 году, сотрудничая с критиком Ли Кёнсоном в курировании выставки под названием «Искусство современной бумаги: Корея и Япония» в 1983 году и призывая директор Венецианской биеннале снова построил корейский павильон в 1988 году, когда его пригласили принять участие в специальной выставке 43-й итерации .
События и достижения в конце карьеры (1990–2023 гг.)
[ редактировать ]Студия
[ редактировать ]Пак начал строить для себя студию в Ансоне , провинция Кёнгидо, в 1980 году, которую он назвал «Хансодан» в честь Хансоама ( конфуцианского ученого И Хвана обители ). В 1990 году воры украли из его студии сотни работ, но многие из работ в итоге удалось вернуть. Однако шесть лет спустя случайный пожар уничтожил около 300 произведений искусства, что побудило Пака переместить свою студию в Согё-дон в Сеуле. Затем он поручил архитектору создать для него студию и дом в Сонсандоне , Сеул.
Ретроспективы
[ редактировать ]Пак провел две крупные ретроспективы в Национальном музее современного искусства Кореи (MMCA): первая в 1991 году под названием «Живопись Пак Со Бо: сорок лет», а вторая под названием «Пак Со Бо: неутомимый старатель». "в 2019 году.
Фундамент
[ редактировать ]Пак основал Фонд искусства и культуры Со-бо в 1994 году и был президентом до тех пор, пока его первый сын не вступил во владение им в 2014 году.
Специализированные музеи
[ редактировать ]В настоящее время строятся два музея, специально предназначенные для хранения работ Пака. Один находится в Чонногу , Сеул, а другой — частный музей на острове Чеджу .
произведение искусства
[ редактировать ]Серия «Примордиалис» (1957 – середина 1960-х).
[ редактировать ]Вернувшись в Корею из Парижа в 1961 году, Пак начал создавать свою серию «Primordialis ( wanhyeongjil )», используя более темную палитру. Парк использовал мастихины и расчески, чтобы вырезать слои черного и коричневого пигмента, а иногда добавлял к холстам лен.
Пак заявил, что эта серия возникла на основе его опыта во время Корейской войны и знакомства с серией Жана Фотрие «Отаге» (1942–45) через японский журнал Bijutsu Techo . Картины Фотрие напомнили Паку его воспоминания о Корейской войне. [ 13 ]
Серия «Наследник» (конец 1960-х – 1970-е).
[ редактировать ]Серия «Наследие ( юджонджиль )» возникла из-за его интереса к космосу и желания экспериментировать с аэрозольной краской и яркими цветами, часто используя корейскую цветовую палитру обангсэк (белый, черный, синий, желтый и красный). В некоторых работах серии изображены безликие одетые фигуры, напоминающие работы Джорджа Сигала , на что Пак считает, что они оказали влияние. [ 14 ] : 65
Часть этой серии Пак представил на выставке «Современная корейская живопись» в Национальном музее современного искусства в Токио . Именно во время этой поездки в Японию Пак познакомился с Кваком Инсиком, Ли Уфаном и Итами Джуном.
Пак представил еще одну работу, «Эредитариус I», на «5-й Международной выставке молодых художников — Азия-Япония». . [ 1 ] : 365
Искусство инсталляции (1969–1970).
[ редактировать ]Пак попробовал свои силы в искусстве инсталляций, продемонстрировав работы из своей серии «Наследие» на выставке Expo 1970 года в Осаке. В фильме «Пустое пространство / Генетический фактор и пространство» (1970) представлен ряд предметов одежды, отформованных вокруг пропавшей человеческой фигуры, и гроб с телом, похороненным под песком. Однако произведение подверглось цензуре как якобы антиправительственное.
К 1970 году Пак полностью прекратил работу над сериалами «Примордиалис» и «Наследственный».
Серия «Письмо» (1967–2023).
[ редактировать ]В серии «Écriture» Пака представлены холсты, покрытые левкасом , и линии, проведенные из верхнего левого угла в правый нижний угол. По словам Пака, повторяющийся жест позволил ему стать единым целым с природой и оставить на поверхности физические остатки этого союза. [ 3 ] : 192 Пак экспериментировал с этим методом более пятидесяти лет, сознательно решив не показывать работы до 1973 года. [ 15 ]
Первоначально Пак назвал сериал Myobeop (метод), но переименовал его в Écriture (что означает «письмо» на французском языке) после того, как критик Бан Гын Тэк предложил ему этот термин. несколько лет спустя [ 16 ] : 86
Хотя в ранних работах своей серии он использовал карандаш и краску, позже он использовал и другие инструменты и материалы, в том числе ханджи .
Ханджи (начало 1980-х)
[ редактировать ]Пак начал использовать ханджи (корейскую бумагу) в сериале в 1980-х годах. Как и в своих более ранних работах «Écriture», Пак рисовал линии карандашом, но сначала добавлял под краску слои ханджи. Для создания линий он начал использовать другие инструменты, такие как деревянные палки, железо и свои руки.
Пак присутствовал на дискуссии с Робертом Раушенбергом , Дэвидом Хокни и Идой Шоичи на Международной бумажной конференции 1983 года, где он рассказал о своей работе с ханджи.
Черно-белое (начало 1990-х)
[ редактировать ]К 1990-м годам Пак перешел на черно-белую палитру для своей серии «Écriture». Он рисовал наброски, используя мелок, карандаш и корректирующую ручку на бумаге, а затем копировал их, используя бумагу ханджи, смоченную водой, карандаши и острые инструменты.
Расширение цветовой палитры (2000-е)
[ редактировать ]Пак наполнил свои работы взрывами цвета, включая ярко-красные, желтые, зеленые, синие и даже пастельные розовые оттенки. Пак утверждает, что эти цвета взяты из чистой красоты природы, и что он начал использовать их в надежде, что они окажут успокаивающее действие на зрителей. [ 17 ] : 58
Метод
[ редактировать ]Акцент на процессе
[ редактировать ]Как и художник Квон Ён У, Пак утверждал необходимость создания произведений без заранее определенной техники или концепции, подчеркивая важность действия и преуменьшая значение художественного замысла. [ 18 ] Таким образом, хотя он и сравнивал свои бумажные работы с дневниками, они не являются выражением его самого. Скорее, его роль как художника заключалась в том, чтобы позволить материалу говорить самому за себя. [ 19 ] : 11
Отвечая на вопрос о том, как тот факт, что Пак позволил своим помощникам выполнить работу, связан с идеями Пака о художественном замысле, Пак провел аналогию между художественным творчеством и текущей водой:
Это как получать воду из разных источников. Спускается ли она с горы и собирается в глиняные кувшины или цистерны, вода всегда течет естественным образом и способна принимать форму и форму всего, что ее содержит. Точно так же я хочу, чтобы что-то выглядело так же ясно и естественно, как вода. Я хочу контролировать свою энергию как средство генерации идей и хочу, исходя из собственного опыта, выполнять свою работу без какого-либо конкретного намерения. [ 20 ]
Цвет
[ редактировать ]Парк часто использовал в своих работах различные оттенки белого, избегая чистых белых оттенков и ярких цветов, которые навязывают природе волю художника:
Сущность моего искусства заключается в взгляде на природу. Оно основано на представлении, рассматривающем человека как часть природы и поддерживающем единство человека с природой. Я всегда думаю, что мы не должны насиловать природу. Это заставило меня отказаться от ярких цветов и вместо этого использовать белый цвет и карандаши. Чистый белый цвет показался мне сильным, поэтому я сделал его белым. Чтобы установить связь между влажной белой краской и карандашом, я повторяю это действие до тех пор, пока они не перестанут доминировать над другим своим собственным характером. [ 21 ] : 93
Отношение к традиционному корейскому искусству
[ редактировать ]Пак назвал гончаров эпохи Чосон своими методологическими предшественниками: [ 22 ] и его любимый вид искусства — лунный кувшин . [ 13 ] Он также сравнил свой процесс с литературной живописью . [ 23 ] : 61
Пак считал, что философская подоплека его работ отличает его, как и другие произведения искусства Дансаэхва, от западного искусства. [ 17 ] : 57
Критический прием
[ редактировать ]журналист Чхон Сынбок, корейский , писавший в 1960 году, описывает необычные качества работ Пака, которые бросают вызов типичным определениям живописи:
«В грамматическом смысле надо сказать, что его работы трудно назвать живописью, ибо это художник сознательного действия, который берется за любопытный металл и химический материал и мало настоящей краски, которая ему слишком дорога. Сказать, что живопись действия, подобная его, является многозначной и, следовательно, не живописью, это все равно, что сказать, что продвинутая математика, такая как дифференциальное исчисление, не относится к области математики.
Со-Бо никогда не покупает нормальные холсты. Вместо этого он идет в магазин металлолома в странном углу подержанного рынка у Восточных ворот, где берет большой кусок использованного брезента для палаток. Этот холст обычно полон пыли и дыр, но цена очень приемлемая для художника, который с трудом может продать хотя бы одну картину в год.
Как он рисует картину? Червь в его голове кусает, пока он сдирает пыль с самодельного холста. Затем он накалывает на холст несколько кусков использованной конопляной ткани, цементирует их, наклеивает медный или бронзовый порошок, обжигает поверхность фонариком, а затем разъедает ее части химикатами. В результате получается комплекс материалов серовато-черного, белого и в некоторых местах мерцающего красного цвета, создающий атмосферу таинственности, передающую что-то вроде неразборчивой подписи шамана. Люди жалуются, что подобные его картины трудно понять.
Картина молчит, но у хорошей картины есть убедительные голоса тишины. Этими голосами художник действия должен передать непрерывную дихотомию между желанием дать прямое выражение чувству и желанием создать чистую гармонию, которая является конфликтом, присущим развитию современного искусства». [ 24 ]
Критик Тошиаки Минемура определяет суть работ Пака как «структурированную полупрозрачность», которая является одновременно формальным качеством его картин и фундаментальным принципом в процессе создания каждой работы. [ 25 ]
Историк искусства Ким Исун связывает процесс Пака с буддийскими идеями о связи между повторением и просветлением. [ 26 ] : 83
Историк искусства Джоан Ки описывает практику Пака как фундаментально связанную с свободой действий живописи и руководствующуюся верой в то, что живопись - это «постоянно самообновляющаяся среда... возможности которой лучше всего реализуются, когда она подвергается определенным ограничениям». [ 23 ] : 59, 63 Она также отмечает, что Пак, как и многие другие корейские художники того времени, был вовлечен в более масштабные дискуссии о том, как определить корейское искусство в отличие от некорейского искусства. Паку пришлось изучить возможности участия в более широком дискурсе за пределами Кореи, передавая при этом особенности своего культурного контекста. [ 23 ] : 61
Кураторы, такие как Александра Манро, часто подчеркивают внимание Пак к материальности, которая не характерна для какого-то одного средства массовой информации. [ 16 ] : 88
Критики предложили для сравнения Пака ряд некорейских артистов, в том числе Сая Твомбли и Джаспера Джонса . [ 27 ]
Критик и куратор Шинён Чунг утверждает, что, хотя более поздние, наполненные цветом работы Пака, являются свежими, его новым картинам не хватает смысла и резонанса более ранних итераций. [ 28 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В Институте живописи Ли Бонсана он встретил младшую студентку-художницу по имени Юн Мён Сук, и они поженились в 1958 году. [ 29 ] У них было трое детей. [ нужна ссылка ]
Позже Пак жил в доме в Ёнхуэйдоне, Сеул, со своей женой и семьей второго сына. [ нужна ссылка ]
Пак перенес инфаркт миокарда в 1994 году и инфаркт мозга в 2009 году. [ нужна ссылка ]
В феврале 2022 года Пак сообщил о своем продвинутом диагнозе рака легких и о своем решении не обращаться за лечением. Он умер от рака легких 14 октября 2023 года в возрасте 91 года. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
Выставки
[ редактировать ]Последние персональные выставки
|
---|
Недавние групповые выставки
|
---|
Награды
[ редактировать ]Награды
|
---|
Коллекции
[ редактировать ]Коллекции
|
---|
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пак Со Бо, Сун Чо и Барбара Блюминк. Опустошите разум: искусство Пак Со Бо . Нью-Йорк: Издательство Assouline Publishing, 2008.
- Ю Джинсан и Ник Херман, ред. Искусство Дансаэхва . Эксх. кот. Сеул: Галерея Кукче, 2014.
- Лим, Кейт. Пак Со-бо: от авангарда до книги . Сеул: На самом деле книги, 2014.
- Пак Сынсук. Неутомимый великий работник: жизнь и искусство Пак Со Бо . Сеул: Издательство Inmul Publishing Co., 2019.
- Фальво, Роза Мария, изд. Пак Со Бо: Écriture . Милан: Мондадори Электа, 2022.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пак Со-Бо: Неутомимый прилагатель , отл. кот. (Сеул: Национальный музей современного искусства, 2019).
- ↑ Пак Со Бо, интервью программе "The World" (WGBH/BBC Radio, Бостон), 29 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Ким Ённа, Корейское искусство 20-го века (Лондон: Лоуренс Кинг, 2005).
- ^ "1950 nyeondae ui han'guk misul (Корейское искусство 1950-х годов)", Han'guk hyeondai misul jeonjip (Серия корейского современного искусства), том. 20 (Сеул Хангук Ильбоса, 1979), 90.
- ^ Пак Ёнгран, «Пак Со-Бо: Неутомимый старатель», в книге « Пак Со-Бо: Неутомимый старатель» , экс. кот. (Сеул: Национальный музей современного искусства, 2019), 25-28.
- ^ Пак Со-бо, «Чехомджок хангук чонви мисул (Экспериментальное корейское авангардное искусство)», Space (ноябрь 1966 г.), 84–85.
- ^ Пак Со Бо, цитируется в книге «Корейское искусство 20-го века» (Лондон: Лоуренс Кинг, 2005), 228.
- ↑ Пак Со Бо, Кён Хян Синмун (3 декабря 1961 г.).
- ^ «О цвете в современной живописи: дискуссия за круглым столом с Пак Собо, Сим Мун Сып, Такамацу Дзиро, Суга Кишио, Хикосака Наоёси и Ли Уфан (модератор)» в книге « Со всех сторон: Тансаэхва об абстракции» , exh. кот. (Лос-Анджелес: Blum & Poe, 2014), 118–127, первоначально опубликовано как отрывки из книги Хикосака Наойоши, Ли Уфана, Пак Собо, Сим Мун Сып, Суга Кишио и Такамацу Дзиро, «Гэндай кайга но сикисай о мэгутте», Бидзюцу техо 29, вып. 425, октябрь 1977 г., 168–74, 183–89.
- ^ О Кван Су, «Отсутствие изображения», в Dansaekhwa 1960-е 2010-е годы: Первичные документы по корейской абстрактной живописи (Сеул: Корейская служба управления искусством, 2017), 22–23, первоначально опубликовано в Сеуле Пхёнгрон , вып. 5 (1973): 47.
- ^ Перейти обратно: а б Юн Джин Соп, «Мир Дансаэхва: дух, тактильность и производительность», в «Искусстве Дансаэхва» , exh. кот. (Сеул, Галерея Кукдже, 2014), 19-27.
- ↑ Ли Уфан, цитата из книги «Мир Дансаэхва: дух, тактильность и исполнение», в книге «Искусство Дансаэхва» , исх. кот. (Сеул: Галерея Кукдже, 2014), 19–27.
- ^ Перейти обратно: а б Пак Со-бо, «Анкета: Пак Со-Бо», пер. Зои Чун и Эрика Мин, Frieze , № 178 (апрель 2016 г.), 160.
- ↑ Пак Со-бо, цитируется в «Парк Со-Бо: Нулевая степень Écriture», в книге « Пак Со-Бо: Неутомимый старатель» , исх. кот. (Сеул: Национальный музей современного искусства, 2019), 65-70.
- ^ «Пак Со-Бо: Крестный отец современного корейского искусства», интервью Инес Мин, Ocula (2 ноября 2018 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Александра Манро, «Пространство многих измерений», в книге « Парк Со-Бо: Неутомимый старатель» , экс. кот. (Сеул: Национальный музей современного искусства, 2019), 85-89.
- ^ Перейти обратно: а б Пак Со Бо, «Ученик природы», интервью HG Masters, ArtAsiaPacific 126 (ноябрь/декабрь 2021 г.), 54–61.
- ^ Пак Со-Бо, «Из моей записной книжки с фрагментарными мыслями», в книге « Со всех сторон: Тансаэхва об абстракции» , exh cat. (Лос-Анджелес: Blum & Poe, 2014), 140, первоначально опубликовано как «Dansang not'eueseo», Space , no. 125, ноябрь 1977 г., 46.
- ^ Льюис Биггс, «Работа с природой», в книге « Работа с природой: современное искусство из Кореи» , exh. кот. (Ливерпуль: Галерея Тейт, 1992), 8–13.
- ^ «Парк Со-Бо с Робертом Морганом», Бруклинская железная дорога (июль – август 2006 г.), https://brooklynrail.org/2006/07/art/seo-bo-park .
- ^ Пак Со-бо, цитируется в «Дансэхва: эстетика корейской абстрактной живописи», в журнале «Корейское искусство 1953 года: столкновение, инновации, взаимодействие» (Лондон: Phaidon, 2020), 73–95.
- ^ «Интервью: Пак Со-Бо проводит уникальную выставку», Дон-А Ильбо , 1 октября 1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джоан Ки, «Живопись веры», в книге « Парк Со-Бо: Неутомимый старатель» , отл. кот. (Сеул: Национальный музей современного искусства, 2019), 59–63.
- ↑ Чхон Сынбок, Корейская Республика (26 ноября 1960 г.).
- ^ Тошиаки Минемура, «С бороздами под плугом», в парке, Со-бо , отл. кот. (Сеул: Галерея Hyundai, 1988).
- ^ Ким Исун, «Дансэхва: эстетика корейской абстрактной живописи», в журнале «Корейское искусство 1953 года: столкновение, инновации, взаимодействие» (Лондон: Phaidon, 2020), 73–95.
- ^ Эдвард Леффингвелл, «Пак Со Бо: Арарио», Искусство в Америке (март 2009 г.), 146.
- ^ Синён Чунг, «Пак Со-Бо: Художественный музей Кёнгидо», Artforum 46, вып. 2 (октябрь 2007 г.), 391.
- ^ Эндрю Рассет (16 июня 2021 г.). «Выдающаяся фигура в южнокорейском искусстве планирует свое наследие» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Чхве, Джи-вон (14 октября 2023 г.). «Мастер Дансаэква Пак Со Бо умирает в 92 года от рака» . Корейский вестник . Проверено 14 октября 2023 г. Примечание. В статье используются восточноазиатские методы расчета возраста , когда Паку 92 года.
- ^ «[Эксклюзив] Мастер монохромной живописи Пак Со Бо скончался» . Чосон (на корейском языке). 14 октября 2023 г. Проверено 14 октября 2023 г.
- ^ Анжелика Вилла (15 октября 2022 г.). «Пак Со Бо, ключевая фигура движения Дансаэхва, умер в возрасте 91 года» . Новости АРТ .