Права человека в Исландии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
Исландия обычно считается одной из ведущих стран мира с точки зрения прав человека, которыми пользуются ее граждане. Права человека гарантируются разделами VI и VII Конституции Исландии . должность Омбудсмена С 1989 года существует . Выборы являются свободными и справедливыми, силы безопасности подчиняются гражданским властям, нет никакого насилия со стороны государства, а правозащитным группам разрешено действовать без ограничений. Свобода вероисповедания гарантирована, а дискриминация по признаку сексуальной ориентации является незаконной.
Генеральный комитет исландского парламента , Альтинг, отвечает за законодательный надзор за соблюдением прав человека. [ 1 ]
В интервью 2012 года член Комитета ООН по правам человека выделил две основные проблемы с правами человека в Исландии: «неравенство между женщинами и мужчинами... особенно на рынке труда» и «сексуальное насилие над детьми». [ 2 ]
Альтинг Омбудсмен
[ редактировать ]Омбудсмен Альтинга избирается парламентом. Частные лица могут подавать жалобы омбудсмену на действия государственных должностных лиц, а омбудсмен может потребовать ознакомления с правительственными отчетами и заставить чиновников дать показания. Хотя омбудсмен может давать только рекомендации, а не приказы, правительство обычно действует в соответствии с этими рекомендациями. [ 1 ]
Гражданские свободы
[ редактировать ]Конституция Исландии гарантирует свободу слова и прессы. В Исландии существует полная свобода Интернета, академическая свобода, свобода собраний и ассоциаций, а также свобода религии. Также существует полная свобода передвижения внутри страны, свобода выезда за границу, выезда из страны и возвращения обратно. Исландия принимает беженцев; принудительное изгнание незаконно. [ 1 ] Однако, по мнению экономистов Джона Дэниэлссона и Рагнара Арнасона, банковский кризис 2008 года в Исландии затронул некоторые свободы. В статье, опубликованной в ноябре 2011 года, они отметили, что «исландским фирмам, стремящимся инвестировать за границу, редко требуется разрешение Центрального банка. Гражданам Исландии необходимо разрешение правительства для поездок за границу, поскольку для получения строго нормированной иностранной валюты для поездок необходима лицензия Центрального банка. Любой человек, желающий эмигрировать из Исландии, по крайней мере частично оказывается под контролем контроля за движением капитала из-за невозможности перевести свои активы за границу – ограничение на эмиграцию, которое обычно не наблюдается в демократических странах. Такое игнорирование гражданских прав людей в результате контроля за движением капитала нарушает юридические обязательства Исландии в соответствии с четырьмя европейскими свободами». [ 3 ]
Права жертв изнасилования и домашнего насилия
[ редактировать ]Хотя изнасилование может наказываться тюремным заключением на срок до 16 лет, типичный срок составляет не более трех лет. Поступали жалобы на то, что в случаях изнасилования бремя доказывания настолько тяжелое, что препятствует сообщению о таких преступлениях и судебному преследованию. Хотя наказание за домашнее насилие также может составлять до 16 лет лишения свободы, поскольку закон разрешает судьям «ужесточивать сроки наказания лицам, совершившим насилие в отношении лиц, с которыми они имели семейные отношения или иные тесные связи», таких случаев домашнего насилия не было. случаев насилия в 2010 году, по которым приговоры были ужесточены. Более того, количество женщин, обращающихся за медицинской помощью и консультациями после бытовых инцидентов, значительно превышает число женщин, фактически сообщивших о таких инцидентах, и некоторые наблюдатели объясняют это нечастостью реальных осуждений и мягкими приговорами для осужденных. [ 1 ]
Исландское законодательство определяет сексуальное домогательство очень широко, включая любую деятельность, которая воспринимается как неуважительная. Те, кто считает, что подверглись преследованиям, могут сообщить об инцидентах в Комитет по жалобам по равному статусу. Хотя исландские суды имеют право издавать запретительные судебные приказы, критики жалуются, что такие приказы не имели желаемого эффекта, поскольку они выдавались слишком редко и занимали слишком много времени. Жертвы сексуальных домогательств имеют право быть представленными адвокатами, но большинство таких жертв предпочитают не подавать в суд. [ 1 ]
Семейные права и гендерное равенство
[ редактировать ]Исландцы имеют право сами определять, сколько детей у них будет; они имеют свободный доступ к противозачаточным средствам, а также к дородовой, акушерской и послеродовой помощи. По закону женщины равны мужчинам, но в среднем зарабатывают меньше. Центр гендерного равенства (CGE) продвигает гендерное равенство и предоставляет консультации и обучение по этому вопросу различным государственным и частным учреждениям. Нарушения гендерного равенства рассматриваются Комитетом по рассмотрению жалоб по равному статусу, члены которого назначаются министром социальных дел и социального обеспечения, который также назначает членов Совета по равному статусу, который выносит рекомендации по улучшению равенства на рабочем месте. [ 1 ]
Брошюра CGE, адресованная женщинам-иностранкам в Исландии, объясняет им, каковы их права. жители Исландии, а также содержит информацию об исландском законодательстве в отношении проживания, брака, развода, опеки, социальных пособий и домашнего насилия. Кроме того, он предоставляет контактную информацию организаций, которые могут помочь женщинам, подвергшимся насилию. В брошюре объясняется, что мужчины и женщины в Исландии равны, а насилие и угрозы в отношении женщин незаконны. В нем также полезно рассматривается ряд практических нарушений прав человека, с которыми иностранные женщины могут столкнуться в своей жизни. [ 4 ]
Исландский центр по правам человека (IHRC) отметил, что в 2006 году до 40% женщин, ищущих убежища в женском приюте в Рейкьявике, были иммигрантами. Ранее женщины-иностранки, которые бросили своих супругов в течение трех лет после получения вида на жительство, теряли право на жительство, что приводило к случаям, когда женщины оставались в жестоких браках, чтобы избежать депортации. Хотя правительство Исландии заявило, что знает об этой проблеме, и заявило, что на практике оно регулярно продлевает виды на жительство женщинам в таких ситуациях, многие такие женщины не знали об этой практике. Две недавние поправки к Закону об иностранных гражданах касаются этих ситуаций. Одна из поправок лишает женщин-иммигрантов права на получение вида на жительство на основании совместного проживания с партнерами, о которых известно, что они подвергались жестокому обращению; Другая поправка поощряет женщин прекращать такие отношения, предлагая им возможность подать заявление на получение другого типа вида на жительство. Хотя МКПЧ высоко оценивает эти поправки, она утверждает, что было сделано недостаточно для защиты и помощи женщинам-иммигрантам, в частности для того, чтобы помочь им выучить исландский язык и стать полноправными членами общества. [ 5 ]
Права инвалидов
[ редактировать ]Хотя исландское законодательство запрещает дискриминацию в отношении инвалидов и требует, чтобы такая люди «отдают предпочтение государственной работе», защитники интересов инвалидов жалуются, что эти законы не соблюдаются в полной мере и что люди с ограниченными возможностями составляют большинство бедняков Исландии. Исландское законодательство гарантирует инвалидам «доступ к зданиям, информации и коммуникациям»; тем не менее, хотя предполагается, что нарушения наказываются тюремным заключением на срок до двух лет, защитники интересов инвалидов жалуются, что такие наказания «редко, если вообще когда-либо», имеют место. Государственным органом, главным образом отвечающим за права инвалидов, является Министерство социальных дел и социального обеспечения. [ 1 ] МКПЧ согласен с тем, что, хотя положение инвалидов в Исландии «значительно улучшилось» за последние годы, «инвалиды в Исландии обычно страдают от дискриминации, например, в отношении права на образование, жилье и участие в общественной жизни». [ 5 ] [ 6 ]
Права ЛГБТ
[ редактировать ]В 2010 году не было сообщений о насилии или дискриминации в Исландии по признаку сексуальной ориентации или ВИЧ/СПИД-статуса. [ 1 ] В отчете IHRC за 2011 год отмечалось, что во многом благодаря усилиям Национальной организации лесбиянок и геев (ныне Национальная организация гомосексуалистов), основанной в 1978 году, геи стали более открыто высказываться о своей ориентации и теперь пользуются широкой популярностью. прием в Исландии. В последние годы NQO и IHRC сосредоточили свои усилия на правах трансгендеров, особенно на отсутствии законодательства по вопросам трансгендеров. МКПЧ отмечает, что в последнее время трансгендерам стало проще официально менять свои имена и пол. МКПЧ далее отмечает, что «права усыновления и законное право на клиническое оплодотворение лесбиянок были установлены в 2006 году, а 11 июня 2010 года парламентом был принят новый универсальный закон о браке, в равной степени применимый к гетеро- и гомосексуальным парам». [ 5 ]
Расовая дискриминация и права иммигрантов
[ редактировать ]Хотя статья 65 Конституции Исландии устанавливает равенство всех исландцев и запрещает расовую дискриминацию, тем не менее, Конституция Исландии датируется 1944 годом, до появления термина «расовая дискриминация» в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. . Хотя в ряде исландских законов также подчеркиваются конституционные гарантии равенства, МКПЧ жалуется, что исландское законодательство не дает четкого определения расовой дискриминации и не обеспечивает достаточных мер по борьбе с дискриминацией МКПЧ также раскритиковал Исландию за неспособность подписать или ратифицировать Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. [ 5 ]
Некоторые иммигранты из Восточной Европы подвергались преследованиям в Исландии, а в сентябре 2010 года исландские СМИ сосредоточили внимание на деле кубинского отца и сына, которые ненадолго покинули страну после серии нападений на их дом. После этого эпизода другие иммигранты рассказали в средствах массовой информации о своем собственном опыте борьбы с расизмом. [ 1 ]
Права сотрудников
[ редактировать ]Согласно исландскому законодательству, работники могут создавать профсоюзы, независимые от правительства и политических партий, и вступать в них. Около 80–85 процентов работающих в Исландии являются членами профсоюзов, и 100 процентов охвачены коллективными договорами. Сотрудники имеют право на забастовку, хотя правительство ввело обязательное посредничество в тех случаях, когда забастовки поставили под угрозу важные отрасли экономики, такие как рыболовство. В марте 2010 года парламент Исландии запретил забастовку авиамехаников компании «Icelandair». Хотя принудительный труд является незаконным, поступали сообщения о женщинах, которых продавали в Исландию для сексуальной эксплуатации, и о мужчинах, которых продавали в страну для работы в строительстве, производстве и ресторанах. Есть признаки того, что мужчины, большинство из которых являются выходцами из Восточной Европы, сознательно и охотно идут на нелегальную работу в Исландии, чтобы заработать больше, чем они зарабатывали бы дома. [ 1 ]
МКПЧ отметила, что действительно существуют «признаки того, что Исландия теперь является страной назначения для торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации», и предполагает, что иностранные женщины, работающие в исландских стриптиз-клубах, являются примерами такой торговли людьми. «Есть истории о женщинах, приехавших в страну для работы в стриптиз-клубе, у которых отобрали паспорта и обратные билеты и заставили отработать долг, прежде чем они смогли покинуть клуб», — сообщает IHRC, которая отметила, что оно, наряду с исландским женским движением, уже давно выступает за принятие закона, который обеспечил бы «защиту жертв и свидетелей» для людей, вовлеченных в торговлю людьми. Хотя в парламент было представлено несколько законопроектов, предусматривающих такую защиту, ни один такой закон до сих пор не принят. [ 5 ]
В Исландии запрещено нанимать лиц младше 16 лет «на фабрики, на корабли или в другие места, которые являются опасными или требуют тяжелого труда», хотя дети 14 или 15 лет «могут работать неполный рабочий день или во время школьных каникул на легких, неопасные работы». Администрация по охране труда (AOSH) обеспечивает соблюдение этих правил.
В Исландии нет официальной минимальной заработной платы. Вместо этого минимальная заработная плата для конкретных профессий оговаривается в коллективных договорах, которые могут быть «общеотраслевыми, общеотраслевыми или, в некоторых случаях, специфичными для конкретной компании». Официальная рабочая неделя составляет 40 часов, включая почти три часа перерывов. Любой, кто работает более восьми часов в день, должен получать оплату сверхурочной работы. [ 1 ]
Права заключенных и задержанных
[ редактировать ]Условия содержания в тюрьмах в Исландии в целом соответствуют международным стандартам. [ нужна ссылка ] Для женщин существует отдельная тюрьма минимального режима, но поскольку количество женщин-заключенных в Исландии, как правило, невелико (в любой момент времени их среднее число составляет четыре), некоторые заключенные-мужчины также содержатся там, хотя и в разных камерах. Несовершеннолетние правонарушители обычно содержатся в учреждениях, находящихся под надзором Государственного агентства по защите детей. Более того, иногда, когда главная тюрьма Литла-Храун или следственный изолятор Рейкьявика переполнены, подследственные содержатся в местных полицейских участках. В 2010 году из-за переполненности тюрем в очереди на отбывание наказания стояли 276 человек, осужденных за преступления. [ нужна ссылка ]
произвольные аресты и задержания В Исландии запрещены . Когда лица приговорены к лишению свободы на срок менее шести месяцев, Управление тюрем и пробации (PPA) имеет право приговаривать их к общественным работам, а не к тюремному заключению. Заключенные могут принимать посетителей и жаловаться на условия содержания в судебные органы и парламентскому омбудсмену. В 2010 году не было ни одного заявления о нечеловеческих условиях содержания в тюрьме. [ 1 ] [ сомнительно – обсудить ]
Исландия на протяжении десятилетий подвергалась критике со стороны правозащитных организаций за широкое использование одиночного заключения . Сюда входит доклад Комитета Совета Европы по предотвращению пыток за 1994 год . [ 7 ] и отчет Amnesty International за 2023 год . [ 8 ]
Полномочия полиции и процедуры ареста
[ редактировать ]Исландская полиция, находящаяся под гражданской властью, «может производить аресты при ряде обстоятельств: когда они считают, что преступление, влекущее за собой уголовное преследование, было совершено, когда они видят необходимость предотвратить дальнейшие преступления или уничтожение доказательств, когда им необходимо защитить подозреваемого или когда человек отказывается подчиняться приказу полиции двигаться. Ордера на арест обычно не применяются; Уголовный кодекс прямо требует выдачи ордеров только на арест лиц, которые не явились в суд на слушание или суд или в тюрьму для отбывания наказания». Согласно исландскому законодательству, арестованным лицам необходимо немедленно сообщить, в чем их обвиняют, проинформировать об их правах и предстать перед судьей в течение 24 часов после ареста. Они имеют право на адвоката, а те, кто не может позволить себе платить за адвоката, имеют право на адвоката по своему выбору, оплачиваемого государством, хотя в случае признания их виновными они обязаны возместить правительству расходы на свою защиту. [ 1 ]
Судебная система и судебные процедуры
[ редактировать ]Исландская судебная система независима. Судья самостоятельно решает, оставить ли подозреваемого под стражей на время расследования преступления или освободить его до суда. Системы залога нет.
Конституция Исландии гарантирует справедливое судебное разбирательство. Хотя судебные процессы обычно открыты для публики, они могут проводиться за закрытыми дверями по просьбе обвиняемого или по делам, касающимся несовершеннолетних. Здесь нет присяжных, а есть судьи или коллегии из нескольких судей. Обвиняемые имеют право присутствовать на судебном заседании, беседовать со свидетелями и представлять доказательства. В некоторых случаях прокуроры могут представить доказательства, полученные незаконным путем. Обвиняемые могут обжаловать приговоры в Верховном суде.
В Исландии нет различия между уголовными и гражданскими судами. Судебная власть существует на двух уровнях: окружные суды и Верховный суд.
Обыски домов без предварительного постановления суда разрешены иммиграционным законодательством в некоторых случаях, связанных с возможным иммиграционным мошенничеством. [ 1 ]
Правозащитные организации
[ редактировать ]Институт прав человека
[ редактировать ]Институт прав человека описывает себя как «независимое учреждение, основанное Исландским университетом, Исландским обществом юристов и Исландским обществом судей 14 апреля 1994 года». Со штаб-квартирой в Лёгберге на Судургате он проводит «исследования, касающиеся юридических аспектов прав человека, следит за распространением результатов исследований и поддерживает преподавание в этой области. С этой целью совет института должен, например, инициировать семинары по вопросам прав человека и оказывать поддержку студентам, преподавателям, юристам, судьям и другим лицам в учебе, а также инициировать информационные встречи по вопросам прав человека». [ 9 ]
Исландский центр по правам человека
[ редактировать ]Исландский центр по правам человека (IHRC) описывает свою цель как «продвижение прав человека путем сбора информации и повышения осведомленности о проблемах прав человека в Исландии и за рубежом. Центр работает над тем, чтобы сделать информацию о правах человека доступной для общественности, организуя конференции и семинары по вопросам прав человека, а также обеспечивая образование в области прав человека». Он «также продвигает правовую реформу и исследования в области прав человека и создал единственную специализированную библиотеку по правам человека в Исландии». Кроме того, он «выполняет роль наблюдателя и с момента своего создания комментировал десятки законопроектов и государственной политики, а также предоставлял информацию международным наблюдательным органам о состоянии прав человека в Исландии». [ 10 ] МКПЧ отмечает, что он «взял на себя функции национального правозащитного учреждения, изложенные в Парижских принципах ООН, хотя его полномочия, независимость и финансирование не установлены законом». [ 5 ]
Участие в основных договорах по правам человека
[ редактировать ]Основные договоры Организации Объединенных Наций [ 11 ] | Участие Исландии | Основные договоры Совета Европы [ 12 ] | Участие Исландии |
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации | Ратифицирован в 1967 г. | Европейская конвенция по правам человека | Ратифицирован в 1953 г. |
Международный пакт о гражданских и политических правах | Ратифицирован в 1979 г. | Протокол 1 (ЕКПЧ) | Ратифицирован в 1953 г. |
Первый Факультативный протокол (МПГПП) | Присоединение в 1979 г. | Протокол 4 (ЕКПЧ) | Ратифицирован в 1967 г. |
Второй Факультативный протокол (МПГПП) | Ратификация в 1991 году | Протокол 6 (ЕКПЧ) | Ратифицирован в 1987 г. |
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах | Ратифицирован в 1979 г. | Протокол 7 (ЕКПЧ) | Ратифицирован в 1987 г. |
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин | Ратифицирован в 1985 г. | Протокол 12 (ЕКПЧ) | Подписано в 2000 году |
Факультативный протокол (КЛДЖ) | Ратифицировано в 2001 году | Протокол 13 (ЕКПЧ) | Ратифицирован в 2004 г. |
Конвенция ООН против пыток | Ратифицирован в 1996 г. | Европейская социальная хартия | Ратифицирован в 1976 г. |
Дополнительный протокол (CAT) | Подписано в 2003 году | Дополнительный протокол 1988 г. (ESC) | Подписано в 1988 году. |
Конвенция о правах ребенка | Ратифицирован в 1992 году | Дополнительный протокол 1995 г. (ESC) | Не подписано |
Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (КПР) | Ратифицировано в 2001 году | Пересмотренная Европейская социальная хартия | Подписано в 1998 году. |
Факультативный протокол о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (КПР) | Ратифицировано в 2001 году | Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания | Ратифицирован в 1990 году |
Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей | Не подписано | Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств | Подписано в 1999 году |
Конвенция о правах инвалидов | Подписано в 2007 году | Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств | Подписано в 1995 г. |
Факультативный протокол (КПИ) | Подписано в 2007 году | Конвенция о противодействии торговле людьми | Подписано в 2005 г. |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Отчет о правах человека за 2010 год: Исландия» . Государственный департамент США. 8 апреля 2011 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Центр гражданских и политических прав (CCPR) (27 июля 2012 г.). «Профессор Флинтерман обсуждает основные вопросы обзора 5-го периодического доклада Исландии» . Комитет по правам человека – 105-я сессия – Обзор Исландии . Ютуб. Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Дэниэлссон, Джон; Арнасон, Рагнар (14 ноября 2011 г.). «Контроль за движением капитала совершенно не подходит для Исландии» . Вокс . Центр исследований экономической политики . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ «Ваши права: важная информация для иностранок в Исландии» . Исландский правозащитный центр. Архивировано из оригинала 12 июля 2013 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Исландский центр по правам человека» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2013 г. Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ «Отчет гражданского общества о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП)» (PDF) . Исландский центр по правам человека. 20 апреля 2011 года . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Отчет правительству Исландии о визите в Исландию Европейского комитета по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (ЕКПП) (PDF) (Отчет). 28 июня 1994 года. Архивировано из оригинала 1 мая 2006 года.
{{cite report}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Злоупотребление одиночным заключением в Исландии должно быть немедленно прекращено» . Международная амнистия . 31 января 2023 г.
- ^ «Институт прав человека» . Университет Исландии . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ "О нас" . Исландский центр по правам человека . Проверено 9 декабря 2012 г.
- ^ Сборник договоров - Глава IV: Права человека , Организация Объединенных Наций
- ^ Договоры о правах человека , Договорное бюро, Совет Европы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Конституция Республики Исландия
- Альтинг Омбудсмен
- Исландский центр по правам человека
- Права человека в Исландии , Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), Организация Объединенных Наций