Филистимский плен у ковчега

— Пленение Ковчега Филистимлянами эпизод, описанный в библейской истории израильтян , в котором Ковчег Завета находился во владении филистимлян , захвативших его после победы над израильтянами в битве в месте между Эбен- Эзер , где расположились станом израильтяне, и Афек (вероятно, Антипатриса ), где расположились станом филистимляне.
Повествование о ковчеге не содержит никаких упоминаний о Самуиле ; Билл Арнольд предполагает, что это сделано «для того, чтобы прославить силу ковчега Яхве». [ 1 ] Многие ученые объединяют 1 Царств 4–6 со 2 Царств 6 и считают, что они отражают древний источник, который в конечном итоге был включен в «Историю восстания Давида» или в более позднюю « Второзаконную историю» . [ 2 ]
Согласно 1 Царств 4 , до битвы ковчег находился в древнем святилище Силома , но был вынесен израильтянами в надежде на победу в войне. Израильтяне потерпели значительное поражение; Офни и Финеес , сыновья первосвященника Илия , были убиты, а ковчег захвачен. Известие о захвате ковчега было таким потрясением для Илия, что он упал со стула и умер, а жена Финееса умерла при родах, услышав эту новость, родив Икабода , имя которого означает «Где слава?» Роберт Альтер утверждает, что 1 Царств 4:22 следует перевести как «Слава изгнана из Израиля» и что история пленения филистимлян в ковчеге — это история изгнания . [ 3 ] Питер Лейтхарт предполагает, что Израиль заслуживал изгнания, но вместо этого это сделал ковчег: «Яхве ушел в изгнание, приняв на себя проклятие завета для Своего народа, и находясь в изгнании, Он сражался за них и победил богов Филистимских. " [ 4 ]

1 Царств 5 и 6 описывают, что филистимлянам пришлось переместить ковчег в несколько частей своей территории, поскольку опухоли или геморрой (« нарывы ») поразили людей в каждом городе, в который он был перенесен: Ашдод , затем Гат , затем Экрон . Септуагинта добавляет , что « мыши возникли посреди страны их». В других переводах используются слова «крысы» или «грызуны», и недавние исследования показывают, что это могла быть бубонная чума . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Стирруп указывает, что «строжесть наказаний возрастает по мере прохождения»: опухоли в Ашдоде (ст. 6–8), обширные опухоли и паника в Гате, который вызвался взять на себя Ковчег (ст. 9,10а), и опухоли у тех, кто не умер, и смертельная паника в Акроне, который «добровольно» взял ковчег (ст. 10б-12). [ 8 ] Текст явно приписывает чуму « руке Яхве » (1 Царств 5:6).
В Ашдоде, когда Ковчег был помещен в храм Дагона , на следующее утро статую Дагона нашли распростертой перед Ковчегом; после того как статую Дагона вернули на свое место, на следующее утро ее снова нашли лежащей ниц, и на этот раз у нее также были отломаны голова и руки.
Лейтхарт проводит ряд параллелей между пленением филистимлян у ковчега и египетскими казнями в Книге Исхода . Ковчег приносит бедствия, смиряет филистимских богов и возвращается полный сокровищ. [ 9 ] Фактически, филистимские прорицатели ссылаются на события Исхода в 1 Царств 6:6. По совету этих прорицателей о том, как положить конец эпидемиям, филистимляне принесли в жертву вину пять золотых опухолей и пять золотых мышей (представляющих пять филистимских правителей). Затем они положили золото вместе с ковчегом на телегу, запряженную двумя дойными коровами , которые направились прямо в Израиль и не колебались. Ковчег останавливается в Бет-Шемеше, прежде чем найти более постоянный дом в Кириаф-Иариме .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Билл Т. Арнольд, «Самуэль, Книги» в книге Билла Т. Арнольда и Хью Г.М. Уильямсона (ред.), Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (InterVarsity Press, 2005), 867.
- ^ К.Л. Спаркс, «Ковчег Завета» в книге Билла Т. Арнольда и Х.Г.М. Уильямсона (ред.), Словарь Ветхого Завета: Исторические книги (InterVarsity Press, 2005), 91.
- ^ Роберт Альтер , История Дэвида (Нью-Йорк: WW Norton, 2000), 26.
- ^ Питер Лейтхарт , Мой сын: Изложение 1 и 2 Царств ( Москва, Айдахо : Canon Press , 2003), 56.
- ^ Асенси, Виктор; Фирер, Джошуа (январь 2018 г.). «О крысах и людях: чума Пуссена в Ашдоде» . Новые инфекционные заболевания . 24 (1): 186–187. дои : 10.3201/eid2401.AC2401 . ISSN 1080-6040 . ПМЦ 5749463 .
- ^ Фримон, Фрэнк Р. (сентябрь 2005 г.). «Бубонная чума в книге Царств» . Журнал Королевского медицинского общества . 98 (9): 436. дои : 10.1177/014107680509800923 . ISSN 0141-0768 . ПМК 1199652 . ПМИД 16140864 .
- ^ 1 Царств 5:6 (Перевод Брентона Септуагинты)
- ^ А. Стирруп, « Почему Яхве победил нас сегодня перед филистимлянами?» Вопрос о повествовании о ковчеге. Архивировано 6 июля 2011 г. в Wayback Machine », Tyndale Bulletin , 51 [2000], 94.
- ↑ Питер Лейтхарт, Мой сын , 57.