Социальное мышление Артюра де Гобино
Французский аристократ Артюр де Гобино разработал ряд идей, которые оказали влияние на его жизнь, а некоторые из них повлияли на более поздних социальных мыслителей, таких как политики, антропологи и социологи. Еще будучи жив, он оказал большое влияние на «гобинизм», также известный как гобиноизм, академическое, политическое и общественное движение, сформировавшееся в Германии 19 века. [ 1 ] Этнически прогерманская, антинациональная и особенно антифранцузская идеология. [ 2 ] движение оказало влияние на немецких националистов и интеллектуалов, таких как Рихард Вагнер и Фридрих Ницше . [ 3 ]
Расовые теории
[ редактировать ]Потрясенный революцией 1848 года, Гобино впервые выразил свои расовые теории в эпической поэме 1848 года «Манфредин» . В нем он выразил свой страх перед революцией, которая станет началом конца аристократической Европы, когда к власти придут простые люди, происходящие из низших пород. [ 4 ] Стихотворение, действие которого происходит во время восстания в Неаполе против испанского владычества в 1647 году (аллегория 1848 года), касается одноименного персонажа, дворянки, о которой Гобино посвятил добрых пятьсот строк, прослеживая ее происхождение от предков викингов. [ 5 ] В нем присутствуют строки:
И немцы, показывая свои светлые волосы, Которые носили их предки, во всех уголках мира, Явятся царствующими. Нептун и его трезубец, Служите англосаксам, их последнему потомку, И населенным пустыням молодой Америки, Знайте силу этого героического народа, Но римляне, германцы, галлы, [...] Чтобы положить этому конец, Тот, кто не Жермен создан, чтобы служить.
И германский народ, демонстрирующий светлые волосы своих предков, стал править во всех уголках мира. Нептун и его трезубец служат англосаксам, их последнему потомку, и населенные пустыни молодой Америки знают силу этого героического народа. А что касается римлян, германцев, галлов, [...] короче говоря, те, кто не немцы, созданы для служения. [ 6 ]
Гобино пришел к выводу, что раса создает культуру. Он утверждал, что различия между тремя расами — «черной», «белой» и «желтой» — являются естественными барьерами; «Смешение рас» разрушает эти барьеры и приводит к хаосу. Он утверждал, что из трех рас чернокожие физически очень сильны, но неспособны к разумному мышлению. [ 7 ] Относительно «желтых» (азиатов) он сказал, что они физически и интеллектуально посредственны, но обладают чрезвычайно сильным материализмом, позволяющим им добиваться определенных результатов. [ 7 ] Наконец, Гобино писал, что белые были лучшими и величайшими из трех рас, поскольку только они были способны к разумному мышлению, созданию красоты и были самыми красивыми. [ 7 ] «Белая раса изначально обладала монополией на красоту, интеллект и силу», — писал он, и любые положительные качества, которыми обладали азиаты и чернокожие, были результатом последующего смешанного брака. [ 8 ]
Внутри белой расы произошло дальнейшее разделение на арийцев, которые были воплощением всего хорошего, что было в белой расе, и неарийцев. [ 9 ] Гобино взял термин «ариец» («светлый» или «благородный») из индуистских легенд и мифологии, в которых описывается, как Индийский субконтинент был завоеван в какой-то момент в далеком прошлом арийцами. Обычно считается, что это отразило народные воспоминания о прибытии индоевропейских народов на Индийский субконтинент. [ нужна ссылка ] В 19 веке большой общественный интерес вызвало открытие востоковедами, такими как Уильям Джонс, индоевропейских языков , а также таких явно неродственных языков, как английский, ирландский, албанский, итальянский, греческий, русский, санскрит, хинди, бенгальский. Курдский, персидский и т. д. были частью одной семьи языков, на которых говорили на обширной территории Евразии от Ирландии до Индии. [ нужна ссылка ] Древние индуистские писания с рассказами об арийских героях представляли большой интерес для ученых, пытавшихся проследить происхождение индоевропейских народов. Гобино считал, что белая раса возникла где-то в Сибири , азиаты – в Америке , а чернокожие – в Африке . [ 8 ] Он считал, что численное превосходство азиатов вынудило белых совершить обширную миграцию, которая привела их в Европу , на Ближний Восток и на Индийский субконтинент ; и Библия , и индуистские легенды об арийских героях-победителях отражали народные воспоминания об этом переселении. [ 10 ] В свою очередь, белые распались на три подрасы, а именно хамитские , семитские и иафетические народы. Последние были арийцами из индуистских легенд и были лучшими и величайшими из всех белых. [ 11 ]
Первоначально он писал, что, учитывая прошлую траекторию развития цивилизации в Европе, смешение белых рас было неизбежным и привело бы к нарастающему хаосу. Несмотря на его мнение, что белые были самой красивой из рас, он считал, что азиатские и чернокожие женщины обладают огромной силой сексуального влечения к белым мужчинам. Всякий раз, когда белые находились в непосредственной близости от чернокожих и азиатов, результатом всегда было смешение браков, поскольку белые мужчины соблазнялись красотой азиаток и чернокожих женщин в ущерб белым. [ 11 ] Хотя Гобино и не был явно одержим антисемитизмом, он считал евреев достойными похвалы за их способность избегать смешанных браков и в то же время изображал их как еще одну чуждую силу, способствующую разложению арийской Европы. [ 12 ] Гобино считал, что развитие цивилизации в другие периоды отличалось от развития его собственной, и предполагал, что другие расы могли обладать превосходными качествами в этих цивилизациях. Но он считал, что европейская цивилизация представляет собой лучшее из того, что осталось от древних цивилизаций, и обладает наиболее превосходными качествами, способными к дальнейшему выживанию.
Сосредоточьтесь на арийцах как на высшей расе.
[ редактировать ]Гобино утверждал, что арийцы основали десять великих цивилизаций мира, написав: «В десяти цивилизациях ни одна негритянская раса не рассматривается как инициатор. Только когда она смешана с какой-либо другой, она может даже быть посвящена в цивилизацию. среди желтых рас нельзя найти спонтанной цивилизации, а когда арийская кровь истощается, наступает застой». [ 13 ] Гобино, помня о своем предполагаемом благородном и франкском происхождении, классифицировал германские народы как арийцев в Европе. [ нужна ссылка ]
Он считал, что арийцы также переселились в Индию и Персию . Гобино использовал средневековую персидскую эпическую поэзию, которую он рассматривал как полностью исторически точные описания, а также красоту персидских женщин (которых он считал самыми красивыми в мире), чтобы доказать, что персы когда-то были великими арийцами, но, к сожалению, персы скрестились между собой. слишком часто с арабами-семитами ради их же блага. [ 14 ] В то же время Гобино утверждал, что в Юго-Восточной Азии чернокожие и азиаты смешались, образовав подрасу малайцев. [ 11 ] Он классифицировал Южную Европу , Юго-Восточную Европу , Ближний Восток, Центральную Азию и Северную Африку как расово смешанные страны. [ 15 ]
Основной тезис Гобино заключался в том, что европейская цивилизация текла из Греции в Рим, а затем в германскую и современную цивилизацию. Он считал, что это соответствует древней индоевропейской культуре, которую ранее антропологи ошибочно воспринимали как « арийскую » — термин, который, только индоиранцы . как известно, использовали в древние времена [ 16 ] Сюда входили группы, классифицированные по языку, такие как кельты, славяне и немцы. [ 17 ] [ 18 ] Позже Гобино стал использовать и зарезервировать термин «ариец» только для «германской расы» и описал арийцев как «германскую расу » . [ 19 ] Тем самым он представил расистскую теорию, согласно которой арийцы — то есть германские народы — были единственным положительным фактором. [ 20 ]
Гобино описывал арийцев как физически чрезвычайно красивых и очень высоких людей; огромного ума и силы, наделенный невероятной энергией, большим творческим потенциалом в искусстве и любовью к войне. [ 21 ] Как и многие другие расисты, он считал, что внешний вид определяет то, что человек делает, или, другими словами, что красивые люди создают красивое искусство, а уродливые люди создают уродливое искусство. [ 21 ] Он объяснил большую часть экономических потрясений во Франции загрязнением окружающей среды.
Несмотря на свою гордость за то, что он француз, Гобино часто нападал на многие аспекты французской жизни в период Третьей республики , называя их отражением «демократического вырождения» — а именно хаоса, который, по его мнению, возникал, когда бессмысленным массам была предоставлена политическая власть, — что означало критическое отношение Гобино в Франция была очень неоднозначной. [ 22 ] Его презрение к простым людям проявляется в его письмах, где он предпочитал называть простых людей la boue («грязь»). [ 23 ] Гобино поставил под сомнение веру в то, что черная и желтая расы принадлежат к той же человеческой семье, что и белая раса, и имеют общего предка. Не имея ни теологического, ни натуралистического образования и писавший до популярного распространения теории эволюции, Гобино считал Библию истинным повествованием о человеческой истории.
Другие взгляды и сочинения
[ редактировать ]Романы и эссе
[ редактировать ]Помимо пропаганды расизма, Гобино также написал несколько хорошо принятых романов. Такие писатели, как Марсель Пруст , Жан Кокто и Андре Жид, хвалили его как одного из величайших романистов Франции. [ 24 ] У себя на родине во Франции литературные критики часто хвалили его и до сих пор хвалят как мастера французского стиля, чьи романы написаны с элегантным воодушевлением и превосходным чувством иронии. [ 25 ] Французский критик Пьер-Луи Рей и британский историк Майкл Д. Биддисс осуждают тенденцию французских критиков отделять Гобино-расиста от Гобино-романиста, утверждая, что его романы отражают его расовые теории в такой же степени, как и « Эссаи» . [ 25 ] Роман Гобино 1874 года «Плеяды» посвящен нескольким исключительно талантливым людям, которые являются примерами «этнической стойкости» в Европе, окруженной огромными массами идиотов. [ 25 ] Во вступлении к «Плеядам » Гобино говорит, что цель романа — продвигать теорию, «что больше нет классов, что нет больше народов, а есть только — во всей Европе — отдельные личности, которые плывут, как обломки». во время потопа». [ 25 ]
Еще одно из его литературных произведений - Nouvelles Asiatiques (1876), в котором говорится о влиянии смешанных браков в современной Азии, отраженном в историях жизни самых разных групп людей. [ 26 ] Nouvelles Asiatiques уникален, поскольку его единственный роман, в котором главными героями являются небелые. Гобино Как и в других его романах, его идея в основе своей пессимистична, но позволяет проявиться сильной привязанности к Персии . [ 26 ]
Несмотря на название, Nouvelles Asiatiques представляет собой серию «восточных» рассказов, действие которых происходит в Персии, Афганистане и Центральной Азии. Его повторяющаяся тема заключается в том, что характер людей определяется расой. Примером может служить узбекская дворянка, усыновленная российским офицером, сохраняющая свирепость своей расы, пытаясь ослепить свою биологическую дочь, в то время как афганский принц возвышается над остальными из-за своей арийской крови. [ 27 ]
В своем романе 1877 года «Ренессанс » Гобино снова выдвигает на первый план тему нескольких одаренных «арийских» героев, таких как Чезаре Борджиа и Папа Юлий II, имеющих несчастье быть окруженными бесконечным множеством униженных низших людей. [ 28 ] В «Ренессансе » он атакует всю идею морали как основы действий, утверждая, что немногие высшие не должны руководствоваться каким-либо набором универсальных моральных ценностей. [ 28 ] Таким образом, Папа Александр VI представлен героем в «Ренессансе » именно из-за совершенно безжалостного способа, которым он продвигал интересы семьи Борджиа , игнорируя мораль. [ 28 ]
Дружба с Рихардом Вагнером
[ редактировать ]
Хотя Гобино был гордым французом, он был космополитом и считал себя частью культурной европейской элиты, выходящей за рамки национальной лояльности - хороший француз, но тем более «хороший европеец». Гобино чувствовал большую близость к своим собратьям-аристократам других национальностей, чем к французским простолюдинам. [ 29 ] Чешский историк Иво Будил назвал его «... мыслителем-космополитом, который не чувствовал себя полностью французом» и был одержим Древней Грецией и Персией. [ 30 ]
В 1876 году Гобино сопровождал своего близкого друга Педро II в его поездке по России, Греции и Османской империи . Гобино познакомил его как с императором России Александром II, так и султаном Абдул Хамидом II . Османской империи [ 31 ] Он взял своего друга на экскурсию по Афинам, городу, который он назвал «раем на земле» из-за его руин. [ 32 ] Вдохновленный своим последним визитом в Грецию, Гобино начал писать то, что стало его книгой 1878 года Le Royaume des Hellènes («Королевство эллинов»). В нем он утверждает, что все достижения Древней Греции были обязаны арийцам, и не существовало никакой связи между древними греками и современными греками, поскольку вся арийская кровь исчезла. [ 33 ] Покинув Педро II в Константинополе , Гобино отправился в Рим, Италия, на частную аудиенцию у Папы Пия IX . [ 22 ]
Во время своего визита в Рим Гобино познакомился и подружился с немецким композитором Рихардом Вагнером и его женой Козимой . [ 34 ] Вагнер был очень впечатлен « Эссе о неравенстве человеческих рас» , и он использовал свою газету Bayreuther Blätter для популяризации расовых теорий Гобино в Германии. [ 22 ] Гобино, в свою очередь, был очень впечатлен музыкой Вагнера и, что необычно для француза, стал членом Байройтского кружка . [ 22 ] Вагнер очень интересовался расовыми теориями Гобино, и многие из его произведений того периода демонстрируют влияние Гобино. [ 35 ] Филд писал, что «главная работа Гобино, Essai sur l'inégalité des Races Humanes, содержала гораздо более подробное и аргументированное объяснение культурного упадка, чем все, что написал Вагнер. Действительно, этот синтез антропологии, теологии, лингвистики и истории был, несомненно, наиболее впечатляющий и идеологически последовательный расовый анализ, произведенный в додарвиновскую эпоху». [ 35 ]
Остается спорным вопрос о том, были ли идеи Гобино включены в последнюю оперу Вагнера « Парсифаль» . [ 36 ] Козима Вагнер написала Гобино в мае 1881 года, чтобы сообщить ему: «Мой муж полностью к вашим услугам, всегда читает «Скачки» , когда он не работает над постановкой». [ 37 ] Гобино написал в ответ: «Уверяю вас, нет более верного байрейтянина, чем я». [ 37 ] Однако, приняв некоторые основные взгляды Гобино в свои теории, Вагнер отверг пессимизм Гобино относительно судьбы человечества и вместо этого создал концепцию возрождения, в которой оно вернется к своей прошлой чистоте, приняв его версию христианства, находящуюся под влиянием философии Шопенгауэра . . [ 38 ]
Гобино и война
[ редактировать ]Несмотря на провал на вступительных экзаменах в Сен-Сир , Гобино придерживался крайне милитаристского взгляда на мир, полагая, что разные расы рождены, чтобы ненавидеть друг друга, а у людей есть врожденное желание убивать друг друга. [ 39 ] Он писал, что война является естественной частью человеческого существования и нации: «Она либо победит, либо будет побеждена». [ 39 ] Гобино отверг пацифизм, написав: «Даже если бы друзьям всеобщего мира удалось вызвать в Европе отвращение к войне, им все равно пришлось бы добиться постоянного изменения страстей человечества», а мир был бы возможен только «если бы все расы действительно были одарён в той же степени, с теми же способностями». [ 40 ] Несмотря на то, что Гобино был дипломатом, номинальной задачей которого было достижение целей французской политики, не прибегая к войне, и несмотря на свою личную неприязнь к Дому Бонапартов , Гобино очень приветствовал милитаризм Наполеона III как возвращение Франции величия. [ 41 ] В 1854 году Гобино одобрил Крымскую войну , написав, что Франция получит большой престиж, объявив войну России , стране, которую он всегда ненавидел. [ 39 ] В письме своей сестре Кэролайн в октябре 1854 года Гобино писал: «После двадцати лет мира, который способствовал только коррупции и революции, мы оказались в военной атмосфере, которая с самого начала поощряла многие прекрасные вещи. [ ...] Я считаю войну, несмотря на ее зло, благословением». [ 39 ]
Империи
[ редактировать ]Парадоксально, но, хотя Гобино видел надежду в расширении европейского могущества, он не поддерживал создание коммерческих империй с сопутствующей им мультикультурной средой. Он пришел к выводу, что развитие империй было в конечном итоге разрушительным для «высших рас», создавших их, поскольку привело к смешению различных рас. Вместо этого он рассматривал поздний период империализма XIX века как дегенеративный процесс европейской цивилизации. Он постоянно ссылался на прошлые империи в Европе и связанное с ними перемещение небелых народов на европейские родины, объясняя этнографию народов Европы.
Согласно его теориям, смешанное население Испании, большей части Франции и Италии, большей части Южной Германии, большей части Швейцарии и Австрии , а также некоторых частей Британии возникло в результате исторического развития Римской, Греческой и Османской империй, которое привело к появлению от неарийских народов Африки и средиземноморских культур до Западной и Северной Европы. Он считал, что население южного и западного Ирана, южной Испании и Италии состоит из дегенеративной расы, возникшей в результате смешанного брака, а вся северная Индия состоит из «желтой» (азиатской) расы. Гобино был крайне враждебен по отношению к славянским народам, особенно к русским, которые, по его мнению, стали полуазиатским народом в результате смешанного брака под властью Золотой Орды . [ 23 ] Он описал славян как «застойное болото, в котором после нескольких часов триумфа оказались затоплены все высшие этнические напряжения». [ 23 ]
Китайская цивилизация
[ редактировать ]Гобино утверждал, что китайская цивилизация была создана группой арийских завоевателей из Индии, которые подчинили себе коренное население Малайзии, жившее там. [ 42 ] Хотя он прочитал почти все, что написано о Китае на французском языке , он считал, что истоки китайской цивилизации находились на юге Китая. Он утверждал, что арийцы из Индии впервые прибыли сюда, а не в долину Хуанхэ , которую все китайские источники считают «колыбелью» китайской цивилизации. [ 43 ]
Он утверждал, что китайская культура «лишена красоты и достоинства»; [ 44 ] китайцам «не хватало чувств, выходящих за пределы самого скромного понятия о физической полезности», а китайское конфуцианство представляло собой «резюме практик и принципов, сильно напоминающих то, что женевские моралисты и их образовательные книги с удовольствием рекомендуют как nec plus ultra («nec plus ultra» ( «nec plus ultra»). высшее») добра: экономия, умеренность, благоразумие, искусство получать прибыль и никогда не терять». [ 45 ]
По мнению Гобино, вся китайская литература была «ребяческой», поскольку китайцам не хватало силы воображения, которая позволяла бы жителям Запада писать великие романы. Он считал китайский театр «плоским», а китайскую поэзию «смехотворной». [ 46 ] «Великие китайские научные труды» представляли собой «многословные сборники», лишенные аналитической строгости, которой, по его мнению, были способны достичь только белые. [ 46 ] Он утверждал, что китайцы неспособны к науке, потому что «дух желтой расы не является ни глубоким, ни проницательным, чтобы достичь этого качества [научного совершенства], свойственного белой расе». [ 47 ] Гобино считал, что Китай является предупреждением Западу об опасностях «демократии», под которой он имел в виду меритократию. [ 48 ] Это произошло потому, что китайское государство пыталось способствовать образованию масс, правление мандаринов было меритократическим, а экзамены на получение мандарина были открыты для всех грамотных людей. Для Гобино это отражало расовый «застойный» характер китайцев. [ 48 ]
«Желтая опасность»
[ редактировать ]
В последние годы своей жизни Гобино охватил страх перед тем, что позже стало известно как « Желтая опасность ». Он считал, что европейская цивилизация вскоре будет уничтожена китайским вторжением. [ 49 ] Со страхом перед Китаем был связан страх Гобино перед Россией. Во время своего визита в Россию в 1876 году он написал другу: «Нельзя отрицать, что эта страна находится на верном пути к могуществу и возвеличению», а в 1879 году написал, что Россия вот-вот представит «зрелище создания величайшей империи, которую Вселенная когда-либо видела». [ 50 ] Он рассматривал рост могущества России как открытие двери для китайского вторжения в Европу, написав Педро II в 1879 году:
Что русские сделают в течение десяти лет, так это откроют Западу шлюзы для огромной человеческой орды, которой мы так неуютно чувствуем себя в Китае; и именно лавина китайцев и славян, испещренная татарами и балтийскими немцами, положит конец глупостям и даже цивилизации Европы. США, опасающиеся вторжения желтых со стороны Калифорнии, от всего этого мало что выиграют. Европа потеряет всё! [ 51 ]
статью В 1881 году Гобино опубликовал в газете Рихарда Вагнера Bayreuther Blätter под названием « Ein Urteil über die jetzige Weltlage » («Суждение о современном мире»), которая была переведена на немецкий язык Козимой Вагнер. В предисловии самого Вагнера Гобино предупредил, что китайцы вскоре сокрушат и уничтожат западную цивилизацию. [ 52 ] Гобино также назвал свое эссе Ce qui se fait en Asie («Что происходит в Азии») «продолжением и нынешним состоянием Эссе » . [ 50 ] Гобино похвалил расистские законы, призванные ограничить китайскую иммиграцию в США, Канаду, Новую Зеландию, Гавайи и Австралию, как хороший первый шаг, но предупредил, что «европейская цивилизация» настолько прогнила из-за смешанного брака, что это лишь вопрос времени. Китайцы уничтожили Запад. [ 53 ]
В 1884 году попытки Франции завоевать Вьетнам привели к войне между Францией и Китаем. Китайско -французская война привела к немедленному возрождению интереса к антиазиатским произведениям Гобино во Франции. Несколько французских газет перепечатали французский оригинал статьи Гобино 1881 года в Bayreuther Blätter, предупреждающей о неминуемой китайской угрозе европейской цивилизации. [ 54 ] Точно так же франко-китайская война привела к тому, что «Опыт о неравенстве человеческих рас» стал популярным во Франции. [ 55 ] Книга была опубликована в четырех томах (каждый объемом около 1000 страниц) в 1853–1855 годах и десятилетиями не издавалась. В 1884 году, сразу после начала войны с Китаем, второе и третье издания « Опыта о неравенстве человеческих рас» в Париже были опубликованы . Это было прямым результатом войны, поскольку многие французы внезапно заинтересовались книгой, в которой была изображена столь нелестная картина азиатов. [ 55 ]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Румыния
[ редактировать ]Теории Гобино оказали большое влияние на румынского радикального антисемитского политика профессора А.С. Кузу , который воспринял свой биологический расизм как способ «доказать», что евреи являются «чумой» современной румынской жизни. [ 56 ] Как и большинство последователей Гобино, Куза отверг его пессимизм как слишком крайний, но он утверждал, что румынский народ, образовавшийся в результате слияния древних даков и римлян, лучше всего сохранил арийскую кровь, и что евреи, как биологически отличающийся народ, просто не принадлежат Румынии. [ 56 ] Куза, на которого Гобино произвел глубокое впечатление, часто использовал его теории и риторику расового вырождения, чтобы сформулировать свои антисемитские аргументы о «еврейской расе». [ 57 ] Куза часто называл евреев «чумой» для Румынии. Он утверждал, что румынский народ находится в процессе расового вырождения, описанного Гобино, которое, по мнению Кузы, было вызвано евреями. [ 57 ] В разное время Куза был наставником различных деятелей румынских радикальных правых, таких как Корнелиу Зеля Кодряну , поэт-политик Октавиан Гога и маршал Ион Антонеску ; его влияние было значительным в Румынии 1930–40-х годов.
Османская империя
[ редактировать ]Теории Гобино оказали глубокое влияние на Комитет Союза и Прогресса (CUP). [ 58 ] Тюрки произошли с земель к северу от Великой Китайской стены и мигрировали через Евразию в Анатолию . Члены комитета называли родину турок Тураном и отождествляли себя с арийцами Гобино. был основан журнал, посвященный пропаганде взглядов CUP на Гобино Его часто упоминали в журналах CUP, а в 1911 году в Салониках . [ 58 ]
Германия
[ редактировать ]Историки описывают, что гобинизм стал культовым и к концу девятнадцатого века имел влиятельных и влиятельных последователей, особенно в движении пангерманизма . [ 59 ] [ 60 ] Ассоциация Гобино ( Gobineau-Vereinigung ) была основана в 1894 году Людвигом Шеманном , который также сделал первый немецкий перевод «Опыта Гобино о неравенстве человеческих рас» .
Став популярным в немецких интеллектуальных кликах, [ 61 ] особенно Байройтский кружок , в явлениях, которые Уолтер Чарльз Лангер назвал «обществами Гобино», [ 62 ] Позже гобинизм был адаптирован такими людьми, как Хьюстон Стюарт Чемберлен и Альфред Розенберг, для создания элементов нацистской философии. [ 63 ] Гобино Антисемитизм был подчеркнут внутри гобинизма, чтобы идеологически соединить его с более поздним нацистским движением. [ 64 ]
Историки уделяют большое внимание значительному философскому разрыву между пессимизмом самого Гобино, особенно его настойчивым утверждением, что его видение мифических арийцев было падшим и потерянным народом, и оптимизмом и темами омоложения учеников и членов движения гобинизма. [ 65 ] Было высказано предположение, что зарождение гобинизма оказало большое влияние на все будущие расовые теории того периода. [ 66 ] Ницше Сверхчеловек во многом был вдохновлен этим движением. [ 67 ] Некоторые историки полагают, что влияние гобинизма все еще влияло на расовый дискурс до середины 20 века. [ 68 ]
Рихард Вагнер положительно писал о Гобино в своих поздних произведениях и предполагал, что нельзя исключать правильность его расовой теории. В то же время он также не согласился с выводом Гобино о том, что смешанные браки неизбежно приводят к упадку человеческой расы и культур. В своей статье 1881 года Heldentum und Christentum («Героизм и христианство») Вагнер похвалил « Эссаи» и принял его предпосылку об арийской господствующей расе и осуждение смешанного брака, но отрицал, что человечество находится в неостановимом разложении. Он думал, что Христос умер за всех, независимо от расы, и из этого черпал надежду на фундаментальное возрождение человечества на основе принятия христианства. [ 69 ] Гобино посетил Байройт , дом Вагнера, незадолго до его смерти. [ 70 ]
В 1894 году вагнерист и журналист-антисемит Людвиг Шеман основал Gobineau Vereinigung (Общество Гобино) для продвижения теорий Гобино в Германии, породив движение гобинизма. [ 71 ] [ 72 ] Шеманн был близок к Козиме Вагнер и вдохновил ее на создание Gobineau Vereinigung . Это была небольшая группа, но она оказала большое интеллектуальное влияние и, таким образом, популяризировала теорию арийской господствующей расы в Германии. [ 72 ] Gobineauismus , который пропагандировали Шеман и Gobineau Vereinigung, был обязан как Вагнеру, так и Гобино, поскольку группа отвергала пессимизм Гобино и верила, что арийскую расу можно спасти. [ 73 ] Шеманн, который был одним из самых влиятельных и самых известных расовых теоретиков в императорской Германии, спрогнозировал оптимистическое послание о будущем арийской расы, одновременно приняв основную идею Гобино об арийской господствующей расе. [ 74 ] Шеманн был человеком, который популяризировал Гобино в Германии, и именно благодаря ему, а не чтению « Эссе» непосредственному , Гобиноизм получил распространение в Рейхе . [ 74 ] В 1937 году Гитлер лично наградил Шемана медалью Гете за «заслуги перед нацией и расой». [ 74 ]
Влияние на нацизм
[ редактировать ]Адольф Гитлер и нацизм во многом заимствовали идеологию Гобино. Однако, хотя Гобино был центральной фигурой в развитии теории вырождения, он не был антисемитом . Его можно охарактеризовать как философемита , [ 75 ] написав очень положительно о еврейском народе, включая длинную хвалебную речь в своем «Эссе о неравенстве рас» , описывая их как «свободный, сильный и умный народ», добившийся успеха, несмотря на естественные недостатки Земли Израиля. [ 76 ] Однако в последние годы своей жизни он склонялся, по словам Пола Лоуренса Роуза, к «смутному личному антисемитизму». [ 77 ]
Когда нацисты приняли теории Гобино, они тщательно отредактировали его работу, чтобы она соответствовала их взглядам. [ 78 ] так же, как они это сделали в случае с Ницше . Выдержки из « Эссе» были обязательными для чтения в немецких школах во времена Третьего рейха. [ 79 ] Фундаментальный пессимизм Гобино по поводу давно прошедших лучших дней арийцев не принес никакой пользы völkisch («этническим») мыслителям. Некоторые из них, такие как Хьюстон Стюарт Чемберлен, действительно позаимствовали идею Гобино об арийской высшей расе. [ 80 ] Американский историк Пол Фортье заметил разительный контраст между фундаментальным оптимизмом и торжествующим тоном, выраженным Чемберленом в его книге 1899 года «Основы XIX века» о будущем арийцев, и неумолимо мрачным и мрачным посланием « Эссе » Гобино . [ 81 ] В апреле 1939 года Роуботэм заявил: «Итак, спустя почти сто лет фантастическая пессимистическая философия блестящего французского дипломата была подхвачена и искажена для использования мистическим демагогом, который находит в идее чистого арийца оправдание для навязывания цивилизация опасно близка к темным векам». [ 82 ] Пессимизм послания Гобино не подлежал политическим действиям, поскольку он не верил, что человечество можно спасти от расового вырождения. [ 83 ] Биддисс писал:
Его расистская идеология, коренящаяся в социальных и политических проблемах и хотя и претендующая на объяснение природы самого общества, не могла на его собственных условиях произвести какую-либо трансформацию. Но Гобино, к сожалению, не смог осознать, в какой степени подобная теория — как бы он ни относился к ее бессилию — может быть использована и адаптирована другими для воздействия на общество и историю. Его работы со временем будут разграблены расистами, заинтересованными в проповеди явно реформаторских доктрин. [ 84 ]
Бразилия
[ редактировать ]Несмотря на свою крайне негативную оценку бразильцев, Гобино стал героем для некоторых бразильских интеллектуалов. В эссе 1906 года интеллектуал Сильвио Ромеро процитировал Гобино вместе с Отто Аммоном , Жоржем Вашером де Лапужем и Хьюстоном Стюартом Чемберленом как доказавших, что белокурые долихоцефальные (длинночерепные) люди Северной Европы были лучшей и величайшей расой во всем мире. Он писал, что Бразилия может стать великой нацией, если иметь огромный приток немецких иммигрантов, которые добьются embranquecimento (расового отбеливания) Бразилии. [ 85 ] В 1912 году Ромеро похвалил Гобино в эссе за «замечательное, гениальное видение» и его «мудрые слова, заслуживающие всякого внимания», прежде чем начать то, что американский историк Томас Скидмор Бразилии назвал «жестокой полемикой» против мулатов как расово выродившихся. люди, которые должны исчезнуть из Бразилии. [ 85 ]

Оливейра Виана в своей книге 1920 года As populações meridionais do Brasil («Южное население Бразилии») щедро хвалил Гобино за его осуждение смешанных браков и его пренебрежительные замечания в адрес чернокожих и индийских бразильцев. [ 86 ] Решением Вианны стал план «арианизации» Бразилии путем привлечения миллионов светлокожих европейских иммигрантов и, таким образом, достижения « embranquecimento » Бразилии. [ 86 ] Вианна занимал пост министра образования при диктатуре Жетулиу Варгаса , где он был хорошо известен своей пропагандой преимуществ «арийской» иммиграции в Бразилию. [ 86 ]
До Второй мировой войны труды Гобино цитировались в Бразилии в поддержку идеи о том, что смешанные браки вызывают «физическое вырождение» и что в Бразилии не должно быть межрасового секса, чтобы у бразильского народа было позитивное будущее. [ 87 ] Напротив, в ответ на таких интеллектуалов, как Вианна, цитировавших Гобино, бразильский писатель Жилберту Фрейре в 1920–30-х годах написал серию книг, восхваляющих смешанные браки и чернокожую бразильскую культуру, утверждая, что слияние белых, черных и индейцев дало Бразилии самобытная культура и своеобразный внешний вид бразильского народа, создавшие теорию лузотропизма . [ 88 ] Фрейр утверждал, что Гобино был снобистским французом, который смотрел на бразильцев свысока как на несоответствующих Европе. Это заставило Фрейра отвергнуть идею о том, что Европа должна быть стандартом для Бразилии, утверждая, что бразильцы создали новую цивилизацию, основанную на взаимодействии потомков индейцев, африканских рабов и европейских иммигрантов, которая превосходила европейцев своей одержимостью расовыми проблемами. чистота. [ 88 ] Фрейр назвал сочинения Гобино и Чемберлена «расплывчатыми, болтливыми и неправильными». [ 89 ]
Вера Бахаи
[ редактировать ]никоим образом не поддерживает его убеждения, Хотя Вера Бахаи Вера Бахаи признает Гобино человеком, который получил единственную полную рукопись ранней истории религиозного движения Баби в Персии , написанную Хаджи Мирзой Джаном из Кашана , который был казнен персами. власти в с. 1852 год . [ нужна ссылка ] Рукопись хранится в Национальной библиотеке в Париже. [ нужна ссылка ] Он также известен исследователям бабизма тем, что написал первый и наиболее влиятельный отчет о движении, продемонстрировав довольно точное знание его истории в книге « Религии и философии в Центральной Азии» . Приложением к этой работе является плохой перевод Баяна аль-Араби Баба, первого текста Баби, переведенного на европейский язык. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флер-Лоббан, Кэролин (2018). Раса и расизм: Введение . Роуман и Литтлфилд . п. 109. ИСБН 978-1442274587 .
Сочинения Чемберлена и политическое движение гобиноизма имели прямое отношение к нацистской идеологии.
- ^ Арендт, Ханна (1968). Империализм: Часть вторая Истоки тоталитаризма . Хоутон Миффлин Харкорт . п. 54. ИСБН 978-0156442008 .
Последовательная антинациональная тенденция гобинизма послужила для того, чтобы вооружить врагов французской демократии, а затем и Третьей республики, реальными или фиктивными союзниками за пределами границ их страны.
- ^ Гулд, Стивен Джей (1996). Неправильная мера человека . WW Нортон и компания . стр. 359 . ISBN 978-0393314250 .
Гобино, несомненно, был самым влиятельным академическим расистом девятнадцатого века. Его произведения сильно повлияли на таких интеллектуалов, как Вангер и Ницше, и вдохновили общественное движение, известное как гобинизм.
- ^ Синий 1999 , с. 99.
- ^ Биддисс 1970 , с. 65.
- ^ Биддисс 1970 , стр. 65–6.
- ^ Jump up to: а б с Синий 1999 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Синий 1999 , с. 101.
- ^ Blue 1999 , стр. 100–1.
- ^ Синий 1999 , стр. 101–2.
- ^ Jump up to: а б с Синий 1999 , с. 102.
- ^ Роуботэм 1939 .
- ^ Биддисс 1970 , стр. 123.
- ^ Ирвин 2016 , стр. 322–3.
- ^ Ж. А. Гобино: Моральное и интеллектуальное разнообразие рас . Дж. Б. Липпинкотт и компания, Филадельфия (1856 г.), стр. 337–338.
- ^ Мэллори, JP (1991), В поисках индоевропейцев: язык, культура и миф , Лондон: Темза и Гудзон , стр. 125.
- ^ Невенко Бартулин (4 июля 2013 г.). Почетные арийцы: национально-расовая идентичность и защищенные евреи в независимом государстве Хорватия . Пэлгрейв Макмиллан . п. 23. ISBN 978-1-137-33912-6 .
- ↑ Среди групп, которые Гобино классифицировал как арийцев, были индусы, иранцы, эллины, кельты, славяне и германцы. Ян Вуд (сентябрь 2013 г.). Современные истоки раннего средневековья . Издательство Оксфордского университета . п. 107. ИСБН 978-0-19-965048-4 .
- ^ А. Дж. Вудман, 2009, Кембриджский компаньон Тацита , стр. 294. (Германская раса также рассматривалась Гобино как красивая, благородная и предназначенная для правления: 'cette illustre famille humaine, la plus благородный'. В то время как арья первоначально была эндонимом, используемым только индоиранцами , слово "ариец" частично стало из-за Essai , расового обозначения расы, которую Гобино определил как «германскую расу»).
- ↑ Чтобы читатель не оставался в неведении относительно того, кто такие арийцы, Гобино заявил: La Race Germanique était pourvue de toute l'énergie de la variété ariane («Германская раса была наделена всей энергией арийской расы» ). Таким образом, мы видим, что он представляет расистскую теорию, согласно которой арийцы или немцы — это все хорошее. Сравнительная литература . Американской ассоциацией сравнительной литературы. Американская ассоциация современного языка . Секция сравнительной литературы; Университет Орегона. 1967, стр. 342.
- ^ Jump up to: а б Роуботэм 1939 , с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д Синий 1999 , с. 97.
- ^ Jump up to: а б с Роуботэм 1939 , с. 161.
- ^ Биддисс 1970 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с д Биддисс 1970 , с. 76.
- ^ Jump up to: а б Ирвин 2016 , с. 331.
- ^ Фортье 1967 , стр. 341–2.
- ^ Jump up to: а б с Биддисс 1997 , с. 77.
- ^ Синий 1999 , с. 96.
- ^ Budil 2008 , p. 153.
- ^ Blue 1999 , стр. 96–7.
- ^ Budil 2008 , p. 151.
- ^ Budil 2008 , pp. 151–2.
- ^ Синий 1999 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Поле 1981 , с. 152.
- ^ Маги 2002 , стр. 379–380.
- ^ Jump up to: а б Поле 1981 , с. 153.
- ^ Bell 2013 , стр. 123–135.
- ^ Jump up to: а б с д Биддисс 1970 , с. 163.
- ^ Биддисс 1970 , с. 149.
- ^ Биддисс 1970 , стр. 162–3.
- ^ Синий 1999 , с. 104.
- ^ Синий 1999 , с. 105.
- ^ Синий 1999 , с. 109.
- ^ Blue 1999 , стр. 109–10.
- ^ Jump up to: а б Синий 1999 , стр. 110–11.
- ^ Синий 1999 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б Синий 1999 , с. 112.
- ^ Синий 1999 , стр. 115–16.
- ^ Jump up to: а б Биддисс 1970 , с. 251.
- ^ Биддисс 1970 , с. 252.
- ^ Синий 1999 , стр. 116–17.
- ^ Синий 1999 , с. 117.
- ^ Синий 1999 , стр. 118–9.
- ^ Jump up to: а б Синий 1999 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Букур 2010 , стр. 56.
- ^ Jump up to: а б Турда, Мариус (апрель 2003 г.). «Фантазии вырождения: некоторые замечания о расовом антисемитизме в межвоенной Румынии» . Институт гуманитарных наук. Архивировано из оригинала 23 декабря 2015 года . Проверено 22 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Акчам 2006 , с. 53.
- ^ Траттнер, Эрнест Р. (1942). Архитекторы идей: история величайших мыслителей мира . Новая домашняя библиотека. п. 359.
К концу девятнадцатого века гобинизм превратился в мощный культ с важными приверженцами. Верховная Германия, населенная белокурыми гениями, была заманчивым идеалом, перед которым мало кто из соотечественников устоял.
- ^ Кроссленд, Маргарет (1992). Симона де Бовуар: Женщина и ее работа . Стрелка . п. 15. ISBN 978-0434149018 .
Его философия расовой аристократии привела к доктрине гобинизма, популярной среди пропагандистов пангерманского движения.
- ^ Яршатер, Эхсан (2004). Энциклопедия Ираника, Том 11: Джиони - Гарем I. Фонд Энциклопедии Ираника . п. 23. ISBN 978-0933273719 .
Его теории, вскоре ставшие модными в немецких интеллектуальных кругах, породили гобинизм — расистскую экстраполяцию его взглядов на превосходство белой расы.
- ^ Серф, Джей Х. (1951). Интеллектуальная основа нацизма . Университет Висконсина Пресс . п. 106.
Немецкие националисты... нашли «гобинизм» заказным. Отчеты того периода показывают, что «гобинизм» стал модным явлением в Германии. Лангер говорит об «обществах Гобино».
- ^ Питерс, Ян П. Недервене (1989). Империя и эмансипация: власть и освобождение в мировом масштабе . Издательство Прагер . п. 250. ИСБН 978-0275925291 .
Гобинизм стал одной из центральных артерий европейской реакции; адаптированный Хьюстоном Стюартом Чемберленом («духовным основателем Третьего рейха») и Альфредом Розенбергом, он стал частью нацистской философии.
- ^ Блюменталь, В. Майкл (1998). Невидимая стена: немцы и евреи – личное исследование . Контрапункт . ISBN 978-1887178730 .
Никто, например, не поддерживал прославление высшей германской расы с таким рвением, как Рихард Вагнер, и никто не был более восторженным сторонником взглядов «гобиноизма» на еврейскую неполноценность.
- ^ Харрис, Лори Ланзен (1988). Литературная критика девятнадцатого века, том 17 . Гейл . п. 98.
Между пессимизмом Гобино и регенеративным оптимизмом тех, кто, проповедуя «гобинизм», стал использовать его доктрины, конечно, существует огромная пропасть. Но это не совсем непреодолимо.
- ^ Пызик, Тереза; Сикора, Томаш (2000). Новая форма этики?: Размышления об этических ценностях в постмодернистских американских культурах и обществах . Пресса Силезского университета . п. 65.
Хотя сам Гобино был озабочен научным исследованием механики социальной жизни человека, а не расистскими политическими программами, его теория расового детерминизма, которая со временем переросла в движение, названное гобинизмом , оказала огромное влияние на последующее развитие расовые теории.
- ^ Макгилливрей, Дж. А. (2000). Минотавр: сэр Артур Эванс и археология минойского мифа . Хилл и Ван . стр. 39 . ISBN 978-0809030354 .
Его тезис о том, что германские арийцы сохранят социальное превосходство только в том случае, если они сохранят расовую чистоту и не разбавят свое генетическое наследие смешением с низшими черными и желтыми штаммами, стал в конце века основой политического движения под названием гобинизм; немецкий философ Фридрих Ницше использовал его для создания своего идеала сверхчеловека .
- ^ Самей, Сасан (2014). Древняя Персия в западной истории: эллинизм и представительство империи Ахеменидов . ИБ Таурис . п. 75. ИСБН 978-1780764801 .
Некоторые, однако, могут возразить, что хотя на первый взгляд расовые дебаты 1930-х годов, казалось, ушли от гобиноизма девятнадцатого века, они не сделали этого настолько решительно, чтобы их можно было рассматривать как совершенно новое явление.
- ^ Белл 2013 , с. 123-135.
- ^ Бермбах, Удо, «Вагнер и Гобино: К истории недоразумения», WagnerSpectrum 9/1 (2013), 243–258.
- ^ Гулд, Стивен Джей (1996). Неправильная мера человека . WW Нортон и компания . стр. 359 . ISBN 978-0393314250 .
Гобино, несомненно, был самым влиятельным академическим расистом девятнадцатого века. Его произведения сильно повлияли на таких интеллектуалов, как Вангер и Ницше, и вдохновили общественное движение, известное как гобинизм.
- ^ Jump up to: а б Поле 1981 , с. 154.
- ^ Биддисс 1997 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Драммонд 2005 , с. 640.
- ^ Фортье 1967 , стр. 341–350.
- ^ Гобино, Артур (1915). Неравенство человеческих рас в переводе Адриана Коллинза. Нью-Йорк: Сыновья Г.П. Патнэма , с. 59.
- ^ Роуз, Пол Лоуренс. (2013). «Ренан против Гобино: семитизм и антисемитизм, древние расы и современные либеральные нации». История европейских идей . 39 (4): 528–540. дои : 10.1080/01916599.2012.724549 . S2CID 145204339 .
- ^ Сабина, Джордж (1988). История политической теории . Мадрид: ФСЕ.
- ^ Биддисс 1970 , с. 258.
- ^ Фортье 1967 , стр. 350–51.
- ^ Фортье 1967 , стр. 345–6.
- ^ Роуботэм 1939 , с. 165.
- ^ Фортье 1967 , с. 348.
- ^ Биддисс 1970 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Скидмор 1993 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Дрейтон 2011 , с. 44.
- ^ Берк и Палларес-Берк 2008 , стр. 61.
- ^ Jump up to: а б Дрейтон, 2011 г. , стр. 43–4.
- ^ Берк и Палларес-Берк 2008 , стр. 70.
Источники
[ редактировать ]- Акчам, Танер (2006). Позорный поступок – Геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Метрополитен . ISBN 978-0805079326 .
- Белл, Ричард Х. (2013). «Парсифаль» Вагнера: оценка в свете его богословского путешествия . Каскадные книги.
- Биддисс, Майкл Д. (1970). Отец расистской идеологии: социальная и политическая мысль графа Гобино . Littlehampton Book Services Ltd. ISBN 978-0297000853 .
- Биддисс, Майкл Д. (1997). «История как судьба: Гобино, Чемберлен и Шпенглер». Труды Королевского исторического общества . 7 : 73–100. дои : 10.2307/3679271 . JSTOR 3679271 . S2CID 163004517 .
- Блю, Грегори (1999). «Гобино о Китае: расовая теория, «желтая опасность» и критика современности» . Журнал всемирной истории . 10 (1): 93–139. : 10.1353 /jwh.2005.0003 . JSTOR 20078751. . S2CID 143762514 doi
- Букур, Мария (2010). Евгеника и модернизация в межвоенной Румынии . Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета . ISBN 978-0822961260 .
- Будил, Иво (2008). Артур Гобино и Греция. Взгляд литератора и дипломата . Пражские документы по истории международных отношений .
- Берк, Питер; Палларес-Берк, Мария Люсия (2008). Жилберто Фрейре: Социальная теория в тропиках . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Peter Lang Ltd. ISBN 978-1906165093 .
- Дрейтон, Ричард (2011). «Жильберто Фрейре и переосмысление расы в двадцатом веке в Латинской Америке». Португальские исследования . 27 (1): 43–47. doi : 10.5699/portstudies.27.1.0043 . JSTOR 10.5699/portstudies.27.1.0043 . S2CID 161917205 .
- Драммонд, Элизабет (2005). «Шеманн, Людвиг (1852–1938)». В Леви, Ричард С. (ред.). Антисемитизм Историческая энциклопедия предрассудков и преследований . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO . ISBN 978-1-85109-439-4 .
- Филд, Джеффри Г. (1981). Евангелист расы: Германское видение Хьюстона Стюарта Чемберлена . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-04860-2 .
- Фортье, Поль (осень 1967 г.). «Гобино и немецкий расизм». Сравнительная литература . 19 (4): 341–350. дои : 10.2307/1769493 . JSTOR 1769493 .
- Ирвин, Роберт (2016). Гобино «Будущий востоковед» . Том. 26. Журнал Королевского азиатского общества .
- Маги, Брайан (2002). Тристановый аккорд . Нью-Йорк: Книги Совы. ISBN 0-8050-7189-Х . (Название в Великобритании: Вагнер и философия , Penguin Books, ISBN 0-14-029519-4 )
- Роуботэм, Арнольд (1939). «Гобино и арийский террор». Обзор Севани . 47 (2): 152–165. JSTOR 27535529 .
- Скидмор, Томас Э. (1993). Черное в белое: раса и национальность в бразильской мысли . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . ISBN 978-0822313205 .