Битва Александра при Иссе
Битва Александра при Иссе | |
---|---|
![]() | |
Художник | Альбрехт Альтдорфер |
Год | 1529 |
Середина | картина маслом на панели |
Размеры | 158,4 см × 120,3 см (62,4 × 47,4 дюйма) |
Расположение | Старая Пинакотека , Мюнхен |
«Битва Александра при Иссе» (нем. Alexanderschlacht ) — картина маслом 1529 года немецкого художника Альбрехта Альтдорфера (ок. 1480–1538), пионера пейзажного искусства и одного из основателей дунайской школы . На картине изображена битва при Иссе 333 г. до н.э. , в которой Александр Македонский одержал решительную победу над Дарием III Персидским и получил решающие рычаги воздействия в своей кампании против Персидской империи . Картина широко считается шедевром Альтдорфера и является одним из самых известных примеров пейзажной живописи эпохи Возрождения, известной как мировой пейзаж , которая здесь достигает беспрецедентного величия.
Герцог Баварии Вильгельм IV заказал «Битву при Александре при Иссе» в 1528 году как часть набора исторических произведений, который должен был висеть в его мюнхенской резиденции. Современные комментаторы предполагают, что картина, благодаря обильному использованию анахронизмов , была призвана уподобить героическую победу Александра при Иссе современному европейскому конфликту с Османской империей . В частности, поражение Сулеймана Великолепного при осаде Вены , возможно, вдохновило Альтдорфера. Религиозный подтекст заметен, особенно в необыкновенном небе; Вероятно, это было вдохновлено пророчествами Даниила и современной обеспокоенностью Церкви по поводу надвигающегося апокалипсиса . «Битва при Александре при Иссе» и еще четыре картины, входившие в первоначальный набор Уильяма, находятся в художественном музее Старой пинакотеки в Мюнхене.
Тема сообщения
[ редактировать ]
Александр III Македонский (356–323 до н. э.), наиболее известный как Александр Великий, был древним царем Македонии , правившим с 336 до нашей эры до своей смерти. Он широко известен как один из величайших военных тактиков и стратегов в истории. [ 1 ] и считается непобежденным в бою. [ 2 ] [ 3 ] Известный своим военным лидерством и харизмой, он всегда лично руководил своими армиями и выходил в первые ряды сражений. [ 4 ] [ 5 ] Завоевав Персидскую империю и объединив Грецию , Египет и Вавилон , он создал крупнейшую империю древнего мира. [ 6 ] и способствовал распространению эллинизма по всей Европе и Северной Африке. [ 7 ]
Александр отправился в поход по завоеванию Персидской империи весной 334 г. до н.э. [ 8 ] умиротворив враждующие греческие государства и укрепив свою военную мощь. [ 9 ] В первые месяцы перехода Македонии в Персидскую Малую Азию Дарий III – царь Персии – в основном игнорировал присутствие 40 000 человек Александра. Битва при Гранике произошла в мае. [ 8 ] Это была первая крупная попытка Персии противостоять захватчикам, но она привела к легкой победе Александра. В течение следующего года Александр захватил большую часть западной и прибрежной части Малой Азии, вынудив капитулировать сатрапии на своем пути. [ 10 ] Он продолжил путь вглубь страны, двигаясь на северо-восток через Фригию, а затем повернул на юго-восток в сторону Киликии . Пройдя в октябре Киликийские ворота , Александр из-за лихорадки задержался в Тарсе . [ 11 ] Тем временем Дарий собрал армию численностью до 100 000 человек (некоторые древние источники приводят преувеличенные цифры - более 600 000 человек). [ 12 ] и лично руководил им над восточными склонами гор Аманус . В начале ноября, когда Александр двинулся вдоль Иссского залива от Малла через Исс , две армии случайно обошли друг друга на противоположных сторонах гор. [ 13 ] Это было явно выгодно Дарию: теперь, находясь в тылу Александра, он смог предотвратить отступление и заблокировать линии снабжения, которые Александр установил у Иссы. [ 14 ] Только когда Александр расположился лагерем в Мириандре , морском порту на юго-восточном берегу Искендерунского залива, он узнал о положении персов. Он немедленно вернулся по своему маршруту к реке Пинарус , к югу от Исса, и обнаружил силы Дария, собранные на северном берегу. [ 13 ] Началась битва при Иссе.

Первоначальная реакция Дария была оборонительной: он немедленно загородил берег реки кольями, чтобы помешать переправе врага. Был создан основной авангард из греческих наемников-предателей и персидской королевской гвардии; как это было обычно для персидских царей, Дарий расположился в центре этого авангарда, чтобы иметь возможность эффективно отправлять приказы любой части своей большой армии. [ 15 ] Вскоре в предгорья была отправлена группа персидской легкой пехоты, так как предполагалось, что Александр подойдет справа, в сторону от берега. Масса конницы под командованием Набарсана заняла правый фланг персов. [ 16 ]
Александр продвигался осторожно и медленно, намереваясь основывать свою стратегию на структуре персидских сил. Он возглавил фланг своей кавалерии-соратника справа, в то время как фессалийская кавалерия была отправлена слева, чтобы противостоять конному отряду Набарсана. [ 17 ] Понимая важность предгорий справа от него, Александр послал отряд легкой пехоты, лучников и кавалерии, чтобы сместить оборону, размещенную там Дарием. Предприятие увенчалось успехом – те персы, которые не были убиты, были вынуждены искать убежища выше в горах. [ 17 ] [ 18 ]
Оказавшись в пределах досягаемости противника, Александр отдал приказ атаковать. [ 17 ] [ 19 ] Он возглавил атаку своей тяжеловооруженной кавалерии-соратника, которая быстро врезалась в левый фланг персов. Македонское левое крыло, которым командовал Парменион , [ 18 ] Тем временем был отброшен большой кавалерией Набарсана. македонцев Центральная фаланга переправилась через реку и вступила в бой с греческими наемниками-отступниками, стоявшими перед авангардом Дария. По мере того как конница Соратников продвигалась дальше на левый фланг персов, возникла опасность, что Дарий воспользуется брешью, образовавшейся между Александром и остальной частью его армии. Убедившись, что левое крыло повреждено и больше не представляет угрозы, Александр исправил ситуацию, переместив сподвижников для атаки на персидский центр на фланге. Не выдержав дополнительного давления, персидский авангард был вынужден отступить с берега реки, позволив македонской фаланге продолжить наступление и ослабив давление на левое крыло Пармениона. [ 19 ]
Поняв, что натиск конницы-спутника Александра не остановить, Дарий и его армия бежали. Многие были убиты в спешке, затоптаны теми, кто бежал вместе с ними, или упали вместе с лошадьми. [ 20 ] Некоторые бежали в такие отдаленные регионы, как Египет, а другие воссоединились с Дарием на севере. [ 21 ] С наступлением темноты погоня закончилась примерно через 20 км (12 миль); Затем Александр отозвал свою армию и приступил к хоронению мертвых. Семья Дария осталась в персидском лагере; Сообщается, что Александр хорошо к ним относился и заверил их в безопасности Дария. [ 21 ] [ 22 ] Царская колесница Дария была найдена брошенной в канаве, как и его лук и щит. [ 21 ]
Древние источники приводят разрозненные цифры потерь в битве при Иссе. Плутарх и Диодор Сицилийский приблизительно насчитали 100 000 персидских смертей, в отличие от 450 македонских смертей, о которых сообщил Квинт Курций Руф . [ 23 ] В любом случае вполне вероятно, что при бегстве было убито больше персов, чем в бою; [ 24 ] Птолемей I , служивший вместе с Александром во время битвы, рассказывает, как македоняне во время преследования перешли ущелье на телах своих врагов. [ 23 ] [ 25 ]
Македонское завоевание Персии продолжалось до 330 г. до н. э., когда Дарий был убит, а Александр принял его титул царя. [ 26 ] Александр умер в 323 году до нашей эры, недавно вернувшись из похода на Индийский субконтинент . Причина смерти остается предметом споров. [ 27 ] [ 28 ]
Фон
[ редактировать ]Предыдущая работа
[ редактировать ]
Альбрехт Альтдорфер считается одним из основоположников западного ландшафтного искусства . [ 29 ] Он был художником, офортистом , архитектором и гравером , а также лидером Дунайской школы немецкого искусства. Как свидетельствуют такие картины, как «Святой Георгий в лесу» (1510 г.) и «Аллегория» (1531 г.), большая часть работ Альтдорфера характеризуется привязанностью к обширным пейзажам, которые затмевают фигуры внутри них; [ 30 ] Битва при Александре при Иссе олицетворяет эту грань его стиля. Что касается, в частности, «Святого Георгия и Дракона» , историк искусства Марк В. Роскилл комментирует, что «дополнительный материал пейзажа [в работах Альтдорфера] обыгрывается и орнаментально прорабатывается так, что он создает ощущение изолированной и негостеприимной среды». . [ 31 ] Вдохновленный путешествиями по Австрийским Альпам и реке Дунай , [ 32 ] Альтдорфер написал ряд пейзажей, вообще не содержащих фигур, в том числе «Пейзаж с пешеходным мостом» (ок. 1516 г.) и «Пейзаж Дуная близ Регенсбурга» (ок. 1522–25). Это были первые со времен античности «чистые» пейзажи. [ 33 ] Большинство пейзажей Альтдорфера выполнены в вертикальном формате, в отличие от современной концепции жанра. Горизонтальный пейзаж был нововведением фламандского современника Альтдорфера Иоахима Патинира и его последователей. [ 34 ]

Альтдорфер также создал множество религиозных произведений искусства, отражающих его набожный католицизм. Его наиболее частыми темами были Дева Мария , жизнь и распятие Христа . Как и в «Битве Александра при Иссе» , на этих картинах часто изображены величественные декорации и небо используется для передачи символического значения. Это значение не является одинаковым во всем корпусе Альтдорфера — например, образ заходящего солнца означает утрату и трагедию в « Агонии в саду» , но служит «эмблемой власти и славы» в «Битве Александра при Иссе» . [ 35 ]
Ларри Сильвер из The Art Bulletin объясняет, что «Битва при Александре при Иссе» одновременно похожа на предыдущую работу Альтдорфера и прямо контрастирует с ней: «Вместо мирного пейзажа, где можно увидеть христианские события или святых деятелей, эта панель предлагает прямо противоположное: Поле битвы для одного из главных эпохальных столкновений древней истории... Однако, несмотря на свои глобальные или космические масштабы, битва при Иссе все еще выглядит как более ранние созерцательные пороговые пейзажи отступления Альтдорфера, со скалистыми вершинами, водоемами и далекими замками». [ 36 ]
Хотя « Битва при Александре» нетипична для Альтдорфера по своим размерам и изображению войны, его «Триумфальное шествие» — иллюминированная рукопись 1512–1516 годов, заказанная Максимилианом I из Священной Римской империи — была описана как концептуальный предшественник. [ 37 ] « Шествие» создавалось параллельно с « Триумфом Максимилиана» — серией из 137 гравюр на дереве , совместно выполненных Альтдорфером, Гансом Спрингинклее , Альбрехтом Дюрером , Леонардом Беком и Гансом Шойфелейном . [ 38 ]
Влияния и комиссия
[ редактировать ]
Самым значительным современным влиянием Альтдорфера был Матиас Грюневальд (ок. 1470–1528). Историк искусства Хорст В. Янсон заметил, что их картины «демонстрируют такое же «неуправляемое» воображение». [ 39 ] Элементы битвы Александра при Иссе – особенно небо – сравнивают с Небесным воинством Грюневальда над Мадонной и Младенцем , которое является частью его шедевра, Изенгеймского алтаря . Лукас Кранах Старший (1472–1553), также связанный с дунайской школой, оказал еще одно важное влияние на Альтдорфера. По словам Роскилла, работы Кранаха примерно 1500 года «придают видную роль пейзажам, используя их в качестве улучшающего настроение фона для портретов, а также для изображений отшельников и святых-провидцев» и, похоже, играют «подготовительную роль» для начало чистого пейзажа. [ 40 ] Альтдорфер во многом был обязан своим стилем, особенно в религиозных произведениях, Альбрехту Дюреру (1471–1528); [ 41 ] Ларри Сильвер пишет, что «использование Альтдорфером убедительных немецких пейзажей в сочетании с небесными явлениями в своем религиозном повествовании» «твердо связано» с традицией, «смоделированной Альбрехтом Дюрером». [ 42 ]
Вильгельм IV, герцог Баварии, заказал битву при Александре при Иссе в 1528 году. [ 43 ] Альтдорферу в то время было около 50 лет, и он жил в имперском городе Регенсбурге Вольном . [ 44 ] В результате более чем десятилетней работы в городском совете Регенсбурга Альтдорферу предложили должность бургомистра 18 сентября 1528 года . Он отказался; в анналах совета изложены его рассуждения следующим образом: «Он очень желает выполнить особую работу в Баварии для моего Светлости и милостивого лорда герцога [Уильяма]». [ 44 ] Уильям, вероятно, хотел эту картину для своего недавно построенного летнего Люстхауса («дома удовольствий») на территории своего дворца в Мюнхене , примерно в 60 милях (97 км) к югу от Регенсбурга. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] Там она должна была висеть рядом с семью другими картинами аналогичного формата и тематики, включая Людвига Рефингера » «Мученичество Марка Курция , » Мельхиора Феселена и «Осаду Алезии Цезарем картину Каннах» «Битва при Ганса Бургкмайра . (1473–1531). [ 46 ] [ 47 ] Еще восемь, каждая из которых изображала знаменитую историческую женщину, были позже добавлены к набору, вероятно, по велению жены герцога Якобеи Баденской. [ 47 ] Альтдорфера Среди них была «Сусанна и старцы» (1526 г.). [ 48 ]
Более ранние изображения
[ редактировать ]
Более ранних изображений битвы при Иссе немного. при Иссе Фреска Битва Филоксена Эретрийского « », вероятно, является первой такой. Он был написан где-то около 310 г. до н. э. для Кассандра (ок. 350–297 до н. э.), одного из преемников Александра Македонского. [ 49 ] Александр и Дарий – каждый на расстоянии копья друг от друга – изображены среди дикой схватки конных и поверженных солдат. Хотя Александр сохраняет ауру непоколебимой уверенности, на лице Дария запечатлен страх, и его возничий уже повернулся, чтобы обуздать лошадей и убежать. [ 49 ] Римский писатель и натурфилософ Плиний Старший утверждал, что изображение битвы Филоксеном «не уступает никому». [ 49 ] Некоторые современные критики утверждают, что битва при Иссе могла быть делом рук не Филоксена, а Елены Египетской. Одна из немногих названных женщин-художников, которые могли работать в Древней Греции. [ 50 ] [ 51 ] Считалось, что она создала картину битвы при Иссе, которая висела в Храме Мира во времена Веспасиана . [ 52 ]
Александровская мозаика , напольная мозаика, датируемая ок. 100 г. до н. э., считается «достаточно точной» копией битвы при Иссе . [ 49 ] хотя альтернативная точка зрения утверждает, что вместо этого это может быть копия работы, написанной Апеллесом Косским , [ 53 ] автор нескольких портретов Александра Македонского. [ 54 ] Его размеры 5,82 м × 3,13 м (19 футов 1 дюйм × 10 футов 3 дюйма) и состоят примерно из 1,5 миллиона тессеров (цветных плиток), каждая площадью около 3 мм (0,12 дюйма). Автор мозаики неизвестен. Поскольку мозаика не была обнаружена заново до 1831 года во время раскопок в Помпеях Дома Фавна . [ 55 ] Альтдорфер никогда бы этого не увидел. Позже он был перевезен в Национальный археологический музей Неаполя в Неаполе, Италия , где и находится в настоящее время.
Рисование
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]
Битва при Александре при Иссе изображена на из липы панели размером 158,4 × 120,3 см (62,4 × 47,4 дюйма). [ 56 ] и изображает момент победы Александра Македонского. Вертикальный формат был продиктован пространством, доступным в комнате, для которой была заказана картина - каждая из восьми картин Уильяма была сделана одинакового размера. В неизвестную дату панель была обрезана со всех сторон, особенно вверху, поэтому изначально небо было больше, а луна - дальше от угла сцены. [ 57 ] Сцена рассматривается с невозможной точки зрения - сначала всего в нескольких шагах от боя, перспектива постепенно поднимается, охватывая моря и континенты на заднем плане и, в конечном итоге, кривизну самой Земли. [ 58 ] [ 59 ]
На переднем плане находятся тысячи всадников и пехотинцев, погруженных в море копий и копий. Обе армии отличаются своей одеждой, хотя она и является анахронизмом: в то время как люди Александра облачились и своих лошадей в полные доспехи, многие из Дария носят тюрбаны и ездят на обнаженных лошадях. [ 60 ] Под ногами лежат тела многих павших солдат. Фронт македонских воинов в центре противостоит разрушающимся силам противника, которые бегут с поля боя на крайнем левом фланге. Персидский царь присоединяется к своей армии на своей колеснице из трех лошадей, и его едва преследуют Александр и его кавалерия-соратники, одетые в униформу. [ 47 ] Последовательность солдат продолжается вниз по пологому полю боя к лагерю и городскому пейзажу у воды, тяготея к гористому холму в центре сцены.
Дальше — Средиземное море и остров Кипр . [ 61 ] Здесь сделан переход оттенка от коричневого, преобладающего в нижней половине картины, к аквамарину, насыщающему верхнюю половину. Река Нил извивается вдали, впадая своими семью рукавами в Средиземное море в дельте Нила . [ 61 ] К югу от Кипра находится Синайский полуостров , который образует сухопутный мост между Африкой и Юго-Западной Азией. Красное море лежит за ним, [ 61 ] в конечном итоге сливаясь – как это делают горные хребты слева и справа – с изогнутым горизонтом.

Яркое небо, запечатленное в дихотомии заходящего солнца и серпа луны, доминирует более чем на трети картины. [ 57 ] Тяжелые дождевые облака, зловеще кружащиеся вокруг каждого небесного существа, разделены заливом спокойствия, усиливая контраст и наполняя небеса неземным сиянием. [ 62 ] Свет с неба проливается на пейзаж: в то время как западный континент и Нил залиты солнечным светом, восток и Вавилонская башня окутаны тенью.
Сюжет картины раскрывается на табличке, подвешенной к небесам. Формулировка, вероятно, предоставленная придворным историком Вильгельма Иоганном Авентином : [ 63 ] первоначально было на немецком языке, но позже было заменено латинской надписью. Оно переводится:
Александр Великий побеждает последнего Дария после того, как 100 000 пехотинцев и более 10 000 кавалеристов были убиты в рядах персов. Хотя царю Дарию удалось бежать не более чем с 1000 всадников, его мать, жена и дети попали в плен.
Рядом с этими данными о потерях не указана дата боя. В нижнем левом углу изображена монограмма Альтдорфера – буква «А» внутри буквы «А» – а на нижнем крае таблички надпись « ALBRECHT ALTORFER ZU REGENSPVRG FECIT » («Альбрехт Альтдорфер из Регенсбурга сделал [это]»). Крошечные надписи на их колеснице и сбруе идентифицируют Дария и Александра соответственно. [ 64 ] Каждая армия несет знамя, на котором сообщается как ее общая численность, так и будущие потери. [ 43 ] [ 60 ]
Анализ и интерпретация
[ редактировать ]

Анахронизм является основным компонентом битвы при Александре при Иссе . Одев людей Александра в стальные доспехи XVI века, а людей Дария в турецкую боевую одежду, Альтдорфер намеренно проводит параллели между македонской кампанией и современным европейско-османским конфликтом. [ 44 ] [ 59 ] [ 64 ] В 1529 году – в год заказа картины – османские войска под предводительством Великолепного осадили австрийский Сулеймана город Вену . [ 64 ] тогда он также был столицей Священной Римской империи, которую султаны называли «золотым яблоком». Хотя австрийские, немецкие, чешские и испанские солдаты, выстроенные для защиты Вены, были намного меньше по численности, они смогли заставить врага отступить и остановить наступление Османской империи на Центральную Европу. Вероятно, основная аллегория картины была вдохновлена осадой Вены, учитывая ее сходство с победой Александра при Иссе. Некоторые критики идут еще дальше, предполагая, что включение анахронизма могло быть элементом поручения Альтдорфера. [ 47 ] [ 59 ]
В своей книге «Прошлое будущее: семантика исторического времени » историк Рейнхарт Козеллек обсуждает представление времени Альтдорфером в более философском свете. Проведя различие между поверхностным анахронизмом, обнаруженным в цифрах потерь на армейских знаменах, и более глубоким анахронизмом, укоренившимся в современном контексте картины, он утверждает, что последний тип представляет собой не столько наложение одного исторического события на другое, сколько признание рекурсивного характера картины. истории. Ссылаясь на Козеллека, Кэтлин Дэвис утверждает: «... для [Альтдорфера] персы 4-го века выглядят как турки 16-го века не потому, что он не знает разницы, а потому, что эта разница не имеет значения... Александршлахт » , другими словами, он иллюстрирует домодернистское, нетемпоральное чувство времени и недостаток исторического сознания... Исторические наложения Альтдорфера демонстрируют эсхатологическое видение истории, свидетельство того, что XVI век (а постепенно и семнадцатый и восемнадцатый века) оставался запертым в статичной, постоянной темпоральности, которая пролептически насыщает будущее как всегда повторением одного и того же... В такой системе не может быть никакого событие как таковое: ожидание и прибытие вместе засасываются в черную дыру священной истории, которая не временна, потому что ее время по существу недифференцировано...» [ 65 ]


Наряду с анахронизмом в «Битве при Александре при Иссе» наблюдается подлинное отсутствие историчности. Альтдорфер демонстрирует минимальные колебания, пренебрегая исторической целостностью картины ради ее героического стиля, несмотря на усилия, которые он приложил для исследования битвы. То, что персидская армия была вдвое больше македонской, неясно, а относительное расположение солдат, как сообщается в древних источниках, не принималось во внимание. По мнению искусствоведа Роуз-Мари Хаген, «художник был верен исторической правде только тогда, когда это его устраивало, когда исторические факты были совместимы с требованиями его композиции». [ 60 ] Хаген также отмечает размещение женщин на поле боя, объясняя это «страстью к изобретениям» Альтдорфера. [ 60 ] так как жена Дария, его мать и дочери ждали Дария еще в лагере, а не в гуще боя. [ 66 ] Однако, верный форме, Альтдорфер сделал аристократических дам «похожими на немецких придворных дам, одетых для охоты» в своих пернатых токах : [ 60 ]
Основным ориентиром в своих исследованиях Альтдорфер, вероятно, была Хартмана Шеделя » «Нюрнбергские хроники ( Schedelsche Weltchronik ), иллюстрированная всемирная история, опубликованная в Нюрнберге в 1493 году. Шедель был врачом, гуманистом, историком и картографом, и его «Хроники» были одной из первых книги, выпущенные в типографии . В значительной степени опираясь на Библию, он повествует о семи веках человеческой истории. [ 67 ] от Сотворения мира до Рождества Христова и заканчивая Апокалипсисом . [ 68 ] Статистика Альтдорфера для битвы при Иссе отражает статистику Шеделя. Кроме того, ошибки в картах Средиземноморья и Северной Африки Шеделя присутствуют и в «Битве Александра при Иссе» : остров Кипр заметно увеличен в размерах, а горный подъём в центре картины и гряда, прилегающая к Нилу, не совпадают. существовать. [ 61 ] Поскольку в «Хрониках» победа Александра над персами описывается с точки зрения ее близости к Тарсу и не упоминается Исс, вполне вероятно, что городской пейзаж у моря представляет собой первый город, а не второй. Исс в 16 веке был второстепенным и относительно неизвестным, тогда как Тарс был известен как крупный центр обучения и философии во времена Римской империи. Тарс также считался местом рождения апостола Павла , что может объяснить наличие церковных башен в изображении Альтдорфера. [ 61 ] Другим источником, возможно, были сочинения Квинта Курция Руфа , римского историка I века, который представляет завышенные цифры количества убитых и взятых в плен, а также размеров армий. [ 60 ]
Небо имеет явное метафорическое значение и является центральным элементом символизма картины. Александр, которого египтяне и другие считали богом Солнца, находит свою победу в солнечных лучах; и персы изгнаны во тьму под полумесяцем, символом Ближнего Востока . [ 69 ] В современном контексте картины триумф солнца над луной представляет собой мира победу христианского над исламизмом османов. [ 35 ] Эсхатологический смысл, вероятно, навеянный пророчествами Книги Даниила , проникнут небесной обстановкой. В частности, Даниил 7 предсказывает взлет и падение четырех царств перед Вторым пришествием ; считалось, что это Вавилон , Персия На момент создания картины , Греция и Рим. Альтдорфер рассматривал битву при Иссе как главный показатель перехода власти от Персии к Греции и, следовательно, как событие космического значения. [ 35 ] [ 57 ] Битва также ознаменовала приближение конца света – важную богословскую проблему в 16 веке, учитывая, что последние следы Рима таяли вместе с папством . Будучи членом Регенсбургского совета и практикующим католиком, Альтдорфер часто взаимодействовал с Церковью и наверняка знал об этом направлении эсхатологической мысли. Шедель тоже подсчитал, что окончательный возраст семи человек, которых он определил, близок. [ 67 ] Таким образом, можно сделать вывод, что выражение неба знаменательного события при Иссе также должно было иметь актуальное значение для современности. [ 57 ]
Наследие
[ редактировать ]
Битва Александра при Иссе на протяжении веков оставалась частью королевской коллекции герцогов Баварии. К концу 18 века его регулярно выставляли в публичных галереях дворца Шлайсхайм . Картина была одной из 72, доставленных в Париж в 1800 году вторгшимися армиями Наполеона I (1769–1821). [ 70 ] который был известным поклонником Александра Македонского. [ 60 ] [ 71 ] Лувр владел им до 1804 года, когда Наполеон провозгласил себя императором Франции и взял его в свое пользование. Когда пруссаки захватили замок Сен-Клу в 1814 году в ходе войны Шестой коалиции , они предположительно обнаружили картину, висящую в ванной Наполеона. [ 72 ]
Битва при Александре при Иссе и 26 других битв, захваченных во время вторжения 1800 года, были впоследствии возвращены королю Баварии в 1815 году. [ 70 ] Пять картин из первоначального набора из восьми картин Вильгельма IV, в том числе «Битва при Александре при Иссе », позже перешли из королевской коллекции в художественный музей Старой пинакотеки в Мюнхене, Германия , где они и остаются; остальные три находятся в Национальном музее изящных искусств в Стокгольме и были разграблены шведской армией во время Тридцатилетней войны 1618–1648 годов. [ 73 ] «Сусанна и старцы» — единственная работа Альтдорфера в Старой пинакотеке.

Контекстуально картина является частью Северного Возрождения , возрождения классического гуманизма и культуры в Северной Европе в 15 и 16 веках. Эпоха Возрождения породила новый вид социального индивидуализма, который Альтдорфер выразил через героический акцент на Александре и Дарии и который отражен в специфике заказа картины и сюжетах сопутствующих ей произведений: «В эпоху Возрождения люди больше не видели себя исключительно как члены социальной группы, как граждане города или как грешники перед Богом, в глазах которых все были равны, они осознали уникальные качества, отличающие одного человека от другого. В отличие от Средневековья, Возрождение праздновало. индивидуум. Альтдорфер, возможно, рисовал ряд за рядом внешне одинаковых воинов, но сами зрители идентифицировали себя с Александром и Дарием, фигурами, имеющими имена, значение которых указывалось на шнуре, свисающем с таблички над ними». [ 47 ]
Альтдорфер был не только пионером пейзажа, но и практиком ранних воплощений романтизма и экспрессионизма , которые так сильно повлияли на искусство девятнадцатого и двадцатого веков. Кеннет Кларк пишет об Альтдорфере и его современниках Грюневальде и Босхе : «Это те, кого мы теперь называем художниками-экспрессионистами, и этот термин не так бесполезен, как кажется, потому что на самом деле символы экспрессионизма удивительно последовательны, и мы находим в творчестве этих пейзажистов начала XVI века не только тот же дух, но и те же формы и иконографические мотивы, которые повторяются в творчестве таких новейших экспрессионистов, как Ван Гог , Макс Эрнст , Грэм Сазерленд и Уолт Дисней ». [ 74 ] По словам искусствоведа Пиа Ф. Кунео, «построение Альтдорфером пейзажа космического масштаба» в битве при Александре при Иссе и его «духовная и эстетическая близость с романтизмом и современным искусством (в частности, немецким экспрессионизмом )», «имеют был особенно удостоен похвалы». [ 75 ]
Битва при Александре при Иссе обычно считается шедевром Альтдорфера . Кунео утверждает, что картина обычно «рассматривается в великолепной изоляции от пятнадцати других сопутствующих ей произведений, исходя из предположения, что она либо метонимически заменяет весь цикл, либо что ее предполагаемое эстетическое преобладание заслуживает исключительного внимания». [ 75 ] Немецкий писатель Карл Вильгельм Фридрих Шлегель (1772–1829) был одним из многих, кто увидел картину в Лувре и подивился, назвав ее «маленькой нарисованной Илиадой ». [ 72 ] Рейнхарт Козеллек комментирует, что изображение тысяч солдат Альтдорфером было выполнено с «ранее неизвестным мастерством». [ 65 ] а Кэтлин Дэвис описывает картину как «эпохальную во всех смыслах». [ 65 ]
Галерея
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Корвизье; Чайлдс, стр. 21.
- ^ Хекель; Ярдли, с. 299
- ^ Полелле, с. 75
- ^ Брайант, с. 280
- ^ Нилбург, с. 10
- ^ Мешки; Мюррей; Бансон, с. 14
- ^ Рассел, стр. 211–12.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, с. 970
- ^ Босворт, стр. 28–35.
- ^ Гамильтон, с. 63
- ^ Уорри, с. 31
- ^ Ромм; Человек, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б Бакли, с. 503
- ^ Ромм; Человек, стр. 48–49.
- ^ Уорри, с. 33
- ^ Сэвилл, с. 33
- ^ Перейти обратно: а б с Сэвилл, с. 34
- ^ Перейти обратно: а б Уорри, с. 34
- ^ Перейти обратно: а б Уорри, с. 35
- ^ Уорри, с. 36
- ^ Перейти обратно: а б с Сэвилл, с. 35
- ^ Уорри, стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Де Селинкур, с. 121
- ^ Уорри, с. 37
- ^ Ромм; Человек, с. 54
- ^ Мешки; Мюррей; Бансон, с. 17
- ^ Хекель, с. 84
- ^ «Александр Великий и вирусный энцефалит Западного Нила (Ответы)» . CDC. 2004.
- ^ Кин, с. 165
- ^ Кларк, с. 38
- ^ Роскилл, с. 65
- ^ Эрлз, с. 81
- ^ Вуд, с. 9
- ^ Вуд, с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с Сильвер, стр. 204–205.
- ^ Сильвер, с. 204
- ^ Вуд, стр. 23, 199–202.
- ^ Кунео, с. 99
- ^ Янсон, с. 393
- ^ Роскилл, стр. 64–65.
- ^ Вуд, стр. 70–73.
- ^ Сильвер, с. 209
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, с. 91
- ^ Перейти обратно: а б с д Сад; Хаген, с. 128
- ^ Старая Пинакотека, с. 28
- ^ Анселл, с. 4
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сад; Хаген, с. 131
- ^ Клэнтон, с. 142
- ^ Перейти обратно: а б с д Кляйнер 2009, с. 142
- ^ Стокстад; Оппенгеймер; Аддис, с. 134
- ^ Саммерс, с. 41
- ^ Птолемея Гефестиона Новая история (кодекс 190) Библиотека Фотия
- ^ Кинзл, с. 476
- ^ Кэмпбелл, с. 51
- ^ Маккей, с. 144
- ^ « Битва при Иссе » . Старая Пинакотека. Архивировано из оригинала 4 июня 2010 года . Проверено 10 ноября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сад; Хаген, с. 133
- ^ Вуд, с. 201
- ^ Перейти обратно: а б с Кляйнер 2008, с. 510
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сад; Хаген, с. 130
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сад; Хаген, с. 132
- ^ Кларк, с. 41
- ^ Вуд, стр. 21–22.
- ^ Перейти обратно: а б с Янсон; Янсон, с. 544
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, стр. 91–92
- ^ Квинт Курций Руф, III.12.24
- ^ Перейти обратно: а б Собственная, стр. 116.
- ^ Ханавальт; Кобялка, стр. 224.
- ^ Кляйнер 2009, с. 511
- ^ Перейти обратно: а б Старая Пинакотека, с. 24–29
- ^ Кларк, с. 40
- ^ Перейти обратно: а б Вуд, с. 22
- ^ Сванберг, стр. 70–86
- ^ Кларк, с. 36
- ^ Перейти обратно: а б Кунео, с. 186
Ссылки
[ редактировать ]- Старая Пинакотека. Сводный каталог . Издание Липп, 1986. ISBN 3-87490-701-5 .
- Анселл, Флоренс Дж. (2008). Искусство мюнхенских галерей . Читайте книги. ISBN 978-1-4437-5543-6 .
- Босворт, AB (1993). Завоевание и империя: правление Александра Великого . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-40679-Х .
- Брайант, Джозеф М. (1996). Моральные кодексы и социальная структура в Древней Греции: социология греческой этики от Гомера до эпикурейцев и стоиков . СУНИ Пресс. ISBN 0-7914-3042-1 .
- Бакли, Терри (1996). Аспекты греческой истории, 750–323 гг. до н.э.: источниковый подход . Рутледж. ISBN 0-415-09958-7 .
- Кэмпбелл, Гордон (2007). Энциклопедия рощи классического искусства и архитектуры, том 1 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530082-6 .
- Клентон, Дэн У. (2006). Хорошее, смелое и прекрасное: история Сюзанны и ее интерпретации эпохи Возрождения . Continuum International Publishing Group. ISBN 0-567-02991-3 .
- Кларк, Кеннет (2007). Ландшафт в искусство . Читать книги. ISBN 978-1-4067-2824-8 .
- Corvisier, André; Чайлдс, Джон (1994). Словарь военной истории и искусство войны . Wiley-Blackwell. ISBN 0-631-16848-6 .
- Кунео, Пиа Ф. (1998). Искусство и политика в Германии раннего Нового времени: Йорг Брей Старший и формирование политической идентичности, ок. 1475–1536 гг . Издательство «Брилл». ISBN 90-04-11184-0 .
- Дэвис, Кэтлин (2008). Периодизация и суверенитет: как идеи феодализма и секуляризации управляют политикой времени . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-4083-2 .
- Де Селинкур, Обри (1971). Походы Александра . Пингвинская классика. ISBN 0-14-044253-7 .
- Эрлс, Ирен (1987). Искусство Возрождения: Актуальный словарь . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0-313-24658-0 .
- Хаген, Роуз Мари; Хаген, Райнер (2003). О чем говорят великие картины, Том 1 . Сумки. ISBN 3-8228-2100-4 .
- Гамильтон, младший (1974). Александр Великий . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-6084-2 .
- Ханавальт, Барбара; Кобиалка, Михал (2000). Средневековые космические практики . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 0-8166-3544-7 .
- Хекель, Вальдемар (2002). Войны Александра Македонского: 336–323 гг. до н.э. Издательство Оспри. ISBN 1-84176-473-6 .
- Хекель, Вальдемар; Ярдли, Джон (2004). Александр Македонский: исторические тексты в переводе . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-22821-7 .
- Янсон, Хорст В.; Янсон, Энтони Ф. (2003). История искусства: западная традиция . Прентис Холл PTR. ISBN 0-13-182895-9 .
- Кин, AH (2004). Ранние тевтонские, итальянские и французские мастера . Издательство Кессинджер. ISBN 1-4179-6301-8 .
- Кинзл, Конрад Х. (2006). Спутник классического греческого мира . Уайли-Блэквелл. ISBN 0-631-23014-9 .
- Кляйнер, Фред С. (2008). Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-11549-6 .
- Кляйнер, Фред С. (2009). Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива . Cengage Обучение. ISBN 978-0-495-57364-7 .
- Маккей, Александр Г. (1998). Дома, виллы и дворцы в римском мире . Джу Пресс. ISBN 0-8018-5904-2 .
- Нилбург, Майкл С. (2001). Война в мировой истории . Рутледж. ISBN 0-203-46657-8 .
- Оман, Чарльз (1976). Шестнадцатый век . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-8371-8118-6 .
- Полелле, Марк Р. (2007). Лидерство: пятьдесят великих лидеров и миры, которые они создали . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-34814-3 .
- Ромм, Джеймс С.; Менш, Памела (2005). Александр Великий: Отрывки из Арриана, Диодора, Плутарха и Квинта Курция . Издательство Хакетт. ISBN 0-87220-727-7 .
- Роскилл, Марк В. (1997). Языки пейзажа . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0-271-01553-5 .
- Рассел, Бертран (2004). История западной философии . Рутледж. ISBN 0-415-32505-6 .
- Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин; Бансон, Маргарет (1997). Словарь древнегреческого мира . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 0-19-511206-7 .
- Сэвилл, Агнес (1990). Александр Македонский и его время . Издательство Barnes & Noble. ISBN 0-88029-591-0 .
- Сильвер, Ларри (июнь 1999 г.). «Природа и Бог природы: Пейзаж и космос Альбрехта Альтдорфера». Художественный вестник . 81 (2): 194–214. дои : 10.2307/3050689 . JSTOR 3050689 .
- Смит, Уильям (1859). Словарь греческих и римских древностей . Литтл, Браун и Ко.
- Сванберг, Ян (1999). «Флюгер в Сторкюркане - Художественно-исторический контекст». Ежегодник Санкт-Эрика, 1999 г. - Под небом Стокгольма (на шведском языке). Общество Санкт-Эрик. стр. 70–86. ISBN 91-972165-3-4 .
- Стокстад, Мэрилин; Оппенгеймер, Маргарет А.; Аддисс, Стивен (2003). Искусство: Краткая история . Прентис-Холл. ISBN 0-13-183689-7 .
- Саммерс, Дэвид (2007). Видение, отражение и желание в западной живописи . УНК Пресс. ISBN 978-0-8078-3110-6 .
- Уорри, Джон (1991). Александр, 334–323 гг. до н. э.: Завоевание Персидской империи . Издательство Оспри. ISBN 1-85532-110-6 .
- Вуд, Кристофер С. (1993). Альбрехт Альтдорфер и истоки пейзажа . Книги реакции. ISBN 0-948462-46-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с битвой при Александре при Иссе, на Викискладе?
- Битва при Александре при Иссе. Архивировано 9 октября 2014 года в Wayback Machine , Smarthistory в Академии Хана.