МС Золотая Принцесса
![]() Финляндия в оригинальном облике и ливрее
| |
История | |
---|---|
Имя | |
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки | |
Заказал | 8 апреля 1965 г. [ 1 ] |
Строитель | Верфь Wärtsilä Hietalahti , Хельсинки , Финляндия [ 2 ] |
Номер двора | 383 [ 1 ] |
Запущен | 25 августа 1966 г. [ 2 ] |
Крещенный | 25 августа 1966 года , Луиза Эрнрут. [ 2 ] |
Завершенный | 10 мая 1967 г. [ 2 ] |
Приобретенный | 10 мая 1967 г. [ 2 ] |
В эксплуатации | 25 мая 1967 г. [ 2 ] |
Не работает | 2009 |
Идентификация | Номер ИМО : 6622458 [ 1 ] |
Судьба | Списан в 2009 году. [ 1 ] |
Общие характеристики (в состоянии сборки) [ 1 ] | |
Тип | Ро-Ро Автомобильно-пассажирский паром |
Тоннаж | |
Длина | 153,00 м (502 фута) |
Луч | 20,00 м (65 футов 7 дюймов) |
Черновик | 5,60 м (18 футов 4 дюйма) |
колоды | 9 [ 4 ] |
Ледовый класс | 1 А [ 2 ] |
Установленная мощность | |
Движение | |
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Емкость |
|
Общая характеристика (1979) [ 2 ] | |
Тип | Круизферри |
Тоннаж | 10 311 брт |
Черновик | 5,80 м (19 футов) |
Емкость |
|
Примечания | В остальном так же, как построено |
Общая характеристика (1982 г.) [ 2 ] | |
Тип | Круизный лайнер |
Тоннаж | |
Емкость |
|
Экипаж | 173 [ 5 ] |
Примечания | В остальном то же, что и восстановленный, 1979 г. |
Общая характеристика (1988 г.) [ 2 ] | |
Тоннаж | 12704 GT (1994 г.) |
Длина | 156,67 м (514 футов) |
Примечания | В остальном то же, что и восстановленный, 1982 г. |
MS Golden Princess — -казино, круизный лайнер принадлежащий компании Eurasia International , совершавший короткие круизы-казино из Гонконга . Судно было построено в 1967 году на верфи Wärtsilä Hietalahti в Хельсинки , Финляндия, под названием «Финляндия» для Финляндского пароходства . В 1975 году он был продан компании Finnlines , которая в 1978 году превратила его в круизный лайнер Finnstar. В 1982 году он поступил на службу в Pearl Cruises как Pearl of Scandia . В 1988 году она была переименована в Ocean Pearl . [ 2 ] В 1994 году она поступила на вооружение Croisières Paquet как Pearl . В период с 1995 по 1998 год она плавала в компании Costa Cruises под названием Costa Playa . В 1998–1999 годах она плавала под именем Oriental Pearl компании Mega Wave International , а в 1999–2000 годах — под названием Joy Wave компании Costa Cruises. В 2000 году он был продан компании Eurasia International и поступил на вооружение под названием Golden Princess . [ 1 ] [ 3 ] В 2009 году продан на металлолом в Китай. [ 1 ]
Концепция и конструкция
[ редактировать ]В начале 1960-х годов Финляндское пароходство курсировало между Финляндией, Данией и Западной Германией на устаревших пароходах без вагонных палуб, самый новый из которых был построен в 1927 году. [ 5 ] Finnlines начала конкурировать с Finland SS Co на рейсах в Западную Германию в 1962 году с помощью автомобильно-пассажирского парома Hansa Express . Два наиболее крупных парома — Finnhansa и Finnpartner — находились в стадии строительства и должны были поступить на службу Finnlines в 1966 году. [ 6 ] Чтобы конкурировать с современными паромами Finnlines, компания Finland SS Co 8 апреля 1965 года разместила заказ на еще более крупный автомобильно-пассажирский паром на верфи Wärtsilä Hietalahti в Хельсинки , Финляндия. Новое судно могло вместить 1000 пассажиров. , со спальными местами на 647 из них. [ 1 ] По традиции лайнера причалы были разделены на первый и туристический классы. [ 5 ] На той же верфи фактически строились новые суда Finnlines в то время, когда компания Finland SS Co разместила заказ. [ 6 ]
Концепция нового судна Finland SS Co, которое в конечном итоге будет называться Finlandia , по сути, была такой же, как у Ilmatar , построенного верфью Wärtsilä для Finland SS Co в 1964 году. Заметным исключением было то, что новое судно Finlandia будет построено с Полноразмерная автомобильная палуба, доступ к которой можно было получить через ворота как в корме, так и в носовой части, тогда как у Ilmatar была автомобильная палуба меньшего размера с боковой загрузкой. [ 5 ] » Большой размер «Финляндии означал , что она могла заменить все три парохода компании Finland SS Co на рейсах в Западную Германию. [ 4 ]
«Финляндия » была запущена 25 августа 1966 года и названа в тот же день г-жой Луизой Эрнрут, женой финского банкира Йорана Эрнрута . Она была завершена 10 мая 1967 года. [ 2 ] и доставлен Финляндской пароходной компании в тот же день во время круиза возле маяка Хармая в Хельсинки. [ 1 ] Президент Финляндии Урхо Кекконен и его жена были приглашенными гостями на борту грузового круиза, который проходил в условиях сильного тумана. [ 5 ]
Перестройки
[ редактировать ]Корабль, начавший свою карьеру как « Финляндия», неоднократно перестраивался. Первая заметная переоборудование произошла в феврале – марте 1974 года, когда « Финляндия» была оснащена выдвижными стабилизаторами киля . [ 1 ]
С 5 сентября 1978 года по 3 января 1979 года «Финляндия» прошла капитальный ремонт на верфи Wärtsilä Turku . Чтобы облегчить двойное использование в качестве парома на Балтике в летний высокий сезон и в круизах в остальное время года, ее интерьеры и жилые помещения были модернизированы в соответствии со стандартами круизных судов: на верхнем уровне автомобильной палубы были установлены новые каюты, а нижний уровень автомобильной палубы был сохранен, чтобы она могла продолжать перевозку легковых автомобилей. При этом носовые ворота были загерметизированы, так что загружать и выгружать автомобили можно было только с кормы. После реконструкции он мог разместить 576 лежачих пассажиров. Внешне фиктивную воронку на миделе убрали, а выхлопные трубы в задней части изменили конструкцию. Одновременно с реконструкцией она была переименована в Finnstar . [ 2 ] [ 7 ]
После продажи компании Loke Shipping в период с августа 1981 по апрель 1982 года корабль был радикально перестроен в постоянный круизный лайнер в Ольборге Вэрфт в Ольборге , Дания. На нижней автомобильной палубе были построены каюты, а новые пентхаусы . на борту были добавлены верхняя палуба. Существующие каюты были увеличены, так что корабль мог вместить всего 515 пассажиров. После ликвидации автомобильной палубы кормовые двери были герметично закрыты, заменена выпуклой носовой частью оригинальная носовая часть ледокола , а для повышения устойчивости в кормовой части были установлены спонсоны . После реконструкции корабль был переименован в «Жемчужину Скандинавии» . [ 2 ]
С 5 января по 14 февраля 1988 года корабль снова был перестроен, на этот раз на верфи Sembawang в Сингапуре . Во время ремонта был установлен новый нос с острыми углами, увеличивший длину корабля на 3,67 метра (12 футов 0 дюймов), а выхлопные трубы были заменены новой алюминиевой воронкой. После перестройки корабль был переименован в Ocean Pearl Ее Высочеством принцессой Гальяни Вадхана . Таиланда [ 2 ]
История обслуживания
[ редактировать ]1967–1975: Финляндское пароходство.
[ редактировать ]Новое судно «Финляндия» вошло в эксплуатацию на линии Финского пароходства, соединявшей Хельсинки, Финляндия, с Травемюнде , Западная Германия, через Копенгаген , Дания, 25 мая 1967 года. [ 2 ] В то время это был самый большой автомобильно-пассажирский паром в мире. [ 4 ] и самый быстрый паром на Балтийском море , [ 5 ] способный пересечь Балтику всего за 44 часа. [ 4 ] Ее оснащение значительно превосходило старые корабли Finland SS Co, которые она заменила, и она сразу же приобрела популярность. [ 5 ] 23 января 1968 года «Финляндия» столкнулась с западногерманским грузовым судном «Брук» в проливе Кустаанмикка недалеко от Хельсинки. Финляндия пережила это столкновение без заметных повреждений. 27 июня того же года « Финляндия» эвакуировала двух датских граждан из горящей моторной лодки недалеко от Стевнса , Дания. В декабре 1968 года он также стал первым кораблем, пришвартованным в сухом доке Valmet новом водоизмещением 12 000 тонн в Катаянокке , Хельсинки. [ 1 ]
Столкнувшись с конкуренцией в лице компании Finlandia , стало ясно, что Finnlines не может использовать одновременно Finnhansa и Finnpartner на рейсах в Западную Германию. В результате Finnpartner был продан компании Rederi AB Svea в 1969 году. После продажи Finnlines и Finland SS Co заключили соглашение о совместном обслуживании в феврале 1969 года. Хотя совместная услуга продавалась как Itämeren-laivat (англ. Baltic Sea Ships ), оба корабля, использовавшиеся в этой службе, носили отдельные ливреи своих респектабельных операторов. Планировалось также, что совместная дочерняя компания Finland SS Co и Finnlines будет осуществлять рейсы в Западную Германию, но они так и не были реализованы. [ 6 ]
До 1975 года у « Финляндии » была насыщенная карьера в Финском пароходстве. 24 марта 1970 года пассажир заболел на борту, и его пришлось доставить в больницу в Висбю , Готланд на вертолете . 31 мая 1970 года на нем произошел пожар в машинном отделении, находясь в Финском заливе . Экипаж потушил пожар, однако судно задержалось на три часа. В феврале 1971 года ему пришлось пришвартоваться в порту Эриксбергс в Гетеборге , Швеция, из-за забастовки рабочих-металлистов в Финляндии. автоцистерна перевернулась на автомобильной палубе 3 апреля 1972 года во время сильного шторма возле маяка на Хийумаа , раздавив четыре автомобиля. [ 1 ]
В 1975 году, столкнувшись с экономическим спадом и ростом цен на топливо, Финляндская пароходная компания и Finnlines решили реорганизовать свою деятельность и расширить совместную деятельность на грузовые перевозки. Основным результатом этого стало создание Finncarriers как совместной дочерней компании по грузоперевозкам. Однако в рамках соглашения Finnlines взяла на себя весь трафик Финляндия-Западная Германия, а вместе с ним и Финляндию . Важным фактором отказа финской SS Co от пассажирских перевозок в Западную Германию был также GTS Finnjet , новое судно, которое должно было войти в эксплуатацию Finnlines в 1977 году и которое должно было иметь достаточно высокую вместимость, чтобы заменить все существующие пассажирские суда на Финляндском направлении. Сервис Западной Германии. [ 7 ] [ 8 ]
1975–1981: Финнлайнс
[ редактировать ]Enso-Gutzeit , владелец Finnlines, приобрела Finlandia у Финляндской пароходной компании 16 июня 1975 года, уступив Finncarrier взамен компании Finland SS Co. Помимо окраски в ливрею Finnlines, « Финляндия» продолжила работу без изменений: она сохранила свое старое имя, старый порт приписки и старый маршрут с заходом в Копенгаген, помимо Хельсинки и Травемюнде. [ 2 ] [ 3 ] (Для сравнения: Finnlines компании Finnhansa заходит в Нюнесхамн , Швеция, а не в Копенгаген). [ 9 ]
1 июля 1975 года в порту Травемюнде на Финляндии » « камбузе вспыхнул пожар . Прежде чем огонь удалось локализовать, он распространился на радиокабину и офицерскую кают-компанию . Камбуз, радиокабина и кают-компания были уничтожены пожаром, и корабль пришлось отремонтировать в Киле , Германия, прежде чем он смог продолжить нормальную работу. 13 сентября 1975 года «Финляндия» спасла семь человек с тонущей немецкой яхты «Ян II» к югу от Гедсера , Дания. Две недели спустя «Финляндия» спасла двух восточногерманских беженцев, плывших на надувной лодке , снова к югу от Гедсера. [ 1 ]
Новый Finnjet был доставлен Enso-Gutzeit в мае 1977 года, заменив Finlandia на линии Финляндия-Германия. [ 7 ] В результате в период с мая по август 1977 года «Финляндия» была зафрахтована компанией TT-Saga Line для обслуживания маршрута Хельсингборг — Мальмё — Травемюнде. В ноябре 1977 года «Финляндия» вернулась в эксплуатацию в Finnlines в качестве грузового судна на маршруте Хельсинки-Копенгаген- Любек сроком на восемь недель. [ 1 ] После этого она оставалась на приколе до летнего сезона 1978 года, когда вернулась в строй на рейсе Финляндия-Германия. [ 7 ]
Finnlines прогнозировала, что им придется сохранить « Финляндию» в качестве второго корабля на маршруте Финляндия-Германия в высокий сезон, но в остальное время года ей потребуется альтернативное использование. компания Finnpartner и Bore Star эксплуатировала круизные лайнеры Зимой между 1973 и 1977 годами с ограниченным успехом. Теперь было принято решение преобразовать интерьеры « Финляндии » в стандарты круизных лайнеров, частично сохранив ее автомобильную палубу. [ 2 ] [ 7 ] После реконструкции на верфи Wärtsilä в Турку корабль был переименован в Finnstar и вновь вошел в строй 8 января 1979 года, совершив круиз по западному побережью Африки. [ 1 ] [ 7 ] В зимний сезон она совершала круизы по африканскому побережью компании Finnlines, весной и осенью совершала круизы по Средиземному морю и норвежским фьордам в рамках чартера Hapag -Lloyd Cruises , а летом использовалась Finnlines в качестве парома на Хельсинки. — рейс Slite — Копенгаген, а также круизы из Хельсинки в Ленинград , Слит и Таллинн . 19 ноября 1979 года он стал первым круизным лайнером под финским флагом, пересекшим экватор. [ 1 ]
Как и предыдущие попытки Finnlines войти в круизный бизнес, Finnstar оказалась по большей части безуспешной. Это было относительно небольшое судно, не способное удовлетворить ожидания международного рынка. Ее эксплуатационные расходы также были заметно выше, чем у ее основных конкурентов. [ 7 ] Ее круизы по Западной Африке были слишком высококлассными, чтобы их можно было продать по разумной цене на небольшом финском круизном рынке. Дополнительным фактором стала конкуренция со стороны , Ilmatar бывшего партнера Finnstar по флоту который использовался в аналогичных круизах, нацеленных на финский рынок, компанией Silja Line . [ 5 ] Перспективы Finnstar еще больше ухудшились в 1980 году, когда расходы на набор экипажа возросли после забастовки финских морских судов в 1980 году . решила отказаться от круизных перевозок в 1980 году. Последний круиз Finnstar В результате растущих потерь, понесенных судном, Finnlines завершился в Барселоне 12 сентября 1980 года. Впоследствии он отправился в Тулон , Франция, где и был заложен. выпущен 14 сентября 1980 г. и выставлен на продажу. [ 2 ] [ 1 ]
1981–1994: Жемчужные круизы.
[ редактировать ]оставалось Судно Finnstar на приколе в Тулоне до 27 мая 1981 года, когда оно было продано компании Loke Shipping , совместному предприятию норвежских судоходных компаний IM Skaugen и J. Lauritzen A/S , которые планировали использовать судно для выхода из морей. Гонконг и Сингапур . Временно переименованный в Innstar , корабль отправился в Тулон в Ольборг , где он был перестроен в круизный лайнер компанией Aalborg Vaerft . Корабль был сдан после реконструкции в апреле 1982 года, переименован в «Жемчужину Скандинавии» и перерегистрирован на Багамах. В июне 1982 года она отправилась в Гонконг, отправившись в 14-, 28- и 42-дневные круизы по Восточной и Юго-Восточной Азии в рамках компании Pearl Cruises of Scandia . [ 2 ] [ 1 ]
1 сентября 1983 года IM Skaugen вышла из предприятия Pearl Cruises of Scandia, оставив Дж. Лауритцена единственным владельцем Pearl of Скандинавии . Эта смена владельца не повлияла на ее службу. В апреле 1987 года компания Pearl Cruises of Scandia была продана компании 2000 Corporation . [ 2 ] Несмотря на то, что в 2000 году корпорация уже владела другой круизной линией — Ocean Cruise Lines , бренд Pearl Cruises of Scandian был сохранен за Pearl of Scandian , хотя название компании было упрощено до просто Pearl Cruises . [ 3 ]
В период с января по февраль 1988 года « Жемчужина Скандинавии» снова была восстановлена, на этот раз на верфи Sembawang в Сингапуре. 14 февраля она была переименована в Ocean Pearl Ее Высочеством принцессой Гальяни Вадхана Таиланда и впоследствии вновь поступила на службу. Несмотря на эти изменения, Loki Shipping оставалась владельцем корабля. В апреле 1990 года компания Ocean Cruise Lines была приобретена французской компанией Croisières Paquet . Два месяца спустя Loki Shipping продала « Океанскую жемчужину Сендумару » . [ 2 ] Несмотря на эти изменения, судно продолжало выполнять азиатские круизы компании Pearl Cruises. [ 3 ] В 1992 году Croisières Paquet также приобрела Ocean Pearl . [ 2 ]
1994–1995: Пакетные круизы.
[ редактировать ]В феврале 1994 года маркетинг Ocean Pearl перешел в руки Croisières Paquet. Он был переименован в Pearl и перерегистрирован во Франции, но продолжал курсировать по азиатскому рынку до 14 сентября 1995 года. [ 1 ] [ 3 ]
1995–1998: Costa Cruises.
[ редактировать ]
Итальянская компания Costa Cruises поглотила Croisières Paquet в 1994 году. В результате этого Pearl 14 сентября 1995 года была снята с обслуживания Croisières Paquet. Затем она отправилась на верфь T. Mariotti в Генуе , Италия. После ремонта он поступил в эксплуатацию Costa Cruises под названием Costa Playa . 12 ноября 1995 года [ 2 ] При этом она вернулась под багамский флаг. [ 1 ] Коста -Плайя использовалась для круизов по Карибскому морю с Пуэрто-Плата портом отправления в , Доминиканская Республика. Она была первым круизным лайнером, посетившим Кубу после окончания Холодной войны , заходившим во время своих круизов в Сантьяго-де-Куба , Гавану и Байя-Нипе . [ 2 ] [ 3 ]
1998–2000: Mega Wave International и Costa Cruises.
[ редактировать ]Costa Playa была выведена из эксплуатации Costa Cruises в январе 1998 года. Она была продана базирующейся в Гонконге компании Mega Wave International и переименована в Oriental Pearl . Неизвестно, использовалась ли она когда-либо на действительной службе Mega Wave. В августе 1999 года ее право собственности снова перешло к Costa Cruises, и она была переименована в Joy Wave . Опять же неизвестно, действительно ли она использовалась на действительной службе как « Волна радости» . [ 1 ] [ 3 ]
2000-2009: Международная Евразия.
[ редактировать ]В ноябре 2000 года Joy Wave был продан Eurasia International , другой гонконгской компании, которая переоборудовала его в -казино круизный лайнер Golden Princess . « Золотая принцесса» начала совершать круизы-казино из Гонконга в ноябре 2000 года. [ 1 ] [ 3 ] В июле 2009 года владельцы продали ее в Китай на слом. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]Внешний дизайн
[ редактировать ]Внешне « Финляндия» имела классическую форму корпуса с заметной седловатостью корпуса, длинной носовой частью и террасированной задней надстройкой . В соответствии с традиционной эстетикой лайнера, корабль получил большую имитацию воронки на миделе . На самом деле выхлопы двигателей выбрасывались из двух выхлопных труб меньшего размера, прикрепленных к задней мачте корабля. В службе Финляндского пароходства корабль был окрашен в белый цвет с корпусом и надстройкой, с двумя узкими черными полосами, нанесенными по длине корпуса на уровне верха вагонной палубы. В носовой части полосы прерывались названием корабля, написанным темно-желтым цветом. Манекен воронки был окрашен в цвета компании Finland SS Co: черный цвет с двумя белыми горизонтальными полосами. [ 1 ] [ 3 ]
Когда « Финляндия» перешла в собственность Finnlines, она была окрашена в нынешние на тот момент цвета Finnlines, при этом две черные декоративные полосы на корпусе были заменены более широкой синей полосой. Корпус был окрашен в серый цвет ниже синей полосы и в белый вверху. Черные цвета воронки Effoa были заменены цветами воронки пассажирских перевозок Finnlines: белым с бело-синей полосой и большой белой эмблемой с черной буквой F в центре. [ 3 ]
Когда Finlandia была преобразована в Finnstar , фиктивную воронку убрали, а выхлопные трубы увеличили и переделали, добавив за ними небольшую конструкцию дымового дефлектора. Была принята новая цветовая гамма: корпус и надстройка белого цвета. Название корабля было написано на корпусе серыми буквами, словно написанное от руки. Вдоль окон мостика и самой нижней палубы надстройки были нарисованы широкие синие полосы. Выхлопные трубы были перекрашены в синий цвет, а конструкция дефлектора — в белый цвет с маленькой буквой «F». Finnstar был первым кораблем , который использовал окраску с синими полосами, нарисованными вдоль окон; два года спустя он был принят на вооружение Silja Line и впоследствии стал с ними прочно ассоциироваться. [ 2 ] [ 3 ]
В качестве « Жемчужины Скандинавии» на верхней палубе, между мостиком и выхлопными трубами, была добавлена коробчатая конструкция пентхауса, а спонсоны в задней части корпуса были добавлены . В новой ливрее корабль был окрашен полностью в белый цвет, с синей выхлопной трубой и дефлектором. На корпусе был нарисован логотип Pearl Cruises «волны и корона». Во время службы в составе « Жемчужины Скандинавии» в центре корпуса корабля была нанесена дополнительная синяя горизонтальная декоративная полоса. [ 1 ] [ 3 ]
Когда «Жемчужина Скандинавии» стала «Океанской жемчужиной» , ее носовую часть заменили на более острозагнутую, а конструкцию выхлопной трубы — на широкую воронку. В новой ливрее она была окрашена в полностью белый цвет с синим логотипом Pearl Cruises в белой воронке. [ 1 ] [ 3 ] Как Pearl, она сохранила ту же внешнюю форму, но с сине-красным логотипом Croisières Paquet, заменяющим логотип Pearl Cruises на воронке, и узкой сине-красной декоративной полосой на корпусе, следующей по той же линии, что и оригинальные черные декоративные полосы. Как Costa Playa, он был перекрашен в ливрею Costa Cruises с полностью белым корпусом и надстройкой, увенчанной желтой воронкой с синей буквой «C». Ливреи, которые носил корабль под названиями «Восточная жемчужина» и «Волна радости», неизвестны. [ 3 ]
В Golden Princess были сняты широкие ветровки , закрывающие задние палубы и привязанные к изгибу воронки. Корабль снова был окрашен полностью в белый цвет: верхняя половина воронки была желтой, а нижняя половина — синей, а в центре воронки находился синий круг с названием корабля. [ 1 ] [ 3 ]
Дизайн интерьера
[ редактировать ]были Оригинальные интерьеры отеля Finlandia , спроектированы известными художниками и архитекторами, такими как Йонас Цедеркрейц , Лиза Йоханссон-Пап Дора Юнг , Гарри Кивиярви и Рут Брык . Внутренние помещения включали бассейн , сауну , ночной клуб , комнату для курения , кинотеатр и парикмахерскую , большинство из которых были новинками для корабля Финляндского пароходства, следовавшего по маршруту Финляндия — Западная Германия. [ 5 ] 647 пассажирских мест были разделены на 254 места первого класса и 393 места туристического класса. При переоборудовании в Finnstar общественные помещения были перестроены, существующие каюты заменены более роскошными, а на верхнем уровне автомобильной палубы добавлены новые роскошные каюты. В результате Finnstar перевез 576 спальных пассажиров. В качестве « Жемчужины Скандинавии» каюты были снова модернизированы, оставшаяся автомобильная палуба удалена и добавлены новые пентхаусы; в результате на корабле имелись спальные места для 515 пассажиров. [ 2 ]
Палубы и удобства
[ редактировать ]В роли Финляндии , 1967 год.
[ редактировать ]Удобства включали кинотеатр / зрительный зал , сауну и бассейн . [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Асландер, Майк. «М/С Финляндия (1967)» . Факты о кораблях (на шведском языке) . Проверено 23 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из Пиетикайнен, Матти (1998). Финнлайнский флот 1947-1997 гг . Хельсинки: Finnlines. п.п. 158–160. ISBN 952-90-9115-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бойл, Ян. « Финляндия » . Симплонские открытки . Проверено 21 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хаавикко, Пааво (1983). Морская книга века: первые сто лет существования Эффоа (на финском языке). Хельсинки: Эффоа. п.п. 81, 83. ISBN 951-99438-1-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Мальмберг, Туре (1983). Корабли и люди (на финском языке). Хельсинки: Эффоа. п.п. 158–161. ISBN 951-99438-4-6 .
- ^ Jump up to: а б с Каронен, Петри (1992). Enso-Gutzeit Oy как судовладелец: Oy Finnlines Ltd и Merivienti Oy в 1947–1982 годах (на финском языке). Иматра: Энсо-Гутцайт. п.п. 71–75. ISBN 952-9690-00-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Каронен, с. 106-109.
- ^ Хаавикко, стр. 119-120.
- ^ Асландер, Майк. «Т/с Финганза (1966)» . Факты о кораблях (на шведском языке) . Проверено 19 ноября 2008 г.