Водный кризис в Демократической Республике Конго
Хотя Демократическая Республика Конго (ДРК) обладает Африке крупнейшими в ресурсами пресной воды , она страдает от острого кризиса снабжения питьевой водой . ДРК имеет один из самых низких показателей доступа к чистой питьевой воде в странах Африки к югу от Сахары и во всем мире. В 2012 году только 46 процентов населения имели доступ к улучшенному источнику питьевой воды . [1] Кроме того, в 2012 году охват канализацией оценивался всего в 31 процент. [2] Актуальной и точной информации об услугах водоснабжения и канализации в ДРК недостаточно. В результате неадекватного водоснабжения и санитарных услуг многие жители страдают от болезней, передающихся через воду , включая диарею , брюшной тиф и холеру . [3] [4]
Нынешний водный кризис является результатом ухудшения состояния водной инфраструктуры из-за недостаточного инвестирования в водный сектор и разрушений, связанных с конфликтом, а также быстрого роста населения , который оценивается в 4 процента в городских районах и 2,5 процента в городских районах. сельских районах по данным Всемирного банка в 2009 году. [5] [6] В целом, сектор водоснабжения и канализации ДРК характеризуется наличием нескольких пересекающихся и конфликтующих друг с другом институциональных юрисдикций . [6] Таким образом, водный кризис в ДРК можно отнести к категории экономической проблемы нехватки воды , препятствующей развитию страны. [5] Статья 48 Конституции ДРК 2006 года признает право человека на воду. [7] Восстановление и развитие водного сектора является приоритетом, который национальное правительство взяло на себя в Стратегиях роста и сокращения бедности и с которым оно согласилось как часть международных рамок Целей развития тысячелетия ООН . [8]
Ресурсы пресной воды и водоснабжение
[ редактировать ]ДРК является самой богатой водой страной Африки. Африки На его долю приходится примерно 52 процента запасов поверхностных вод Африки и 23 процента внутренних возобновляемых водных ресурсов . [5] Внутренние возобновляемые ресурсы пресной воды на душу населения оцениваются в 14 406 м3. 3 /человек/год в 2008 году. [6] Это значение значительно превышает международно признанный предел водности в 1700 м. 3 /человек/год. В ДРК среднегодовое количество осадков составляет около 1543 мм в год. [9] меняющиеся в пространстве и времени (800-1800 мм/год). Кроме того, ДРК обладает значительной водной автономией , поскольку 70 процентов ее общих возобновляемых водных ресурсов генерируется внутри страны за счет осадков. Обильные водные ресурсы в ДРК связаны с обширным лесным покровом, площадь которого превышает 155,5 млн га. [5]
Реки и озера составляют примерно 3,5 процента площади ДРК. В поверхностных водных ресурсах ДРК преобладают река Конго и ее притоки . При среднем расходе около 41 000 м3. 3 / с, река Конго имеет второй по величине объем сброса в мире. Бассейн реки Конго занимает 98 процентов территории страны и обеспечивает страну одной из самых обширных речных сетей в мире. Качество поверхностных вод в целом очень хорошее, за исключением локальных очагов загрязнения в городских центрах и вблизи горнодобывающих предприятий. Высокое качество воды во многом является результатом высокой разбавляющей способности речной сети, низкой плотности населения и преобладания человеческой деятельности, относящейся к натуральному типу, оказывающей лишь незначительное воздействие на окружающую среду. [5]
По оценкам, на грунтовые воды приходится примерно 47 процентов внутренних возобновляемых водных ресурсов ДРК. Родники, расположенные в густых лесах, являются основным источником водоснабжения для большинства населения. Однако информация о размерах и качестве ресурсов и источников подземных вод в ДРК скудна. Простые источники воды с крышками обычно используются для водоснабжения в рассредоточенных деревнях и пригородных районах . Крупномасштабное водоснабжение из родников через распределительные сети используется во многих городах, включая Бени, Буниа , Лисалу , Лубумбаши , Кисангани и Мбуджи-Майи . Водоснабжение из глубоких скважин ограничено небольшим процентом населения. Большинство из примерно 1000 скважин были построены в период с 1960-х по 1990-е годы и имеют дебит от 15 до 80 м3. 3 /час. На долю ручных и механических насосных колодцев, а также вырытых колодцев приходится около 10 процентов запасов питьевой воды. [5]
В 2015 году около 1 миллиона человек все еще не имели доступа к «улучшенной» воде. В 2015 году доступ к «улучшенному» источнику воды имели 76% населения, 96% и 40% в городской и сельской местности соответственно. [10] [11]
Использование воды
[ редактировать ]Водозаборы на человека оценивались в 7 м. 3 /человека/год в 2014 г., что указывает лишь на небольшой уровень мобилизации водных ресурсов (менее 1 процента). [1] [9] Потребление воды на душу населения в ДРК значительно ниже, чем во многих засушливых странах Сахеля , которые испытывают физическую проблему нехватки воды . Вода в основном используется для бытовых целей, что составляет 52 процента от общего водозабора в ДРК. На сельское хозяйство приходится 32 процента общего водозабора, за ним следует промышленность с 16 процентами. Рыболовство , производство гидроэлектроэнергии и судоходство являются другими важными видами водопользования в ДРК, которые обычно не включаются в статистику водопользования. [5]
По прогнозам, к 2025 году водозабор в ДРК значительно увеличится. Ожидается, что внутреннее потребление, сельское хозяйство и промышленность вырастут на 470 процентов, 375 процентов и 225 процентов соответственно. Однако к 2025 году потребление воды по-прежнему будет составлять лишь 0,16 процента внутренних возобновляемых ресурсов пресной воды ДРК. [5]
Структура водного сектора
[ редактировать ]Развитие и восстановление водного сектора является приоритетом, который национальное правительство взяло на себя в Документах по стратегии роста и сокращения бедности (DSCRP I и DSCRP II) и с которым оно согласилось в рамках международных рамок Целей развития тысячелетия ООН. . водным сектором Управление в ДРК является структурно слабым и характеризуется дублирующими и противоречивыми институциональными полномочиями. Потенциал реализации является основным ограничивающим фактором для развития водного сектора. Крупные потоки помощи были мобилизованы для восстановления инфраструктуры водоснабжения, но из-за институциональной и административной дисфункции, слабого потенциала, а также отсутствия вспомогательной инфраструктуры, логистики и экономических услуг использование средств значительно замедлилось. В государственных проектах освоение инвестиций обычно составляет менее 50 процентов. Более того, необходимы дальнейшие финансовые инвестиции для комплексной реформы водного сектора.
Институциональная основа
[ редактировать ]Управление водным сектором в ДРК разделено между несколькими министерствами и организациями. Министерство планирования несет ответственность за разработку и мониторинг определенных стратегий роста и сокращения бедности. В рамках Национального комитета по воде и санитарии (CNAEA) он обладает полномочиями по разработке и мониторингу политики, координации деятельности министерств и сотрудничеству с партнерами по развитию в водном секторе. [12] Государственное предприятие REGIDESO отвечает за предоставление услуг водоснабжения в городских районах. Он работает под административным и финансовым надзором Министерства государственного портфеля и под техническим надзором Министерства энергетики. Национальная служба сельского водоснабжения, SNHR, подчиняется Министерству сельского развития и отвечает за развитие сельских и пригородных служб питьевого водоснабжения. [5] [8] Министерство здравоохранения также участвует в секторе сельского водоснабжения через программы Villages Assainis и Écoles Assainies , которые поддерживаются ЮНИСЕФ и призваны вовлечь сельские общины в развитие улучшенных услуг питьевой воды и санитарии. [5] [13]
Международная помощь и НПО
[ редактировать ]Международная помощь играет важную роль в развитии водного сектора ДРК. Международная помощь оценивается в 62 миллиона долларов в год, что соответствует примерно 95 процентам общего объема инвестиций. [8] Финансируемые проекты в основном направлены на достижение Целей развития тысячелетия ООН и национальных стратегий сокращения бедности. Международные инвестиции в равной степени направлены на городской и сельский сектор водоснабжения. В пригородных и сельских районах международная помощь составляет почти весь общий объем инвестиций. [5]
В рамках усилий по оказанию гуманитарной и чрезвычайной помощи во время конфликта международные и национальные НПО реализовали множество проектов по водоснабжению в ДРК. Неправительственные организации предоставляют необходимые услуги по водоснабжению в отдаленных районах, которым не уделяют должного внимания усилия правительства. Однако они часто плохо скоординированы и сосредоточены на деятельности, направленной на немедленное улучшение местного водоснабжения, но не имеют достаточных управленческих структур для поддержания инфраструктуры в будущем. [5]
Реформа водного сектора
[ редактировать ]Сектор водоснабжения подлежит продолжающейся реорганизации в рамках правительственной реформы, начатой с помощью международных партнеров по развитию в 2006 году, особенно в рамках немецкого проекта реформы водного хозяйства GIZ . [5] В 2010 году правительством ДРК был принят всеобъемлющий Водный кодекс, ориентированный на национальные цели развития, который обеспечивает национальную законодательную основу для устойчивого управления водными ресурсами. [14] Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) является фундаментальным принципом, изложенным в Водном кодексе, который направлен на создание структурированного процесса для согласования интересов различных заинтересованных сторон . Ключевые концепции включают систему зонирования земель для обеспечения защиты стратегических ресурсов питьевой воды и их водоразделов , принцип «пользователь платит» , принцип «загрязнитель платит» , принцип предосторожности , , вспомогательный принцип а также общественный диалог и консультации. [5]
Правительство ДРК также опубликовало план действий по дальнейшему развитию сектора питьевой воды до 2020 года. Целью плана действий является обеспечение реализации реформы водного сектора. Следовательно, оно также служит гармонизации действий международных доноров и обеспечению ориентации их деятельности на национальную повестку дня. [14]
Структурная трансформация водного сектора является ключевым аспектом водной реформы. Он включает замену CNAEA Национальным водным советом, который будет иметь полномочия руководить всем водным сектором на основе подхода ИУВР, создание провинциальных водных советов, местных водных комитетов и ассоциаций водопользователей в рамках децентрализации подхода . и создание агентств, ответственных за управление водными ресурсами на уровне водосборных бассейнов и суббассейнов. Кроме того, REGIDESO подлежит преобразованию в коммерческое государственное предприятие. [5]
Ключевые проблемы водного сектора
[ редактировать ]В 2012 году только 46 процентов населения ДРК имели доступ к улучшенному источнику питьевой воды . [1] по сравнению со средним показателем в 60 процентов в странах Африки к югу от Сахары. [5] В 2012 году охват услугами канализации оценивался всего в 31 процент. [2] Отсутствие безопасной питьевой воды и плохие санитарные условия представляют собой серьезную угрозу для здоровья населения . Смертность . детей в возрасте до пяти лет оценивалась в 11,9 процента в 2015 году по сравнению с 9,2 процента в странах Африки к югу от Сахары, где высока распространенность болезней, передающихся через воду, таких как диарея, холера, дизентерия и брюшной тиф [1] [15]
Существует серьезное географическое несоответствие в доступности питьевой воды: 79 процентов городского населения имеют доступ к питьевой воде по сравнению с 29 процентами сельского и пригородного населения. [1] Однако во многих районах ДРК доступ к безопасной питьевой воде в 2011 году составлял менее 5 процентов. [5] Уровень доступа к улучшенным санитарно-техническим средствам очень низок, но сопоставим в городской (33 процента) и сельской местности (29 процентов). [1] Финансовые инвестиции значительно перекошены в сторону городских территорий: 85 процентов общего финансирования предназначено для развития городского водного сектора. [5] хотя сельское население по-прежнему составляло 58 процентов от общей численности населения в 2014 году. [2]
Городской и пригородный сектор водоснабжения
[ редактировать ]Хотя доступ к безопасной питьевой воде значительно ниже в сельской местности, чем в городских районах ДРК, фактическое число людей, не имеющих доступа к воде, увеличивается значительно более высокими темпами в городских районах из-за более быстрого роста населения. [5] Среднегодовой темп прироста городского населения за период с 2010 по 2015 год оценивается в 4 процента по сравнению с темпом прироста населения в сельской местности на уровне 1,9 процента. Население, проживающее в городских районах, оценивается в 42 процента. [2] Быстрый рост населения в городских районах связан с разрастанием городов и создает серьезные трудности в создании адекватной инфраструктуры водоснабжения. Многие пригородные водоразделы подвергаются воздействию из-за неконтролируемого расширения жилищного строительства, сельского хозяйства и поставок дров. [16]
Службы водоснабжения REGIDESO страдают от деградации инфраструктуры из-за отсутствия электричества , отсутствия новых инвестиций и технического обслуживания. [1] [5] Годы вооруженного конфликта, плохое руководство , слабое управление, истощение финансов, в основном из-за неоплаты правительством счетов за воду и нерентабельной тарифной политики, а также отставание в операционной деятельности REGIDESO привели к ухудшению состояния городских служб водоснабжения. [8]
Водоснабжение городов существенно неоднородно. Более 85 процентов городских водопроводов расположены в четырех провинциях: Киншаса , Нижнее Конго , Катанга и Южное Киву . [5] Кроме того, финансирование сильно перекошено в сторону города Киншаса, на который приходится почти 40 процентов общего объема инвестиций в городской сектор водоснабжения. [8]
Сельский водный сектор
[ редактировать ]Большая часть населения ДРК, не имеющая доступа к безопасной питьевой воде, проживает в сельской местности. Сельскому водному сектору ДРК в течение многих лет пренебрегали, и он характеризуется изношенной инфраструктурой из-за отсутствия технического обслуживания и запасных частей. Кроме того, многие системы водоснабжения имеют низкое качество строительства. Основным источником сельского водоснабжения являются родники, на долю которых приходится около 90 процентов общего объема водоснабжения в сельской местности. Преимущество пружин заключается в том, что они требуют минимальных инвестиций для установки и обслуживания. Однако источники часто эксплуатируются без адекватной защиты и освоения. Еще одним важным источником водоснабжения в сельской местности являются неглубокие колодцы , в которых используются ручные и машинные насосы. Другие источники водоснабжения в сельской местности включают скважины, небольшие водопроводные системы распределения и сбора дождевой воды . системы [5] Как правило, плата за сельские системы водоснабжения не покрывает эксплуатационные расходы . [8] Кроме того, практически не проводятся проверки качества воды. [5]
Текущие инвестиции в сектор сельского водоснабжения направлены на расширение бурения скважин и небольших водопроводных сетей в крупных деревнях, каждая из которых обслуживает от 2000 до 5000 человек и управляется автономными общинными ассоциациями и местными частными фирмами. Кроме того, программы Villages Assainis и Écoles Assainies нацелены на систематическое развитие сельского водного хозяйства в небольших рассредоточенных деревнях с населением обычно от 500 до 1000 человек. Ключевой концепцией программы является улучшение качества питьевой воды за счет использования родников и установки неглубоких колодцев с помощью местного населения. [5] [13] Небольшие села с населением менее 100 человек, составляющие 37 процентов сельского населения, не охвачены программой и, следовательно, представляют собой пробел в планах развития водного сектора. [5]
Социальные воздействия
[ редактировать ]Водный кризис в ДРК особенно затрагивает наиболее уязвимые группы общества, а именно женщин и детей, живущих в бедных, незапланированных пригородах и отдаленных сельских районах. В густонаселенных городских центрах домохозяйствам часто приходится покупать воду по завышенным ценам из-за высокого спроса и нехватки поставок , в то время как неулучшенные источники воды используются для питьевого водоснабжения в сельской местности, что представляет значительный риск для здоровья. [5]
Обычно женщины и дети берут на себя основную ответственность за обеспечение своих семей водой. Дефицит водоснабжения превращает этот процесс в весьма трудоемкую и трудоемкую деятельность, что уменьшает количество времени, доступного для образования . [17]
Деградация водных ресурсов
[ редактировать ]Во многих районах ДРК изменения в землепользовании связаны с деградацией источников питьевой воды. Основную угрозу источникам питьевой воды представляет нерегулируемый рост городских и сельских территорий. Отсутствие зон охраны питьевой воды приводит к тому, что уязвимые источники воды подвергаются загрязнению и деградации земель . Родники, зоны водозаборов рек, устья колодцев , приоритетные участки озер и водохранилищ, а также зоны пополнения водоносных горизонтов представляют собой наиболее находящиеся под угрозой исчезновения территории источников воды, которые, как правило, лишены какой-либо формы идентифицируемой демаркации и защиты. Изменение структуры стока , усиление эрозии и деградация окружающей среды являются последствиями нерегулируемого расширения населенных и сельскохозяйственных территорий. Жилищное строительство, плохое строительство дорог , выгребные ямы , септики , горнодобывающая промышленность и хвостохранилища вносят важный вклад в загрязнение водных источников. В городских районах промышленность, заправочные станции , гаражи, скотобойни и ливневые стоки являются дополнительными источниками загрязнения. загрязнение . Биологическое загрязнение сточными водами и удалением твердых отходов, а также повышенное содержание взвешенных отложений являются двумя основными источниками загрязнения. [5]
Основной причиной деградации водных ресурсов является отсутствие организованного планирования и управления землепользованием . общенациональный мониторинг качества воды . Кроме того, отсутствует [5]
Решение водного кризиса: рекомендации ООН
[ редактировать ]Для достижения целей по водным ресурсам, заявленных в Документах о стратегии роста и сокращения бедности и Целях развития тысячелетия ООН, ЮНЕП опубликовала несколько рекомендаций по решению водных проблем в ДРК в своем техническом отчете в 2011 году. Эти рекомендации сосредоточены вокруг трех ключевых аспектов. : Поддержка реформы управления водным сектором, наращивание технического и институционального потенциала и создание научной информационной базы. [5]
Рекомендации, выделенные как «ключевые меры», включают: а) разработку национальной водной политики , отраслевых водных стратегий и законодательных положений; б) создание комплексной национальной информационной системы по водным ресурсам; в) реализация автономного, общинного управления микромасштабной водной инфраструктурой; г) создание программы по наращиванию потенциала децентрализованных водохозяйственных учреждений; д) разработка и реализация планов защиты источников на водоразделах. [5]
Рекомендации ООН по водным проблемам в ДРК были рассчитаны на 2015 год, что соответствует Целям развития тысячелетия ООН. Глобальный доклад ООН «Цели развития тысячелетия» за 2015 год уже доступен. [18] Однако детальная оценка текущей ситуации в водном секторе Демократической Республики Конго пока не опубликована. В январе 2016 года Всемирный банк заказал исследование для характеристики уровня бедности в ДРК, включая оценку качества доступа к услугам водоснабжения и санитарии. [19]
См. также
[ редактировать ]- Генератор атмосферной воды
- Демократическая Республика Конго
- Опреснение
- Дефицит воды в Африке
- Водные проблемы в развивающихся странах
- Дефицит воды
- Водная политика
- Комплексное управление водными ресурсами
- Цели развития тысячелетия ООН
- Экономический дефицит воды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Проблемы решения водных проблем и инструменты политики: региональные перспективы и тематические исследования» (PDF) . Международный валютный фонд. 2015.
- ^ Jump up to: а б с д «Данные ООН. Демократическая Республика Конго» . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Альянс, Global Water (01 июля 2015 г.). «Уроки ДРК: важность водной инфраструктуры» . Глобальный водный альянс . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Бомпанг, Дидье; Жироду, Патрик; Хандшумахер, Паскаль; Пиарру, Рено; Судре, Бертран; Экванзала, Мосиана; Кебела, Илунга; Пиарру, Мартина (2008). «Озера как источник вспышек холеры, Демократическая Республика Конго - Том 14, номер 5 - май 2008 г. - Журнал по новым инфекционным заболеваниям - CDC» . Новые инфекционные заболевания . 14 (5): 798–800. дои : 10.3201/eid1405.071260 . ПМК 2600234 . ПМИД 18439365 . Проверено 30 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление «Водные проблемы в Демократической Республике Конго. Проблемы и возможности. Технический отчет» (PDF) . Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). 2011.
- ^ Jump up to: а б с «Демократическая Республика Конго. Профиль водоснабжения и санитарии» (PDF) . Помощь США. 2010.
- ^ «Права на воду и санитарию в национальном законе «Права на воду и санитарию» . www.righttowater.info . Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Обзор состояния страны AMCOW. Водоснабжение и санитария в Демократической Республике Конго. Нет воды. Превращение финансов в услуги на 2015 год и далее» (PDF) . Всемирный банк. Программа водоснабжения и санитарии – Африканский регион. 2011.
- ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень АКВАСТАТ по стране. Демократическая Республика Конго» (PDF) . ФАО. 2016.
- ^ «WASHwatch.org – Конго» . www.washwatch.org . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Совместная программа ВОЗ/ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии.
- ^ «Санитария и гигиена в развивающихся странах: выявление препятствий и реагирование на них. Тематическое исследование из Демократической Республики Конго» (PDF) . Слезный фонд. 2007.
- ^ Jump up to: а б «В ДР Конго программа ЮНИСЕФ расширяет возможности сообществ по улучшению водоснабжения и санитарии» . ЮНИСЕФ . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б GmbH, Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ). «Поддержка реформы водного хозяйства» . www.giz.de. Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ «ВОЗ | Демократическая Республика Конго: количественная оценка кризиса» . www.who.int . Архивировано из оригинала 26 января 2015 года . Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ «Водные проблемы в Демократической Республике Конго: вызовы и возможности – технический отчет» . РельефВеб . 22 марта 2011 г. Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Джессика, Рой; Бен, Кроу (26 марта 2004 г.). «Гендерные отношения и доступ к воде: что мы хотим знать о социальных отношениях и распределении времени женщин» . Центр глобальных, международных и региональных исследований .
- ^ «Цели развития тысячелетия ООН» . www.un.org . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «Доступ к воде, санитарии и гигиене — серьезная проблема в Демократической Республике Конго, — Грет» . Грет . 02.05.2016 . Проверено 29 мая 2016 г.