Двигатель Ford-Cosworth Indy V8
Форд-Косворт Инди V-8 [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Форд - Косворт |
Производство | 1975–2007 [ 4 ] |
Макет | |
Конфигурация | 90° V-8 |
Смещение | 2,65 л (162 куб. Дюймов ) |
Диаметр цилиндра | 85,67 мм (3,373 дюйма) 90 мм (3,5 дюйма) 92 мм (3,6 дюйма) |
Ход поршня | 57,3 мм (2,26 дюйма) 52 мм (2,0 дюйма) 49,8 мм (1,96 дюйма) |
Клапанный механизм | 32-клапанный, DOHC , по четыре клапана на цилиндр. |
Степень сжатия | 11.2:1 |
Горение | |
Турбокомпрессор | Косворт |
Топливная система | Электронный впрыск топлива |
Тип топлива | Бензин / Метанол |
Масляная система | Сухой картер |
Выход | |
Выходная мощность | 700–1000 л.с. (522–746 кВт ) [ 5 ] [ 6 ] |
Выходной крутящий момент | 340–361 lb⋅ft (461–489 N⋅m ) |
Размеры | |
Сухой вес | 120 кг (265 фунтов ) [ 7 ] |
Хронология | |
Предшественник | Двигатель Форд Инди V8 |
Двигатель Ford-Cosworth Indy V8 представляет собой серию механически аналогичных с турбонаддувом 2,65-литровых двигателей V-8 , спроектированных и разработанных компанией Ford в партнерстве с Cosworth для использования в американских гонках на открытых колесах . Он производился более 30 лет и использовался в Auto Club (USAC) сериях Championship Car Championship , CART и Champ Car World Series в период с 1976 по 2007 год . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Двигатель DFX представлял собой автомобильную версию очень успешного 3-литрового двигателя Ford-Cosworth DFV Формулы-1 для Indy , разработанного бывшим Lotus инженером Китом Даквортом и Колином Чепменом при поддержке Ford для Lotus 49 для кампании в сезоне 1967 года. Этот двигатель одержал 155 побед в период с 1967 по 1985 год в Формуле-1. Вариант DFX был первоначально разработан для использования в автомобилях Indy Парнелли Джонсом в 1976 году, и вскоре его место занял Cosworth. Этот двигатель выигрывал Индианаполис 500 десять лет подряд с 1978 по 1987 год, а также выигрывал все чемпионаты USAC и CART в период с 1977 по 1987 год. С 1981 по 1986 год на нем была одержана 81 победа подряд на автомобилях Indy, всего 153 победы на автомобилях Indy. [ 11 ]
DFX
[ редактировать ]Одним из самых успешных и долгоживущих проектов Cosworth была программа по производству автомобильных двигателей Indy. В 1975 году; Компания Cosworth разработала DFX, уменьшив объем двигателя до 2,65 л и добавив турбонагнетатель . DFX стал стандартным двигателем для гонок IndyCar, положив конец господству Offenhauser и сохраняя эту позицию до конца 1980-х годов.
Версия DFV с турбонаддувом объемом 2,65 л была разработана в частном порядке командой Велса Парнелли Джонса для сезона USAC 1976 года , несмотря на сопротивление со стороны Дакворта. [ 12 ] Автомобиль Парнелли-Косуорт одержал свою первую победу на Pocono 500 1976 года , пятой гонке сезона, под управлением Эла Унсера . [ 12 ] Унсер и его Парнелли с двигателем Cosworth до конца года одержали еще две победы в Висконсине и Финиксе и завершили чемпионат на четвертой позиции.
Дакворт был гостем команды Велса Парнелли во время победы в Поконо, поскольку Парнелли Джонс и Вел Милетич хотели сделать команду североамериканским дистрибьютором двигателей Indycar с турбонаддувом. [ 12 ] Однако вскоре после первой победы в гонках Cosworth переманила двух ключевых инженеров из команды Парнелли и открыла предприятия в Торрансе, Калифорния , для разработки и продвижения двигателя самостоятельно. [ 12 ] С тех пор он стал известен как DFX. В дальнейшем он доминировал в автогонках Инди примерно так же, как DFV доминировал в Формуле-1. Двигатель выигрывал Индианаполис 500 десять лет подряд с 1978 по 1987 год, а также выигрывал все чемпионаты USAC и CART в период с 1977 по 1987 год, за исключением одного. В течение короткого времени в начале 1980-х некоторые двигатели DFX имели марку Ford. С 1981 по 1986 год на автомобилях DFX была одержана 81 победа подряд на автомобилях Indy, всего 153 победы. К моменту замены двигатель DFX развивал мощность более 840 л.с. (630 кВт).
ДФС
[ редактировать ]В 1986 году GM профинансировала британскую фирму Ilmor для создания конкурента DFX в автогонках Инди. Ilmor Indy V-8 Марио Иллиена быстро завоевал господство в этом виде спорта.
В ответ Ford поручил Cosworth модернизировать DFX, включив в него ряд улучшений DFR. В 1989 году они представили обновленную «короткоходную » версию автомобильного двигателя Indy, которая будет называться «DFS» («S» для короткоходного двигателя ). [ 13 ] и гильзы Nikasil Aluminium, принятые на вооружение DFY в 1983 году.
В первом сезоне двигатель использовался двумя командами: Kraco Racing ( Бобби Рахал ) и Диком Саймоном Racing ( Арье Луендык ), и его разработка была попыткой вернуть себе доминирование в этом виде спорта. На гонке Indianapolis 500 1989 года ни одна машина не квалифицировалась в первых двух рядах, но обе стартовали в первой десятке. В день гонки оба гонщика выбыли из-за отказа двигателя. Рахал выиграл одну гонку в 1989 году на Гран-при Медоулендса . Однако в конце сезона команда Kraco объединилась с Галлесом , отказалась от программы и перешла на Chevrolet.
В 1990 году развитие фабрики продолжили Скотт Брайтон и Доминик Добсон . [ 14 ] но ни один из них не выиграл ни одной гонки. Двигатель использовался другими командами CART в 1991–1992 годах и был снят с производства после появления Ford Cosworth XB, одержав только одну победу - победу Рахала в 1989 году.
XB/XD/XF/XFE
[ редактировать ]Компания Ford-Cosworth разработала совершенно новую линейку двигателей для использования в IndyCar взамен устаревших DFX и DFS. Серия X, известная как Ford-Cosworth, дебютировала в 1992 году, начиная с XB. Силовая установка выиграла восемь поулов и пять гонок в сезоне 1992 года , а гонщик Майкл Андретти финишировал вторым по очкам. В 1993 году Найджел Мэнселл выиграл пять гонок на пути к чемпионату CART 1993 года , впервые для XB. В 1995 году Жак Вильнев выиграл гонку «Индианаполис 500» 1995 года и чемпионат серии 1995 года . В том году XB выиграл 10 из 17 гонок, что сделало 1995 год самым успешным годом в CART.
XB был заменен на XD в серии CART в 1996 году. Однако XB использовался несколькими командами в сезоне Indy Racing League 1996 года и выиграл Indianapolis 500 1996 года .
XF был разработан для сезона 2000 года, чтобы заменить XD, и был выбран в качестве двигателя для чемпионата Champ Car World Series в 2003 году. Самая последняя версия XF, 2,65-литровый XFE, продолжала выполнять эту роль в течение сезона 2007 года. [ 15 ] [ 16 ] Мировая серия Champ Car World Series установила ограничение частоты вращения в 12 000 об / мин по сравнению с более чем 15 000 об / мин в 2002 году. Модель XFE 2004 года имела номинальную мощность 750 лошадиных сил (559 кВт; 760 л.с.) при 1054 мм рт . ст. (давление наддува на впуске). и максимальная мощность 800 л.с. (597 кВт; 811 л.с.) при 1130 мм рт.ст. (в режиме Push-to-Pass). Максимальная скорость XFE 2004 года составляла 12 000 об / мин (ограничение по числу оборотов), а крутящий момент - 490 Нм (361 фунт-сила-фут ). Корпус турбины из алюминия и железа выдержал давление 5,9 фунтов на квадратный дюйм на уровне моря (= повышение на 12 дюймов ртутного столба, что составляет 41,5 дюймов ртутного столба абсолютного давления). В двигателе, работающем на метаноле, использовался стальной коленчатый вал и поршни из алюминиевого сплава. Вес составлял 120 кг (264,6 фунта), а длина — 539 мм (21,2 дюйма). [ 17 ]
В 2007 году название Ford было удалено с деталей двигателя, поскольку производитель решил не продолжать спонсировать серию. [ 18 ] Было внесено несколько других изменений в двигатель, в частности, удален калиброванный «откидной клапан», предназначенный для ограничения давления турбонаддува, и заменен электроникой двигателя. Номинальный срок службы двигателя между ремонтами составлял 1400 миль (2300 км). Двигатели были отправлены гоночными командами в Cosworth для ремонта. В 2007 году Champ Car перешла на новое шасси Panoz DP01 , которое, как утверждалось, обеспечивало лучшую подачу воздушного потока в двигатель. Мировая серия Champ Car объединилась с серией IndyCar Перед сезоном 2008 года , и в настоящее время Cosworth не поставляет двигатели ни для одной американской гоночной серии с открытыми колесами.
В середине 2003 года Cosworth предоставила 3,5-литровый двигатель V8 XG под маркой Chevrolet Gen 4 командам серии IRL IndyCar после того, как запатентованный двигатель Chevrolet Gen 3, созданный Ilmor, оказался неадекватным по сравнению с конкурирующими Honda и Toyota в сезоне 2003 года. Хотя многие команды покинули Chevrolet после сезона 2003 года, те, кто остался, увидели значительное улучшение характеристик благодаря новому двигателю Chevworth по сравнению с предыдущими моделями. XG финишировал вторым в своей первой гонке в Мичигане 27 июля 2003 года. Сэм Хорниш-младший выиграл в том сезоне 3 гонки на новом XG. В сезоне 2004 года размер XG был уменьшен до 3 л, и он выиграл одну гонку в 2005 году во время последнего сезона Chevrolet в IRL.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Журналы, Hearst (1987). Популярная механика . Журналы Херста.
- ^ «Двигатель Cosworth DFX Indy» . Музей американской скорости Speedway Motors . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ « Что нового на Indy 500 — Popular Mechanics , июнь 1992 года» . Hearst Magazines. Июнь 1992 года . Проверено 14 мая 2022 года .
- ^ «Двигатель Cosworth DFX V-8, 1975-1985» . Проверено 23 мая 2022 г.
- ^ «История Panoz Motorsports, ФИНАЛ, январь 2018 г.» (PDF) . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «ЧЕМП КАР МЕДИА КОНФЕРЕНЦИЯ» . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Двигатели и детали двигателей» .
- ^ «Программа разработки двигателей Ford-Cosworth выходит далеко за рамки силовой установки» . Автомобильные новости . 08.12.2015 . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Технические характеристики двигателя Cosworth XD Indycar 1996 года» . www.race-cars.com . Архивировано из оригинала 10 января 2020 г. Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «CHAMPCAR/CART: двигатель Ford Cosworth XF представлен в Фонтане» . us.motorsport.com . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Инди 500 – 100-я гонка» . cosworth.com. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 г. Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кирби, Гордон (март 2013 г.). «Файлы DFX» . Мотоспорт . Том. 89, нет. 3. С. 114–118 . Проверено 26 сентября 2018 г.
- ^ Глик, Шав (9 марта 1989 г.). «Возвращение Cosworth – ключ к надеждам Рахала» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Глик, Шав (24 мая 1990 г.). «11 автомобилей Buick проведут собственную гонку в Инди 500» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Автонеделя (22 мая 2002 г.). «Cosworth поставит двигатели CART в 2003 году» . Автонеделя . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Двигатели Cosworth запущены и готовы к участию в чемпионате Champ Car World Series 2007 | Auto123.com» . www.auto123.com . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Косворт XD» . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ «Гоночные двигатели и запчасти: теперь доступны автомобильные двигатели Cosworth Ford XFE Indy» . indycompetition.com . Проверено 18 января 2021 г.