Джейн Рис (фотограф)
Джейн Рис (18 июня 1868 г. - 10 июня 1961 г.) [ 1 ] был широко известным американским фотографом -иллюстратором начала 20 века. Большую часть своей жизни она прожила в Дейтоне, штат Огайо , и принимала активное участие в местной, национальной и международной фотосцене. За свою 40-летнюю карьеру она выставлялась более чем в 100 фотосалонах и выставках по всему миру, получая множество наград, премий и наград. [ 2 ] Рис теперь признан одним из самых выдающихся художников Дейтона.
Биография
[ редактировать ]Рис скрывала свой возраст и многие факты из своей жизни. Иногда кажется, что она приукрашивала или преувеличивала детали своей истории. Многое из того, что известно о ней, было собрано из ее студийных записей, писем и интервью с друзьями и членами семьи. Она утверждала, что родилась в бревенчатой хижине недалеко от Вест-Джефферсона, штат Огайо ; она никогда не раскрывала и, возможно, не знала точной даты. Записи показывают, что она была одной из четырех детей, рожденных Уильямом Л. Рисом (1833–1879) и Мэри Аугсбургер Рэнсомер (1837–1934). Уильям Рис был ветераном Гражданской войны в США , во время которой он находился в плену. После его смерти она и ее братья и сестры воспитывались в стесненных условиях. [ 3 ] в Зейнсвилле, штат Огайо . Ее брат Лоусон там занялся фотографией и работал в фотостудии Мунца и Пака. Рис также некоторое время проработал там и числился «художником» или «художником-ретушером». [ 4 ]
Как и многие фотографы того периода, Рис начала свою творческую карьеру как художница и утверждала, что начала серьезно фотографировать только тогда, когда серьезное заболевание, предположительно спинальный менингит или туберкулез , вынудило ее отказаться от живописи в 1903 году. Она сказала, что занялась фотографией во время выздоровления от болезни в доме родственников в Саутерн-Пайнс, Северная Каролина , по настоянию ухаживавшей за ней медсестры. Однако в 1901–02 годах Рис была указана в Городском справочнике Дейтона как имеющая «студию», и есть десятки сделанных ею фотографических портретов, по-видимому, относящихся к этому периоду. [ 5 ]
В декабре 1903 года Рис вернулась после выздоровления в Северной Каролине и переехала в Дейтон, где открыла большую фотостудию (она назвала ее «Рембрандт», надеясь, что художественное название поможет привлечь клиентов, которым нужны были студийные портреты — ее стратегия сработала хорошо) поскольку в течение следующего года она записала, что сделала более 600 фотографических силуэтных портретов). [ 6 ]

За несколько лет фотографический стиль Риса превратился из простого портрета в более художественный. Для вдохновения она подписалась на Альфреда Штиглица важные журналы «Camera Notes» и «Camera Work» . В 1907 году она создала одно из своих самых известных изображений — автопортрет, известный как «Девушка Пуансеттия». В этой работе Рис, возможно, находился под влиянием другой женщины-фотографа, Евы Уотсон-Шютце , чья фотография «Роза» была опубликована в журнале «Camera Work» в 1905 году.
К 1909 году она почувствовала необходимость повышения квалификации в области фотографии и ненадолго переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться у Кларенса Х. Уайта в Колумбийском университете . Она пробыла там чуть меньше четырех месяцев, а позже заявила, что Уайт счел ее работу слишком продвинутой, чтобы она могла оставаться его ученицей. В записях и записях Уайта и Риса того периода неясно, действительно ли она посещала Колумбийский университет, хотя она действительно создала портрет Уайта в его студии. [ 7 ] Также известно, что во время этого визита она встречалась с Гертрудой Кезебир , хотя степень их связи неясна. [ 2 ] Рис вернулся в Дейтон в октябре того же года и открыл новую портретную студию. За короткое время у нее появилось множество клиентов, и в течение следующих нескольких лет она сделала множество коммерческих портретов известных семей Дейтона.

В 1911 году Рис отправилась в Калифорнию, где сделала небольшую серию фотографий, которые определили ее художественный стиль и жизнь того времени. Сериал под названием « Душа в рабстве » интерпретировал мифологическую историю Андромеды , которая была привязана к скалам у океана и спасена Персеем . Рис сделал фотографии на острове Каталина , и моделью, как полагают, была бывшая жительница Дейтона Мари Пейза. Доминк Вассёр, бывший куратор Дейтонского института искусств , сказал, что эта серия «символизирует психологическую и эмоциональную борьбу огромной важности, которую можно считать автобиографической». [ 8 ] В то время Рис сомневалась в своей приверженности фотографии и карьере, которую она выбрала; она испытывала финансовые трудности, и ее здоровье было плохим.
Она, должно быть, разрешила все свои сомнения перед поездкой в Калифорнию, поскольку после возвращения в Дейтон в 1912 году она расширила свой художественный репертуар, включив в него как портретный бизнес, так и художественные образы. Среди ее наиболее известных произведений этого периода - «Ветеран» (1912) и «Откуда» (1916).

В 1919 году Рис вернулась, чтобы навестить друзей в Лос-Анджелесе, и там она сфотографировала Эдварда Уэстона , Тину Модотти и ее гражданского мужа Рубе де л'Абри Ричи . [ 9 ] В соответствии со своим стилем изображения она изобразила Модотти и Ричи в костюмах и придала им «художественные» характеры. Фотография Ричи, изображающего Христа, называлась «Сын Человеческий» , а фотография Модотти называлась « Утопили мою славу в мелкой чашке» ; это стало одним из ее самых известных изображений. Название происходит от строки (из строфы 93), взятой из Эдварда Фицджеральда перевода Омара Хайяма : 1859 года «Рубайят» «Утопил мою славу в мелкой чаше / И продал свою репутацию за песню». [ 10 ]
Рис, которая на протяжении всей своей жизни страдала как психическими, так и физическими недугами, заболела в Лос-Анджелесе и оставалась там до конца 1920 года. Вернувшись в Дейтон, она вступила в самый плодотворный и художественно значимый период своей карьеры. На протяжении большей части 1920-х и начала 1930-х годов она добилась национального и международного признания за свою работу, получив международное признание и награды. Одной из причин ее успеха было то, что она использовала в своей работе множество различных стилей; она регулярно экспериментировала с разными жанрами, моделями и сюжетами. Историк фотографии Наоми Розенблюм сказала, что Рис «был мусорщиком стилей, находя идеи как в портретной живописи, так и для салонных работ в искусстве натуралистов, символистов, а иногда и в кубизме». [ 11 ] Сьюзан Талбот-Стэнэуэй, директор Художественного музея Зейнсвилля (Огайо), в котором хранится около 70 фотографий Риса, сказала, что Рис любил создавать «тщательно выстроенные маленькие истории». [ 12 ] в ее изображениях.

Некоторые из ее самых ярких фотографий были созданы в 1922 году, когда она наложила на негативы танцора Гарри Лозе трафареты, чтобы создать смелые геометрические узоры освещения, напоминающие более поздние работы Мана Рэя . Также в это время Рис экспериментировал с автохромами. [ 13 ] и короткометражные фильмы.
Из-за возросшей известности в 1920-х годах Рис была занята съемкой портретов многих художников и знаменитостей того времени, в том числе графа и графини Ильи Толстого , Яна Кубелика , Маргарет Вудро Вильсон , Германа Сакса , Роберта Фроста , Роланда Хейса и Хелен Келлер . После посещения Европы в 1923–24 годах она была востребована на многих международных выставках. За трехлетний период с 1928 по 1930 годы ее фотографии были включены как минимум в 65 салонов и выставок, включая крупные выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Лос-Анджелесе, Париже, Лондоне, Праге, Амстердаме, Токио, Стокгольме, Копенгагене, Торонто, Эдинбург, Мадрид и Антверпен. [ 14 ]
Где-то в середине 1930-х годов у Рис стало ухудшаться зрение, и, вкупе со спадом популярности пикториализма, она стала производить всё меньше и меньше. В 1944 году, в возрасте 76 лет, она наконец заявила, что вообще отказывается от фотографии из-за «молчания ушей и затуманивания зрения». [ 15 ]
Она продолжала выставлять свои работы и была удостоена чести персональных выставок в Художественном институте Кармель и Дейтонском художественном институте в 1947 году. Однако к 1950-м годам пикториализм в значительной степени потерял популярность в мире фотографии, и Рис, не обнаружив для дальнейшего использования в своих архивах, пожертвовала более 400 фотографий Дейтонскому институту искусств. Последние годы она прожила в условиях растущего плохого здоровья, изоляции и бедности. Она умерла в Дейтоне за восемь дней до своего 93-летия. Ее коллекция из более чем 10 000 негативов на стеклянных пластинах была передана Государственному университету Райта . [ 16 ]
После смерти Рис ее работы были открыты заново, и теперь она известна своим сильным художественным видением и лидерством в фотографии в меняющийся период в истории этой среды. После ее смерти Дейтонский институт искусств провел две ретроспективы ее работ: одну в 1986 году и еще раз в 1997 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Баттнер, Берта Б. (16 ноября 2004 г.). «Джейн Рис» . Найти могилу .
- ^ Jump up to: а б Кирк, Мэриэнн. «Невидимый образ: примирение ранней истории женщин-фотографов» . Архивировано из оригинала 5 июня 2010 года . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Наоми., Розенблюм (2000). История женщин-фотографов (Второе издание, обновленное и расширенное изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 347. ИСБН 0789206587 . OCLC 43729073 .
- ^ Вассер, стр. 16-18
- ^ Вассер, с. 18
- ^ Вассер, с. 19
- ^ Фултон, стр. 33-34.
- ^ Вассер, с. 29
- ^ Кришер, Труди (октябрь 1992 г.). «Создатель картинок». Журнал Огайо . 15 (7): 99.
- ^ Лоу, Сара Маргарет. «Видение Тины Модотти: фотографический модернизм в Мексике, 1923–1930». Докторская диссертация, Городской университет Нью-Йорка, 1996, с. 48.
- ^ Наоми., Розенблюм (2000). История женщин-фотографов (Второе издание, обновленное и расширенное изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. п. 81. ИСБН 0789206587 . OCLC 43729073 .
- ^ Гилсон, Нэнси. «Женщина из Огайо оставила след в фотографии своими неземными образами» . Проверено 5 ноября 2011 г.
- ^ Браник, стр. 1-4.
- ^ Вассер, стр. 168-175
- ^ «Интервью с Джейн Рис». Бюллетень Дейтонского института искусств . 21 (5). Март – апрель 1963 г.
- ^ Мэри Сэйр Хэверсток; Жаннетт Махони Вэнс; Брайан Л. Меггитт (2000). Художники в Огайо, 1787–1900: Биографический словарь . Издательство Кентского государственного университета. п. 713. ИСБН 978-0-87338-616-6 . Проверено 23 июля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бранник, Джон А. «Джейн Рис и ее автохромы». История фотографии. Том 13, № 1 (январь-март 1989 г.), стр. 1–4.
- Фултон, Марианна с Бонни Йохельсон и Кэтлин А. Эрвин. Пикториализм в модернизм: Школа фотографии Кларенса Х. Уайта. Нью-Йорк: Риццоли, 1996. ISBN 0-8478-1936-1
- Розенблюм, Наоми. История женщин-фотографов. Нью-Йорк: Абвиль Пресс, 1994. ISBN 1-55859-761-1
- Художественный музей Сан-Франциско. Женщины-фотографы: исторический обзор. Сан-Франциско: Художественный музей Сан-Франциско, 1975.
- Вассер, Доминик Х. Освобожденная душа: фотографии Джейн Рис. Дейтон, Огайо: Дейтонский институт искусств, 1997. ISBN 0-937809-13-6